Что относится к фундаментальным понятиям

Основные фундаментальные понятия.

Что относится к фундаментальным понятиям Что относится к фундаментальным понятиям Что относится к фундаментальным понятиям Что относится к фундаментальным понятиям

Что относится к фундаментальным понятиям

Что относится к фундаментальным понятиям

Формы бытия.

3.Человеческое бытие— существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

4.Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Таким образом, предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Следовательно, бытие – это мир настоящего времени. Небытие –это мир прошлого и будущего времени.

2. Фундаментальные понятия философии.

Конкретные науки выработали понятия, которые используются только в кокретной сфере знания. ( Например. В математике – сложение, вычитание, деление,сумма, х… В граматике – корень, приставка, гласные, согласные,….)

Философия выработала понятия, которые используются во всех сферах знания, поэтому их называют фундаментальными.

Основные фундаментальные понятия.

1.Субъект – это источник активности, чаще всего человек.

3.Объективной реальностью называют внешний мир:природа, другие люди, собственные мысли.

4.Субъективной реальностью называют внутренний мир человека, его мысли, чувства, мечты, фантазии, иллюзии.

В реальной жизни объективное переходит в субъективное и наоборот. Соотношение объективного и субъективного фиксируется понятием «бытие».

5.Бытие – философское понятие дающее возможность любой вещи быть, существовать, являться, наличествовать.

6. Субстанция – сущность лежащая в основе.

Субстанция внешнего мира (бытие, материя) даёт возможность воспринимать мир как материальный.

Субстанция внутреннего мира (мышление, сознание, дух) даёт возможность воспринимать мир как духовный.

3.Основной вопрос философии.

Соотношение внешнего и внутреннего миров, бытия и мышления нашло отражение в основном вопросе философии:что являтся первичным материя или сознание и можно ли познать мир, верно отразив его в сознании? Автором этого вопроса является Ф.Энгельс.

В зависимости от ответа на этот вопрос философов разделили на материалистов и идеалистов. В философии выделили два основных направления её развития – материализм и идеализм

Материализм (л. сл. «вещественный») – признаёт первичность материи; мир познаваем.

Идеализм (л. сл. «вид, образ») – признаёт первичность сознания; мир не познаваем. Агностицизм – философское учение, которое отрицает возможность познания мира.Философов, которые занимают такую позицию называют агностиками.

Материализм и идеализм противоположны по сути восприятия мира.

Материализм даёт возможность воспринимать мир как объектиную реальность.

Идеализм даёт возможность воспринимать мир как субъектиную реальность.

Материализм и идеализм называют моническими (моно – один) учениями потому, что они признают существование только одной независимой субстанции.

Дуализм – признание одновременного существования двух независивых субстанций.

Плюрализм – признание одновременного существования множества субъстанций.

4.Философское понятие материи, её атрибуты (свойства): пространство, время, движение.

Что относится к фундаментальным понятиям

На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание понятия «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Элементами структуры материи являются:

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

Источник

Й вопрос. Фундаментальные физические понятия и принципы

Одной из важнейших задач естествознания является создание естественно-научной картины мира в виде целостной упорядоченной системы.

Для ее решения используют общие понятия: материя, движение, время и пространство.

В основе объяснения явлений природы с точки зрения физики и различных её применений в технике лежат некоторые фундаментальные физические понятия и принципы.

К наиболее общим, важным, фундаментальным принципам или концепциям физического описания природы относятся:

К другим фундаментальным принципам относятся такие понятия:

1 – симметрия – асимметрия;

2 – законы сохранения;

3 – порядок – беспорядок;

4 – дискретность – непрерывность;

5 – вероятностный, т.е. статистический, подход к описанию явления.

Материя есть объективная реальность Природы, воспринимаемая нашим сознанием.

Общепринятым считается относить к материи всё то, что воздействует на наши органы чувств при контакте с ними.

В современном естествознании различают три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.

Вещество – основной вид материи, обладающий массой.

Веществоможет пребывать в твердом, жидком, газообразномиплазменномсостоянии.

Из вещества состоят все тела в Природе.

Поле – это особая форма материи, посредством которой осуществляются любые взаимодействия между любыми телами в природе.

В микромире, т.е. в самых глубинах материи, разница между веществом и полем стирается.

Это подтверждает то, что материя едина, только свойства и проявления её многообразны.

К полямотносятся:

1. Гравитационное поле, действие которого существенно проявляется в мире больших тел.

2. Электромагнитное, проявляющееся в макро- и микромире.

Источником физических полей являются частицы (например, для электромагнитного поля – заряженные частицы).

Физический вакуум – это низшее энергетическое состояние квантового поля.

Этот термин был введен в квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов. Среднее число частиц квантового поля – в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы (частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время). (Д. Гранин « Неизбежность странного мира». «Вакуум – мир нерожденного вещества»).

При достаточно большой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментом.

Движением в общем случае называется всякое изменение вообще, т.е. любые изменения материи в пространстве и времени (перемещение планет, распространение электромагнитных волн, развитие биологических объектов, мышление и др.).

Понятия материя, пространство и время всегда находились в центре внимания физики.

Что такое пространство и время, каковы их свойства и структура – это фундаментальные и нерешенные до конца проблемы.

Однако многие свойства пространства и времени физикам известны и рассматриваются в специальных разделах дисциплины.

Из классической философии определения пространства и времени имеют следующий вид:

«Пространство есть форма существования материи, характеризующая её протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных системах».

«Время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояния всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений, точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.

Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи».

Атрибут (лат.) attributum – приданное. В философии – неотъемлемое, существенное свойство.

Заметим, что такие определения мало что дают естествоиспытателям в конкретных научных исследованиях.

В более строгом для естествоиспытателя смысле время выражает порядок смены физических состояний и является объективной характеристикой любого физического процесса или явления.

И в этом смысле оно универсально.

Временная характеристика реальных процессов основывается на постулате времени:

«Одинаковые во всех отношениях явления происходят за одинаковое врем».

Истинность этого постулата все же относительная, т. к. его нельзя проверить на опыте даже с помощью самых совершенных часов. Потому что они характеризуются своей точностью, а также невозможно создать принципиально одинаковые условия в природе в разное время.

Пои создании классической механики И. Ньютон ввел понятие абсолютного, или истинного, математического времени, которое течет всегда и везде равномерно, и относительного времени, как меры продолжительности, употребляемой в обыденной жизни и означающей определенный интервал времени: час, день, месяц и т. д.

В современном представлении время всегда относительно.

Из теории относительности следует, что при скорости, близкой к скорости света в вакууме, время замедляется (происходит релятивистское замедление времени), а сильное поле тяготения приводит к гравитационному замедлению времени.

Важнейшее свойство времени заключается в его необратимости. И символически обозначается стрелой времени, «летящей» всегда из прошлого в будущее.

Под пространством понимается порядок существования физических тел, что определяется геометрическими представлениями.

По аналогии с абсолютным временем И. Ньютон ввел понятие абсолютного пространства, которое существует независимо от находящихся в нем физических объектов и может быть совершенно пустым, являясь как бы мировой ареной, где разыгрываются физические процессы.

Однако идеальное пространство без материальных объектов лишено смысла даже, например, при описании механического движения тела, для которого необходимо указать другое тело в качестве системы отсчета.

Механическое движение тел относительно.

Абсолютного движения, как и абсолютного покоя тел, в природе не существует.

Источник

Фундаментальные понятия. Метаморфозы и горизонты

Этот проект при участии Исаака Калины, который был тогда заместителем министра образования и науки Российской Федерации, был задуман «Учительской газетой» семь лет назад. И два года коллектив газеты и лучшие учителя страны готовили потрясающие философские тексты к публикации в спецвыпуск «Фундаментальные понятия». Эти материалы были о том, что и как могут рассказать школьные дисциплины о пространстве и времени, материи и движении. Идея взглянуть на предметы образовательного курса с общемировоззренческого ракурса с тех пор несколько преобразилась. Вот уже три года подряд фундаментальные понятия стали основными темами съездов московских учителей.

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»:- Нам кажется, то, как московские учителя обыгрывают фундаментальные понятия наук в своих мастер-классах на съездах, должно быть транслировано на всю российскую практику. Поэтому хочется узнать больше о том, что на самом деле происходит на съездах в Москве и почему московские учителя решили взять за основу мастер-классов именно эти, казалось бы, отвлеченные термины. Как это сочетается с федеральным государственным стандартом? И что можно сделать еще?Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы:- Вначале мы попытались разобраться с терминами. Что относится к сфере межпредметных понятий, а что – к сфере метапредметных, и как они отличаются от фундаментальных.Проект мастер-классов по фундаментальным понятиям родился из той идеи, которую подала «Учительская газета». Выяснилось, что современные школьники встречают в своей учебной деятельности очень большое количество научных понятий – более 450! При этом для большинства из них определений в учебниках не содержится! То есть сложные научные понятия употребляются в них (учебниках) как просто слова, значение которых все вроде бы должны знать. Я и сама столкнулась с такой ситуацией на уроке в 6-м классе, темой которого было возникновение средневекового города. Спрашиваю: «Все слова знакомы?» – «Да, да, конечно». Что такое «город», разобрали, что такое «средневековый» – усвоили. Что такое «возникновение»? 6-й класс не понимает! Это довольно сложное, абстрактное, в общем-то, общенаучное понятие. И вот так, «на ощупь», мы пытаемся говорить с детьми. В результате что-нибудь про средневековый город ребята запомнят и даже о причинах его возникновения что-то запишут, но вот что это за процесс – возникновение, вряд ли кто-нибудь из них поймет, если мы с ними об этом не будем говорить.А ведь наша главная задача – сделать так, чтобы школьные стены не стали стеной между образованием и реальной жизнью!Именно поэтому нашим девизом стал принцип: «Фундаментальные знания для реальной жизни». На съезде учителя стараются говорить о том, зачем нужно ориентироваться в научной терминологии на самом деле. И вот сегодня мы пришли к такому варианту: один урок ведут два или три блестящих учителя, они говорят об одном и том же фундаментальном понятии средствами своего предмета, и говорят на хорошем научном языке. Андрей ЛУКУТИН, старший методист Городского методического центра, президент Клуба учителей года Москвы, победитель конкурса «Учитель года России-2004»:- У нас прошло уже три съезда учителей. Наши сборы проходят в начале сентября и стали по-настоящему ключевым событием после августовского педсовета. В этом году на съезд московских учителей приехали делегации из других регионов России. Среди них был и Сергей Кочережко, который впоследствии стал абсолютным победителем конкурса «Учитель года России-2015». Когда идея проведения съездов только возникла, люди спрашивали: «Кто будет выступать в пленарной части? Какие доклады?» Думаю, только в этом году эти вопросы про доклады, которых на съезде нет, закончились. Это практико-ориентированный форум для обмена опытом. Это съезд единомышленников, которые всегда готовы к чему-то новому.Сегодня в «Учительской газете» собрались как раз те участники съездов, которые показывали там свои мастер-классы. Они все победители, лауреаты конкурса профессионального мастерства. Ко всему прочему мы уже второй год проводим конкурс мастер-классов среди учителей Москвы на право представить свой педагогический опыт на съезде учителей города. Людей, способных представить свой опыт, гораздо больше, нежели дает формат съезда. И все же мы стараемся предоставить аудиторию каждому, кто докажет, что ему есть чем удивить остальных.Подготовка к съезду тоже проходит у нас весьма интересно. К сентябрю мы начинаем готовиться в декабре, ввели в обычай выезд командой в Подмосковье, в «Поведники». Маститые педагоги выходят на сцену и показывают те сюжеты, которые они планируют продемонстрировать на съезде, и начинается обсуждение. Довольно непростое. То, что вырисовывается в результате, потрясающе. Возникает новая креативная идея. То, чего раньше никто никогда не делал. Это необычайно творческий процесс и в то же время необыкновенно технологичный. Появление на свет мастер-классов, которые смогут держать на съезде межпредметную аудиторию. Мы специально приглашаем в одну секцию учителей, ведущих разные дисциплины, чтобы они смогли посмотреть на свой предмет со стороны. Они приходят на человека, на тему, а не на какой-то конкретный мастер-класс. И, наблюдая за тем, что происходит в процессе подготовки, понимаешь, что некоторые элементы из этих занятий-тренингов вполне можно было бы ввести в педагогическую практику.В этом году в съезде участвовали представители восьми департаментов московского правительства. Они говорили с учителями просто о жизни. Заместитель министра финансов даже вспомнил, что он пришел в экономику благодаря своему учителю по литературе. Почему? Потому что его к профессии подтолкнул рассказ педагога о «Финансисте» Теодора Драйзера. Подумываем, не пригласить ли его в следующем году на мастер-класс по литературе? Из этого может что-то получиться.Юлия МУКОСЕЕВА, учитель английского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы «Карьера», лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2007»:- В этом году мы говорили не просто о фундаментальных понятиях для реальной жизни, а о том, как они соотносятся с экономикой, физической культурой, природопользованием. В нашей группе были химик, физик и учитель начальных классов. Мы показывали с помощью своих уроков, как «измерение» и «метод» помогают в изучении наших предметов и как важно понимать их значение, потому что они связаны с охраной окружающей среды, технологией, промышленностью. Такое раскрытие понятий с привязкой к конкретным объектам, безусловно, позволит понять, зачем нужно учить английский и химию, гораздо больше, нежели просто слова об этом на уроке.Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:- Это такая замечательная игра на съезде. Но съезд проходит, вы возвращаетесь в свои школы, и все заканчивается?Юлия МУКОСЕЕВА:- Для меня съезд великая вещь. Она позволяет учителю начать отходить от стереотипов. Безусловно, учителю все равно нужно пройти материал программы и подготовить учеников к ЕГЭ. Но для того чтобы набрать 60 баллов, ученику, наверное, хватит и просто пройтись по программному материалу. А вот чтобы набрать 90, нужны уже фундаментальные знания. А это значит, он оканчивает школу не просто с набором изученных фактов, а с гораздо более глубоким пониманием жизненных процессов.Дмитрий БЕСПОЛОВ, учитель физической культуры школы №2121 – образовательного комплекса имени Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина, заслуженный учитель РФ, победитель конкурса «Учитель года Москвы-2004»:- Я показываю на съезде то, что делаю обычно и на уроке. Участвовал во всех трех съездах. В этом году тема была «Диалог», и разговор состоялся о том, как работать с детьми с ОВЗ. У нас была большая команда, в которую входили два паралимпийца, представители специальных структур, которые занимаются детьми-инвалидами, а сам мастер-класс сводился к тому, что на маленьких примерах мы показывали, как подключить этих детей, как социализировать их в учебном процессе. Если говорить о практических занятиях, то это вполне реально. Для слабовидящих, например, нужен звучащий мяч. Он стоит 19 тысяч – достаточно дорого. Мы показывали, что можно обычный волейбольный мяч обернуть в целлофановый пакет, и он будет звучать.После съезда на нас вышла Федерация голбола, это паралимпийский вид спорта, и мы в январе-феврале будем проводить первый открытый Кубок Москвы по игре в голбол. Причем будут играть и слеповидящие дети, и обычные. Марианна ЛЕБЕДЕВА:- На съезде родилось и несколько инициатив, которые получили развитие в дальнейшем, и их поддержал Департамент образования. Мы пришли к выводу, что настала пора учиться не только у учителей. В Москве появилось несколько проектов, один из которых мы между собой называем «Звездные уроки», а официально он звучит как «Современники. Урок выпускника». Выпускники приходят в свою школу и проводят там уроки в той области, в которой они чего-то достигли, как-то примеряясь к тем предметам, которые есть в школьной программе, а может, и как-то по-особенному. Мы сделали несколько таких уроков в разных школах. И еще проект, по поводу которого даже было голосование на «Активном гражданине», – «Больше, чем урок!». Это видеолекции, которые ведут для школьников преподаватели вузов, ученые, учителя школ, бизнесмены, сотрудники музеев, различных производственных предприятий, спортсмены, художники и космонавты!38 процентов москвичей проголосовали за то, чтобы их детям рассказывали вещи, которые помогут в жизни, люди бизнеса, производства, науки. Очевидно, что и нашим родителям, и нашим ребятам, и нашим учителям сегодня очень важно общение с теми, кто живет не школьной жизнью. Конечно, это не урок в привычном, традиционном понимании этого слова, но формат видеолекций позволяет включить их в план урока целиком (продолжительность лекции 15-20 минут) или предложить школьникам посмотреть фрагмент, а также использовать в качестве домашнего задания, проектной или творческой работы. Блок лекций можно включить в учебную деятельность как источник дополнительной информации для индивидуального проекта. Как ни странно, в Интернете не так много подобных вещей.Иван КОЛЕЧКИН, учитель географии и экономики школы «Пенаты», финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010»:- Я всегда удивляюсь вот таким вопросам: «Чем вы жертвуете в содержании ради тех фокусов, которые вы показываете?» «Где же собственно фокусы?» – спрашиваю я. И в какой-то момент выясняется, что существуют противоречия между тем, что закладывают в стандарты, и теми инструментами, с помощью которых стандарты должны реализовываться. Я таких противоречий не вижу. Все, что делается на обычном уроке, примерно в той же форме, но, может быть, на более усложненном содержании, так как рассчитано на учителей, демонстрируется на съезде на мастер-классе. Одна из главных задач – все, что мы показываем, должно быть универсальным. Должно быть универсальным для преподавателей любого предмета, и задача учителя – этот прием или эту технологию насытить тем содержанием, которое подбирает он сам исходя из интересов собственного предмета и интересов детей.Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания Ломоносовской школы, победитель конкурса «Учитель года России-2009»:- У большинства учителей солидный стаж. А с опытом возникает привычка. И эта идея позволяет по-новому организовать и по-новому посмотреть на свой опыт. Не надо искать философскую парадигму – это не наша задача, но организовать некую методологию вокруг понятия «возможно». Тема моего мастер-класса была «Альтернатива». Всегда подозревал, что это одно из ключевых понятий применительно к истории. Я себя поймал на мысли, что, завершая курс истории в 9-11-х классах, мой последний урок не был таким эффектным, значимым, каким я могу сделать его сейчас. И мне понравилось, что эта идея была считана, потому что после мастер-класса ко мне подошла одна из учительниц и сказала: «Я теперь знаю, как буду завершать курс истории». Потому что главный посыл – мы не знаем, как на самом деле, наверное, наш выбор в чем-то детерминирован, человек действует, и его судьба, судьба страны будет зависеть от того, какие альтернативы он будет выбирать в жизни. Мне кажется, это очень хороший педагогический посыл. Если знания фундаментальны, если они облечены в интересную упаковку, это залог того, что ученик вернется к этой мысли, к этой теме. Мне кажется, с точки зрения обычного учителя, можно жертвовать всем, кроме фундаментального знания, так же как нельзя жертвовать и мотивацией, интересом детей к изучаемому предмету.Евгения ГЛАЗУНОВА, учитель биологии и экологии гимназии №1476, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2014» в номинации «Учитель года»:- У нас все время возникает такая двойственная проблема, ежедневно растут скорость передачи информации, которую мы со всех сторон получаем, и ее объем, и все это мы пытаемся в бедные детские головы вложить. И как туда все поместить, мне кажется, как раз фундаментальные понятия решают очень здорово. Они объединяют какие-то информационные блоки, которыми мы можем «жонглировать» и на любом уроке сократить объем информации именно погружением в этот блок. Я работаю, например, в паре с учителем литературы. Это тоже восприятие текста, любого, от научного до художественного. Были методические объединения, когда мы садились и разрабатывали ряд принципов, работая с текстом. Я, как биолог, предлагала упражнения по скорочтению, которые помогают и при изучении литературы, и при работе с научными трудами по биологии, химии, физике точно так же. И эти упражнения внедряла не я на уроке, а мы действовали всем коллективом. И, уделяя тренировке скорочтения 30 секунд в начале каждого урока, мы избегаем дополнительных проблем в дальнейшем.Дмитрий БЕСПОЛОВ:- Учителей, поработавших на мастер-классах съезда, можно поставить на любой урок. В моей группе была ситуация, когда педагог показал, как через танец изучать английский. Юлия Мукосеева посмотрела и отметила, что такой метод вполне пройдет. Мы берем друг у друга идеи. У Владимира Кружалова я заимствую игры, и кто мне после этого докажет, что история и физкультура – это дисциплины разного толка? А благодаря общению с Юлией Мукосеевой родилась наша знаменитая разминка, основанная на жестах глухонемых. Юлия Борисовна помогла перевести текст, который шел за кадром. Я считаю всех, кто участвует в съездах, белыми воронами. Но это уже стая. Когда ты возвращаешься в свою школу, бесконечно озабоченную подготовкой к ЕГЭ, и начинаешь рассказывать о том, что было на съезде, коллеги воодушевляются и говорят: «А давайте сделаем это!» На мастер-классах я всегда говорю: «Это моя «рубашка», но, если нравится, берите». Может, люди это делают и лучше, но у них есть возможность сравнить.Владимир КРУЖАЛОВ:- Пока мы готовим мастер-классы к съезду, из всего этого зарождаются некие микропроекты. И мы начинаем ездить в гости в школы друг к другу. И даем уроки не по программе. Мы с Иваном Колечкиным проводим совместные экспедиции, есть у нас и еще одна замечательная традиция – учительский субботник, когда выезжаем в другой регион, перемешиваем своих детей с учениками принимающей нас школы и проводим учебный день с уроками не по программе. Дети очень любят бывать на этих уроках. Это то, что расширяет пространство классно-урочной системы, дополняет ее.Манана СХВИТАРИДЗЕ, учитель мировой художественной культуры образовательного центра «Газпром», лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2015» в номинации «Учитель года»:- Очень много зависит от школы, в которой ты работаешь. Проблема назрела, очень многие учителя понимают, что они тоже не в состоянии выучить свой предмет до совершенства, потому что дети постоянно задают вопросы, у них есть еще один учитель – Интернет, который знает все. У ребенка есть альтернатива. И можно только приехать на съезд, посмотреть мастер-класс, вернуться в школу и столкнуться с коллегами, которые тебя не понимают. А если школа выстраивает определенную систему и начинает организовывать такую деятельность, то учителя приходят друг к другу на уроки, участвуют в межпредметных совместных проектах. У нас в школе есть методический марафон, когда мы ходим на уроки коллег. Я очень люблю ходить к математикам, биологам. Узнаю, во-первых, содержание этих предметов, но я узнаю, например, золотое сечение и вижу: они занимаются уже и моим предметом. Приходя ко мне, каждый предлагает: «Давайте сделаем интегрированный! У меня есть вот это и это». Не надо тянуть за уши всех, но хорошие примеры очень заразительны! И когда мы видим, что дети увлекаются тем или иным предметом, казалось бы, по которому ЕГЭ не надо сдавать, но он для них важен и они идут на него с удовольствием, показывая при изучении его блестящие знания, то изучение этого предмета скорее всего тоже повлияет и на результаты ЕГЭ. Потому что ребенок научился чему-то большему.Константин ЛУПИКОВ, учитель истории и обществознания Ломоносовской школы, лауреат конкурса «Учитель года России-2009»:- В начале года мы все вместе в школе садимся с календарно-тематическим планированием и определяем точки соприкосновения. В моей практике есть интегрированные уроки с психологами, с литераторами, сейчас готовится урок с информатиками. И эта совместная работа сложилась.Юлия МУКОСЕЕВА:- Интегрированные уроки – один из путей. В нашей школе мы в начале учебного года еще раз формулируем задачи в виде универсальных учебных действий, которые будет необходимо развивать в течение года, на конкретный класс. Выбирается не весь перечень, который дается в стандартах, а три-четыре ключевые вещи, которые совпадают в большинстве дисциплин для определенного возраста. И учителя всех предметов работают с этим универсальным учебным действием. Например, берется «сравнение», и каждый отрабатывает его на своем предмете. И дети, вырабатывая некий алгоритм этого действия, уже усваивают это понятие. Если учителя работают в едином ключе, то это, конечно, приносит результат.Марианна ЛЕБЕДЕВА:- А еще учителям очень важно видеть перед собой какие-то образцы. Те люди, которые находят место в содержании своего предмета для физики и математики, астрономии и литературы, вырабатывают тот самый пресловутый метавзгляд на образовательный процесс. Человек, способный приподняться над рамками собственного предмета, вполне подходит на роль культурного образца. У него не грешно поучиться. Съезд транслируется в Интернете. Его смотрят не только наши учителя, но и родители наших учащихся. Они видят, какие там выступают педагоги: яркие, умные, эрудированные, хорошо образованные, мыслящие. Возможно, от того, как мы выглядим в прямом эфире, рождается и их доверие к школе как к социальному институту.Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:- Как вы формируете состав съезда?Андрей ЛУКУТИН:- В конце августа на сайте «Московский учитель» открывается регистрация на съезд. Любой желающий может зарегистрироваться, выбрав ту тему, которая ему интересна. Регистрация закрывается по мере наполнения аудитории, в которой будет работать секция. По окончании съезда мы анализируем, кто его посетил, нас интересуют возраст, мнения, предметы, пожелания: что бы хотели изменить, усовершенствовать в следующем году.Например, по итогам III съезда и обработки 370 анкет участников именно мастер-классов (а всего на мастер-классах их было около 700 человек), сдавших заполненные анкеты, мы увидели, что более половины из них (50,3%) принимали участие во всех трех съездах, а 95,4% – во втором и третьем. Низких оценок за мастер-классы не было, но предпочтения, разумеется, имели место. Организация съезда в целом и работа модераторов секций получили по 8,8 балла. Еще выше – на одну десятую балла – было оценено качество раздаточных материалов. Оценкой 8,6 балла отметили практическую ценность мастер-классов, чуть ниже оценили их разнообразие – 8,5 балла. Столько же получило визуальное оформление съезда. Среди мероприятий, которые учителя хотели бы видеть на следующем съезде, абсолютное лидерство у мастер-классов – 61,4%. При этом в пользу включения нового формата – проведения круглых столов, тематических секций, дискуссий и семинаров – высказалось довольно много педагогов – 34,8% (из предложенного списка можно было выбирать два пункта).Исследование показало, что бoльшая часть присутствовавших на съезде учителей имеют стаж работы от 10 до 24 лет. При этом средний возраст участников составил 39,9 года. Самому молодому гостю съезда 20 лет, в то время как самым пожилым стал 80-летний учитель. Любопытно, что многие оценки оказались близки к тем, которые были поставлены в прошлом году. Сейчас, как и тогда, получилась четверка с плюсом. Значит, организаторам есть к чему стремиться при подготовке и проведении IV съезда московских учителей.Петр ОМЕЛЬЯНЕНКО, учитель истории и обществознания школы №1241, автор курса «Парламентские дебаты», финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010»:- Для меня очень важен диалог. Если учитель не представляет, о чем он говорит, не может пояснять определения или найти слова, объясняющие фундаментальные понятия, этого диалога не получится. Я участвую в съезде, потому что мне самому интересно разобраться в понятиях, которые предлагаются. Пока мы не разберемся с сутью понятия, ничего построить невозможно. Иногда мы думаем, что знаем, о чем речь, нам интуитивно понятно. На самом деле это не так. Съезд очень полезен для молодого специалиста. Их учили одному; придя в школу, они встречают другое. И что делать, они не понимают. Мне кажется, посмотреть, как люди работают на мастер-классах в метапредметном направлении на съезде, для них будет очень полезно.Артур ЗАРУБА, учитель музыки Ломоносовской школы, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992»:- После того как я принял участие в конкурсе в 1992 году, я стал бывать на каждом последующем. И как педагог я сформировался, наблюдая за учителями разных предметов. Большинство учителей все равно предмето-ориентированы. И чаще всего они варились именно только в своей кухне. Когда ты умеешь учиться на предметах других, это очень важно. Когда появился проект «Фундаментальные понятия», возникла интеллектуальная задача, как на предмете говорить о вещах, напрямую с ним не связанных. На съезде пытаются теоретические изыскания воплотить в практику. Ты можешь написать все что угодно, но когда ты выходишь к реальным людям, это не работает. И это однозначно видно в подготовке к съезду. Какие бы регалии у тебя ни были, когда начинаешь показывать свои наработки, то после показа понимаешь: что-то не то. Благодаря самой атмосфере, тому, что мы общаемся, подсказываем что-то друг другу, спрашиваем, рождается то, что нужно. И это позволяет расти профессионально. Все три съезда разные. Моя тема на первом съезде была «Искусство видеть способности» – это же одна из ключевых тем в образовании, которая говорит о тебе как об учителе, насколько ты веришь в ученика. Для меня это было вызовом: доказать всем, что все способны понимать музыку, разбираться в классической музыке, даже играть на музыкальных инструментах, не говоря уже о том, чтобы петь. И все это за 20 минут! На следующий год мы все, кто участвовал во втором съезде, сами выбирали, какой мастер-класс будем давать: нам предложили список понятий, каждый определил голосованием то, какое хочет именно он, и еще мы сами подобрали себе тех, с кем в партнерстве хотелось бы провести мастер-классы. Мой мастер-класс родился, после того как я услышал, о чем будет урок учителя физики, и, оттолкнувшись от этого, взяв за начало сюжет, которым он финишировал, пошел дальше. Тема была «Образ», одна из самых больных, я считаю, тем в нашем образовании, поскольку ребенок мыслит образно, а его пичкают понятиями. Считаю, в этом колоссальный провал нашей школы. На третий год был «Вопрос». Казалось бы, что это за тема? А это такая проблема! Все же понимают: уровень образования, уровень учителя определяется тем, как он ставит вопрос, какие он слышит ответы, как это он все организует. Мастер-классы – это не рассказ о том, как ты работаешь. Ты работаешь, и люди смотрят и видят как. Не могу не рассказать свою любимую байку. Пришли к Плисецкой преподаватели хореографического училища и спросили, не подпишет ли она письмо, чтобы увеличили количество часов хореографии. Она соглашается, все правильно: «А за счет чего?» – «За счет рисования». – «Ну можно, но будет видно». Для меня съезд – модель образовательного процесса. Я учусь все время.Марианна ЛЕБЕДЕВА:- Мы сделали шаг от предметного методического объединения в школе к метапредметному, шаг от предметной ассоциации учителей к метапредметной. У нас получилась самоорганизующаяся система, которая ни под кем не находится. У нас за съезд не отвечает ни один специалист Департамента образования – только сами учителя, ну и наш методический центр отвечает за оборудование. Это результат очень большого доверия друг к другу и очень большой честности. А также очень хорошо сложившегося умения работать в команде.Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:- Судя по тому, что вы готовы делиться опытом со всеми, наверное, стоит организовать межрегиональное взаимодействие. И возможно, найдутся и такие учителя в России, чьи мастер-классы по фундаментальным понятиям было бы интересно показать и на съезде в Москве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *