Что относится к информационно справочным методам профориентации
Методы профориентации
Под профессиональной ориентацией или, как её называют в обиходе, выбором профессии принято понимать комплекс мер, целью которых является помощь молодёжи в процессе определения будущей профессии. Учитывая актуальность этой темы как в прошлом, так и в настоящем, мы решили рассказать о том, какие существует методы профориентации. Возможно, это поможет и вам выбрать профессию по душе, т.к. при желании методы, о которых мы расскажем ниже, вы сможете использовать и сами.
Особенности профессиональной ориентации
Чтобы определить склонность человека к конкретному виду деятельности, т.е. к профессии, сегодня применяются, главным образом, специализированные тесты, проводимые в школах с учениками старших классов. Кроме того, особые тесты есть и у центров трудоустройства.
Но чтобы суметь выбрать подходящую профессию, у человека должна быть сформирована привычка делать выбор и быть ответственным за то, что за этим выбором следует, независимо от того, предсказуемыми были последствия или нет.
Таким образом, профориентация состоит из нескольких составляющих:
Для качественного осуществления профориентации необходимо понимать социально-экономические характеристики разных профессий, знать перспективы их развития и районы, где они наиболее актуальны, уровень заработка профессиональных специалистов, способы получения квалификации, карьерные перспективы и характеристики рынка труда. Данную функцию выполняют информационно-справочные просветительские методы.
Информационно-справочные просветительские методы
Информационно-справочные просветительские методы подразделяются на профессиограммы, справочную литературу и информационно-поисковые системы.
Профессиограммы
Профессиограммы представляют собой краткие описания профессий. Как правило, они описывают:
Однако проблема с профессиограммами состоит в том, что обычно они не оказывают должного эффекта на школьников, и подходят, в большей степени, для взрослых людей. Поэтому для профориентации молодёжи чаще используются другие методики.
Справочная литература
Справочная литература – это специальные издания, в которых в более краткой и понятной, нежели в профессиограммах, форме даются характеристики профессий. Но такую литературу следует использовать только в том случае, если есть уверенность в достоверности представленной в ней информации.
Информационно-поисковые системы
Информационно-поисковые системы (ИПС) позволяют оптимизировать поиск профессий, учебных заведений и мест работы.
ИПС подразделяются на:
Любой из этих методов способен помочь разобраться в тонкостях профессий и подобрать наиболее подходящую для человека. Не будет лишним также отметить, что в настоящее время лидирующие позиции занимает, конечно же, использование с целями профориентации Интернета.
Теперь же давайте поговорим о том, как происходит профессиональная психодиагностика, ведь чтобы выбрать профессию правильно, нужно иметь представление о личностных особенностях.
Методы профессиональной психодиагностики
Метолы профессиональной психодиагностики состоят из специальных тестов, целью которых является определение профессиональных интересов людей, а также диагностика их личностных характеристик, способностей и мотивов.
К представленным методам относятся:
На нашем сайте представлен целый курс, который направлен на самостоятельную психодиагностику. Чтобы пройти этот курс, записывайтесь на него по ссылке.
Помимо вышеперечисленных методов профессиональной психодиагностики, специалисты используют в своей деятельности и так называемые активные методы. Например, довольно часто организуются тренинги психологической и социально-психологической направленности, которые развивают коммуникативные навыки и способность к самостоятельному принятию решений; есть и профориентационные игры, положительно воздействующие на развитие качеств, важных с профессиональной точки зрения, и мотивирующие людей на развитие новых способностей и повышение образования.
Также на сегодняшний день ведут деятельность частные специалисты и целые организации, которые оказывают помощь в выборе профессии и принятии решения по получению соответствующего образования. Консультанты, применяя особые технологии, помогают своим клиентам сделать выбор, поставить цели и досконально расписать план действий по их достижению. Старшеклассники и другие люди, перед которыми стоит вопрос выбора профессии, могут рассчитывать на то, что смогут найти самые оптимальные условия для диагностики своих способностей, предрасположенностей и качеств, а также на исключительно индивидуальный подход, который позволит разработать наиболее эффективный путь профессионального выбора и самореализации.
Итого
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что спектр методов профориентации достаточно обширен, однако продуктивность их применения зависит, главным образом, от самих людей, для которых они используются. На результативность методов профориентации будет воздействовать и возраст и потребности людей, ведь трудности с выбором профессии могут быть разрешены только с учётом этих и других им подобных личностных характеристик.
Также важно понимать, что в одной ситуации лучший результат будет получен после получения конкретно справочной информации, в другой – психологическая поддержка, в третьей – участие в играх и тренингах и т.д. По этой причине, пожалуй, самым эффективным способом профессиональной ориентации будет использование этих методов в комплексе.
Если и вы будете подходить к вопросу выбора профессии именно так, процент того, что образование и будущая работа будет приносить и хороший доход и удовольствие, существенно возрастает.
Основные методы профориентационной работы
Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.
Формы профориентационной работы.
Активные формы профориентации.
Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).
Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.
Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.
Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.
Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.
Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.
В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.
Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.
Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.
При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:
Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.
Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жизненный опыт.
Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:
Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );
В – сенсомоторные (специалисты связи);
Г – сенсорные (водительский состав);
Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);
Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).
Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.
Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.
Основные методы профориентации
Рассмотрение сущности профориентации. Характеристика ее основных методов: информационно-справочных (профессиограмм, познавательных и просветительских лекций), методов профессиональной психодиагностики (опросников профессиональной мотивации, опросников).
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.04.2015 |
Размер файла | 17,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Основные методы профориентации
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и 2) психотехническую модель, где отражены процедура, условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как «внешнему средству», представленному в различных книгах и методических пособиях. Чтобы методика работала, необходим подготовленный для ее использования специалист, разбирающийся в смоделированных в методике проблемах (владеющий имитационной моделью) и умеющий провести ее практически (владеющий психотехнической моделью). Все это относят к методике как «внутреннему средству работы психолога».
При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько предполагаемые учащиеся (клиенты) готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах. Также важно учитывать приемлемость рассмотрения этих проблем в данном учреждении (например, нет ли противодействия со стороны администрации и коллег), а также приемлемость использования процедуры методики (например, в некоторых школах администрация иногда заявляет: «Нашим школьникам тесты уже надоели»). В подобных ситуациях профконсультанту важно либо постараться «просветить-переубедить» администрацию, что далеко не всегда получается, либо, прекрасно понимая необходимость тестирования или использования игровых методов, работать с этими методами как-то «полуподпольно», чтобы не сталкиваться с открытым противодействием влиятельных в школе лиц. Тем более что сам психолог (как специалист с высшим образованием) в немалой степени должен отвечать за то, как и с помощью каких методов он работает.
Ниже представлены основные группы методов профориентации, составленные в соответствии с выделенными ранее основными целями профориентационной помощи (см. Пряжников, 1997, 1999).
Информационно-справочные, просветительские методы:
справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для РФ, так как показывать почти нечего);
использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»);
различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и с выпускникам школ.
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.е. «пригодные для большинства», это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии); профориентация психодиагностика опросник
проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не ставит знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в положение «стукачей» и доносчиков);
психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
«профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см. Укке, 1990), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;
использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с «испытательным сроком»);
использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «Клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
«пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
«праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т.е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «торжественное заорганизованное мероприятие»).
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Психодиагностика – метод психологического исследования. Измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Зависимость между различными психологическими характеристиками. Область использования современной психодиагностики. Виды опросников.
реферат [18,8 K], добавлен 23.12.2008
Понятие профориентации в психологии, комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии и самоопределении школьников. Профориентация с точки зрения возрастной периодизации, стадии формирования личности. Исторический аспект формирования профориентации.
контрольная работа [20,9 K], добавлен 11.11.2010
Оценка понятия «технология» в системе психологического знания. Изучение психологических технологий профориентации как проблемы в отечественных источниках. Особенности психологических технологий профориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте.
курсовая работа [40,8 K], добавлен 07.02.2011
Предмет, сущность, задачи, основные понятия психофизиологии профессиональной деятельности. Методы психофизиологического исследования. Сравнительный анализ методов психофизиологических исследований в психофизиологии профессиональной деятельности.
курсовая работа [35,3 K], добавлен 20.01.2016
Понятие, сущность и классификация методов в современной психологической науке. Психологические тесты, их оценка и характеристика основных видов – тестов-опросников, тестов-заданий и проективных тестов, а также условия их научной разработки и применения.
контрольная работа [22,6 K], добавлен 16.03.2010
Основные группы профориентационных методов
Можно условно выделить (перечислить) группы методов в соответствии с уже выделенными ранее основными задачами профориентации: информационно-справочными, диагностическими (направленными на самопознание клиента), методами морально-эмоциональной поддержки клиента и методами принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента. Знание и владение этими методами не только во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределения консультируемого человека, но и способствуют лучшему пониманию смысла выполняемой работы самого профконсультан-та, т.е. способствуют и его собственному самоопределению.
Информационно-справочные, просветительские методы:
— профессиограммы — краткие описания профессий (пробле
ма в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспри
нимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и понятные формы описания профессий);
— справочная литература (при условии достоверности такой
справочной информации);
— информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимиза
ции поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «руч
ные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде
картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации
в ЭВМ). Наиболее перспективны, конечно же, электронные ИПС,
но для их эффективной работы нужны не только подготовленные
программисты, но и ирреальные контакты профконсультацион-; ных центров с заинтересованными организациями и учреждения-‘; ми. К сожалению, такая заинтересованность встречается пока не < часто;
— экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведе-1
ния (при условии заблаговременного подбора и подготовки
лифицированных ведущих и экскурсоводов);
— встречи школьников со специалистами по различным про-1
фессиям (при условии специального отбора и психолого-педаго-1
гической подготовки таких специалистов по профессии);
— познавательные и просветительские лекции о путях решения
проблем самоопределения;
— профориентационные уроки со школьниками как система
занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
— учебные фильмы и видеофильмы;
— использование средств массовой информации (СМИ) может
быть достаточно эффективным, но при обязательном учете и>
специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией^
требующего не только динамичного изложения существа вопро
са, но и умения произвести впечатление на самую разную аудито
рию, а также неизбежность сокращения объема профессиографи-
ческой информации и спокойного отношения к разного рода ре
дакторским правкам и цензуре);
— различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже uoi
казавшие свою эффективность в профориентационной помощи
не только безработным, но и выпускникам школ. На этих «ярмар
ках» безработные и незанятые люди встречаются с представите^
лями различных фирм и учреждений и нередко делают важные
выборы (иногда до 40 % клиентов решают на «ярмарках профес^
сий» свои проблемы). Такая форма работы позволяет эконом*
много времени (не нужно каждый раз куда-то идти, договари-j
ваться и т.п., нужно просто переходить от одного стола к другое
и завязывать контакты с представителями организаций).
Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощ\ в самопознании):
— беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенные
вопросам);
— открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого от-j
влечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профкон^
сультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информа^
ции больше, чем традиционное тестирование);
— опросники профессиональной мотивации (специалисты счи|
тают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т.
— «личностные» опросники. Требуется особая подготовка проф-
консультантов при их использовании — понимание смысла и
ограничений применения такого типа опросников в профкон-
сультации (по-настоящему личность нельзя «просчитать»); на
стоящий личностный тест — это поступок человека в ответствен
ные моменты жизни (например, на «референдумах» и при «го
лосованиях», когда испытывается способность противостоять
изощренной пропаганде) и в обычных житейских ситуациях. Та
ким образом, тест на «личностность» — это, с одной стороны,
поступок глобального масштаба, но с другой стороны, это про
явление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни, т. е. очень
сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме
жизни;
— проективные личностные тесты (требуется особая подготов
ка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
— методы наблюдения — это один из основных научно-практи
ческих методов работы психолога (при условии владения этим
методом, т.е. выделения четкого объекта и параметров наблюде
ния, способов наблюдения и фиксации результатов, способов
интерпретации результатов и др.);
— сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от ро
дителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при
условии тактичности и этической корректности такого опроса,
когда получение косвенной информации не ставит знакомых и
друзей интересующего профконсультанта человека в положение
доносчиков);
— психофизиологические обследования (в широкой практике
они имеют смысл для профессий, связанных с особыми условия
ми труда, а в специальных исследованиях могут быть использова
ны для самых разных видов трудовой деятельности);
— «профессиональные пробы» в специально организованном
учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фуку-
ямы (см.: Укке, 1990). Они обычно требуют очень больших матери
альных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересован
ности» фирм и организаций и т.п.) и, к сожалению, не очень
подходят к условиям современной РФ;
— использование различных игровых и тренинговых ситуаций,
где моделируются различные аспекты профессиональной деятель-
ности (например, особенности общения или нравственного вы-1 бора). Это позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
— исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в]
трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека бе-|
рут на работу с испытательным сроком);
— использование для исследования работника различных тре-|
нажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изу-|
чается и прогнозируется сама готовность осваивать новые про-|
фессиональные действия.
Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
— группы общения (в профориентации чаще используются для!
создания благоприятной атмосферы взаимодействия). Своеобраз-|
ной формой развития подобных групп применительно к проф-
ориентационной проблематике стали «клубы ищущих работу»
их всевозможные модификации, где в благоприятной психологи
ческой атмосфере удается более эффективно рассматривать и соб
ственно профориентационные вопросы;
— тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить не-|
которые коммуникативные навыки поведения при приеме на ра
боту, на экзаменах и при различных деловых контактах);
— сложные методы индивидуальной и групповой психотерапи»
(НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.). Иногда они помогают
клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности ил*
смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, свя
занных с самоопределением; эти методы требуют особой подго
товки профконсультанта;
— пламенные публичные выступления. Несмотря на некоторс
ироничное к ним отношение, такие выступления при умелол
использовании могут сформировать серьезную мотивационнук
основу самоопределения у ряда клиентов. Правда, они мог
стать и сильным средством манипуляции по отношению к кли
ентам;
— профориентационные и профконсультационные активизи-|
рующйе методы (игры) с элементами психотренинга;
— личное обаяние профконсультанта (то, что от природы,
то, что можно самостоятельно в себе развивать);
— различные положительные (успешные) примеры самоопре
деления, на которые может ссылаться профконсультант для по-|
вышения уверенности клиента в принципиальной возможнс
разрешения своих проблем;
— «праздники труда», повышающие престиж конкретных про
фессий (естественно, при умелой организации и учете специфи-*
ки той аудитории, для которой такой праздник организуется,
чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не тор-ч
жественно-заорганизованное мероприятие).
Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
— построение «цепочки» основных ходов (последовательных дей
ствий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перс
пектив, позволяющих наглядно (на бумаге) представить клиенту
и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы
(траектории) самоопределяющегося человека;
— построение системы различных вариантов действий клиента
(в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к опреде
ленной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные ва
рианты профессиональных перспектив (траекторий);
— использование различных схем альтернативного выбора из
уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведе
ния или специальности в конкретном заведении (обычно исполь
зуются на заключительных этапах консультации).