Что относится к культурным универсалиям
Понятие культурных универсалий и их значение в современных науках
Сущность понятия «универсалии»
В современной культурологии культурными универсалиями называют ценности, традиции, нормы и свойства, присущие всем культурам. При этом не имеет значение местонахождение культуры, исторический период ее развития, а также социальное устройство ее общества. В данном случае речь идет об «универсальной культуре».
Несмотря на то, что культуры разных народов существенно различаются, они обладают набором общих характеристик
Термин «универсалии культуры» изначально появился в философии эпохи средневековья и включал в себя такие понятия, как «дом», «небо», «земля». Уже в древние времена люди задавались вопросом, как появились эти универсальные понятия. В наше время исследователи не прекращают изучать феномен универсальной культуры.
Универсальная культурная модель в концепции Дж. Мердока
Американский антрополог Дж. Мердок сформулировал собственную теорию универсальной культурной модели. Исследователь попытался определить набор методов, с помощью которых можно было бы изучать культурно-обусловленное поведение каждого человека.
Новая методология была бы в большей степени полезна таким наукам, как антропология и социология. Дж. Мердок создал специальную группу исследователей и привлек несколько институтов для более качественного обоснования межкультурных сравнений.
Многочисленные эксперименты, которые были проведены в данной области, в итоге обусловили создание отдельного направления в антропологии. Дж. Мердок разработал формализованную запись, которая стала основой для изучения универсалий. С помощью нового метода были зафиксированы результаты экспериментов с множеством различных элементов.
В 1967 году был опубликован «Этнографический атлас», который включал в себя наборы табулограмм по более чем 600 культурам
В теории универсальной культурной модели Мердока определены примерно 60 универсалий, среди которых:
Эволюция систем родства по Дж. Мердоку
Дж. Мердоку, помимо теории культурных универсалий, принадлежит ряд иных важных идей, например, эволюция систем родства. Исследователь полагал, что формы родства обуславливаются экологическими обстоятельствами. Также экологические условия выступают в качестве определяющих факторов при экономическом разделении труда.
В дальнейшем родственные организации подверглись изменениям в силу изменения внешних условий.
Большинство своих исследований Дж. Мердок провел в Африке, его работа значительно повлияла на развитие культуры африканских народов
Актуальность культурных универсалий
Проблемой культурных универсалий также интересовался исследователь культуры индейцев навахо, известный американский социальный антрополог Клайд Клакхон. По его мнению, современная антропология содержит ряд противоречий.
Британский культурный антрополог и этнограф А. Рэдклифф-Браун называл социальную антропологию «сравнительной социологией».
Так же американские ученые концентрировали свое внимание на межкультурном подходе, ряд антропологов даже призывали данную дисциплину называть «наукой наук». Они это обуславливали тем, что в своих работах ученые, как правило, выходят за пределы одной культуры. И это логично, поскольку настоящее сопоставление возможно только тогда, когда выделены культурно связанные единицы.
Например, в лингвистике были сформулированы универсальные элементы, которые являются весьма значимыми с теоретической точки зрения для прочих антропологических дисциплин. Другой пример – биологическая антропология, которая оперирует биологическими показателями человека.
Биологические характеристики объединяются такими терминами как «особь», «ребенок», «взрослый» и пр. Рассматривая весь научно-исторический процесс, можно заметить закономерность – прогресс достижим при отступлении от рамок рациональности к абстрактным понятиям.
Существуют неочевидные связи и признаки феноменов, которые с первого взгляда кажутся изолированными друг от друга. Данную позицию следует принять, прежде всего, антропологам, поскольку в науке необходима такая концепция, особенно, если говорить о понятных договоренностях внутри собственной культуры.
Ошибки на пути познания другой культуры
Культурные антропологи, как правило, прибегают к двум направлениям. Но ни один из них не может привести к правильному и полноценному сравнению.
Часть ученых в зависимости от величины определенной культуры выделяют те культурные категории, которые присутствуют в языке коренных жителей. Данный метод позволяет ученым судить об опыте именно так, как его осознают представители исследуемой культуры: искажения не допускаются, западный способ мышления не оказывает никакого влияния.
Однако предпосылки и скрытые понятия культуры самого исследователя в данном случае игнорируются, что не позволяет обнаружить всю целостность и уникальность культуры. Этот подход непосредственно связан с культурными универсалиями.
Рассмотренный способ является экстремальным культурным релятивизмом. В данном случае каждый культурный мир представляется как независимая монада, по своей природе она может сравниваться с другими не полностью, а лишь «интуитивно».
Большинство ученых-этнографов выбирают иной подход. Они используют категории «базового набора», например:
Эти понятия характеризуют человеческую жизнь в целом.
Хоть данные категории не могут полноценно удовлетворить науку, благодаря им культурные сравнения представляются осмысленными. По своей сути они – это грубые практические универсалии, используя которые можно условно формировать в группы различные описания.
63 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ
63 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ
Под культурной универсализацией понимается процесс утверждения на планете единой глобальной культуры.
По мнению ученых, этот процесс вполне возможен благодаря современным научно—техническим, экономическим и коммуникативным возможностям и уже активно происходит в реальном мире.
Сторонники культурной универсализации полагают, что нет фундаментальных различий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Люди везде люди и придерживаются глубинных схожих ценностей. Несходства (пока еще имеющиеся) имеют временный характер, вызваны социальными условиями и могут измениться вместе с ними.
В культурах, признаваемых пока различными, действуют одни и те же эволюционные законы, народы в своем развитии проходят одни и те же стадии, имеют одну и ту же структуру культуры: искусство, политические институты, наука, право, религия и пр. Происходят интеграция знания, выработка единых принципов мышления, познания, объяснения мира.
Универсальной чертой человеческих культур является существование языков, которые, по мнению современных исследователей, действуют на основе универсальной грамматики, присущей всем языкам. Все языки могут объяснять не только события, качества, вещи и действия, но и многие эмоциональные состояния человека. Ученые—лингвисты выделяют также множество других сходных принципов, лежащих в основе языков, что свидетельствует о том, что они не столь различны, как это порой кажется.
Ученые выделили также множество других универсалий, свидетельствующих о сходстве культур различных народов. Культурными универсалиями занимались Ф. Боас, Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Г. Зиммель и др.
Культурные универсалии (биологические, психологические, социально—культурные) позволили зафиксировать то общее, что лежит в основе многообразного человеческого сообщества. Универсалии культуры выступают основой каждой культуры. Универсалии культуры делают возможным взаимопонимание культур, как раз того, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира.
Выявление и уточнение универсалий продолжаются. Изыскания в этом направлении направлены на поиск оснований для возможного «схождения» народов и культур в некоем универсальном единстве.
С проблемой культурной универсализации связана потребность выработать не только теоретическое обоснование этой тенденции, но и единые принципы, согласно которым может происходить процесс универсализации в практической жизни.
Поиск модели, которая бы давала представления о механизмах взаимодействия и путях достижения взаимопонимания культур, продолжается.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Сущность предшествует существованию
Сущность предшествует существованию У религиозного человека сущность предшествует существованию. Это одинаково равноценно и для человека «примитивных» и восточных обществ, и для еврея, и для христианина, и для мусульманина. Человек, каким он является в настоящее время,
Часть I Сущность цвета
Часть I Сущность цвета Смысл цвета в культуре Наши эмоциональные переживания, вызываемые восприятием цвета, весьма субъективны и неоднозначны. Кто-то обладает чрезвычайно обостренным цветовосприятием. Другие, наоборот, равноценно воспринимают и картину природы, и
11.2. Сущность и назначение искусства
11.2. Сущность и назначение искусства Спор о сущности и назначении искусства ведется давно. И, действительно, как не задуматься о том, что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся
Лекция 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе
Лекция 13. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе 1. Факторы и механизмы трансформации культурыЗа десять тысяч лет своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась
27. Сущность социального взаимодействия
27. Сущность социального взаимодействия Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в
58 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
58 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Одной из ведущих человеческих потребностей является потребность в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, необходимость в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с
62 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
62 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ Под культурной универсализацией понимается процесс сближения различных культур, их схождения, формирование на этой основе общечеловеческой культуры.Постижение проблем универсализма, общей судьбы человечества
64 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ
64 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ Концепция культурной универсализацииисходит из того, что на определенном этапе человеческой эволюции культура утратит свою еще сохраняющуюся этнонациональную и иную определенность и станет просто
14.1. Истоки и сущность постмодернизма
14.1. Истоки и сущность постмодернизма Рассмотрение постмодернизма следует начинать с его истоков и начал. Еще Аристотель высказал мысль о том, что ключ к пониманию сущности какой–либо вещи лежит в изучении ее происхождения.Один из теоретиков постмодернизма, У. Эко,
Проект закона «О культурной деятельности и основах государственной культурной политики», разработанный Общественной палатой
Проект закона «О культурной деятельности и основах государственной культурной политики», разработанный Общественной палатой Проект закона «О культурной деятельности и основах государственной культурной политики» [407]Общие положения Статья 1. Предмет регулирования
Сущность каллиграфии как искусства
Сущность каллиграфии как искусства Дальневосточная каллиграфия – не просто система письма, это один из ведущих видов искусства, обладающий своим, глубинным смыслом. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры;
Культурные универсалии
Культурные универсалии. Дж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
4) наличие ритуалов;
6) правила взаимодействия полов;
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем Восток — Запад, национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.
Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.
Современные западные социологи отводят культуре большую роль в развитии процессов модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.
Особую роль культуры в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. Достаточно привести знаменитый труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали становлению буржуазной эпохи.
Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в период общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны.
В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной оптимально организованной и социально эффективной деятельности.
Культурная политика предполагает соблюдение ряда важнейших требований, вытекающих из исторического опыта функционирования и развития самой культуры:
1) не вступать в противоречие с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции и ориентироваться на устойчивые законы социокультурной эволюции;
2) в качестве объекта культурной политики рассматривать все общество, характеризующееся неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;
3) не ограничивать понимание субъекта культурной политики только государством, субъектом является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;
4) постепенно воздействовать на общественное сознание, ценностные ориентации и нравы через науку, образование, просвещение, воспитание и т.п., формируя социокультурные ценности общества;
5) постоянный учет многонационального характера российской культуры.
Таким образом, в условиях современного российского общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить существующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих изменившейся ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.
1) предметной, рассматривающий культуру как статичное образование;
2) ценностной, уделяющей большое внимание творческому началу;
3) деятельностной, вводящей в динамику культуры;
4) символической, утверждающей, что культура состоит из символов;
6) текстовой, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;
7) коммуникативной, рассматривающей культуру как средство передачи информации.
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.
1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и её обратное влияние на их изменение.
2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной и пространственной, позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).
3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни (например, в экономике);
б) сами виды культуры развиваются неравномерно.
4) Особая роль личности, индивидуальности в культурном процессе.
Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технике, дающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Это и появление письменности, и изобретение книгопечатания, а также современные достижения науки и техники.
Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой. Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.
Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.
Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором.
Когда речь идет не просто о культурных изменениях, а об изменениях, в которых имеет место целостность и направленность, когда можно проследить определенные закономерности, то говорят о динамике культуры. Если иметь в виду, что культура является содержательным аспектом совместной, то есть социальной, жизни людей, то будет правильно говорить о социокультурной динамике. Изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными, эволюционными и революционными, могут быть состояния кризиса и стагнации, или застоя.
Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых, это процесс обогащения существующей культуры новыми элементами: возникновение новых образцов, дифференциация, интеграция старых и заимствование из других культур. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.
Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся музеи и библиотеки.
Под культурной интеграцией подразумевается процесс возрастания взаимозависимости между различными культурами, ведущий к формированию целостной гармоничной культурной системы. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов. Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кроме того, недостаточно просто иметь представление о характерных чертах той или иной культуры. Две культуры могут иметь идентичные наборы элементов и все же существенно различаться. Необходимо знать, как взаимосвязаны различные культурные ингредиенты. Примерами могут послужить современные праздники Рождества и Пасхи. В дохристианские времена многие европейские народы выполняли обряды, посвященные середине зимы. Праздник середины зимы часто сопровождался играми, танцами, взаимными подарками и общим весельем. Эти элементы вошли в празднование Рождества и отражены в традиционном приветствии “С Рождеством!” Первые христиане посчитали удобным совмещение празднования Рождества и Пасхи с уже существующими традиционными праздниками.
Так, появление сельскохозяйственных и промышленных технологий, привело также, по мнению американского социолога Н. Смелзера, к глубоким изменениям:
2) в сфере образования изменения ведут к снижению неграмотности и воспитанию экономически продуктивных навыков и умений;
3) в религиозной сфере изменения приводят к отделению религии от образования, началу преобразований традиционных верований;
4) в семейной сфере прекращается распространение родственных и клановых объединений;
5) в сфере стратификации возросшая географическая и социальная мобильность ведет к распаду фиксированных, предписанных жестко иерархических систем.
Таким образом, культурные изменения, как в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества.
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные образцы-шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.
Нравственные нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку.
Это образцы поведения, которым мы должны, следовать, так как они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами.
Моя реакция на поведение идущего по улице человека, который громко обсуждает с кем-то по мобильному телефону свои проблемы двойственная. Я испытывала неудобство в связи с тем, что невольно подслушала чужой разговор, и меня раздражал громкий голос незнакомца. Мне было не безразлично его поведение, т.к. я испытала чувство внутреннего дискомфорта.
К такому ответу склонилось большинство опрошенных мною людей.
Если человек находится в общественном месте, то нужно соблюдать принятые образцы поведения, правила хороших манер и вежливости;
Однако не менее значимы и неформальные нормы, ибо они регулируют значительно больший объем человеческих поступков, а их соблюдение поддерживается уже самими взаимоотношениями и взаимодействиями между людьми.
Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-то признает что-то хорошей идеей или порядком. Они возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Нравственные нормы возникают из группового решения о том, что отдельное действие вредно и должно быть запрещено (или, наоборот, отдельное действие представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным). По представлениям членов группы, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения группового благополучия.
Дата добавления: 2014-12-03 ; просмотров: 54 ; Нарушение авторских прав