Что относится к гарнитуре котла
Гарнитура котла
Гарнитура котла (иногда — Принадлежности котла) — приборы и устройства, которые обслуживают процесс горения, то есть обеспечивают тепловую работу парового котла. Они позволяют обеспечить сожжение нужного количества топлива с наименьшими потерями. В зависимости от расположения, различают Гарнитуру топки и Гарнитуру дымовой коробки. Также стоит отметить такой прибор как сажесдуватель, который может располагаться как в топке, так и в огненной коробке топки, либо вовсе быть переносным. Сажесдуватель служит для очистки внутренней поверхности дымогарных и жаровых труб от сажи и изгари, тем самым позволяя увеличить передачу тепла от горячих газов через стенки труб к воде и пару. Очистка производится направлением струи пара внутрь труб. Впоследствии на многих паровозах сажесдуватели были демонтированы.
Содержание
Гарнитура топки
К гарнитуре топки прежде всего стоит отнести колосниковую решётку, расположенную в огненной коробке на уровне топочной рамы. Данная решётка служит для поддержания слоя горящего твёрдого топлива, а также, как понятно из названия, обеспечивает к нему, за счёт щелей, приток необходимого для горения воздуха. Из-за больших размеров (на паровозе серии Л её размеры — 3280×1830 мм ), колосниковая решётка делается из отдельных элементов — колосников, которые расположены поперечными рядами. На ранних паровозах колосники были неподвижными, впоследствии стали строиться паровозы с подвижными (качающимися) колосниками, что позволяло упростить очистку топки от шлаков и золы. Привод качающихся колосников преимущественно пневматический. Шлаки и зола из топки ссыпаются в расположенный под топкой специальный бункер — зольник, верхняя часть которого охватывает всю колосниковую решётку, а нижняя, из-за дефицита свободного пространства, располагается преимущественно между боковинами основной рамы паровоза. Для пропуска воздуха в топку, зольник оборудуется специальными клапанами, которые используются также и для очистки бункера от шлаков. К гарнитуре топки ещё относят и топочные (шуровочные) дверцы, которые закрывают шуровочное отверстие (служит для заброса топлива в топку), тем самым разделяя пространства топки и будки машиниста. Так как и зольник, и решётка обеспечивают приток свежего воздуха в огненную коробку, засорение (шлакование) их воздухопроводов и щелей может привести к серьёзному падению мощности котла, поэтому при использовании антрацитов и низкокалорийных углей применяют шлакоувлажнитель, представляющий собой несколько трубок с отверстиями, расположенными по периметру колосниковой решётки. Периодически через них пропускают пар, который понижает температуру у самой решётки, а соприкасаясь со шлаком делает его более пористым.
Если паровоз отапливается нефтью или мазутом (распространено на современных паровозах), то в топке устанавливают нефтяные форсунки и нефтепроводы. Форсунки обеспечивают тонкое распыление топлива, что необходимо для его полного сгорания. При этом из топки изымают колосниковую решётку, а вместо неё в зольнике и топке устанавливают специальный кирпичный свод (также известен как обмуровка), который служит дополнительной защитой топки от пламени, имеющего более высокую температуру (свыше 1600°), нежели при угольном отоплении, а также для рационализации процесса горения — если пламя кратковременно погасить, то раскалённый свод поможет воспламенить поступающее после перерыва топливо. Однако общий вес данного свода гораздо выше, чем у колосникой решётки, поэтому перевод паровоза с угольного на нефтяное отопление повышает общий вес паровоза, особенно его задней части.
Гарнитура дымовой коробки
Для горения топлива необходим воздух, причём его надо много: на 1 кг угля или мазута требуется соответственно 10—14 кг или 16—18 кг воздуха. Очевидно, что подача такого количества воздуха в камеру сгорания (топку) естественным способом практически невозможна, что принуждает к созданию искусственной тяги газов в котле. Для этого в дымовой коробке устанавливают специальной дымовытяжное устройство, которое обеспечивает приток воздуха в топку за счёт создания разрежения в дымовой камере. Паровозные дымовытяжные устройства бывают нескольких конструкций, однако практически все они работают на уже отработанном паре, поступающем из тяговой паровой машины, что позволяет изменять подачу воздуха в зависимости от используемой мощности машины, то есть чем более напряжённо работает паровоз, тем сильнее горение и тем больше пара вырабатывается.
Наиболее простым дымовытяжным устройством является конус, который выглядит как форсунка конусовидного сечения, установленная под дымовой трубой. Принцип действия конуса заключается в том, что пропущенный через него отработанный пар приобретает высокую скорость (до 250—350 м/с), после чего направляется в дымовую трубу, где он увлекая с собой воздух, создаёт в дымовой камере разрежение. Конусы бывают различных конструкций, в том числе одно-, двух- и четырёхдырные, переменного и постоянного сечения, с общим и раздельным выпуском. Наибольшее распространение получил четырёхдырный конус переменного сечения с раздельным выпуском, то есть когда пар из правого и левого цилиндров выпускаются раздельно. Однако несмотря на простоту конструкции, конус нельзя использовать на паровозах с конденсацией отработанного пара, поэтому на последних в качестве дымовытяжного устройства используется вентилятор (газосос). Привод вентилятора осуществляется от отработанного пара, что также как и при конусе делает регулировку тяги автоматической. Хорошая работа вентиляторной тяги привела к тому, что её начали применять даже на паровозах без конденсации отработанного пара (например, советские СО в и С ум ), однако из-за ряда недостатков (более сложная конструкция, нежели у конуса, а следовательно и более высокая стоимость ремонта, высокое противодавление при выпуске пара, сложность работы на высоких отсечках) в 1950-х гг. вентиляторная тяга была заменена на конусную.
Арматура и гарнитура котельных установок
К арматуре относятся устройства и приборы, обесцвечивающие безопасное обслуживание, управление работой элементов котельного агрегата и теплоэнергетического оборудования, находящихся под давлением. Арматура – это регулирующие и запорные устройства для подачи, продувки и спуска воды, истечения, регулирования и отключения трубопроводов воды, пара, топлива и предохраняющие от превышения давления. К арматуре также принято относить основные контрольные и измерительные приборы – водоуказательные стекла, манометры, предохранительные клапаны. Количество арматуры, ее обязательные типы регламентированы Правилами Госгортехнадзора.
По назначению арматура делится на запорную (кран, вентиль, задвижка), регулирующую (редукционный клапан), защитную (предохранительный и обратный клапан).
Вентиль– состоит из корпуса, внутри которого имеется перегородка с горизонтальным седлом, из клапана, шпинделя маховика, коронки, сальниковой гайки и втулки (рис. 8.1). Вентиль для воды имеет клапан с мягким уплотнителем (кожа, резина, фибр), а для пара уплотнений нет. Маховик вентиля окрашивается красной краской для пара и голубой – для воды. Теплоноситель всегда должен подаваться под клапан, для чего на корпусе имеется стрелка.
Задвижка– стальная или чугунная, имеет корпус, два вертикальных седла, два диска, клин, шпиндель маховика, коронку, сальник, втулки (рис. 8.2). При вращении маховика с гайкой шпиндель перемещается вниз или вверх по отношению гайки крышки с подвешенными на шпинделе дисками. Когда диски полностью перекроют отверстие в корпусе, хвостовик клина, вставленного между дисками, упирается в дно корпуса задвижки, раздвигает диски и происходит уплотнение их с бронзовыми кольцами корпуса. Теплоноситель может двигаться в любом направлении.
Возможные неисправности: нет маховика, погнут шпиндель, разбит корпус, отсутствует сальниковая набивка, негерметичность прилегания дисков к корпусу.
|
Запорный кран устанавливают обычно на газопроводе. Кран имеет корпус, внутри которого установлена коническая пробка с отверстием для прохода газа, а в верхней части – риска для указания направления движения газа. В сальниковых кранах пробка прижимается сверху крышкой сальника, а в натяжных – снизу натяжной гайкой.
Возможные неисправности: разбит корпус, отсутствует риска, сорвана резьба или ограничитель уровня поворота, или отсутствует натяжная гайка.
Обратный клапанслужит для пропуска рабочей среды в одном направлении. Состоит из корпуса, внутри которого имеется перегородка с горизонтальным седлом, клапана, штока, крышки. При повышении давления под клапаном он вместе со штоком перемещается вверх и пропускает рабочую среду (основное рабочее положение). При падении давления в трубопроводе или сосуде до обратного клапана рабочая среда (вода) давит на клапан, и он садится на седло, перекрывая тем самым проход рабочей среды. Работу обратного клапана можно определить по стуку клапана и штока о крышку.
Предохранительный клапан – устройство для автоматического предотвращения повышения давления сверх допустимого путем выпуска рабочей среды в атмосферу (или в дренаж). Клапаны бывают рычажно-грузовые или пружинные и должны защищать котлы, пароперегреватели, экономайзеры от превышения в них давления более чем на 10 %. Методика их регулирования и начальное давление их открытия должны быть указаны предприятием-изготовителем в инструкции. Предохранительные клапаны устанавливаются на паровых котлах на верхнем барабане, в пароперегревателях – на стороне выхода пара, в экономайзерах – по одному на входе и выходе, на водогрейном котле – на выходных коллекторах. Предохранительных клапанов должно быть установлено не менее двух, один из которых контрольный (закрыт металлическим кожухом с замком или пломбой). Диаметр прохода предохранительных клапанов должен быть не менее 20 мм. Оператор с рабочего места воздействует на рычаг предохранительного клапана (через систему блоков) и проверяет его методом принудительного кратковременного открытия «подрывом»: для котлов с давлением до 1,4 МПа не реже одного раза в смену, а с давлением от 1,4 до 4 МПа – одного раза в сутки.
Рычажно-грузовой предохранительный клапан состоит из корпуса с фланцами, внутри которого имеется перегородка с горизонтальным седлом и запрессованной втулкой, клапана с тарелкой, шпинделя с шарниром, трех направляющих вилок, рычага с шарниром и груза.
В пружинном клапане вместо рычага и груза на штоке установлена пружина. Сила от веса груза (или пружины) через рычаг и шпиндель (шток) давит тарелкой сверху, и клапан садится на седло, а снизу под клапан давит пар (или вода). Если сила от давления рабочего тела (пара или воды) начинает превышать силу груза (пружины), то клапан поднимается и выпускает пар в атмосферу (воду в дренаж). После снижения давления до рабочего клапан автоматически закрывается. Пар, выходящий из клапана, выводится трубой на крышу котельной (в атмосферу) во избежание ожогов персонала.
Возможные неисправности: а) клапан открывается раньше или после предельного давления, когда сдвинут груз; рычаг застревает в вилке или заржавел шарнир; б) клапан пропускает, когда между тарелкой и седлом либо попала грязь, накипь, либо тарелка плохо притерта к седлу или изношена, или перекошена; в) клапан не открывается, когда тарелка прикипела к седлу или заклинен рычаг, или груз чрезмерно велик, а также возможно засорение (замерзание) пароотводящей или дренажной трубы.
Редукционный клапан– применяется для понижения давления пара поддержания сниженного давления в определенных пределах. Он состоит из корпуса с тарелкой, свободно скользящей по штанге, на нижнем конце которой укреплен поршень с резиновым уплотнительным кольцом. Над цилиндром поршня находится поперечина, служащая опорой пружины. Пар выходит в отверстие под тарелку и одновременно проникает в цилиндр, где производит давление вверх – на тарелку и вниз – на поршень. При одинаковых диаметрах тарелки и поршня (площади их одинаковы) и свободном состоянии пружины клапан уравновешен. При вращении по часовой стрелке маховика штанга с тарелкой поднимается, и в образовавшийся зазор между седлом и тарелкой начнет поступать пар, давление которого повысится до предела, соответствующего натягу пружины, а установка клапана на требуемое понижение давления достигается вращением маховика. До и после редукционного клапана должны быть установлены запорные устройства, а за клапаном – предохранительный клапан и манометр.
Гарнитуройназывают устройства, позволяющие безопасно обслуживать топочную камеру, газоходы котельного агрегата и газовоздушный тракт, с помощью которых осматривают, очищают от внешних загрязнений элементы котла, осуществляют визуальное наблюдение за процессом горения. К ней относят: топочные дверцы и лазы в обмуровке; гляделки для визуального наблюдения за горением и состоянием поверхностей нагрева, футеровки и торкрета; шиберы и заслонки для регулирования тяги и дутья; лючки для обдувки, а также взрывной предохранительный клапан.
Взрывной предохранительный клапан выполнен в виде металлической рамки (500×500 мм), закрытой листом асбеста. Асбест выдерживает высокие температуры, но не выдерживает избыточного давления. При взрыве топочной смеси (хлопок) создается избыточное давление внутри топочной камеры и в газоходах, в результате чего асбест разрывается и выпускает часть топочных газов в атмосферу через специальный канал, а обмуровка оборудования при этом остается не нарушенной. Если асбест нарушен, то пропадает тяга и в этом случае необходимо установить новый лист асбеста и повторить розжиг. Взрывной предохранительный клапан устанавливают на котлах, работающих без наддува, и в процессе работы он проверяется визуально.
Дать общее определение котла и его основных элементов. Гарнитура котла
Котлы ДКВР (двухбарабанный котел вертикально-водотрубный реконструированный) предназначены для производства насыщенного и перегретого пара. Они реконструированы из котлов ДКВ и в отличие от них имеют меньшие габариты, но прежнюю паропроизводительность.
Котлы ДКВР выпускались Бийским котельным заводом (Алтайский край) следующих типоразмеров
Котлы ДКВР-(2,5; 4; 6,5)-13 имеют аналогичное строение и отлича ются только размерами.
Они состоят из продольно размещенных верхнего и нижнего барабанов, соединенных рядами кипятильных труб, образовывающих конвективную поверхность нагрева. На уровне нижнего барабана установлены боковые коллекторы, от которых идут перепускные трубы к этому барабану. Верхний барабан с боковыми коллекторами соединяется в районе топки экранными трубами, а в передней части —опускными.
В котлах устанавливаются две шамотные перегородки, образующие топку котла и камеру догорания, а чугунная перегородка делит пространство конвективного пучка труб на два газохода — первый и второй. Перегородки выполнены таким образом, что продукты сгорания омывают трубы конвективного пучка поперечным потоком, что дает возможность эффективнее использовать тепло. В котлах с пароперегревателем последний размещается в первом газоходе после второго или третьего ряда кипятильных труб. Часть их для размещения пароперегревателя не устанавливается. Внутри верхнего барабана размещено сепарационное устройство, две распределительных трубы пита тельной воды (в котлах 2,5 т/час — одна).
В верхней части верхнего барабана установлен штуцер крепления двухрычажного предохранительного клапана, главный пароотводящий штуцер, штуцера подвода питательной воды, штуцер подвода фосфатов и другие вспомогательные штуцера.
В нижнем барабане размещена труба подогрева котла паром от других котлов, штуцер продувки и выпуска воды при ремонте котла. Бес прерывная продувка может производиться из верхнего или нижнего барабанов.
Боковые коллекторы со штуцерами периодической продувки.
Циркуляция воды в котлах естественная.
Примечание: циркуляцию воды и конструкцию котла ДКВР-10-13 см. в билете №-1, вопрос №-1.
Лазы или лазовые затворы (рис.17, а) устанавливают в обмуровке топки и газоходов для обеспечения проникновения людей и подачи материалов и инструмента при внутренних осмотрах и при ремонте котла. Они изготавливаются преимущественно круглого сечения с внутренним проходом 450— 500 мм.
Лазы (как и лючки) состоят из корпуса 1, вмонтированного в обмуровку 6 или крепящегося к раме каркаса, и крышки 3, закрываемой с помощью затворов 2. Крышка крепится к корпусу на петлях 5. Для уменьшения разогрева крышки она изнутри покрывается обмуровкой 6.
Лючки (рис. 17, б) предназначены для ввода в газоходы измерительной и диагностической аппаратуры, инструмента и приспособлений, используемых при ремонте и эксплуатации котла. Они меньше лазов, их проходное сечение и форма определяются назначением.
Гляделки (рис. 17, в, г) устанавливают преимущественно в топке и в зоне пароперегревателя. Они позволяют осуществлять визуальное наблюдение за протеканием процесса горения, за состоянием внутренней поверхности топки и поверхностей нагрева на выходе из топки. Они используются также для проведения измерений во время испытаний котла.
При работе котла под наддувом как гляделки, так и лючки снабжаются устройством обдувки 8 и уплотнительными затворами 7.
Рис. 17. Гарнитура котла:
в, г- гляделки котла под наддувом без затвора и с затвором,;
4,6- обмуровка лаза и котла
8- воздушная камера
ГАРНИТУРА КОТЛА
принадлежности котла (топки, цилиндрической части и дымовой коробки), необходимые для его обслуживания (грубая арматура). Обычно сюда относят все фланцы, приклепанные к котлу, люки, лазы и промывательные пробки, дверцу шуровочного отверстия, колосники и своды, зольник, трубу, дверцы дымовой коробки, искроудержательные приборы в дымовой коробке и зольнике. Иногда сюда же включают регулятор с приводом, противонакипные приборы и водоочистители.
Смотреть что такое «ГАРНИТУРА КОТЛА» в других словарях:
ГАРНИТУРА КОТЛА — (Boiler mounting) вспомогательные детали парового котла и топки: дымовая заслонка, дверцы лазов в дымоходы, связи, крепящие обмуровку, лазы и люки и т. п. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь
гарнитура котла — Детали трубопроводов, напр., арматура, тройники, штуцеры и т.п., служащие для закрытия отверстий во внешних ограждениях топки и газоходов котла, а также для частичного или полного перекрытия газоходов и воздухопроводов. [А.С.Гольдберг. Англо… … Справочник технического переводчика
Гарнитура котла — У этого термина существуют и другие значения, см. Гарнитура. Гарнитура котла (иногда Принадлежности котла) приборы и устройства, которые обслуживают процесс горения, то есть обеспечивают тепловую работу парового котла. Они позволяют… … Википедия
гарнитура котла — katilo garnitūras statusas T sritis Energetika apibrėžtis Smulkių pagalbinių katilo detalių rinkinys: apžiūros angos ir landos, atramos, dangčiai ir pan. atitikmenys: angl. boiler supplies vok. Kesselzubehör, n rus. гарнитура котла, f pranc.… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
Гарнитура — (нем. Garnitur комплект, набор): В Викисловаре есть статья «гарнитура» … Википедия
ГАРНИТУРА — 1) ГАРНИТУРА (франц. garniture, от garnir снабжать, снаряжать) котла устройства для обслуживания котла: лазы для чистки газоходов, гляделки для наблюдения за работой котла, лючки для установки контрольно измерит. и обдувочных приборов, шиберы, л… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Паровоз — Привод паровая машина … Википедия
Устройство паровоза — Основная статья: Паровоз Элементы конструкции паровоза типа 1 3 1 1 Тендер 2 Будка машиниста 3 … Википедия
Kesselzubehör — katilo garnitūras statusas T sritis Energetika apibrėžtis Smulkių pagalbinių katilo detalių rinkinys: apžiūros angos ir landos, atramos, dangčiai ir pan. atitikmenys: angl. boiler supplies vok. Kesselzubehör, n rus. гарнитура котла, f pranc.… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
boiler supplies — katilo garnitūras statusas T sritis Energetika apibrėžtis Smulkių pagalbinių katilo detalių rinkinys: apžiūros angos ir landos, atramos, dangčiai ir pan. atitikmenys: angl. boiler supplies vok. Kesselzubehör, n rus. гарнитура котла, f pranc.… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
ГАРНИТУРА КОТЛА
принадлежности котла (топки, цилиндрической части и дымовой коробки), необходимые для его обслуживания (грубая арматура). Обычно сюда относят все фланцы, приклепанные к котлу, люки, лазы и промывательные пробки, дверцу шуровочного отверстия, колосники и своды, зольник, трубу, дверцы дымовой коробки, искроудержательные приборы в дымовой коробке и зольнике. Иногда сюда же включают регулятор с приводом, противонакипные приборы и водоочистители.
Смотреть что такое «ГАРНИТУРА КОТЛА» в других словарях:
ГАРНИТУРА КОТЛА — (Boiler mounting) вспомогательные детали парового котла и топки: дымовая заслонка, дверцы лазов в дымоходы, связи, крепящие обмуровку, лазы и люки и т. п. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь
гарнитура котла — Детали трубопроводов, напр., арматура, тройники, штуцеры и т.п., служащие для закрытия отверстий во внешних ограждениях топки и газоходов котла, а также для частичного или полного перекрытия газоходов и воздухопроводов. [А.С.Гольдберг. Англо… … Справочник технического переводчика
Гарнитура котла — У этого термина существуют и другие значения, см. Гарнитура. Гарнитура котла (иногда Принадлежности котла) приборы и устройства, которые обслуживают процесс горения, то есть обеспечивают тепловую работу парового котла. Они позволяют… … Википедия
гарнитура котла — katilo garnitūras statusas T sritis Energetika apibrėžtis Smulkių pagalbinių katilo detalių rinkinys: apžiūros angos ir landos, atramos, dangčiai ir pan. atitikmenys: angl. boiler supplies vok. Kesselzubehör, n rus. гарнитура котла, f pranc.… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
Гарнитура — (нем. Garnitur комплект, набор): В Викисловаре есть статья «гарнитура» … Википедия
ГАРНИТУРА — 1) ГАРНИТУРА (франц. garniture, от garnir снабжать, снаряжать) котла устройства для обслуживания котла: лазы для чистки газоходов, гляделки для наблюдения за работой котла, лючки для установки контрольно измерит. и обдувочных приборов, шиберы, л… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Паровоз — Привод паровая машина … Википедия
Устройство паровоза — Основная статья: Паровоз Элементы конструкции паровоза типа 1 3 1 1 Тендер 2 Будка машиниста 3 … Википедия
Kesselzubehör — katilo garnitūras statusas T sritis Energetika apibrėžtis Smulkių pagalbinių katilo detalių rinkinys: apžiūros angos ir landos, atramos, dangčiai ir pan. atitikmenys: angl. boiler supplies vok. Kesselzubehör, n rus. гарнитура котла, f pranc.… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
boiler supplies — katilo garnitūras statusas T sritis Energetika apibrėžtis Smulkių pagalbinių katilo detalių rinkinys: apžiūros angos ir landos, atramos, dangčiai ir pan. atitikmenys: angl. boiler supplies vok. Kesselzubehör, n rus. гарнитура котла, f pranc.… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas