Что относится к каналам информации в психологии

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Что относится к каналам информации в психологии

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями: не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Что относится к каналам информации в психологии

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Что относится к каналам информации в психологии

Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:

Что относится к каналам информации в психологии

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Что относится к каналам информации в психологии

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Источник

Глава 1. Основы профайлинга как метода выявления скрываемой информации и прогнозирования поведения человека.

§ 2. Основные каналы получения психологической информации

В настоящий момент существует несколько научных коллективов, которые изучают особенности строения, выражения лица и его восприятия в связи с оценкой психологических характеристик человека и его эмоционального состояния. Приведем в пример две научных школы.

Научная школа Пола Экмана. Пол Экман (англ. Paul Ekman, родился 15 февраля 1934 г.) — выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Профессор Экман известен во всем мире и как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lietome»), а также как прототип его главного героя — доктор Лайтман. На данный момент Пол Экман возглавляет «PaulEkmanGroup» — небольшую компанию, которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изучения эмоций и микровыражений.

П. Экман создал методику для измерения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица. Лицо, представляемое испытуемым в этих экспериментах, как бы разделялось на три части по горизонтали: брови-лоб; глаза-веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений лица — FAST».

Научная школа В. А. Барабанщикова. Владимир Александрович Барабанщиков — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лаборатории системных исследований психики Института психологии РАН, опираясь на большой теоретический и эмпирический материал, предпринял попытку раскрыть общепсихологическую природу межличностного восприятия, описать закономерности восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица.

Межличностное общение рассматривается В. А. Барабанщиковым в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представления об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция).

Современные подходы к диагностике личности по признакам внешности основываются на взаимосвязи внешнего и внутреннего, на детерминации внешних проявлений внутренним содержанием, то есть психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений. Итак, в психологии принято считать, что внутреннее состояние человека, т. е. состояние его психики, всегда отражается в его движениях, мимике, позе.

В данной области психологии существуют различные научные направления и методы, разрабатываются техники психологического наблюдения, которые учитывают психологические закономерности восприятия и понимания людьми друг друга и используются для изучения и оценки особенностей людей. Большая часть работ ученых посвящена феномену социальной перцепции.

О. Г. Кукосян выделяет три направления исследований в этой области [5]:

• образование первого впечатления о человеке;

• восприятие его внешнего облика и поведения;

• формирование понятия о другом человеке как личности.

Е. В. Руденский предложил рассматривать такие поведенческие признаки для диагностики психотипа личности (эпилептоида, гипертима, психастеника и др.) как внешность, манера держаться, особенности общения с другими людьми [6].

Информация об индивидуально-психологических особенностях человека может быть получена на основании различных внешних признаков. По мнению И. М. Сеченова, очертания лица и общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Как показывают некоторые современные исследования, роль опорных признаков для большинства людей выполняют рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимика, нос, особенности телосложения. По другим данным, к числу наиболее информативных частей тела относятся глаза, губы, кисти рук, ноги (стопы). При этом большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов, принятых этими людьми за норму (характерные черты). Это так называемые особые приметы.

В литературе по социальной перцепции [7] принято различать:

• статические особенности — анатомические признаки, составляющие физический облик человека (тип телосложения, форма головы и соотношение ее частей, общее строение лица, его пропорции и особенности отдельных элементов, формы рук и пальцев, цвет глаз и волос);

• динамические особенности — функциональные признаки, характеризующие экспрессивное поведение (жестикуляция, мимика, походка, особенности взгляда, манера говорить, характеристики дистанции в общении);

• среднеустойчивые признаки (дополняющие, уточняющие), к ним относят социальное оформление внешности (одежда, обувь, украшения, аксессуары, прическа, очки и пр.), предпочтение в выборе цвета, особенности почерка, особенности рисунков.

Выделяют четыре основные способа познания личности на основании «объяснения» ее внешности [8]: аналитический — каждый из элементов внешности связывается с конкретными психологическими свойствами личности; эмоциональный — качество личности приписывается человеку в зависимости от привлекательности его внешности; перцептивно-ассоциативный — человеку приписываются качества другого, внешне похожего на него человека; социально-ассоциативный — человеку приписываются качества того социального типа, к которому он его отнесет на основе внешности.

Во внешности человека выделяют собственные и сопутствующие признаки. К собственным относят: анатомические (размеры тела, тип сложения в целом, рост, пол); физиологические (возраст, расово-национальные особенности, состояние здоровья); социальные (культурная среда; образ жизни; частично профессиональные признаки; степени потенциальной опасности).

Сопутствующие признаки включают в себя: аксессуары, модификацию тела, продукты действий, одежду, обувь и вещи, принадлежащие человеку.

Все признаки могут нести или не нести психологическую информацию, поэтому выделяют психологически информативные и неинформативные признаки личности. К психологически информативным признакам относятся: речь (ее стиль, содержание высказываний, их логика, построение фраз, словарный запас, произношение, тембр голоса, экспрессия — эмоциональная окраска, темп, манера говорить, громкость, диалекты); внешность (приметы, одежда, рост, походка и др.); мимика (выражение лица, глаз) и пантомимика (жесты, поза, походка, привычные движения); продукты действий (изготовленные лично предметы и устройства); вещи, принадлежащие человеку.

Человек воспринимает окружающий мир, основываясь на своей актуальной модальности. Это связано с тем, что особенности восприятия зависят от жизненного опыта, целей и задач деятельности, уровня культуры и образования. Сформированные системы образов восприятия, ощущений и представлений влияют на поведение человека и в свою очередь опосредуют восприятие внешнего мира. Таких систем или модальностей выделяют три: зрительная, слуховая, чувственная. Как правило, одна из модальностей является ведущей в восприятии, переработке поступающей и предъявляемой информации. В литературе такую модальность называют ведущей репрезентативной системой человека и, соответственно, делят людей на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Визуал — человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения, он лучше помнит то, что видел, запоминает образами, образное мышление у таких людей хорошо развито. Ауди— ал — это тот, кто получает основную информацию через слух, он лучше помнит то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик — человек, который воспринимает информацию через такие ощущения, как обоняние, осязание и с помощью движений. Он помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.

Достаточно полезной в получении психологической информации может быть оценка взгляда. Наиболее глубоко разработана техника взгляда в НЛП (9 зон взгляда, связь с визуальной, аудиальной и кинестетической модальностями, с воспоминанием и конструированием).

Подмечено, что о положительной атмосфере общения, взаимопонимании сторон свидетельствуют большая частота визуальных контактов, сопровождаемая улыбками. Обычно во время диалога его участники попеременно смотрят в глаза друг другу. При этом взгляд задерживается на собеседнике в пределах 10 секунд. Направленность взглядов на партнера, их относительная продолжительность во многом обусловлены социальным статусом партнеров, возрастными различиями, их должностным, служебным положением и так далее.

Движения глазных яблок человека зависят от того, излагается ли информация, извлекаемая из памяти, или информация, которая только конструируется и до этого в памяти человека не находилась. При целенаправленном наблюдении возможно отследить движения зрачков в момент получения собеседником какой-либо информации, ее переработки и ответа на нее.

Человек, прежде чем выдавать ответ на заданный ему вопрос, находит нужную информацию в своей памяти, затем обрабатывает и оценивает ее, готовясь к речи, и только потом говорит. Эта процедура занимает достаточно мало времени, поэтому необходима предварительная тренировка для того, чтобы правильно оценивать конкретного человека.

При анализе движений глаз человека необходимо учитывать: первое движение глаз соответствует этапу поиска информации, второе — этапу просмотра (прослушивания; прочувствования), третье — этапу оценки.

В зависимости от того, как происходит переработка информации у человека, его глаза в момент этой работы перемещаются в определенном направлении. Каждое из них имеет свое значение.

При оценке движения глаз необходимо учитывать особенности людей, которые делятся на «правшей» и «левшей».

Ключи доступа движений глаз

Как правило, в любых схемах так называемых «Ключей доступа движения глаз» в центре изображен глаз человека, смотрящий прямо на вас. Начальное положение зрачка (человек смотрит прямо на собеседника) означает, что если после заданного вопроса зрачок остается на месте, то человек начал работать с информацией, реально виденной, ранее теперь извлекаемой из памяти, то же самое происходит, если зрачок уходит в зоны визуальной памяти (рис. 1) и т. д. С «правшами» проще применять вышеизложенные техники, а вот «левшей» существует на более двух десятков разновидностей, проводить с ними такую зрительную диагностику несколько сложнее.

В первую очередь необходимо разобраться, где у того или иного человека зоны памяти и зоны конструирования. Прежде чем что-то сказать, человек перерабатывает, готовит эту информацию, и именно в этот момент его глаза активно движутся в те или иные зоны. Используя ориентацию в зонах, еще до сказанных слов можно установить, что скажет человек: то, что на самом деле имело место быть, или то, что он только что придумал.

Для выяснения данного обстоятельства возможно применение простого правила: человеку задаются вопросы, ответ на которые обязательно должны находиться в его памяти, а в ответ идет движение глаз в зону конструирования, — и, напротив, если на вопросы, связанные с конструированием (например, вопрос: «Как вы думаете.), в ответ идет движение глаз в зоны памяти — перед вами стопроцентный «левша», и при расшифровке его поведения необходимо внести поправки в расположение зон памяти и зон конструирования.

Взаимодействия с человеком возможно осуществлять, используя техники коммуникативного присоединения. Суть коммуникативного присоединения заключается в нахождении целесообразного темпа, максимального комфорта, безопасности, кристальной понятности при организации беседы. Коммуникативное присоединение может осуществляться на нескольких уровнях: пространственном, динамическом, стратегийном, позиционном или быть ценностным. Пространственное присоединение связано с комфортным для партнера в данных условиях выбором коммуникативной дистанции и угла взаимного расположения, динамическое — с гармонизацией темпо-ритма динамических проявлений своих и партнера (дыхание, невербалика речи, жестикуляция и позы). Стратегийное присоединение состоит в учете и использовании репрезентативной системы собеседника. Позиционное присоединение учитывает осознанные или неосознанные действия, направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении. Ценностное присоединение идет через вхождение перед началом разговора в поле интересов, потребностей, ценностей, позитивных чувств партнера и постоянное обращение к ним.

При построении психологического образа человека следует соблюдать ряд правил.

1. Не делать выводов на основании одного признака.

2. Проявления поведенческих признаков рассматривать в системе.

3. Не путать реакцию на внешние физические раздражители, последствия физических недостатков, проявления телесных блоков и движения, сформированные привычкой, за проявления внутренних психологических процессов.

4. Разграничивать физические проявления по направленности на партнера по общению, на предмет разговора или на самого себя, так как это предполагает совершенно различный психологический характер выражаемой эмоции и реакции.

Источник

Особенности восприятия информации аудиалом визуалом кинестетиком

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность. На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой. Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление. Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать. Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Визуалы

Для этого типа первостепенно восприятие через органы зрения. Такой человек наиболее полно усваивает ту информацию, которая получена визуально, то есть через глаза, их около 20%. Он воспринимает окружающий мир, в большинстве своём, опираясь именно на зрительные образы. Это связано с тем, что у визуалов наиболее развита зрительная память. Они, в отличие от аудиалов, во время разговора стараются находиться от собеседника на расстоянии, чтобы иметь возможность рассмотреть его внешний вид, одежду, черты лица.

Кроме того, визуалы и сами отличные рассказчики, так как легко могут пересказать увиденное событие, представленную картину и т.д. Посторонний шум им совершенно не мешает, они легко концентрируют своё внимание на визуальном описании чего-либо: схемах, картинках, таблицах, диаграммах.

В своей речи они, зачастую, используют слова «взгляни», «яркий», «отчётливо», «видеть», «посмотри», «я вижу», а также, например, такие фразы как:

Если визуал находится среди большого количества людей, то он постарается занять такое место в помещении, с которого смог бы разглядеть большую часть присутствующих, ведь для такого человека очень важно, как выглядят окружающие его люди и он сам. Они предпочитают надевать яркую эффектную одежду, даже если её совершенно неудобно носить.

Большое значение для визуалов имеют интерьеры тех мест, где они любят находиться, поэтому к обустройству своего дома они подходят очень серьёзно и со вкусом. Это касается и внешнего вида пищи, которую визуалы употребляют.

Визуалы имеют некоторые особенности в характере: они резки и порывисты. Разговаривая с собеседником, стараются ловить все его движения, мимику, позы и жесты. Помимо этого, они очень дорожат своим личным пространством, и если вдруг кто-то вторгается в него, человек описываемого типа непроизвольно скрещивает руки и ноги, как бы закрываясь от всех. Визуалы не любят, когда к ним прикасаются, не терпят объятий.

Поза также, зачастую, выдаёт личность описываемого типа: стоят и сидят они всегда прямо, если же сутулятся, то голову поднимают вверх, для удобства восприятия информации. Их плечи всегда расправлены, а грудь раскрыта, дыхание происходит верхней её частью.

Фантазия у таких людей весьма хорошо развита, что наделяет способностью к творчеству. Среди визуалов множество представителей именно творческих профессий, таких как художники, дизайнеры. Вместе с этим, им неплохо даётся планирование и грамотная систематизация деятельности: такой человек всегда чётко распределит задачи между сотрудниками, достигая высокой эффективности в работе. Наличие заранее разработанной схемы, стратегии значительно упрощает им выполнение тех или иных задач.

Любят визуалы глазами.


https://youtu.be/qM7JPiDWGoc

Свойства восприятия

Что относится к каналам информации в психологии Что относится к каналам информации в психологии Что относится к каналам информации в психологии Что относится к каналам информации в психологии

Аудиалы

Для аудиалов восприятие различных звуков – первично. В эту группу людей включаются те, кто наиболее точно воспринимает информацию именно на слух и составляет она около 60% всего человечества. Они с лёгкостью улавливают смысл фраз и текстов, произносимых вслух и без визуального сопровождения. Однако у аудиалов возникают трудности при восприятии и запоминании лиц и предметов, в отличие от звуков и голосов людей – достаточно будет однажды услышать какой-то звук и он надолго «осядет» в памяти аудиала. Можно сказать, что такие личности живут в мире мелодий, ритмов и звуков.

Зачастую для аудиалов характерна яркая и эмоциональная речь. Они невероятно «оживают» при разговоре, их речь наполнена множеством звуков в виде восклицаний, иногда они почти переходят на крик. А все потому, что голос у человека такого типа, как правило, очень громкий, звонкий и мелодичный.

Ни в коем случае нельзя прерывать монолог аудиала, иначе он может замолчать и впредь не вступать в разговор с человеком, который его перебил. Вступая в диалог с собеседником, аудиалы находятся от него на близком расстоянии, чтобы точно уловить интонацию говорящего.

Нередко в своём разговоре они используют такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т. д. Также нередко и употребление аудиалами таких фраз, как:

Аудиалам нравится слушать музыку, приносит удовольствие пение, даже если они просто напевают что-то вслух. Поэтому человек такого типа выбирает профессию композитора, музыканта, психолога или лектора.

Ещё до вступления в разговор с аудиалом, его можно узнать и по внешним признакам. Например, этот человек всегда сидит прямо, вытянув шею и слегка подав корпус тела вперёд – это его восприятие, ему легче уловить информацию через доносящиеся до него звуки в мельчайших подробностях. У аудиалов хорошо развита грудная клетка, а дыхание ровное и глубокое.

На первый взгляд может показаться, что такой человек несколько надменен и упрям, однако на самом деле аудиалы очень добродушны, всегда открыты к разговорам и умеют сопереживать. Они не только совершенно искренне расскажут, как у них дела, но и сами с удовольствием поинтересуются о жизни собеседника, послушают его рассказ. Для аудиалов не характерно смотреть в глаза собеседнику, так как для них это вызывает напряжение и зачастую отвлекает от мысли, которую нужно донести или от восприятия другого человека. И, конечно же, аудиалы любят ушами.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

Каковы особенности психологии восприятия визуальной информации?

Когда человек оценивает изображение, в сознании возникает лишь заключение, а не сам процесс определения отношения к увиденному. Так, человек сразу способен понять свое отношение к картине или дизайну интерьера. Примечательно, что отправной точкой для знакомства с объектом является его верхний левый угол. От него взгляд движется в направлении правого нижнего угла. Этот принцип касается всех людей вне зависимости от того, левши они или правши. Только после указанного этапа происходит полноценная оценка изображения, которая имеет свои характерные черты. К примеру, первоначально взгляд фиксируется на ярких элементах, постепенно переключаясь на детали, несущие определенную смысловую нагрузку.

Как определить, к какому типу восприятия информации мы относимся?

Умение определять, к какому из трёх типов относитесь вы сами или ваш собеседник, может значительно упростить вашу жизнь и улучшит качество общения. Для этого имеется множество специальных тестов, которые наглядно покажут вашу принадлежность к тому или иному типу. Например, определение того или иной типа поможет скорректировать программу обучения чему-либо для самого себя или другого человека.

Или это может оказать помощь во взаимоотношениях с коллегами по работе, с начальством, с друзьями, а также с людьми, с которыми вы хотите поближе познакомиться и подружиться. Так, для визуалов, при восприятии информации, важна мимика, жестикуляция, для аудиалов — тембр голоса, паузы в разговорной речи, интонация, а для кинестетика важны прикосновения.

Ниже будут представлены основные характеристики каждого из типов, которые помогут вам распознать свой тип прямо сейчас.

Как распознать аудиала

Вы аудиал, если:

Как распознать визуала

Вы визуал, если:

Как распознать кинестетика

И, наконец, вы относитесь к типу кинестетик, если:

Одним словом, внимательно наблюдая за теми моментами, описанными в статье в каждом из трёх типов, можно научиться говорить с человеком соответствующего типа на его языке, а это, несомненно, поможет наладить с ним контакт и получить много новой информации о его личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *