Что относится к информационной сфере

Что относится к информационной сфере

Существуют десятки научных определений понятия «информа­ция». При этом большинство современных ученых в различных об­ластях знаний вынуждены признать, что исчерпывающее понятие информации сформулировать невозможно, поскольку оно будет варьироваться в зависимости от направлений научных исследова­ний и решаемых в каждой научно-прикладной ситуации задач.

Термин «информация» происходит от латинского слова « informatio », что означает сообщение, разъяснение, изложение.

Исходя из семантической теории информации принято выде­лять два вида информации — внутреннюю (как характеристику ор­ганизованности любой системы) и внешнюю (как средство органи­зации любой системы).

К семантической относится и нормативно-правовая информа­ция, и информация, заключенная в текстах официальных докумен­тов, т.е. большая часть информации, участвующей в обороте в пра­вовой сфере.

Термин «информация» широко используется российским зако­нодателем. Этот термин и его модификации применяются в феде­ральных законах «Об информации, информационных технологиях и защите ин­формации», «О средствах массовой информации», «О государственной под­держке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», во многих других актах по таким проблемам, как мас­совая информация, информация, составляющая государственную, служебную или коммерческую тайну, информация о гражданах (персональные данные), конфиденциальная информация, реклама, документированная информация (документ), архивный документ, информационные ресурсы, архив, библиотека, информационные продукты (продукция), информационные услуги.

На уровне прагматики (прагматический аспект информации) информация рассматривается как продукт, создаваемый и используемый людьми в конкретных обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы ценности и полезности информации, т. е. ее значение для конкретных лиц и обществ в целом.

Прагматический аспект информации, в отличие от синтаксического и семантического, юридически значим, поскольку именно благо, но не отношения между знаками и обозначаемыми либо отражаемыми ими объектами есть категория, имманентная понятию объекта прав.

Таким образом, информацию следует рассматривать в качестве объекта права в образе блага, характеризующего ее полезность для участников отношений, урегулированных правом.

ЮНЕСКО определило информацию как универсальную суб­станцию, пронизывающую все сферы человеческой деятельности, служащую проводником знаний и сведений, инструментом обще­ния, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В информационном праве информацию следует определять как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возни­кают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

В ст. 2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите ин­формации» информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация может классифицироваться по разным основани­ям. В информационном праве основными критериями, по которым классифицируют информацию, принято считать два:

1) по роли, в которой она выступает в правовой системе, — нормативная правовая и ненормативная правовая информация (ко­торая является объектом правоотношений);

2) по уровню доступа — информация открытая и ограниченного доступа.

При классификации информации по ее роли в правовой системе под нормативной правовой информацией подразумевают весь массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справоч­ных, нормативно-технических и научных материалов, создающихся в результате правотворческой, правоприменительной и правоохра­нительной деятельности. Такая информация создается в процессе правотворческой деятельности и содержится в нормативных право­вых актах.

Нормативный правовой акт — это официальный письменный до­кумент, принятый (изданный) в определенной форме правотворче­ским органом в пределах его компетенции и направленный на ус­тановление, изменение или отмену правовых норм. Это может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

К числу нормативных правовых актов в нашей стране относятся законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные документы государственных органов.

Важной чертой системы нормативных правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов харак­теризуется верховенством одних над другими.

На место нормативного акта в системе указывает его юридиче­ская сила — свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государства и его компетен­ции. Акты вышестоящих органов, таким образом, обладают боль­шей юридической силой по отношению к актам нижестоящих ор­ганов. Следовательно, акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.

Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов РФ и их место в иерархической системе.

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый органом за­конодательной власти или непосредственно народом путем референ­дума, обладающий высшей юридической силой и содержащий пер­вичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее зна­чимых общественных отношений. Законы РФ подразделяются сле­дующим образом:

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы (в том числе кодексы).

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием, являющаяся основополагающим зако­ном и правовой основой законодательства РФ.

В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотрен­ным ею, принимаются федеральные конституционные законы. Они посвящены правовым основам общественного и государственного строя.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы — это акты текущего законодательства, ко­торые регулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т.п. В правовой лите­ратуре такие законодательные акты также называют обыкновенны­ми законами.

Федеральные законы не могут противоречить не только Консти­туции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Среди законов важное место занимают кодифицированные акты — кодексы.

Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование оп­ределенной группы общественных отношений.

В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс, Уго­ловный кодекс, Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и др.

Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с ос­тальными законами одинаковую юридическую силу. Однако отрас­левой кодекс возглавляет соответствующую отрасль законодательст­ва и занимает центральное место в системе законов, регулирующих данную область общественных отношений.

В некоторых кодексах содержится прямое указание на то, что правовые нормы, регулирующие данную область общественных от­ношений, не могут противоречить нормам, установленным кодек­сом. Так, в п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ закреплено прави­ло, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Ана­логичное положение содержит и ст. 1 Налогового кодекса РФ — федеральные законы о налогах и сборах принимаются в соответст­вии с настоящим Кодексом.

К числу законов относятся также конституции республик, вхо­дящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъек­тов Федерации. Эти нормативные акты распространяют свое дейст­вие на территорию принявшего их субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом госу­дарственной власти в пределах своей компетенции.

Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им. Подзаконные акты являются средством реализа­ции законодательных норм. Они, в свою очередь, также выстраи­ваются в иерархическую систему в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ, имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называе­мые ведомственные акты) могут издаваться на основе и во испол­нение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, по­становлений Правительства РФ. К ним, например, относятся при­казы, инструкции и т.д.

Следующие ступени в иерархии нормативных правовых актов занимают нормативные правовые документы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Важное место в российской правовой системе занимают между­народные и внутригосударственные договоры.

Международный договор — это соглашение, заключенное Рос­сийской Федерацией с иностранным государством (или государст­вами) либо с международной организацией и регулируемое между­народным правом. Международный договор регулирует отношения Российской Федерации с иностранным государством или междуна­родной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором Российской Феде­рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор регулирует отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Кроме нормативных правовых актов, существуют иные право­вые акты, которые, порождая определенные правовые последствия, не содержат в себе правовых норм. И здесь речь идет о ненорматив­ной правовой информации.

К ненормативной правовой информации можно отнести:

— правоприменительные акты, содержащие информацию при­менения права;

— акты официального толкования, дающие разъяснения нор­мативной правовой информации.

Правоприменительные акты — это правовые акты, принимае­мые полномочными органами государственной власти или должно­стными лицами, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам (решение о строитель­стве завода, о присвоении званий, по кадровым вопросам, решение суда по конкретному делу и т.п.).

В отличие от нормативной правовой информации правоприме­нительные акты содержат информацию, адресованную не любому лицу, органу или организации. Они могут либо относиться к инди­видуально определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (например, приказ о назначении на должность, протокол об административном правонарушении), либо иметь определенный общий характер, создавая цепь правоотноше­ний, в которых участвуют многие субъекты в связи с исполнением конкретного предписания (решение о реконструкции здания биб­лиотеки, о создании архивного фонда). Такие акты действуют толь­ко в рамках конкретного случая и утрачивают силу с прекращением отношений, ими регулируемых.

Акты официального толкования — это официальные юридиче­ские акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой, т.е. в них дается официальное разъяснение действующих правовых норм, но новые нормы не устанавливаются.

К актам толкования можно отнести решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. [10]

К ненормативной правовой информации относятся также су­дебная, уголовная, прокурорская и другая статистика, комментарии к законодательству, законопроекты и иные проекты нормативных правовых актов, информация о гражданско-правовых отношениях, оперативно-розыскная информация и иные сведения и материалы.

По уровню доступа информацию подразделяют на открытую и ин­формация ограниченного доступа (конфиденциальную или секретную).

Согласно Указу Президента РФ № 188 к конфиденциальной ин­формации (к сведениям конфиденциального характера) относятся:

• сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой инфор­мации в установленных федеральными законами случаях;

• сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

• служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским ко­дексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

• сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачеб­ная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, те­лефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

• сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодек­сом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

• сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации ин­формации о них.

1.2 Признаки и юридические свойства информации

Рассмотрим основные признаки информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования.

1. Идеальность и субстанциональная несамостоятельность инфор­мации. Пока информация находится в памяти человека, она иде­альна. В случае же ее переноса на материальный носитель (на бума­гу, в компьютер и т.д.) информация не материализуется, она оста­ется идеальной для субъектов ее использующих. Является матери­альным лишь носитель информации. Несамостоятельность инфор­мации проявляется в невозможности для нее существовать и функ­ционировать без материального носителя.

