Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков

Источники по истории V-XI вв

Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков

Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков

Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков

Классификация средневековых источников.

Глава 2. Источники по истории средних веков V-XV вв.

Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все, что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем. Исторический источник неисчерпаем. Проблема в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями

при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и почти для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастают.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды.Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических (по преимуществу) событий; разнообразные агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научную и художественную литературу. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности.Например, среди исторических сочинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т.е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени ‘монографии’. Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т.д.

Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков

Широко проникают в медиевистику количественные методы анализа источников, историческая информатика, в частности создание баз данных и подготовка электронных текстов, словарей и справочников.

Источники по истории V-XI вв.Раннее средневековье характеризуется переходом от античности и варварства к феодализму, и это в полной мере отразилось на источниках V-XIвв. Это эпоха господства натурального хозяйства, слабых торговых и иных связей между странами и областями, весьма примитивной государственности, низкой грамотности и растущей клерикализации культуры.

снижается тем, что создатели таких компендиумов часто (в том числе говоря о праве, экономике, географии) основывались не на современных свидетельствах, а на сообщениях наиболее чтимых древних авторов.

Принципиально иной облик свойствен народной литературе раннего средневековья, тесно связанной с фольклором и представленной по преимуществу героическими песнями и сказаниями, создававшимися уже на народных языках. Таковы немецкая ‘Песнь о Хильдебранде’ и английский ‘Беовульф’, дошедшие в списках IX-X вв., германский эпический памятник ‘Песнь о Нибелунгах’, французская ‘Песнь о Роланде’, исландские саги, уцелевшие в записях и обработке XI-XIII вв. В любом случае, однако, это произведения раннего средневековья, отражающие реалии и мышление своего времени. Памятники раннесредневекового эпоса служат очень ценным, иногда незаменимым (как саги) источником по самым разным вопросам, рисуя нам живую, красочную картину общества.

Источник

Что относится к историческим источникам изучения истории средних веков

Что относится к историческим источникам изучения истории средних вековЧто относится к историческим источникам изучения истории средних вековЧто относится к историческим источникам изучения истории средних вековЧто относится к историческим источникам изучения истории средних вековЧто относится к историческим источникам изучения истории средних веков

Глава 1. Источники по истории средних веков V-XV вв. (Карпов С.П., Филиппов И.С.)

Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем. Исторический источник неисчерпаем. Проблема в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и почти для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастают.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических (по преимуществу) событий; разнообразные агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная и художественная литература. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т. е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени «монографии». Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т. д.

Общая характеристика средневековых источников и методов их изучения. Средневековые письменные источники по сравнению с источниками по истории античности или нового времени обладают определенными особенностями. В силу малого распространения и в целом низкого уровня грамотности в средние века к письму обращались сравнительно редко. Культура той эпохи, прежде всего раннего средневековья, была в значительной мере устно-ритуальной, так что информация в основном передавалась по памяти.

До недавнего времени источниковедение различало внешнюю и внутреннюю критику источника, т. е. анализ рукописной традиции, стиля, формуляра текста, и, с другой стороны, анализ его смыслового содержания. Однако современное источниковедение основывается на комплексном, целостном изучении памятника. Изучение, например, эволюции формуляра документа проливает свет на социально-экономическое развитие общества, а исследование содержания текста нередко становится решающим при определении его достоверности, датировке и т. д.

Надежным средством познания прошлого остается апробированный многими поколениями ученых метод сочетания данных различных видов и классов источников, которые, освещая общество как бы с разных сторон, не просто дополняют, но и корректируют друг друга. В последние десятилетия этот метод получил дополнительный импульс в связи с развитием междисциплинарных исследований.

Широко проникают в медиевистику количественные методы анализа источников.

Источники по истории V-XI вв. Раннее средневековье характеризуется переходом от античности и варварства к феодализму, и это в полной мере отразилось на источниках V-XI вв. Это эпоха господства натурального хозяйства, слабых торговых и иных связей между странами и областями, весьма примитивной государственности, низкой грамотности и растущей клерикализации культуры.

Представляя собой запись действующих правовых норм, варварские правды, однако, не были вполне адекватны древним обычаям. Составители записывали далеко не все из них, фиксируя в основном штрафы и другие наказания за различные преступления и проступки; производя отбор, они вносили в текст и некоторые добавления и изменения, отражающие складывание нового общественного строя и государства. Тем не менее ранние редакции правд сохранили важнейшие нормы древнего обычного права; в этом плане особый интерес представляет Салическая правда, созданная в начале VI в. (см. гл. 4).

Грамоты составлялись по определенным образцам, они назывались формулами. В абстрактной форме, без упоминания конкретных имен, дат, географических названий, чисел в них излагалось существо дела: дарение земельного участка, освобождение раба и т. п. Отражая несомненно типичные правоотношения, формулы как источник по социально-экономической и социально-политической истории очень ценны; иногда (как это было, например, в вестготской Испании) наличие сборника формул отчасти компенсирует утрату настоящих документов. Но в целом благодаря своей конкретности (а порой и отступлениям от образца) грамоты, тем более комплексы грамот, неизмеримо богаче информацией. Это важнейший источник по истории экономики, общественного строя, политических институтов, верований, по хронологии, ономастике, географии, генеалогии.

Наряду с документами делопроизводства в распоряжении историка раннего средневековья имеются документы инвентарные, представленные главным образом описями церковных поместий. Науке известны несколько их десятков (в основном французских, немецких и итальянских), созданных с VI по XI в. Называют их обычно политиками, что по-гречески означает «многолистные», т. е. попросту книги. В большинстве своем это перечни крестьянских держаний, как правило, с указанием местонахождения и причитающихся с них повинностей, иногда также имен и социального статуса держателей и членов их семей. Эти и некоторые другие данные, содержащиеся в полиптиках, давно сделали их классическим источником по истории раннефеодальной вотчины. В последние годы они активно используются также при изучении демографии, истории поселений и социальной психологии.

Раннесредневековые нарративные источники разнообразны и многочисленны. До нас дошли, разумеется, далеко не все сочинения, созданные в ту эпоху. Очень немногие из них пользовались даже региональной, тем более общегосударственной известностью; большинство авторов довольствовалось составлением одного, доступного весьма ограниченному кругу лиц, экземпляра, судьба которого зависела от множества случайностей (войн, пожаров и т.д.), не говоря уже о перипетиях политической и религиозной борьбы, в ходе которой расправлялись не только с людьми, но и с книгами. Дороговизна пергамена также мешала сохранности раннесредневековых сочинений, поскольку нередко старый текст соскабливали, чтобы освободить место для нового (так называемые палимпсесты).

Публицистика в рассматриваемую эпоху еще не выделилась в самостоятельный жанр и была как бы растворена в историографии, а также в посланиях (ценных как источник и по другим аспектам истории, от экономики до философии) и особенно в трактатах, имевших часто открыто дидактический характер. Таковы, например, трактат «О дворцовом и государственном управлении», написанный реймсским архиепископом Гинкмаром для короля Карла Простоватого (конец IX в.), и трактат «Об управлении империей», адресованный византийским императором Константином VII Багрянородным своему сыну Роману (середина X в.). Подобные наставления интересны не только как памятники общественной мысли; они содержат важные сведения о государственном строе, внешней политике, соседних народах, взаимоотношениях внутри господствующего класса и т. д. По-своему прагматично и большинство других, неполитических трактатов. Так, «Христианская топография» византийского купца Косьмы Индикоплова (VI в.) рассказывает об облике и богатствах заморских стран, о торговых путях, ведущих в эти страны; «Установление для мирян» орлеанского епископа Ионы (начало IX в.) имеет целью привить франкской знати христианские нормы бытового и публичного поведения; анонимный английский трактат начала XI в. «Обязанности различных лиц» служит наставлением вотчинникам в вопросах хозяйствования и в отношениях с вассалами. Несколько более академичны общие и специальные энциклопедии того времени: «Этимологии» Исидора Севильского (начало VII в.), «О вселенной» майнцского архиепископа Рабана Мавра (начало IX в.), византийские «Геопоники» (середина X в.), представляющие собой сумму агрономических и агротехнических знаний. Эти сочинения содержат интересный, иногда уникальный материал по самым разным вопросам; ценность его, однако, снижается тем, что создатели таких компендиумов часто (в том числе говоря о праве, экономике, географии) основывались не на современных свидетельствах, а на сообщениях наиоолее чтимых древних авторов.

Источники по истории XI-XV вв. Прогресс производительных сил, рост городов, формирование централизованных государств, наступление нового этапа в истории культуры в период развитого феодализма сказались и на характере источников. Их становится намного больше, появляются новые виды, усложняется структура. Углубление общественного разделения труда, развитие товарно-денежных отношений требовали более детального юридического оформления договоров и сделок, а совершенствование аппарата управления, расширение его функций повлияли на официальное делопроизводство.

Новые виды источников появляются в период становления сословной монархии. Это парламентские акты и статуты в Англии, протоколы заседаний Генеральных и провинциальных штатов во Франции, акты германских имперских собраний, решения кастильских и арагонских кортесов и т. д.

Протоколы судебных решений и заседаний непосредственно отражают различные стороны имущественных и социальных отношений, позволяют проверить эффективность и направленность действующего законодательства. В XIII-XV вв. наряду с королевскими и городскими, а также вотчинными судами появляются специализированные судебные магистратуры, рассматривающие определенный род дел. К ним относится, в частности, венецианский апелляционный суд по торговым искам. Акты специальных судебных комиссий (например, инквизиции) содержат важные сведения по политической истории, истории классовой борьбы и народно-еретических движений.

Стремление к систематизации знаний, хозяйственного опыта привело к умножению такого вида источников, как трактаты. Они охватывают почти все сферы науки и общественной практики: от математики и астрономии до политики, военного дела и земледелия. К агрономическим трактатам относятся, например, византийские «Геопоники» (X в.) и сочинение итальянца Пьетро Крешенци (1305). Большую известность получил трактат византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (X в.). В ряде теологических трактатов, например в «Сумме теологии» Фомы Аквинского (XIII в.), изложены, помимо прочего, средневековые экономические теории. Трактат английского аббата Неккама «Об утвари и орудиях труда» (конец XII в.) детально рисует картину крестьянского хозяйства.

Значительное влияние на историографию и на другие жанры литературы оказывала риторика. Многие собственно риторические произведения содержат ценную информацию об исторических явлениях и реалиях. Это так называемые экфрасы (описания) византийских городов и энкомии (похвальные слова) императорам и другим политическим и церковным деятелям.

Наши знания о средневековом мире, о системе дорог и коммуникаций в значительной мере основываются на «Книгах путешествий», итинерариях (описаниях маршрутов путей), навигационных картах-портоланах. Наиболее известна «Книга» венецианского путешественника XIII в. Марко Поло, посетившего страны Леванта, Юго-Восточной и Средней Азии, Китая.

Немалую ценность представляет и средневековое эпистолярное наследие, насчитывающее сотни тысяч писем, различных по типу и содержанию: от деловых и дипломатических до литературных, рассчитанных на публикацию и широкое распространение и создаваемых по строго соблюдаемым специальным канонам.

Большая группа источников отражает разные стороны деятельности римско-католической и православной церквей. Это и акты соборов, и папские и патриаршие послания и постановления, и богатейшая богословская и полемическая (против иноверцев, еретиков, схизматиков, вероотступников) литература. Для медиевиста интересна и церковная проповедь, дающая представление о системе ценностей средневекового человека, о его мировосприятии, о позиции церкви по важнейшим политическим, экономическим и моральным вопросам. Правила составления и произнесения проповеди предписывала гомилетика, специальная дисциплина, опиравшаяся на многовековую практику риторики. Покаянные книги (пенитенциалии) в отличие от проповедей предназначались не для оглашения, а для внутреннего использования проповедниками. Классифицируя и анализируя типичные прегрешения прихожан, назначая за них разные виды покаяния, пенитенциалии содержат богатый материал о повседневной жизни простых людей, о народной культуре средневековья.

Источник

Источники по истории средневековья

Исторические источники являются основой любого исторического исследования, и без их изучения невозможно научное познание истории общества. В широком смысле слова, они представляют собой все созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности и других свидетельств, которые содержат информацию об отношениях людей, их быте, нравах, способах добывания материальных благ и т.д.

Средневековые источники представлены такими типами:

1. Природно-географические. Они содержат сведения о климате, ландшафте, почве, растительности, водных артериях и могут дать некоторые представления о характере деятельности человека в регионе, особенностях его быта, образа жизни и т.д.

2. Этнографические. Содержат довольно многообразные свидетельства, анализ которых позволяет составить представление о структуре жилищ, хозяйственных построек, одежде людей, методах обработки материалов, технологии возделывания земли, а также о языке, на котором когда-то говорили люди.

4. Художественно-изобразительные источники: памятники живописи, архитектуры, скульптуры, наскальные рисунки и надписи, предметы прикладного искусства.

5. Письменные источники: любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

Не умаляя достоинств всех названных типов источников, следует отметить, что для изучения средневековья особенно важное значение имеют письменные источники, информативная ценность которых из-за все большего распространения знаний и грамотности к концу средневековья и далее возрастает.

В свою очередь письменные источники можно классифицировать следующим образом:

а) нарративные источники, т.е. повествовательные, рассказывающие о чем-либо. Это могут быть исторические повествования, памятники эпистолярного творчества, проповеди, наставления. По жанру это могут быть анналы, хроники, биографии, генеалогия и т.д.

б) письменные документальные источники, фиксирующие события и явления, имеющие прямое отношение к экономической, социальной, политической сферам жизни общества.

в) законодательные источники, содержание которых не только отражает существующую правовую практику, но и желание законодателей изменить ее, упорядочить общественные отношения, систематизировать социальные ситуации.

Для раннего средневековья характерно отсутствие систематизированных источников, содержащих полные сведения о различных сторонах жизни общества. Бóльшая часть населения Европы пользовалась старыми римскими законами, приспосабливая их к изменившейся действительности. Кодифицированное Юстинианом I римское право («Кодекс Юстиниана», «Новые законы» – новеллы, «Дигесты» и «Институции»)[1] составило обширный свод законов, получивших в XII в. название «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis). Этим сводом в Европе стали пользоваться в форме рецепции (перенимание, усвоение) только с XII в. Тем не менее «Кодекс» оказал серьезное влияние на законодательство королей.

Варварские племена (германцы, кельты, славяне) в раннее средневековье сохранили свои древние обычаи, весьма консервативные. Под влиянием римских порядков эти обычаи были зафиксированы в письменном виде. Так появились варварские «Правды» – Салическая, Саксонская, Бургундская, Вестготская и др., представляющие собой систематизированные своды действующих на основе традиции правовых норм. Следует заметить, что эти источники не всегда точно отражали древние обычаи. В момент записи в них фиксировались в основном штрафы за различные преступления, вносились некоторые дополнения, кое-что вообще не было записано. К тому же надо иметь в виду, что до нас дошли тексты документов более позднего, чем оригинал, происхождения, отредактированные и дополненные в соответствии с происшедшими переменами.

Источники более позднего происхождения – капитулярии (VIII – IX вв.) представляют собой первый опыт королевского законодательства, выросшего из варварских правд. Они состоят из отдельных глав (capitula), отражающих нормы публичного (государственного) и частного (вотчинного, сеньориального) права. Типичными примерами таких источников являются «Капитулярий о поместьях» К. Великого, «Кьерсийский капитулярий» Карла II, «Геристальский капитулярий» и др. Эти документы содержат разнообразные сведения о социальном строе, политических институтах, военном строе, сельскохозяйственной деятельности в вотчинах, о положении сельского населения, методах его эксплуатации.

Помимо того, до нас дошли многочисленные свидетельства документального характера, которые называют грамотами, а также хартиями и актами. Они представлены, как правило, в виде копий грамот, переписанных с сокращениями и дополнениями и собранных в специальные сборники – картулярии (лат. carta – грамота). Картулярии воспроизводят акты дарений, купли-продажи, обмена и предоставления земли в держание, завещания, вступление под коммендацию, а также протоколы избрания аббатов, долговые обязательства и многое другое.

Отражая типичные отношения, грамоты составлялись по уже отработанному образцу и получили поэтому название «формулы». Они являются очень ценным источником по истории экономики, общественного строя, политических институтов, географии, генеалогии раннего средневековья.

Очень трудной оказалась судьба рассказывающих (нарративных) источников. Выполненные в единичных экземплярах (из-за дороговизны пергамента), они исчезали бесследно во время пожаров, наводнений; часто первичные записи с них соскабливались, чтобы можно было использовать материал для другого повествования. И все-таки до нас дошли многочисленные «истории», посвященные важным событиям раннего средневековья: «История войн Юстиниана» Прокопия Кессарийского (VI в.), «История франков» Григория Турского (VI в.), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.), «Хроника Фридегарда», «Анналы королевства франков» и др.

Несомненными достоинствами обладают также произведения народной литературы, представленные в виде сказаний, героических песен, саг. Хорошо известные образцы этого жанра – «Песнь о Хильдебранте», «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф», многочисленные исландские и скандинавские саги, в которых отражен колорит эпохи, нравы, обычаи, элементы жизненного уклада народов в раннее средневековье.

С появлением городов и развитием товарно-денежных отношений, изменением социальной структуры общества и началом борьбы королевской власти за централизацию государств возникла необходимость в более точном правовом оформлении различных имущественных сделок и совершенствовании официального делопроизводства. Количество источников в этой связи увеличивается, их структура усложняется, появляются новые документы.

По форме и содержанию дипломатика (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая форму и содержание актов) делит источники (акты) на публичные (государственные) и частные. К публичным относятся грамоты и дипломы коронованных особ, других людей или общностей, обладавших правом издавать такие акты (римские папы, католические иерархи, городские коммуны). Обычно это были грамоты на шнурках, к которым привешивались печати; документы содержали соответствующие повеления облеченных властью лиц в отношении своих подданных, имущества, управления и многих других сторон жизни государства.

Частные акты касались купли-продажи имущества, сдачи в аренду, долговых обязательств, заключения коммерческих сделок, завещаний, дарений и т.д. Оформляли такие документы особые лица – нотарии, которые имели специальное образование и обладали особым статусом (имели право заниматься такого рода деятельностью). С течением времени и по мере накопления опыта процесс документоведения и способы сохранения деловых бумаг был усовершенствован. Появились «счетные книги» (бухгалтерская отчетность), позволявшие взаимопроверять статьи дебета и кредита, а также особые инструкции по ведению торговых дел с информацией о конъюнктуре на всех рынках Европы и Востока (например, «Практика торговли» Франческо Пегаллоти).

Для изучения аграрного строя Европы поистине бесценными являются поземельные описи (урбарии) и кадастры (переписи населения, уплачивающего налоги), которые дают довольно полное представление не только о формах землевладения и землепользования, но и о социальной структуре деревни, характере и видах эксплуатации держателей земли. Описи и кадастры существенно дополняются уставами сельских общин (Weistümer).

К числу новых источников, появившихся в классический период средневековья, надо отнести многочисленные юридические акты, необходимость в которых вызвана появлением городов, требовавших правовой регламентации внутригородской жизни и отношений между городами и сеньерами. Речь идет о формировании городского права, которое отражалось в городских хартиях и статьях. Составляющие элементы этого права – договоры городов с сеньерами, местные традиции, закрепленные в более ранних документах, а также рецепция римского права. Наиболее известными среди них являются хартия Людовика VI, пожалованная г. Орлеану, а также «Книга прав Генуэзской республики».

Кроме городских статутов в классическое средневековье появились многочисленные статуты цеховых организаций, университетов, торговых объединений и т.д. Так, византийская «Книга эпарха» была одной из первых (X в.), которая регулировала и контролировала деятельность коллегий. В Европе известны «Книга ремесел города Парижа» (XIII в.), уставы германских, английских, итальянских городов и многое др.

К числу документов государственной значимости надо отнести парламентские акты и статуты английского парламента, протоколы заседаний Генеральных штатов во Франции, имперских собраний в Германии, решения кастильских и арагонских кортесов.

Важные сведения по политической истории, еретическим движениям и классовой борьбе в городе и деревне содержатся в протоколах королевского, городских и вотчинных судебных заседаний.

Особый пласт источников, появившихся в XI – XV вв., представляют анналы, хроники, истории. Начиная с XII столетия, традиционные схематичные анналы постепенно заменяют хроники, авторы которых пишут уже не на латыни, а на народных языках. Будучи зачастую людьми светскими, они не только детально описывали события, но и старались оценить их, интерпретировать в соответствии с собственными представлениями. Так, до нашего времени дошло множество городских хроник, пространных монастырских повествований о повседневной жизни и примечательных событиях. Естественно, что исторически значимые факты также не были обойдены средневековыми хронистами. Участником первого крестового похода (имя неизвестно) были написаны «Деяния франков и прочих иерусалимцев»; Гвиберт Ножанский, ученый аббат, посвятил крестовому походу свое сочинение под названием «Деяния бога через франков» (XII в.); взятие Константинополя во время IV крестового похода детально отражено в описании его участника, маршала Шампани Жоффруа Виллардуэна. Во второй половине XIII в. началось создание сводных хроник и историко-мемуарных произведений, относящихся к истории целых государств или правящих династий («История Флоренции» Леонардо Бруни, «Всеобщая испанская хроника» Альфонса Х, «Алексиада» А. Комниной, «Малая хроника» Г. Сфрандизи и т.д.).

Завершая обзор источников классического средневековья, нельзя не упомянуть книги путешественников, которые содержат многочисленные интересные факты о нравах и обычаях народов, особенностях их быта, одежды, культуры («Книга» венецианского путешественника Марко Поло, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.).

Дата добавления: 2014-11-24 ; просмотров: 987 ; Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *