Теория строения органических соединений: гомология и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.
Темы, которые нужно знать:
Эти вопросы входят в анализ строения каждого класса веществ в органической химии, но в данном вопросе нам нужно свести все эти знания воедино. Давайте рассмотрим каждое определение, каждый пункт этого вопроса, исходя из знаний строения всех органических веществ.
Изомеры и гомологи
Не вдаваясь в сложные формулировки, давайте определим, что такое гомологи и изомеры.
Гомологи — относятся к одному классу веществ (например, алканы). Это значит, что у них:
Обратите внимание, именно н-бутан и н-гексан будут относится к гомологам. Если мы возьмем н-алкан (линейная молекула) и разветвленный алкан, то, хотя у них будет одна и та же общая формула (СnH2n+2), по химическим свойствам они будут несколько различаться, т.к. разветвленное строение этих органических соединений будет оказывать влияние на направление протекания реакций.
Изомеры —химические соединения, одинаковые по составу и молекулярной массе, но различающиеся по строению и свойствам (химическим и физическим)
Виды изомерии:
Виды химической связи в органической химии
Т.к. органическая химия — это химия соединений углерода, то основным видом химической связи является ковалентная химическая связь.
Как и в неорганических соединениях, в органических вид химической связи определяют исходя из строения вещества.
Тип гибридизации атомов в органических соединениях
Как образуется гибридизация атомных орбиталей в молекуле мы подробно рассматривали при изучении каждого класса органических соединений, здесь мы рассмотрим практическое применение этих знаний.
На что нужно обратить внимание:
1) в молекуле, имеющей не только один вид связи, каждый атом имеет свой тип гибридизации :
итого: 10 сигма- и 3 π-связей
Давайте систематизируем все эти вопросы по классам углеводородов
Какое бы задание вам не попалось, все сводится к определению строения органического соединения, поэтому чтобы не ошибиться, рисуйте структурные формулы данных соединений, а уже из этого вы определите и тип связи, и гибридизацию, и виды изомерии.
Кстати, ответы на наши примеры вопросов:
А13 первый вариант: изомером гексена-2 не является гексадиен-1, 3 Ответ: 4)
А 13 второй вариант: только Sp 2 гибридизация — в молекуле бутадиена Ответ: 4)
А 13 третий вариант: гомологами являются: пропан и пентан Ответ: 1)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Гомологи. Гомологический ряд»
Гомологи – это вещества близкие по строению и свойствам, которые отличаются на одну или несколько групп – СН2.
Каждый класс органических соединений имеет свою общую формулу и для каждого класса органических соединений можно составить их гомологический ряд.
Например, алканы имеют общую формулу CnH2n+2, где n – число атомов углерода, причём каждый член гомологического ряда будет отличаться от предыдущего на группу – СН2. Такая последовательность соединений называется гомологическим рядом (от греческого homolog – «сходный»), отдельные члены этого ряда называются гомологами, а группа атомов, на которую отличаются соседние гомологи (группа – СН2) – гомологической разностью.
Понятно, что гомологи отличаются молярной массой, а значит физическими свойствами. Как правило, с увеличение числа атомов углерода в молекуле увеличиваются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность.
Для алкенов характерна общая формула СnH2n. Первый член гомологического ряда имеет формулу С2Н4 и называется этен, второй представитель алкенов – пропен – С3Н6, третий – бутен-1,четвёртый – пентен-1. И так далее, то есть в данном гомологическом ряду также каждый последующий член гомологического ряда отличается от предыдущего на группу – СН2.
Для алкинов также можно составить гомологический ряд. Общая формула алкинов – СnH2n-2, поэтому первым представителем этого ряда будет этин, али ацетилен – С2Н2, вторым членом ряда является пропин – С3Н4, третим – бутин-1 – С4Н6, четвёртым – пентин-1 – С5Н8.
Составим гомологический ряд альдегидов. Учитывая, что общая формула альдегидов СnH2n+1CHO, то первым представителем данного гомологического ряда будет метаналь, или муравьиный альдегид – НСОН, вторым членом ряда – этаналь, или уксусный альдегид – СН3СНО, третьим – пропаналь, или пропионовый альдегид – СН3СН2СНО, четвёртым – бутаналь, или масляный альдегид – СН3СН2СН2СНО и так далее.
Аналогично и для карбоновых кислот. Так, общая формула насыщенных одноосновных карбоновых кислот – CnH2n+1COOH. Поэтому первым представителем данного гомологического ряда является метановая кислота, или муравьиная – НСООН, вторым – этановая кислота, или уксусная – СН3СООН, третьим – пропановая, или пропионовая кислота – СН3СН2СООН, четвёртым – бутановая, или масляная кислота – СН3СН2СН2СООН, пятым – пентановая, или валериановая кислота – СН3СН2СН2СН2СООН.
Таким образом, для каждого класса органических соединений можно составить гомологический ряд, учитывая общую формулу данного класса. Каждый последующий член гомологического ряда отличается от предыдущего на группу – СН2, которую называют гомологической разность. А сами вещества этого ряда называются гомологами. Как правило, с увеличением числа атомов углерода в гомологическом ряду увеличиваются температуры плавления и кипения, увеличивается плотность.
Например, если говорить о гомологическом ряде алкинов, он состоит из следующих гомологов:
Гомологический ряд алканов в таблице
Алканы обладают следующими свойствами:
в последовательности гомологического ряда происходят изменения агрегатных состояний веществ с газообразного на жидкое и на твёрдое;
нерастворимы в воде, но могут растворяться в неполярных растворителях;
Алканы могут вступать в следующие реакции:
Замещение с галогенами: CH4 + Cl2 = CH3Cl + HСl.
Разложение при высокой температуре: СН4 = C + 2H2.
Гомологический ряд алкенов в таблице
Алкены обладают следующими свойствами:
не способны растворяться в воде, но полностью растворяются при взаимодействии с органическими растворителями;
имеют очень высокую температуру плавления и кипения;
применяются в промышленности для синтеза таких важных соединений, как фенола, полипропилена, стирола, ацетона, глицерина и других.
Алкены участвуют в следующих химических реакциях:
Галогенирование (присоединение к галогенам): CH2=CH2 + Cl2 = Cl-CH2-CH2-Cl.
Гомологический ряд альдегидов
К примерам альдегидов относятся метаналь, этаналь, пропаналь, бутаналь, пентаналь, гексаналь и так далее.
Альдегиды принимают участие в следующих реакциях:
Присоединение воды: R-CH = O + H2O = R-CH(OH)-OH.
Восстановление водородом: R-CH = O + H2 = R—CH2-OH.
Альдегиды обладают следующими свойствами:
низшие представители класса имеют резкий запах;
в гомологическом ряду происходит изменение агрегатных состояний от жидкого до твёрдого;
используются в лекарственной промышленности, парфюмерии и т. д.
Хоть органическая химия и требует внимательного изучения, совсем необязательно полностью зазубривать все классы веществ. Намного проще для понимания и качественного запоминания обращать внимание именно на закономерности изменения свойств и характеристик ближайших соединений, следуя плану.
3) этанол и диметиловый эфир 4) уксусная кислота и уксусный альдегид
3) гексан и 2-метилпентан 4) этанол и уксусная кислота
3. Бутаналь и 2-метилпропаналь являются 1) гомологами 2) структурными изомерами 3) геометрическими изомерами 4) одним и тем же веществом
4. Общее число структурных изомерных углеводородов состава С4Н8 равно
5. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2nотносится 1) бензол 2) циклогексан 3) гексан 4) гексин
6.Название вещества, формула которого СН3 ─ СН2 ─ СН (СН3)─ С ≡ СН
2) 3-метилпентин-1 4) 3-метилпентин-4
1) гексана 2) гексена 3) циклогексана 4) бензола
8. Окраска смеси глицерина с гидроксидом меди (ΙΙ):
1) голубая 3) красная
2) ярко синяя 4) фиолетовая
9. Изомером пропановой кислоты является
1) диэтиловый эфир 3) бутаналь
2) пропилацетат 4) этилормиат
10. Общая формула алкинов:
11. Функциональная группа — СООН присутствует в молекуле
1) уксусной кислоты 3) формальдегида
2) этилацетата 4) фенола
12. Гидроксильная группа имеется в молекулах каждого из веществ: 1) спиртов и карбоновых кислот 2) альдегидов и простых эфиров
3) аминокислот и сложных эфиров 4) жиров и спиртов
1. Согласно термохимическому уравнению реакции СН4(г)+ 2О2(г) =СО2(г)+ 2Н2 O (г) + 802 кДж количество теплоты, выделившейся при сжигании 48 г метана, равно 1) 3208 кДж 2) 2406 кДж 3) 1203 кДж 4) 802 кДж
2. При сгорании пентена в 56 л кислорода (н.у.) по уравнению
1) 17 моль 2) 1,7 моль 3) 54 моль 4) 80 моль
При сгорании газа, не содержащего кислород, выделилось 2,24 л углекислого газа, 1,8 г воды и 3,65 г хлороводорода. Определить формулу сгоревшего вещества.
Итоговая контрольная работа по химии 10 класс
1. Гомологами являются
2. Вещество состава С4Н10О имеет 1) 7 изомеров 2) 6 изомеров 3) 4 изомера 4) 2 изомера
3. Какое вещество не является изомером бутену-2? 1) циклобутан 3) бутен-1 2) этилциклопропан 4) 2-метилпропен
4.Пропаналь и ацетон являются
2) геометрическими изомерами
3) структурными изомерами
4) одним и тем же веществом
5. Органическое вещество, молекулярная формула которого С7Н8 относится к гомологическому ряду
1) метана 2) этилена 3) бензола 4) ацетилена
6. Название вещества, формула которого СН3─СН(СН3)─СН═СН─СН3
9. Этиловый эфир уксусной кислоты и метилпропионат являются
1) гомологами 3) геометрическими изомерами
2) структурными изомерами 4) одним и тем же веществом
10.Карбоксильную группу содержат молекулы
1) сложных эфиров 3) альдегидов
2) многоатомных спиртов 4) карбоновых кислот
11.Общая формула алкенов:
1. Согласно термохимическому уравнению реакции окисления глюкозы
1)3,6 г 2) 4,5 г 3) 6,55 г 4) 9 г
2. Объём воздуха (н.у.) (содержит 20% кислорода), необходимый для полного сжигания 100 л метана (н.у.), равен _________л.
1) 1000 2) 400 3) 800 4) 200
При полном сгорании органического вещества, не содержащего кислород, выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа, 1.8 г воды и 4 г фтороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего соединения.
Часть А: 1 правильный ответ – 1 балл
ЧастьВ: 1 правильный ответ – 2 балла
Часть С: 1 правильный ответ – 3 балла
Максимальное число баллов – 17
15-17 баллов – оценка «5»
13-14 баллов – оценка «4»
10-13 баллов – оценка «3»
менее 10 баллов – оценка «2»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Жевательная резинка: польза или вред?»
Формирование функциональной грамотности на уроках химии
Проверочная работа по химии «Азот- и серосодержащие органические соединения». 10 класс»
Проверочная работа по химии «Металлы в природе. Металлургия.
Внеклассное мероприятие «Удивительная химия», посвященное году науки
Презентация «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ХИМИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ КЛАССОВ С ОВЗ «
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5423913 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Усики гороха, чешуйки на корневище, чешуйчатые листья на стебле хвоща, иглы барбариса, почечные чешуи –видоизменённые листья.
Гомологичны ногти, когти, копыта.
Ядовитые железы змей гомологичны слюнным железам.
Молочные железы — гомологи потовых желез.
глаз осьминога и глаз крота
глаза осьминога и кошки
глаза осьминога и собаки
глаза рыбы и кальмара
крыло птицы и крыло бабочки;
крылья бабочки и летучей мыши
крылья воробья и крылья саранчи
крылья птиц и крылья стрекоз
крылья птицы и бабочки
ласты дельфина и крылья-ласты пингвина (Конвергенция, но органы гомологичные, т.к. позвоночные)
луковица тюльпана и корнеплод свёклы
плавник кита и плавник рака
присоски морской звезды и кальмара
роющие конечности крота и медведки
усы таракана и рыбы сома;
шипы розы (это выросты коры) и иголки кактуса (видоизмененные листья);
щупальца осьминога и гидры
Жабры рака, жабры рыбы и жабры личинок стрекоз.
У медведки (насекомого) и крота (млекопитающего) сходство форм передних ног
Глаз головоногого моллюска и глаз млекопитающего
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1225844
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.