Что относится к когнитивным функциям
Когнитивные функции человека — что это такое
Когда перед учеными встает задача объяснить, что собой представляет интеллект, всегда на «помощь» приходят когнитивные функции. Какая роль им отводится в психике человека, рассмотрено подробно в статье.
Познавательные способности человека
Когнитивные функции что такое
Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует.
Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:
Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам жизни.
Взаимодействующие компоненты когнитивных функций
Находясь в обществе, человек развивается и формируется как личность. Он начинает воспринимать собственную персону как индивидуальное «Я». Постепенно развивается самосознание, выстраиваются социально-нравственные устои.
Познавательное развитие человека
Обратите внимание! Благодаря когнитивным функциям, индивид получает представление о своей внешности, значимости в обществе, делает выводы о способностях. Образ «Я» постепенно наполняется.
Психологи и психиатры выделяют 4 основных взаимодействующих компонента познавательных способностей человека. С каждым из них тесно связана определенная когнитивная функция.
Связь когнитивных функций и основных компонентов
Взаимодействующие компоненты | Связь с когнитивными функциями |
---|---|
Восприятие информации | Осуществляется за счет вкуса, обоняния, тактильного гнозиса, слухового и зрительного аппарата. |
Обработка и анализ полученных сведений | Задействованы «исполнительные» функции, к которым относятся обобщение, произвольное внимание, обнаружение различий и сходств, установка ассоциативных связей, построение логических связей и выводов. Интеллект и мышление помогают адаптироваться в окружающем мире, спокойно реагировать на постоянно меняющуюся обстановку, осуществлять корректировку своего поведения в зависимости от сложившихся ситуаций. |
Запоминание и последующее хранение проанализированной информации | Компонент неразрывно связан с памятью и способностью к обучению. |
Обмен сведениями, планирование, а также последующее осуществление задуманных действий | Задействованы «экспрессивные функции», к которым относятся праксис и речь. |
Как развиваются когнитивные функции ребёнка
Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:
Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.
Стадии когнитивного развития ребенка
Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:
Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.
Когнитивные функции у взрослых
Активное развитие мозга осуществляется до 21 года. С возрастом снижаются возможности подвижного интеллекта. Человеку становится сложно мыслить логически и решать новые задачи.
Важно! Содержательный интеллект, который отвечает за использование накопленного опыта, наоборот, стремительно растет.
Умственные способности человека с возрастом практически не снижаются, но когнитивная обработка информации происходит медленнее, и становится труднее запоминать необходимую информацию.
Когнитивные функции у пожилых людей
Согласно статистике, от 3 до 20% пожилых людей старше 65 лет сталкиваются с тяжелыми когнитивными нарушениями в виде деменции.
Дополнительная информация. В переводе с латинского языка dementos означает «потеря разума».
Появившиеся когнитивные проблемы нарушают привычный ритм жизни. Пожилому человеку становится трудно принимать участие в социальной, профессиональной и бытовой деятельности. Некоторые бабушки и дедушки могут частично утратить самостоятельность и независимость.
Признаки деменции у пожилых людей
Совет. Если у пожилого человека наблюдается развитие когнитивных проблем, в первую очередь, что нужно сделать, – это обратиться к врачу.
Причины когнитивных нарушений
Чтобы помочь человеку в лечении когнитивных проблем, нужно знать, что вызвало этот недуг, ведь от верной постановки диагноза зависит результат. Когнитивные нарушения могут развиться в любом возрасте при различных соматических, психических и неврологических заболеваниях. Среди основных причин можно выделить:
Если у человека наблюдаются хронические дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, в этом случае когнитивные нарушения побороть практически невозможно. В любом другом случае исправить положение поможет своевременная коррекция. Для этого можно использовать дуэт когнитивного функционирования и лекарственных препаратов.
Дополнительная информация. Когнитивное функционирование – это свод видов деятельности, которые помогут «активизировать» и улучшить познавательные функции.
К нему можно отнести следующий перечень простых занятий:
Ятрогенные нарушения
Нередко нарушение когнитивных функций напрямую связано с приемом большого объема лекарственных препаратов и побочными эффектами от них.
Что такое ятрогения
Важно! Около 5% деменций развивается из-за ятрогенных причин.
Неблагоприятный эффект на когнитивные функции оказывают следующие лекарственные препараты:
Также развитие ятрогенных нарушений может произойти из-за лучевой терапии, которая проводится при борьбе со злокачественными образованиями в организме. Любые лекарственные препараты, которые оказывают действие на функционирование нейронов или общий гомеостаз, должны в первую очередь рассматриваться в качестве основной причины развития когнитивных недугов.
Чтобы обезопасить себя и близких от снижения памяти, мышления, внимания и других способностей, необходимо правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, тренировать когнитивные навыки, заниматься активными видами спорта и не принимать никакие лекарства без предварительной консультации со специалистом.
Видео
Когнитивные функции
Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.
Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1]. Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.
Что такое когнитивные функции мозга?
Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.
Неврология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].
В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.
Современные методы исследований показывают нам, что же такое когнитивные функции мозга человека и что именно к ним относится. Медикам известно, какие участки коры отвечают за ту или иную способность.
Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.
Разновидности высшей нервной деятельности
Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.
Виды когнитивных функций:
Базовыми считается память и обучаемость. От их уровня функционирования зависит работа других функций мозга. Современные методы помогают не только предотвратить ухудшение памяти, сохранив ясный ум, но и значительно улучшить ее.
Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.
Основы когнитивной психологии
Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.
Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.
Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.
Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.
Основополагающими принципами этой отрасли выступают:
Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].
Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.
Что приводит к нарушению когнитивных функций?
Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.
Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.
Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:
Когнитивные функции: что это такое и какие нарушения возможны?
Сегодня в нашей статье мы поговорим о такой важной функции, которое получило название когнитивные функции. На самом деле, это важнейшие функции в жизни каждого, ведь именно благодаря ним человек может мыслить, составлять осмысленную речь, выражать свои мысли в письменном виде, составлять планы и целостно воспринимать окружающий мир.
Иными словами, мы будем рассматривать то, что выделяет человека от животных, делая его человеком.
Определение
Сам термин »когнитивный» является научным термином, поэтому не так уж и часто его можно встречать в каждодневном лексиконе. И все таки, данный термин раскрывает такие способности человека, которые знакомы всем. Именно когнитивные функции помогают человеку найти связи с окружающей средой и построить свои представления о мире в целом.
Когнитивные функции, которые также известны под названием познавательные функции, являются мозговыми процессами, они направлены на то, чтобы индивид смог взаимодействовать с окружающими.
Человеческая жизнь во многом зависит от такого уникального и важного умения, как способность запоминать и хранить информацию. Конечно, ошибочной является точка зрения, согласно которой к этому определению относят только память.
Когнитивные функции – это сложный механизм, это взаимосвязь сложных психических процессов, уровень которых отличается у разных людей.
Важным является тот факт, что их можно развивать и тренировать, однако важно помнить и о том, что эти процессы могут нарушаться исходя из разных факторов и личностных нарушений.
Естественно, способность восприятия, сохранения и воспроизведения информации очень важно, однако эти процессы невозможны в одиночку, тут важна взаимосвязь разных процессов.
Высшие мозговые функции
Для того, чтобы лучше понять данный вопрос, нужно рассмотреть когнитивные функции по отдельности.
Ниже рассмотрим некоторые функции более подробно. Так как они являются более глубокими и широкими понятиями, а также это поможет лучше понять природу когнитивных нарушений.
Несколько слов об интеллекте
Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.
Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.
Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.
Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.
А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.
Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.
Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.
Праксис или уникальное способность человека
Человек имеет ряд важных и уникальных когнитивных способностей, одним из которых является праксис. Это способность человека сохранять осознанную последовательность своих действий и движений. Праксис – та способность, которая появляется у человека еще в младенчестве, дав малышу на руку погремушку, тем самим родители ставят основу для этой функции.
Выделяются несколько видов праксиса:
Нарушение этой функции у человека может привести к ряду нежелательных последствий.
Кое-что интересное или мозг под микроскопом
Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.
К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:
За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.
Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.
Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.
Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.
Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств.
Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.
Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.
А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.
Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.
Когнитивные расстройства
Даже малейшие травмы в итоге могут привести к различным нарушениям когнитивных функций. Естественно, что по уровню выраженности эти нарушения различаются от легкой до тяжелой формы.
Если всмотреться в причины появления этих нарушений, то факторы, приводящие к нарушениям, можно разделить на:
А что касается вида нарушений, то это будет зависеть от того места, где находится воздействующий фактор. Однако, это не значит, что при нарушении нужно опускать руки. Отнюдь, ведь нарушения легкой формы и даже средней тяжести даже у людей в возрасте могут восстановиться, если правильно и своевременно принять меры и лечить их.
Несколько слов напоследок
Когнитивные функции – это способности, которые связаны с мозгом человека и находятся в зависимости от человеческого организма в целом. Именно это и становится причиной того, что в разных нарушениях, повреждении мозга или же организма и под воздействием сильных эмоций наблюдаются сбои в качестве когнитивных функций. Когда эти сбои достигают заметных пределов, то эти понижения качества называют когнитивным расстройством.
А это, в свою очередь, влияет на всю жизнь человека, сказываясь в его разных сферах: от простых бытовых до социальных и профессиональных сферах индивида.
Благо на сегодняшний день есть много способов для борьбы с когнитивными нарушениями. Поэтому, если вы чувствуете, что у вас возникли какие-то проблемы, мелкие нарушения когнитивных функций: провалы в памяти, трудности с восприятием и т.п., то необходимо бороться с ним, используя ту или иную методику.
Когнитивные способности человека – что это такое, какие бывают и как влияют на жизнь + рекомендации по их развитию
Всем привет, друзья! С вами Людмила.
Век, в котором мы живем, объявили веком психологии. И мы с вами свидетели тому, как быстро развиваются технологии влияния на психику человека, как изучают возможности мозга, как внедряются методы быстрого развития познавательных процессов. Вместе с этим многие отмечают снижение мозговой активности от передоза информацией, от стресса и других вредных факторов.
В этой статье я простыми словами объясню, что такое когнитивные способности человека, как они формируются, что нужно делать, чтобы они не ухудшались.
Что такое когнитивные способности: определение
Когнитивные способности – это работа психических процессов, которые необходимы для восприятия окружающего мира и адаптации в нем. С их помощью человек получает информацию, обрабатывает ее, запоминает, хранит, воспроизводит и сортирует.
Список когнитивных способностей прост. Он включает в себя:
Это и есть структура когнитивных способностей личности.
Нам приятно общаться с грамотным человеком, который ясно и четко выражает свои мысли, помнит мелкие детали, умеет фантазировать, концентрироваться, делать выводы и т. п. Это все работа когнитивных функций. И это значит, что нам приятно общаться и иметь общие дела с людьми, у которых на высоте работают когнитивные функции.
Хочу сказать, что современное общество предъявляет человеку нехилые требования. Если ты немного выбился в люди, то будь добр выражаться грамотно, четко и ясно излагать свои мысли и делать все то, что я перечислила раньше. Еще лет эдак 100 назад человек жил себе и горя не знал, работал с тяпочкой на огороде и не задумывался, как развивать свой мозг.
Но в XXI веке мы знаем, что успешными нас делают именно развитые когнитивные процессы. И от их уровня зависит, насколько мы уважаемы в обществе, сколько мы сможем заработать, какие полезные знакомства сумеем завести и т. д.
Виды когнитивных способностей
Мы уже познакомились со списком психических процессов. А теперь давайте подробнее рассмотрим эти понятия, дадим характеристику процессам, рассмотрим “золотые” способности, которые открывают нам дорогу в жизнь.
Память
Это психический процесс, который помогает нам запоминать, воспроизводить и сохранять информацию.
Развивать память можно и нужно. Детям дошкольного возраста мы даем учить стишки, рассказываем сказочки для запоминания, помогаем запомнить важные для жизни действия.
Во взрослом же возрасте для успешности нам уже не подходит просто бытовая память. Здесь важны мнемотехники, четкое запоминание дат, лиц, чисел. Именно этот навык дает нам возможность быть хорошим сотрудником, собеседником, руководителем. Именно хорошее и качественное запоминание открывает перед нами возможности.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Рекомендую ознакомиться с подборкой курсов по развитию памяти.
Мышление
Это психический процесс для адаптации в мире. Он помогает нам воспринимать и перерабатывать все то, что происходит вокруг нас.
Уровень развития мышления прямо пропорционален нашей эффективности на работе, в личной жизни. Смотрите курсы по развитию мышления.
Мышление помогает нам быстро реагировать на изменения, делать анализ происходящих событий и принимать соответствующие решения. От этого процесса зависит наш интеллект, что очень важно для нашей продуктивности.
Особенно ценится логическое мышление. Оно защищает нас от ошибок и помогает принимать быстрые и правильные решения. Полную классификацию видов мышления ищите на нашем блоге.
Но иногда развитие логики и эмоционального интеллекта может приводить к когнитивному диссонансу, то есть к осознанию парадокса этого мира. Например, мы понимаем, что не должны дети при живых родителях находиться в приютах, но это происходит. Мы понимаем, что в семье должен быть мир и покой, но там постоянные склоки, человеку дискомфортно.
Внимание
Психический процесс, который “выбирает”, что воспринимать, что обрабатывать и что конкретно нужно запоминать.
Внимание – очень полезная штука. Вот даже при сохранной памяти ребенок может вообще ничего не воспроизвести. И многие родители пичкают его таблетками, заставляют учить стихи для развития памяти, а проблема-то во внимании.
От концентрации, переключаемости, устойчивости внимания зависит успешность в работе. Когнитивная способность удерживать внимание – удовольствие не из легких. Но оно окупается эффективностью и возможностью занимать руководящие посты.
Рекомендую изучить нашу статью о том, как развить внимание, а также заглянуть в подборку курсов по развитию внимания.
Она свойственна только человеку и помогает ему адаптироваться в обществе, обмениваться информацией и выполнять другие функции. Речь отличает нас от животных и дает преимущество.
Вербальные способности человека зависят от работы мышления. Речь очень тесно связана с работой других психических функций. Как она относится к когнитивным способностям?
Она влияет на представление человека о мире через обучение общению на родном языке. Речь позволяет нам многое узнавать, получать информацию, взаимодействовать с окружающими и упорядочивать свою жизнь через диалог с собой.
Правильная формулировка мысли, ораторские возможности, риторика дают возможность человеку стать уважаемым в своем окружении. А если он еще освоил умение рассказывать истории и шутить, то вообще душой компании станет.
Восприятие
Процесс, помогающий отражать в сознании целостные образы предметов.
Этот процесс помогает человеку воспринимать все, что происходит вокруг, через органы чувств. Восприятие дает нам информацию об окружающем мире: запахах, цветах, материалах и т. д.
Воображение
Способность человека создавать что-то новое, генерировать идеи на основе полученного опыта.
Это такой творческий психический процесс. Он очень связан с креативностью. А в век быстрого развития новых технологий креативность – крайне востребованная характеристика личности. Поэтому воображение, то есть способность человека представлять, выдумывать, воспроизводить образы, тоже относится к когнитивным способностям.
Влияние когнитивных функций на жизнь человека
Я уже немного коснулась того, как общие когнитивные способности влияют на нашу жизнь. Хочу заметить, что от этих функций зависит ВСЯ наша жизнь, наша свобода. Ведь что самое страшное для человека? Потерять свободу и возможность общаться.
Работа головного мозга обеспечивает нам уход за собой, общение, уважение окружающих, хороший заработок, эффективное и быстрое развитие профессиональных компетенций, умение подать себя в обществе, возможность оценивать свое состояние и окружающую среду, умение решать проблемы и не создавать их.
Что мы видим у пожилых людей со сниженными когнитивными способностями? Они демонстрируют забывчивость, отсутствие сосредоточенности, им сложно формулировать мысли, в тяжелых случаях им сложно понять, где они находятся. Это страшно. Но еще страшнее то, что нарушения этих функций встречаются и у молодых людей.
Потому когнитивные функции дают нам главное – ощущение свободы и независимости, возможность принимать решения и нести за них ответственность.
Когнитивная способность эмоционального интеллекта тоже очень важна в жизни. Именно благодаря ей мы можем понимать других людей, сочувствовать им, быть хорошим собеседником и другом. Это помогает нам не оставаться в одиночестве.
Чтобы в пожилом возрасте не страдать от низкой продуктивности головного мозга, позаботьтесь о его работе уже сегодня.
Тесты для диагностики
Оценка уровня когнитивных функций очень важна для человека, особенно при принятии на работу. Но и для себя не мешало бы проверить, какие психические процессы у вас работают хорошо, а какие нужно “подтянуть”.
Предложу вам несколько тестов для определения уровня работы психических функций.
Тест когнитивных способностей – диагностическая программа на 30–40 минут, которая оценивает работу памяти, внимания, мышления. По итогам тестирования вы увидите свой психологический профиль. Он состоит из когнитивного и личностного разделов. Будет отражено следующее:
Стоимость диагностики – 990 рублей.
Батарея общих когнитивных тестов – это профессиональная методика на 30–40 минут для диагностики работы мозга и повышения его продуктивности. Нейропсихологический тест покажет ваши сильные и слабые стороны, как работает внимание, память, мышление.
Здесь дается ценная информация о вашем уровне развития. Также тест показывает, есть ли нарушения когнитивной сферы. После тестирования вы увидите полный отчет с указанием нейропсихологического профиля.
Тест на когнитивные способности – небольшой тест, состоит всего из 5 вопросов. Проверяет концентрацию, анализ и логическое мышление. Вы увидите уровень развития психических процессов. Тест бесплатный.
Также можно проверять эту сферу отдельными тематическими тестами. Например, тестами на проверку памяти, мышления, интеллекта, эмоционального интеллекта, внимания.
Если вы любитель себя поизучать и хотите пройти еще больше тестов, загляните в нашу подборку 13 лучших онлайн-тестов когнитивных способностей.
Рекомендации для поддержки когнитивных функций
Помимо развития, о котором мы поговорим немного позже, важно сохранить изначально данные нам способности мыслить, запоминать и концентрироваться.
Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия.
Питание
Про здоровое питание много говорится в последнее время. И не зря. Ведь всякие красители, продукты с ГМО и консервантами, стабилизаторы вкуса влияют на химический состав нашего организма. Помимо этого, жирная пища буквально убивает наш мозг, делая его ленивым и инертным.
Поэтому, дорогие мои, следите за своим питанием, не ешьте на ночь, пейте утром 2 стакана воды и старайтесь есть натуральную растительную пищу.
Особенно влияет на когнитивные способности сон. Я сама это испытала: когда недосыпала продолжительное время, заметила, что слова в речи путаю, забываю что-то. Так что, друзья, не шутите со сном. Нашему мозгу нужно время, чтобы восстанавливаться.
Во время сна мозг не спит. Он анализирует и упорядочивает всю информацию, которая поступила в течение дня. Дайте ему возможность это сделать. Делайте себе отсыпные дни, ложитесь спать в один день, а просыпайтесь на следующий. Старайтесь спать не меньше 6 часов в сутки, а лучше 8.
“Нет” вредным привычкам
Вредной привычкой еще я назову позднюю еду, желание подольше поспать и мало двигаться. Все это негативно сказывается на состоянии нашего мозга, его работе и работе когнитивных процессов. Вполне возможно, что привычка поздно просыпаться приведет к снижению скорости реакций, памяти. Раннее пробуждение стимулирует правильную работу главного компьютера, поэтому и с когнитивной сферой все хорошо.
Мотивация
Старайтесь мотивировать себя на разные свершения, наполняйте мозг хорошими стимулами. Например, сделайте доброе дело – получите благодарность. Пойдите на симфонический концерт – получите эмоции и пополните запас образов в воображении. Посидите с подругой в кафе, с другом сходите в тир – вот вам хорошие стимулы, которые будут мотивировать на что-то хорошее.
Для мотивации обучаться, работать, ярко жить смотрите фильмы, читайте полезные книги, учитесь историям успеха известных людей.
Отдых
У каждого из нас есть свой ресурс. Это ограниченные возможности нашего мозга, которые нужно охранять.
Если вы бесконечно сидите в разных группах в Вайбере, Телеграме, просматриваете ненужные сторис в Инстаграме или Фейсбуке, не удивляйтесь утрате концентрации, снижению памяти и скорости реакций. Такие “посиделки” к добру не приведут.
Мы подвержены шквалу ненужной информации, и она растрачивает ресурс нашего мозга. Сортируйте информацию, старайтесь максимально ограничить поток “грязи” в свой мозг. Чаще выбирайтесь на природу. Если нет такой возможности, слушайте музыку природы: крик дельфинов, пение птиц, шум моря, ветра. Ведь влияние музыки на психические функции огромное.
Отсутствие стресса
И на этом пункте самое время рассмеяться! “Как?” – спросите вы. Действительно, полностью оградить себя от стресса не получится. Мы сталкиваемся с людьми, обстоятельствами и новостями, что уже само по себе стресс. Учтите, что от психоэмоционального напряжения будет страдать не только, например, речь, но все когнитивные способности.
Ваша задача и ответственность – максимально избегать стрессов. Для этого можно заниматься спортом, уходить от токсичных людей, практиковать позитивное мышление и аутогенную тренировку.
Аутогенная тренировка для избавления от стресса
Как развить когнитивные способности
Существует много способов и приемов, чтобы развить когнитивные способности как у ребенка, так и у взрослого. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Курсы
Есть отличные программы, которые помогают улучшить когнитивные способности человека. Познакомлю вас с некоторыми из них.
Развитие мышления – курс на платформе Викиум. Состоит из 11 уроков. Включает в себя программу развития мышления, теоретические видеолекции, практические задачи для развития, тренажеры. Вы сможете:
Стоимость курса – 990 рублей.
Развитие внимания – полезный онлайн-курс на платформе Викиум. Структура программы: 15 занятий, 11 тренажеров, аудиоматериалы, индивидуальная программа развития, комплекс тематических упражнений.
Стоимость обучения – 990 рублей.
Мнемотехники – онлайн-курс от платформы Викиум. Состоит из 15 уроков, практических упражнений, 7 тренажеров, методик запоминания, вводного и финального тестов для оценки развития памяти.
Программа курса направлена на:
Стоимость обучения – 990 рублей.
Тренажеры
В интернете есть большое количество тренажеров, направленных на тренировку когнитивных способностей.
Все тренажеры связаны между собой. Нет только на память или мышление. Ведь все когнитивные процессы перекликаются, дополняют друг друга, поэтому важно их развивать в комплексе. Тренажеры этому хорошая подмога. Развивая что-то одно, вы затрагиваете и другие процессы.
Упражнения
А вот упражнения могут развивать как конкретный вид психического процесса, так и все вместе. Например, нужно вам повысить уровень творческого мышления, для этого есть инструмент.
Соедините 9 точек четырьмя отрезками. Отрывать ручку от бумаги нельзя. Каждая точка пересекается линией только один раз.
Развитие логического мышления отлично происходит с помощью следующего упражнения. Таких вариаций с числами может быть много.
Перечисление числовых последовательностей:
Отлично развивает произвольную память у ребенка и взрослого следующее упражнение. Для взрослых могут быть другие варианты слов.
Зачитываются 10 слов, важно воспроизвести их в том же порядке: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.
Для развития внимания и памяти хорошо подходит упражнение “Числовой ряд”.
Дается ряд чисел: 3, 5, 4, 7, 8, 10, 15. На них внимательно нужно посмотреть в течение 30 секунд. Потом второй человек задает вопросы:
В игровой форме легче учиться, что-то запоминать и развивать. Поэтому разные типы познавательных процессов легче развивать играя. Когнитивная стимуляция с помощью игр полезна в любом возрасте. Как будем играть?
Еще немного онлайн-игр:
Книги
О пользе чтения книг сейчас опять заговорили. Я сама столкнулась с проблемой: в большинстве своем младшие школьники ненавидят читать! Отсюда низкая успеваемость и сплошные глупости в поведении.
Книги читать важно, книги читать нужно! С их помощью можно отлично “поработать” над своими когнитивными функциями.
Рекомендую следующие книги:
Факторы снижения
Но не все так радужно, как хотелось бы. Наш мозг имеет определенный ресурс, который мы бездумно растрачиваем.
Какие бывают когнитивные искажения и как с ними бороться? Например:
Эти проблемы не органические. Но я общалась с такими людьми, и с ними очень сложно. Такое ощущение, что перед тобой несокрушимая стена. Хотя они могут себя очень комфортно чувствовать в своих убеждениях. Такие искажения прорабатываются психотерапией.
Есть еще факторы снижения работы когнитивной сферы и происходящих в ней нарушений:
Заключение
Мы подробно разобрали с вами эту интересную тему.
Хочу еще раз подчеркнуть важность не только внешнего ухода за собой! Вы же регулярно чистите зубы, подстригаете ногти, расчесываетесь. Но важно постоянно заботиться и о работе мозга, его чистке, профилактике искажений и нарушений.
У вас в руках ценная информация по развитию когнитивной сферы. Что вы будете с ней делать? Это зависит только от вас. До новых встреч!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».