Что относится к легкой атлетике в школе

Легкая атлетика

Легкая атлетика – это олимпийский вид спорта, который включает в себя беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды. Легкую атлетику принято называть королевой спорта, потому что она является одним из самых массовых видов спорта и в её дисциплинах всегда разыгрывалось наибольшее количество медалей на Олимпийских играх. Легкоатлеты – спортсмены, которые занимаются одним или несколькими видами легкой атлетики.

Что относится к легкой атлетике в школе

Федерации легкой атлетики

Международная ассоциация легкоатлетических федераций (англ. International Association of Athletics Federations; IAAF) основана в 1912 году и объединяет в себе национальные федерации. Штаб квартира ассоциации находится в Монако.

Что относится к легкой атлетике в школе

Всероссийская федерация лёгкой атлетики (ВФЛА) занимается развитием и популяризацией лёгкой атлетики в России, а также руководит проведением всероссийских соревнований.

Европейская легкоатлетическая ассоциация — европейский руководящий орган по легкоатлетическим видам спорта.

История развития легкой атлетики (кратко)

Лёгкая атлетика считается очень древним видом спорта, об этом говорят повсеместные археологические находки (монеты, вазы, скульптуры и т.д.). Самым древним из легкоатлетических видов является бег. Кстати, бег осуществлялся на дистанцию, равную одному стадию — ста девяносто двум метрам. Именно от этого названия произошло слово стадион.

Древние греки называли все физические упражнения атлетикой, которую в свою очередь было принято делить на «легкую» и «тяжелую». К легкой атлетике они относили упражнения, развивающие ловкость и выносливость (бег, прыжки, стрельба из лука, плавание и т.д.). Соответственно, все упражнения, которые развивали силу, относились к «тяжелой» атлетике.

Первым олимпийским чемпионом по легкой атлетике принято считать Короибоса (776 г. до н.э.), именно эту дату принято считать началом истории легкой атлетики. Современная же история легкой атлетики берет начало с соревнований в беге на дистанцию около 2 км учащимися колледжа в г. Регби (Великобритания) в 1837 г. Позднее в программу соревнований стали включать бег на короткие дистанции, бег с препятствиями, метание тяжести, прыжки в длину и высоту с разбега.

В 1865 году основан Лондонский атлетический клуб, который занимался популяризацией легкой атлетики.

В 1880 году была организована любительская атлетическая ассоциация, объединившая в себе все легкоатлетические организации Британской империи.

Бурное развитие лёгкой атлетики связано с олимпийскими играми (1896 г.), в которых ей отвели наибольшее место.

Соревнования по легкой атлетике проводились на протяжении всего существования человечества. Изначально люди были заинтересованы исключительно в воспитании воинов, способных приносить победы в боях. Военный интерес к воспитанию физически развитых мужчин постепенно стал перерождаться в спортивные игры, основными состязаниями в которых были на выносливость и силу. С этого момента и началось зарождение легкой атлетики.

Правила легкой атлетики

Победителем в легкоатлетических соревнованиях считается спортсмен или команда, показавшие наилучший результат в финальных забегах или финальных попытках технических дисциплин.

Что относится к легкой атлетике в школе

Беговые виды лёгкой атлетики, как правило, разбиваются на несколько этапов:

Количество участников соревнований определяется регламентом соревнований, при этом мужчины и женщины не участвуют в общих стартах.

Стадион для легкой атлетики

Легкоатлетические стадионы бывают открытыми или закрытыми. Обычно стадион совмещен с футбольным стадионом и полем. Открытый стадион состоит из овальной 400 метровой дорожки, которая в свою очередь поделена на 8 или 9 дорожек, а также секторов для технических дисциплин. Зачастую соревнования по метанию копья или молота выносят за пределы стадиона, делается это по соображениям безопасности.

Что относится к легкой атлетике в школе

Закрытые стадионы (манежи) отличаются от открытых, более короткой дорожкой (200 м.) и числом дорожек на которые она поделена (4-6 шт.).

Виды легкой атлетики

Давайте рассмотрим, какие виды спорта входят в легкую атлетику. Спортивная ходьба – легкоатлетическая дисциплина, которая отличается от беговых видов тем, что у спортсмена должен быть постоянный контакт ноги с землей. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке (10 000 м., 20 000 м., 30 000 м., 50 000 м.) или шоссе (20 000 м. и 50 000 м.).

Что относится к легкой атлетике в школе

Бег – один из самых старых видов спорта, по которому были утверждены официальные правила соревнований, был включен в программу с самых первых Олимпийских игр современности 1896 года. Бег в легкой атлетике представлен следующими видами: спринт, бег на средние дистанции, бег на длинные дистанции, барьерный бег, эстафета.

Виды бега в легкой атлетике:

Что относится к легкой атлетике в школе

Прыжки подразделяются на вертикальные (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и горизонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок).

Что относится к легкой атлетике в школе

Метания – это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий. Целью в данном виде является перемещение снаряда на максимальное расстояние от спортсмена. Виды метания в легкой атлетике:

Что относится к легкой атлетике в школе

Многоборья – спортивная дисциплина, включающая в себя соревнования в нескольких дисциплинах одного или разных видов спорта.

Беговые виды, спортивную ходьбу, многоборья, пробеги, кроссы и технические виды.

На сегодняшний день в программу Олимпийских игр входит 24 вида у мужчин, и 23 вида у женщин. Спортсмены соревнуются в:

К циклическим видам легкой атлетики относятся: спортивная ходьба, спринт, бег на средние и длинные дистанции. К техническим видам легкой атлетики относятся: метания, вертикальные и горизонтальные прыжки.

Чемпионаты по легкой атлетике

Основные физические качества — выносливость, сила, скорость, гибкость. Кроме этого во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений.

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Легкая атлетика».

Источник

Какие дисциплины входят в лёгкую атлетику

Лёгкая атлетика представлена, пожалуй, самым широким набором спортивных состязаний. Бег – это лишь малая часть. Есть ещё прыжки, метание снарядов, многоборье.

Легкоатлеты – это не только поджарые марафонцы, но и крепкие, крупные метатели. Лёгкая атлетика бывает не только летней, но и собирает спортсменов зимой.

Сегодня, несмотря на то, что у нас «беговой» журнал, мы представим лёгкую атлетику во всём её многообразии и расскажем, какие виды спорта входят в лёгкую атлетику.

Что относится к легкой атлетике в школеФото: Christopher Hanewinckel/ USA Today Sports

История лёгкой атлетики

Легкоатлетические упражнения создавались самой жизнью. Бег, прыжки, метания – всё это служило практическим целям древнего человека. А вот история лёгкой атлетики как спорта началась на Олимпийских играх 776 года до нашей эры в Древней Греции.

Впрочем, современный вид королева спорта стала приобретать лишь к 20-му веку, переживая бурное развитие и распространение. На это, в частности, повлияло возрождение Олимпиады в 1896 году.

В России к тому времени лёгкая атлетика медленно, но верно развивалась. Началом её пути считается 1888 год, посёлок Тярлево, расположенный близ Петербурга. Там был организован спортивный кружок, который и провёл первое в России соревнование по бегу.

Спустя семь лет российская лёгкая атлетика состояла из бега, ходьбы, кросса, барьерного бега, толкания ядра, метания кожаного мяча, тройного прыжка как с места, так и с разбега, прыжка в длину и высоту с разбега и без.

На Олимпиаду наши легкоатлеты впервые поехали в 1912 году. Команда из 47 спортсменов отправилась в Стокгольм, но медалей на родину не привезла. В тот же год был создан современный руководящий орган – Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ).

Правда, в конце 2019 года организация провела ребрендинг, и теперь она называется World Athletics. Отметим, что до конца 70-х годов в названии Международной федерации присутствовали слова «среди любителей», но в знак признания движения лёгкой атлетики к профессионализму слово «любитель» было исключено.

Что относится к лёгкой атлетике

Многообразные дисциплины можно разделить на беговые, технические, ходьбу и многоборья. Каждый из этих видов делится ещё на множество подвидов. В программе Олимпийских игр лёгкая атлетика – самая медалеёмкая участница.

Ямайский спортсмен забирает олимпийское золото в беге на 100 м с барьерами

На крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты мира, Европы, Олимпиада, мужчины соревнуются в 24 видах лёгкой атлетики, а женщины – в 23 (в женском списке нет спортивной ходьбы на 50 км).

Беговые дисциплины

Бег, пожалуй, занимает главенствующую позицию в лёгкой атлетике. Вероятно, этому поспособствовала его доступность и понятность широким кругам населения. Беговые виды делятся на подвиды в зависимости от дистанции, времени и места проведения:

Благодаря любительскому движению, сейчас приобретают массовость горный бег, трейлраннинг и ультрамарафоны. Эти беговые виды не значатся в программе Олимпиады и чемпионата мира, но имеют свои автономные международные встречи.

Спортивная ходьба

Спортивную ходьбу многое роднит с бегом: дорожка стадиона и шоссе, дистанции. Но отличает то, что в ходьбе должен быть постоянный контакт ноги с землёй, и судьи оценивают технику ходоков. Несоблюдение технических правил влечёт за собой дисквалификацию.

На дорожке стадиона проводятся соревнования на 10 000, 20 000, 30 000 и даже 50 000 м, в помещении ходоки соревнуются на 3000 и 5000 м, а на шоссе выявляют сильнейших на дистанциях 20 и 50 км.

Спортивная ходьба на дистанции 20 км в женском зачёте на Олимпиаде в Рио

Технические виды

Среди технических видов в лёгкой атлетике – всем известные со школьной скамьи прыжок в длину, метание диска, прыжок в высоту.

Технические дисциплины разделяют на три группы:

Все эти виды в полном составе включены в программу Олимпиады с 1908 года.

В технических состязаниях атлетам даются попытки на выполнение, и победителем становится тот, кто достигнет самого высокого результата в финале.

Многоборья

Из названия этого вида спорта понятно, что речь идёт о совокупности легкоатлетических дисциплин. В данном случае никакого нового вида спорта не придумано: спортсмены просто соревнуются в различных видах лёгкой атлетики. Совмещение бега и технических видов – прыжков, толкания, метания – позволяет выявить самого разностороннего атлета.

Многоборья, в которых официально фиксируются мировые рекорды, проводятся и зимой, и летом.

Отметим, что в легкоатлетическом многоборье от спортсмена не требуется выполнять упражнения нон-стоп. Продолжительность выступления в видах составляет два дня.

Правила проведения соревнований

Чтобы стать победителем легкоатлетического соревнования, нужно показать лучший результат в финальном забеге или же в финальной попытке для технических видов.

Для коротких и средних дистанций бега выделяют квалификацию, четвертьфинал, полуфинал и, собственно, финал. А вот на длинных дистанциях в беге по шоссе, спортивной ходьбе и кроссе есть только финалы.

Объяснение тому простое. На коротких и средних дистанциях бега тяжело, неудобно и, более того, опасно запускать сразу всех спортсменов на дорожки стадиона. В спринте, где каждый спортсмен на протяжении всего забега движется по своей дорожке, дать старт сразу всем вообще невозможно из-за лимита дорожек.

На длинных дистанциях скорости другие, да и влияние продолжительности забега на организм более разрушительное, поэтому стартующие, к примеру, на стадионные 10 000 м побегут только один раз, в то время как бегуны на 400 м могут это сделать до 4-х раз.

Крупнейшие соревнования

Безусловно, мечта каждого атлета – это поездка на Олимпийские игры, к которым исторически и восходит лёгкая атлетика. Легкоатлетические состязания включены в программу летних Игр.

Таймкод: 0:42-0:46. Техника прыжка, которая принесла золото канадскому атлету

Что же касается чемпионата мира по лёгкой атлетике, он бывает как летним, так и зимним. Летний проходит по нечётным годам раз в два года на стадионе, а зимний – по чётным годам раз в два года в помещении – в манеже.

Среди других заметных соревнований надо назвать чемпионат мира в беге по пересечённой местности и чемпионат мира по полумарафону. Сегодня два этих беговых вида обладают высокой популярностью, но не входят в программу ни Игр, ни общего чемпионата мира.

Для юниоров, юношей и девушек, раз в два года также организовывается чемпионат мира, а у ходоков есть свой Кубок мира.

Всё вышеперечисленное – некоммерческие старты. Но в лёгкой атлетике есть и коммерческие соревнования, в которых на первый план выходит зрелищность и динамизм. Поэтому, например, на коммерческом старте в беговых дисциплинах допускаются пейсмейкеры, что делает забег более быстрым и увеличивает вероятность установления какого-либо рекорда: мирового, континентального, национального.

Безусловно, самым авторитетным и популярным соревнованием является Бриллиантовая лига. Там представлено больше беговых видов, однако свои отдельные циклы состязаний есть и у технических дисциплин:

Бриллиантовая лига. Главные моменты Монако 2020

Сегодня Россия относится к лидерам легкоатлетического мира, хотя отечественные атлеты и не допущены к международным стартам из-за допингового скандала. Среди других стран, чьи флаги постоянно мелькают на первых строчках протоколов: США, Кения, Германия, Норвегия, Эфиопия.

Как видите, одним бегом лёгкая атлетика не ограничивается, однако, безусловно, бег – это её основа, как и основа большинства легкоатлетических дисциплин. Например, прежде чем сделать тот же прыжок с шестом, атлет разбегается.

Может быть, другие составные элементы лёгкой атлетики недоступны в качестве простого хобби, но тем невероятнее выглядят достижения спортсменов, которые выбрали этот вид и добились в нём успеха вопреки всем сложностям.

Источник

Легкая атлетика в школе

Содержание

Легкоатлетические упражнения в программе общеобразовательных учреждений [ править | править код ]

В рамках модернизации системы образования российская школа с 2010 г. начала последовательный переход на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по ступеням общего образования:

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который характеризуется преемственностью образования на различных уровнях, ориентацией на результаты образования как системообразующий компонент, формированием у учеников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, построением образовательного процесса с учетом индивидуальных Возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу соответствующей ступени:

Система физического воспитания объединяет урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий. Объем урочных занятий по предмету «Физическая культура» в неделю составляет 3 часа.

Раздел «Легкая атлетика» представлен в программе предмета «Физическая культура» на всех ступенях образования.

При планировании и проведении занятий преподаватель должен учитывать анатомо-морфологические, физиологические и психологические особенности детей и подростков соответствующего возраста. На уроке целесообразно использовать упражнения, которые вызывают интерес к двигательной деятельности, повышают эмоциональный фон занятий.

Опыт учителей школ показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес учеников к занятиям. К таким видам относится длительная, обычная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, через препятствия и т.д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений.

Во все уроки необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие кондиционных способностей. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать быстроту (время двигательной реакции, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6 с) и скоростно-силовые качества или ловкость, скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Обязательным компонентом урока должны быть домашние задания. Они предусматривают упражнения на выполнение отдельных элементов техники, упражнения для развития кондиционных и координационных способностей, приобретение теоретических знаний.

Каждый урок по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечения безопасности занятий. Абсолютно должны быть исключены любые метания лицом друг к другу; встречные скоростные упражнения; эстафеты; прыжки на необорудованных местах; выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

При построении плана проведения урока необходимо соблюдать главное условие: наличие средств подготовки и укрепления опорно-двигательного аппарата, с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Все упражнения по легкой атлетике выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и особенно стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей, особенно стопы.

На уроках по легкой атлетике рекомендуется применять силовые упражнения для развития силы мышц ног, связанные с удержанием нормального свода стопы; скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной мышцы, мышц сгибателей и разгибателей пальцев стопы; скоростно-силовые и прыжковые: упражнения: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышение из исходного положения пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую в старших классах — спрыгивания с возвышения высотой 20—30 см с отскоком вверх. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения на различной по твердости опоре (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок).

При выполнении легкоатлетических упражнений необходимо избегать чрезмерных нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, длительных напряжений статического характера, перенапряжения опорно-двигательного аппарата, длительных монотонных упражнений. При обучении нежелательно применять слишком длинное объяснение, поскольку у детей наблюдаете повышенная возбудимость центральной нервной системы, и длительный рассказ вызывает рассеивание внимания и нежелание выполнять задания.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. При планировании их содержания необходимо учитывать следующие рекомендации.

В подготовительную часть урока необходимо включать различные построения, перестроения, особое внимание уделять осанке, а также четкому выполнению всех команд. Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте и в движении, в парах и в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, имеющие эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в эту часть урока надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении. Для старшеклассников необходим в большем объеме использовать упражнения для развития силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8—12 мин. Необходимо соблюдать следующее условие: упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

В основной части урока предусматриваются высокий уровень физических нагрузок и максимальное использование всех имеющихся условий для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, со сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части урока, а упражнения на развитие силы и выносливости в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам:

При разучивании и закреплении техники упражнений целесообразно использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации класса и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть урока отводится 30— 35 мин от общего времени.

При организации заключительной части урока надо учитывать последующие занятия школьников. Если после урока физкультуры у них есть последующие уроки, то в заключительной части урока необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, внимание, развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3 — 5 мин снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение. Если урок проводится последним в расписании, то возможно применять интенсивную нагрузку и в этой его части. Однако интенсивность упражнений не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростносиловой выносливости, ловкости, силы и гибкости.

Программный материал по легкой атлетике для 1—4 классов [ править | править код ]

На уровне начального общего образования в соответствии с примерной основной образовательной программой предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование таких личностных универсальных действий, как:

В части освоения универсальных учебных действий предмет «Физическая культура» способствует формированию:

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Физическая культура» с учетом специфики содержания включают себя:

В результате обучения на ступени начального общего образования ученики должны приобрести жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека, в том числе по легкой атлетике: бегать и прыгать различными способами, метать и бросать мячи, а также должны демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств.

При подборе теоретического материала для уроков по легкой атлетике в младших классах включается следующая тематика (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Тематика теоретического материала по легкой атлетике

Ходьба, бег, прыжки как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий легкоатлетическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря

Из истории физической культуры

История развития легкой атлетики и первых соревнований. Легкоатлетические упражнения в культуре разных народов. Связь легкой атлетики с трудовой и военной деятельностью

Легкоатлетические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств

В процессе занятий школьники учатся использовать легкоатлетические упражнения при составлении комплексов упражнений для развития основных физических качеств, проведения оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Для проведения самостоятельных наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью обучающиеся знакомятся с упражнениями, которые используются для определения уровня развития физических качеств, овладевают умением измерять частоту сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Для физического совершенствования в рамках спортивно-оздоровительной деятельности осваивается техника следующих легкоатлетических упражнений:

Для развития основных физических качеств используются следующие легкоатлетические упражнения:

Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитаний младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие координационных способностей.

Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости). Следует учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития координационных и кондиционных способностей (метод сопряженного воздействия). Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.

Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, что доставит детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами организации соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Все это в совокупности будет содействовать формированию морально-волевых качеств личности ребенка, таких как дисциплинированность, уверенность, выдержка, честность, чувство товарищества и коллективизма.

При проведении легкоатлетических упражнений преимущественно на открытом воздухе достигается выраженный оздоровительный эффект.

В младших классах учащиеся должны научиться правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках: с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7 —9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3—5 препятствий: прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7—9 шагов. В метаниях на дальность и на меткость ученики должны уметь метать мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1 — 3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель, установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Развитие физических способностей школьников младших классов

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с

Прыжок в длину с места, см

Челночный бег 3 х 10 м, с

Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Однако у детей этого возраста невозможно длительное поддержание процесса возбуждения в нервной системе, они быстро утомляются. При организации занятий следует избегать длительных объяснений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Обучая двигательным действиям, предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основа ное внимание основе техники изучаемого упражнения. Большое значение при формировании двигательных навыков имеет подражание, эмоциональность занятий, игровая деятельность. Обучение двигательным действиям целесообразно начинать со строго регламентированного упражнения, по мере того, как ученики приобретут уверенность при выполнении движений, нужно активно использовать игровой и доступные формы соревновательного метода.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития координационных способностей и гибкости. Следует помнить, что кости у детей достаточно гибкие, поскольку в них мало минеральных веществ, они могут деформироваться при неправильных позах и неравномерных нагрузках. Кроме того, у детей отмечается легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата, превышение силы мышц-сгибателей над разгибателями. Это требует специального внимания к позе занимающихся; избегания длительных односторонних упражнений, обязательного использования упражнений для развития силы мышц туловища и стопы.

Дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости, плохо оценивают степень утомления и не могут точно выразить свои ощущения словами, что требует строгого дозирования нагрузки.

Высокий уровень познавательной активности, интереса, эмоциональности младших школьников обусловливает необходимость включения в занятия заданий, предполагающих определенную свободу и самостоятельность действий, стимулирующих творчество и инициативность. Контроль и опенка в этом возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к самосовершенствованию, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям урока. В младших классах может быть рекомендована их следующая последовательность.

Подготовительная часть урока: строевые упражнения, ходьба с заданием и образным выполнением (бесшумно, как кот, или поднимая колени, как цапля). Далее бег с различными изменениями направления (2—2,5 мин), общеразвивающие упражнения в различном темпе для развития скоростно-силовых качеств, затем упражнения на равновесие, точность и ловкость.

Основная часть урока: эмоциональные подвижные игры с различными перемещениями (ходьба, бег, лазанье, переползание) с прыжками и преодолением препятствий (по типу «веселых стартов»).

Заключительная часть урока: игры на внимание, формирование осанки, ритмическая ходьба, дыхательные упражнения и т.д.

Программный материал по легкой атлетике для 5—9 классов [ править | править код ]

На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:

Рекомендуемое содержание занятий на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования предлагается на основе «Комплексной программы физического воспитания. Программы для учащихся 1 — 11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2011 г.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега. Средства: выбегания из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега. Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000—2 000 м.

Овладение техникой прыжка в длину. Средства: прыжки в длину с 7 —12 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту. Средства: прыжки в высоту с 3—9 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность. Средства: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5 — 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 —8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2—3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.

Развитие выносливости. Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.

Развитие скоростно-силовых способностей. Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

Развитие скоростных способностей. Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением,, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей. Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).

Знания о физической культуре. Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Овладение организаторскими умениями. Средства’, измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия. Средства: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных Легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. *Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья и закаливанию.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства. Наиболее целесообразными в освоении в 5- 7 классах являются прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание». В 8—9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания (см. гл. Внеклассная работа). В 5-—9 классах учащиеся должны научиться с максимальной скоростью пробегать отрезки до 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки): прыгать в длину с 9 —13 шагов быстрого разбега; прыгать в высоту способом «перешагивание» с 9—13 шагов разбега; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега 10—12 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м (табл. 9.3).

На период среднего школьного возраста приходится период полового созревания (мальчики 13 —15 лет, девочки 11 — 15 лет), связанный со значительными гормональными перестройками в организме подростков. Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности характеризуется усилением эмоциональных реакций, часто это выражается в нарушении координации движений, ухудшении памяти и чувства времени, затруднении образования условных рефлексов, закреплении и переделке динамических стереотипов. Поведение подростков нестабильно, может быть немотивированным и агрессивным. Ухудшение речевых функций проявляется в том, что нарушается регуляция громкости, слова подростки часто заменяют междометиями, нарушается речевая регуляция движений. При этом повышается значимость зрительно-пространственной информации. В это время происходит «пубертатный скачок роста», вытягиваются конечности, но отстает рост грудной клетки, нарушение пропорций тела приводит к нарушению координации движений. Подростки неловки и угловаты, в их действиях наблюдается обилие липших движений. При нагрузках отмечается увеличение вегетативных изменений, возрастает утомление, повышены энерготраты на работу.

При обучении двигательным действиям применяются целостный и расчлененный методы. Целесообразно использовать «комплексной» метод обучения, когда на одном уроке в соответствии с поставленной задачей используются подводящие упражнения для обучения технике отдельных фаз упражнения, а затем целостное выполнение. В прыжках и метаниях основное внимание уделяется переходу от разбега к выполнению отталкивания и финального усилия.

При обучении легкоатлетическим упражнениям после стабильного выполнения учениками разучиваемых упражнений следует разнообразить условия их выполнения: дальность разбега, вес снаряда, способы преодоления препятствий и др. Точная количественная оценка результатов в легкой атлетике создает благоприятные условия для обучения школьников самостоятельному контролю и оценке своих физических возможностей.

Таблица 9.3. Развитие физических способностей у школьников средних классов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *