Что относится к главным задачам олимпийского движения
Выступление на тему:»Цели и задачи современного олимпийского движения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школы №42»
«Цели и задачи современного
Современное олимпийское движение……………………………….4
Главные цели олимпийского движения……….…………………….5
Современное олимпийское движение
К идеям и идеалам олимпизма относятся:
— использование спорта и спортивной деятельности в борьбе за мир и мирное сосуществование;
— дружба и сотрудничество спортсменов всех континентов и стран;
— гармоническое развитие личности;
— запрещение дискриминации по политическим, расовым, социальным, религиозным и другим мотивам;
— борьба с национализмом, космополитизмом, коммерциализацией и профессионализацией в спорте
— стремление к постоянному укреплению гуманистических ценностей спорта в современном мире.
Главными целями олимпийского движения
— всемирное распространение принципов, идей и идеалов олимпизма;
— содействие организации и развитию любительского спорта в противоположность профессиональному спорту, отличающемуся по своему характеру и сущности;
— воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы;
— пропаганда спорта и возможностей его использования для физического, нравственного и эстетического воспитания молодежи;
— создание условий для реализации программы «Олимпийская солидарность»;
— содействие подготовке и воспитанию спортивно-педагогических, научных и тренерских кадров, способствующих использованию спорта в гуманистических целях, обмену опытом между ними;
— подготовка и проведение раз в 4 года Олимпийских игр.
Современные олимпизм, олимпийское движение и Олимпийские игры представляют сложный процесс. В процессе их развития и совершенствования сталкиваются различные теории, взгляды и концепции на сущность, их настоящее и будущее.
Будущее олимпизма зависит во многом от того, с какой готовностью все государства, правительства и международная общественность станут помогать развитию олимпийского движения и неукоснительно выполнять основной принцип Олимпийской хартии: не допускать на Олимпийских играх никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам по отношению к странам или отдельным лицам.
На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения в общенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, которая охватывает все социальные слои общества.
Существуют государственные системы программно-оценочных нормативов и требований к физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения.
Обязательные занятия физической культуры по государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, во всех типах учебных заведений, в армии.
С древних лет олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов.
В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные, и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.
За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение.
Но несмотря, ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире.
Олимпийское движение и его деятельность.
Состав и общая организация Олимпийского движения:
1. Олимпийское движение, находящееся под верховной властью МОК, включает в себя организации, спортсменов и лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской Хартией. Целью Олимпийского движения является способствовать построению мирного и более лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта в соответствии с идеями Олимпизма и его ценностями.
2. Тремя главными составляющими Олимпийского движения являются: Международный Олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МСФ) и национальные Олимпийские комитеты (НОК) Для любого лица или организации, принадлежащей к Олимпийскому движению в любом качестве, положения Олимпийской Хартии обязательны; они также должны твердо исполнять решения МОК.
3. Помимо трех основных составляющих, в Олимпийское движение входят также Оргкомитеты по проведению Олимпийских Игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами МСФ и НОК, и особенно спортсмены, соблюдение интересов которых составляет основной элемент деятельности Олимпийского движения, а также судьи, рефери, тренеры и другие спортивные официальные лица и технические специалисты. В него включены также другие организации и учреждения, признанные МОК.
Задачи Международного Олимпийского комитета (МОК) заключаются в том, чтобы:
· поощрять и поддерживать организацию, развитие и координацию спорта и спортивных соревнований;
· обеспечивать регулярное празднование Олимпийских Игр;
· сотрудничать с общественными и частными организациями и органами в том, чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир;
· принимать участие в укреплении единства и защиты независимости Олимпийского движения;
· противодействовать против любой формы дискриминации, наносящей ущерб Олимпийскому движению;
· поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью добиться осуществления принципа равенства мужчин и женщин;
· возглавлять борьбу против применения допинга в спорте;
· поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов;
· противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами;
· поощрять и поддерживать усилия спортивных организаций и органов общественного управления, направленные на обеспечение социального и профессионального будущего спортсменов;
· поощрять и поддерживать развитие спорта для всех;
· поощрять и поддерживать ответственность и заботу об охране окружающей среды, обеспечивать соблюдение экологических принципов при развитии спорта и требовать, чтобы Олимпийский игры проводились в соответствии с требованиями экологии;
· содействовать получению положительного результата от проведения Олимпийских Игр городом и страной, организующих Олимпийские игры;
· поощрять и поддерживать инициативы по стиранию граней между спортом, культурой и образованием
· поощрять и поддерживать деятельность Международной Олимпийской академии (МОА) и других учебных заведений, деятельность которых посвящена Олимпийскому образованию.
