Что относится к критериям безопасности труда

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда, обязательность их исполнения

Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда (в том числе стандарты безопасности труда), а также тре­бования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

В свою очередь статья 211 Трудового кодекса РФ дает определение государствен­ным нормативным требованиям охраны труда:

Государственные нормативные требования охраны труда обяза­тельны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

Виды нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативно-правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:

Нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда:

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда:

Основные отличия государственных нормативных требований охраны труда от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, состоят в следующем:

Порядок принятия актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда (стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, санитарно-эпидемиологические прави­ла и нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса), издаются после рассмотрения проектов указанных актов па заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется:

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 (пять) лет и могут быть продлены не более чем на 2 (два) срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 (девять) месяцев до окончания срока их действия.

Государственные нормативные требования охраны труда и техническое регулирование

Одной из важнейших функций государственных нормативных требований охраны труда является их использование для регулирования социально-трудовых отношений.

Техническое регулирование характеристик и параметров безопас­ности продукции и производственных процессов, в соответствии с За­коном о техническом регулировании, осуществляется техническими регламентами. Названный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований в области охраны труда, но регулирует отношения, связанные с разра­боткой, принятием, применением и исполнением требований к продук­ции или к продукции и связанным с требованием к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

С момента вступления в силу Закона о техническом регулировании решается проблема гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского союза. В настоящее время из 400 запланированных к разработке технических регламентов введены в действие несколько десятков, в том числе:

Кроме указанных выше принят и ряд других технических регламентов.

Источник

Основные стандарты безопасности

В статье приведено описание основных международных и национальных стандартов безопасности. Рассмотрены определения терминов «безопасность», «опасность», «риск». Сделаны предположения о возможности применения для описания опасностей принципов неопределенности Гейзенберга и дополнительности Бора.

Что такое «безопасность»?

Обеспечение безопасности — одно из важнейших требований, которое должны выполнять все, везде и всегда, так как любая деятельность потенциально опасна. Безопасность связана с риском (они взаимозависимы). Рассмотрим определения этих понятий, приведенные в стандартах [3, 12, 13].

Безопасность — отсутствие недопустимого риска [3, 12, 13].

Опасность — потенциальный источник возникновения ущерба [3, 12, 13].

Риск — эффект от неопределенности целей [13].

Таким образом, безопасность характеризуется не отсутствием риска вообще, а только отсутствием недопустимого риска. Стандарты [6, 12] определяют допустимый риск как «оптимальный баланс между безопасностью и требованиями, которым должны удовлетворять продукция, процесс или услуга, а также такими факторами, как выгодность для пользователя, эффективность затрат, обычаи и др.». Стандарт [10], часто используемый предприятиями, трактует допустимый (приемлемый) риск как «риск, уменьшенный до уровня, который организация может допустить, учитывая свои законодательные обязательства и собственную политику в области гигиены и безопасности труда».

Типы стандартов безопасности

Задание требований безопасности в регламентах/стандартах должно основываться на анализе риска причинения вреда людям, имуществу или окружающей среде или их сочетанию — так говорится в стандартах [6, 12]. На рисунке схематически приведены основные риски предприятия с указанием стандартов управления рисками.

Возможно, для описания и анализа опасностей и рисков можно было бы применять дельта-функции Дирака и функции Хевисайда, так как переход от допустимого к недопустимому риску — скачкообразный.

Принципы и средства обеспечения безопасности

Остановимся подробнее на принципе классификации (категорирования). Он состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Примеры: санитарнозащитные зоны (5 классов), категории производств (помещений) по взрывопожарной опасности (А, Б, В, Г, Д), категории/классы по директивам АТЕХ (3 категории оборудования, 6 зон), классы опасности отходов (5 классов — в России, 4 класса — в Украине), классы опасности веществ (4 класса), классы опасности при перевозках опасных грузов (9 классов) и др.

По расчетам Гейнриха на один несчастный случай со смертельным исходом приходится около 30 травм с менее тяжелыми последствиями и около 300 других инцидентов, которые могут пройти практически незамеченными. При этом косвенные экономические затраты на ликвидацию последствий в четыре раза превышают прямые.

Справка

около 20% всех неблагоприятных событий связаны с отказами оборудования, а 80% — с человеческой ошибкой, из которых 70% ошибок произошли из-за скрытых организационных слабостей (ошибки скрывались, не было реакции на них), а около 30% связаны с индивидуальным работником.

Что относится к критериям безопасности труда
Рис. Риски компании (пример) и применимые к ним стандарты

ЕСО — Европейские стандарты оценки (Европейская группа оценщиков TEGoVA);

МСО — Международные стандарты оценки (имущества);

МСФО — Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);

BASEL II — соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору;

BRC — The British Retail Consortium Global standards (Стандарты Консорциума Британской торговли);

COBIT — Control Objectives for Information and Related Technology («Задачи информационных и смежных технологий» — пакет открытых документов, около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления IT, аудита и IT-безопасности); COSO — Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (стандарт комитета спонсорских организаций комиссии Тредвея);

FERMA — Federation of European Risk Management Associations (стандарт Федерации европейских ассоциаций риск-менеджеров); GARP — Global Association of Risk Professionals (стандарт Ассоциации риск-профессионалов);

IFS — International Featured Standards (Международные стандарты по производству и реализации продуктов питания);

ISO/PAS 28000 — Specification for security management systems for the supply chain (Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия);

NIST SP 800–30 — Risk Management Guide for Information Technology Systems (Руководство по управлению рисками в системах информационных технологий).

Таблица. Стандарты безопасности (примеры)

примеры стандартов

Основополагающие стандарты

ISO 31000 Risk management — Principles and guidelines (Менеджмент риска. Принципы и руководства);

IEC/ ISO 31010 Risk management — Risk assessment techniques (Менеджмент риска. Методы оценки риска);

BS 31100 Risk management.Code of practice (Менеджмент риска. Практический кодекс); BS 25999 Business continuity management (part 1, part 2) (Управление непрерывностью бизнеса, ч. 1, 2);

IEC 61160 Risk management. Formal design review (Менеджмент риска. Формальный анализ проекта);

BS OHSAS 18001 Occupational health and safety management systems. Requirements. (Системы менеджмента безопасности труда и здоровья. Требования);

GS-R-1 Legal and Governmental Infrastructure for Nuclear, Radiation, Radioactive Waste and Transport Safety. Requirements (Законодательная и правительственная инфраструктура для ядерной и радиационной безопасности, безопасности радиоактивных отходов и транспортировки); ISO 22000:2005 Food safety management systems — Requirements for any organization in the food chain (Системы управления безопасностью пищевой продукции. Требования для любой организации в пищевой цепочке)

Групповые стандарты

ISO 14121 Safety of machinery — Risk assessment (Безопасность машин. Оценка риска);

ISO 12100 Safety of machinery — Basic concepts, general principles for design (Безопасность машин.

Базовые концепции, основные принципы для проектирования);

ISO 13849 Safety of machinery — Safety-related parts of control systems (Безопасность машин. Безопасность частей систем контроля);

ATEX 95 directive 94/9/EC, Equipment and protective systems intended for use in potentially explosive atmospheres (Директива 94/9/EC. Оборудование и защитные системы, предназначенные для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах);

ATEX 137 directive 99/92/EC, Minimum requirements for improving the safety and health protection of workers potentially at risk from explosive atmospheres (Директива 1999/92EC. Минимальные требования для улучшения безопасности, охраны труда и здоровья работников, а также потенциального риска от взрывоопасной атмосферы);

IEC 62198 Project Risk Management — Application Guidelines (Управление риском проекта. Руководство по применению);

ISO 15190 Medical laboratories — Requirements for safety (Медицинские лаборатории. Требования к безопасности);

ISO 14971 Medical devices — Application of risk management to medical devices (Медицинские приборы. Применение менеджмента риска к медицинским приборам);

ISO 14798 Lifts (elevators), escalators and moving walks — Risk assessment and reduction methodology (Лифты, эскалаторы и конвейеры. Методология оценки и снижения риска); ISO 15408 Information technology — Security techniques — Evaluation criteria for IT security (Информационная технология. Критерии оценки для безопасности информационной технологии)

Стандарты на безопасность продукции

ISO 10218 Robots for industrial environments — Safety requirements (Промышленные роботы. Требования безопасности);

IEC 61010–1:2001 Safety requirements for electrical equipment for measurement, control, and laboratory use—Part 1: General requirements (Требования безопасности к оборудованию для измерений, контроля и лабораторного применения. Часть 1: Основные требования);

IEC 60086–4:2000—Primary batteries—Part 4: Safety of lithium batteries. (Батареи первичные. Часть Часть 4: Безопасность литиевых батарей);

EC 61199 Single-capped fluorescent lamps. Safety specifications (Лампы люминесцентные одноцокольные. Требования безопасности);

IEC 60335 Household and similar electrical appliances — Safety (Приборы электрические бытового и аналогичного назначения. Безопасность);

IEC 60065 Audio, video and similar electronic apparatus — Safety requirements (Аудио, видео и подобная электронная аппаратура. Требования безопасности); EN 692 Mechanical presses — Safety (Механические прессы. Безопасность); EN 50088 Safety of electric toys (Безопасность электрических игрушек)

Стандарты на продукцию

Standards of Codex Alimentarius Commission. (Стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус на продукцию CODEX STAN 12–1981, CODEX STAN 13–1981 и др.);

ISO 3500:2005 Gas cylinders — Seamless steel CO2 cylinders for fixed fire-fighting installations on ships (Баллоны газовые. Стальные бесшовные баллоны с углекислым газом для судовых стационарных пожарных установок);

ISO 4706:2008 Gas cylinders — Refillable welded steel cylinders — Test pressure 60 bar and below (Баллоны газовые. Баллоны стальные сварные заправляемые. Испытательное давление 60 бар и ниже); EN 13109:2002 LPG tanks. Disposa (Баллоны для сжиженного газа. Использование); EN 13807:2003 Transportable gas cylinders. Battery vehicles. Design, manufacture, identification and testing (Баллоны газовые переносные. Аккумуляторные автомобили. Проектирование, изготовление, идентификация и испытания); ГОСТ 10003–90. Стирол. Технические условия; ГОСТ 10007–80. Фторопласт-4. Технические условия;

ГОСТ 10121–76. Масло трансформаторное селективной очистки. Технические условия; ГОСТ 10037–83. Автоклавы для строительной индустрии. Технические условия

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

Основные стандарты безопасности

Учитывая важность оценки профессиональных рисков для безопасности труда на рабочих местах, Европейское агентство по обеспечению здоровья и безопасности работников в 1996 г. опубликовало Руководство о порядке проведения оценки рисков (Guidance on risk assessment at work) и постоянно добавляет много полезных примеров для определения опасностей при оценке профессиональных рисков.

В целом также и требования европейской Директивы REACH [18] направлены на обеспечение безопасности. Эта система основана на управлении рисками, связанными с веществами, которые содержатся в химических соединениях, а в отдельных случаях и в изделиях.

Важное место занимают стандарты системы безопасного труда (ГОСТ ССБТ). Это документы хорошо выстроенной системы, которая существует в немногих странах мира. Так безопасность технологического оборудования должна соответствовать ГОСТ 12.2.003 [3], безопасность технологических процессов — ГОСТ 12.3.002 [4]. А если производятся, сохраняются и применяются опасные вещества, то требования к безопасности определяются по ГОСТ 12.1.007 [1]. Системы (устройства, элементы) безопасности должны соответствовать ГОСТ 12.4.011 [5], а при пожаре и взрыве — еще и ГОСТ 12.1.004 [2].

Требования к безопасности строений/сооружений определяются по строительным нормам и правилам.

Большое значение имеют также медицинские стандарты и регламенты (GMP — надлежащая производственная практика, GLP — надлежащая лабораторная практика, GDP — надлежащая дистрибьюторская практика, GPP — надлежащая аптечная практика и др.).

Стандарты безопасности в продовольственной сфере определяются Комиссией Codex Alimentarius. Есть также регламенты безопасности в ветеринарии, растениеводстве.

Развитие космонавтики и ядерной энергетики, усложнение авиационной техники привело к тому, что изучение безопасности систем было выделено в независимую отдельную область деятельности (например, МАГАТЭ была опубликована новая структура стандартов по безопасности: GS-R-1 «Законодательная и правительственная инфраструктура для ядерной и радиационной безопасности, безопасности радиоактивных отходов и транспортировки»). Еще в 1969 г. Министерство обороны США приняло стандарт MILSTD-882 «Программа по обеспечению надежности систем, подсистем и оборудования». В нем изложены требования для всех промышленных подрядчиков по военным программам.

Важными документами являются карты безопасности материала (MSDSкарты — Material safety data sheet) [7]. MSDS-карты, как правило, содержат следующие разделы: сведения о продукте, опасные составляющие, потенциальное воздействие на здоровье (контакт с кожей, воздействие при приеме пищи, предельные дозы, раздражающее действие, возбуждающее действие, взаимно усиливающее действие в контакте с другими химическими веществами, кратковременное воздействие, долговременное воздействие, влияние на репродуктивность, мутагенность, канцерогенность), порядок оказания первой медицинской помощи (при попадании на кожу, в глаза, желудок, при вдыхании), пожаро- и взрывоопасность (огнеопасность/горючесть — при каких условиях, способы тушения, особые инструкции по тушению огня, опасные продукты сгорания), данные по химической активности (химическая стабильность, условия химической активности, опасные продукты распада), действия в случае розлива/утечки (включая утилизацию отходов, распад/токсичность для водной флоры/фауны, грунта, воздуха), борьба с воздействием вещества и средства индивидуальной защиты (технические средства, перчатки, средства защиты органов дыхания и зрения, защитная обувь, защитная одежда), требования к хранению и работе с веществом (хранение, работа, порядок транспортировки), физические характеристики вещества, экологическая, нормативная, дополнительная информация. Такие MSDS-карты готовит производитель и передает пользователю/потребителю. Данные из MSDS-карт необходимо включить в инструкции производственные и по охране труда.

Факты

Примеры отзывов продукции по причине ее опасности

Заключение

Специалистам, разрабатывающим стандарты безопасности, нужно больше внимания уделять гармонизации нормативов, применяемых в различных областях. Например, использовать подходы, изложенные в принципах неопределенности Гейзенберга и дополнительности Бора. Кроме того, не забывать о человеческих ошибках [17] и устранении организационных слабостей. Введение риск-менеджмента на предприятиях поможет повысить уровень безопасности. В последние годы активно развиваются стандарты риск-менеджмента, например [9, 11, 14, 15, 16]. Изучение и применение этих документов также способствует улучшению культуры безопасности.

Безусловно, в сфере безопасности стандарты, регламенты, нормы, правила, инструкции необходимы, но не менее важно их выполнение.

Для обеспечения безопасности необходимо знать ответы на вопросы:

1. Какова вероятность возникновения инцидента?

2. Каковы будут негативные последствия?

3. Как их минимизировать?

4. Как продолжать деятельность во время и после инцидента?

5. Каковы приоритеты и временные рамки восстановления?

6. Что, как, когда и кому необходимо сделать?

7. Какие предупреждающие меры надо предпринимать, чтобы упредить/ минимизировать негативные последствия?

Использованная литература

1. ГОСТ 12.1.007–76 (1999). ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

2. ГОСТ 12.1.004–91. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

3. ГОСТ 12.2.003–91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

4. ГОСТ 12.3.002–75 (2000). ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

5. ГОСТ 12.4.011–89. ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация.

6. ГОСТ Р 51898–2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

7. ГОСТ Р 12.1.052–97. ССБТ. Информация о безопасности веществ и материалов (Паспорт безопасности). Основные положения.

8. ГОСТ Р ИСО 13849–1-2003. Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования.

9. BS 31100:2008. Risk management — Code of practice.

10. BS OHSAS 18001:2007. Occupational health and safety management systems. Requirements.

11. CWA 15793:2008. Laboratory biorisk management standard.

12. ISO/IEC 51:1999. Safety aspects — Guidelines for their inclusion in standards.

13. ISO/IEC Guide 73:2009. Risk management — Vocabulary — Guidelines for use in standards.

14. ISO 31000:2009. Risk management — Principles and guidelines.

15. IEC/ISO 31010:2009. Risk management — Risk assessment techniques.

16. ISO 15190:2003. Medical laboratories — Requirements for safety.

17. Reason J. Human error. — New York: Cambridge University Press, 1990. — 316 p.

18. Regulation (EC) № 1907/2006 of the European Parliament and the Council of 18 December 2006 concerning the Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH), establishing a European Chemicals Agency, amending Directive 1999/45/EC and repealing Council Regulation (EEC) № 793/93 and Commission Regulation (EC) № 1488/94 as well as Council Directive 76/769/EEC and Commission Directives 91/155/EEC, 93/67/ EEC, 93/105/EC and 2000/21/EC.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году

Что относится к критериям безопасности труда

Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.

Скачайте образцы:

Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе

Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.

Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.

Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году

Что относится к критериям безопасности труда

Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА

Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.

Пример

Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.

Образец карты проведения оценки профессиональных рисков

Что относится к критериям безопасности труда

Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.

Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.

Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя

Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.

Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:

Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.

Что относится к критериям безопасности труда

Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.

В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:

Методы оценки профессиональных рисков

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм

1 этап. Идентификация рисков

Источниками информации для выявления опасностей служат:

Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).

Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.

2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба

На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.

Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.

Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.

Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.

Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.

Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.

Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.

3 этап. Оценка расчет рисков

На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.

Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:

Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения

На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.

По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:

Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.

Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.

5 этап. Управление оцененными рисками

Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.

После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.

Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков

Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.

Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.

Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов

Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>

Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.

Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *