Что относится к характерным чертам науки

Основные признаки, функции и характерные черты науки

Современная наука имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук – естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.

Георг Гегель (1770-1831), немецкий философ, основоположник диалектики, сформулировал основные признаки, определяющие науку:

1) существование достаточного объема опытных данных;

2) построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные;

3) возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.

Перечисленные признаки содержатся и в современном определении науки: наука — сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Выделяют следующие функций науки:

1. описательная — выявление существенных свойств и от­ношений действительности;

6. мировоззренческая— внесение полученных знаний в су­ществующую картину мира, рационализация отношений чело­века к действительности.

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты:

Характерные черты науки:

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ — сообщает знания, истинные для универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ — изучает различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины.

ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ — получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки— однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

ОБЕЗЛИЧЕННОСТЬ — ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ— наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ — хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ— новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

КРИТИЧНОСТЬ — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

ДОСТОВЕРНОСТЬ — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

ВНЕМОРАЛЬНОСТЬ — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

ЧУВСТВЕННОСТЬ — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанный пар:

общезначимость — обезличенность, достоверность — внеморальность,

Кроме того, для науки характерны свои особые формы, методы исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

4. Структура, уровни и формы научного познания.

За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой. Основными элементами научного знания являются:

ü твердо установленные факты;

ü закономерности, обобщающие группы фактов;

ü теории, как правило, представляющие собой знания сис­темы закономерностей, в совокупности описывающих не­кий фрагмент реальности;

ü научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное един­ство все теории, допускающие взаимное согласование.

Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установлен­ные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, эксперимен­тов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязатель­ными. Это — эмпирический, т. е. опытный базис науки. Коли­чество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Есте­ственно, они подвергаются первичному эмпирическому обобще­нию, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.

Но фиксируемые на эмпирическом уровне закономер­ности обычно мало что объясняют. Кроме того, эмпирические закономерности обычно малоэв-ристичны, т.е. не открывают дальнейших направлений науч­ного поиска. Эти задачи решаются уже на другом уровне по­знания — теоретическом.

Эмпирический уровень научного познания предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание (изложение фактов и их пер­вичная систематизация).

Теоретический уровень научного познания связан с объяснением, обобщени­ем, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открыти­ем новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функ­ция науки.

Что относится к характерным чертам науки

К формам научного знания обычно относят проблемы, гипотезы, теории, а также идеи, принципы, категории и законы – важнейшие элементы теоретических систем.

Проблема определяется как «знание о незнании», как осознанный учеными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему очень важно.

Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследова­тель пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез.

Гипотеза представляет собой всякое предположение, до­гадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или лож­ность которого еще не установлены. Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюде­нии ряда правил — требований:

1. Предлагае­мая гипотеза не должна противоречить известным и проверен­ным фактам.

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям (так, после открытия закона сохранения и превраще­ния энергии все новые предложения о создании «вечного дви­гателя» просто не рассматриваются).

3. Доступность выдвигаемой гипотезы практической, экс­периментальной проверке (хотя бы в принципе).

4. Максимальная простота гипотезы.

Таким образом, любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фак­тами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, сис­тематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам.

Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опро­вергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация — про­цедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты экс­перимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая даль­нейшее развитие знаний. В противном случае отказа от пер­вой гипотезы не происходит.

По­сле того, как гипотеза проверена и доказана, она приобретает характер теории — систе­мы истинного, уже доказан­ного, подтвержденного знания о сущности явлений. Теория – это высшая форма научного знания, всесторонне раскрывающая структу­ру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимо­отношение всех его элементов, сторон и связей. Например, утверждение об атомном строении материи было долгое время гипотезой. Подтвержденная опытом, эта гипотеза превратилась в достоверное знание, теорию атомного строения материи.

Для понимания специфики теории как формы знания очень важно учитывать, что все теории оперируют не реальными объ­ектами, а их идеализациями, идеальными моделями, которые неизбежно абстрагируются от каких-то реальных сторон объек­тов и поэтому всегда дают неполную картину действительнос­ти. Это обязательно надо учитывать на стадии перехода от раз­работки или усвоения теории к се применению на практике.

Главные элементы теории — ее принципы и законы. Прин­ципы — наиболее общие и важные фундаментальные положе­ния теории. Как обобщающий результат предыдущего позна­ния в данной теории принципы всесторонне раскрываются и обосновываются. При самом построении и изложении теории принципы играют роль исходных, основных и первичных по­сылок, закладываются в сам фундамент теории. Основные ас­пекты содержания каждого принципа раскрываются в совокуп­ности законов и категорий теории. Законы конкретизируют принципы, раскрывают «механизм» их действия, взаимосвязь вытекающих из них следствий. Законы науки отражают в фор­ме теоретических утверждений объективные законы (т.е. об­щие и необходимые связи изучаемых явлений, объектов, про­цессов). Категории науки — наиболее общие и важные поня­тия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, ее предмета. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать (более или менее успешно) закономерное поведение изучае­мой системы в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, научное предвидение.

Теория — одна из наиболее устойчивых форм научного зна­ния. Такая стабильность обеспечивается и ее системностью, и в большей или меньшей степени ее общим характером. Чем более общим является знание, тем оно устойчивее. Но и тео­рии подвержены количественным и качественным изменени­ям. Вслед за изменением фактического, эмпирического бази­са теории, накоплением новых фактов ее законы уточняются или дополняются новыми. В конце концов, изменения затра­гивают и фундаментальные принципы теории. Переход к но­вому принципу — по существу переход к новой теории. Все теоретическое знание выражается не в одной теории, а в сово­купности ряда, вернее множества теорий. Изменения в наибо­лее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания; в результате происходит науч­ная революция. Известные научные революции связаны с име­нами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Эйнштейна.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

От школьных учителей, преподавателей в университете, да и просто от ведущих новостей очень часто можно услышать, что в научных кругах было совершено новое грандиозное открытие. Уже со школьного возраста дети начинают изучать различные науки, ведь образование очень важно, а наука это двигатель прогресса, за ней будущее. Но мало кто на самом деле понимает, что скрывает за собой этот термин и какие бывают науки.

Что такое наука

Отличительные признаки науки

Что относится к характерным чертам науки

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.

Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.

Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.

Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.

Что относится к характерным чертам науки

Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания.

Что относится к характерным чертам науки

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

Что относится к характерным чертам науки

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно.

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов.

Что относится к характерным чертам науки

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними.

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями.

Что относится к характерным чертам науки

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

В конце 18-го века началось активное развитие научно-технического прогресса. Начали появляться технические сооружения, способные облегчить труд множества граждан и в разы увеличить прибыль производителей.

Что относится к характерным чертам науки

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком.

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.

Источник

Реферат: Характерные черты науки и ее отличия от других отраслей культуры

Введение

1. Сущность, основные функции и предмет науки.

2. Методология и методы науки.

3. Наука и другие области культуры.

4. Критерии научности знания. Характерные черты и отличительные признаки науки.

Введение

Каждый человек в своем развитии с раннего детства до зрелости проходит свой собственный путь развития. Наиболее общим, объединяющим все эти индивидуальные пути развития людей, является то, что это путь от незнания к знанию. Более того, весь путь развития человека как gomosapiens и человечества в целом тоже представляет собой движение от незнания к знанию. Правда, между знаниями отдельного человека и человечества в целом есть и существенная разница: ребенок до трехлетнего возраста овладевает примерно половиной всей той информации, которую предстоит ему усвоить за всю жизнь; а объем информации, которой владеет человечество, удваивается в среднем каждые 10 лет.

Всякое человеческое общество – от семьи до человечества в целом – обладает общественным сознанием. Формы общественного сознания многообразны: коллективный опыт, мораль, религия, искусство и др. Одной из важнейших форм общественного сознания является наука. Именно наука и служит источником нового знания.

Ответ на эти вопросы, особенно на современном этапе, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, потому что наука оказывает невиданное по своей силе и масштабам воздействие на умы людей, на систему общественной жизни в целом. Поиск и раскрытие исчерпывающего ответа на поставленные вопросы не представляется возможным в рамках одного или даже ряда трудов.

Цель настоящей работы скромнее: систематизировать и в реферативной форме изложить то, что уже наработано в области общетеоретических основ науки, выделив ее характерные признаки, отличающие науку от других областей деятельности человека.

Частными задачами исследования являются:

раскрытие основных понятий науки;

анализ основных функций науки, ее роли и места в жизни общества;

выявление общих признаков и характерных черт науки;

синтез принципиальных отличительных сторон науки от других областей человеческой деятельности.

1. Сущность, основные функции и предмет науки.

Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне ясно, то хотя бы интуитивно смысл слова «наука».

Важно, что речь здесь идет не о знаниях вообще (например, инструкция – это тоже систематизированные знания), а о научных знаниях, то есть о знаниях, полученных с использованием научных методов (научно-методического аппарата).

Таким образом, сущность науки многогранна и ее можно раскрыть с помощью следующего развернутого определения.

Наука это сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также результаты этой деятельности.

Образное определение науки приведено в Толковом словаре В.И. Даля (1866 г.): «Наука – (в высшем значении) – разумное и связное знание: полное и порядочное собранье опытных и умозрительных истин, какой-либо части знаний; стройное, последовательное изложенье любой отрасли, ветви сведений».

Понятие науки применяется для обозначения как процесса выработки научных знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отдельные области научных знаний, на отдельные науки. Современная наука это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.

Посредством науки человечество осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, преобразует общественные отношения. Наука способствует выработке определенного мировоззрения, освобождает человека от предрассудков и суеверий, расширяет его кругозор, совершенствует его умственные способности и нравственные убеждения.

Слово «наука» буквально означает знание. Под знанием имеются в виду удостоверенные сведения о материальных и духовных явлениях, верное их отражение в сознании человека. Наш разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему. Знания могут быть различными: житейскими, донаучными и научными, эмпирическими и теоретическими.

Следовательно, важнейшими функциями науки являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений объективной действительности на основе открываемых ею законов и закономерностей.

Она описывает окружающий мир, объясняет его явления и прогнозирует ход происходящих в нем процессов.

Современный научный взгляд на мир заключается в том, что он состоит из трех сущностей: вещества, энергии и информации. Эти три сущности и являются объектом науки либо все вместе, либо порознь. В том случае, когда указанные сущности исследуются отдельно либо в каком-то частном их сочетании, осуществляется переход к отдельным конкретным наукам.

Дадим определение: объект науки (исследования) выделенная по некоторым правилам часть мира, существующая независимо от сознания субъекта, противостоящая ему в его познавательной и предметно-практической деятельности.

Наряду с объектом науки (исследования) важным научным понятием является предмет науки (исследования).

Есть разные подходы к соотношению объекта и предмета.

Один из этих подходов заключается в том, что это аналогичные понятия. Основанием для такого подхода служит перевод латинского слова objectum, означающего «предмет». Например, Современный словарь иностранных слов одним из значений слова «объект» называет «предмет… на который направлена какая-либо деятельность».

Другой подход заключается в том, что предмет – это часть объекта. Между тем, такое толкование чрезвычайно упрощает соотношение объекта и предмета.

То, что объект науки и предмет науки взаимосвязаны, не подлежит сомнению. Вопрос лишь в том, каков характер этой взаимосвязи.

Главное отличие объекта от предмета заключается не в том, что объект – это общее, целое, а предмет – это частное, часть целого. Важно понять, что объект (в отличие от предмета) не принадлежит науке, а тем более данному исследованию, а находится вне этой формы общественного сознания. Объект потому и объект, что существует объективно, независимо от чьего-либо сознания, воли или желания.

Конечно, познающий субъект выбирает объект для изучения и он становится, таким образом, объектом науки (исследования). Но если только этот или другой объект не будет выбран исследователем, он от этого не перестанет существовать в отличие от предмета.

Дело в том, что предмет – это всего лишь способ видения объекта с позиции данной науки. Это означает, что предмет всегда идеален (в отличие от объекта), поскольку существует только в нашем (или общественном) сознании. Форма существования объекта – реальность, форма существования предмета – знания об этой реальности.

Таким образом, можно дать следующее определение предмету науки.

Предмет науки (исследования) это научные знания о выбранном объекте или о той его стороне, которая рассматривается данной наукой (исследованием).

Реальность объекта и идеальность предмета не всегда очевидна из их названий, однако об этом важно всегда помнить и по возможности подчеркивать в формулировках.

Например, объектом физики служат явления материального мира, а предметом – физические теории, законы, принципы.

Термин «предметная область науки (исследования)» употребляется тогда, когда не удается объединить одним названием совокупность разных (частных) предметов, либо когда границы предмета недостаточно четко очерчены.

Такова сущность объекта, предмета и предметной области науки и диалектика их соотношений.

2. Методология и методы науки.

Движение мысли от незнания к знанию руководствуется методологией.

Методология философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

В методологии выявляются две взаимосвязанные функции: обоснование правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира; определение подхода к явлениям действительности. Первая функция общая, вторая – частная.

В основе методологии науки лежат ее методы.

Значение метода в общественной жизни чрезвычайно высоко. Человек и человечество в целом развиваются, наследуя методы познания, работы, одним словом – деятельности с целью приспособления к действительности либо преобразования действительности в своих целях. Конечно, совершенствуются и методы, появляются новые, но некоторые существуют тысячелетиями.

Есть довольно точное высказывание о методах вообще: «Хороший метод в руках посредственности дает больше, чем бессистемные попытки гения».

Особое значение методы имеют для науки. В сущности, метод в науке является важнейшим признаком, отличающим научное от ненаучного.

Цель и метод (или методы) ее достижения составляют основу любой осмысленной человеческой деятельности. И чем более осознана, осмыслена эта деятельность, тем большее значение для нее имеют методы.

Сказанное в полной мере относится к такой высокоинтеллектуальной сфере человеческой деятельности, как наука, научная деятельность, научные исследования.

Научный метод это конкретный путь научного исследования, позволяющий получить новые научные результаты и достичь цели исследования.

По своей сущности научный метод является способом мышления, основанным на применении ранее накопленных знаний к исследованию еще не понятых и не ясных явлений и проблем.

По своему содержанию научный метод является отражением наиболее существенных сторон и связей изучаемых явлений.

По своей форме научный метод представляет собой совокупность принципов и правил познания, сложившихся на основе опыта теоретической и практической деятельности.

Для примера рассмотрим метод Декарта, с ХVII века являющийся основным, наиболее общим методом научного исследования в естествознании. Он состоит из четырех правил:

ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;

трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Как очевидно, за этими простыми правилами – целая мировоззренческая философия, да и жизненная позиция их автора.

Наиболее известное из этих правил – второе. Оно встречается под названием принципа декомпозиции Декарта и лежит, в частности, в основе алгоритмирования.

Предельно широкие методы называют иногда подходами (системный подход и др.). Но чем конкретнее предполагается результат исследования, тем конкретнее должен быть и метод для его получения.

С философской точки зрения методы можно разделить на: общенаучные, частные и специальные (или специфические).

К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы.

Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение – это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент – одна из сфер человеческой практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. Это средство для образования новых научных понятий, формулирования законов и теорий.

Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.

Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.

Аксиоматический м етод – способ построения теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний.

Анализ – расчленение или разложение предметов (объектов, свойств) на составные части.

Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе.

Дедукция – умозаключение о некотором элементе множества на основании знания общих свойств всего множества.

Аналогия – поиск сходства предметов (свойств).

Гипотетический метод – разработка научной гипотезы на основе изучения сущности явления.

Исторический метод – предполагает исследование объектов в хронологической последовательности их возникновения и развития.

Системные методы – применяются при исследовании сложных систем с многообразными связями, характеризуемыми как непрерывностью и детерминированностью, так и дискретностью и случайностью.

Под частными методами понимаются те научные методы, которые принадлежат данной науке (отрасли наук), преимущественно используются ею, но и другие науки этими методами пользуются. Например – ряд математических методов оптимизации.

Специфические методы – это те методы исследования, которые используются только в данном исследовании (или подобных исследованиях). Например: оперативно-тактический анализ возможностей группировки войск в операции; другие специфические методы.

Еще одним подходом к классификации научных методов является подразделение их на эмпирические (опытные) и теоретические. В основе такого разделения лежит степень абстракции: эмпирические методы более конкретны, теоретические – более абстрактны.

3. Наука и другие области культуры.

Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука – это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь надличное, объективное.

Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука есть продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге. В искусстве же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Но художественный вымысел допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, а не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола и субъективизма. Если художник выражает общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художественное произведение, а схематизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художественное произведение, а натуралистическая копия.

В науке же главное – элиминировать, устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий, категорий. Форма всеобщности в мире – это закон. Поэтому научное познание – это познание законов мира.

Вместе с тем, возникновение науки и ее развитие есть неотъемлемая часть истории человечества. На выбор предмета научного исследования, на характер использования ее результатов оказывают влияние многие общественные факторы, в том числе и духовная культура, просвещение.

Если наука делает человека могущественным перед силами природы, то религия, вера, наоборот, дезориентирует человека, вселяет в него беспомощное чувство обреченности. В противоположность вере, научные знания есть верное, практически обоснованное, логически доказательное отражение действительности. Вот почему аргументированный результат научного познания выступает как нечто всеобщее и приобретает убедительную силу для людей, обладающих необходимой культурой мышления.

4. Критерии научности знания. Характерные черты и отличительные признаки науки.

Для ответа на данный вопрос следует обратиться к такой категории, как критерии научности. Вопрос о критериях научности традиционен для теории познания. Его постановка связана со стремлением выяснить гносеологическую природу научного знания, обладающего определенной спецификой по сравнению с многочисленными продуктами познания.

Исследования соотношения «знания» и «мнения», «знания» и «догадки», «знания и «субъективного предположения и т.д. с целью нахождения наиболее существенных особенностей, признаков научности восходят к античности, где они получают широкое распространение и различное воплощение. Суть вопроса, которым задавались античные мыслители, состоит в выявлении предпосылок познавательной обособленности научного знания в сравнении с прочими результатами познания и принципов, которыми должен руководствоваться субъект в своем стремлении к научному знанию, преодолевая догадки, мнения, личностные убеждения.

Критерий научности – это правила, по которым оценивается соответствие (несоответствие) некоторых знаний обобщенным гносеологическим представлениям об установленных стандартах научного знания. Они обусловливают качественную определенность тех оснований, с позиций которых то или иное знание расценивается как научное и зачисляется в разряд научного знания.

К настоящему времени предложено немало трактовок эталонов научности. Естественно, зачастую они не совпадают. Но среди всех этих разнотолкований можно вычленить относительно единые типизированные свойства научности.

Истинность. Под истинностью знания традиционно понимается соответствие его познаваемому предмету. На основе признака истинности формулируется дополняющий его признак предметности знания, а именно: всякое знание должно быть знанием предметным, т. е. Характеризоваться отношением к существующему вне его познаваемому, ибо если нет познаваемого, то нет и знания. Однако истинность свойственна не только научному знанию. Ее могут включать донаучные практически-обыденные знания, мнения, догадки и т.п. В этой связи следует определиться с понятием истины.

Понятие истины выражает содержательную сторону некоей формы знания с точки зрения ее объективности и безотносительно к субъективной оценке и признанию. Понятие знания выражает форму признания истины, предполагающую наличие качественных оснований, в зависимости от достаточности которых имеются различные формы признания истины: мнение, вера, практически обыденное знание, научное знание.

В условиях научного знания не просто сообщается об истинности того или иного содержания, но приводятся основания, по которым это содержание истинно. Поэтому, в качестве признака, характеризующего истинность научного знания, указывают на признак его достаточной обоснованности в отличие от недостаточной обоснованности других модификаций познания.

Принцип достаточного обоснования считают фундаментом всякой науки.

Интерсубъективность . Данный признак выражает свойство общезначимости, общеобязательности, всеобщности знания в отличие, например, от мнения, характеризующегося необщезначимостью, индивидуальностью. В этом смысле между истиной знания и истинами прочих модификаций познания намечается следующее разграничение. Истины практически-обыденного знания, веры и т. п. Остаются «персональными», так как относятся по недостаточным для того основаниям. Что касается истин научного знания, то они универсальны, «безличны» и принадлежат к формам знания, базирующимся на признании истины по объективно достаточным основаниям.

Признак интерсубъективности конкретизируется благодаря введению признака воспроизводимости. Последний указывает на свойство инвариантности знания, получаемого в ходе познания всяким субъектом. Напротив, если знание не является инвариантным для всякого обладающего нормальными способностями субъекта, оно не может претендовать на научность. Однако критерий воспроизводимости не подменяет критерия объективности знания. В этом случае, те, кто утверждает обратное, становятся на несостоятельные позиции. Объективность не может быть сведена к общезначимости потому, сто именно последняя выступает производной от первой. В самом деле, общезначимость знания есть результат его обоснованности. Знание же же считается обоснованным, если есть основание утверждать, что истинность (достоверность) его установлена. При этом установление истинности знания предполагает применение таких доказательных средств, которые порождают субъективную убежденность в объективности знания, уверенность в обладании истиной. Отсюда, в силу объективности и логической обоснованности (доказательности), знание приобретает независимый от индивида характер, становится интерсубъективным, общезначимым.

Системность . Собрание разрозненных знаний, не объединенных в связную систему, еще не образует науку. В основе научных знаний лежат определенные исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. Уже в древности приобретает научный характер философия, логика. У древних народов были накоплены немалые знания о количественных отношениях вещей. На основе этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды и т. д. Но эти элементарные математические знания долгое время носили лишь донаучный характер: они не были объединены в логически связанную систему на основе общих принципов, закономерностей. Впервые математические знания стали обретать научную форму лишь в трудах Эвклида, который придал им системный характер. Практическая химия так же стара, как и человечество. Но элементарные практические сведения о химических процессах не составляли еще науку. Только в ХVII веке начиная с трудов Бойля химия стала превращаться в науку.

Системность характеризует различные формы знания (результаты познания). Как правило, она связывается с организованностью научного, художественного и обыденного знания. Однако трактовка системности как организованности знания нуждается в уточнении.

Системная организованность знания обусловлена определенной его обоснованностью. Поскольку обоснование предполагает установление отношений координации и субординации между внутренними элементами обосновываемого, постольку оно предполагает организацию последнего. В этом смысле известная организованность (а также обоснованность) присуща не только научному, но и ненаучному типам знания.

Различие между определенностью научного и обыденного знаний по признаку системности целесообразно искать на пути выявления качественных особенностей их системного строя.

Оказывается, что практически-обыденное знание получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимой доказательной силой, не имеют строгой принудительности, логической демонстративности и т. д. Обоснованность же научного знания такова, что порождает несомненность в истинности его содержания, ибо организация обоснования в сфере науки в противоположность сфере практически-обыденного знания имеет строгую дедуктивную структуру. Эта структура обеспечивает также свойство дискурсивности знания.

Дискурсивность научного знания базируется на принудительной последовательности понятий и суждений, заданной логическим строем знания (дедуктивной структурой), формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной. Поэтому акты научного знания сопровождаются уверенностью субъекта в достоверности его содержания. Вот почему под знанием понимают форму субъективного права на истину. В условиях науки это право переходит в обязанность субъекта признавать логически обоснованную, дискурсивно доказательную, организованную, «систематически связанную» истину.

Таким образом, специфика научного знания выражается тремя характерными чертами (признаками) – истинностью, интерсубъективностью и системностью. Каждый признак в отдельности не конституирует определенность науки. Истину включает и ненаука. Интерсубъективным может быть «всеобщее заблуждение». Признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности. И только одновременная реализация этих признаков в известном результате познания в полной мере определяет его научность.

Заключение

Познание мира берет свое начало со времен появления «человека разумного». А полученные результаты этого процесса обобщенно и наиболее концентрированно выражены в мифологии, религии, философии, искусстве и науке как формах общественного сознания в прошлом и настоящем.

При этом: мифология является фантастическим отражением окружающего мира; религия – торжеством веры; философия – стремлением к всеобщему знанию и поискам истины; искусство – торжеством раскрепощенных человеческих чувств; наука – торжеством разума.

В настоящей работе в сжатой форме раскрыты: сущность, содержание функции, объект, предмет науки, основы ее методологии. Выявлены наиболее характерные черты и признаки, обуславливающие отличие науки от иных сфер человеческой деятельности и других областей культуры.

Полученные в совокупности теоретические результаты позволяют утверждать о достижении общей цели настоящей контрольной работы и решении составляющих ее частных задач исследования.

Сегодня отечественная наука переживает глубокий кризис. Хочется верить, что это временные трудности. Много лет назад российский физик В.А. Михельсон писал: «Я глубоко верю в блестящее будущее нашей науки, в особенности в области естествознания. В характере и способностях русского народа, в стремлениях и запросах его ума и души и, наконец, во внешних природных условиях нашего обширного отечества имеются все данные для мощного и глубокого развития науки, и недалеко то время, когда мы и в этой области, как в художественно литературе, не будем идти во втором или третьем ряду, но станем на одно из первых мест».

Пожалуй, стоит согласиться с мнением ученого.

Литература

1. Андреев И.Д. Наука и общественный прогресс. М.: «Высшая школа», 1972 г., 343 с.

2. Бурмистров С.К. Радость познания. Тверь, НПГП «ГЕРС», 1993 г.,191 с.

3. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.: «Высшая школа», 1985 г., 230 с.

4. Основы научных исследований. Под ред. проф. Крутова В.И. М.: «Высшая школа», 1989 г., 399 с.

5. Пенкин М.С. Искусство и наука: проблемы, парадоксы, поиски. М.: «Современник», 1982 г. – 302 с.

6. Сиников А.А. История и методология науки. Тверь, ВУ ПВО, 2000г., 90 с.

7. Философские проблемы естествознания. Под ред. Мелюхина С.Т. М.: «Высшая школа», 1985 г., 400 с.

8. Философская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1989 г., т.3, 584 с.

9. Шендрин М.П. Наука и культура. Львов, 1967 г., 70 с.

10. Яхиел Н. Социология науки. М.: «Прогресс», 1977 г., 271 с.

[1] Сиников А.А. История и методология науки. Тверь, ВУ ПВО, 2000 г., с.7.

[2] Нико Яхиел Социология науки. М.: «Прогресс», 1977 г., с. 84.

[3] Основы научных исследований. /Под ред. проф. Крутова В.И./ М.: «Высшая школа», 1989 г., с.6.

[4] Философская энциклопедия. М.: «Сов. энциклопедия», 1989 г., т.3, с. 563.

[5] Бурмистров С.К. Радость познания. Тверь, НПГП «ГЕРС», 1993 г., с. 161.

[6] Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М.: «Высшая школа», 1985 г., с. 5.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Характерные черты науки и ее отличия от других отраслей культуры
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 19:15:00 01 января 2003 Похожие работы
Просмотров: 1975 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать