Что относится к лесоматериалам технология 5 класс
§ 3. Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Древесина
Древесина — это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода — это вид многолетнего древесного растения. Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья (дуб, берёза, липа, осина, бук и др.), и хвойные, имеющие листья в виде иголок (ель, сосна, кедр, лиственница и др.).
Рис. 2. Строение ствола: 1 — кора; 2 — сердцевина; 3 — луб; 4 — годичные кольца; 5 — сердцевинные лучи; 6 — ядро; 7 — заболонь
Древесина некоторых пород не одинаково окрашена (дуб, рябина, сосна, лиственница и др.) — вокруг сердцевины она более тёмная, чем у коры. Такую тёмную часть называют ядром 6.
Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон (рис. 3, 4). Породы древесины различают по цвету, текстуре, запаху, твёрдости.
Лиственные породы (рис. 3). Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве.
Рис. 3. Текстура лиственных пород древесины
У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов.
Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой.
Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др.
Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это — твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков.
Рис. 4. Текстура хвойных пород древесины
У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели.
Лиственница — единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на тексгуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении.
Пиломатериалы
Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль (рис. 5, а, 6) и получают пиломатериалы, доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль. Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины. Пиломатериалы имеют следующие элементы (рис. 6): пласть, ребро, торец, кромка.
Рис. 5. Виды пиломатериалов: а — бревно с разметкой; б — виды пиломатериалов: 1 — горбыль; 2 — бруски; 3 — доска необрезная; 4 — брус; 5 — доска обрезная
Рис. 6. Элементы пиломатериалов: 1 — пласть; 2 — ребро; 3 — торец; 4 — кромка
Древесные материалы
Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др.
Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из измельчённой древесины. ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.
Для изготовления фанеры (рис. 8) подготовленные и нарезанные листы шпона намазывают клеем. Затем накладывают друг на друга, чтобы направление волокон в листах было взаимно перпендикулярным, и сжимают под прессом до полного склеивания. Такое перекрёстное расположение волокон делает фанеру прочным материалом. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении.
Рис. 8. Изготовление фанеры из листов шпона: а — расположение волокон на соединяемых клеем листах шпона; б — клеёная фанера
Лабораторно-практическая работа № 1
Распознавание древесины и древесных материалов
Новые слова и понятия
Древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, сердцевина, годичные кольца), текстура; пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка); древесные материалы (шпон, фанера).
Конспект урока технологии в 5 классе «Породы древесины, части дерева. Виды пиломатериалов»
Конспект урока 5 класс
Породы древесины, части дерева. Виды пиломатериалов.
Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.
Ход урока:
1. Закрепление пройденного материала.
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
1. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)
2. Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)
4. Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)
5. Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)
6. Служит для закрепления заготовок. (Зажим)
7. Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клинья)
2. Сообщение цели урока
I. Изложение нового материала.
— Давайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, металл и каме нь.
Одновременно древесина имеет и отрицательные качества: легкая загораемость, коробление при высушивании, загниваемость.
Лиственные и хвойные.
— Из чего же состоит дере во?
Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои. Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части. Рис. 3
— Что по ним можно узна ть?
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 4). Разрез (1, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.
Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету. (Показать, как определять породы древесины по плакату.)
Недостатками древесины являются еще и пороки: сучковатость (рис. 5р, червоточины (рис 5,6). Они ограничивают использование древесины в промышленном производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.
Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.
При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б, бруски (в, доски (г, д, пластины (е, четвертины (ж) и горбыли (з)
Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласт, кромка, торец, ребро.
(Указать на плакате. В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру.)
— Как ее получа ют?
Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.
— Где ее применя ют?
В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.
— Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это знач ит?
Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.
— Что из них изготавлива ют?
Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях
— А что такое Д ВП?
Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.
— В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВ П?
Они боятся сырости.
Ш. Практическая часть
2. Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.
Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).
IV. Заключительная часть.
Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.
Провести уборку мастерской.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.
Конспект урока для 8 класса «Виды мышления» Тема урока «Виды мышления» Тип урока – Комбинированный Цели : Образовательная: Ознакомление учеников с видами мышления; Развивающая: Развитие.
Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе «Рисование с натуры осенней кленовой ветки дерева в акварели» Всем хорошего дня! Я пока ещё студент, получаю педагогическое образование. Хотела бы выложить на ваш суд свои конспекты уроков, которые.
Конспект урока по технологии во 2 классе «Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами» Конспект урока по технологии подготовила учитель начальных классов Павлова Анастасия. Тема: «Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями.
Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.
Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.
Конспект урока в 1 классе «Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]» ема: Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Тип урока: Цель: Автоматизация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’] в слогах, в словах и в предложениях. Задачи:.
Конспект урока по технологии в 7 классе для девочек «Виды теста и выпечки» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа Разработка урока по технологии.
Презентация по технологии 5 класс ФГОС на тему «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Какой из материалов человек научился обрабатывать одним из первых? Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. Тема урока:
Чем отличаются эти образцы? ель сосна лиственница дуб берёза осина
Что такое текстура? Текстура – природный рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевидных лучей и волокон.
Удобно ли использовать древесину в таком виде?
Пиломатериалы Пиломатериалы – материалы, полученные при продольном распиливании ствола дерева. а – бревно с разметкой; б – пиломатериалы: 1 – горбыль; 2 – бруски; 3 – доска необрезная; 4 – брус; 5 – доска обрезная.
Элементы пиломатериалов 1 – пласть; 2 – ребро; 3 – торец; 4 – кромка.
Древесные материалы Фанера – слоистый материал, склеенный из нескольких тонких листов древесины (шпона).
Древесные материалы ДСП – древесно-стружечные плиты ДВП – древесно-волокнистые плиты
Проверь себя Рабочая тетрадь стр.4 №2 Пиломатериалы Древесные материалы Доска Древесно- стружечная плита (ДСП) Брус Фанера Древесно- волокнистая плита (ДВП) Горбыль Брусок Шпон
Лабораторно-практическая работа №1 Рабочая тетрадь стр. 5 №4, №5. Номер образца Порода Текстура Цвет Запах Твердость 1 2 3 Характеристика материала Тип древесногоматериала ДСП ДВП ШПОН ФАНЕРА Состав материала толщина
Домашнее задание: Учебник «Технология» §3, воросы стр. 15; Рабочая тетрадь: стр. 5 задание №5 * Найти в Интернете информацию о новых древесных материалах (не указанных в учебнике)
Я узнал. Я научился. Мне пригодится это.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация ко второму уроку по технологии в 5 классе, учебник Технология. Индустриальные технологии 5 класс А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко (ФГОС) «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».
На уроке учащиеся осваивают новые знания о древесине, пиломатериалах и древесных материалах; приобретают умения распознавать породы по текстуре, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду.
В презентации раскрываются понятия древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины, текстура, пиломатериалы, элементы пиломатериалов, древесные материалы. Презентация содержит задания со ссылками на рабочую тетрадь по технологии на печатной основе А.Т.Тищенко, Н.А.Буглаевой.
Номер материала: 362929
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы»
Содержимое разработки
Конспект урока «Древесина. Пиломатериалы. Древесные материалы»
Под понятием «Древесина» принято считать внутреннюю часть ствола дерева, расположенную под его корой и освобожденную от веток и корней.
Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина. Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая.
Попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает.
Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы.
Из дерева строилась Великая Русь.
Лес – это национальное богатство нашей родины. По размерам лесных площадей, по запасам древесины Россия занимает первое место в мире.
Каких только деревьев не произрастает на территории нашего государства.
Богаты наши леса не только количеством древесины, но и различными её видами, то есть породами.
На какие две группы пород делится вся древесина?
Вырубкой и охраной леса занимается лесная промышленность.
ЛЕСХОЗЫ И ЛЕСНИЧЕСТВА :
организуют и осуществляют рубку леса.
занимаются вывозкой леса.
разделкой по сортам.
отпускают его заготовителям.
производят новые посадки.
выращивают молодые саженцы.
охраняют лес от пожаров.
Переработкой леса, производством лесоматериалов и пиломатериалов занимается деревообрабатывающая промышленность
Лесоматериалы – это материалы из спиленных деревьев после очистки от ветвей и разделения поперёк ствола на части требуемой длины.
Бревно – это часть ствола дерева заданной длины, полученная его поперечным делением.
Кряж – это отрезок бревна, предназначенный для выработки специальных видов продукции (фанеры, лыж и др.)
Чурак – это отрезок кряжа, длина которых соответствует размерам, необходимым для обработки на станках.
Пиломатериалы – это материалы полученные при продольной распиловке ствола дерева.
Сначала бревно очищают от коры. Эту операцию выполняют специальные деревообрабатывающие станки. Пиление бревен производят на лесопильных рамах. Там и получают всевозможные виды пиломатериалов.
Лесопильная рама – машина для продольной распиловки бревен пилами, укрепленными в так называемой пильной рамке, совершающей вертикально-поступательные движения. Спереди и сзади лесопильной рамы закреплены приводные, вращающиеся вальцы, подающие бревна.
Каждая рамная пила в бревне пропиливает паз (щель) шириной 5…7 мм, называемый пропилом.
По форме и размерам поперечного сечения пиломатериалы делятся на виды:
Основными пиломатериалами, получаемыми на лесопильной раме, являются брусья и доски.
Горбыль. Получается, как побочный продукт при распиловке бревен на брус или при распиловке бревен сразу на доски (в этом случае к горбылю относят саму внешнюю доску, одна сторона которой частично не плоская).
В целях экономии древесины все большее распространение получают материалы, изготовленные из отходов: коры, стружки, древесной пыли, оставшихся после распиловки бревен.
Древесно-стружечная плита (ДСП)— листовой материал, изготовленный путем горячего прессования древесных частиц, смешанных со связующим веществом. В качестве связующего вещества применяют смолы.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДСП:
— почти не коробятся;
— хорошо обрабатываются.
Древесностружечные плиты применяются в мебельном производстве, в строительстве, радиопромышленности.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДВП:
— приятный серый цвет;
— ровная гладкая поверхность,
— хорошо гнется.
Применяются древесно-волокнистые плиты при облицовке стен и потолков, производстве мебели, дверей.
Из шпона делают фанеру.
ФАНЕРА – слоистый древесный материал из склеенных между собой листов шпона с взаимно перпендикулярным расположением волокон древесины каждого листа. Фанера бывает трехслойная, пятислойная и многослойная.
Её толщина от 2 до 20мм.
ОСНОВНЫМИ СВОЙСТВАМИ ФАНЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
— прочнее древесины;
— не рассыпается;
— не растрескивается;
— хорошо гнется;
— хорошо обрабатывается.
Область применения фанеры очень широка. Её используют в строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении и даже в авиации.
Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе
Конспект урока
«ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ» 5 кл асс
Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.
Оборудование: образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
— Где применяется древесина?
— Как определить возраст дерева?
— Что называют текстурой древеси ны?
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Учитель. Пиломатериал получают при продольном распиливании ствола дерева. Распиливание древесины производится лесопильными рамами. Кто из вас знаком с принципом работы лесопильных рам?
— Какие пиломатериалы получают при распиливании ствола?
Учитель демонстрирует виды пиломатериалов <см. Приложения, рис. 9):
Учитель показывает учащимся основные элементы пиломатериала:
Давайте рассмотрим древесные материалы, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты.
1) Фанеру получают путем наклеивания перпендикулярно друг к другу листов шпона.
Получают шпон на лущильном станке. <См. Приложения, рис. 10.)
Основными свойствами фанеры являют ся:
Область применения фанеры очень широк ая:
— при изготовлении мебели;
Шпон широко используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.
2) Древесно-стружечные плиты (ДСП) тоже предполагают определенной технологии их получения. Для изготовления ДСП используются в основном измельченные отходы древесины, которые склеиваются путем прессования. Толщина ДСП составляет 10-26 мм.
Основные свойства Д СП:
— почти не коробятся;
Область применения ДСП обшир на:
— монтаж перегородок, стен, полов и др.
Нежелательно применение ДСП в жилых помещениях, по утверждению специалистов, эти плиты выделяют вредные вещества.
3) Древесно-волокнистые плиты (ДВП) прессуются из пропаренной и измельченной древесной массы.
Выделяют следующие основные свойства Д ВП:
— приятный серый цвет;
— ровная гладкая поверхность;
Применяются древесно-волокнистые плиты при облицовке стен и потолков, производстве мебели, дверей и др.
Недостатком всех древесных материалов является то, что они боятся влаги, и под ее воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
Найти в образцах пиломатериалов основные элементы.
Измерить толщину фанеры и количество слоев.
3. Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.
IV. Итог урока.
Оценка результатов практической работы.
Конспект урока в 1 классе «День знаний» 1 класс День Знаний Цель: создать праздничное настроение от встречи со школой, поддержать настрой на учебную деятельность Задачи: познакомить.
Конспект урока для 8 класса «Виды мышления» Тема урока «Виды мышления» Тип урока – Комбинированный Цели : Образовательная: Ознакомление учеников с видами мышления; Развивающая: Развитие.
Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.
Конспект урока по технологии во 2 классе «Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами» Конспект урока по технологии подготовила учитель начальных классов Павлова Анастасия. Тема: «Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями.
Конспект урока русского языка во 2 классе Краткосрочный план урока русского языка № 31 Раздел: Моя семья и друзья. Лексическая тема: Правила дружбы. Школа: №4 Дата: 25.10. 2018г.
Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.
Конспект урока в 1 классе «Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]» ема: Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Тип урока: Цель: Автоматизация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’] в слогах, в словах и в предложениях. Задачи:.
Конспект урока по технологии в 7 классе для девочек «Виды теста и выпечки» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа Разработка урока по технологии.