Что относится к характеристикам устной речи
Особенности устной речи
Устная речь — это звуковая, произносимая речь, реализация и результат говорения.
Основу и письменной, и устной речи составляет литературный язык, однако между письменной и устной речью есть существенные различия, которые зависят от ситуации общения и проявляются в составляющих обе формы речи элементах.
Прежде всего, устная речь предполагает наличие реального собеседника или собеседников. Говорящий создает свою речь в процессе общения, поэтому для него важна реакция слушающего. В зависимости от характера этой реакции говорящий корректирует высказывание.
Устная речь реализуется в виде монолога и диалога. Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Монолог — это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Особым видом монолога является ораторская речь: ораторский монолог диалогичен.
Диалогическая речь — естественный, первичный тип общения. В обиходно-бытовом диалоге участники свободны в выборе языковых средств, не заботятся о форме и стиле высказывания. Публичный диалог строится с учетом присутствия аудитории, следовательно, с соблюдением литературной нормы.
Устная речь может быть неподготовленной, спонтанной, частично подготовленной и подготовленной. Первый вид речи реализуется в жанрах дружеской беседы, интервью, выступления в прениях и т. п. Содержание и форма таких речей заранее не продумываются.
Частично подготовленная речь — это речь, у которой продуманы цель и основное содержание. Это может быть заранее намеченный разговор, деловая беседа, интервью (если вопросы были даны респонденту перед началом опроса), публичная юбилейная речь, научный доклад и т. п.
У подготовленной речи предварительно продуманы цель, содержание, порядок изложения мыслей, словесное выражение.
Однако, будучи близкой по форме письменной речи, подготовленная устная речь сохраняет особенности устного монолога: произносится с интонацией спонтанной речи,не исключает импровизации, что способствует установлению контакта с аудиторией.
Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь
Какой она бывает
Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).
Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.
Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.
Язык и речь. Устная и письменная речь
Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.
Чем хороша устная речь
Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.
Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все «набело», без предварительных поправок.
Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.
Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.
Другие ее особенности.
. и виды
Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа «э-э-э», «вот», «значит»), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.
По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.
О письменной речи
Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.
В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.
Признаки письменной речи
Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.
Монолог и диалог. Примеры и суть понятий
Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин «полилог» возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.
Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.
Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.
Каким бывает диалог
Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета («до свидания» или «всего доброго»).
В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.
Поговорим о монологах
В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.
Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.
Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.
Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.
Разные типы текстов
По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.
В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.
Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.
Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.
. и стилей
Современная лингвистика упорядочила само понятие «речь». Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.
Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.
Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.
Основные характеристики устной речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:10, реферат
Описание работы
Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации.
Сложившись на базе русской народной речи во всем ее многообразии, литературный язык вобрал в себя все лучшее, все наиболее выразительное из тех средств, которые присущи народной речи.
Содержание работы
Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки…… 6
Общая характеристика форм речи …………………………………………… 8
Понятие разговорной речи и ее особенности ………………………… 8
Файлы: 1 файл
Русский.docx
Содержание
Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации.
Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности. Основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, печать, радио, телевидение.
Если сравнить разновидности национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны), то литературный язык играет ведущую роль среди них. Он включает в себя оптимальные способы, обозначения понятий и предметов, выражение мыслей и эмоций. Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи. Так произносительные особенности того или иного диалекта могут характеризовать разговорную речь людей, владеющих литературным языком. Другими словами, образованные культурные люди порой на всю жизнь сохраняют особенности того или иного диалекта. Жаргоны оказываю влияние на разговорную речь, особенно в области лексики, например, широко употребительными стали жаргонные такие слова, как засыпаться (на экзамене), двушка (монета) и др.
Наконец, разговорная речь испытывает влияние книжных стилей литературного языка. В живом непосредственном общении говорящие могут использовать термины, и иноязычную лексику, слова из официально-делового стиля (функции, реагировать, абсолютно, из принципа и под.)
Современная устная речь.
Основой в устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Изучением устной речи занимались известные лингвисты и психологи нашей страны и других стран мира, о чем свидетельствуют многие литературные источники.
Устная речь
Использование в устной речи эмоционально и экспрессивно окрашенной лексики, образных сравнительных конструкций. Особенности устно-разговорной, устной научной, радио- и телевизионной речи. Сходства и различия между устной и письменной формами речи.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.03.2016 |
Размер файла | 26,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
2. Особенности устной речи
3. Сходства и различия между устной и письменной формами речи
Список использованной литературы
Актуальность. Эта тема была выбрана для написания реферата потому, что наше восприятие: информации происходит в двух формах речи, а именно: устной и письменной.
Целью работы является исследование особенностей устной формы речи.
— рассмотреть понятие устной речи;
— определить особенности устной речи;
— проанализировать сходства и различия между устной и письменной формами речи.
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли [8, с. 106].
2. Особенности устной речи
Если обратиться к факторам членения, действующим в устно-разговорном типе, то окажется, что помимо действующих в книжно-письменном типе здесь имеются некоторые дополнительные. Одни свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от книжно-письменного, разделяя современный русский литературный язык на две части. Другие же принимают участие в выделении разновидностей самого устно-разговорного типа. Перечислим эти дополнительные факторы. Такими свойствами речи являются адресованность, ситуативность, речевой вид (использование монологов и диалогов) [7, с. 63].
Устная речь всегда адресована, причем непосредственно слушателю, который воспринимает ее одновременно с ее продукцией адресантом здесь и сейчас. Разного рода технические ухищрения вроде отсроченной и затем воспроизведенной записи могут в расчет не приниматься, так как они не лишают коммуникативный акт главного: сиюминутности восприятия, где важна временная синхронность. Адресат речи может быть:
Эти три вида адресованности устной литературной речи, совпадающие с действием других факторов ее членения (все эти факторы, включая и адресованность, однонаправленны), участвуют в выделении трех разновидностей устной литературной речи (устно-разговорного типа литературного языка):
3) радио- и телевизионная [4, с. 92]
Ситуативность Основные свойства речи включают в себя также ситуативность. Она присуща разговорному типу, где ситуация восполняет словесно не выраженный смысл, любые недосказанности и неточности. Она обычно считается эксклюзивным качеством разговорной речи, но, строго говоря, постоянно обнаруживается. Это показывает, например, анализ речи поэтической, когда для точного понимания и чувствования стихотворения требуется биографический комментарий. Вообще, комментарии такого рода, снабжающие художественное произведение любого жанра, позволяют обогатить восприятие и понимание замысла автора. К ситуативности добавляется общая апперцепционная база говорящего и слушающего, общность их знаний и жизненного опыта. Все это допускает словесные намеки и обеспечивает понимание с полуслова. Частично ситуативность свойственна и коллективно адресованной речи. Например, преподаватель знает, какие у него слушатели, что они знают и могут, чем интересуются. Массово же адресованным текстам ситуативность не свойственна. Таким образом, она действует как фактор вычленения разговорной речи и как неполный фактор, характеризующий устную научную речь. Естественно, ситуативность не может быть свойственна ни одному виду письменного типа [1].
Монологи и диалоги в устной речи.
Индивидуальность Устная связная речь всегда индивидуальна. Для письменной же это не общее качество всех разновидностей. Индивидуальна лишь художественная речь и отчасти речь нестрогих газетных жанров. У каждого говорящего есть своя манера, характеризующая человека как личность со стороны его психологических, социальных, даже профессиональных особенностей и общей культуры. Это касается не только речи разговорной. В парламенте, например, выступление каждого депутата высвечивает его личностные качества и интеллектуальные возможности, дает его социальный портрет. Устная связная речь нередко больше значит для слушателя, чем содержащаяся в выступлении информация, ради которой и происходит выступление [4, с. 93].
устный речь лексика письменный
3. Сходства и различия между устной и письменной формами речи
Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.
Различия между ними сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определённое количество и «своих» языковых средств, она привязана к разговорному стилю [2, с. 41].
Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.
Устность является основным фактором, объединяющим различные разновидности, на которые подразделяется устная речь. Свойства речи письменной реализуются в разновидностях книжно-письменного типа. Разумеется, форма не единственный фактор объединения. Но в устно-разговорном типе именно она предопределяет формирование и функционирование специфических языковых средств, отличающих от письменной устную речь [7, с. 65].
Нам в равной степени необходимы обе формы речи, чтобы полноценно воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире. Если бы хоть одной из них не было, то её следовало бы придумать.
Список использованной литературы
1. Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. М., 2011. С. 8-10.
2. Васильева А.Н. Основы культуры речи.М, 2010. 217 с.
3. Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 2013. 160 с.
4. Комлев Н.Г. Слово в речевой деятельности: денотативные аспекты. М.: Изд-во МГУ, 2010. 216 с.
5. Максимов В. И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2010. 332 с.
6. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2011. 227 с.
7. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2013. 156 с.
8. Формановская Н.И.Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 2010. 185 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общая характеристика форм речи. Устная форма речи. Письменная форма речи. Специфика норм письменного кодифицированного языка. Сходства и различия между устной и письменной формами речи.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 24.07.2007
Диалог и монолог в устной и письменной формах речи. Разновидности речи. Употребление устойчивых словосочетаний. Стандартизованный характер письменной речи. Случаи употребления языковых средств с точки зрения их принадлежности к устной или письменной речи.
контрольная работа [20,6 K], добавлен 15.07.2012
Основные характеристики и отличительные признаки устной деловой речи, ее принципиальные различия с письменной. Интонация и смысловая дискретность, главные фонетические нормы устной речи, их значение в достижении позитивного результата делового общения.
контрольная работа [88,9 K], добавлен 19.10.2009
Теоретические основы обучения оформлению сообщения в устной речи. Система упражнений при обучении оформлению сообщения в устной речи (на уровне ТРКИ 2) и эксперимент по обучению оформления сообщения в устной речи на основе разработанной системы.
дипломная работа [71,9 K], добавлен 04.08.2008
Соотношение книжно-письменных стилей с устной речью, текстовая организация деловой диалогической, монологической и публичной речи. Интонация и смысловая дискретность; фонетические, грамматические, лексические и лингвистические нормы устной деловой речи.
реферат [78,2 K], добавлен 15.10.2009
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Значение и особенности устной речи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Значение и особенности устной речи.
Подготовила:преподаватель русского языка
Значение и особенности устной речи.
В наше время живое устное слово приобретает исключительное значение, потому что лекция, доклад, беседа, информация, выступление на собрании стали повседневным явлением в нашей жизни. Ярко, доходчиво должен уметь говорить и лектор, выступающий перед большой аудиторией, и агитатор, беседующий с группой людей.
Особая ответственность ложится на преподавателя, его речь должна отличаться прежде всего содержательностью и целенаправленностью, ясностью и выразительностью.
За последние годы устная речь расширила свои границы, перестала быть связанной только с повседневно-речевым общением. Появилась возможность изучать тот или иной предмет без помощи книги через учебное телевидение, радио, кинолектории и т. д.
Устная речь становится все богаче и разнообразнее по своим функциям, становится средством получения разнообразной информации, формой многогранного общения людей во всех сферах их деятельности.
В чем же особенности устной речи?
Прежде всего, устная речь всегда рассчитана на определенных слушателей, которые в известной мере являются собеседниками выступающего. Слушатели реагируют на выступление, на их лицах можно прочитать то или иное отношение к выступлению: сопереживание, заинтересованность или протест и т.д. Этот живой контакт позволяет выступающему внести изменения в содержание, обдумать тембр и силу голоса, проследить, как эти изменения повлияли на реакцию слушателей.
Любое устное связное выступление — это живое общение. Реальность и эффективность такого общения зависят главным образом от говорящего. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и интонация, мимика и жесты и т.д.
С другой стороны, жест никогда не должен заслонять, подменять словесно-звуковую речь. Известный мастер художественного чтения Всеволод Аксенов писал: «. всякие жесты, так же как и все движения во время чтения с эстрады, тем убедительней, чем скупее. Язык жестов не может, следовательно и не должен подменять или даже дублировать язык слов» 1 .
Безусловно, преподаватель, работая с курсантами, не сможет уделять одинакового внимания всем выразительным средствам устной речи, тем не менее сам он в общении с курсантами должен умело ими пользоваться.
Отличает устную речь и присущая ей в той или иной степени импровизированность. Если при подготовке к уроку, к выступлению перед курсантами можно подготовиться (составить план, отобрать необходимые факты, наметить последовательность в их подаче), то импровизация играет решающую роль при обсуждении доклада, в ответах на вопросы по ходу выступления и т. д.
Ясно, что предусмотреть, какие импровизации потребуются, от чего придется отказаться в ходе урока, лекции или беседы, к каким новым приемам прибегнуть, чтобы изменить отношения аудитории, трудно. Это достигается и мастерством выступающего, и знанием материала, и целым рядом личных качеств.
С этой особенностью устной речи связано требование простоты и естественности языка.
В наше время на помощь звучащему слову преподавателя пришли технические средства. Они усиливают выразительность речи, повышают ее эмоциональность. Речь преподавателя в таком случае становится как бы синтетической: она воспринимается синхронно вместе с кинокадром, музыкой, фоторепродукцией. Слово преподавателя приобретает особые изобразительно-выразительные качества.
Поскольку устная речь требует мгновенного понимания в процессе восприятия, она получает и своеобразное лексико-грамматическое оформление.
Ясно, что устная речь должна быть прежде всего правильной с точки зрения законов и норм данного языка.
Однако выше мы указывали, что устная речь — это речь яркая, образная по форме, внутренне эмоциональная. Поэтому она отличается большим разнообразием языковых средств и стилевых особенностей.
Взволнованность, повышенная эмоциональность устной речи усиливают необходимость отбора экспрессивной, эмоционально окрашенной лексики. Выступающему и слушателю небезразлично, в какой тональности и темпе подается слово, ибо «слово принадлежит наполовину тому, кто слушает»,— утверждает народная поговорка.
Правила устной речи требуют также, чтобы фразы и предложения были немногословны и хорошо интонированы. Необходимо верно расставить логические и психологические паузы, наметить диалогические элементы в развитии мысли, продумать выразительность речи. Особую актуальность, естественно, приобретает проблема произношения слова, дикции. Хорошая дикция — необходимый элемент устной речи, ее фонетического и музыкального звучания.
Постоянное общение с аудиторией накладывает своеобразный отпечаток и на синтаксис устной речи: выступающий чаще использует различные типы простых предложений, широко обращается к вопросительным и восклицательным предложениям, к предложениям-репликам, являющимся продолжением предыдущих предложений и т. д.
В устной речи шире используются такие речевые средства, как повторы, градация, гиперболизация, иносказание, сопоставление, различные тропы.
Выделенные нами отличительные признаки устной речи являются в какой-то степени относительными, так как некоторые из них (пауза, интонация, логическое ударение) характерны в той или иной степени и для письменной речи. В устной речи они проявляются действенно, активно, что важно учитывать в работе по развитию устной речи курсантов.
По количеству участников речи выделяются диалог и монолог. Остановимся на их характеристике.
Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения. Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами. Разговорная речь чаще всего по своей природе является диалогической. Речевой организацией диалога является ряд сменяющих друг друга реплик, границей которых служит конец речи одного собеседника и начало речи другого.
Реплика — это ответ, возражение, замечание на слова собеседника. Это одно из тех языковых средств, которые как раз и отражают специфику диалога. Реплика раскрывает сущность диалогического общения — развивающийся, перемежающийся обмен высказываниями. Как особая языковая единица, она имеет относительную формально-грамматическую законченность. Реплика определяет и многие синтаксические особенности диалогической речи: краткость, лаконизм его синтаксических конструкций, особенности их сочетаемости друг с другом и т. д.
Если рассматривать синтаксическое строение диалога, то мы увидим, что оно представляет собой неоднородную картину. Одни реплики относительно самостоятельны, и связь между ними чаще всего смысловая, другие тесно связаны и взаимообусловлены, так что их рассматривают как особое структурно-грамматическое объединение — диалогическое единство.
Развитие диалога, его внешнее и внутреннее движение реализуется в репликах-стимулах и репликах-реакциях, взаимосвязью которых и достигается единство речевого потока, движение разговора.
Реплика-стимул — это реплика, побуждающая собеседника, вызывающая у него определённую реакцию, например:
Л о п а х и н. Наш вечный студент всё с барышнями ходит.
Трофимов. Не ваше дело.
Л о п а х и н. Ему пятьдесят скоро, а он всё ещё студент.
Т р о ф и м о в. Оставьте ваши дурацкие шутки.
Л о п а х и н. Что же ты, чудак, сердишься?
Т р о ф и м о в. А ты не приставай.
Л о п а х и н (смеётся). Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете?
Т р о ф и м о в. Я, Ермолай Алексеич, так понимаю: вы бога-тый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле об-мена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен.
(реплика-реакция) (А. Ч ехов.)
Р е п л и к и-р е а к ц и и, как видим, выражают согласие, несогласие или уточняют то, что было высказано в реплике-стимуле. Реплики-реакции не должны быть только ответом на вопрос. Они должны порождать дальнейшие реакции, стимулировать появление новых реплик, необходимых для продолжения разговора.
Первая реплика, как правило, является исходной в диалоге; последующие реплики ориентируются на ее состав, дублируют те или иные ее особенности.
По своей синтаксической структуре она представляет собой развернутое (простое или сложное) предложение. Для последующих реплик характерны обычно синтаксически неразвернутые предложения.
Первые реплики часто являются повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями. Для них характерны также конструкции с недостаточной синтаксической развёрнутостью состава. Широко употребляются как односоставные, так и двусоставные предложения.
Последующие реплики представляют собой также синтаксические конструкции, которые порождены условиями диалогического общения и вне связи с предшествующим высказыванием обычно не употребляются. Это могут быть:
Вопросительные одночленные конструкции:
М а ш а. Сидит себе здесь, посиживает.
Ч е б у т ы к и н. А что?
М а ш а (садится). Ничего.
2) Предложеия, представленные сказуемым и поясняющими его второстепенными членами:
Л о п а х и н. Значит, в Москву теперь?
Т р о ф и м о в. Да, провожу их в город, а завтра в Москву.
3) Предложения, состоящие из подлежащего и второстепенных членов:
Безусловно, названные конструкции характерны лишь для некоторых реплик-реакций. По форме они могут быть выражены также простыми распространенными предложениями, сложноподчиненными предложениями, в которых главное предложение представлено указательным словом в сочетании с частицами, обращением, модальными словами и другими типами синтаксических конструкций.
Курсантам полезно усвоить и некоторые типичные диалогические конструкции. Так, существуют определенные слова и словосочетания для передачи положительного ответа на приглашение собеседника: неплохо бы, мне бы очень хотелось, я буду очень рад, благодарю вас, это очень любезно с вашей стороны, с удовольствием, не возражаю и т. д.
Иные выражения используются в диалоге в случае отказа от приглашения: боюсь, что не смогу; очень сожалею; вряд ли я смогу быть свободным; я не уверен в том, что буду свободен; прекрасная мысль, но я занят и т.п. Курсанты должны умело пользоваться и другими характерными для диалогической речи выражениями: хорошо, согласен, а не лучше ли, может быть, пожалуй, да что вы.
Важным средством выражения смысловых и синтаксических отношений между репликами является интонация. Посредством интонации выражаются: вопрос — ответ; вопрос — встречный вопрос, требующий конкретизации первой реплики; сообщение, утверждение, повествование, вопрос по содержанию первой реплики и другие. Особый интонационный колорит диалогической речи достигается, как мы уже отмечали, широким употреблением вопросительных, восклицательных и побудительных предложений, использованием однословных и немногословных конструкций, интонация которых испытывает на себе влияние живой разговорной речи.
Диалоги разграничиваются по тематике: одни из них связаны с бытовыми темами, другие — с тематикой отвлеченного характера. Так, бытовые, ситуативные диалоги строятся полностью на принципах разговорного стиля языка. Именно в повседневных разговорах, в товарищеских беседах немаловажную роль играют жест, мимика, характерна для разговорной речи и экспрессивность. В диалогах на отвлеченную тематику сказывается сильное влияние книжных стилей языка, в беседах о своих переживаниях, впечатлениях — влияние поэтической, художественной речи.
В художественной литературе диалог выступает как один из приемов изображения человека, явлений окружающей действительности. В художественном повествовании с помощью диалога писатель раскрывает мысли и чувства человека, обращает внимание читателя на своеобразие характеров героев, на их связи и взаимоотношения. Часто диалог дается в сочетании с вводящей авторской речью, которая как бы «проясняет» обстановку, в которой протекает диалог, помогает понять характер интонации реплик героев.
Продуманно и целенаправленно отобранные диалоги служат прекрасным образцом в работе по формированию навыков диалогической речи у студе нтов
Ход развития устной речи идет от упражнений в диалоге к формированию навыков связной монологической речи. Таким образом, владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. По мнению академика Л. Щербы, в монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным ее оформлением, потому что «монолог» — это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей».
Монолог — важнейшая форма речи. Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. «Свободное владение формами монологической речи — искусство»,— указывал В. В. Виноградов. Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека по самой своей природе — могучее средство воздействия одного человека на другого. Любой лектор, оратор — это всегда творец, причем особенность его творчества в том, что он творит в присутствии слушателей, при их непосредственном воздействии на говорящего. Поэтому живое слово, выступление — большой труд не только для говорящего, но и для слушателей, ибо трудность напряжения слушателей ничуть не меньше, чем напряжение выступающего. Сложность выступления определяется не только содержанием; она зависит и от того, каким выступление будет по своей эмоциональной окраске, какими источниками «питается» эта тональность, откуда рождается интонационная выразительность.
Монологическая речь самого преподавателя служит важнейшим, действенным условием развития и формирования навыков связной монологической речи студе нтов.
Устная речь преподавателя может иметь разнообразные формы (комментарий к тексту, обобщение выступлений курсантов, рассказ), но она всегда должна представлять собой единство следующих компонентов:
2) плана подачи материала,
3) его словесного оформления,
4) способов, приемов произношения.
Первое требование, которое должен предъявить к себе преподаватель,— это определить четко тему выступления и в связи с этим вывод, к которому он должен подвести студе нтов. Содержание и план выступления оказываются, таким образом, взаимосвязанными: приступая к планированию, преподаватель уже имеет под рукой определенный материал, намечая план его подачи, он уточняет отдельные детали, обращается к новым фактам и т.д. Такая четкость рассказа преподавателя, своеобразная наглядность в развертывании основной мысли выступления является образцом и для студе нтов, примером в их самостоятельных поисках наиболее удачных путей построения ответа на уроке. Наряду с этим, важнейшим условием эффективной организации устной речи является знание литературного языка и умение им пользоваться. Умение пользоваться языком включает в себя ряд требований, относящихся к использованию лексики, грамматики (мор-фологии и синтаксиса), стилистики, норм орфоэпии.
Выделяется три вида монологической речи:
1) повествование (рассказывание, пересказ, сообщение),
Р а с с к а з ы в а н и е — это один из видов живого, устного слова, в котором воспроизводятся какие-либо действительные или вымышленные события. Как и любому виду устной речи, ему присущи импровизация, определенная интонация, жест, мимика. На языковом оформлении сказывается влияние элементов разговорного стиля.
Рассказывание — это в значительной степени творческая работа. Предметом творческого рассказа может быть произведение живописи, прочитанный рассказ, впечатления от поездки в город (или в деревню), наблюдения, жизненный опыт.
Иногда рассказывание сближают с пересказом. Действительно, эти два вида повествования близки между собой, однако рассказывание шире пересказа.
Пересказ предполагает опору на прочитанный текст, предметом же творческого рассказывания, как указывалось выше, могут быть самые разнообразные явления окружающей действительности.
Творческое рассказывание требует тщательной предварительной подготовки. В одних случаях следует предусмотреть приемы, помогающие передать личное, эмоциональное отношение к событиям, в других — приемы, расширяющие объем знаний о тех явлениях, о которых сообщалось в статье учебника, в третьих — приемы, способствующие обогащению словаря, и т. д.
П е р е с к а з как вид устной речи связан с чтением художественных произведений, научно-популярных очерков, газетных статей и т. п. Пересказ, если он не просто обращен к механической памяти, всегда вызывает работу мысли, эмоций, готовит учащихся к творческим самостоятельным выступлениям.
Ценность этого вида речевой деятельности и в том, что он учит умелому использованию авторского языка при свободном пересказе, выделению основной авторской мысли в рассказе, умению передать ее в своем пересказе, увлечь студе нтов. Таким он может стать только в том случае, если курсанты будет рассматривать задание как важное, практически необходимое для него и них.
1) п е р е с к а з, б л и з к и й к т е к с т у. Его цель — научить студе нтов, опираясь на готовый текст, строить предложения, соединять их в связный рассказ. Его разновидностями могут быть пересказ «цепочкой», пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т. д.). Практически необходимым является пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.;
2) п е р е с к а з, о с л о ж н е н н ы й о п р е д е л е н н ы м и з а д а н и я м и.
Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.
Наиболее важными разновидностями такого пересказа могут быть:
а) пересказ с обязательным включением изобразительно-выразительных средств авторского языка;
б) пересказ, в ходе которого курсанты заменяет часть лексического материала синонимами, синонимичными выражениями;
г) пересказ с заменой лица рассказчика;
д) выборочный пересказ;
е) пересказ с элементами рассуждения.
Сообщение — это чаще всего информация о выполненном или планируемом, намечаемом мероприятии. Сообщением называют также информацию о каком-либо мероприятии или распоряжении местного или общегосударственного значения (например, сообщения ТАСС).
Выступающий с сообщением должен знать, что цель сообщения — поставить в известность слушателей о каком-то задании, событии, следовательно, в сообщении должны быть строго отобраны факты, показан ход их развития, свершения, указано точное время.
Наиболее распространенными видами сообщения являются отчет и доклад.
Различают несколько видов отчета:
1) отчет о проделанной работе, о командировке и т. д.;
2) отчет о денежных расходах (с приложением соответствующих документов);
3) отчет как газетно-журнальный жанр, применяемый в периодической печати.
При подготовке отчета следует определить:
1) тему отчета (в чем предстоит отчитываться);
2) что надо осветить в отчете (факты, данные);
3) как наиболее убедительно подтвердить целесообразность проделанной работы (анализ отдельных аспектов работы);
4) какие практические выводы и предложения следует сделать в конце сообщения.
Отчет должен быть конкретным по содержанию, его языковое оформление — соответствовать деловому характеру содержания, выводы и предложения — быть практически осуществимыми.
Д о к л а д — наиболее сложный вид сообщения, потому что в ряде случаев он может иметь характер научного исследования (доклад на научно-методической конференции, на педагогических чтениях и т. д.).
По своему построению доклад, как и любое законченное сообщение, состоит из вступления, в котором автор подчеркивает актуальность избранной темы, говорит о ее значении, затрагивает историю вопроса, формулирует те основные вопросы, которые будут освещены в докладе; основной части, где докладчик излагает и аргументирует свою точку зрения на выдвинутую проблему, и заключительной части — выводов по докладу.
Схематически картину подготовки доклада можно представить следующим образом:
1) тема доклада, определение ее границ, объема, формулировка собственной точки зрения на выдвинутую проблему;
2) сбор материала: составление библиографического списка литературы, изучение материала, выписки, конспектирование, систематизация материала, составление плана и тезисов доклада;
3) составление доклада: обдумывание доклада в целом, компоновка частей, оформление выводов и предложений;
4) выступление с докладом;
5) заключительное слово: анализ дополнений, поправок, предлагаемых выступающими при обсуждении доклада, ответы на вопросы, общее заключение по докладу.
Выписки, цитаты целесообразно поместить на отдельные карточки и использовать их по ходу доклада.
Подготовка доклада обычно требует большой предварительной работы, так как многие студе нты не могут связать выдвинутый тезис с аргументом (доказательством) в его пользу, подменяют один тезис другим, стремятся сделать серьезный вывод на основании частного факта, не умеют завершить доклад.
Подготовка к докладу может проводиться под руководством преподавателя. Он помогает докладчику в подборе литературы, оказывает помощь в построении доклада, в составлении тезисов к нему.
О п и с а н и е представляет собой последовательное перечисление признаков, свойств предмета или явления при его словесном изображении. Описание может быть деловым, научным и художественно-поэтическим.
Для делового описания характерны последовательность изложения в строгом соответствии фактам, признакам, объективность. Цель его — дать точное представление о предмете или явлении, сообщить проверенные фактические данные. Деловое описание лишено эмоциональности, образности, живости.
Художественное описание — это образное описание. Оно воздействует главным образом на воображение человека, на мир его чувств, образных ассоциаций.
Р а с с у ж д е н и е соотносительно с описанием, так как часто в описании встречаются элементы рассуждения и, наоборот, в рассуждении — элементы описания. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается следующее определение: «Рассуждение — умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме». Таким образом, рассуждение — это уже размышление о чем-либо или о ком-либо, оно строится на основе убеждения, поэтому, чтобы рассуждать, нужно прежде всего выработать определенное мнение о человеке, общественном явлении, по поводу
которого будете рассуждать. Без твердых, сложившихся убеждений нет и не может быть рассуждения.
Рассуждение — это наиболее сложный, логически обоснованный вид монологической речи, поэтому овладеть умением рассуждать, доказывать будущий преподаватель должен прежде всего сам, а затем уж приступать к формированию этого умения и у студе нтов.
Дискуссия как форма работы по развитию устной речи занимает особое место. Для ведения дискуссии и участия в ней требуется умение вести диалог, выступить с дополнительной информацией, которая, положим, была не затронута одним из участников дискуссии, умение рассуждать. Подготовка к дискуссии активизирует мыслительную деятельность, пробуждает жажду убеждений, особую личную заинтересованность в результатах спора.
Участие в дискуссии вызывает у студе нтов готовность изложить свою позицию в споре в наиболее яркой, убедительной форме, найти такие слова, выражения, такие аргументы, которые бы наиболее полно выражали их нравственную позицию. Оно заставляет участников дискуссии продумать, осмыслить факты, сопоставить их, установить возможную связь между ними, уметь отстоять свою точку зрения. Этим определяется огромная ценность дискуссий, так как нередко можно встретить умного, знающего человека, но не умеющего защитить свою позицию в споре, обоснованно опровергнуть ошибочные, а порой и неверные суждения.
Проведение дискуссии включает следующие моменты:
1) намечается тема дискуссии,
2) разрабатываются вопросы,
3) дается время для обдумывания, для подготовки к дискуссии,
5) анализируются итоги дискуссии, намечаются формы работы над вопросами, возникшими в ходе дискуссии.
Тема должна соответствовать возрасту, знаниям и жизненному опыту участников дискуссии. В основе ее должен лежать материал, допускающий разную оценку, разное его толкование, причем эта оценка должна касаться главной, центральной проблемы, иначе дискуссия пойдет о второстепенном, и участники спора потеряют правильную ориентацию в споре.
Вопросы обычно уточняют, конкретизируют тему дискуссии, дают направление спору.
Вопросы всегда должны быть конкретными и доступными для понимания и в то же время мобилизующими мысль, знания, опыт участников дискуссии, нести в себе главное, существенное для понимания темы спора, быть актуальными, злободневными.
Предугадать результаты, ход дискуссии трудно даже при тщательной подготовке. Многое зависит от позиции ведущего в дискуссии. Он должен уметь подчинить курсантов своей воле, сам быть убежденным в необходимости диалога, проявлять энергию, инициативу в споре. Ведущий — это прежде всего самый эрудированный участник дискуссии, умеющий вовремя перестроиться, быть очень чутким и внимательным к мнениям других, не подавлять выступающих своей эрудицией, а направлять спор, планомерно, последовательно выдвигая вопросы, сталкивая мнения и т. д., другими словами, он никогда не должен быть только наблюдателем, а быть настоящим бойцом, страстным, убежденным.
Самое трудное для ведущего — это вовремя завершить спор, подвести итоги. Обычно в заключительном слове ведущий дискуссию:
1) дает оценку разных точек зрения,
2) формулирует основной вывод, к которому пришло большинство участников спора,
3) высказывает свою точку зрения,
4) выделяет проблемные вопросы, которые требуют дополнительного осмысления, раздумий, побуждает участников к дальнейшим размышлениям.
В системе связных монологических высказываний выделяют и критические (полемические) выступления. В отличие от отчетов, сообщений, докладов, в большинстве своем носящих информационный характер, критические выступления в большей степени, чем другие, требуют умения говорить, убеждать, воздействовать на слушателя. Поэтому их отличает взволнованность, эмоциональность, даже некоторая заостренность изложения фактов, выводов, предложений.
Таким образом, здесь особую значимость приобретают не только сами факты, на которые опирается выступающий, но и форма их подачи: продуманное использование риторических вопросов, конструкций с распространенным обращением, различных случаев инверсии и т. д.
Нужно помнить о том, что критические выступления могут быть как подготовленными, так и неподготовленными, поэтому так важен контакт с аудиторией, умение увлечь ее. А это возможно только в том случае, если тема выступления тесно связана с жизнью коллектива, отражает те вопросы, которые действительно важны и требуют своего обсуждения.
Выступая, нужно прежде всего выделить главную мысль, которую необходимо отстоять, подобрать факты и умело преподнести их. Выступающий должен говорить о том, в чем он действительно убежден, внимательно прислушиваться к мнению оппонентов, чтобы потом со знанием дела, аргументированно возражать им.