Что относится к керамическим изделиям
Керамика
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. [1]
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Содержание
Виды керамики
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок [2] стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика. кроме того различают керамику карбидную, боридную, силицидную и пр.
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 — 12 %. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 — 5 %, используется в производстве посуды.
Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15 %, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18 %. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками — ангобами
История
Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.
Отдельные виды керамики формировались постепенно по мере совершенствования производственных процессов, в зависимости от свойств сырья и получаемых условий обработки.
Древнейшие виды керамики — это разнообразные сосуды, а также пряслица, ткацкие грузики и другие предметы. Эта бытовая керамика разными способами облагораживалась — наносился рельеф штамповкой, прочерчиванием, налепными элементами. Сосуды получали разную окраску в зависимости от способа обжига. Их могли лощить, окрашивать или разрисовывать орнаментом, покрывать ангобом, глянцеватым слоем (греческая керамика и римские Terra sigillata [4] ), цветной глазурью («Гафнеркерамика» Ренессанса).
К концу XVI века в Европе появилась майолика (в зависимости от происхождения, также часто называется фаянсом). Обладая пористым черепком из содержащей железо и известь, но при этом белой фаянсовой массы, она была покрыта двумя глазурями: непрозрачной, с высоким содержанием олова, и прозрачной блестящей свинцовой глазурью.
Декор писали на майолике по сырой глазури, прежде чем обжечь изделие при температуре порядка 1000 °C. Краски для росписи брались того же химического состава, что и глазурь, однако их существенной частью были окислы металлов, которые выдерживали большую температуру (так называемые огнеупорные краски — синяя, зеленая, жёлтая и фиолетовая). Начиная с XVIII века стали применять так называемые муфельные краски, которые наносились на уже обожжённую глазурь. Они используются и для росписи фарфора.
В XVI веке в Германии распространилось производство каменной керамической посуды. Белый (например, в Зигбурге) или окрашенный (например, в Ререне), весьма плотный черепок состоял из глины, смешанной с полевым шпатом и другими веществами. После обжига при температуре 1200—1280 °C каменная керамика становилась твердой и практически не пористой. В Голландии производили красную каменную керамику по образцу Китайской керамики, и ту же особенность обнаруживает керамика Бёттгера.
Каменная керамика также изготовлялась Веджвудом в Англии. Тонкий фаянс как особый сорт керамики с белым пористым черепком, покрытым белой же глазурью, появился в Англии в первой половине XVIII века. Фаянс в зависимости от крепости черепка делится на мягкий тонкий фаянс с высоким содержанием извести, средний — с более низким ее содержанием и твердый — совсем без извести. Этот последний по составу и крепости черепка часто напоминает каменную керамику или фарфор.
Всё о керамике: история появления, разновидности, особенности изготовления
Слово «керамика» у многих ассоциируется с чем-то тёплым, домашним, уютным. И не просто так. Керамические изделия издревле активно использовались в быту. Из керамики изготавливалась посуда, декоративные элементы, её использовали в архитектурном и строительном деле. Не утратила керамика актуальности и сегодня.
Содержание
Немного об истории материала
Многие учёные сегодня сходятся на том, что керамические изделия появились ещё в период неолита. Именно в это время люди начали вести оседлый образ жизни, занялись обустройством жилища, разведением скота, земледелием. И, естественно, для нормальной организации быта им требовалась посуда. Проще всего её было изготовить из глины, которую впоследствии обжигали для большей крепости. Обожжённая глина позволяла получить герметичные и при этом прочные ёмкости разного объёма для хранения продуктов разной консистенции.
Изначально изготовление глиняной (керамической) посуды больше походило на лепку из пластилина. Нужную форму изделиям мастерицы придавали пальцами (да, до определённого момента этим промыслом занимались исключительно женщины).
Обжиг же осуществляли на кострах при довольно низкой (в сравнении с современной технологией производства керамики) температуре – всего около 600 градусов. Уже позже с развитием ремесленного мастерства появились специальные печи, в которых при помощи подкачки воздуха можно было добиться более высокой температуры.
Процесс изготовления прообразов керамической посуды был предельно простым, а потому неудивительно, что первые образцы были довольно хрупкими и неказистыми. Но и для этой проблемы люди нашли решение. Они наловчились полировать посуду при помощи камня или дерева. Затем, когда человек озаботился не только функциональностью своего жилища, но и его уютом, глиняные изделия начали украшать. Сначала это были лишь рельефные узоры, затем ёмкости обзавелись глиняными ручками, а чуть позднее их начали покрывать особой краской (которая добывалась всё из той же глины).
Расцвета производство посуды из глины достигло около 4000 лет назад в Китае, а вот в том виде, в котором представлено большинство керамических изделий сегодня, глиняные изделия начали производиться в XIII веке, когда страной правила династия Сунг.
Секреты технологии китайского фарфора тщательно охранялись. Ни одному европейцу не удавалось узнать хоть какие-то подробности создания тех удивительных изделий из тонкого и нежного материала. Но всё изменилось в 1710 году, когда Иоганн Фридрих Бёттгер (придворный немецкий алхимик) сумел самостоятельно подобрать формулу, которая позволяла изготовить керамическую посуду, практически полностью идентичную китайской.
Это знаменательное открытие позволило открыть в городе Мейсене первую европейскую фабрику по производству керамики. Кстати, фабрика функционирует по сей день. Продукция, изготавливаемая немцами, пользовалась огромным успехом, особенно у аристократических семей из России. Заказов было порой так много, что производителям пришлось выделить несколько отдельных дней в неделе, в которые изготавливались керамические изделия только для клиентов Российской империи.
Современное производство
Сегодня керамика как отечественного, так и зарубежного производства изготавливается посредством обжига глины или глиняных смесей:
Разновидности
Все керамические изделия принято разделять на две основные группы:
Терракота
С итальянского это название можно перевести, как «обожжённая почва/земля». Терракота представляет собой керамические неглазурованные изделия, которые производятся из цветных сортов глины. Терракота имеет пористую фактуру и применяется чаще всего в художественных, бытовых или же строительных сферах деятельность.
Продукция, изготавливаемая из материала:
Гончарная керамика
Эта продукция требует дополнительной обработки. Перед тем как отправить заготовку на обжиг, её полируют любым гладким инструментом (т.е. «лощат»), как бы уплотняя внешний глиняный слой. Процедура повторяется до тех пор, пока форма не приобретёт особый блеск. Это делает изделие водонепроницаемым.
Такую керамику также подвергают морению, т.е. долгой выдержке в дыму медленно остывающей печи. Иногда мастера пользуются запаркой или обваркой: они вынимают готовое изделие из печки и опускают в воду, в которой была разведена мука. На поверхности заготовки образуются своеобразные подпалины, и она становится водонепроницаемой.
Сегодня гончарная керамика пользуется довольно широкой популярностью (даже в сравнении с фарфором). Из неё изготавливают:
Майолика
Майолика – это изделия, создаваемые из гончарных глин, которые покрываются особым типом глазури – эмалью. Техника майолики зачастую применяется для производства декоративной продукции, предметов декора, изразцов, наличников, панно. Встречаются и образцы посуды, выполненные в этой технике, но они, опять же, скорее являются предметами декора в современном мире.
Фаянс
Керамика, имеющая плотный мелкопортисый черепок (обычно белого оттенка). Такие заготовки покрываются прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. За основу фаянса берут белую глину.
Фаянс легко можно отличить от той же майолики: у него выступы на посудном донышке белые, а у гончарной керамики тёмные. Это отличие сближает материал с фарфором, однако он не обладает столь же ослепительной белизной и прозрачностью, как более дорогой фарфор.
Из фаянса изготавливают:
Фарфор
Особая разновидность керамики, отличающаяся стойкостью к химическому и температурному воздействию. Условно можно разделить фарфор на два вида:
И отличие этих двух разновидностей не в твёрдости фактуры, а в устойчивости к высоким температурам. В мягком фарфоре намешено гораздо больше сторонних веществ, которые придают готовым изделиям дополнительные характеристики, например, просвечиваемость.
Мягкий фарфор используется для изготовления предметов декора, а твёрдый для посуды и технических элементов.
Фарфор могут не покрывать ничем, тогда он остаётся матовым. Подобный материал называют «бисквитом». Однако чаще всего в продаже встречаются фарфоровые глазурованные изделия. Их расписывают по двум основным технологиям: подглазурной росписью и надглазурной росписью. Надглазурное покрытие выглядит более ярким (поскольку художнику доступна более обширная палитра оттенков).
Шамот
Это керамический бой, который замешивают на глине. Материал имеет грубозернистый состав, а глазурь, наносимая на поверхность изделий, растекается пятнами, не закрывая их полностью. Это придаёт особый шарм керамической продукции.
Шамотная керамика не боится низких температур, чаще всего она используется в декоративно-прикладном искусстве, а также для изготовления вазонов, горшков, кашпо, амфор, оснований для фонтанов.
Классификация и ассортимент керамических изделий
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основными видами тонкой
керамики являются: фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика, а грубой – гончарная керамика.
Керамические изделия подразделяют по видам керамики на фарфоровые, полуфарфоровые, фаянсовые, из майолики и гончарной керамики.
Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2 %), при ударе издает высокий мелодичный
звук, в тонких слоях может просвечивать. Ввиду парного обжига изделий край борта или основание изделия не покрыто глазурью.
Различают твердый и мягкий фарфор. Твердый фарфор применяют для производства столовой и чайно-кофейной посуды повседневного использования. Мягкий фарфор
может быть следующих видов: бисквитный (не покрыт глазурью, используется для выработки художественно-декоративных изделий), костяной (в состав вводится
костная мука, характеризуется высокой белизной и прозрачностью, используется для производства чайно-кофейной посуды праздничного ассортимента),
полевошпатовый (“тонкостенный”, по свойствам и назначению схож с костяным, но его белому цвету присущ голубоватый оттенок); низкотемпературный (“фриттовый” –
термостойкий, механически прочный, обычно его покрывают цветными глазурями, за рубежом это один из основных видов керамики для производства повседневной
посуды).
Сырьем для изготовления фарфора служат каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.
Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок имеет белый цвет, водопоглощение – 3–5 %, используется при
производстве посуды хозяйственного назначения.
У фаянса белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка – 9–12 %. Ввиду высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной
глазурью. Глазурь имеет невысокую термостойкость, поэтому данный вид керамики находит применение в производстве столовой посуды повседневного использования.
Вырабатывают его из беложгущихся глин с добавлением мела и кварцевого песка.
Майолика имеет пористый черепок (водопоглощение около 15 %), у изделий гладкая поверхность, высокий блеск, малая толщина стенок (что определено способом
формования – литьем), покрывают их цветными глазурями, они могут иметь декоративные рельефные украшения. Для производства майолики применяют беложгущиеся
глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.
У гончарной керамики черепок имеет красно-коричневый цвет (используются красножгущиеся глины), большую пористость (водопоглощение до 18 %). Изделия с одной
или двух сторон могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками – ангобами. Ассортимент представлен кухонной и
хозяйственной посудой (горшки для жаркого, крынки для молока) и декоративными изделиями.
Классифицируют керамические изделия и по способу формования. Основными способами формования керамических изделий являются метод пластического формования,
литье, полусухое прессование.
При формовании изделий пластическим способом используют керамическую массу влажностью 22–24 %, процесс проводят на станках автоматах или полуавтоматах. При
этом способе керамическую массу помещают на дно формы и раскатывают шаблоном, в зазоре между формой и шаблоном образуется изделие. Используют данный способ
при получении изделий из твердого фарфора, фаянса, гончарной керамики.
Способ литья предполагает применение керамической массы (шликера) влажностью 32–36 % (сметанообразная консистенция), которая заливается в пористые гипсовые
или поливинилхлоридные формы. После впитывания влаги поверхностью формы на ее стенках формуется изделие. Используют данный способ для выработки изделий из
мягкого фарфора (кроме фриттового), твердого фарфора (изделия сложной формы), майолики.
Для плоских изделий несложной формы используют способ полусухого прессования. Керамическая масса при этом имеет остаточную влажность 2–3 %, прессование
проводят в металлических формах. Применяют данный способ при выработке изделий из фаянса, полуфарфора, низкотемпературного фарфора. Преимуществами данного
способа являются увеличение скорости выработки и сокращение затрат энергоносителей (исключаются процессы сушки и правки), но используют его для ограниченного
числа видов изделий: тарелки мелкие, блюдца и т. п.
Керамические бытовые товары могу подразделяться и по видам украшений.
При декорировании керамических бытовых товаров применяется ряд способов, которые были рассмотрены в гл. 8 “Стеклянные бытовые товары”: живопись, украшения в
виде полос, трафарет, шелкография, деколь.
К специфическим видам декорирования керамических бытовых товаров можно отнести следующие:
Все рисунки по характеру расположения на изделии разделяют на бортовые; сплошные; букетом (до трех лепков); раскидные с большим букетом; медальон (рисунок,
находящийся в обрамлении в виде круга, овала, многоугольника); арабеска (узкий бортовой орнаментальный рисунок).
Украшения бывают надглазурными и подглазурными. Большинство видов поверхностных пленочных украшений подлежат обжигу.
Основным признаком классификации керамических изделий, используемым при формировании ассортимента, является назначение. В качестве базовой классификации
можно рассматривать классификацию керамических бытовых товаров по назначению на примере изделий из твердого фарфора. В них выделяют две группы – посуду и
художественно-декоративные изделия.
Посуда подразделяется на подгруппы: столовая для подачи пищи (салатники, селедочницы, блюда), для принятия пищи (тарелки глубокие, мелкие: пирожковые, для
вторых блюд, подставные); чайная посуда (чайники заварочные и доливные; молочники; сливочники; вазы для фруктов, варенья; конфетницы; чашки; блюдца; тарелки
десертные; розетки); кофейная (см. ассортимент чайной посуды) и прочие изделия (полоскательницы, пепельницы, салфетницы).
Художественно-декоративные изделия подразделяются на подгруппы: декоративно-утилитарные изделия (вазы для цветов, высокохудожественная посуда) и декоративные
изделия (тарелки и блюда декоративные настенные, скульптура, изделия народных художественных промыслов и др.).
Изделия из фаянса представлены столовой посудой для подачи пищи и напитков и для принятия пищи и напитков. К основным видам этой посуды относят тарелки,
миски, наборы для пельменей и вареников и т. п.
В изделиях из полуфарфора рассматривают столовую посуду, хозяйственную посуду и декоративно-утилитарные изделия. Изделия из майолики подразделяются на декоративноутилитарные и декоративные. Для изделий из гончарной керамики принято выделять три подгруппы – кухонную посуду, хозяйственную посуду и художественно-декоративные изделия. Стеклянные бытовые товары также подразделяются по форме, размерам и комплектности.
Тема 9. Керамические бытовые товары
Керамические изделия, так же, как и стеклянные, входят в группу силикатных товаров.
Керамика – это изделия из глины (или глинистых веществ) с минеральными добавками или без них, полученные путем формования и последующего обжига для придания прочности. В зависимости от температуры обжига, а также состава массы черепок керамических изделий может получиться пористым или плотным (спекшимся). Чтобы сделать поверхность керамических изделий гладкой, легко очищающейся и не впитывающей влаги, ее покрывают глазурью (тонким слоем стеклообразной массы).
Керамика является одним из древнейших материалов, используемых для изготовления посуды и других изделий. Она обладает рядом положительных свойств: прочностью, термостойкостью, экологической и химической безопасностью, изделия из нее обладают высоким эстетическим потенциалом, это и определяет ее широкое использование.
Производители в Республике Беларусь: ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» – крупнейший производитель фарфоровой посуды в Республике Беларусь; торговая марка «Керамин» – лидер на белорусском рынке санитарной керамики; Ивенецкий завод художественной керамики; ОАО «Белхудожкерамика» (г.п.Родашковичи) – самый крупный производитель керамических изделий хозяйственно-бытового назначения.
§1. Общая характеристика керамических изделий
По назначению их делят:
По характеру строения:
По составу керамику делят на типы:
Физико-химические свойства керамики: белизна; пористость черепка; просвечиваемость; блеск глазури; прочность; термостойкость; химическая стойкость к воде и другим растворителям.
Рисунок 1. Изделия из керамики
§2. Потребительские свойства керамических изделий
Функциональные– зависят от типа керамики, размеров, вместимости изделий, устойчивости их на поверхности, термостойкости и влагостойкости.
Надёжность– характеризуется прочностью к удару, устойчивостью к изгибу, прочностью к истиранию глазури.
Эстетические– зависят от белизны, блеска глазури, просвечиваемости черепка, формы и отделки изделия.
Эргономические– характеризуются гигиеничностью и удобством пользования.
Экономические– зависят от типа керамики, способа производства и группы украшений.
§3. Сырьё для производства бытовых керамических изделий
1. Материалы для черепка (основные):
2. Глазурь – стекловидный слой, которым покрывают изделия. Различают глазури прозрачные и глухие, бесцветные и цветные.
3. Материалы для декорирования:
§4. Производство бытовых керамических изделий
1) Обработка сырья и приготовление керамической массы – глинистую массу измельчают, очищают от примесей и смешивают согласно рецептуре. Если масса плохо подготовлена, изделия будут иметь много дефектов.
2) Формование изделий.
3) Сушка.
4) Обжиг – может быть однократный или двукратный, при этом происходит закрепление глазури при температуре 1350-1420°С.
5) Декорирование:
§5. Классификация бытовых керамических изделий
Керамические изделия классифицируют по следующим признакам:
По назначению:
По видам (наименования): чашки, чайники, тарелки и т.д.
По фасону: круглые, овальные (зависит от формы корпуса), на ножке, с ручкой, с крышкой и т.д.
По размерам:
По разделке: украшения деколью, печатью, штампом и т.д. Делят на 10 групп сложности.
По комплектности:
§6. Ассортимент бытовых керамических изделий
В состав хозяйственно-бытовой и художественно-декоративной керамики включают гончарную посуду и художественно-декоративные изделия различных фасонов из фарфора, фаянса, майолики и гончарной керамики.
1) Фарфоровые изделия:
2) Полуфарфоровые изделия – изготавливают отдельные предметы и наборы посуды, декоративные изделия (боченки для хранения продуктов).
3) Фаянсовые изделия имеют невысокую термическую и механическую прочность, выпускают тарелки (70% ассортимента), а также чайники, сервизы, масленки, декоративные изделия.
4) Майоликовые изделия – носят выраженный национальный характер, выпускают посуду и художественно-декоративные изделия.
5) Гончарные изделия – вырабатывают из природных окрашенных глин, содержащих до 20% песка. Формуют изделия из подготовленного глиняного теста чаще всего вручную на вращающихся, так называемых гончарных, кругах, иногда с применением шаблонов. Изделия сложной формы изготовляют лепкой вручную или в гипсовых формах. Изделия имеют низкую механическую и термическую прочность.
В ассортимент гончарной посуды входят: горшки, кувшины для молока, миски, кружки, кухонная посуда, кофейные и чайные сервизы и др.
§7. Качество, маркировка, упаковка бытовых керамических товаров
КАЧЕСТВО
Керамические товары должны быть прочными, удобными в пользовании, иметь красивый внешний вид. Их изготавливают в соответствии с образцами, утвержденными в установленном порядке. При оценке качества керамических товаров обращают внимание на показатели качества черепка, глазури и декорирования.
Наличие дефектов устанавливают при внешнем осмотре изделия. Все многообразие дефектов, встречающихся на керамических изделиях, делится на дефекты черепка и глазури и дефекты декорирования.
К дефектам черепка и глазури относят деформацию изделия, выбоины и щербины, заглазурованные односторонние трещины, плешины и сборку глазури, цек и волос (трещины глазурного слоя), мушку (темные точки на изделии), следы от полозков, гребенок, неправильность монтировки деталей изделия, подрыв приставных деталей и др.
Рисунок 6 – Дефекты глазури при обжиге керамики
К дефектам декорирования – пережог и недожог красок, сборку декалькомании, помарки краской надглазурные, отслоение краски и др.
Изделия должны иметь правильную форму, детали должны быть расположены симметрично, глазурь должна быть сплошной и равномерной по толщине.
В зависимости от внешнего вида, физико-технических показателей, характера, размера и количества дефектов по действующим ТНПА фарфоровую и фаянсовую посуду делят на 1 и 2 сорта, майоликовую – на 1 и 2 сорт, гончарную на сорта не делят.
Проверяют соответствие образцу-эталону по форме, отделке, комплектности, наличию дефектов и правильности установления сорта.
МАРКИРОВКА:
Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком предприятия-изготовителя, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак обозначают условным символом, буквами или пишут наименование предприятия. На изделия 1-го сорта ставят клеймо красного цвета, на изделия 2-го сорта – зеленого цвета.
УПАКОВКА:
При упаковке посуды применяют:
Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки.
Хранят керамические изделий в сухих отапливаемых помещениях на стеллажах. При этом более тяжелые изделия размещают на нижних стеллажах, легкие – на верхних.