Что относится к категориям спортивной деятельности ответ
Содержание понятий: спорт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность, вид спорта, классификация видов спорта.
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Спорт — составная часть физической культуры
Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе
Соревновательная деятельность – это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях.
Вид спорта — часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утверждённые в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учёта защитных средств) и оборудование.
классификациями видов спорта:
Циклические виды спорта
Игровые виды спорта
Классификация видов спорта по характеру двигательной активности в соревнованиях (по Матвееву Л. П. 1977)
Виды спорта можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп:
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 5346 ; Мы поможем в написании вашей работы!
1.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта
Спорт в современном обществе отражает одну из форм культуры, способствует максимальному развитию и проявлению физических, психических и духовных качеств человека.
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, без которой спорт существовать не может. Она осуществляется в соревнованиях самого различного назначения, организуемых на основе последовательно повышаемого ранга с установкой на достижение возможно более высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком смысле можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима достаточно хорошо отлаженная система подготовки спортсмена, осуществляемая в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами, судьями, организаторами, зрителями и т. п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
В настоящее время спорт представляет собой многообразное общественное явление. В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества, приобретая различные черты в зависимости от конкретных социальных условий.
Все это позволяет говорить о том, что спорт это действеннейший фактор физического воспитания, подготовки человека к трудовой и другим необходимым видам деятельности. Спорт является важным средством этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов человека и общества, упрочения и расширения интернациональных связей.
Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению на всех континентах земного шара множества отдельных видов спорта, которых насчитывают сейчас более 200. Только в нашей стране культивируются около 150 видов спорта, каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы, своими правилами соревнований.
Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.
Однако сам термин «вид спорта» и связанные с ним термины «спортивная дисциплина» и «вид программы соревнований» нуждаются в определенном уточнении, так как трактуются специалистами по-разному.
Поэтому за основу терминологии этих понятий следует взять формулировку из Олимпийской хартии.
Вид спорта – исторически сложившийся в ходе его развития конкретный вид соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая. Может включать один или несколько видов соревнований (спортивных дисциплин). Например, легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, конькобежный спорт, стрельба и другие.
Спортивная дисциплина – составная часть вида спорта, курируемая одной спортивной федерацией, отличающаяся от других составляющих дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности. Например, в легкой атлетике: бег, ходьба, прыжки, метания; в борьбе: греко-римская и вольная борьба; лыжном спорте: гонки, двоеборье, прыжки на лыжах. Состоит из видов соревнований (отдельных дистанций, отдельных весовых категорий).
Вид соревнований – вид соревновательной деятельности в рамках отдельного вида спорта, в котором разыгрываются медали на отдельных дистанциях, в классах яхт, весовых категориях и т. д.
Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое распространение в мире, можно разделить по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (по Матвееву Л. П., 1977).
1 группа – виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта.
2 группа – виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.).
Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.
4 группа – виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.).
5 группа – виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.).
6 группа – многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).
В спортивной практике существует и другая классификация, преимущественно относящаяся к первой группе видов спорта и основанная на особенностях проявления физических и технических способностей спортсмена. Она также состоит из 6 групп.
1. Скоростно-силовые виды спорта. К ним относятся прыжки, метания, тяжелая атлетика, прыжки на лыжах, спринтерские дистанции в беге, плавании, коньках и велоспорте и др.
2. Циклические виды спорта, требующие преимущественного продления выносливости, с продолжительностью соревновательного упражнения свыше 1,5 мин (бег, плавание, ходьба, гребля, лыжи, коньки, велосипед, триатлон).
3. Сложно-координированные виды спорта, в которых оценивается сложность и красота выполняемых движений (гимнастика спортивная, художественная, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, акробатика, конный спорт, горнолыжный спорт и др.).
4. Спортивные игры, как одиночные, так и командные.
5. Единоборства (бокс, все виды борьбы, фехтование, кикбоксинг, восточные единоборства).
6. Многоборья – состоящие из упражнений, относящихся к разным группам (легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье, современное пятиборье и др.).
Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения общественнозначимых, личных и командных результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена. По-другому ее можно определить как сумму подсистем, отражающих систему соревнований, тренировки и дополнительных факторов, повышающих и оптимизирующих эффективность соревновательной и тренировочной деятельности.
Основной формой подготовки спортсмена в этой системе является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных занятий под руководством тренера-преподавателя и дополнительных, самостоятельных, проводимых под опосредованным его управлением.
Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Необходимо подчеркнуть, что соревнования в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов (команд) выступают и как средство эффективного экономического обеспечения подготовки.
Необходимым компонентом в системе подготовки спортсмена является система отбора и спортивной ориентации. Она направлена на выявление одаренных людей и определение перспективных направлений достижения высоких результатов на основе изучения задатков и способностей спортсменов, их индивидуальных особенностей.
Кроме спортивной тренировки и соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований.
Система подготовки спортсмена представляет собой совокупность различных знаний, средств, методов, организационных форм и условий, взаимодействующих между собой в практической деятельности на основе определенных принципов, правил и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к максимальным достижениям.
Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «Школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.
В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.
Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.
В связи с этим спортивная деятельность – это упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.
Соревновательная деятельность – это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.
Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.
Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Спортивный и соревновательный виды деятельности, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, т. к. во всех направлениях последнего (массовый, общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание – «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.
В связи с этим, хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Общее понятие о спортивной деятельности
2.2 Общее понятие о спортивной деятельности
Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств. Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения: становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей (изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.
Всегда эти действия имели общественную оценку, поскольку их результаты свидетельствовали о степени превосходства того или другого члена общественной группы над другими ее членами. Отсюда возникли их соревновательный характер и регулирование более или менее сложными правилами [15].
Спорт – это специфический вид человеческой деятельности и в то же время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства.
Спортивная деятельность – одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека [2].
В настоящее время спортивная деятельность делится на три категории:
спорт высших достижений
Если главной целью людей, занимающихся массовым спортом, является укрепление здоровья, проведение досуга, физическое и психическое развитие, то в спорте высших достижений главным является выявление и сравнение предельных физических и психических возможностей людей в процессе выполнения разнообразных физических упражнений. Профессиональный же спорт превратился в сферу бизнеса, стал способом зарабатывания больших денег, и речь об укреплении здоровья там уже не идет. Подчас, наоборот, здоровье губится ради денег. Все эти категории являются для спортсменов ступенями роста [5].
2.3 Основные психологические особенности спортивной деятельности
Несмотря на различия категорий спорта, спортивная деятельность по основным характеристикам везде остается одной и той же [4].
Деятельность спортсменов всегда без исключения содержит в себе соревновательный характер. В ином случае спортивная деятельность утрачивает свой смысл. Эта деятельность по своему смыслу напрямую направлена на достижение высокого результата. В данном случае уровень квалификации спортсмена значения не имеет [10].
Деятельность спортсменов – это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития.
Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом режима жизни в целом, а не только режима тренировок и соревнований. Режим жизни спортсмена связан со многими ограничениями, лишением себя многих удовольствий, в том числе и общения с родными и близкими в течение длительного времени.
Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности:
Публичность со всеми вытекающими отсюда последствиями, поэтому занятия спортом стали престижным делом, дающим возможность прославиться.
Значимость соревновательной деятельности для спортсмена, так как он стремится либо к победе, либо к рекорду.
Ограниченность числа зачетных попыток, поэтому часто нет возможности исправить неудачное действие
Ограниченность времени, в течение которого спортсмен может оценить возникшую соревновательную ситуацию и принять решение
Непривычность условий при смене мест соревнований (климатические, временные, погодные, новые спортивные снаряды, залы и площадки)
Все это приводит к возникновению у спортсменов состояния нервно – психического напряжения, которое на тренировках отсутствует [5].
2.4 Мотивационная сфера спортивной деятельности
Мотив – это сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны – побуждением к достижению выбранной цели [5].
Если мотив осознаётся полностью, то происходит осознание потребности, а именно почему, ради чего и каким способом человек будет удовлетворять возникшую потребность.
Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть подразделены следующим образом.
Непосредственные мотивы спортивной деятельности:
испытываемое спортсменом своеобразное чувство
удовлетворения от проявления мышечной активности;
эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений;
стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;
удовлетворение, вызываемое участием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;
стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она ни была.
Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
стремление стать сильным, крепким, здоровым;
стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности;
осознание общественной важности спортивной деятельности.
Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. На основании специального исследования мотивов спортивной деятельности можно установить следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом:
Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность.
Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:
диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);
непосредственностью («занимаюсь потому что люблю физкультуру»);
связаны с условием среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта;
нередко включают в себя элементы долженствования.
Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;
эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;
расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.
Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов.
Вместе с тем они становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремление к определённому спортивному успеху, рекорду.
Непосредственный интерес к самой спортивной деятельности, конечно, сохраняется и на этой стадии развития мотивов, но приобретает новые качественные особенности по сравнению с непосредственной заинтересованностью спортом вообще на первой стадии. Спортсмена привлекает в данном виде спорта богатство его технического и тактического содержания (стремление к высокому совершенству техники, тщательная подготовка к соревнованиям, разработка тактических комбинаций и т.п.). Спортивная деятельность становится в этот период органической потребностью, требующей своего удовлетворения. Большие физические напряжения при занятиях спортом превращаются в своеобразную необходимость.
Стадия спортивного мастерства. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой и трудной;
стремление служить своими спортивными достижениями, как примером для подражания молодым спортсменам;
стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.
Мотивы спортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью [14].
Существуют разные виды мотивации: внутренняя и внешняя, мотивация достижения в форме соревновательного стресса.
Выделяют столько видов мотивации, что понятие самомотивация становиться более ясным.
Существует такое понятие, как комбинированная мотивация. Согласно ей мотивация не является следствием таких индивидуальных характеристик, как особенности личности, потребности, интерес, цели или только таких ситуационных факторов, как стиль тренера. Сущность мотивации можно понять только на основе взаимодействия 2-х этих факторов: мотивация, особенности личности.
5 рекомендаций по созданию мотивации:
Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности.
Следует учитывать существующие множество мотивов: повышение мастерства, достижение успеха, ощущение возбуждения.
Следует изменить окружающие условия, чтобы повысить мотивацию.
Влияние руководителя на мотивацию.
Изменение нежелательных мотивов посредством поведения.
Виды соревновательных ситуаций:
Соревновательность представляет собой удовольствие от соревнования, достижения успеха в соревновательных ситуациях.
Если спортсмен принимает решение участвовать в соревновании, то на него влияет ряд факторов: внешние (погода, время, способности противника) и мотивация (уверенность в себе, уровень способности).
Вывод: мы проанализировали литературу, и пришли к выводу, что:
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром.
Спортивная деятельность – одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека.
Выделили основные психологические особенности спортивной деятельности
Определили мотивационную сферу спортивной деятельности.
Глава 3. Личность и спорт: смысл и измерение
В разговорах тренеров и спортсменов можно часто услышать ссылки на личностные особенности их партнеров, соперников и наставников. Между собой спортсмены нередко обсуждают, что представляет собой как личность их партнер или соперник и в какой мере те или иные его личностные характеристики повлияли на выступление его или всей команды.
Дискуссии психологов иногда приобретают чисто теоретический характер. Ряд специалистов считают, что личность проявляется в более внешних или периферических характеристиках, включая явные реакции на жизненные ситуации, конституцию человека и то, как он передвигается и держит себя. Другие, в противоположность такому, как они считают, поверхностному подходу, высказывают мнение о том, что для оценки и понимания целостной личности необходимо применение специальных методик, таких, как проективные тесты или длительные психотерапевтические сеансы.
Несмотря на эти и другие противоречия, уже сейчас начинают разрабатываться и применяться на практике некоторые достаточно продуктивные подходы. Они могут оказаться полезными для спортсменов и тренеров, желающих лучше узнать себя, своих воспитанников и особенности их деятельности.
Термин «личностная черта» («личностная особенность») означает, что люди в известной мере последовательны в своем поведении и что различные компоненты личности или черты доступны для измерения [2].
Прежде чем обсуждать проблему применения теории личности в спорте, целесообразно рассмотреть некоторые способы тестирования характеристик личности и ряд принципов, лежащих в основе такой оценки.