Что относится к критериям определения риска
Что относится к критериям определения риска
Он такой: критерии отнесения объекта контроля к одной из 6 категорий риска контроль-надзорный орган определяет по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Он исходит из необходимости предупреждения и минимизации причинения вреда (ущерба) и одновременно оптимального использования своих материальных, финансовых и кадровых ресурсов – чтобы общее количество профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий по объектам контроля всех категорий риска соответствовало имеющимся ресурсам.
Объекты контроля/деятельность проверяющие изначально относят к одной из 6 категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 1 ст. 23 Закона № 248-ФЗ):
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) определяет Положение о виде контроля.
Что учитывают проверяющие
На основании ст. 23 Закона № 248-ФЗ критерии риска должны учитывать:
ФАКТОР
КАК ПРИМЕНЯЕТСЯ
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивают за период от 1 года до 3-х лет в зависимости от категории риска, к которой отнесены его деятельность или производственный объект, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля (ч. 4 ст. 48 Закона № 248-ФЗ).
Важно, что критерии риска должны основываться на достоверных сведениях о соответствующей сфере деятельности и практике соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля – чтобы проверяемый мог самостоятельно оценить правомерность отнесения его деятельности, принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля к соответствующей категории риска.
Источники информации
При применении критериев риска контрольный (надзорный) орган может использовать сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением законодательства из любых достоверных источников – в том числе:
Применение критериев
Объект контроля относят к одной из категорий риска на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.
Если есть сведения об изменении критериев риска контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней должен принять решение об изменении категории риска.
В ходе профилактического визита (ст. 51 Закона № 248-ФЗ) инспекторы должны сообщить о соответствии объектов контроля критериям риска.
Утверждена
протоколом заседания проектного комитета
от 31 марта 2017 г. N 19(3)
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ И КАТЕГОРИЙ РИСКА
Мировая практика свидетельствует об активном использовании системы управления рисками в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти, то есть повышением уровня безопасности охраняемых законом ценностей.
Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизит нагрузку на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям.
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок на добросовестных участников рынка, деятельность которых не несет значимой угрозы охраняемым законом ценностям. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня защиты охраняемых законом ценностей в сфере государственного управления.
Внедрение риск-ориентированного подхода (системы управления рисками) основывается на следующих принципах:
открытость и прозрачность критериев риска и категорий риска, а также результатов распределения по ним подконтрольных субъектов, что не исключает отнесения в отдельных сферах общественных отношений указанной информации к охраняемой законом тайне, если это необходимо для достижения публично значимых целей;
нацеленность категорий и критериев риска, мер по оценке и управлению риском на задачи минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям как при установлении категорий и критериев риска, так и в процессе их применения, что, в частности, означает преимущественную их ориентацию на деятельность хозяйствующих субъектов, работающих в представляющих опасность для охраняемых законом ценностей сферах государственного регулирования, нарушающих требования законодательства;
построение системы управления рисками, принятие мер по оценке и анализу риска на основании объективных и достоверных данных;
периодическая переоценка рисков, основанная на изменении источников и факторов риска для охраняемых законом ценностей;
соответствие уровня зрелости ведомственных систем управления риском уровню развития управленческих и информационных процессов в ведомстве, так как зрелая система управления рисками невозможна без соответствующего уровня зрелости информационных решений по сбору, обобщению и анализу данных, а также внутриведомственных управленческих процессов.
1. Определение охраняемых законом ценностей
На первом этапе должны быть определены охраняемые законом ценности.
Для каждого вида государственного контроля (надзора) должны быть определены ценности, на защиту которых направлена реализация данных полномочий. При определении охраняемых законом ценностей необходимо стремиться к количественному определению единиц, с помощью которых фиксируется объем причиненного вреда, в том числе нематериального характера (т.е. к измерению причиненного вреда).
2. События, следствием которых может стать причинение вреда
охраняемым законом ценностям (случаи причинения вреда)
На втором этапе необходимо определить все возможные события, следствием наступления которых может стать причинение вреда для охраняемых законом ценностей.
Для различных видов контроля (надзора) такие типы событий будут различаться.
Так, например, в отношении видов государственного контроля (надзора), с преимущественно «технологическими рисками», такими событиями могут стать аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации, пожары, выход из строя оборудования и т.п.
Для каждого вида государственного контроля (надзора) должен быть определен свой перечень событий, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям, произойти случаи причинения вреда.
3. Источники, факторы и профили риска причинения вреда
На третьем этапе необходимо определить условия, обстоятельства и причины, которые приводят к наступлению событий, следствием которых может стать причинение вреда.
Во-первых, рекомендуется определить источники риска. Определение источников риска не является строго обязательным шагом, однако на практике может существенно облегчить последующую идентификацию факторов риска, а также учесть все многообразие потенциальных факторов риска.
Так, например, для ситуации дорожной аварии, источниками риска могут являться техническое состояние автомобиля, состояние дорожного покрытия, природные условия, квалификация и состояние водителя, время суток, соблюдение скоростного режима и т.д. Для ситуации возникновения пожара, источниками риска могут являться технические характеристики зданий, квалификация персонала, ответственного за пожарную безопасность, природные условия и т.д.
Во-вторых, необходимо идентифицировать максимальное число значимых факторов риска, т.е. конкретизировать условия, при которых ранее определенные источники риска могут стать причиной нанесения вреда.
Так, например, для ситуации дорожной аварии, факторами риска могут являться плохое техническое состояние автомобиля, наличие повреждений дорожного покрытия, плохие природные условия (сильный туман, проливной дождь), водительский стаж менее полугода, состояние алкогольного опьянения водителя, ночное время суток, превышение скоростного режима более чем на 50 км/ч и т.д.
При этом факторы риска могут быть как бинарными (исправное/неисправное транспортное средство), так и многофакторными (неисправность тормозной системы, сбой микроэлектроники, испорченные шины, превышение скорости на 5, 10, 20, 50 км/ч и т.п.), что определяется возможностью дифференциации подобных состояний и значимости их на уровень возникающего риска.
В-третьих, зачастую событие, следствием которого может стать причинение вреда, может быть обусловлено не одним, а несколькими факторами. Поэтому используется такое понятие как «профиль риска».
Так, например, для ситуации дорожной аварии, неким «идеальным» профилем риска является выезд неисправного автомобиля, лишенного современных средств пассивной безопасности (ремни безопасности, подушки безопасности и т.п.), на поврежденное дорожное покрытие, в сильный туман, сопровождающейся проливным дождем, водителя, имеющего водительский стаж менее полугода, в состоянии алкогольного опьянения водителя, в ночное время суток, с превышением скоростного режима более чем на 50 км/ч. Профиль риска может состоять из любой комбинации факторов риска, например, профилем риска могут являться следующие условия: водитель, имеющий водительский стаж менее полугода, который едет с превышением скоростного режима на 50 км/ч. Теоретически, число потенциальных профилей риска может определяться числом всех возможных сочетаний факторов риска. В отсутствие достаточной степени информатизации, подобный объем информации может быть избыточным, поэтому при идентификации того или иного числа профилей риска следует руководствоваться принципом разумности.
На практике можно использовать только понятие «фактор риска» или только понятие «профиль риска», а также использовать оба понятия сразу, главное, чтобы они максимально полно описывали совокупность причин и условий возникновения риска, а также имели эмпирическую верификацию на основе анализа статистики случаев причинения вреда.
Поэтому степень детализации источников, факторов и профилей риска должна определяться практической целесообразностью и ориентироваться на возможность формального описания источников и факторов риска в терминах критериев, указывающих на потенциальный уровень риска. Для этого необходимо на следующей стадии учесть значимость факторов и профилей риска, относительно представляемого ими уровня риска.
4. Общие требования к критериям отнесения объектов
государственного контроля (надзора) к категориям риска
При этом все факторы (профили) риска разделяются на две категории: управляемые и неуправляемые.
Под неуправляемыми факторами (профилями) риска понимаются те факторы риска, которые напрямую не зависят от контрольно-надзорной деятельности. Ряд из этих факторов поддаются управлению в более широком контексте «умного» государственного регулирования. Так, для примера, если оказывается, что фактором риска является отсутствие средств пассивной безопасности (ремней безопасности) или разговор по телефону за рулем, можно ввести изменения в обязательные требования и запретить эксплуатацию транспортных средств без ремней безопасности или разговоры за рулем. После чего они переходят в категорию управляемых и могут быть проверены в рамках контрольно-надзорной деятельности. Подобная логика также применима и к обратной ситуации, когда налицо избыточность обязательных требований. В случае если обязательные требования не связаны со значительными рисками причинения вреда, но при этом создают существенный объем избыточных издержек бизнеса, подобные обязательные требования должны быть пересмотрены. Если же значимым фактором риска является состояние дорожного покрытия, то это уже предмет межведомственного взаимодействия и согласования межведомственных карт риска. В случае же, если большую часть причинения вреда, например, при пожарах, возникает в частном секторе, то эта проблема может быть только частично решена за счет контрольно-надзорных мероприятий, а более эффективными в таких условиях будут профилактические мероприятия. Существуют также влияние форс-мажора и внешних факторов риска, таких как, например, стихийные бедствия. В этой связи неуправляемые в рамках контрольно-надзорной деятельности факторы риска могут становиться управляемыми или частично управляемыми в более широком контексте ведомственных систем управления рисками, межведомственных систем управления рисками и построения системы «умного регулирования» в данной сфере деятельности.
Управляемые факторы (профили) риска, то есть те факторы (профили) риска, на которые может повлиять контрольно-надзорная деятельность, являются основой для определения критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска в интересах выбора в их отношении интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.
Таким образом, для оценки риска причинения вреда охраняемым законом ценностям может применяться вся совокупность условий и причин возможного причинения ущерба, но при отнесении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенному классу (категории) опасности органом государственного контроля (надзора) должны учитывать только те события, которые могут произойти в результате возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
5. Критерии отнесения объектов государственного
контроля (надзора) к категориям риска, учитывающие тяжесть
потенциальных негативных последствий возможного
несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями обязательных требований
На данном этапе необходимо провести ранжирование оставшихся управляемых факторов и профилей риска, для того чтобы выделить наиболее значимые из них. Подобные наиболее значимые факторы (профили) риска образуют критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска, а их произведение определяет величину риска причинения вреда в результате возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом :
Пункт 8 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда,
масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда;
Под степенью тяжести потенциальных случаев причинения вреда подразумевается соответствующая классификация тяжести последствий произошедших случаев причинения вреда. Так, например, в случае если охраняемой законом ценностью является жизнь и здоровье граждан, то можно выделить следующие степени тяжести вреда (смерть, причинение тяжелого, среднего и незначительного вреда здоровью).
Под масштабом распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда подразумевается количественное измерение охраняемых законом ценностей, находящихся под потенциальным негативным воздействием различной степени тяжести. Так, например, в случае если охраняемой законом ценностью является жизнь и здоровье граждан, то подобные случаи причинения вреда можно классифицировать по потенциальному числу погибших, получивших тяжелый, средний или незначительный вред здоровью.
Под трудностью преодоления возникших негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований понимается наличие компенсационных мер, возможности возмещения ущерба или ликвидации негативных последствий. Так, например, причинение вреда в виде уклонения от уплаты налогов, может осложняться выводом данных средств за рубеж или конвертацию их в неликвидные активы. К примеру, если статистика указывает, что в таких случаях 30% вреда не удается возместить, то подобные случаи должны рассматриваться с повышающим коэффициентом (1,3) трудности преодоления негативных последствий. Использование такой характеристики, как трудность преодоления возникших негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, не является обязательной и должно применяться для тех видов государственного контроля (надзора), где это имеет практическую целесообразность.
Произведение возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда, масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий образуют собой величину вреда или совокупный ущерб.
Для примера. Величина вреда жизни и здоровью граждан (совокупный ущерб жизни и здоровью граждан) может быть рассчитана:
Гибель 10 человек и нанесение тяжелого вреда здоровью 100 человек = (1 условная единица) * 10 + (0,1 условных единиц) * 100 = 20 условных единиц возможной величины вреда, совокупного ущерба.
Гибель 1 человека и нанесение тяжелого вреда здоровью 10 000 человек = (1 условная единица) * 1 + (0,1 условных единиц) * 10 000 = 1001 условных единиц величины вреда, совокупного ущерба.
Для примера, возможная тяжесть вреда при уклонении от уплаты налогов:
Сумма неуплаченных средств 10 млрд. руб.
Сумма неуплаченных средств 10 млрд. руб. и вывод за рубеж = 10 млрд. руб. * 1,3 = 13 млрд. руб.
Помимо величины вреда (совокупного ущерба), необходимо определить возможную частоту возникновения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда.
Под возможной частотой возникновения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда подразумевается вероятность наступления данного случая причинения вреда.
При определении критериев отнесения необходимо максимально возможное внимание уделять оценке возможной частоты возникновения вреда, для того чтобы в высокие категории риска не попадали исключительно объекты с потенциально высокой величиной вреда. В таком случае все усилия контрольно-надзорных органов будут направлены на подобные объекты, а те объекты, где отсутствует подобный высокий объем потенциального вреда, но на практике причиняющих реальный вред разной степени тяжести и которые вносят существенный вклад в общую статистику случаев причинения вреда, будут необоснованно освобождены от государственного контроля (надзора).
В рассмотренном нами примере:
В первом случае, мы оцениваем вероятность смертельного отравления в крупном торговом центре или вероятность его возгорания, где возможная тяжесть вреда может составлять 100 000 человеческих жизней с вероятностью 0,00001, что означает риск причинения вреда в результате возможного несоблюдения обязательных требований равным = 100 000 * 0,00001 = 1.
А во втором случае, мы оцениваем вероятность отравления в небольшом придорожном кафе или вероятность его возгорания, где возможная тяжесть вреда может составлять 100 человеческих жизней с вероятностью 0,2, что означает риск причинения вреда в результате возможного несоблюдения обязательных требований равным = 100 * 0,2 = 20.
Несмотря на серьезную разницу между возможной величиной вреда (100 000 и 100 человек соответственно) вероятность первого события настолько ниже (0,00001 против 0,2), что итоговый уровень риска причинения вреда в первом случае на порядок ниже. Управленческим следствием подобного примера является то, что придорожные кафе могут быть значительно опаснее, чем крупные торговые центры, которые сами заинтересованы в контроле качества, применяют современные технические средства и т.д. Таким образом, на основании оценки уровня риска причинения вреда, придорожное кафе должно попасть в более высокую категорию риска, чем крупный торговый центр.
Учитывая вышесказанное, оценка возможной частоты возникновения вреда должна основываться на достоверных статистических данных по причиненному вреду, представленной по форме из Приложения 1.
При оценке возможной частоты возникновения вреда анализируемая обобщенная информация об индивидуальных характеристиках подконтрольных субъектов (объектов), представляющих наибольший риск причинения вреда, может быть использована в качестве критериев отнесения к категории риска.
В частности, если в результате ранее проведенных контрольно-надзорных мероприятий и расследования причин случаев причинения вреда можно выделить какие-то общие факторы, которые значительно влияют на уровень риска причинения вреда для всей контрольно-надзорной сферы, то такие факторы могут быть использованы в качестве критериев риска. Например, в качестве подобных критериев может быть использовано наличие или отсутствие того или иного персонала, а также их персональные характеристики. Так, если в результате расследования причин несчастных случаев или по результатам проведенных контрольно-надзорных выясняется, что, например, источником риска является квалификация персонала, отвечающего за безопасность в этой сфере, а статистически значимым фактором риска является работа в организации на позиции главного инженера должностного лица, имеющего менее 5 лет рабочего стажа в этой сфере деятельности или непрофильное образование, то такой фактор риска может быть использован в качестве критерия отнесения к категории риска.
После разнесения факторов (профилей) риска по матрице риска необходимо определить уровень риска, который относится к той или иной категории риска, в интересах дифференциации последующих контрольно-надзорных мероприятий. Уровень риска определяется количественными значениями (когда это может быть посчитано) наступления в результате несоблюдения гражданами и организациями обязательных требований событий, следствием которых может стать причинение вреда охраняемым законом ценностям и количественными (относительными) значениями уровня потенциального вреда, а также относительными значениями вероятностями (когда это не может быть точно рассчитано).
Одно и то же значение уровня риска может быть получено разными сочетаниями возможной тяжести вреда и возможной частоты его наступления. Так, причиненный вред одному гражданину с вероятностью в 10% математически идентичен ситуации, когда вред, причиненный 10 гражданам с вероятностью в 1%. Поэтому в таблицах 2 и 3 приведены примеры, когда различные сочетания возможной величины вреда и возможной частоты его возникновения образуют собой критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. Так, в таблице 2, категории чрезвычайно высокого риска соответствует только одно соотношение факторов риска, соответствующих чрезвычайно высокой тяжести вреда, при чрезвычайно высокой возможности. В таблице 3 категории чрезвычайно высокого риска соответствуют уже 4 соотношения степени тяжести вреда и его возможной частоты возникновения.
темно-красный цвет означает соответствие чрезвычайно высокой категории риска;
Вся совокупность факторов (профилей) риска одного цвета образуют критерии отнесения к категории риска. В таблице 4 приведен соответствующий упрощенный пример, распределения объектов контроля по категориям риска. Из данного примера видно, что объекты дошкольного и начального общего образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул, несмотря на то, что они имеют разное соотношение возможной величины вреда и возможной частоты возникновения вреда, тем не менее им присвоена одна и та же категория «чрезвычайно высокого риска».
Таблица 1, является вспомогательным инструментом для расчета уровня риска на основе оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. Итоговый результат подобного расчета должен быть представлен по форме, представленной в приложении N 2.
Что относится к критериям определения риска
7 МИН
Как оценить риски предприятия
Ошибки в расчётах и планировании, изменения ситуации на рынке и в законодательстве создают риски для бизнеса. Объясняем, как их оценить и предотвратить.
Виды деловых рисков
Обычно под «деловым риском» подразумевают одно или несколько событий, негативно воздействующих на деятельность предприятия или её аспекты.
С точки зрения предсказуемости риски делят на систематические и несистематические. Несистематические риски возникают в отдельно взятой компании, их можно спрогнозировать и оценить своими силами. Систематические риски угрожают рынку в целом или отдельным сферам бизнеса. Предсказать их возникновение и оценить последствия могут только эксперты.
Виды систематических рисков:
Пример юридического риска
Из-за поправок в Жилищном кодексе с 1 октября 2019 года хостелы и гостиницы могут располагаться только в нежилых зданиях или в помещениях многоквартирных домов, имеющих статус нежилого фонда и соответствующих ряду дополнительных требований. Теперь предприниматели, хостел или гостиница которых находятся в жилом доме, должны перевести помещение в статус нежилого фонда, переехать в другое или закрыть бизнес.