Что относится к компонентам учебной деятельности

Психологические основы учебной деятельности. Внешняя компонентная структура учебной деятельности.

Что относится к компонентам учебной деятельности Что относится к компонентам учебной деятельности Что относится к компонентам учебной деятельности Что относится к компонентам учебной деятельности

Что относится к компонентам учебной деятельности

Что относится к компонентам учебной деятельности

Учебная деятельность – одна из основных видов деятельности человека, особая форма социальной активности, направленная на усвоение детьми, подростками и юношами теоретических знаний, умений и навыков в области науки, искусства, права и т.д.

В классической отечественной психологии и педагогике учебная деятельность рассматривается как особая форма социальной активности способами предметных и познавательных действий. В.В. Давыдов предложил концепцию учебной деятельности. В процессе освоения учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться, возникшую на определенном этапе развития общества.

Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, развивает свои способности (Р.С. Немов).

Основные характеристики учебной деятельности:

· она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

· общие способы действий предваряют решение задач, происходит восхождение от общего к частному;

· она ведет к изменениям в самом человеке – ученике; в ней происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.

Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:

· интеллектуальные действия, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и т.д.;

· знаковые, языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть различными:

Результатом учебной деятельности является не само знание, а вызванное его усвоением изменение в уровне развития учащегося: появление новых жизненных ценностей, жизненных смыслов, изменение отношения к учению.

Структура учебной деятельности. Отечественные психологи считают, что в нее входят: мотивация; учебные задачи; учебные действия; контроль, самоконтроль за процессом усвоения; оценка, самооценка степени усвоения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявления учебной активности.

Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации и т.д.). Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (награда, угроза, требование, давление группы и др.).

Вся учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач (по Д.Б. Эльконину и В.В.Давыдову), которые даются в определенных учебных условиях и предполагают определенные учебные действия: предметные, контрольные, вспомогательные (например, технические – это схема, подчеркивание, выписывание выделенных мыслей).

Внешняя структура учебной деятельности включают следующие компоненты:

1) учебную мотивацию,

2) учебные задачи в форме учебных заданий в разных ситуациях обучения,

3) учебные действия,

4) контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль,

5) оценка учителя, переходящая в самооценку (оценка оформляется отметкой).

Вторым компонентом структуры учебной деятельности является учебная задача. Она предлагается обучающемуся:

— как определенное учебное задание, формулировка которого чрезвычайно существенна для решения и его результата;

— в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс.

Компонентный состав структурной организации учебной деятельности включает и учебные действия. Решение задачи, выполнение учебной деятельности возможны только на основе осуществления учебных действий и операций.

Учебные действия бывают:

— практическими (физическими, материальными);

— умственными (идеальными, внутренними).

Что относится к компонентам учебной деятельности

Учебная деятельность состоит из операций, их ученые рассматривают по-разному. Сам термин предложен Ж. Пиаже. Он считал, что умственные действия перестраиваются в операции, которые обладают такими свойствами, как обратимость и инвариантность. А.Н.Леонтьев полагал, что операции – это способы осуществления действия.

Важными компонентами учебной деятельности являются контроль и оценка достигнутых результатов обучения.

Действие по контролю за ходом усвоения – сличение, соотнесение выполненных действий с образцом, который задается извне. Обучение контролю, как правило, идет путем подражания учителю, формирование контроля осуществляется стихийно, на основе проб и ошибок.

В обучении операцию соотнесения фактических результатов с заданными нормами и эталонами принято называть проверкой.

Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания или просто оценки. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности).

2) интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

И.А. Зимняя выделяет основные характеристики усвоения:

1.Усвоение характеризуется прочностью. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и применяется на практике.

3. Главная закономерность процесса усвоения состоит в обобщениизнания. В процессе обучения обобщение идет по трем линиям:

Программа есть последовательность действий.

4.Усвоение характеризуется также готовностью (легкостью) воспроизведения знаний, их полнотой и системностью.

Л.Б. Ительсон представляет следующие этапы развития навыка: Ознакомительный (осмысливание действий и их представление); Подготовительный, аналитический (сознательное, но неумелое выполнение); Стандартизирующий, синтетический (автоматизация элементов действия); Варьирующий, ситуативный (пластическая приспособляемость к ситуации).

По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы (рис. 2). Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Как указывает А.К.Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе.

Системное обучение детей начинается с 6—7 лет. Поступление в школу знаме­нует переход ребенка на новую ступень возрастного развития — младший школьный возраст. Учебная деятельность для младших школьников приобретает статус ведущей деятельности. Благодаря системному и организованному изучению учебных предметов у детей формируются учебные навыки и умения, развиваются различные формы, виды мышления и мыслительные операции. В учебной деятельности также формируется отношение к себе, к миру, к другим людям, складываются предпосылки для самостоятельной организации собственного учения. Все новые знания станут «достоянием» ребенка, если они будут переведены во внутренний план, т. е. интериоризированы. Психолого-педагогический анализ показывает, что для детей, поступающих в шко­лу, характерны два вида трудностей: соблюдение режима и вступление в новые взаи­моотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у детей вскоре после поступления в школу (выражается в снижении уровня естественно по интереса к школе и к учебным предметам). Для содействия формированию мотивации учения учитель может пробуждать познавательные интересы детей, поощрять при достижениях, поддерживать при неудачах, укреплять веру ребенка в своих силах.

В подростковом и раннем юношеском возрасте учебная деятельность имеет свою специфику. На этой жизненной стадии возникает полноценное теоретическое мышление или, как утверждал Ж. Пиаже, наблю­дается переход на стадию формальных операций. Это выражается в том, что идет активный процесс формирования научных понятий, приобретают оконча­тельные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающие­ся на логику рассуждения и отличающие словесно-логическое мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Главная особенность самостоятельной работы – в ее основе всегда лежит новый для школьника материал, ему приходится самостоятельно решать новые познавательные задачи. На самостоятельную работу распространяются требования добровольности, активности, включения в освоение материала межпредметных связей и т.д.

Самостоятельная работа может быть определена и как деятельность, т.к. она целенаправленна, внутренне мотивированна, структурирована самим учеником и корригируется им в процессе деятельности.

1) необходимо формирование приемов моделирования учебной деятельности,

2) необходимо овладение приемами углубленного и скоростного чтения,

3) необходимо умение составлять планы самостоятельной работы, умение структурировать и конспектировать материал, ставить перед собой задачи и решать их.

Источник

Компоненты учебной деятельности.

Учебная деятельность имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент — мотивация. В основе учебно-познавательных мотивов лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу учебной деятельности — как, какими способами решаются учебные задачи.

Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения.

Третий компонент — учебные операции, они входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи.

Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача.

Пятый компонентом структуры учебной деятельности — оценка. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.

Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка — объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.

Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свею работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

Источник

Учебная деятельности: обобщенные характеристики и структурные компоненты

Основные характеристики учебной деятельности

Учебная (педагогическая) деятельность, как и любой другой вид деятельности, включает предмет, характеристики, результат действия, способы, средства, структуру.

Предметом подобной деятельности может являться усвоение знаний, овладение общими действиями, в ходе чего происходит развитие самого обучающегося. Роль обучения и усвоения носит опосредованный характер в интеллектуальном и личностном изменении младших и старших учащихся. Образование и учебная деятельность характеризуется парадоксом, который заключается в том, что при усвоении знаний, человек ничего не меняет в них.

Субъект учебной деятельности представляет собой предмет изменения, тот, кто осуществляет эту деятельность. Самым главным в учебной деятельности является поворот на самого себя, оценка своих изменений, рефлексия, сконцентрированная на себе.

Средства осуществления учебной деятельности включают:

Способы учебной деятельности отличаются разнообразием и включают репродуктивное, проблемно-творческое, исследовательско-познавательное действие.

Способ учебной деятельности представляет собой ответ на вопрос, как учиться и какими способами получать знания.

Наиболее полное и развернутое описание способа представляет концепция поэтапного формирования умственных действий.

Продукты учебной деятельности представляют собой структурированные и актуализируемые знания, которые лежат в основе умения решать требующие их использования задачи в соответствующих сферах науки и практики. Продуктом также считается внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационных, ценностных и смысловых аспектах. Продукт учебной деятельности как ее основная часть входит в индивидуальный опыт. Дальнейшая деятельность человека зависит от его структурной организации, прочности, системности и глубины.

Главный продукт учебной деятельности в собственном смысле слова представлен формированием у учеников теоретического мышления. Именно от сформированного теоретического мышления, которое приходит на смену эмпирическому мышлению, зависит характер всех знаний, приобретаемых при дальнейшем обучении.

Результаты учебной деятельности проявляются не только на уровне достижений, способностей в разных формах и видах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Они определяются также наличием либо отсутствием необходимости продолжать учение, интересом и удовлетворенностью учебной деятельностью.

Структура учебной деятельности и ее мотивы

Структурные компоненты учебной деятельности включают внешнюю структуру учебной деятельности, которая состоит из нескольких компонентов:

И. И. Ильясов описал структурную организацию учебной деятельности в общем контексте теории развивающего обучения. Он отметил, что характеристика учебных ситуаций и задач состоит в том, что здесь учащиеся получают задания для усвоения общего способа действия и цели его усвоения, включая указания и образцы для определения общих способов решения задач. Учебные действия. по мнению исследователя, заключаются в действиях учащихся в процессе получения и нахождения научных понятий и общих вариантов действий, в том числе их воспроизведение и использование в отношении решения конкретных задач. Действия контроля сконцентрированы на сравнении результатов своих учебных действий и заданных образцов. С помощью действий оценки фиксируется окончательное качество усвоения заданного научного знания и базовых вариантов решения задач.

Мотивы учебной деятельности определяют ее, поэтому можно говорить о полимотивированности учебной деятельности. Иерархия (соотношение) мотивов зависит от возраста учеников, состава учебных предметов, роли учителя и родителей, а также референтных групп. С другой позиции, более важными для учебной деятельности являются внутренние мотивы интеллектуально-познавательного типа. Они могут быть осознаваемыми, понимаемыми, реально действующими. Их осознание человеком происходит как жажда знаний, потребность в усвоении знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний.

Структура учебной деятельности включает несколько мотивационных разновидностей:

Помимо мотивов учебной деятельности можно рассмотреть 3 вида мотивации учения:

Оценивая мотивационную сферу, важно учесть, что далеко не любой мотив осознается самим человеком, особенно это касается детства.

Операциональный и операционально-оценочный компонент учебной деятельности

Операциональный компонент учебной деятельности предполагает, что почти вся образовательная и учебная деятельность формируется в виде системы учебных задач, которые поставлены в соответствующих учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия. Действия могут быть предметными, контрольными и вспомогательными, что определяется способом решения учебных задач.

Учебные задачи должны соответствовать определенным психологическим требованиям, которые должен соблюдать преподаватель, если он желает работать с высокой эффективностью. Во-первых, конструированию должна подвергаться не одна задача в отдельности, а набор (система) задач. Во-вторых, создавая систему задач, необходимо стремиться, чтобы она смогла обеспечивать достижение не только ближайшей учебной цели, но и каждой в отдельности. В-третьих, посредством учебных задач должно обеспечиваться усвоение системы средств, которой будет достаточно для успешного осуществления учебной деятельности. В итоге учебную задачу необходимо формировать так, чтобы прямым продуктом обучения становились средства деятельности, усваиваемые в ходе решения. Подобные средства представлены рефлексией, контролем, ориентировкой в задаче.

Известно, что учебная деятельность начинается с формулирования учебной задачи, которое предполагает указание того, что необходимо сделать ученикам: обучиться чему-то (использовать правило, решить задачу и т.п.), запомнить или определить закономерности, разобраться в правилах, сформировать умение или навык. Далее происходит развертывание учебных действий, которые включают элементы, отвечающие на вопросы, как (каким образом) что-то сделать (например, выделить, прочитать, подчеркнуть, сравнить, найти однокоренные слова и др.). Выделение определенных видов учебных действий происходит в соответствии с различными основаниями, например с точки зрения субъекта деятельности (целеполагание, программирование, планирование, исполнительские действия, контроль, самоконтроль, оценка); предмета (преобразующие и исследовательские); доминирующая включенность психических процессов (мыслительные, интеллектуальные, перцептивные; мнемические); степень самостоятельности (продуктивные и репродуктивные).

Преподаватель, осуществляя учебную деятельность, должен четко ставить перед учениками учебную задачу, специально отрабатывая учебные действия и операции. В соответствии с теорией развивающего обучения Давыдова В. В., учебную задачу можно решить с помощью действий:

Принятие учебной задачи отражает отношение к ней как к учебной, или конкретно-частной. В процессе принятия учебной задачи необходимо приступить к анализу текста или реальности, в случае непринятия на место содержательного анализа вступают ошибки и пробы. Среди учебных действий основную роль играет моделирование, которое не случайно признано базовым действием в системе учебной деятельности. Именно в при построении модели, решении задач на модели и последующей проверке (соотнесении результата решения, выполненного на модели, с текстом) и происходит формирование тех психических новообразований, которые делают подростка или ребенка школьником.

В общем совокупность учебных действий состоит из планирующих (ориентировочных) действий, которые представляют учащимся неполную, полную и обобщенную систему ориентиров (указаний), и исполнительские действия (уяснение содержания учебного материала в письменной или устной форме; отработка учебного материала через заучивание и другие упражнения; самостоятельное построение знаний).

Контрольные действия включают контроль: а) уяснения (усвоения); б) отработки.

Они представляют собой элементы исполнительских действий.

В операционально-оценочный компонент учебной деятельности можно включить контроль (первоначально посредством преподавателя, далее самоконтроль) правильности и полноты выполнения операций, а также оценку (впоследствии самооценку) того, каким образом выполнена учебная задача, как ученики освоили общий способ действия, чем уже овладели, что ему им не удалось достичь. Значение показателей сформированности контроля включает следующие умения:

Высшая стадия развития контрольных действий представлена самоконтролем, который проявляется 4 этапами:

Самооценка своих действий в учебной деятельности характеризуется выявлением нескольких компонентов:

Формирование учебной деятельности, в первую очередь, направлено на целостное развитие личностных и индивидуальных свойств учащихся. Таким образом, она представляет собой процесс формирования субъекта учебной деятельности; развитие личности в качестве субъекта этой деятельности.

В ходе разворачивания учебной деятельности важный аспект представлен одновременным воздействием на все сферы личности (интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, предметно-практическая и т.д.), от которых зависит социальная активность человека.

Источник

Характеристика компонентов учебной деятельности (УД)

Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).

Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий.

Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.

Сущность учебных действий рассмотрим более подробно.

Учебные действия

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1603 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понятие «учебная деятельность», структура. Критерии оценки и уровни сформированности учебной деятельности.

Что относится к компонентам учебной деятельности Что относится к компонентам учебной деятельности Что относится к компонентам учебной деятельности Что относится к компонентам учебной деятельности

Что относится к компонентам учебной деятельности

Что относится к компонентам учебной деятельности

Учение — сознательная, организуемая самим субъектом деятельность, направленная на активное усвоение системы знаний, умений и навыков.

Отечественные психологи акцентировали внимание на различных аспектах учения. Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн рассматривали учение как процесс приобретения знаний, умений, навыков, в то время когда развитие понималось как формирование новых качеств и способностей. П. Я. Гальперин определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов относят учение к специфическому виду учебной деятельности.

Таким образом, учение можно рассматривать на основе анализа содержания и структуры учебной деятельности.

В широком смысле учебная деятельность направлена на усвоение социокультурного опыта, накопленного человечеством. Учебная деятельность социальна по своей сущности (она значима для развития общества, им оценивается, организуется в специально созданных социальных институтах (дошкольных учреждениях, школах, вузах и т. д.)). Ей присущи все признаки, которые характерны любой человеческой деятельности (активность, предметность, осознанность, целенаправленность, субъектность, динамичность и др.).

Учебная деятельность — деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или на их изменение в процессе специально организованного и целенаправленного обучения, и тем самым обусловливающая изменения в самом индивиде.

Учебная деятельность характеризуется следующими психологическими характеристиками (приводится по: Зимняя, И. А. Педагогическая психология):

1. Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.

2. В ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы).

3. Общие способы действия предваряют решение задач.

4. Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (по определению Д. Б. Эльконина, это основная характеристика деятельности).

5. Происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий (И. Лингарт).

В структуре учебной деятельности выделяют пять компонентов:

1) мотивацию. Учебная деятельность полимотивна. Она побуждается и направляется различными мотивами. УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ мотивы (по Эльконину) – интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, к процессу деятельности.

2) учебную задачу. Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. Развивающее обучение предполагает совместное открытие детьми и учителем общего способа решения задач.

3) учебные действия. Входят в состав способа действия операций и учебных задач. Считается основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Часто, по системе Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций, выполняет операции в материальной форме под контролем учителя, научившись это делать без ошибок, решает задачу в уме.

4) контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.

5) оценка. Ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано

Критериями оценки сформированности учебной деятельности у учащихся, соответственно, выступают:

1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2. соответствие свойств действий заранее заданным требованиям.

3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки.

Что относится к компонентам учебной деятельности

Уровни сформированности учебных действий:

1)отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения);

2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);

3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);

4)адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);

5)самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);

6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

Описанную модель оценки сформированности учебной деятельности, в ряде значимых аспектов дополняет диагностическая система А.К.Марковой (1990), включающая 4 основных сферы оценки:

1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:

— понимание учащимся задачи, поставленной учителем, смысла деятельности и активное принятие учебной задачи;

— самостоятельная постановка школьников учебных задач;

— самостоятельный выбор ориентиров действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.

2. Состояние учебных действий:

— какие учебные действия выполняет школьник (измерение, моделирование, сравнение и т.д.);

— в какой форме он их выполняет (материальной/материализованной; громко-речевой, умственной); развернуто (в полном составе операций) или свернуто; самостоятельно или после побуждений со стороны взрослых;

— различает ли ученик способ и результат действий;

— владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.

3. Состояние самоконтроля и сам оценки:

— умеет ли учащийся проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);

— может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);

— способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

— адекватна ли самооценка учащегося;

— доступна ли учащемуся дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы, или он может оценить свою работу лишь в общем виде.

4. Каков результат учебной деятельности:

— объективный (правильность решения, число действий до результата, временные характеристики действия;, возможность решения задач разной трудности);

— субъективный (значимость, смысл учебной деятельности для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена – расход времени и сил, вклад личных усилий).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *