Что относится к искусственным сооружениям на автомобильных дорогах
Искусственные дорожные сооружения
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Смотреть что такое «Искусственные дорожные сооружения» в других словарях:
Дорожные сооружения — сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные устройства,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Дорожные сооружения — сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные устройства,… … Официальная терминология
Дорожные сооружения — Сооружения, являющиеся конструктивными элементами дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
автомобильная дорога — 3.3 автомобильная дорога : Инженерное сооружение, предназначенное для движения автомобилей, основными элементами которого являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные и линейные сооружения и все виды… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Дорога — У этого термина существуют и другие значения, см. Дорога (значения) … Википедия
ОДМ 218.6.010-2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог — Терминология ОДМ 218.6.010 2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог: 3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Объекты концессионного соглашения — 1. Объектами концессионного соглашения являются: (в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152 ФЗ) 1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные… … Официальная терминология
Автомобильная дорога — 1) автомобильная дорога объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные… … Официальная терминология
Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Дорога — (техн.) В восточн. губерниях России Д. называется собственно Сибирский путь. Вообще же под Д. разумеются сухопутные сообщения в отличие от водных путей. Для удобства проезда по дороге она должна иметь определенную ширину, уклоны, соответствующие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Искусственные сооружения
Трасса дороги, проходя по местности, встречает на своем пути различные препятствия: реки, ручьи, овраги, горные хребты, лощины, суходолы. Чтобы провести дорогу через такие препятствия, устраивают искусственные сооружения.
К ним относят: подпорные стенки, трубы, мосты, тоннели, путепроводы, виадуки, эстакады и др. Большую часть водопропускных сооружений, строящихся на автомобильных дорогах, составляют мосты и трубы.
С точки зрения требований автомобильного транспорта наилучшим является то сооружение, которое не меняет условий движения автомобилей, не требует изломов в плане и профиле проектной линии автомобильной дороги, не стесняет проезжую часть и обочины, а также не нуждается в изменении типа дорожного покрытия.
Этим условиям наиболее отвечают трубы, которые можно применять при любых сочетаниях продольного профиля и плана дороги и при любой высоте насыпи. Поэтому количество труб на автомобильных дорогах составляет 85% от общего количества водопропускных сооружений.
Так как сверху трубы засыпают грунтом насыпи, на поверхности которой устраивается такое же покрытие, как и на смежных участках дороги, то проезжающие по дороге автомобили не испытывают никаких изменений в условиях движения над трубой по сравнению с другими участками.
Рис. 3 Схемы сооружений: 1 – насыпь; 2 – пролетные строения;
Бывают случаи, когда необходимо устраивать подводные тоннели под реками, морскими заливами или проливами. Кроме тоннелей, на горных дорогах требуется возводить галереи для защиты дороги от каменных обвалов и снежных лавин, а также балконы и подпорные стенки.
Комплекс сооружений, устраиваемый для пересечения дорогой реки, называют мостовым переходом. В его состав входят: мост, подходы к нему, регуляционные и берегоукрепляющие сооружения.
Собственно мост состоит из пролетных строений, поддерживающих проезжую часть с тротуарами, и опор, передающих давление пролетных строений на грунт.
В зависимости от числа перекрываемых пролетов мосты бывают однопролетными или многопролетными ( рис. 3, а).
Расстояние l0 между центрами опирания пролетного строения называют его расчетным пролетом.
Уровень воды в реках может существенно изменяться. В летнее время и зимой вода обычно имеет низкий уровень, называемый уровнем меженных вод (УМВ), или уровнем межени.
Весной при таянии снега, а иногда и в летнее время, приток воды резко увеличивается и уровень воды повышается. Наивысший уровень воды, возможный на реке в месте мостового перехода, называют уровнем высоких вод (УВВ).
Расчетный уровень высоких вод определяют по данным натурных гидрологических наблюдений, с учетом вероятностного превышения расчетного паводка, устанавливаемого для мостов, в зависимости от категории дороги.
Свободную ширину зеркала воды под мостом, измеренную по расчетному уровню высоких вод, называют отверстием моста. В однопролетном мосту отверстие равно расстоянию в свету между внутренними гранями устоев.
В многопролетном мосту отверстие выражается суммой расстояний в свету между опорами отдельных пролетов (Σl0), измеренных по расчетному уровню высоких вод ( рис. 3, а).
Расстояние Н1 от поверхности проезжей части моста до уровня меженных вод называют высотой моста, а расстояние Н от низа пролетных
Расстояние Н от поверхности проезжей части моста до самых нижних частей пролетного строения называют строительной высотой моста.
Отверстие, величины пролетов (в свету и расчетные), высота моста, а также ширина проезда на мосту являются основными (генеральными) размерами моста.
Рис. 4. Схемы мостов с различным уровнем проезжей части
В зависимости от положения уровня проезда, различают мосты:
• с ездой поверху, когда, проезжая часть расположена по верху пролетных строений (рис. 4, а);
• с пониженной ездой, или ездой посередине, т. е. с проезжей частью, расположенной в пределах высоты пролетного строения (рис. 4, в).
В зависимости от материала, из которого сделаны пролетные строения, различают мосты деревянные, каменные, бетонные, железобетонные и металлические.
По роду перемещающихся по ним подвижных нагрузок различают мосты:
· пешеходные, предназначенные для пешеходного движения;
· совмещенные — для пропуска одновременно автомобильного и железнодорожного движения;
В зависимости от назначения, особенностей конструкции и условий эксплуатации, мосты могут быть разделены на следующие основные виды: обычного типа или высокого уровня; разводные; трансбордеры или мостовые паромы; наплавные.
Встречаются и другие виды искусственных сооружений, по своему характеру аналогичные мостам. К числу таких сооружений относятся: путепроводы, эстакады и виадуки.
Мостами обычного типа или высокого уровня (высоководными) называют мосты, возведенные на такой высоте над рекой, чтобы свободно пропускать высокие воды и не препятствовать на реке судоходству или сплаву (рис. 5, а).
Рис. 5. Основные виды мостовых сооружений
В этих мостах возвышение Н низа пролетных строений над уровнем высоких вод или над судоходным расчетным уровнем (РСУ) должно быть не меньше высоты судоходного габарита для данной реки ( рис. 4, в).
Когда на реке нет судоходства или сплава леса, величина Н определяется требованиями безопасного пропуска под мостом высоких вод и ледохода.
В некоторых случаях устраивают мосты, имеющие лишь небольшое возвышение над уровнем меженных вод. Такие мосты, называемые низководными, не способны пропускать высокие воды и при проходе паводков они либо затопляются (затопляемые мосты), либо их приходится разбирать.
Низководные мосты применяют как кратковременное средство связи между берегами.
Разводными называют мосты, в которых для пропуска судов устроен специальный разводный пролет (рис. 5, б), имеющий размеры, необходимые для судоходства. Разводные мосты применяют в случаях, когда невозможно или неэкономично поднять подходы на высоту, необходимую для непосредственного пропуска судов под мостом. Недостаток разводных мостов состоит в неизбежности перерывов движения по мосту при разведенном пролете.
Трансбордеры, или мостовые паромы устраивают в случае необходимости пересечения широкого водного пространства. Это бывает необходимо при малой интенсивности движения между берегами.
Трансбордер (рис. 5, в) состоит из легкой конструкции, перекрывающей водное препятствие и поддерживающей пути для тележки с подвесной платформой, служащей для перевозки грузов.
Наплавными называют мосты на плавучих опорах (рис. 5, г). Их применяют при пересечении широких и глубоких рек в тех случаях, когда устройство моста на постоянных опорах дорого, сложно и не оправдывается предполагаемым грузооборотом на мосту. На судоходных реках в наплавных мостах устраивают специальные выводные участки, которыми открывают путь для прохода судов.
При пересечении многоводных рек дорогами с малой интенсивностью движения связь между берегами может быть осуществлена паромной переправой. Такая переправа состоит из пристаней на обоих берегах реки и плавучего парома, передвигающегося между пристанями.
Путепроводами называют мосты для пропуска одной дороги над другой (пересечение в разных уровнях). К устройству путепровода приходится прибегать при пересечении двух автомобильных дорог (рис. 5, д) с интенсивным движением, пересечении автомагистрали с городскими улицами или автомобильной дороги с железнодорожными путями.
Эстакадой называют мостовую конструкцию, служащую для пропуска дороги на некоторой высоте над поверхностью земли так, чтобы нижележащее пространство могло быть использовано для проезда или для других целей (рис. 5, е). Эстакады часто устраивают в городах для пропуска скоростного автомобильного движения, метрополитена, железной дороги над улицами, площадями и даже над городской застройкой.
В зависимости от статической схемы основной несущей конструкции пролетных строений различают следующие системы мостов: балочную, арочную, рамную и висячую.
Рис. 6. Основные конструктивные системы мостов
В балочных мостах (рис. 6, а) пролетное строение при действии на него вертикальной нагрузки работает на изгиб и передает опорам вертикальные опорные давления.
В арочных мостах (рис. 6, б) опорные реакции, вызываемые вертикальной нагрузкой, действуют на опоры наклонно и могут быть разложены на вертикальную и горизонтальную составляющие. Горизонтальные составляющие Н опорных реакций арки называют распором. Арка под действием вертикальной нагрузки работает на сжатие и изгиб. Распор арки передается опорами или может быть воспринят специальным элементом, называемым затяжкой.
В рамных мостах (рис. 6, в) пролетные строения и опоры жестко связаны между собой и составляют единую конструкцию. При действии вертикальной нагрузки опорам и фундаментам рамных мостов передаются, кроме сжимающих усилий, также значительные изгибающие моменты. В ряде рамных систем под действием вертикальной нагрузки возникает также и распор Н (. рис. 6, в).
В висячих мостах (рис. 6, г) пространство между опорами перекрывается стальными канатами (или вантами), работающими на растяжение и поддерживающими балку жесткости, в уровне которой расположена проезжая часть. Канаты (ванты) передают своими концами наклонные усилия, воспринимаемые специальными анкерными опорами ( рис. 6, г) или балкой жесткости моста.
Кроме перечисленных статических схем мостов, встречаются также и другие статические схемы. Например, в деревянных мостах применяют подкосную систему, представляющую собой балку, подпертую подкосами. В металлических и железобетонных мостах встречаются различного рода комбинированные системы, в виде сочетания простейших, например, балочной и арочной.
Основные термины
Словарь основных дорожных терминов
Общие сведения
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления.
К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях, которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств, и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.
Примерная конструкция автомобильной дороги
Схема управления автомобильными дорогами общего пользования Российской Федерации
Земляное полотно и дорожные одежды
Конструкции и типы дорожных одежд
Расчет дорожных одежд
Мостовые сооружения и переходы
Различают по назначению:
по виду применяемых материалов в пролетном строении:
по уровню расположения проезжей части:
по расположению пролетного строения относительно горизонта высоких вод:
по статической схеме пролетного строения:
По статической схеме различают:
— Разместил/а 18 декабря 2016, 23:43, отредактировано 07 апреля 2018, 18:11
Что относится к искусственным сооружениям на автомобильных дорогах
Дороги автомобильные общего пользования
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ И ПАСПОРТИЗАЦИИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Automobile roads of general use. Technical requirements for the diagnosis and certification of highway engineering structures on automobile roads
Дата введения 2016-08-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН ОАО Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» [МГУПС (МИИТ)], Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2015 г. N 1933-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33161-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2016 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
1.2 Требования настоящего стандарта распространяются на искусственные сооружения следующих типов:
— мостовое сооружение (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, скотопрогон, зверопроход, биопереход мостового типа и т.п.);
— искусственное сооружение в теле насыпи (путепровод засыпного типа, водопропускная труба или труба иного назначения);
— тоннельное сооружение (тоннель автодорожный, тоннель пешеходный, биопереход тоннельного типа и т.п.);
— противолавинное сооружение (галерея, отбойная дамба);
— противокамнепадное сооружение (галерея);
— селепроводное сооружение (селедук, селеспуск);
— снегоспуск, косогорная труба, водосброс;
1.3 Настоящий стандарт не распространяется на диагностику искусственных сооружений, относящихся к ведению речных регистров (паромные переправы, наплавные мосты), а также на отдельные, не относящиеся к мостовым переходам гидротехнические сооружения (регуляционные сооружения, берегозащитные сооружения и т.п.).
1.4 По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, изменений к ним, а также правила применения или прекращения применения этих документов в отдельных государствах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 32825 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 32871 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования
ГОСТ 32944 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования
ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ 32963 Дороги автомобильные общего пользования. Расстояния видимости. Методы измерений
ГОСТ 33101 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности
ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33129 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Методы контроля
ГОСТ 33146 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Методы контроля
ГОСТ 33152 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей
ГОСТ 33153 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования
ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов
ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания
ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
ГОСТ 33384 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования
ГОСТ 33390 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия
ГОСТ 33391 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Габариты приближения конструкции
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийное состояние: Техническое состояние искусственного сооружения, характеризующееся повреждениями, деформациями, кренами, свидетельствующими об исчерпании несущей способности или которые могут вызвать потерю устойчивости объекта, при которых его дальнейшая эксплуатация должна быть незамедлительно прекращена из-за опасности разрушения либо обрушения основных конструкций.
3.2 автоматизированная информационная система по искусственным сооружениям; АИС: База данных с соответствующим программным обеспечением, предназначенная для внесения, хранения и обработки информации по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах.
3.3 берегозащитное сооружение: Гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты от размыва (подмыва).
3.4 водопропускная труба: Искусственное сооружение, служащее для пропуска малых расходов воды под насыпью автомобильной дороги, имеющее грунтовую засыпку над сооружением и лоток в уровне дна водотока.
3.5 биопереход: Искусственное сооружение (мостового, трубного или тоннельного типа), обеспечивающее безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны.
3.6 галерея: Искусственное сооружение, имеющее перекрытие, расположенное над дорогой и предназначенное для пропуска камнепада и снежных лавин над полотном дороги.
3.7 грузоподъемность искусственного сооружения: Предельная вертикальная подвижная (автомобильная, пешеходная или иная) нагрузка на несущие конструкции сооружения, которую можно допустить, не нарушая условий прочности, устойчивости, выносливости, жесткости, трещиностойкости, соответствующих достижению предельных состояний I или II группы.
3.8 диагностика искусственных сооружений: Особый тип обследования искусственных сооружений, выполняемый по установленному алгоритму технического диагностирования, включающему процедуру получения на натурных объектах данных о местоположении, особенностях конструкции, технических параметрах и дефектах сооружения, оценку технического состояния и составление технического паспорта, а также внесение при необходимости этих данных в автоматизированную информационную систему по искусственным сооружениям (АИС).
3.9 дюкер: Водопропускная труба, имеющая лоток ниже уровня дна водотока и работающая в напорном режиме.
3.10 искусственное сооружение: Инженерное сооружение, обеспечивающее движение транспортных средств, пешеходов, пропуск животных, прокладку коммуникаций в местах пересечения в разных уровнях автомобильных дорог, с иными путями сообщения, а также естественными или искусственными препятствиями и в местах неблагоприятных природных воздействий (камнепад, сход лавин и т.п.).
3.11 искусственное сооружение в теле насыпи: Инженерное сооружение, устраиваемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока, транспорта, пешеходов, коммуникаций, животных.
3.12 капитальный ремонт искусственного сооружения: Ремонт, связанный с восстановлением или доведением основных технико-экономических показателей и потребительских свойств сооружения до значений, показателей и потребительских свойств, соответствующих присвоенной категории автомобильной дороги или ее участка, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей и при котором не требуется изменение границ полосы отвода автомобильной дороги.
3.13 карточка искусственного сооружения: Документ утвержденной формы, содержащий информацию о постоянных параметрах искусственного сооружения.
3.14 мостовой переход: Комплекс сооружений, предназначенный для преодоления дорогой водного препятствия и включающий мостовое сооружение, подходы, регуляционные сооружения, берегозащитные сооружения.
3.15 мостовое полотно: Система элементов, предназначенная для обеспечения комфортности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с поверхности покрытия проезжей части, тротуаров и сопряжений с подходами.
3.16 мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из пролетных строений, опор, и других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, коммуникаций различного назначения.
3.17 отбойная дамба: Противолавинное сооружение в виде насыпи, устраиваемое на склоне выше дороги и служащее для отклонения траектории схода лавины.