Что относится к киберспорту
Изи катка: быстрый гид Esquire по киберспорту
Основные дисциплины
Dota 2
Выросла из фанатской модификации для старой стратегической игры Warcraft 3. Две команды героев (рыцари, волшебники и более экзотические персонажи вроде мифического Царя обезьян) сражаются на большой арене с монстрами, чтобы прокачаться, а затем вступают в схватку между собой.
Крупнейший турнир: The International
League of Legends
Очень похожа на Dota 2: игру с нуля собрала конкурирующая компания, когда жанр стал популярен. Между этими двумя играми существует неформальное соперничество — в частности, LOL популярнее в мире, а DOTA 2 в России — благодаря успехам русскоязычных игроков.
Крупнейший турнир: Worlds
CS:GO
Новая версия той самой «контры», знакомой всем, кто вырос в нулевые и засиживался в подвальных компьютерных клубах спальных районов. Командный шутер по мотивам современных войн — условный спецназ сражается с обобщенными ближневосточными террористами.
Крупнейший турнир: Majors
StarCraft / StarCraft 2
Стратегические игры про войну космических реднеков будущего с двумя разновидностями агрессивных пришельцев. Именно с первого «Старкрафта» начался большой киберспорт. Фантастически популярны в Корее — лучшие игроки становятся общенациональными знаменитостями, например Ли Дже Дон, более известный под псевдонимом Jaedong, который состоит в команде Evil Geniuses.
Крупнейший турнир: ESL Pro Tour
Super Smash Bros.
Серия игр про драки между персонажами всех франшиз японской компании Nintendo. Мультяшные персонажи выглядят несерьезно, но схватки здесь вполне напряженные. Файтинги — более нишевый жанр, но и более старый: первые соревнования начались еще в 1980-е, в эпоху игровых автоматов.
Крупнейшие турниры: Tech Republic V, Icarus VI, Stunfest
Любительские турниры в год: более 3000
Лучшие игроки мира
Так называемые «Пять богов»
Fortnite
Главный турнир: Fortnite World Cup
В России у киберспорта пока есть стигма несерьезного развлечения, но, например, в Америке нанять своему ребенку тренера по популярному шутеру Fortnite — в порядке вещей. Хороший игрок в Fortnite в американской школе будет так же популярен среди сверстников, как когда-то бейсболист или футболист.
Вопреки ожиданиям, киберспорт — очень зрительская история: это как если бы шахматные турниры проходили на самых больших стадионах, под завязку забитых орущими фанатами, и на экранах при этом транслировали яркую картинку: кислотные цвета, стрельба, взрывы, адреналиновые моменты, в которых счет идет на доли секунды. Еще киберспорту помогает его природная демократичность: профессиональных игроков не очень много, но счет непрофессиональных идет на десятки миллионов. По уровню доступности это что-то вроде дворового футбола — компьютер и интернет сейчас есть у всех, и этого достаточно, чтобы вечером поиграть с друзьями в какую-нибудь киберспортивную игру (причем бегать при этом не нужно, а друзья могут находиться на другой стороне планеты).
Кем можно быть в киберспорте
Игрок
Для тех немногих игроков, которым повезло пробиться на национальный и мировой уровень, киберспорт становится полноценной работой. Фанаты запоминают их победы, другие профессионалы узнают их по манере игры. Успешные команды иногда перекупают их друг у друга (как в футболе, правда, пока не за такие баснословные деньги). Все как в другом большом спорте — полноценная спортивная карьера.
Болельщик
Крупные турниры собирают огромные стадионы. Арены устроены так, что игроки не слышат зрителей — чтобы не нарушать концентрацию, — но могут их видеть. Русскоязычных болельщиков в мире любят — они с удовольствием болеют за всех, кто им нравится. А вот китайские фанаты, например, принципиально поддерживают только китайские команды, даже когда те начинают проигрывать.
Тренер
У каждой уважающей себя команды есть тренеры, коучи, аналитики и статсмены — люди, которые досконально разбираются в игре, натаскивают спортсменов, разрабатывают тактику, анализируют прошедшие матчи и помогают адаптироваться к мелким изменениям правил (в киберспорте такое бывает довольно часто). Некоторые тренируют любителей — тех, кто не собирается выступать на чемпионатах, но устал проигрывать друзьям.
Диетолог
По мере увеличения призовых фондов успешные команды, по примеру футбольных и баскетбольных, обрастают персоналом — массажистами, врачами, фитнес-тренерами, диетологами и другими специалистами, которые помогают игрокам быть на пике физической и интеллектуальной формы. Российский государственный университет физической культуры и спорта даже проводит исследования на эту тему.
Комментатор
В киберспорте сформировалась своя плеяда комментаторов — на лету объяснять зрителям тонкости происходящего здесь не менее важно, чем в футболе, а эмоциональные моменты, требующие кричать вместе с толпой: «Давай, давай! Не могу поверить, что он сделал это на наших глазах!», случаются не реже, чем в боксе. У многих комментаторов, как и у игроков, есть свои преданные фанаты.
Разработчик
По понятным причинам киберспорт как никакой другой позволяет тренироваться с помощью цифровых инструментов. Есть множество тренировочных программ — например, очень популярная аналитическая платформа spectral. gg, которую создал разработчик из России Илья leamare Силаков-Волынский; российский стартап L2P первым в индустрии начал применять для обучения игроков нейросети.
Призовые фонды крупных турниров формируются из нескольких источников. Часто их предоставляют сами создатели игры. Обычно это большие корпорации, имеющие другой источник дохода: например, Valve (Dota 2) владеет самым крупным в мире магазином игр. Не остаются в стороне и бренды: так, в числе партнеров и спонсоров турнира International такие разные компании, как DHL и Tinder.
Самый успешный молодой игрок
Самый богатый игрок
Самая играющая нация
По разным данным, до 94% взрослых жителей Вьетнама хотя бы изредка играют в видеоигры. Однако это в основном мобильные игры, и никаких исключительных успехов в киберспорте Вьетнам не демонстрирует.
Самый длинный матч
В 2015 году команды exceL и XENEX почти три часа не могли доиграть матч в СS: GO, так как и матч, и восемь последующих овертаймов закончились ничьей, и только в девятом овертайме XENEX выиграли со счетом 42:46.
Что относится к киберспорту
Киберспорт, компьютерный спорт, eSports — соревнование по видеоиграм. Его история уходит корнями в 80-е. В 90-е киберспорт из простого набивания рейтинга на аркадном автомате превратился в соревнование двух команд или игроков. Считается самой быстрорастущей индустрией развлечений.
Йоона «Serral» Сотала, лучший западный игрок в StarCraft 2
В киберспорте есть многие элементы традиционного спорта.
Команды, они же клубы — организации, которые занимаются подбором игроков и работой с ними через контракты.
Тренеры — готовят команды к соревнования, помогают прокачивать навыки.
Менеджеры — решают организационные и административные вопросы.
Буткемп — киберспортивные сборы, на которых игроки собираются вместе и тренируются до посинения.
Соревнования — турниры по дисциплинам, то бишь по играм. К популярным жанрам и играм относятся:
Матчи — бои, которые проходят в сети и на реальной площадке. Виртуальный спорт популярен и привлекает внимание крупнейших компаний. Приобщиться к движению легко — для просмотра трансляции достаточно подключения к интернету.
Как все устроено?
Профессиональную сцену контролируют две стороны: издатели игр и турнирные операторы. Издатели развивают и продвигают игру, при необходимости заводят сервера и взаимодействуют с операторами. Операторы отвечают за проведения соревнований. Они находят площадку в сети или в реальной жизни, приглашают команды, формируют своды правил, продают права на трансляцию и платят призовые.
Но индустрия не выживет без киберспортсменов. Команды влияют на обе стороны: советуют улучшение баланса в игре, предлагают правки для турнирных правил. В особых случаях могут и бойкот объявить.
Сцена Overwatch League
Что за соревновательные сезоны и турниры?
Календарь виртуальных соревнований поделен на сезоны. Как правило, один сезон длится год. Такого деления придерживаются в Dota 2, Leage of Legends, Overwatch и многих других играх. По итогам каждого сезона определяется чемпион мира. Чаще всего это происходит на LAN-турнире, который проводится при поддержке издателя игры.
Турниры проходят онлайн или оффлайн. В сети проводят отборочные этапы, длительные лиги или небольшие регулярные состязания. С их бытованием связаны риски, поэтому многое зависит от организаторов. Сетевые турниры сталкиваются с:
LAN-турниры — главные события в игровом календаре. Они проводятся по локальной сети, от чего они и получили свое название. Всех участников собирают в одном помещении, что сразу убирает риск возможного бегства команды. Технические неполадки будут устранять специалисты, нечестных игроков ловят судьи, а риск, что связь будет лагать сведен к минимуму.
А кто за это платит?
Источников добычи денег для проведения турнира много:
Чаще всего в спонсорстве заинтересованы крупные компании, производящие электронику. LG Electronics спонсировала iBUYPOWER Masters IV по CS:GO с призовым фондом в 200 000 долларов, а компания Intel проводит свою серию турниров — Intel Extreme Masters.
Стать титульным спонсором или просто одним из главных — неплохая идея. Логотип компании покажут десятки раз на трансляции за счет продолжительности. LAN-турниры длятся несколько дней и проходят с утра до вечера, за это время проходят десятки матчей. Среди зрителей точно будет множество игроков. Идеальное попадание в целевую аудиторию — пример ситуации, в которой каждая сторона остается с выгодой. Компании получают рекламу, команды и организаторы — финансирование, а зрители своими глазами видят крутость техники, которую продвигает компания.
При этом необязательно проводить масштабные мероприятия. Очень часто компании становятся спонсорами турниров для молодых игроков, причем спектр заинтересованных корпораций очень широк. Например, турниры по CS:GO для нетоповых команд спонсирует концерн «Калашников».
iBUYPOWER Masters IV
Как смотреть и все понимать?
Трансляции для домашнего просмотра ведутся на специальных стриминговых сервисах, вроде Twitch или Mixer. Как и в большом спорте, все матчи комментируют специально обученные люди, которые умеют нагнетать в нужные моменты или активно радоваться после красивых игровых ситуаций.
В редких случаях можно встретить трансляции для новичков, где, помимо комментариев, объясняют базовые правила игры. Таких трансляций мало, так что лучший способ понять происходящее в матче — сыграть самому. Если времени играть нет, достаточно запомнить условия победы. В шутерах и файтингах — это убийство противника, в МОВА и стратегиях — разрушение его базы, а гонщику достаточно прийти к финишу первым.
Роман Casperrr Лепёхин — один из главных голосов отечественного Dota 2 сообщества
А я могу стать киберспортсменом?
Да, и в теории это даже проще чем в обычном спорте. Для успешной карьеры в традиционном спорте нужно с детства посещать специализированную секцию, а лучше школу при команде, или попасться на глаза скауту и надеяться на удачу.
В карьере киберспорсмена с этим проще. В большинство игр встроена рейтинговая система, которая отсеивает игроков по навыкам. Достаточно забраться на вершину, или как можно ближе к ней, чтобы попасть в игры с профи. И даже если скауты не заметят, можно собрать свою команду и попытать удачу на открытой квалификации к ближайшему крупному турниру.
На словах это сделать просто, но на деле для этого нужно войти в 0,1% игровой базы. Совсем нетривиальная задача, но стоит помнить что почти все новые звезды последних лет, вроде Miracle- из Dota 2 или ropz из CS:GO, попали в киберспорт именно так.
История создания и признания киберспорта, направления
История создания киберспорта тесно связана с развитием компьютерных технологий. Соревнования по играм проходили еще в 1972 году. Однако воспринимать такие события всерьез индустрия спорта стала ближе к началу 21 века, с появлением Doom и Quake.
Что такое киберспорт
Киберспорт (от англ. слова cyber — «электронный») — одиночное или командное соревнование по компьютерным играм. Видеоигра должна соответствовать определенным требованиям. Главное из них заключается в поддержании честного соперничества между спортсменами.
В современном киберспорте проходят крупные турниры по дисциплинам:
С начала 2020 г. из-за отмены большинства матчей особую популярность приобрели FIFA, а также виртуальные версии хоккея и баскетбола. Менее масштабные соревнования проводятся в симуляторах NFS, World of Tanks и др.
История развития
У киберспорта нет единой истории создания. Он развивался постепенно, распространяясь вместе с совершенствующимися технологиями. Большое влияние на развитие оказала индустрия игровых автоматов. Аркадные игры предлагали соревноваться в количестве набранных очков. Своим происхождением виртуальный спорт был обязан встроенным в аппараты рейтингам: каждый игрок так или иначе хотел оказаться в списке лучших.
Первая попытка проследить игровые достижения была предпринята в 1981 г. Уолтером Дейем. Он стал первым в мире киберспорта, кто организовал учет истории результатов местных игроков. Придуманная им сетка стала прообразом «национальной таблицы рекордов». А в 1983 г. Дей сформировал собственную команду, которую представлял на различных соревнованиях. Он также активно участвовал в продвижении игровых турниров, благодаря чему появились ТВ-шоу о виртуальном спорте.
Появление локальных сетей дало крупный толчок в истории происхождения киберспорта. До этого не было возможности напрямую соревноваться друг с другом. Играть спортсменам приходилось по очереди, а победившего определяло количество заработанных очков. Соперничество перешло на качественно новый уровень.
Турнир по киберспорту
С выходом онлайновой аркады Netrek (1988 г.) игровая индустрия приобрела новых поклонников. Но окончательную роль в истории киберспорта сыграло создание культовых видеоигр:
Большинство турниров еще оставалось местным либо региональным развлечением. Но id Software открыто заявили о возможности трансляции киберспорта, запустив QuakeCon в 1996 г., совсем скромный даже по тому времени. На мероприятие пришло только 40 человек. Но активное продвижение соревнований на PC не оставило игроков равнодушными. Сейчас трансляции The International и турниров по CS собирают миллионы зрителей.
В каком году появился киберспорт
Предпосылки к возникновению виртуального спорта зародились еще до развития интернета. Условным годом появления киберспорта считают 1972, когда 19 октября в Стэнфорде прошел турнир по одной из первых компьютерных игр. Соревнование включало одиночный зачет, командные 2×2 и FFA (каждый сам за себя) режимы.
Но история развития и признания киберспорта в России тоже внесла свой вклад. Полноправным видом спорта видеоигры стали 25 июля 2001 г. В этот день глава Госкомспорта лично подписал указ, подтверждающий статус киберигры как спортивной дисциплины. Хотя еще в 1999 г. Америка зарегистрировала первую в мире киберспортивную организацию — Evil Geniuses.
В какой стране придумали
Первый публичный турнир в истории появления киберспорта был придуман и прошел в Америке. Октябрьским вечером 1972 г. преподаватели и студенты Stanford University собрались в лаборатории изучения ИИ, чтобы посоревноваться в Spacewar.
История развития и признания киберспорта в России
История киберспорта в России началась в 70-х годах. Как и в случае с США, интерес к игровой индустрии возник с появлением автоматов. После развала СССР количество советских аппаратов заметно убавилось, но их быстро заменили иностранные:
Компьютеры россиянам долгое время были не по карману. Зато почти в каждом доме можно было найти Dandy — азиатскую подделку игровой консоли Sega от Nintendo. По ней же проходили соревнования в местных игровых клубах, пока еще совсем несерьезные.
Первым «окном» в настоящий киберспорт стал журнал «Навигатор игрового мира», где публиковали отчеты о зарубежных турнирах. Ближе к концу 90-х стали появляться компьютерные клубы, способствовавшие формированию команд. Примерно в этот же период Formoza организовала крупный чемпионат для игроков Санкт-Петербурга и Москвы. Мероприятие прошло успешно, а игроки из NiP (4z) даже договорились о сотрудничестве с организатором, став едва ли не первой российской командой с официальным спонсором.
Команда NIP стала одной из первых в России
В 2001 г. страна признала виртуальный спорт. Что стало переломным моментом для истории развития и признания киберспорта во всем мире: именно Россия впервые поставила кибер в один ряд с футболом или хоккеем. Но признание было временным и условным, на законодательном уровне спортивной дисциплиной в РФ компьютерные игры стали только в 2016 г. И уже в следующем году организовали Кубок России сразу по нескольким играм:
Общая сумма денежных призов составила 7 миллионов рублей.
Основные направления игры
С развитием истории киберспорта выработался перечень определенных требований к видеоиграм. Они не должны содержать случайных факторов или давать преимущество отдельным игрокам. Исход соревнования определяют личные умения киберспортсменов. Из-за этого большая часть Чемпионатов посвящена играм жанра MOBA — многопользовательской арены с элементами стратегии.
Официально дисциплина включает 4 основных направления:
Перспективы виртуального спорта
С момента зарождения киберспорта прошло не так много времени, но дисциплина успела догнать футбол по популярности. Любительские турниры переросли в профессиональные Лиги, а в России и за рубежом регулярно проходят международные соревнования. Крупные встречи организуют на живых стадионах, да и размеры призового фонда свыше 1 миллиона перестали быть редкостью.
Первый турнир The International, организованный компанией Valve в августе 2011 г., оживил индустрию. При поддержке разработчиков видеоигр сформировалась Лига из небольших, но регулярных соревнований. Призы были на порядок меньше, но киберспортсмены наконец-то смогли получать постоянный доход.
История киберспорта в мире развивалась параллельно с технологиями. И если раньше к сидящим за компьютерами игрокам относились несерьезно, то сейчас многие страны приравнивают виртуальный спорт к традиционным видам. Знаменательной датой для дисциплины стал 2018 г. — 14 апреля Олимпийский Комитет (МОК) официально признал киберспорт. Есть вероятность, что в 2024 г. кибердисциплины добавят в летний перечень Олимпийских игр.
Мы составили ТОП 10 капперов! Если вам нужен честный прогнозист с реальной статистикой, советуем перейти в раздел «проверенные капперы» и выбрать себе лучшего каппера!
Популярные киберспортивные игры
Мы подготовили подборку самых популярных киберспортивных игр. Здесь сталкиваются лучшие геймеры мира, которые зарабатывают миллионы долларов США. Столько же зрителей болеют за свои любимые команды или киберспортсменов, переживают и радуются победе. Здесь все как в обычном спорте и даже лучше, потому что это киберспорт и за ним будущее.
Киберспорт цветет и пахнет, а в разряд киберспортивных дисциплин попадает все больше популярных проектов самых разных жанров и направлений. В этой статье мы собрали топ киберспортивных игр на ПК. Если вы хотите посвятить себя и своё время спорту будущего, то читайте этот материал и выбирайте лучшую на ваш взгляд игру.
Dota 2
У Dota 2 не самое большое игровое комьюнити, зато самые крупный призы за Чемпионат мира. Первый мировой турнир по Dota 2 провели в 2011 году. Чемпионом The International 2011 стал легендарный состав украинской команды NAVI. Призовой фонд того чемпионата составил 1,6 млн долларов.
Тогда и сейчас ЧМ по Dota 2 разыгрывают самые большие деньги во всем киберспорте, а сумма призов растет бешеными темпами. Так, призовой фонд The International 2017 составил 23 миллиона долларов США. Команда-победитель, в 2017 году это была Team Liquid, увезла домой впечатляющие 10,8 млн долларов США. Серебряный призер, состав Newbee, забрал 3,9 млн долларов. Эта сумма в разы превышает деньги, которые зарабатывают победители других киберспортивных игр за год, а то и пару лет.
Во время The International 2019 был разыгран рекордный призовой фонд, составляющий уже 34 млн. долларов. Победителем на этих соревнованиях стала команда OG, первый двукратный чемпион в истории.
Как и в случае с CS: GO, по Dota 2 проходит куча турниров, лиг, мейджоров, региональных и спонсорских чемпионатов. Крупнейшие среди них ESL One Birmingham, MDL Changsha Major, Epicenter XL, WESG 2017, DAC и The Bucharest Major.
Counter-Strike: Global Offensive
Counter-Strike: Global Offensive — одна из самых популярных киберспортивных игр. Благодаря своей давней истории и прошлым играм серии, CS: GO привлекает не только школьников и студентов, но и геймеров под 30 и старше.
По Counter-Strike: Global Offensive проходит много турниров, лиг и чемпионатов. Главным из них считается World Electronic Sports Games. В 2017 году его призовой фонд составил 1,5 млн долларов США.
Кроме него из крупных чемпионатов выделяются Intel Extreme Masters World Championship, где разыгрывают полмиллиона долларов. Не стоит забывать о европейской киберспортивной лиге Electronic Sports League, SL i-League StarSeries, ELEAGUE Major и десятках мелких спонсорских лиг.
В CS: GO часто рулят команды из стран СНГ. В фаворитах украинская Natus Vincere и российская Virtus.pro. В 2017 году российская сборная Russian Forces выиграла WESG 2017 среди женщин.
League of Legends
MOBA League of Legends, детище студии Riot Games, считается самой популярной киберспортивной дисциплиной в мире. Количество геймеров, которых тут называют «призывателями» уже давно перевалило за 100 млн человек. Но по деньгам, которые можно заработать на чемпионатах и лигах, проект значительно уступает Dota 2.
Помимо официального ЧМ по League of Legends — League of Legends World Championship, который проходит ежегодно с 2011 года, тут есть Континентальная лига, где отбираются участники на ЧМ.
Overwatch
Экшен-шутер Overwatch пошел в киберспорт сразу же после релиза. Первыми появились лиги в Азии (APEX, OPS и OPC). Призовой фонд подобных региональных турниров сразу же составил 300 тысяч долларов США. Дальше чемпионаты по Overwatch добрались до Америки и Европы. Тут это вылилось в турниры Major League Gaming, DreamHack, и Intel Extreme Masters. Правда тут призы уже поменьше и редко превышают 100 тысяч.
В 2016 году прошел первый чемпионат мира по Overwatch — Overwatch World Cup 2016. Судя по нему, нагибаторами в Overwatch стала Южная Корея. В 2017 году Blizzard запустила официальную лигу Overwatch League, куда вошли 14 команд. Общий призовой фонд лиги составил 3,5 млн долларов. В 2019 году эта сумма увеличилась до 5 млн. долларов, а количество команд, вошедших в лигу, стало 20. В 2020 году турниры отменили по понятным причинам, но перенесли их в формат онлайн.
Правда, чтобы принять участие в официальном чемпионате, киберспортивная команда должна купить себе постоянное место. В зависимости от региона его стоимость достигает 20 млн долларов. Это отпугнуло часть профессиональных команд и все же почти все места заняты. Среди известных команд свои составы в Overwatch League есть у Cloud9, Immortals, Team EnVyUs, Lunatic-Hai, NRG eSports и Misfits.
StarCraft II
Продолжение культовой стратегии Blizzard вышло в далеком 2010 году. После релиза игра сразу же попала в топ киберспортивных дисциплин и закрепилась на вершине этого списка.
В 2012 году прошел StarCraft II World Championship Series — серия турниров, победители которой принимали участие в Чемпионате мира World Championship Finals. Первым чемпионом мира по StarCraft 2 стал корейский геймер Lee-Sak «PartinG» Won. Тогда он увез домой 100 тысяч долларов США.
Из-за того, что тут играют одинокие геймеры или тройки по очереди, а не целые команды, призовой фонд ЧМ растет слабо. Финальная сумма приза за StarCraft II World Championship Finals 2018 составила 500 тысяч долларов США. В 2019 прошел еще один этап этих соревнований, однако он стал последним. На его смену пришла серия турниров ESL Pro Tour.
Помимо этого, по дисциплине проходит множество региональных, спонсорских и континентальных турниров, но интерес к игре у геймеров со всего мира постепенно угасает. Дом StarCraft II — Азия. Тут эта игра не сбавляет обороты, а топовые игроки приравниваются к звездам наравне с актерами, музыкантами и другими знаменитостями.
Heroes of the Storm
Молодая MOBA компании Blizzard Heroes of the Storm в киберспорте почти сразу со своего выхода, то есть с 2016 года. Масштабы тут меньше, а награды значительно ниже, чем у League of Legends и Dota 2. В 2016 году прошел первый чемпионат мира Heroes of the Storm Global Championship 2016 с призовым фондом 500 тысяч долларов США.
С 2017 года в Heroes of the Storm ввели систему лиг, лучшие команды с них приезжают на ЧМ, а помимо этого получают по 100 тысяч долларов США. В 2020 году и по сей день проводятся турниры, но ненастолько масштабные.
Blizzard и GosuGamers также запустили турниры открытого дивизиона. Тут кроме денег призами выступают рейтинговые очки. Кроме того, лучшие составы дивизиона сражаются с самыми слабыми командами официальной премьер-лиги Heroes of the Storm и иногда отбивают у них места на следующий сезон.
World of Tanks
В World of Tanks рулит официальная киберспортивная лига Wargaming. net League. Ее поддерживает и спонсирует сама компания Wargaming. Лига объединила региональные чемпионаты World of Tanks в единую киберспортивную организацию. Первый ЧМ среди клубных команд игры World of Tanks в рамках Wargaming.net League прошел в 2014 году. Призовой фонд каждого чемпионата составил 300 тысяч долларов США.
На сегодняшний день официально киберспортивная часть World of Tanks заморожена, но по игре все равно проходят любительские соревнования. Например, в мае 2019 состоялся финал турнира «Стальная стена-2019» в московском парке «Патриот».
Футбольный симулятор FIFA тоже отлично себя чувствует на киберспортивной арене. Турниры по FIFA проходят настолько давно, что игра была одной из немногих дисциплин на первом международном киберспортивном турнире World Cyber Games.
Сейчас FIFA входит в топ игр мира по киберспорту. Дошло до того, что настоящие футбольные клубы привлекают киберспортсменов, которые представляют команды на мировых киберчемпионатах. Первыми в этом деле стали французский клуб «ПСЖ», а также итальянская «Рома». Теперь свой профессиональный игрок в FIFA есть у каждого именитого клуба. Мода дошла и до России, где в 2017 прошел первый Кубок РФПЛ по киберфутболу. В нем участвовали 16 команд, а чемпионом стал игрок ЦСКА Андрей «Timon» Гурьев. А в марте того же года в Казани начался первый чемпионат РФПЛ по киберфутболу.
Hearthstone
Денежные призы многочисленных лиг и турниров по Hearthstone тоже не малы. Минимальная награда составляет 10 тысяч долларов, а призовой фонд некоторых спонсорских чемпионатов доходит до 200, 300 и даже 350 тысяч долларов США. Это больше чем у официальных чемпионатов некоторых игр, упомянутых выше. В числе фаворитов Hearthstone числятся российские игроки Павел «Pavel» Бельтюков и Алексей «ShtanUdachi» Барсуков. Хорошо играют в эту ККИ американцы и европейцы.
Tom Clancy’s Rainbow Six Siege
Киберспортивные соревнования по Tom Clancy’s Rainbow Six Siege начались в 2016 году с открытия турнирной платформы ESL. С тех пор каждый год проходят три сезона Pro League, где собираются команды со всего мира. Призовой фонд первого из них составлял 50 тысяч долларов США. В феврале 2018 прошел первый мировой чемпионат Six Invitational 2018, где разыграли 500 тысяч долларов США, а уже в феврале 2020 года эта сумма возросла до 3$ млн. Такая же цифра осталась актуальной для Six Invitational 2021.
Сильные игроки по Tom Clancy’s Rainbow Six Siege есть у команд PENTA Sports, Team Vitality, ENCE, Millenium, Flipsid3 Tactics и Team Orbit.
Playerunknown’s Battlegrounds (PUBG)
Первые шаги в сторону киберспортивной популярности PUBG сделала еще в мае 2017 года. Тогда студия Bluehole и создатель игры Брендан Грин провели первый благотворительный чемпионат по PUBG, который собрал 128 известных стримеров. Более крупный турнир по игре с призовым фондом 350 тысяч долларов провели уже в августе 2017 года в рамках выставки GamesCom. Свои составы по Playerunknown’s Battlegrounds имеют известные киберспортивные команды Team Spirit, Team SoloMid, Luminosity Gaming, М19, Cloud 9 и Team Liquid.
Среди явных преимуществ Playerunknown’s Battlegrounds для киберспорта выделяются низкий порог вхождения, отсутствие проблем с балансом, разнообразие тактик и возможных ситуаций, равные условия для победы у всех геймеров.
Rocket League
Rocket League – соревновательная игра, в геймплее которой смешаны гонки и футбол. Игроки берут под управление мощные болиды и пытаются достичь победы на разнообразных аренах. Быстрорастущее комьюнити проекта стало замотивировало разработчиков развивать Rocket League как киберспортивную дисциплину. И пока они это планировали, игроки уже вовсю бросали вызов друг другу на неофициальных турнирах.
По состоянию на июнь 2021, Rocket League Championship Series по-прежнему проводится. Всего прошло 8 сезонов, но 9 и 10 были отменен из-за коронавирусной пандемии. Однако сетевые турниры продолжаются, и вы можете примкнуть к ним.
Fortnite
По состоянию на июнь 2021, Fortnite по-прежнему чувствует себя отлично в киберспорте. Ежегодно открываются новые сезоны официальных соревнований Fortnite Champion Series, а также проводятся любительские матчи.
Clash Royale
Clash Royale – мобильная стратегия в реальном времени с элементами ККИ, основанная на популярном проекте Clash of Clans. Суть игры сводится к нападению на вражескую башню и оборону своих владений (в режиме дуэли) с использованием юнитов, заклинаний.
Удобно, когда для участия в мировом турнире даже не нужно вставать с кровати. Игра по-прежнему живет в этом направлении, и даже больше – соревнования официально проводятся даже в России. Например, в конце 2019 года в Казани прошел Кубок России, включавший Clash Royale, и победитель под ником Nightmare получил 250 тыс. руб. В середине 2020 игра официально стала дисциплиной Всероссийской интеллектуально‑киберспортивной лиги.
Call of Duty
Вместе с главным чемпионатом, по Call of Duty проходит серия турниров Call of Duty World League. Тут призы колеблются от 200 до 700 тысяч долларов. Среди сильных мировых составов по Call of Duty выделяются OpTic Gaming, Team EnVyUs, Splyce, Luminosity Gaming, FaZe Clan и compLexity Gaming.
Team Fortress 2
Любительские и полупрофессиональные чемпионаты по Team Fortress 2 проходят с 2008 года. И только в 2016 году Valve добавила долгожданную поддержку соревновательного режима. За эти семь лет любители проекта собирали команды и лиги, а также проводили онлайн и оффлайн турниры. Самыми популярными лигами стали UGC и ETF2L, а также ESEA.
Кроме лиг в Team Fortress 2 есть специальные сервисы, которые позволяют геймерам собирать команды и играть против геймеров своего уровня. В 2021 году по-прежнему проходят любительские соревнования с различными призовыми фондами.
Warface
Шутер Warface начал свой путь в киберспорте еще в 2015 году. Тогда-то прошел первый турнир Warface Open Cup: Весна 2015. Его призовой фонд составил 1,5 млн рублей. Для сравнения февральский Warface Open Cup: Season XII 2018 года разыграл между участниками 3 млн рублей. Команда чемпионов AG забрала себе 1,2 млн рублей. Серебряные призеры, команда ArenaStars, получила 600 тысяч рублей.
Начиная с весеннего Warface Open Cup, турниры проводятся регулярно и собирают участников со всего мира. Сильными командами по Warface считаются участники стран СНГ AG, Sluper, ArenaStars и Youngstars. Из Европы выделяются Asteria и Exception, США достойно представляет команда XIII, а в Южной Америке сильнейшим считается бразильский коллектив Black Dragons. В начале 2020 года состоялся Warface Open Cup: Season XV, главный приз которого составил 2,1 млн рублей.
Apex Legends
Бодро выстрелив на релизе, бесплатная королевская битва Apex Legends буквально в первую неделю дала понять аудитории, что она метит на соревновательную сцену. Но сделала это лишь во второй половине 2019 года, представив официальные киберспортивные турниры под эгидой Electronic Arts.
Да, сумма, конечно, ощутимо меньше, чем у Fortnite, но не стоит забывать, что релиз «Легенд» состоялся в начале 2019, и это еще крайне молодая, но очень перспективная киберспортивная дисциплина. Поэтому, если ищете себя в этом направлении, самое время отточить здесь скилл!
Call of Duty: Warzone
Если Apex Legends это сравнительно молодая киберспортивная игра, то Call of Duty: Warzone еще совсем ребенок. Эти проекты похожи – оба бесплатные, выполненные в жанре «королевская битва» и вышли неожиданно, вызвав тем самым хайп в игровом сообществе.
Quake Champions
Переосмысленный мультиплеерный шутер Quake Champions от легендарной студии id Software начал свой путь в киберспорт еще на стадии бета-тестов. Первый турнир 125 FPS Sunday Cup прошел уже в июне 2017 года. В это время Quake Champions два месяца как находился в открытом бета-тесте. Победителем первого чемпионата стал белорус Алексей Cypher Янушевский.
А уже в августе того же года, на выставке QuakeCon 2017 состоялся первый Чемпионат Мира Quake World Championship 2017. Призовой фонд соревнования составил 1 млн долларов. Победителем стал еще один геймер из Белоруссии Никита «clawz» Марчинский. Он увез домой 100 тысяч долларов США. Есть еще командные противостояние. Большинство действующих игроков Quake Champions играют за известные киберспортивные команды. Свои составы уже есть у TeamLiquid, Natus Vincere и Virtus. pro.
SMITE
MOBA SMITE от студии Hi-Rez Studios не пасет задних и проводит чемпионаты мира еще с 2015 года. Например, у SMITE World Championship 2016 был достаточно внушительный призовой фонд: команды съехались на крупнейший турнир по SMITE, чтобы сразиться за 2,6 млн долларов США. В тот год победителем стала американская команда Cognitive Prime. Она выиграла 1,3 млн долларов.
К сожалению, дальше призовой фонд Чемпионата Мира по SMITE уменьшился, и в 2017-2018 годах составил 1 млн долларов США. Отдельно проходит SMITE World Championship на Xbox One. Тут консольщики сражаются за 150 тысяч долларов США.
Mortal Kombat X
Популярный файтинг Mortal Kombat X изначально затачивался под киберспорт, о чем было известно еще до его выхода. Сразу же после релиза Mortal Kombat X ESL анонсировала собственный турнир по игре. Он вошел в список дисциплин ESL Pro League и называется ESL Mortal Kombat X Pro League. Среди участников числятся жители Северной Америки, Европы и СНГ. Первый лан-финал разыграл 50 тысяч долларов США, а призовой фонд третьего сезона ESL Mortal Kombat X Pro League составил уже 500 тысяч долларов. Одним из лучших игроков Mortal Kombat X считается американец cR SonicFox.
С релизом Mortal Kombat 11 активность официальных турниров по MKX пошла на спад, но локальные и любительские по-прежнему проводятся. Кроме того, проводятся турниры по свежей MK 11, в том числе в России.
Halo 5: Guardians
Турниры по Halo начались еще с первых частей серии, но к серьезной киберспортивной дисциплине можно зачислить только Halo 5: Guardians и связанные с ней чемпионаты мира. Призовой фонд Halo World Championship 2016 составил 2,5 млн. Чемпионат мира 2017 года разыграл между командами 1 млн долларов, а помимо него проходят еще много региональных турниров в США и Европе. Там команды борются за более скромные деньги. Минимум таких турниров 15 тысяч долларов. Максимум — 200 тысяч. И все же какие бы суммы не разыгрывали создатели игры, дальше Северной Америки и части Европы этому проекту скорее всего не выползти.
Сильные составы есть у известных киберспортивных организаций из США. Среди них Splyce, Team EnVyUs, Team Liquid, Evil Geniuses и Luminosity Gaming. Стоит отметить, что игра (а соответственно, и турниры по ней) доступна только на консоли Xbox One.
Paladins
Молодой мультяшный шутер Paladins от студии Hi-Rez ринулся в киберспорт сразу же после официального выхода в 2016 году. Международные турниры по этой дисциплине проходили на фестивалях DreamHack и захватили все континенты. Сначала призовой фонд турниров составлял 100 тысяч долларов США, но в 2017 году, с запуском Paladins Global Series, его увеличили до 350 тысяч долларов, однако в 2018 году сумма сокращена до 300 тыс.
После такого успеха Hi-Rez Studios начала сотрудничать с киберспортивной ассоциацией WESA. Сразу же после этого по всему миру открылись лиги Paladins, а свои составы по этой игре собрали Fnatic, G2 Esports, SK Gaming, Natus Vincere и Virtus. pro. В январе 2018 года, в рамках выставки Hi-Rez Expo, прошел первый Чемпионат Мира Paladins World Championship. Его победителями стала команда NaVi. Они забрали 80 тысяч долларов из общего призового фонда в 200 тысяч долларов. По состоянию на июнь 2021, Чемпионат Мира проходит и по сей день.
Project CARS
Project CARS — лидер киберспортивных гоночных соревнований. В рамках проекта запущены множество местных лиг, масштабные чемпионаты на игровых выставках (Gamescom, Paris Games Week и EGX) и ежемесячные финалы на турнирах серии ESL. Не стоит забывать и про эпичные сражения на Intel Extreme Masters, Dreamhack и Red Bull 5G.
В 2017 году вышла вторая часть гоночного симулятора, а в 2020 – третья, но с киберспортом у них явно все не так хорошо, как у оригинала.
Injustice 2
Файтинг по вселенной DC Comics Injustice 2 вышел 11 мая 2017 года. Уже в октябре того же года состоялся Чемпионат Мира по Injustice 2 ELeague с призовым фондом 250 тысяч долларов США. А чтобы попасть на финальные соревнования участники должны были пройти один из четырех официальных туров Injustice 2 — Injustice 2 Pro Series, GameStop Hometown Heroes Series, Road to Pro и Liga Latina. Игре не было еще и года, а по ней уже провели один ЧМ и открыли ряд крупных лиг по всему миру.
Valorant
Еще до релиза в Valorant перспективный новичок уже успел поставить рекорды. Так, в начале апреля 2020 за трансляцией бета-версии шутера на Twitch наблюдало 995 тыс. зрителей, что в несколько раз превысило аудиторию другого, не менее популярного детища Riot Games (LoL). В 2021 году была представлена VALORANTChampionsTour – международная серия турниров для профессионалов.
Teamfight Manager
Игра Teamfight Manager выделяется среди других игр нашей подборки, поскольку она не собирает многотысячные трибуны, и по ней вообще не проводятся соревнования. Это симулятор кибеспортивного менеджера, в котором вы соберете свою команду игроков и поучаствуете с ними на чемпионатах.
Вам предстоит исполнить роль менеджера, тренера и руководителя команды в одном лице – вы займетесь тренировкой подопечных, распределение денежных средств, оценкой ситуации на киберспортивной арене и другими интересными делами, которые имеют место быть в реальности. Высокооцененная игра отлично разбавляет нашу подборку и предлагает посмотреть на виртуальный спорт изнутри.
Tekken 7
Tekken 7 – еще один файтинг, которому удалось стать киберспортивной дисциплиной, причем популярной на просторах нашей необъятной. Так, в мае 2021 года прошел чемпионат России по компьютерному спорту-2021, куда был включен Теккен, и победителю досталось 250 тысяч рублей. В 2020 году проходили эти же соревнования, и жанр «файтинг» также представлял Tekken 7.
Игра продолжает серию олдскульных файтингов 1994 года, с которой многие наверняка познакомились на первых приставках семейства PlayStation. Седьмая часть вышла в 2017 году на движке Unreal Engine 4 и способна порадовать сложными, но зрелищными поединками, а по популярности игра ничуть не уступает тому же Mortal Kombat.
Brawlhalla
Бесплатный мультяшный файтинг от издателя Ubisoft, в котором соперники пытаются вытолкнуть друг друга с арены, играя за различных персонажей. Собственно, богатый выбор среди героев и уникальность в наборах их атак и стало поводом для проведения рейтинговых турниров в формате 1 на 1 или 2 на 2, что впоследствии привело к появлению не только локальных соревнований, но и Чемпионата мира.
Assetto Corsa Competizione
Современные гонки делают с упором на киберспорт, и этой участи не избежала Assetto Corsa Competizione. Игра предлагает прокатиться на трассах реального чемпионата, построить карьеру от лица официального пилота и проникнуться духом FIA GT3. Можно сказать, что это не просто игра, а целый симулятор реалистичных гонок.
Особенности проекта привлекли внимание со стороны крупных компаний. Так, в мае 2020 года стартовал чемпионат The Real Race, организатором которого выступила сама Lamborghini (до этого она не была замечена в киберспорте). Наши тоже заинтересованы – весной 2021 года состоялся Всероссийский киберспортивный чемпионат по симрейсингу, победитель которого – Егор Огородников – получил 1-й спортивный разряд, кубок и призы от партнеров мероприятия.
Magic: The Gathering Arena
Magic: The Gathering является одной из старейших и популярнейших карточных игр, а цифровая версия с заголовком Arena позволила ее любителям проводить соревнования из любой точки мира. С особым вниманием ее авторы относятся к очным чемпионатам, которые проводятся ежегодно с 1994 года, но онлайн-баталии тоже популярны, а коррективы, внесенные 2020 годом, заставили многих новичков и профессионалов перебраться в сеть.
Уверен, что золотой век игровой индустрии прошел где-то в 2010 году. Заядлый геймер, умелый писатель. Самая любимая игра – Dragon Age: Origins.