Что относится к информирующим методическим материалам по безопасности
Что относится к информирующим методическим материалам по безопасности
По своему назначению методические материалы условно можно разделить на 4 группы:
I. ГРУППА – ИНФОРМИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
• информация (собственно информация, информационный лист, информационный плакат, обзор, графики);
II. ГРУППА – ОПИСЫВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
III. ГРУППА – ИНСТРУКТИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
IV. ГРУППА – ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
• тематическая подборка материалов;
• задачник, сборник упражнений.
Что представляют собой названные методические материалы?
ИНФОРМИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
•литература по определенному вопросу с краткой аннотацией;
•журналы разных издательств по вопросам педагогики и психологии;
•методический фонд кабинета, методиста, педагога школы для ознакомления более широкого круга людей и др.
Такой методический обзор дополнит любую разработку, сценарий, тематическую папку ценной рекомендательной библиографией.
а) стационарной, работающей в течение долгого времени («В помощь классному руководителю»);
б) временной, действующей накануне праздника, или по итогам (отчетная выставка);
в) передвижной, фонд которой можно вывезти в школу, лагерь.
По структуре методическая выставка делится на :
• заглавие, точно отражающее тему выставки, ее назначение;
• аннотации к литературе.
ОПИСЫВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Примерная схема написания реферата:
• название реферата, автор, стаж его работы, место работы ;
• изложение темы (по частям, с пунктами, подпунктами);
ИНСТРУКТИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно-методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников.
• название работы, адресат;
• вступительная часть, где кратко обосновывается необходимость разъяснения данного вопроса: приводятся отправные нормативные документы, анализ сложившейся обстановки, выводы.
• изложение инструктажа; цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения. Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты: план-алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА дает объяснения к последующим методическим материалам, изложенным более скупо (планам, графикам, таблицам). Записка должна давать ответ на следующие вопросы:
• решению, каких задач способствует данная методическая работа;
• на основании, каких документов, фактов составлена работа?
• какова схема изложения материала?
• каково назначение и краткое содержание каждого из разделов предлагаемой далее работы?
• как пользоваться данной работой?
• где, в чем эти материалы могут быть использованы?
• кем подготовлены эти методические материалы.
5. ИНСТРУКЦИЯ раскрывает последовательность действий, операций. Применяется обычно при описании условий дидактических игр, или функций какого-либо органа, не допускающего различных толкований одного и того же вопроса. Методическая инструкция к игре или дидактическому пособию призвана осветить следующие моменты:
• для кого предназначено;
• для чего предназначено, какие задачи воспитания помогает решать;
• сколько человек, групп может одновременно пользоваться;
• в чем заключается смысл игры;
• условия пользования пособием, условия игры (простой и усложненный варианты);
• порядок пользования пособием, игрой;
• кем разработано пособие или игра. Инструкция пишется лаконичным языком, простыми предложениями. Допустимо приводить примеры действия игроков.
6. МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ содержит в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. В рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику в деле.
Примерная схема написания рекомендации:
• методические указания по решению организационных вопросов рекомендуемого дела (создание штабов, агитация, оформление, распределение поручений и т.д.);
• описание перспективы результатов рекомендованного дела, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на учащихся, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить достигнутый воспитательный эффект, развить полученные навыки, т.е. определяется место данного дела в системе воспитательной работы;
• список рекомендуемой литературы по данной теме, список использованной при подготовке работы литературы;
• автор работы, год написания, рецензия методического совета.
ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Методические материалы, имеющие непосредственное практическое назначение, условно называются прикладными.
Примерная схема сценария:
цель, воспитательные задачи дела;
автор сценария, год.
Как правило, сценарий снабжен методическими советами. Это дает возможность разрабатывать собственные варианты.
Примерная схема методической разработки:
• название и форма проведения дела;
• объяснительная записка, в которой указывается:
задачи проводимого дела, предполагаемого метода; возраст детей, на которых рассчитано дело; условия для проведения;
• оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов, музыкальное сопровождение).
• методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений; дела, предшествующие и нацеливающие на основное; роль педагога в этот период);
• сценарий плана, ход проведения дела;
• сценарий дела, где соблюдаются все композиционные и сюжетные части, ссылка на авторов и названия источников с указанием страниц;
• методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, от каких ошибок предостеречься, где лучше проводить дело, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя);
• методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т. п.).
• список использованной литературы;
• автор разработки, место работы, год.
3. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценария. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков на одну определенную тему.
5. КАРТОТЕКА также относится к прикладным материалам.
Картотеки могут быть:
• газетных и журнальных статей;
• передового педагогического опыта;
• игр, цитат, поговорок и др.
Все многообразие методических материалов не может быть представлено в какой-то одной форме.
Рекомендации, сценарии, посвященные одной проблеме, оформляются на печатных листах РАЗОВЫМ ВЫПУСКОМ. Сборники методических материалов издаются в БРОШЮРАХ. Ряд разноплановых материалов, необходимых на определенный период времени, или посвященный одной теме, составит МЕТОДИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ. Оперативные методические советы, указания, призыв к организации конкретного дела можно оформить в виде МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИСТОВКИ. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПАПКА объединит в себе:
Что относится к информирующим методическим материалам по безопасности
Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Настоящая Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – «ОБЖ») в Российской Федерации, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации.
I. Значение учебного предмета в системе общего образования
Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях современного исторического процесса достигло уровня глобальной проблемы, став одной из актуальных для всего человечества. В связи с этим введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности (с 1991 года) является принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.
В настоящее время учебный предмет «ОБЖ» включен в число обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом направлении накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости его преподавания, фиксирующий достижения, выявляющий положения, нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационных сферах.
Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.
Проблематика учебного предмета «ОБЖ» также актуальна для внеурочной и внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью.
II. Проблемы изучения и преподавания учебного предмета «ОБЖ»
В процессе модернизации российского образования и в условиях роста актуальности вопросов безопасности личности, общества и государства обострились проблемы реализации учебного предмета «ОБЖ», которые могут быть объединены в следующие основные группы.
1. Проблема мотивационного характера
Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в которых следует творчески применить полученные знания и умения. Задача каждого учителя – помочь обучающимся в освоении учебного предмета «ОБЖ», используя вариативные практикоориентированные методы обучения.
2. Проблемы содержательного характера
В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных основных образовательных программах, учебных и учебно-методических изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях (чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает целостность изложения сущности опасных ситуаций.
Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности, общества и государства. Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах.
Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся, соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из других предметных областей.
3. Проблемы методического характера
Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ». Значительные трудности на уровне основного общего образования связаны с использованием имеющихся учебников и методических материалов, которые рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При этом примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах). Подобное рассогласование базовой учебно-методической литературы и структурно-логической модели учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях не позволяет реализовывать системный подход, препятствует четкому тематическому планированию, не соответствует принципу последовательного усложнения и закрепления знаний.
Негативное влияние на преподавание учебного предмета оказывает целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Оценка сформированности компетенций в рамках учебного предмета «ОБЖ» проводится с помощью материалов для контроля, ориентированных на проверку в основном дидактической составляющей.
Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у преподавателя для осуществления систематических практических занятий нарушают принцип практико-ориентированности предмета.
Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах «ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.
4. Кадровые проблемы
Прослеживается устойчивая тенденция образовательных организаций высшего педагогического образования к сокращению профиля подготовки «Безопасность жизнедеятельности» (уровень «Бакалавриат») в рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», а также низкая эффективность магистерской подготовки в данном направлении в силу отсутствия у значительного числа магистрантов необходимой специализированной базовой и педагогической подготовки.
Сокращается число кафедр безопасности жизнедеятельности (специализированных и выпускающих) путем включения их в состав других кафедр (естественнонаучных, медицинских, физической культуры, экологии и т.п.), что ведет к утрате педагогического корпуса квалифицированных кадров.
В образовательных организациях высшего образования отсутствуют механизмы подготовки преподавателей, способных осуществлять образовательную деятельность по безопасности жизнедеятельности, как в отношении специализированных учебных предметов, так и в отношении учебного предмета «ОБЖ».
Повышение квалификации и переподготовки преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» осуществляется в основном на теоретическом уровне.
III. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета «ОБЖ», изменение его образовательного статуса в соответствии со степенью важности формируемых им компетенций в области безопасности личности, общества и государства, государственным заказом, потребностями населения и перспективными задачами развития российского общества. Приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности должно стать осмысленным и внутренне согласованным процессом.
Задачи Концепции
изменению мотивации обучающихся к изучению учебного предмета «ОБЖ» как базового элемента системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
формированию единообразного подхода к преподаванию предмета «ОБЖ»;
развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, на базе реальных потребностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности и необходимости формирования практико-ориентированных компетенций;
совершенствованию технологий и методик преподавания учебного предмета «ОБЖ» исходя из необходимости систематизированного и непрерывного овладения соответствующими компетенциями на всех уровнях общего образования с акцентом на прикладной характер учебного предмета;
разработке инструментария объективной оценки качества результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ»;
повышению качества работы преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ», развитию кадрового потенциала в области преподавания «ОБЖ»;
разумному использованию электронной образовательной среды учебного предмета «ОБЖ» (в том числе и его цифровой составляющей);
обновлению учебных изданий по учебному предмету «ОБЖ» с учетом анализа современных проблем обеспечения безопасности личности, общества и государства и детального рассмотрения механизмов возникновения и развития рисков, угроз, опасностей и чрезвычайных ситуаций;
модернизации системы дополнительного профессионального образования преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» в целях достижения ее многопрофильности и формирования компетенций, предусмотренных Профессиональным стандартом «Педагог»;
популяризации проблематики по основам безопасности жизнедеятельности.
IV. Основные направления реализации Концепции
1. Дошкольное и начальное общее образование
Образовательные программы на уровне дошкольного и начального общего образования при непосредственном участии семьи должны обеспечивать:
в дошкольном образовании:
понимание взаимозависимости счастливого детства и безопасного личного поведения в быту, социуме, на природе;
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и усвоение простейших правил безопасного индивидуального повеления;
в начальном общем образовании:
внутреннюю мотивацию ребенка к приобретению знаний в области личной безопасности и формированию культуры безопасного поведения;
овладение исходными сведениями о проблемах безопасности жизнедеятельности человека;
выработку начальных умений и навыков безопасной жизни и поведения в системе «человек – среда обитания».
Основными направлениями реализации Концепции на уровне начального общего образования являются:
корректировка примерной основной образовательной программы учебного предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения условий для формирования начальных навыков и первичных знаний для последовательного перехода к изучению учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования;
конкретизация требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в части раздела «Правила безопасной жизни» предмета «Окружающий мир» и разработка соответствующих контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации.
2. Основное общее образование
Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне основного общего образования должно обеспечивать:
понимание проблем безопасности и формирование у всех обучающихся базового уровня культуры безопасного поведения;
предоставление каждому обучающемуся возможности выработки и закрепления умений и навыков, необходимых для дальнейшего существования в обществе, в том числе с учетом электронных учебных пособий и дистанционных образовательных технологий;
усвоение обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, включенных в систематизированные знания основ комплексной безопасности личности;
выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих возрастным особенностям и потребностям обучающихся, посредством применения интерактивных тренажерных систем, способных моделировать различные реальные ситуации повседневности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующих формированию практических умений и навыков;
корректную оценку результатов промежуточного и итогового контроля освоения основной образовательной программы.
Основными направлениями реализации Концепции на уровне основного общего образования являются:
реализация системного подхода и обеспечение непрерывного изучения предмета на уровне основного общего образования;
разработка содержания учебного предмета «ОБЖ» с выделением обязательных тематических линий с определением их целесообразного объема и тематики, обязательных практических занятий в каждом классе: безопасность во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникациях, при воздействии рисков культурной среды), здоровый образ жизни, первая помощь пострадавшим, основы комплексной безопасности населения Российской Федерации;
внедрение единой структурно-логической схемы изучения тематических линий с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся: безопасность во время пребывания в различных средах – «правила пребывания в различных средах → риски и действия по их снижению во время пребывания в различных средах → действия в условиях опасностей в различных средах»; здоровый образ жизни – «значение для человека здорового образа жизни → правила здорового образа жизни и их соблюдение → экологическая безопасность»; первая помощь пострадавшим – «принципы и общий порядок оказания первой помощи пострадавшим → приемы и правила оказания первой помощи пострадавшим при состояниях, угрожающих их жизни и здоровью»; основы комплексной безопасности населения Российской Федерации – «правовые основы обеспечения комплексной безопасности → организация комплексной защиты населения → основные мероприятия комплексной защиты населения»;
использование приема организации учебного материала по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры;
систематизация дидактических компонентов тематических линий в учебных изданиях (печатных, электронных, цифровых) в парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности ее избегать → при необходимости действовать со знанием дела»;
использование практико-ориентированных интерактивных форм организации учебных занятий с акцентом на применение тренажерных систем и виртуальных моделей, способных отображать объекты, не воспроизводимые в обычных условиях, а также обеспечивающих электронную поддержку выданных для решения ситуационных задач, отражающих повседневную действительность;
внедрение в преподавание учебного предмета «ОБЖ» современных форм электронного обучения с соблюдением следующих базовых принципов: использование электронной образовательной среды на учебных занятиях должно быть разумным; цифровые образовательные ресурсы являются дополнительным инструментом достижения цели учебного занятия, их использование не является самоцелью; компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить педагога и практические действия обучающихся;
разработка примерных норм материально-технического обеспечения курса обучения «ОБЖ», оснащения кабинета «ОБЖ» наглядными и техническими средствами обучения, в том числе интерактивными 3d-моделями и тренажерными системами, способными моделировать различные опасные ситуации, для отработки целесообразных практических приемов и действий;
подготовка и введение в действие электронной методической ресурсной базы по учебному предмету «ОБЖ», создание единых контрольных измерительных материалов для проведения итогового контроля, соответствующих принципу практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;
организация всех видов контроля с помощью электронных ресурсов, обеспечивающих: фронтальный опрос обучающихся с оценкой результатов; групповой контроль винтерактивной форме; демонстрацию образцового варианта отработки контрольного задания и др.;
формирование единой базы оснащения образовательных организаций учебными классами и площадками для качественного преподавания учебного предмета «ОБЖ».
3. Среднее общее образование
Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;
понимание роли и места личности гражданина в системе национальной безопасности Российской Федерации;
преемственность и углубление тематики учебного предмета «ОБЖ» и расширение его путем дополнения тематической линии по основам обороны государства и военной службы;
подготовку обучающихся к решению практических задач безопасности жизнедеятельности, связанных с повседневной жизнью;
обновление печатных и электронных учебных изданий, адекватно учитывающих приоритетность практико-ориентированности учебного предмета «ОБЖ»;
содержательно-критериальную оценку уровня достижения прикладных компетенций в области и безопасности жизнедеятельности.
Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются:
расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурно-логической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»;
включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в контрольные измерительные материалы для проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (далее – ГИА, ЕГЭ) по географии, химии, физике, биологии, обществознанию, информатике;
рекомендовать введение ГИА в форме ЕГЭ по «ОБЖ» в качестве обязательной при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования по направлениям подготовки (специальностям):
«Техносферная безопасность (20.03.01), «Пожарная безопасность» (20.05.01), «Туризм» (43.03.02), «Информационная безопасность» (10.03.01), «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (49.03.03) и т.п.;
использование кадрового потенциала спасателей высших квалификационных категорий МЧС России для преподавательской деятельности по учебному предмету «ОБЖ», популяризации и расширению знаний в данной области;
привлечение сотрудников органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере обеспечения безопасности (МЧС, МВД, Минздрав России и др.), к участию в процедурах оценки качества результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ».
4. Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности
Система дополнительного образования, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, в области безопасности жизнедеятельности должна обеспечивать:
создание условий для углубленного самостоятельного освоения образовательных программ по «ОБЖ»;
согласованность компетенций, формируемых в условиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности;
использование методических ресурсов, разработанных в рамках деятельности профильных кружков, секций, центров, полевых лагерей, учреждений дополнительного образования, общественных движений, добровольных обществ;
участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников по «ОБЖ»;
обеспечение участия обучающихся в детско-юношеских движениях и других общественных объединениях, интерактивных экспозициях, проектах по «ОБЖ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет);
привлечение обучающихся к разработке и совершенствованию электронной образовательной среды учебного предмета в образовательных организациях;
стимулирование деятельности школьных «Добровольных дружин юных пожарных», «Отрядов юных инспекторов движения» и др.
5. Система кадрового потенциала в области безопасности жизнедеятельности
Система кадрового потенциала в области безопасности жизнедеятельности должна обеспечивать:
преемственность между основными образовательными программами общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования;
многопрофильную подготовку преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» по дополнительным профессиональным программам, сочетающим современные дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и практикоориентированные формы проведения занятий с использованием интерактивных тренажерных систем, позволяющих изучать и отрабатывать целесообразные действия при моделировании различных опасных ситуаций повседневной жизни;
организацию дополнительного профессионального образования преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» с использованием сетевых форм обучения на базе специализированных выпускающих кафедр педагогических вузов, а также на базе учебно-методических центров федеральных структур в области обеспечения безопасности (МЧС, МВД, МО и др.);
организацию и проведение конкурсов «Лучший преподаватель-организатор ОБЖ», «Лучший кабинет «ОБЖ»;
проведение форумов, конференций, организацию дискуссионных площадок в сети Интернет, формирование электронной базы справочных данных, учебно-методических разработок, банка перспективных программ, проектных работ на основе современных информационных технологий для оказания методической поддержки преподавателям, в том числе работающим на отдаленных территориях, в сельской местности и пр.;
оценку качества работы преподавателей-организаторов и преподавателей «ОБЖ» в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».
6. Формирование у обучающихся мотивации к безопасной жизнедеятельности
Для формирования у обучающихся мотивации к безопасной жизнедеятельности целесообразно:
обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших заинтересованность и способности в области безопасности жизнедеятельности;
создать возможности для участия обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в работе патриотических, военно-патриотических и туристских клубов, экологических и волонтерских движений и т.п., публичной защиты результатов научно-исследовательских и творческих работ;
создать в сети Интернет электронный ресурс для общеобразовательных организаций в части приемов и правил действий по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих, разработать и разместить в нем видеоматериалы по пропаганде правил безопасного поведения;
организовать теле- и радиотрансляции в образовательных организациях по тематике безопасного поведения, оказания первой помощи и др.;
оформить тематические «Уголок безопасности», «Уголок призывника», «Уголок первой помощи», «Уголок безопасности дорожного движения», «Схема безопасных маршрутов движения детей» и т.п., разместить в наиболее посещаемых местах общеобразовательных организаций легкосъемные материалы (пиктограммы, информационные знаки и др.) по правилам безопасного поведения;
разработать механизмы формирования навыков безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьей и родительским сообществом.
V. Реализация Концепции
Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Необходимо добиться понимания того, что классическое понятие «культурный человек» должно быть дополнено характеристикой безопасности его поведения и поступков. Это будет одним из условий того, что изучение и преподавание учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях, обеспечивая необходимый базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности гражданина, будет выполнять свою принципиальную задачу в общей системе национальной безопасности Российской Федерации.