Что относится к крито микенской культуре
Крито-микенская культура
Микены были доисторическим городом на Пелопоннесе в Древней Греции. Термин «крито-микенская культура» используется для описания одной из ветвей эгейского искусства, возникшей в Восточном Средиземноморье. Он также иногда используется для описания раннего материкового греческого искусства в целом, в течение позднего Бронзового века (около 1650-1200 до н. э.).
Примерно в 1700-1500 годах до н. э. В микенской культуре доминировало минойское искусство, сосредоточенное на средиземноморском острове Крит. Минойские художники и живописцы регулярно посещали греческий материк, и микенский художественный стиль стал балансом между буйным натурализмом Крита и формальностью материка.
Однако, хотя микенцы получили большую часть своего древнего искусства от минойцев, как народы они были очень разными. Микенские правители, в отличие от своих минойских коллег, не разделяли процветания с остальным народом. Более того, микенские цари были воинами с традицией завоеваний — свидетелями знаменитого разрушения города Трои в Малой Азии (ныне Турция). Воинственная культура греков в микенскую эпоху также привела к завоеванию Крита и Минойской цивилизации после того, как была ослаблена землетрясениями около 1400 года до нашей эры.
Все это повлияло на микенское искусство, особенно на архитектуру: города были окружены толстыми стенами, составленными из массивных каменных блоков, некоторые из которых сохранились в Тиринфе и в самих Микенах, куда вели Львиные ворота. Необычайно большие каменные глыбы вокруг одинокой скульптурной композиции породили легенду о циклопическом происхождении. Для современных археологов они скорее означают, что, в отличие от критян, микенцы чувствовали необходимость укрепить свои дворцовые жилища и сокровищницы. Это была светская потребность, основанная на военных соображениях, а не религиозная, которая мотивировала строительство египетских пирамид.
Кроме того, в своей рельефной скульптуре микенские художники обычно подчеркивали военные и другие мифологические подвиги в более формальном «геометрическом» стиле, чем у минойцев. Другие виды искусства включали древнюю керамику, резные драгоценные камни, ювелирные изделия, стеклянные украшения, а также фресковую живопись во дворцах и гробницах.
Крито-микенская цивилизация
Эгейская цивилизация — общее название цивилизаций бронзового века в 3000—1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин Крито-микенская цивилизация не вполне точен, так как хронологически и территориально охватывает лишь часть данной культуры.
Содержание
Открытие эгейской цивилизации
(до XXX в. до н. э.)
(XXX—XII до н. э.)
(XI — 146 до н. э.)
(330—1832)
(после 1821)
Первые центры культуры открыты раскопками Генриха Шлимана в Микенах (1876), Артура Эванса на Крите (с 1899). С XIX в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, большие города типа Полиохны на о. Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопы на о. Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кносс, Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
Самые известные археологические культуры этого периода — минойская (критская) и микенская, по которым он и получил свое название, но есть также несколько локальных, в частности кикладская и эллинская.
Периодизация
Города
Города, укрепленные стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000 — 2 000 гг. до н. э.; укрепленные поселения в материковой Греции — в конце 2 300 — 2 000 гг. до н. э.; на Крите крепости не обнаружены.
Классификация культуры
Выделяется несколько локальных археологических культур (цивилизаций, которые входят в Эгейскую цивилизацию):
Хронологически эти цивилизации принято делить на три основных периода — ранний, средний и поздний, а каждый период — на 3 субпериода (І, ІІ, ІІІ): например, раннеминойский І, среднесолунский ІІІ и так далее.
Развитие цивилизации
Развитие Эгейской цивилизации проходило неравномерно, её центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время.
Процесс формирования Эгейской цивилизации был сложным и длительным:
Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северно-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000—1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов.
На Крите, не разушенном захватчиками, продолжала развиваться минойская цивилизация; сначала в 2000—1800 гг. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э. — линейное письмо А.
Средний бронзовый век (2000—1500 гг. до н. э.) — период наибольшей консолидации Эгейской цивилизации, о чём свидетельствует определенное единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и др.
Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена.
Около 1 470 до н. э. некоторые центры Эгейской цивилизации (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, которое принесло новую культуру и линейное письмо Б.
С 1220 г. до н. э. Эгейская цивилизация переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением дорийцев и «народов моря», что приводит Эгейскую цивилизацию к гибели.
Искусство Эгейской цивилизации
Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.
Кикладское искусство
Среди памятников 3000-2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика Киклад, «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованих, лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой («скрипкоподобные» фигуры, обнаженные женские статуэтки).
Критское искусство
Приблизительно с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000—1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется в 1700—1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески «тронного зала» и раскрашенный рельеф с стуко «царь-жрец» из дворца в Кноссе, вазопись «дворцового стиля»).
Ахейское искусство
1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях — нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах». Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом («гробница Атрея» около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стеллах «шахтовых гробниц», похоронные маски, некоторая посуда («кубок Нестора») из захоронений). Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах).
История открытия цивилизации
Эгейская цивилизация возникла на рубеже 3000—1000 гг. до н. э. Ещё до первых археологических находок на острове Крит о микенской культуре кратко упоминали греки в своей мифологии. В текстах писали:
Только в конце XIX века немецкие и английские археологи нашли первые доказательства реального существования крито-микенской цивилизации. Был обнаружен Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками. Кроме того, были найдены таблички с текстами, карты, памятники и другие произведения искусства.
Все находки свидетельствовали о высоком уровне развития крито-микенской культуры. Историки выяснили, что центром цивилизации являлся остров Крит. Столица находилась на пересечении торговых путей из Египта и Ближнего Востока. Это способствовало быстрому экономическому и культурному развитию района.
На Крите существовала собственная система письма. К сожалению, многие древние тексты до сих пор не расшифрованы. Художники изображали на стенах помещений быт простых людей, образы богов и царей. По внутренней планировке дворцы правителей напоминали лабиринты, описанные в греческой мифологии. Все помещения имели разное назначение, размеры и множество выходов.
В крито-микенский период наблюдалась теократия, то есть светская и духовная власть была сосредоточена в руках одного правителя.
Этапы развития
В истории развития критской цивилизации выделяют два основных периода: микенский и минойский. На протяжении всей эгейской эпохи несколько раз наблюдался как расцвет, так и упадок культуры.
Минойский период
Этот этап развития цивилизации назван в честь мифологического царя Минея, героя древнегреческих легенд. Основные культурные центры государства располагались возле дворцов. Критское население активно занималось мореплаванием, торговлей и развитием сельского хозяйства. Постоянный приток богатств, выгодное географическое положение и плодородные земли являлись важнейшими факторами развития государства.
XVII век до н. э. относится к расцвету минойской цивилизации. В крупных городах строились роскошные дворцы. Минойская архитектура имела несколько особенностей:
Примечательно, что в минойский период не изображали боевые сцены. Археологами не было найдено ни одной крепости или другого укреплённого сооружения. Это свидетельствует о том, что население вело мирный образ жизни. Критские народы были уверены в безопасности собственного государства. Местные правители вели весьма либеральную политику. Ещё до демократических преобразований Перикла минойские цари предпочитали делить со своим народом все приобретённые богатства.
В середине XVI века до н. э. на Крит обрушилось мощнейшее цунами, которое полностью накрыло северную часть острова. Стихийное бедствие было спровоцировано извержением вулкана Санторин.
Массовые разрушения городов привели к упадку минойской цивилизации. Слабостями государства воспользовались ахейские народы.
Вторжение ахейцев
Одновременно с минойской цивилизацией на материковой части Греции появилась микенская государственность. У ахейцев не было самобытной культуры. Большинство традиций они переняли у жителей о. Крит.
Но ахейцы, в противоположность минойцам, отличались воинственностью. Их города имели вид цитаделей, окружённых плотно застроенными поселениями. Крепости возводились на возвышенностях и огораживались высокими стенами из камня. Самые крупные греческие города были заложены именно в микенский период. С приходом ахейцев построены:
Население занималось земледелием и различными ремёслами. В Микенах имелась многочисленная армия. Главное достижение ахейского войска — победа в легендарной Троянской войне.
Упадок государственности
Характеристика крито-микенской цивилизации представлена в таблице.
Вопросы | Минойская цивилизация | Микенская цивилизация |
---|---|---|
Где располагались культурные центры? | На островах Крит, Кносс и Фест | На материковой части Греции, в Микенах и Тиринфе |
Каковы особенности культуры? | Развитие письменности и керамического ремесла. На картинах и фресках преобладают изображения растений и животных. | Культура перенимается у жителей острова Крит |
Каковы отличительные черты градостроения? | Активное строительство дворцов. Отсутствие укреплённых сооружений и крепостей | Города строились на возвышенностях. Возводились цитадели. Наличие высоких каменных стен |
Почему произошла гибель цивилизации? | Извержение вулкана и цунами привели к глобальным разрушениям городов. Ослабленную цивилизацию захватили ахейцы | Резкие климатические изменения привели к отсутствию урожая. Троянская война подорвала экономическую и боевую мощь. Массовое вторжение дорийцев |
В XII веке наступил исторический период, который принято называть Тёмными веками. Дорийцы не стали перенимать древнюю критско-микенскую культуру. Они смогли заполнить территорию всей Греции и близлежащих островов. Многие строения и произведения искусства были уничтожены. К тому же в регионе наблюдалось резкое изменение климата. Из-за непогоды в городах начался голод и экономический упадок. Постепенно произошла гибель микенской государственности.
Культура Древней Греции. Крито-микенская культура
Крито-микенская культура. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Время возникновения критской культуры (или минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) — рубеж III—II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» — религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов — культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.
Расцвет минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.
Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.
Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых богов, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Наиболее ранний памятник этой культуры — шахтные гробницы в Микенах, открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Расцвет микенской цивилизации приходится на XV—XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основными центрами культуры были дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.
Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б).
Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до н.э., рассказывают о происходившей в конце XIII в. до н.э. Троянской войне и возвращении одного из главных героев — Одиссея — домой после войны. До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, — керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.
Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе — архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое — алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев.
В целом гомеровский период был временем упадка и застоя культуры.
В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, однако именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляются понятия «эллины», «Эллада», охватывавшие греческий мир в целом. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Появляются олимпийские боги (Зевс-громовержец, его жена Гера, его брат Посейдон, сын Аполлон и т.д.).
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 г. до н.э. раз в четыре года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские — в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская система античности — натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен — воздух, Анаксимандр — алейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами — твердым и жидким, теплом и холодом. Пифагор основой всего сущего считал математические законы, создающие космическую гармонию.
Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое.
К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни».
В литературе этого периода ведущая роль постепенно переходит от эпоса к лирической поэзии (Архилох, Солон, Алкей, Анакреонт).
К VI в. до н.э. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса.
Искусство периода архаики характеризуют поиски убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса (одиночные скульптуры куроса и коры).
К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом (к примеру, храма Зевса в Олимпии) и ионическом вариантах (к примеру, храм Артемиды). Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм. Впечатляют коринфские вазы, расписанные в ориентальном стиле, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением обыденной жизни людей.
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический, центром которой стали Афины.
В области философии первым ввел в науку понятие атомов (неделимых частиц материи) Демокрит. Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты.
Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления— софисты, учили доказывать любое положение. Из среды софистов вышел Сократ, однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог.
Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ. Его труды стали основой дальнейшего развития медицины.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (трагедия «Прометей прикованный» и трилогия «Орестея»).
Тема неотвратимой судьбы занимает большое место в творчестве другого греческого трагика — Софокла (трагедия о легендарном царе Эдипе). Творцом психологической драмы был Еврипид («Медея» и «Федра»).
Великолепным комедиографом был Аристофан, придавший комедии политическую остроту и злободневность («Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.). В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота «отцом истории», описавшим греко-персидские войны.
Величайшим историком античности был Фукидид («История Пелопоннесской войны»).
В это время расцвета достигает реалистическая скульптура (Фидий- «Афина-воительница», «Афина-Парфенон» для Парфенона в Афинах, «Зевс» — для храма в Олимпии), Мирон («Дискобол»), Поликлет (статуя Геры) и т.д.
В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, — коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.
История Греции в IV в. до н.э. — это история кризиса полиса. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, исчезает дух патриотизма. В дела Греции все больше вмешиваются другие государства в частности Персия, Македония. И в конце концов Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II.
Очень популярной в это время была киническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен и Диоген Синопский. По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений — добродетель, совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и зваться малым, что обеспечивает независимость. В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии.
В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия.
Очень высокого уровня достигает ораторское искусство, речи Исократа, Демосфена долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства.
Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт. Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история».
Культура эпохи эллинизма. Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского — сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334—324 гг. до н.э.) появилась огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта — до современной Средней Азии. В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, болт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.
Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид, создавший элементарную геометрию; Эратосфен, довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский, доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский, установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский, создавший прообраз паровой турбины, и др.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу и Эрасистрату, открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. Математик Евклид создал здесь свой главный труд «Элементы».
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п.
Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших дворцов породили особый вид поэзии — идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит.
Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя. Другая характерная черта эллинистической религии — культ судьбы. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм — смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.
Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования, которая имела три этапа обучения.
В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В эллинистический период появляются и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.
В архитектуре проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность. Известны скульптурные изображения этого периода: «ВенераМилосская», «Ника Самофракйская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», а также, несохранившаяся до наших дней бронзовая статуя (высотой 35 м) бога солнца Гелиоса — Колосс Родосский, которая была признана одним из семи чудес света.
Культура Древнего Рима.Эллинистические государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II—I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.
Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская культура. В I тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, — характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.
Этруски освоили искусство обработки камня, металла. Высокого уровня достигала и керамика — это «зачерненные» при обжиге и покрытые лаком сосуды. Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм — стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.
Язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.
Жрецы проводили особые ритуалы гадания: по печени приносящихся в жертву животных, полету птиц, по направлению удара молнии и т.д. Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов. Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII—VI вв.до н.э.). Этруски подражали им в формах и орнаментах керамики, строили храмы по греческим образцам, этрусские божества все больше и больше приобретали функции и черты греческих, усвоили этруски и образы греческой мифологии, гомеровский эпос. В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.
Начало римской истории по традиции относят к 753 г.до н.э. — времени основания города. Первый, царский, период истории охватывает VIII— VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римское цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян — тога, архитектура дома с атрием — крытым внутренним двориком со световым отверстием и т.д.
По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. — восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Период ранней Республики охватывает VI—III вв. до н.э., в это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.
В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаев.
С образованием гражданской общины, республиканского строя вязано возникновение ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.
К IV в. до н.э. относится зарождение в Риме театра — сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами.
Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило ее эклектизм.
Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Римские боги отождествляются с греческими.
Греческая литература, наряду с народным италийским творчеством, оказала сильное воздействие на становление и развитие римской литературы. Первым римским поэтом был вольноотпущенный греческий раб Ливий Андроник, переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Крупнейший римский писатель этого времени — Плавт. Ему приписывают создание 130 комедий, из которых до нас дошли 20. Несколько позже писал свои комедии Теренций. Римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной действительностью. Значительную роль в римской трагедии играл хор, затем уступивший сольному пению.
На новую, более высокую ступень поднялась римская поэзия в I в. до н.э. ( Лукреций, Катулл).
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего «О сельском хозяйстве». Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы периода поздней Республики были Варрон и Цицерон.
Наибольший вклад в развитие историографии периода Республики внесли Саллюстий — «Заговор Катипины», «Юзуртинская война» и великий полководец, диктатор Гай Юлий Цезарь — «Записки о Галльской войне».
Влияние греческой культуры сказалось в развитии римской философии — наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков.
Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой. Для римских сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии.
Широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. н. э. начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий: базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений, возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов.
Высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона). Римский архитектор Витрувий (2-я пол. I в. до н.э.) написал трактат «Об архитектуре».
В Риме появляются и руководства по риторике, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция — наука о праве.
С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории — история Империи. Конец I в. до н.э. — II в. н.э. — время ранней Империи — эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
Центром изучения философии в Римской Империи оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в I—II вв. н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм. Основными представителями его были: римский философ, политик, поэт, воспитатель императора Нерона Сенека, написавший «Нравственные письме к Луциплию» и «Естественно-научные вопросы», и философ на троне — император Марк Аврели, написавший свое единственное сочинение — «Размышления».
Одно из высочайших достижений римской культуры — литература эпохи ранней Империи. Она представлена целым созвездием замечательных писателей: Апулей, Плиний Младший, сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, поэты Вергилий, Гораций, Овидий.
Расцвета достигает римская историография (Тит Ливии, Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит).
К I—II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов.
В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций. Характерные признаки кризиса античной культуры — низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. С III в. античное направление в архитектуре не создает уже ничего нового, совершенная портретная скульптура сменяется более грубой, падает техническое мастерство.
IV—V вв. н.э. — период поздней Империи, в это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату — неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в Империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии — спасителя в лице Иисуса Христа Сына Божьего. Образ мессии Христа (гр. Christus — помазанник) первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже, в конце I в. и в первой половине II в. н.э. появились жизнеописания основоположника новой религии — евангелия. Первым было создано Евангелие от Марка, позже — Евангелие от Матфея и Евангелие от Луки. В первый период своего существования христианство было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в IV в. христианство превращается в государственную религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось также гибелью многих памятников античной культуры.
В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях римских катакомб наглядность изображения сцены, понимание содержания становятся важнее. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. На развалинах Западноримской империи возникают так называемые варварские королевства, население которых было в той или иной степени приобщено к греко-римской культуре, оказавшей большое влияние на развитие этих государств.