Что относится к контенту учителей в мэш
Как «МЭШ» помогает учителям обмениваться опытом, а ученикам — получать знания
Сегодня к образовательному проекту «Московская электронная школа» подключены все образовательные учреждения столицы. Благодаря ему родители могут напрямую общаться с учителями, преподаватели — обмениваться опытом, а ученики — получать знания онлайн на любых устройствах в удобное время.
«МЭШ» этой осенью исполнилось два года. На старте проекта его опробовали в шести московских образовательных учреждениях. Mos.ru поговорил с Татьяной Никульниковой, учителем математики с 10-летним стажем. Она преподает в школе № 1571, которая одной из первых подключилась к системе. Педагог рассказала о том, как новые технологии в образовании воспринимают ученики и их родители, а также чем проект помогает педагогам.
«1 сентября 2016 года мы вступили в проект “МЭШ”. В школе появились интерактивные панели, Wi-Fi, было оборудовано рабочее место учителя. Специалисты Городского методического центра провели занятия по работе с электронной библиотекой, созданию контента, сценариев урока. И мы начали работать, наполнять библиотеку своими материалами», — говорит учитель.
Выйти за рамки
Уже больше 100 уроков Татьяны Никульниковой пополнили библиотеку проекта. Однако преподаватель отмечает, что использует в работе и сценарии коллег. Для этого достаточно указать в поиске тему интересующего урока и выбрать, какой больше нравится. Причем необязательно использовать сценарий полностью, можно его отредактировать или взять только часть информации.
«Уроки в базе “Московской электронной школы” высокого качества, потому что они проходят серьезную модерацию. Конечно, сегодня в интернете можно найти презентацию к любому уроку, но в ней могут быть ошибки, она может не соответствовать уровню класса. А здесь контент проверяют учителя-эксперты, материалы которых уже были опубликованы в “МЭШ”. Например, мой урок, который я создавала, проверяли несколько раз: его отклоняли, приходилось что-то исправлять, включать интересные задания. Только после того как урок одобрят, он становится доступен всем учителям Москвы», — объясняет Татьяна Никульникова.
Педагог подчеркивает, что такая система стирает школьные границы: например, можно попасть на виртуальный урок к учителю, который работает на другом конце города. К тому же «МЭШ» повышает профессиональный уровень преподавателя, потому что у него есть возможность знакомиться с лучшими уроками и перенимать опыт коллег. По словам Татьяны Никульниковой, это особенно важно для молодых учителей, которые только приходят работать в школу.
«Вспоминаю, как я в школу пришла. Понятно, что молодой учитель, когда он только начинает работать, бегает к опытным коллегам, спрашивает, сомневается. Это нормально, и так должно быть. Я тоже бегала к опытным учителям, сидела у них на уроках, какую-то информацию переписывала, что-то ксерокопировала. А сейчас возможностей больше», — уверена педагог.
Заинтересовать учеников
Татьяна Никульникова трижды получала грант за создание контента для «Московской электронной школы». В частности, за написание модулей, которые посвящены определенной теме. Каждый модуль включает несколько уроков, а также задания для проверочных и контрольных работ.
«Это такой законченный блок. Необходимо, чтобы каждый урок был проверен и прошел экспертную модерацию на соответствие всем критериям. У меня был модуль для пятого класса по математике, для десятого класса по алгебре и для седьмого — по геометрии. Особенности у каждого предмета и возраста свои. Это большая разница — писать урок для пятого класса и для старшей школы. Модули между собой сильно отличаются. Мне было интересно, смогу ли я сделать уроки для разных возрастов, используя возможности “МЭШ”», — рассказывает Татьяна Никульникова.
Так, в уроке для пятого класса она использовала разные типы заданий, чтобы дети постоянно переключались и не заскучали. Для седьмого класса педагог разработала большое количество заданий по геометрии: «Геометрию можно применить в повседневной жизни, поэтому я придумывала сама прикладные задачи».
Татьяна Никульникова отмечает, что благодаря «Московской электронной школе» удается больше проходить на уроке. Так, в старших классах учащимся нужно решать много математических задач, для которых раньше приходилось на доске от руки чертить громоздкие таблицы, чертежи. Теперь это в прошлом, поскольку нужные материалы уже есть в сценарии урока — их достаточно вывести на экран.
«Все это и раньше было нам знакомо, мы это знаем и умеем, но с помощью инструментов “МЭШ” можно создать полезные элементы урока, яркие и запоминающиеся детям. “МЭШ” — цифровой помощник, инструмент, который помогает учителю работать», — подчеркивает педагог и говорит, что на написание первых сценариев уходило довольно много времени. Свой первый урок для «МЭШ» Татьяна Никульникова готовила около недели. Все потому, что требования к контенту, который попадет в «МЭШ», очень высокие. Но с практикой время работы над сценариями значительно сократилось.
«Урок должен соответствовать теме, включать разные этапы. Обязательно должно быть видео, интерактивные, тестовые и тематические задания, например про район, в котором живут ученики, или о том, что их окружает. Также нужно включать задания, аналогичные тем, которые могут предложить в ходе национальных и международных программ, например PISA. Все это нужно, чтобы ребята понимали: это наука, не оторванная от жизни, она им пригодится. Каждый урок должен быть продуман: и устная часть, и проверка домашней работы, объяснение, закрепление. Вот эта смена деятельности и рождает целостный хороший урок», — объясняет учитель.
Удивить родителей
Оценили возможности «Московской электронной школы» и родители школьников. Они не только следят за успехами детей в электронном дневнике и журнале, но и очно знакомятся с работой педагога.
«Я проводила открытый урок в седьмом классе на тему “Решение уравнений и задач”, посвященный Московскому планетарию. Там много интересных экспонатов, по которым можно что-то посчитать. Родителям очень понравилось, они даже задавали вопросы: “У вас все такие уроки? — и говорили: — Если бы у нас были такие уроки, мы бы в школу с большим удовольствием ходили”. Родители-то помнят себя в школе, когда были только учебники и тетради», — говорит Татьяна Никульникова.
По ее словам, мамы и папы с восторгом реагируют на интерактивные задания, иногда даже больше, чем сами школьники, которых уже не удивишь большим планшетом, в отличие от их родителей.
5 советов при публикации контента в МЭШ
Добавлено в закладки: 0
Многие учителя уже неплохо освоились в Московской электронной школе, начали использовать и создавать контент для учащихся и коллег. Сегодня я бы хотел поговорить об атомарном контенте, потому как именно он призван помочь в быстром формировании собственного сценария урока. Расскажу и покажу какой контент не следует создавать и уж тем более отправлять на модерацию на примере своего предмета, ведь формально он может пройти по критериям, однако не будет иметь никакой педагогической ценности.
Совет № 1: Сделайте поисковый запрос в библиотеке по ключевому слову вашего контента.
Может случиться так, что информация которую вы хотите добавить уже есть в библиотеке, тогда дублировать ее не стоит.Чаще всего это происходит, когда вы собираетесь загрузить не свою разработку.
Контент просматривают несколько модераторов независимо друг от друга, поэтому дубли могут возникать, лучше сразу проверить, что такая информация и такой тип уже есть.
Совет № 2: Максимально точно указывайте КЭС материала.
Для каждого материала можно указать несколько КЭСов, что облегчит их поиск педагогами при создании своего сценария. Если же вы неправильно укажите КЭС, то коллеги вам спасибо точно не скажут. Представьте ситуацию, что учитель ищет тест по теме «Устройства компьютера», а ему в поиске выдается «Инструменты редактора Paint».
Совет № 3: При создании теста соблюдайте принцип однозначного декодирования.
Вопрос должен быть поставлен четко, не допускать двойной трактовки. Старайтесь избегать требования от учеников ввода большого определения, не забывайте, что они вводят ответ как правило с планшетов.
Возможно именно в вашем уроке вопрос раскрывается и ваши дети смогут на него ответить, но отдельно стоящий вопрос без содержания останется тайной даже для самого эрудированного человека. В названии вопроса как атомика обязательно укажите ключевые слова.
Совет № 4: Не следует размещать слайды презентации в виде изображений.
Конечно, у каждого из нас накопилось огромное количество презентаций, которые очень хочется разместить в МЭШ, но загрузить ее нет возможности. И правильно! Это принципиально иная платформа. 15 изображений вашей презентации не будут востребованы, а одно изображение в свой сценарий я не возьму, даже при всей полезности информации на нем, потому что оно будет выбиваться из общего стиля моего урока. Попробуйте у себя дома в комнате с бежевыми обоями поклеить один рулон розовых обоев, уверен вам не понравится.
Совет № 5: Не уверен – не публикуй.
Учителя ждут от МЭШ того, что не могут сделать сами. К примеру я не умею делать инфографику. То, что у меня получается я бы оценил на 2 с плюсом, поэтому даже не пытаюсь отправлять этот контент на модерацию. Возможно кто-то уже сделал ее для моего предмета, но за обилием абсолютно не интересного контента я этот материал просто не найду. Очень просто превратить МЭШ в большую педагогическую «помойку», но нам потом в этой «помойке» с вами работать.
Давайте сделаем МЭШ полезной вместе!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Гаджет как инструмент для учебы: столичные учителя — о «Московской электронной школе»
В развитии «Московской электронной школы» («МЭШ») активно заняты столичные педагоги. За время существования проекта гранты за вклад в его развитие получил 722 учителя из 321 городской школы. Вознаграждения выплачивают за разработку учебного пособия, сценария урока или блока сценариев, образовательных приложений, а также метапредметного урока, созданного педагогами в соавторстве. При этом размер гранта зависит от востребованности опубликованного материала. Сегодня в общем доступе библиотеки «МЭШ» более 35 тысяч электронных сценариев уроков, а также около 50 тысяч интерактивных образовательных приложений, более тысячи электронных учебников и учебных пособий.
Почему педагоги пишут сценарии уроков для электронной библиотеки, помогает ли проект учителям и ученикам и как он упрощает образовательный процесс — об этом mos.ru рассказали обладатели грантов, авторы материалов для «МЭШ».
Мария Тюляева, учитель английского языка в школе № 1253
Работает педагогом 12 лет. Освоила «МЭШ» самостоятельно. За все время существования проекта написала 48 сценариев, создала 38 приложений, 14 видеоуроков по грамматике английского языка и одно электронное учебное пособие по временам английского глагола.
— Департамент образования науки города Москвы еженедельно проводит селекторное совещание. Это наш рупор, так мы узнаем новости образования. На селекторе в январе 2017-го я увидела, как вручали гранты пятерым учителям, которые создали электронные уроки для библиотеки «МЭШ». Сумма вознаграждения была серьезная — 100 тысяч рублей. Потом объявили, что работать в «МЭШ» и получить грант может каждый московский учитель. Тогда ее и тестировали в нескольких школах города.
Меня всегда интересовало создание дистанционных курсов, электронных книг и обучающих видеофильмов. Я буквально ухватилась за эту идею, стала выяснять все о «МЭШ» и вскоре освоила систему самостоятельно. Я получила свой первый грант еще до того, как наша школа присоединилась к проекту.
Коллеги тут же заинтересовались «МЭШ» и тоже захотели научиться работать в системе. Всем надо было как-то помочь освоить новинку. Поэтому я решила создать видеокурс по работе в «МЭШ» для всех московских педагогов, создав свой видеоблог на YouTube. Это была моя инициатива. На сегодняшний день мои видео посмотрели уже более 22 тысяч учителей.
Мне нравится создавать электронные курсы, и я счастлива, что мне удается проявить себя. Сегодня у меня пять грантов: за уроки по двум учебным модулям, за видеоролик по грамматике английского, за отдельный сценарий и электронное учебное пособие.
Сейчас меня интересует создание интерактивных приложений. Это образовательные мини-игры с автоматической проверкой. Я делаю приложения по грамматике английского. Каждое из них состоит их короткого и яркого видеоролика с объяснением правила и пяти контрольных вопросов. Ученик сразу видит, где ошибся, и может потренироваться еще.
На создание авторского сценария с тестами, видео, прорисованной графикой и методическими комментариями уходит от 24 до 48 рабочих часов. В большинстве случаев графику и видео я создаю сама. Что касается приложений, то это тоже достаточно длительный процесс, который может занимать до 12 часов. Но это значит, что мое приложение сэкономило тысячу часов другим учителям английского. Также я с удовольствием пользуюсь сценариями коллег. И каждый раз они удивляют своей креативностью, свежими идеями и подходами. Это очень вдохновляет.
С появлением «МЭШ» у ребят стало меньше трудностей в учебе. Даже если ученик что-то пропустил, он всегда может вернуться к тем материалам, которые мы проходили на уроке. Да и родители пересмотрели свое отношение к гаджету ребенка. Раньше это была игрушка, а сейчас — инструмент, который дети используют для учебы.
Кроме того, сегодня дети успевают освоить больше материала за меньшее время. На уроке никто не отвлекается, им просто не нужномотреть под парту, где спрятан телефон с каким-то чатом.
Очень важно, что «МЭШ» позволяет быстро обновлять контент. Бумажные учебники нужно перепечатывать, это долго и дорого. А «МЭШ» позволяет все сделать очень быстро.
Ирина Бобряшова, учитель биологии в школе № 329
Работает учителем 26 лет. Почетный работник образования. Помогала разрабатывать «МЭШ» еще на этапе ее создания. Трижды получала грант за вклад в развитие проекта.
— С «МЭШ» я работаю практически с того момента, когда проект еще только задумывался. Меня, как учителя, пригласили проконсультировать разработчиков на тему того, что бы хотели получить педагоги от такого электронного ресурса. Я работала в группе учителей на апробации различных аспектов, мы консультировали и поправляли. Это было в 2016 году. Потом с коллегами по ходу апробации мы написали электронное учебное пособие для пятого класса. За это я и получила первый грант. Второй грант — за блок уроков по экологии для девятого класса. А третий грант получила в прошлом году за атомарный контент, то есть какой-то мой материал пользователи скачали определенное количество раз.
Создавать свои материалы очень интересно. «МЭШ» — это общая площадка, где возможен обмен опытом среди всех учителей столицы. Естественно, в Москве есть учителя, которые очень творческие, которые могут многое придумать и сделать. И здорово, что появилась такая возможность — посмотреть уроки коллег и использовать их в своей работе. Есть молодые педагоги, которые еще неопытные, для них уроки коллег — это своеобразное пособие «Как строить урок и чем его наполнять». Эта площадка позволяет работать с детьми на очень высоком уровне даже при небольшом опыте или большой загруженности, когда учитель просто физически не успевает сделать новый сценарий к уроку. Я тоже активно использую сценарии уроков других педагогов, которые загружены в библиотеку.
Также «Московская электронная школа» позволяет прийти в любую организацию и не брать с собой жесткий диск, флешки или другие материалы. Можно просто открыть и показать урок. К площадке есть доступ у каждого московского учителя. Это как большое хранилище данных.
До того как урок окажется в библиотеке «МЭШ» для общего пользования, он проходит модерацию. Специалисты его просматривают и оценивают: соответствует ли он определенным требованиям. Современный урок должен быть динамичным, содержать элементы, которые позволяют формировать у детей самостоятельность, ответственность по отношению к природе, семье, ценностям. В каждом уроке по любому предмету обязательно должны быть видеофрагменты, интерактивные задания. Используются и ресурсы Москвы. Это сайты различных музеев, информационные или правительственные порталы. Например, у меня использована информация с сайта Министерства природных ресурсов в уроке по экологии.
Интерактивные задания детям очень нравятся, потому что они могут что-то подвигать, потрогать, в игровой форме повторить изученный материал. Это интересно, увлекательно и в то же время познавательно. Ученикам нравится, когда все наглядно. А биология вообще такой предмет, который практически весь на наглядности построен, так как мы изучаем окружающую нас живую природу.
Если говорить об отношении обучающихся к «МЭШ», то я бы обратила внимание не именно на «МЭШ», а на работу учителя, в том числе использующего ресурсы проекта. По старшеклассникам сразу видно, когда им интересно, они чувствуют ценность урока лично для себя и для своего будущего. Они с удовольствием идут на урок к этому учителю.
Перспективу развития «МЭШ» даже трудно себе представить, потому что технологии быстро уходят вперед. Возможно, будет что-то в 3D, а возможно, ученики будут погружаться в виртуальную реальность, чтобы изучать какие-то процессы. Надеюсь, что скоро появятся и электронные портфолио в личных кабинетах обучающихся.
Также ребенок должен иметь возможность самоконтроля, сам выбирать себе тесты, задачи, тренировочные работы, решать их и получать результат. Это будет личной инициативой ребенка, в журнал отметки выставлять не будут, но ребенок получит возможность анализировать свои ошибки. Он, возможно, захочет еще просмотреть какие-то уроки, проработать какую-то тему. Пока таких тестов нет (есть только те, которые прикрепляет учитель). Также можно создать возможность подготовки к итоговой аттестации, варианты тренировочных экзаменационных работ выложить, с которыми будет работать как учитель, так и ученик.
Людмила Галишникова, учитель начальных классов в школе № 949
Педагогический стаж — 27 лет. Почетный работник общего образования России. Создала 17 уроков, два учебных пособия, а также 66 приложений. Считает, что «МЭШ» — хорошая площадка для обмена опытом.
— В наше учреждение проект «Московская электронная школа» пришел весной 2017 года. Тогда мне предложили разработать один урок. Я с удовольствием за это взялась, мне всегда было интересно осваивать все новое. Этот урок понравился модераторам, и мне тут же поступило предложение на разработку модуля в соответствии с темой первого урока. Это были 10 занятий по математике для первого класса (я вообще человек математического склада ума). В том же году я оканчивала магистратуру, где рассматривали новшества по теме «Величины» и как их преподавать в начальной школе. Все новое, что я узнала там, постаралась вложить в этот урок.
Также мною были созданы уроки по математике, но уже для третьего класса. А этим летом я создала пять уроков по изучению величин для четвертых классов. В сумме мною создано 17 уроков по математике, которыми уже активно пользуются коллеги московских школ. Сейчас я работаю над созданием межпредметного урока (русский / математика / английский язык) в соавторстве с учителем английского языка.
Также мне нравится создавать интерактивные приложения (их уже 66). Здесь я не ограничиваюсь только математикой. Я разрабатываю приложения по всем предметам (по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, технологии). Когда изучаем интересную тему, всегда хочется, чтобы дети начали сразу работать, решать, тренироваться. Ребятам вообще очень нравится работать в «МЭШ». На уроке все хотят выйти к интерактивной доске, с удовольствием показывают, отвечают, передвигают. Все-таки приложение — это интерактивный продукт! Это касается и домашних заданий. Я часто прикрепляю различные образовательные материалы к домашнему заданию в электронном журнале: приложения, уроки, тесты и так далее. Бывает, что дети неохотно делают стандартное домашнее задание. Но с приложениями такого не бывает.
Еще я создала два электронных учебных пособия. Они похожи на мини-справочник, мини-учебник по узкой тематике. Одно пособие, по теме «Величины. Единицы измерения величин», уже активно используется другими учителями, другое еще находится на модерации. В пособие включены описание темы, тренировочные упражнения, тестирование на отработку знаний, прилагаются видеофрагменты и интересные факты. И все это связано, естественно, с Москвой. Занимаясь по моему пособию, дети могут виртуально прогуляться по Москве. Мне интересно создавать образовательные материалы в «МЭШ», включая в контент свои знания и умения, делиться этим с другими. Это хороший обмен опытом.
Я пользуюсь и сценариями других учителей из библиотеки «МЭШ». В любом случае я же не могу все охватить и создать самостоятельно. Когда мне требуется то, чего у меня нет, я нахожу это в библиотеке «МЭШ». Здесь замечательный поиск с фильтрами по теме, авторам, уровню образования, типам материала и так далее.
Этот проект помогает не только учителям и ученикам, но и родителям. Сложные темы, которые у каждого ребенка свои, можно отработать на уроке или индивидуально дома. Даже если ребенок заболел, я отправляю родителям урок, который соответствует теме, не обязательно свой. Родители разбирают его с ребенком. Если что-то непонятно — интересуются у меня. Но я в любом случае понимаю, что ребенок не потерялся в теме.
«МЭШ» меня заинтересовала, потому что это современно, технологично и охватывает все, что мы делаем в школе. Она включила все современные педагогические технологии: интерактивные, игровые, информационные, дистанционное и электронное обучение. В будущем, на мой взгляд, «МЭШ» должна вырасти в более широкий и громкий проект, охватывающий все образовательные сферы: внеурочную, внешкольную деятельность, конкурсы, олимпиады и так далее.
Ильдар Хусаинов, учитель информатики в школе № 1034
Работает в школе 10 лет. Становился лучшим классным руководителем и получал грант за вклад в развитие «МЭШ». В библиотеку проекта загрузил более 10 сценариев уроков, в том числе по робототехнике.
— Узнал о «МЭШ» как о новой возможности эффективно использовать современные информационные технологии. И с того момента, как проект стал частью системы образования столицы, мы с коллегами начали разрабатывать сценарии, загружать их в библиотеку и использовать все возможности «Московской электронной школы».
Я разрабатывал сценарии уроков на популярные темы для моего предмета — о кодировании информации, моделировании, измерении информации. Также создавал сценарии по робототехнике, в частности уроки по лего. И междисциплинарные — урок, который активно использовали коллеги на 1 Сентября, «Урок России о Москве». В библиотеку «МЭШ» мной загружено больше 10 сценариев уроков.
Сначала на создание сценария у меня уходило много времени. Потому что, во-первых, мы осваивали этот инструмент, во-вторых, для того чтобы создать с нуля урок в новом формате с новыми возможностями, нужно подобрать необходимый материал. Когда уже все готово, сборка урока не так много времени занимает. Сейчас, когда мы понимаем, как этот инструмент работает, конечно, работа идет быстрее.
В процессе создания сценария с нуля смотришь на свои наработки по-новому. Обновляешь их со временем, используя актуальную информацию: новые ссылки, ресурсы, возможности. Каждый педагог по-разному может взглянуть на один и тот же урок.
О реакции учеников можно сказать так: сначала «МЭШ» была неким удивлением, и мы тогда говорили, что это новая возможность замотивировать ребят. И видео посмотрели, и тут же написали что-то, интерактивное задание выполнили. Все-все-все в одном месте, и это действительно вызывало какие-то неподдельные эмоции и восторг. Сейчас это стало привычным: мы уже знаем, как это работает, и ежедневно пользуемся.
Все находится в одном месте, и учитель не тратит время на то, чтобы открыть один материал, потом перейти к другому. Мы можем предоставить ученикам какой-то материал, не печатая его на бумаге, при этом находясь в рамках одной информационной платформы, можем указать это в домашнем задании или дать ссылку на тот же урок. «МЭШ» — это не только электронная доска. Это еще и электронные дневник и журнал. Родителям удобно, они хорошо осведомлены об успехах своего ребенка. Это инструмент управления как учителя, так и родителя, ну и администрации, конечно же, тоже.
В результате мозговых штурмов с коллегами мы предлагаем идеи по совершенствованию «МЭШ», отправляем их технической службе. В ближайшее время планируем создавать с коллегами совместные сценарии уроков. Мы уже привыкли работать с совместными облачными документами, и такая возможность в «МЭШ» будет действительно очень эффективной. Мы же понимаем, что знания ученика должны быть завязаны не только на одном предмете, он должен получать знания для реальной жизни по всем дисциплинам.