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения детей и взрослых. Пьер де Кубертен: «В современном мире, имеющим огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.
Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи. В 1994 г. при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».
Благодаря совместному приказу Министерства образования Российской Федерации и Олимпийского комитета России от 5 марта 1994 «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и олимпийских игр» был определён комплекс мер, направленных на интеграцию идей олимпизма в российскую систему образования и воспитания, что способствовало введению олимпийского образования прежде всего в средние общеобразовательные школы и высшие учебные заведения. Первое официально утвержденное государственным органом образования учебное пособие «Твой олимпийский учебник» (1996) стало широко распространяться в России, вопросы по олимпизму и олимпийскому движению включены в экзаменационные билеты на выпускных экзаменах в 9-х и 11-х классах.
Система олимпийского образования имеет основные самостоятельные блоки тесно связанные между собой, составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи:
а) определенной системы знаний;
б)определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок;
в) определенной системы способностей, умений и навыков.
Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Это направление педагогической деятельности занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д. Его целью является гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, направлена она на формирование у человека знаний о тех идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют.
Для реализации олимпийского образования используются разнообразные формы: классные часы, беседы, просмотр фильмов по олимпийской тематике, викторины. Оно реализуется в процессе преподавания и междисциплинарных связей таких школьных предметов, как этика, эстетика, музыка, хореография, изобразительное искусство, математика, география, литература и др. В изложение практически всех учебных предметов включены разделы и вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения.
Международная Олимпийская Академия (МОА) в пропаганде олимпийского образования. Созидательную деятельность по олимпийскому образованию проводит Международная олимпийская академия (МОА) – духовный «центр» олимпийского движения. В Положении о ее организации говорится, что она «должна функционировать как мировой культурный центр олимпизма, призванный служить сохранению и распространению духа олимпизма и олимпийских принципов, изучению и применению педагогических и социальных принципов Игр, а также научному подкреплению «олимпийской идеи».
Современное олимпийское движение и его роль в развитии и совершенствовании СФВ.
Олимпийское движение объединяет миллионы спортсменов, независимо от их политических и религиозных взглядов, расовой принадлежности. Борьба за претворение в жизнь прогрессивных Олимпийских принципов выражает общедемократическую сущность Олимпийского движения. Идея мирных спортивных состязаний молодёжи, международное сотрудничество, достижение взаимопонимания и дружбы между народами находят своё конкретное выражение в Олимпийских играх.
Олимпийская хартия — официальный документ, излагающий цели и принципы Олимпийского движения, регламентирующий отношения между МОК, НОК и МСФ, устанавливающий правила проведения Олимпийских игр.
МОК — высшая инстанция при решении всех вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр. В случае необходимости МОК применяет санкции, из которых наиболее существенные — временное отстранение или исключение НОК из олимпийского движения, дисквалификация спортсменов, нарушивших олимпийские правила. Олимпийская хартия определяет юридический статус, цели и права МОК как постоянно действующей организации имеющей статус юридического лица в соответствии с международным правом, порядок выбора членов МОК, президента и вице-президентов, членов Исполкома, их права и обязанности, сроки полномочий, организационные вопросы деятельности МОК.
Особое место в становлении и развитии олимпийского движения занимают олимпийские конгрессы. В 1894— 1930 они были одной из основных форм руководства движением, способствовали развитию связей между МОК, национальными и международными спортивными организациями, представителями государственных учреждений, ускорению процесса интернационализации спорта. Разработка и совершенствование теоретических и организационных основ олимпийского движения, Олимпийские игры и правила их проведения, наука и спорт и др. проблемы олимпийского движения были предметом обсуждения на конгрессах. Многие решения их были обязательными для МОК, НОК и МСФ.
Современное Олимпийское движение: основные тенденции
Среди основных тенденций современного Олимпийского движения есть немало позитивных. Это, в частности, касается организации Юношеских Олимпийских игр. Первые летние Игры начали проводить только с 2010 года, а зимние – с 2012. Предшественниками юношеской Олимпиады стали всемирные соревнования, в которых принимали участие спортсмены-юниоры, возраст которых варьировал от 14 до 18 лет. Целью организации подобных мероприятий стало стремление вовлечь молодежь в официальное Олимпийское движение, помочь юниорам реализовать таланты, а также найти сильных спортсменов, которые будут достойны представлять свои страны на последующих Играх.
Другой положительной тенденцией стало постепенное вовлечение женщин в Олимпийское движение и исправление гендерной асимметрии. Вплоть до 1981 года в МОК не входила ни одна женщина, поскольку решение о составе Комитета принимали его участники, т.е. мужчины. Даже в 1999 г. из 113 человек в МОК было только 13 дам, а женский спорт в Олимпиадах стали признавать после 2000 г., когда спортсменки на Олимпиаде в Сиднее старались доказать, что могут достойно соревноваться. Отношение к женскому спорту остается неоднозначным и сейчас, однако все же положительные тенденции в данном вопросе наметились.
К сожалению, присутствует и определенная доля негатива. Несмотря на то, что согласно заявлениям членов МОК, основной целью современного Олимпийского движения является улучшение взаимопонимания между гражданами разных стран, наблюдается противоположная тенденция. Еще в 1964 г., во время футбольного матча в рамках проведения Олимпиады болельщики, недовольные действиями арбитров, начали драку, в которой погибло более 300 человек, а более 600 получили серьезные ранения. Олимпийская идеология, основой которой является любовь, взаимопонимание и справедливость, работает далеко не всегда и, к сожалению, нередко итоги Игр становятся поводом для серьезных скандалов. Примером может служить Олимпиада в Солт-Лейк-Сити.
И, наконец, еще одной неприятной тенденцией стало излишнее политизирование движения. Отдельные спортсмены или даже целые страны устраивают бойкоты или, что еще хуже, демонстрируют полное неуважение, демонстративно нарушая правила проведения мероприятия. Даже Олимпиада 2014 года в Сочи вызывает немало споров, а американские конгрессмены даже предлагают совместный американо-европейский бойкот. К сожалению, лишь немногие политики понимают, насколько разрушительны подобные действия для Олимпийского движения в целом.
Основные принципы олимпийского движения
Основополагающие принципы олимпизма изложены в разработанной Пьером де Кубертеном Олимпийской хартии. Согласно этому документу, олимпизм представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Соединяя спорт с культурой и образованием, олимпизм стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
Олимпийское движение сыграло определенную роль в развитии физической культуры и спорта, которая в общих чертах сводится к следующему:
1) под его влиянием возникли национальные и международные спортивные союзы;
2) были выработаны первые, рассчитанные на длительный период, международные правила соревнований, действующие и поныне;
3) получили распространение многие виды спорта;
4) получили распространение наиболее совершенные методы подготовки спортсменов;
5) Олимпиады дали толчок развитию спорта и росту спортивных результатов; была введена регистрация мировых рекордов и важнейших спортивных достижений.
Основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения сводит в единый кодекс Олимпийская хартия. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения, а также устанавливает условия проведения Олимпийских игр.
Сегодня, являясь верховной властью олимпийского движения, Международный олимпийский комитет представляет собой постоянно действующую международную неправительственную организацию, созданную в форме ассоциации, со статусом юридического лица и преемственностью власти. Олимпийская хартия является главным документом, регламентирующим деятельность олимпийского движения. Для любого лица или организации, принадлежащих к олимпийскому движению, положения Олимпийской хартии обязательны.
Олимпийская хартия
Олимпийская хартия — документ, в котором изложены основополагающие принципы Олимпизма, правила, принятые МОК.
Олимпийская хартия выполняет три задачи:
· документ конституционного характера, устанавливающий принципы и ценности Олимпизма;
· положение по распределению обязанностей между Международным олимпийским комитетом, международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и организационными комитетами по проведению Олимпийских игр.
Официальные языки хартии — французский и английский. Олимпийская хартия (в редакции от 15 сентября 2017 года) состоит из 6 глав и 61 статьи.
Главы Олимпийской хартии:
Международный олимпийский комитет
Междунаро́дный олимпи́йский комите́т (сокр. МОК, фр. Comit é international olympique, англ. International Olympic Committee) — международная организация, созданная для возрождения Олимпийских игр и пропаганды олимпийского движения. Штаб-квартира комитета находится в Лозанне (Швейцария).
МОК основан 23 июня 1894 года в Париже по инициативе барона Пьера де Кубертена. Первым президентом МОК стал грек Деметриус Викелас.
Ежегодно 23 июня празднуется Международный Олимпийский день.
Роль МОК — руководство олимпийским движением и развитие Олимпийских игр в соответствии с Олимпийской хартией. МОК поощряет организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр.
МОК принадлежат все права на Олимпийские игры. В то же время, функции организации проведения Олимпийских игр осуществляет не МОК, а Организационный комитет, созданный в стране проведения игр.
Органами МОК являются:
В период между сессиями всеми делами Международного олимпийского комитета управляет Исполком. В частности, он выполняет следующие функции:
— следит за соблюдением Олимпийской хартии;
-принимает на себя конечную ответственность за административную работу МОК;
-утверждает внутреннюю структуру (организацию) МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации;
-отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный отчет;
-по предложению президента решает кадровые вопросы МОК;
-вводит в действие документы, необходимые для реализации Олимпийской хартии и организации Олимпийских игр.
Президент избирается Международным олимпийским комитетом на сессии из числа своих членов тайным голосованием на восьмилетний период. Президент может повторно избираться на последующие четырехлетние периоды.
Роль Международного олимпийского комитета состоит в руководстве развитием олимпизма в соответствии с Олимпийской хартией. С этой целью МОК:
-поощряет координацию, организацию и развитие спорта и спортивных соревнований;
-сотрудничает с компетентными общественными и частными организациями и властями в стремлении поставить спорт на службу человечеству;
-обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр;
-способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики, привил честной игры и ненасилия;
-руководит борьбой с допингом в спорте, принимает меры против угрозы здоровью спортсменов;
-противостоит любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте;
-поддерживает учреждения и организации, которые посвящают себя олимпийскому образованию, в том числе Международную олимпийскую академию.
Кроме МОК, олимпийское движение включает в себя международные спортивные федерации (МСФ) и национальные олимпийские комитеты (НОК), организационные комитеты Олимпийских игр, национальные ассоциации, клубы, а так же лиц, принадлежащих к ним, и спортсменов. Кроме того, олимпийское движение включает в себя другие организации и учреждения, признанные МОК.
Периодически МОК собирает Олимпийский конгресс, который носит консультативный характер. Кроме этого, для решения процедурных вопросов олимпийского движения исполком МОК не менее одного раза в два года организует встречи с МСФ.
Олимпийское движение строится на принципах олимпийской солидарности, целью которой является организация помощи Национальным олимпийским комитетам, признанным МОК, в частности, особо нуждающимся в такой помощи. Эта помощь осуществляется в виде программ, совместно разрабатываемых МОК и НОК. Реализацией всех этих программ занимается Комиссия по олимпийской солидарности, которую возглавляет президент МОК.
В соответствии с Олимпийской хартией Игры являются исключительной собственностью МОК. Ему принадлежат все права, связанные с их организацией, использованием, вещанием, воспроизведением любыми средствами. Все до ходы, полученные от Олимпийских игр, направляются на развитие олимпийского движения и спорта.
На протяжении всего периода существования МОК его штаб-квартира несколько раз меняла свое местопребывания. В 1894 г., когда образовался МОК, было введено правило, согласно которому его резиденция в течение четырех лет должна находиться в столице очередных Олимпийских игр. Право же на проведение Игр 1916 г. было предоставлено Германии.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 5089 ; Мы поможем в написании вашей работы!