Что относится к историческим предпосылкам социальной работы
Источники социальной работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Источники зарождения социальной работы
Сегодня «стартом» становления какой-либо профессии принято считать момент начала подготовки квалифицированных кадров, появление профессионального образования в этой области. Также важны и другие предпосылки, определяющие необходимость данного вида профессиональной деятельности: социально-экономически, политические, культурные, демографические и иные. Новая профессия должна быть востребована обществом в силу потребностей дальнейшего совершенствования жизни и деятельности общества и людей.
Как профессия социальная работа зародилась на рубеже XIX – XX вв. в США и странах Западной Европы, хотя деятельность, которую можно считать ее ранним историческим истоком (благотворительность, общественное призрение и т.п.) существовала значительно раньше и имела место в подавляющем большинстве обществ (об этом ниже).
Первыми теоретиками и практиками социальной работы как вида профессиональной деятельности явились М. Ричмонд, Е. Фрай, А. Соломон, Ж. Шверин, Дж. Адамс и др. В начале 1890-х гг. М. Ричмонд была директором Baltimore Charity Organization. Тогда она организовала курсы социальных работников. В ряде ее работ были рассмотрены методы, технологии и принципы социальной работы. В книге «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» были изложены некоторые требования к деятельности социального работника, которые впоследствии легли в основу этического кодекса:
В 1893 г. в Германии А. Соломон и Ж. Шверин организовали курсы под названием «Группы девушек и женщин в помощь социальной работе». А. Соломон в 1899 г. Возглавила годичные курсы по подготовке специалистов в сфере социального обслуживания.
Истоками возникновения социальной работы как профессии и области теоретических знаний были идеи о гражданском обществе, правовом государстве, человеке и личности, соотношении биологического и социального начал, социальной справедливости, социальном равенстве и неравенстве.
Готовые работы на аналогичную тему
В Великобритании в 1890-е гг. Лондонским благотворительным обществом организуются лекции и проводится практическая работа. В Амстердаме в 1899 г. создается Институт подготовки социальных работников.
Зарождение профессиональной социальной работы вызвано потребностью современного общества в специалистах, обладающих комплексными теоретическими и прикладными знаниями и навыками, а также соответствующими личностными качествами. Такие специалисты способны совершенствовать социальную политику и систему социальной защиты, непосредственно оказывать помощь нуждающимся.
Предпосылки возникновения социальной работы
Факторы возникновения каких-либо отраслей социально-научного знания моно разделить на три группы. Во-первых, меняется окружающая среда обитания человека, возникают новые реалии, новые проблемы воспроизводства и поддержания жизнедеятельности социума. Во-вторых, идет непрерывное саморазвитие научного знания как такового, обновляется категориальный аппарат. В-третьих, индивидуальная субъективность исследователя и его возможности воздействуют на появление и дальнейшее развитие новых отраслей знания.
С середины XIX в. социально-бытовая проблематика стала входить в число глобальных и при приоритетных. Она начала оказывать влияние на развитие политических, экономических, социокультурных процессов. В конце XIX – начале XX вв. стал набирать обороты процесс урбанизации. Это увеличило в обществе долю маргинальных слоев, представители которых только что покинули деревни и пока еще были сабо адаптированы к городскому образу жизни.
Усложнение процесса производства и рост его технической оснащённости привели к возрастанию ответственности отельного человека за результаты деятельности больших коллективов, усилению их взаимозависимости. Это потребовало повышенного внимания к отдельному носителю рабочей силы. Государственные органы и крупные фирмы начинают более активно вкладывать средства в образование, профессиональную подготовку и в то, что сегодня обозначается термином «социальная сфера».
Важным фактором, поспособствовавшим становлению системы социальной поддержки в ее современном виде, стала борьба трудящихся за свои права. Рост рабочего движения и развитие профсоюзов убедили правительства индустриально развитых стран и предпринимателей в необходимости широкой поддержки различных форм социальной работы, с целью снижения социальной напряженности
История возникновения социальной работы
Социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Последняя, как это упоминалось выше, присутствует и значительно преобладает на ранних этапах развития подавляющего большинства обществ.
Начало формирования социальной работы произошло в Вавилоне в 1750 г. до н.э. Тогда были созданы так называемые коды справедливости, призывающие к заботе о бедных и любви к ближнему.
В зарождении и развитии отечественной практики социальной работы можно выделить три этапа:
Исторические предпосылки социальной работы
Современное общество выработало специфический механизм, который
вместе с семьёй, собственностью, государством и другими социальными ин-
ститутами, доставшимися ему от прошлого, обеспечивает его стабильность.
Этим механизмом является социальная работа, которая понимается как про-
фессиональная помощь нуждающимся. Будучи современной формой соци-
альной помощи, она возникла на основе предпосылок, сложившихся в исто-
рии культуры. К этим предпосылкам относятся различные формы социаль-
ной помощи, развивавшиеся со времён древности как на Востоке, так и на
Востока символизирует тот путь, который прошло большинство чело-
вечества от первобытности до наших дней. Этот путь характерен для наро-
дов, стремящихся к сохранению традиционных основ своей жизни. Истори-
чески он был первым, а альтернативой ему стал путь развития, начатый
древними греками, которые сделали основой своих отношений не государст-
венную, а частную собственность. Общепринятая периодизация Востока
включает в себя древность, Средневековье и колониализм.
Во времена древности на Востоке сложился механизм социальной по-
мощи, который не претерпел существенных изменений в последующие пе-
риоды его истории, а во многих регионах Земного шара действует и сейчас.
Его особенность заключалась в том, что каждый человек находился под за-
щитой тех традиционных структур, к которым он принадлежал. Эти структу-
ры включали в себя прежде всего семью и общину, которые традиционно
помогали своим членам. Что касается государства, то его роль в осуществле-
нии социальной помощи сводилась к сохранению её традиционных основ,
которые стали облекаться в юридическую форму.
Основы общественной жизни, сложившиеся в странах Древнего Восто-
ка, не претерпели существенных изменений за тот огромный период в их раз-
витии, который называют Средневековьем. Однако это не означает, что вос-
точная культура остановилась в своём развитии на уровне древности. Напро-
тив, в средние века чётко обозначились регионы, в которых развитие этой
культуры отличалось ярко выраженным своеобразием. К ним относились
Ближний Восток, находившийся под влиянием ислама, Центральная Азия, в
которой ведущая роль принадлежала буддизму и индуизму, а также Дальний
Восток с его преимущественной ориентацией на конфуцианство. Своеобра-
зие различных регионов Востока проявлялось в содержании религиозных
учений, которые определяли повседневную жизнь людей.
Колониализму в целом не удалось навязать странам Востока чуждый
им образ жизни, хотя во многих из них возник капиталистический сектор
экономики. Наиболее заметным этот сектор стал в Индии и Египте, которые
находились под влиянием Англии, превосходившей многие страны Запада по
уровню экономического развития. К концу 19 в. в Индии уже сложился рабо-
чий класс, который заявлял о себе стихийными выступлениями, направлен-
ными на улучшение условий труда. Несмотря на сопротивление сторонников
традиционного пути развития, капитализм развивался и в Египте, который
привлекал внимание англичан своим выгодным географическим положени-
ем. Развитие буржуазных отношений на Востоке привело к трансформации
системы социальной помощи, которая в предшествовавшие ему времена не
претерпевала существенных изменений.
Буржуазные отношения, развивавшиеся в странах Востока, затрагивали
незначительную часть их населения. Основная масса людей в этих странах
оставалась приверженной традиционному образу жизни, который она унас-
ледовала от своих отцов и дедов. Гарантом социальной помощи по-прежнему
служила для неё община, испытавшая негативное влияние капитализма, но не
разрушенная им. Это влияние было обусловлено переходом к плантационной
форме выращивания сельскохозяйственных культур, а также изменениями в
формах собственности на землю, часть которой оказывалась в руках торгов-
Поскольку система социальной помощи не распространялась уже на
всё население стран Востока, её необходимо было дополнить новыми фор-
мами, опирающимися не на традицию, а на законодательство. Так, стихий-
ные выступления индийского пролетариата в конце 19 в. подтолкнули коло-
ниальную власть к выработке фабричного законодательства. Как Индия, так
и другие страны Востока, испытавшие влияние европейского колониализма,
распадались на две части – капиталистическую и традиционную. В первой из
этих частей, включавшей в себя прежде всего крупные города с европейски-
ми кварталами, шёл более или менее интенсивный процесс развития буржу-
азных отношений, тогда как во второй, которая охватывала преимущественно
сельские районы, он был почти неощутим. Развитие капитализма на Востоке
влекло за собой обострение социальных проблем, которые не могли уже быть
смягчены традиционными методами. Поэтому там, где оно протекало осо-
бенно интенсивно, возникала социальная работа, доказавшая уже свою эф-
фективность в странах Запада.
История западной культуры начинается с античности, сделавшей выс-
шей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная
собственность. Выдвижение частной собственности на первый план в обще-
ственной жизни Древней Греции разрушало традиционный механизм соци-
альной помощи, который оберегался государством. С превращением госу-
дарства в инструмент господства частных собственников социальная помощь
приобрела классовый характер, который проявлялся в том, что значительная
часть общества – рабы – была фактически лишена её. Альтернативой классо-
вому подходу к социальной помощи, получившему дальнейшее развитие в
Древнем Риме, стало христианское понимание благотворительности как бо-
гоугодного дела, которое было универсальным по своей направленности, а не
ориентировалось на ту или иную группу в обществе.
В христианстве мы впервые встречаемся с теорией благотворительно-
сти, в которой устанавливается логическая связь между милосердием и лю-
бовью, понимаемой как готовность пожертвовать собой ради других людей.
Получив теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и
милосердии, благотворительность стала принимать систематический харак-
тер. Она вошла в повседневную жизнь христианских общин, а созданная на
их основе церковь рассматривала её как одно из важнейших направлений
своей деятельности. В средние века благотворительная деятельность вышла
на новый уровень, связанный с созданием специальных заведений для нуж-
дающихся. Такие заведения, ставшие со временем неотъемлемым элементом
жизни большинства стран мира, получили название приютов.
В 1349 г. в Англии был принят закон, который с одной стороны отра-
жал попытки феодалов сохранить существовавшие общественные отноше-
ния, а с другой – стал отправным пунктом в выработке дифференцированно-
го подхода к нуждающимся, распространившегося впоследствии на все евро-
пейские страны. Его название – Статут о рабочих – указывало на то, что он
предназначался прежде всего для регулирования отношений между земле-
владельцами (лордами) и крестьянами, работавшими у них в поместьях,
которые назывались манорами. Согласно Статуту о рабочих, крестьяне
должны была оставаться в своих манорах и работать за такую плату, которая
устанавливалась для них лордами. Переходить им разрешалось только туда,
где была работа. Помимо экономического, Статут о рабочих имел большой
социальный смысл: он был первым историческим документом, в котором
проводилось различие между настоящими и ненастоящими бедными. К на-
стоящим бедным в нём относились старики, инвалиды, вдовы и маленькие
дети, а к ненастоящим – здоровые, но не работающие люди. Что касается ми-
лостыни, то Статут о рабочих допускал её только для настоящих бедных,
включавших в себя старых и нетрудоспособных людей.
В 16 в. в Европе возникло движение Реформации, которое имело не
только антикатолическую, но и антифеодальную направленность. Порождён-
ный им протестантизм проповедовал моральные принципы, которые способ-
ствовали развитию буржуазных отношений. Не из религиозных, а из свет-
ских оснований исходили в своей критике феодализма деятели Просвещения,
получившего широкое распространение в 18 в. Согласно их представлениям,
общество должно находиться в гармонии как с окружающим миром, так и с
человеческой природой. Средством достижения такой гармонии просветите-
ли считали образование, которое должно было положить конец невежеству,
являвшемуся главной причиной человеческих бедствий. В сфере благотвори-
тельности идеи Просвещения нашли своё выражение в создании учебно-
воспитательных учреждений, основанных на принципах человеколюбия.
Возникнув в Древнем мире, благотворительность до конца 18 в. была
в основном частной или церковной. Если частная благотворительность ис-
ходила от отдельных лиц, то церковная – от религиозных организаций, хотя
по своему содержанию они могли и не различаться. Однако обострение со-
циальных проблем в 19 в. обусловило широкое распространение общест-
венной благотворительности, которая характеризовалась тем, что помощь
нуждающимся в ней оказывали люди, объединённые в добровольные орга-
низации. Члены этих организаций, называвшиеся волонтёрами, стали пред-
шественниками социальных работников.
Контрольные вопросы
1. Что относится к историческим предпосылкам социальной работы?
2. В чём заключается особенность механизма социальной помощи, кото-
рый сложился на Востоке во времена древности?
3. Что привело к трансформации системы социальной помощи на Восто-
4. В чём проявлялся классовый характер социальной помощи в антично-
5. Когда благотворительность стала принимать систематический харак-
6. Что обусловило широкое распространение общественной благотвори-
Литература
1. Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М.,
2. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX
3. Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX
4. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006.
5. Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007.
6. Циткилов П. Я. История социальной работы. Ростов-на-Дону, 2006.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Исторические предпосылки социальной работы
Социальная помощь как процесс, в основе которого лежит стремление общества к сохранению стабильности, представляющей собой необходимое условие его эффективного развития. Возникновение личностных проблем и препятствия, возникающие перед человеком.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.09.2018 |
Размер файла | 20,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Исторические предпосылки социальной работы
Сущность социальной помощи
Несмотря на свою фундаментальность, понятие социальной помощи не определяется обычно явным образом, а только предполагается. Из контекстов, в которых мы встречаемся с его употреблением, становится ясным, что оно рассматривается как обобщение понятия социальной работы. Иными словами, считается само собою разумеющимся, что социальная работа имеет нечто общее с благотворительностью и другими формами помощи нуждающимся, хотя и отличается от них качественным своеобразием. Этим общим, отражаемым в понятии социальной помощи, является содействие людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.
Структура повседневной жизни определяется потребностями человека, представляющими собой нужду или недостаток в том, что необходимо для его воспроизводства и развития как личности. К основным её элементам относятся домашний труд и семейное обслуживание, занятия, посвящённые детям и семейному общению, досуговое общение с целью отдыха, развлечения и обмена информацией, повседневная культурная жизнь, занятия, посвящённые активному физическому развитию и общению с природой, а также занятия, связанные с удовлетворением физиологических потребностей и уходу за собой. Удовлетворяя свои потребности, человек вступает в различные отношения с другими людьми. Основанные на повседневной деятельности людей, эти отношения образуют в своей совокупности социальную сферу общества, которая противопоставляется его экономике и политике.
В развитии социальной сферы возникают противоположные тенденции, выражением которых является противоречие, имеющее объективный характер. Это противоречие, осознаваемое обществом как значимое для него несоответствие между должным и сущим, получило в науке название социальной проблемы. Поскольку общество неразрывно связано с личностью, выступающей в качестве индивида или члена группы, социальные проблемы не существуют отдельно от неё. Таким образом, мы можем говорить о личностных проблемах как форме выражения социальных.
Понятие социальной проблемы возникло в социологии, которая со времён О. Конта рассматривается как наука об обществе, представляющем собой систему отношений между людьми. Придя в социальную работу, оно трансформировалось в понятие личностной проблемы, которое отражает специфику профессиональной помощи нуждающимся. Эта специфика заключается в том, чтобы за социальными проблемами видеть прежде всего неудовлетворённые потребности отдельного человека или группы людей, а не общества в целом. Иными словами, она требует персонификации социальных проблем, благодаря которой устанавливается их связь с повседневной жизнью.
Личностные проблемы возникают в тех случаях, когда результаты повседневной деятельности людей не соответствуют её целям. Первым из этих случаев является недостаток или отсутствие средств, необходимых для достижения цели. Так, недостаток средств к существованию приводит к бедности, которая до сих пор является важнейшей социальной проблемой, утратившей свою актуальность разве что для стран Запада. Второй случай возникновения личностных проблем связан с препятствиями, возникающими перед человеком на пути к поставленной им цели. К таким препятствиям относится, например, устаревшее законодательство, которое ограничивает творческую активность личности. Наконец, личностные проблемы возникают тогда, когда различные субъекты деятельности преследуют одну и ту же цель. Они являются неизбежным следствием соревновательности, пронизывающей собой все стороны жизни общества.
Из определения социальной помощи следует, что в решении своих личностных проблем нуждающиеся зависят от той поддержки, которая им оказывается другими людьми, организациями или государством. Часто людям не хватает материальных средств для достижения тех целей, которые они ставят перед собой в своей повседневной жизни. Поэтому помощь нуждающимся ассоциируется прежде всего с материальной поддержкой, хотя она и не тождественна ей. Важную роль в решении личностных проблем играет также психологическая поддержка, имеющая своей целью заставить людей поверить в собственные силы. К ней особенно прибегают в тех случаях, когда личностные проблемы порождаются столкновениями интересов различных людей, преследующих одну и ту же цель. Наконец, люди могут испытывать недостаток в информации, без которой им трудно устранить препятствия, встающие на пути к поставленной ими цели. Иными словами, они нуждаются в информационной поддержке.
Если человек испытывает трудности в решении своих личностных проблем, то он рассчитывает на поддержку со стороны родственников, друзей, соседей, сослуживцев, а также религиозных и общественных организаций. Поддержку нуждающимся могут оказывать также посторонние люди, руководствующиеся альтруистическими соображениями. Совокупность отношений между людьми, которые добровольно оказывают поддержку нуждающимся, и теми, кому она оказывается, называется сетью естественной помощи. В современном обществе она расширяется до сети помощи, субъектами которой являются не только добровольцы, но и профессионалы, называемые социальными работниками.
Социальная помощь на Востоке
Восток символизирует тот путь, который прошло большинство человечества от первобытности до наших дней. Этот путь характерен для народов, стремящихся к сохранению традиционных основ своей жизни. Исторически он был первым, а альтернативой ему стал путь развития, начатый древними греками, которые сделали основой своих отношений не государственную, как у других народов, а частную собственность. При рассмотрении социальной помощи на Востоке мы придерживаемся той периодизации, которая считается общепринятой в его историографии. Эта периодизация включает в себя древность, Средневековье и колониализм.
Во времена древности на Востоке сложился механизм социальной помощи, который не претерпел существенных изменений в последующие периоды его истории, а во многих регионах Земного шара, относимых к «третьему миру», действует и сейчас. Его особенность заключалась в том, что каждый человек находился под защитой тех традиционных структур, к которым он принадлежал. Эти структуры включали в себя прежде всего семью и общину, которые традиционно помогали своим членам. С развитием товарно-денежных отношений, которые несли с собой угрозу благосостоянию людей, в число субъектов социальной помощи вошли различные корпорации, создававшиеся на профессиональной основе. Так, в Древнем Египте, который славился своими пирамидами, существовали объединения каменотёсов, отличавшиеся крайней замкнутостью. Что касается государства, то его роль в осуществлении социальной помощи сводилась к сохранению её традиционных основ, которые стали облекаться в юридическую форму.
Колониализму в целом не удалось навязать странам Востока чуждый им образ жизни, хотя во многих из них возник капиталистический сектор экономики, а в Японии он даже стал решающим. Наиболее заметным этот сектор стал в Индии и Египте, которые находились под влиянием Англии, превосходившей многие страны Запада по уровню экономического развития. К концу 19 в. в Индии уже сложился рабочий класс, который заявлял о себе стихийными выступлениями, направленными на улучшение условий труда. Несмотря на сопротивление сторонников традиционного пути развития, капитализм развивался и в Египте, который привлекал внимание англичан своим выгодным географическим положением, дававшим возможность контролировать торговлю между странами Запада и Востока. Развитие буржуазных отношений на Востоке привело к трансформации системы социальной помощи, которая в предшествовавшие ему времена не претерпевала существенных изменений.
Буржуазные отношения, развивавшиеся в странах Востока, затрагивали незначительную часть их населения. Основная масса людей в этих странах оставалась приверженной традиционному образу жизни, который она унаследовала от своих отцов и дедов. Гарантом социальной помощи по-прежнему служила для неё община, испытавшая негативное влияние капитализма, но не разрушенная им. Это влияние было обусловлено переходом к плантационной форме выращивания сельскохозяйственных культур, а также изменениями в формах собственности на землю, часть которой оказывалась в руках торговцев и ростовщиков. Потребность в социальной помощи особенно возрастала в годы неурожаев, приводивших к массовому голоду людей, а зачастую и к их смерти. Понимая свою зависимость от благосостояния общинников, традиционная власть освобождала их в такие годы от уплаты налогов.
Социальная помощь на Западе
Классовый характер, приобретённый социальной помощью в античности, ограничивал её объект только теми категориями нуждающихся, которые считались полноправными членами общества. Противоречие между потребностью в социальной помощи, которая очень остро ощущалась в начале 1 тысячелетия, и ограниченными возможностями её реализации было снято в христианстве, предложившем своё понимание благотворительности. В христианстве мы впервые встречаемся с теорией благотворительности, в которой устанавливается логическая связь между милосердием и любовью, понимаемой как готовность пожертвовать собой ради других людей. Получив теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и милосердии, благотворительность стала принимать систематический характер. Она вошла в повседневную жизнь христианских общин, а созданная на их основе церковь рассматривала её как одно из важнейших направлений своей деятельности.
К началу Средневековья, как на Востоке, так и на Западе получили широкое распространение религиозные учения, призывавшие к помощи нуждающимся. Конфуцианство, которое обосновывало необходимость такой помощи волей Неба, ещё во 2 в. до н. э. стало официальной идеологией Китая, определявшей повседневную жизнь его граждан. Христианство, видевшее в помощи нуждающимся реализацию принципа всеобщей любви, к концу 4 в. приобрело господствующее положение среди религиозных учений, которые существовали на территории Римской империи. В следующем столетии, отделившем античность от Средневековья, началось превращение его в мировую религию. Благотворительная деятельность, опиравшаяся на теоретический фундамент религиозных учений, вышла в средние века на новый уровень, связанный с созданием специальных заведений, в которые помещались нуждающиеся. Такие заведения, ставшие со временем неотъемлемым элементом жизни большинства стран мира, получили название приютов.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение понятия «социальная защита», ее функций, принципов. Характеристика проблем, тенденций развития социальной защиты в РФ. Анализ новых технологий управления в сфере социальной помощи: потребительские субсидии, адресная социальная помощь малоимущим.
контрольная работа [33,4 K], добавлен 21.02.2010
Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.
реферат [63,7 K], добавлен 13.10.2008
Социальные проблемы современности. Специфика личностных социальных проблем. Социально-экономические проблемы общества. Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями, коммуникациями. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем.
контрольная работа [55,8 K], добавлен 20.05.2014
Деонтология как учение о долге и должном поведении. Истоки долженствования в человеческом бытии. Понятия долга и ответственности социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой.
контрольная работа [33,7 K], добавлен 09.11.2015
Сущность, субъекты и объекты социальной работы. Классификация социальных услуг по содержанию. Мировые исторические корни социальной работы. Становление и развитие социальной работы в Германии, степень защищенности населения. Проблемы социальной работы.
презентация [4,0 M], добавлен 09.12.2011
Общественно-христианская модель системы социальной защиты. Зарождение благотворительности и ее развитие. Положение социальной работы на рубеже XIX-XX веков в России. Социальная работа в послереволюционный и советский периоды. Социальная помощь в России.
курсовая работа [60,8 K], добавлен 15.12.2004
Сущность «закрытой системы социальной работы», исторические этапы ее развития. Структура «закрытой» системы социальной работы в России до ХХ в. и на современном этапе развития. Характерные особенности «закрытой» системы социальной работы за рубежом.
дипломная работа [239,1 K], добавлен 11.11.2011