2. Неисчерпаемость информации. Проявляется в том, что инфор­мация при ее передаче может иметь неограниченное число пользо­вателей и при этом оставаться неизменной.

3. Преемственность информации. Этот признак связан с ее иде­альностью и субстанциональной несамостоятельностью. Преемст­венность проявляется в том, что всем изменениям информации со­путствуют изменения в материальных системах, носящие поступа­тельный характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне.

4. Селективность информации. Это означает возможность выбора или отбора информации при ее использовании, накоплении или пере­работки.

5. Трансформируемостъ информации. Это означает возможность передавать одно и то же содержание в разной форме и при различ­ных способах предъявления.

6. Универсальность информации. Проявляется в том, что ее со­держание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности.

— адекватность — степень соответствия тому содержанию, ко­торое вложил в информацию ее производитель;

— достоверность — соответствие объективной реальности ок­ружающего мира;

— полнота — достаточность для принятия решения;

— избыточность — повышение достоверности информации, в результате чего она занимает больший объем;

— доступность — мера возможности получить ту или иную информацию;

— ценность — степень ее важности, необходимости для приня­тия информационных решений.

Из признака идеальности и субстанциональной несамостоятель­ности информации вытекает юридическое свойство, которое за­ключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором она закрепляется.

Из признака неисчерпаемости информации следует такое юри­дическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ре­сурс, ее физическая неотчуждаемость (знания неотчуждаемы) от соз­дателя, обладателя и потребителя информации. После передачи ин­формации от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных от­ношений. Это основное отличие информации от вещи и энергии. Исходя из этого при передаче информации от одного субъекта к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование, а информация должна передаваться вместе с этими правами.

Из качественных характеристик можно выделить такие свойст­ва, как субъективная ценность информации, вытекающая из качественной характеристики информации, т.е. ее значимость для кон­кретного субъекта в каких-либо правоотношениях, и нелинейность — отсутствие зависимости между объемом или количеством информа­ции и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воз­действию, т.е. количество информации не тождественно ее субъек­тивной ценности.

Таким образом, информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие важное значение при правовом регулировании тех общественных отношений, в которых она выступает как объект права.

Информационная сфера рассматривается как сфера правового ре­гулирования информационных отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе, изучения мотивов и ос­нований производства, преобразования и применения информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств информации, исследования информационных процессов и возни­кающих при их исполнении информационных отношений, установ­ления институтов информационного права. Информаци­онную сферу (среду) можно рассматривать как сферу деятель­ности субъектов, связанную с созданием, преобразованием и по­треблением информации. Именно в информационной сфере возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при выполне­нии информационных процессов.

Информационные процессы — процессы создания, сбора, обра­ботки, накопления, хранения, поиска, распространения информа­ции и потребления информации. В результате исполнения инфор­мационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты лич­ности, общества, государства от ложной информации и дезинфор­мации, защиты информации и информационных ресурсов ограни­ченного доступа от несанкционированного доступа.

Информационные отношения — это те общественные отношения, которые возникают в информационных процессах. Они составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.

Информационная сфера может быть разделена на четыре пред­метных области:

1) реализации права на поиск, получение, передачу и примене­ние информации;

2) производства, передачи и распространения исходной и про­изводной информации; формирования информационных ресурсов, подготовки ин­формационных продуктов, предоставления информационных услуг;

3) создания и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных тех­нологий;

4) создания и применения средств и механизмов информацион­ной безопасности.

Каждая предметная область включает в себя непересекающиеся множества элементов:

— информация разного вида, назначения, фор­мы представления;

— информационные процессы производства и об­ращения информации;

— субъекты — участники и исполнители ин­формационных процессов;

— общественные отношения, возникающие при исполнении информационных процессов, т.е. информацион­ные отношения.

При исследовании информационной сферы фиксируются от­ношения по поводу осуществления прав, в том числе ограничения прав, выполнения обязанностей, установления ответственности.

Роль информации в жизни отдельной личности, общества, госу­дарства в различные исторические этапы развития цивилизации претерпевала значительные качественные изменения, связанные непосредственно со способами обработки информации. По мнению ученых, произошло пять информационных революций:

• первая — началась с изобретения письменности и появле­ния возможности финансировать знания на материальном носителе и передавать их последующим поколениям;

• вторая — отмечается с момента изобретения книгопечатания (середина XVI в.), с помощью которого появилась возмож­ность активнее распространять и тиражировать информацию;

• третья — вызвана изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф,. телефон, радио (конец XIX в.), позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию;

• четвертая — произошла в середине XX в. и связана с изобре­тением персонального компьютера, компьютерных систем, системы передачи данных (информационные коммуникации);

• пятая — происходит в современную эпоху, когда интенсивно совершенствуются компьютерная техника и информационные технологии, формируются и развиваются трансграничные гло­бальные информационно-телекоммуникационные сети (наи­более ярким примером служит Интернет).

Таким образом, в настоящее время происходит дальнейшее раз­витие общества, построенного на использовании информации и зна­ний. Именно такое общество принято называть информационным.

Ряд зарубежных ученых (Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер и др.) предлагают рассматривать информационное общество как разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общест­венное развитие как смену стадий, они связывают становление ин­формационного общества с доминированием четвертого сектора экономики — информационного, следующего за тремя известными секторами (сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг). Сторонники этого учения утверждают, что капитал и труд в качестве основы индустриального общества уступают место инфор­мации и знаниям в информационном обществе.

Информационное общество и переход к нему характеризуются рядом показателей:

• наличием и уровнем развития внутреннего информационно­го рынка, степенью его интеграции с мировым информаци­онным рынком (уровнем заполнения рынка отечественной информационной продукцией и способностью удовлетво­рять потребности граждан в информационной продукции);

• наличием информационной индустрии, ее способностью производить конкурентоспособную интеллектуальную про­дукцию (возможность обеспечивать потребность граждан оте­чественными и зарубежными информационными ресурсами);

• развитием информационной инфраструктуры, обеспечи­вающей возможность доступа к отечественным и зарубеж­ным информационным ресурсам (характеризует возмож­ность общества получать новые информационные продукты и повышать участие активной части населения в интеллек­туальной деятельности);

• уровнем информационного взаимодействия с зарубежными стра­нами, т.е. участием в международной кооперации и разделении труда в области производства и продажи интеллектуальных про­дуктов (характеризует уровень развития отечественной информа­ционной индустрии и его влияние на мировую экономику).

[2] Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. С. 243 и др.

[3] Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1958. С. 18.

[4] Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. С. 15.

[6] Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М., 1966. С. 12.

[7] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1968. С. 31.

[8] Под «семантической информацией» понимается информация, выраженная на естественном языке и имеющая смысл, доступный логическому восприятию.

[10] По вопросу правовой природы этих актов в юридической литературе нет един­ства мнений. Некоторые авторы относят их исключительно к актам толкования, не устанавливающим новых норм, другие — к актам, фактически содержащим нормы права, т.е. к нормативным правовым актам. При этом реальное значение актов высших органов правосудия для обеспечения единообразного применения законов в судебной практике не подвергается сомнению.

Источник

Понятие и структура информационной сферы

Понятие информационной сферы и объективные законы ее развития, структура и взаимосвязь отдельных компонентов. Закономерности и направления развития данной отрасли. Отражение нормативно-правового регулирования информационной сферы в законодательстве.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления24.01.2017
Размер файла24,9 K

Что относится к информационной сфере

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и структура информационной сферы

Также изучены объективные законы развития информационной сферы.

Помимо вышеназванного в представленной работе были изучены элементы, входящие в структуру информационной сферы. Элементами информационной сферы являются информация и информационная инфраструктура (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

Целью исследования, приведенного в настоящем реферате, является анализ материалов в области информационного права, в части определения понятия информационной сферы и элементов, входящих в ее структуру.

Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

— проанализировать определение понятие информационной сферы, встречающееся в законодательстве и других источниках;

— рассмотреть законы развития информационной сферы;

— определить структурные элементы информационной сферы.

1. Понятие информационной сферы и объективные законы ее развития

информационный законодательство правовой

При определении понятия «информационная сфера» следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Ранее в законодательстве понятие «информационная сфера» (среда) было закреплено в ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ названный закон признан утратившим силу). Под понятием информационная сфера понималась «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». В действующем законодательстве вообще отсутствует понятие «информационная сфера».

Существует множество научных подходов к трактовке данного определения. Ниже приведены некоторые из них.

— формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

— создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

— защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Как сфера правового регулирования, информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

Отдельно взятые инфосферы, погруженные в глобальное информационное пространство, могут вступать во взаимодействие как с самим информационным пространством, так и с другими информационными сферами. Две и более инфосферы могут вступить в коммуникацию между собой при условии наличия общего протокола обмена информацией, кода или языка, понятного обоим участникам коммуникативного акта.

Информационно-психологическая сфера представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями информации на психическую деятельность человека.

Она образуется совокупностью: людей; информации, которой они обмениваются и которую воспринимают; общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека.

Применительно к социальным системам под информационной сферой зачастую понимается именно информационно-психологическая сфера.

Важной частью этой сферы являются люди. Психическая деятельность людей составляет основу развития всех сфер общественной жизни, определяет интеллектуальный потенциал общества, его способность к развитию, достойному существованию в мировом сообществе. На основе этой деятельности формируются культура, общественное сознание, общественное мнение по всем социально важным событиям. Психическая деятельность, базирующаяся на сборе, обработке, хранении, передаче и распространении информации, определяет личностное своеобразие человека, его духовные потребности, мотивацию поведения, нравственные ценности, мировоззрение, отношение к окружающим и обществу в целом.

Объективные законы развития информационной сферы.

К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: «совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ».

2. Структура информационной сферы

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Свойства информации: запоминаемость; передаваемость; преобразуемость; воспроизводимость; стираемость.

К характеристикам информации относятся достоверность, достаточность, ценность, точность, доступность, своевременность, надежность, устойчивость.

Достоверность. Информация достоверна, если она отражает реально существующие объекты с необходимой точностью. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию решения. Достоверная информация может стать недостоверной, так как обладает свойством устаревать.

Достаточность. Информация полная, если она содержит минимальный, но достаточный для правильного решения набор сведений. Неполная и избыточная информация снижает эффективность принимаемых приемником информации решений.

Ценность. Определяется степенью сохранения актуальности информации для решения задачи, а так же от того, найдет ли она в дальнейшем применение в каких-либо видах деятельности человека. Точность. Определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

Доступность. Определяет соответствие информации тезаурусу пользователя, а так же его возможности воспринимать информацию с целью дальнейшего преобразования.

Своевременность. Определяет поступление информации не позднее заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения задачи.

Надежность. С помощью этой характеристики можно определить наличие ошибочно переданных приемнику информации сообщений.

Устойчивость. Отражает способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Однако данные характеристики оценивают информацию прежде всего с технической точки зрения.

Следующим объектом информационной сферы является информационная инфраструктура, включающая в себя совокупность информационных систем:

а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

г) системы средств массовой информации.

Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

В современном мире значение информационной сферы велико, т.к. последняя является системообразующим фактором жизни общества, которая активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.

По итогам проведенного в данной работе анализа можно сделать следующие выводы:

Объективные законы развития информационной сферы:

— закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений;

— закон информационного опережения: единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах.

Элементами информационной сферы являются:

2. информационная инфраструктура, включающая совокупность информационных систем (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

Список использованных источников

5. Бачило И.Л. Информационное право: роль и место в системе права // Государство и право. 2001 №2.

6. Богданов А.А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989.

8. Информационное право. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

10. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22.7.00 // Дипломатический вестник. №8, 2000.

11. Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. М., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и значение дополнительных отпусков, история развития нормативно-правового регулирования данной сферы. Классификация и типы, а также условия и порядок предоставления. Отражение характеристики отдельных видов отпусков в Трудовом кодексе России.

дипломная работа [88,8 K], добавлен 08.02.2017

Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

презентация [126,1 K], добавлен 20.10.2013

Информационные аспекты безопасности. Источники нормативно-правового регулирования при международном информационном обмене. Концепция обеспечения информационной безопасности. Порядок международно-правового регулирования информационной безопасности.

курсовая работа [53,9 K], добавлен 23.03.2014

Исследование особенностей развития социальной сферы на современном этапе развития экономики. Характеристика основных проблем государственного регулирования социальной сферы в России. Анализ государственной политики в сфере образования и здравоохранения.

курсовая работа [53,8 K], добавлен 17.02.2016

Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием. Показатели отдельных составляющих социальной сферы города Воронежа. Стратегия развития и совершенствование социальной сферы, как основной путь решения основных проблем на локальном уровне.

курсовая работа [113,4 K], добавлен 16.07.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *