Что относится к институтам государства
Что такое социальный институт: примеры, виды, функции
Приветствую Вас, друзья!
Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.
Что такое социальный институт?
Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.
Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.
Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:
Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).
Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.
Примеры социальных институтов
Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:
Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).
Структура социального института
Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:
Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:
Функции социальных институтов
С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:
Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.
Классификация социальных институтов
Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:
Классификация по масштабности:
Классификация по сложности:
Классификация по сфере деятельности:
Классификация по наличию нормативной базы:
Институционализация
Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.
Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.
Признаки государства как социального института
Государство как социальный институт — основные понятия, характеристика
Изучение государства как социального института занимало и занимает умы философов, социологов, политиков, филологов, политологов, других мыслителей и деятелей науки, поскольку требует глубоких знаний в разных отраслях научных знаний.
По мнению основателя социологии, французского философа Огюста Конта, это конструкция, способная обеспечить согласие и единство в социуме, представляющая для ученого интерес, как работающая функция в ходе социальной интеграции.
Как характеризуют социальные институты?
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Доктор филологических наук профессор И. М. Дзялошинский считает, что «именно совокупность базовых институтов, определяющих основные формальные и неформальные нормы и правила жизнедеятельности людей, формирует институциональную матрицу, которая определяет спектр возможных траекторий развития общества».
Выделяют несколько основных социальных институтов, играющих существенную роль. Ученые обращают внимание на формальные институты, в которых урегулированы предписаниями (законами, уставами, правилами и тому подобными нормами) и объем функций, и средства, и методы функционирования. К формальным относится и государство.
Признаки государства, как социального института, примеры
Институт государства охватывает не только политическую, но и другие сферы общественной жизни: идеологическую, социальную, экономическую. Рассматривая государство как социальный институт, советский и российский социолог, доктор социологических наук, Ф. И. Шарков отмечает характерные признаки:
Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский, также упоминает функцию организации власти, которая невозможна без применения принуждения (ряда ограничений действий граждан) в границах принимаемых законов и норм морали и нравственности.
Ученые акцентируют внимание на осуществлении функций власти, поскольку это однозначный критерий отделения института государства в исторически сформировавшейся системе базовых институтов — регуляторов основных общественных сфер.
А. А. Галкин (советский и российский историк, политолог, доктор исторических наук, профессор), Ф. М. Бурлацкий (советский и российский политолог, журналист, кандидат юридических наук, доктор философских наук, профессор) и другие ученые называли следующие признаки:
Известен и несколько иной перечень основных признаков:
Примеры признаков государства: институт гражданство, издание нормативно-правовых актов, охрана государственной границы, денежная эмиссия, главенство власти над всеми физическими и юридическими лицами в пределах территории, взимание налогов.
Функции института государства, основные роли, кратко
Социальный институт государства уникален, так как, в отличие от всех других социальных институтов, обладает инструментами не только для добровольного и осознанного сотрудничества людей во имя достижения социально значимых целей, но и принуждения к признаваемой целесообразной и общественно полезной деятельности.
Кандидат социологических наук И. И. Грунтовский указывает, что государство как социально-политический институт обладает монополией:
Государство любой страны осуществляет множество необходимых функций:
Социальные функции государства:
Структура социального института государства
Социальный институт государства, занимая основное положение в социальной системе, отвечает общим признакам социальных институтов, несмотря на их многообразие.
Институты государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и отличительные свойства института государства
Государство представляет собой в известном смысле абстракцию, поскольку не имеет материального, предметного воплощения. Говоря о действиях, функциях, политике государства, обычно имеют в виду конкретные его институты или совокупность таких институтов.
Под социальным институтом принято понимать форму организации совместной деятельности людей, с помощью которой реализуется какая-либо общественная функция.
В более узком значении институтом обозначают общественные учреждения либо организации. Так, социальными институтами являются семья, школа, трудовой коллектив, церковь, средства массовой информации и т. п. институциональную составляющую можно выделить и применительно к феномену государства.
Институт государства (или государственный институт) – форма организации государственно-властной деятельности, посредством которой достигаются поставленные перед государством цели и задачи.
Можно назвать следующие свойства институтов государства:
Классификация институтов государства
Институты государства классифицируются в основном по сфере их деятельности (выполняемой функции государства).
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо данных традиционных институтов, нередко выделяются также армия (институт, обеспечивающий территориальную целостность и неприкосновенность государства) и церковь (в теократических и клерикальных государствах).
Роль институтов в механизме государства
Как известно, механизм государства включает в себя систему органов государства и их деятельность (в том числе принципы этой деятельности и обеспечивающие ее ресурсы).
Государственные институты, как правило, представляют собой крупные группы органов государственной власти. В отличие от последних, институты – более стабильная категория, в то время как конкретные образующие институт органы власти могут возникать и ликвидироваться.
Следовательно, институт государства соответствует значимым направлениям государственной деятельности безотносительно сферы такой деятельности. В рамках механизма государства категория института позволяет более абстрактно представить функционирование государственной власти.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 07 11 2017
Институты политической системы
Политический институт — определение
Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.
Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:
Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.
Классификация политических институтов:
«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.
Атрибуты институтов
Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.
С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.
Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами
Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.
Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе
Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.
Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей
Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.
Признаки
Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:
Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.
Функции
Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.
Общие функции институтов:
Разновидности
В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:
Институт парламентаризма
Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:
Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.
Институт государственной службы
Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.
Институт главы государства
Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.
Институты судопроизводства
Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.
Структура
Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:
Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:
Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.
Основные институты государства
Институты государственной власти — что это такое
Институты государственной власти представляют собой социальные образования, осуществляющие власть и управление обществом.
В современном социуме государственная власть реализуется следующими институтами:
Роль государственных институтов
Механизм страны состоит из системы государственных органов и их функционирования, включая принципы деятельности и ресурсы, обеспечивающие их работу.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Институты представлены в виде крупных групп государственных властных органов. В отличие от этих органов власти, способных как появляться, так и ликвидироваться, институционные образования характеризуются большей стабильностью.
Это свойство определяет роль институтов в механизме государства. Рассматриваемые социальные образования соответствуют важным направлениям деятельности страны, не относясь при этом к сфере этой деятельности. Данная категория дает более абстрактное представление о функционировании государственной власти.
На чем основан конституционный строй
Основы конституционного строя являются важнейшей категорией, определяющей основные принципы государственной организации, взаимоотношений государство – общество, государство – гражданин.
Понятие «конституционный строй» является гарантией служения государства социуму и каждому конкретному человеку, обеспечивает реализацию прав и свобод личности.
Конституционный строй представляет собой порядок, закрепленный в конституции, гарантирующий соблюдение личностных и гражданских прав и свобод человека.
Основу конституционного строя составляет следующий список принципов:
В сфере регулирования ключевых моментов государственной, общественной и личностной жизнедеятельности основы конституционного строя составляют первостепенную нормативную базу, на которой основываются другие позиции Конституции и правотворческой системы.
Эти правила и нормы обладают высшей юридической силой. Остальные нормы Конституции, другие нормативные документы, указы главы страны, постановления правительства имеют законность лишь в случае соответствия основам конституционного строя.
Структура государственных институтов и основа разделения
Принцип разделения власти на ветви является важным компонентом существования демократического государства. Он исключает сосредоточение всех видов власти (законотворческой, исполнительной и судебной) в руках одного человека.
В основе разделения властей на ветви лежит теория, разработкой которой занимался ряд ученых и политических деятелей: Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей и др.
В соответствии с этой теорией:
Государственное управление в Российской Федерации осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Каждый властный орган обладает автономностью.
Глава государства
Президент России является государственным лидером, не входящим в систему ни одной ветви власти. Деятельность главы осуществляется через Администрацию Президента РФ, действующую на правах органа управления государством. Глава государства также является главой Совета Безопасности и Совета обороны.
Правительство РФ – исполнительный орган власти
Правительство Российской Федерации включает Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Министерства, федеральные комиссии, службы, агентства и надзоры, а также государственные комитеты составляют систему федеральных органов.
К правомочиям Правительства относятся:
Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган
Федеральное собрание представляет собой парламент, состоящий из Совета Федераций (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Верхняя палата включает по два представителя (по одному от представительного и исполнительного властного органа) от каждого региона страны. Всего в составе Совета Федераций 178 человек. К полномочиям верхней палаты Федерального Собрания относятся:
В Госдуму входят 450 депутатов. Их избирают по смешанной избирательной системе. К ведению Государственной Думы относятся полномочия:
Судебная власть в России осуществляется с помощью нескольких видов судопроизводств:
Конституционный Суд
В ведении данного органа:
Верховный Суд
Данный судебный орган стоит во главе судов общей юрисдикции субъектов государства (районные суды, мировые суды) и военных судов округов и флотов (гарнизонные военные суды).
Высший Арбитражный Суд
В компетенции этого органа находятся разногласия на экономической почве и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, которые возглавляются Высшим Арбитражным судом.