Что относится к финансовым показателям
Финансовый учет на пальцах: как оценить здоровье бизнеса и найти точки роста
Рентабельность собственного капитала, продаж и оборачиваемость активов стоит считать не только крупному бизнесу, но и начинающим предпринимателям. В статье — как можно увеличить прибыль любой компании, влияя на эти три показателя.
Александр Афанасьев
Основатель и директор по развитию компании «Нескучные финансы»
Есть несколько финансовых показателей, которые помогают контролировать состояние бизнеса: рентабельность капитала, продаж, рентабельность и оборачиваемость активов. В статье расскажем, как и зачем считать эти показатели.
Статья будет полезна собственникам малого бизнеса и начинающим предпринимателям, которые хотят навести порядок в деньгах.
Подробно разобрали эту тему на вебинаре «Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста» с Александром Афанасьевым, руководителем компании «Нескучные финансы».
Дальше в статье — краткий конспект этого вебинара.
Что такое рентабельность собственного капитала
Рентабельность собственного капитала — первый из показателей, за которым стоит следить владельцу бизнеса. Он показывает, насколько здоров бизнес и эффективно ли работают деньги предпринимателя. А если точнее — сколько копеек приносит каждый рубль, вложенный в бизнес.
Чтобы понять значение этого показателя, можно представить бизнес как коробку по производству денег. Например, в начале года вы вложили в эту коробку 1 млн рублей. В коробке происходило, и в конце года вы из нее достали 1,4 млн рублей.
Рентабельность капитала в такой коробке: 400 000 ₽ / 1 000 000 ₽ × 100 = 40%.
Рентабельность собственного капитала можно сравнивать с доходностью по банковским депозитам или по акциям. Например, если положить деньги на депозит в банк под 3,88%, то вы заработаете на своих деньгах 3,88% за год. Так же и в бизнесе: вы вкладываете деньги, а через некоторое время получаете доход.
Когда владелец бизнеса знает рентабельность капитала в бизнесе, он может принять взвешенное решение: выгодно ли дальше развивать бизнес или лучше поискать другие варианты вложения денег.
Рассчитать рентабельность капитала
Для расчета рентабельности нужно знать чистую прибыль и величину собственного капитала.
Чистая прибыль. Чистая прибыль — это выручка за вычетом всех расходов, в том числе налогов и взносов.
Например, у предпринимателя небольшой магазин.
60 млн рублей — выручка за год. Это деньги, которые пришли на расчетный счет и в кассу.
45 млн рублей — расходы за год. Это деньги, которые он потратил на закупку товаров, зарплату, аренду, коммуналку, транспорт.
5 млн рублей — налоги и взносы за год.
(60 млн − 45 млн − 5 млн) = 10 млн рублей — чистая годовая прибыль.
Собственный капитал. Собственный капитал рассчитать сложнее, чем прибыль: он показывает, сколько денег предпринимателя вложено в бизнес. Чтобы узнать эту цифру, нужно оценить стоимость бизнеса на текущий день и вычесть все обязательства.
Активы — все то, что есть у компании. Сюда могут входить:
В разных сферах бизнеса активы будут разными. Например, в салоне красоты основными активами, скорее всего, будут инструменты, оборудование и деньги в кассе. А в грузоперевозках — автомобили.
Для более точного расчета активы нужно оценивать по их рыночной стоимости. Так, стоимость автомобиля или оборудования — та сумма, за которую их реально сейчас продать, а не цифры в бухгалтерском балансе.
Другими словами, обязательства — это все счета или долги, которые должны быть оплачены компанией.
Отслеживать рентабельность активов
Рентабельность активов — второй показатель бизнеса. Он показывает, как эффективно в бизнесе работают активы.
Представим, что Ваня зарабатывает в год 3 млн рублей, а Петя — 5 млн рублей. У кого более эффективный бизнес?
На первый взгляд кажется, что у Пети, ведь у него больше прибыль. Но если узнать, сколько денег вложил в бизнес каждый предприниматель, то окажется, что Ваня работает с большей отдачей.
Сведем расчеты в таблицу:
Ваня | Петя | |
---|---|---|
Прибыль за год | 3 млн рублей | 5 млн рублей |
Активы | 10 млн рублей | 50 млн рублей |
Рентабельность активов | 30% | 10% |
Рентабельность активов позволяет отслеживать, как результативно работает бизнес в разные периоды. Если активы увеличиваются, а прибыль при этом не растет — значит, нет смысла в расширении бизнеса.
Мы разобрали два основных показателя, которые помогают предпринимателям следить за состоянием бизнеса: доходность собственного капитала и рентабельность активов. Теперь рассмотрим, как улучшить первый из них — рентабельность капитала. В этом поможет формула Дюпона.
Формула Дюпона появилась из стандартной формулы рентабельности капитала. Это видно, если сократить дроби по правилам математики.
В развернутом виде формула показывает, что рентабельность капитала состоит из трех компонентов:
Получается, чтобы рентабельность собственного капитала росла, нужно улучшать каждый из трех компонентов формулы — рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый рычаг.
Повысить рентабельность продаж
Рентабельность продаж показывает, какова доля прибыли в общей выручке. Например, рентабельность продаж 10% означает, что 10 копеек из каждого рубля выручки — чистая прибыль компании.
Чтобы повысить рентабельность продаж, нужно:
Контролировать воронку продаж. Воронка продаж — путь, который клиент проходит от момента, когда первый раз узнал о компании, до момента покупки.
Например, представим розничный магазин одежды. У него может быть такая воронка.
Часть воронки | Количество людей за день |
---|---|
Люди, которые просто шли мимо магазина | 1000 человек |
Люди, которые зашли внутрь магазина | 80 человек |
Люди, которые выбрали и зашли в примерочную | 30 человек |
Покупатели | 15 человек |
Если повысить конверсию на каждом этапе или нескольких, общие продажи вырастут.
Пересмотреть политику скидок и повышать средний чек. Скидка — это не хорошо и не плохо, главное, чтобы она была обоснованной. В среднем 1% скидки уменьшает прибыль компании на 11%. Нужно понимать, может ли компания позволить себе давать скидки клиентам. Иначе может возникнуть ситуация «продал много, а денег не заработал».
Способы повышения среднего чека зависят от специфики бизнеса. Например, можно предлагать клиентам более дорогие аналоги, сопутствующие товары, формировать наборы.
Контролировать расходы. Чем ниже расходы компании, тем выше прибыль при том же объеме продаж. Например, компания может экономить на аренде офиса, закупке канцтоваров, отказаться от неэффективных каналов маркетинга, или найти новых поставщиков с более выгодными ценами.
Оценить оборачиваемость активов
Оборачиваемость активов показывает, как быстро компания зарабатывает деньги на своих активах. Например, если оборачиваемость активов равна двум, это означает, что компания за год получает выручку, вдвое большую стоимости своих активов. Получаем, что активы за год оборачиваются два раза.
Чтобы повысить оборачиваемость активов, нужно:
Отслеживать, какие товары продаются быстрее. Представим, что у магазина есть товары А и Б.
Товар А | Товар Б | |
---|---|---|
Продали, цена за штуку | 120 000 ₽ | 55 000 ₽ |
Купили, цена за штуку | 70 000 ₽ | 50 000 ₽ |
Прибыль с одной штуки | 50 000 ₽ | 5 000 ₽ |
Продали штук за месяц | 1 | 20 |
Прибыль за месяц | 50 000 ₽ | 100 000 ₽ |
Прибыль от продажи товара А — 50 000 ₽, а товара Б — всего 5000 ₽. Но товар Б покупают гораздо чаще, поэтому он в итоге приносит больше прибыли за месяц и помогает активам оборачиваться быстрее.
Контролировать запасы на складе. Запасы обеспечивают бесперебойные продажи. Если покупатель хочет вещь, а ее нет в наличии — клиент может уйти к конкурентам.
С другой стороны, запасы — это замороженные деньги. Если у предпринимателя на складе лежит товар на 100 000 ₽ и долго не продается, предприниматель теряет деньги. Он мог бы его продать, даже по сниженной цене, и вложить эти 100 000 ₽ в более прибыльное дело.
Посчитать финансовый рычаг
Финансовый рычаг показывает, сколько активов приходится на каждый рубль собственного капитала. Чем выше коэффициент финансового рычага, тем больше заемных средств используется для финансирования активов.
Получается, чем больше заемных денег привлекается в бизнес, тем больше доходность собственного капитала предпринимателя.
Рассмотрим на примере, как привлечение заемных денег влияет на рост бизнеса и рентабельность капитала. Представим две одинаковые компании, которые работают 10 лет и всю прибыль вкладывают в бизнес.
Развивается на свои | Привлекает чужие деньги | |
---|---|---|
Стартовый капитал | 1 000 000 ₽ | 1 000 000 ₽ |
Рентабельность активов | 50% годовых | 50% годовых |
Привлекает кредит | Нет | Каждый год берет кредит на сумму собственного капитала, ставка 20%. Так, в первый год взял кредит на 1 млн рублей |
Собственный капитал через 10 лет | 57 000 000 ₽ | 357 000 000 ₽ |
Использовать заемный капитал необязательно, достаточно и 57 000 000 ₽. Но если компания хочет ускорить развитие бизнеса, то чужие деньги в этом помогут.
Чтобы заемные деньги пошли компании на пользу и не разорили бизнес, важно соблюдать два условия:
Рентабельность активов выше, чем процент за пользование деньгами. В нашем примере рентабельность активов 50%, а ставка по кредиту 20%. Это показатель, что компания сможет выплачивать проценты и оставаться в плюсе. Чем больше разница между рентабельностью и ставкой по кредиту, тем безопаснее и выгоднее для бизнеса.
Есть понятные точки роста. У компании должно быть понимание, куда ей развиваться и инвестировать заемные деньги
Например, у предпринимателя есть кафе, и он хочет открыть еще четыре кафе в том же городе. Четких планов и расчетов нет, просто планирует взять кредит и работать как привык. В таком случае высок риск, что чужие деньги приведут к банкротству.
Также не стоит идти за кредитом, когда у компании есть проблемы. В идеале привлекать заемный капитал стоит, когда бизнес растет, чтобы помочь ему развиваться быстрее.
Какие документы важны для финансового учета
Чтобы контролировать финансовые показатели и принимать правильные решения, нужно вести несколько видов отчетности. Вот самые главные:
Отчет о прибылях и убытках. ОПиУ — отчет, который показывает, на какую сумму компания выполнила обязательств и сколько заработала.
В ОПиУ отражают выручку и расходы за определенный период: месяц, квартал, год. Собственник видит весь объем обязательств и расходы по каждому виду деятельности. Так он понимает, приносит ли бизнес прибыль или терпит убытки.
Иногда ОПиУ строят на будущее, чтобы спрогнозировать доходы и расходы. Также отчет покажет, насколько прибыльным будет новое направление в бизнесе или стоит ли закрывать убыточное.
Отчет о движении денежных средств. ДДС — самый простой из управленческих отчетов. В нем отражено, сколько денег поступило на счет и ушло с него. ДДС ничего не говорит о прибыли компании и эффективности ее работы, поэтому его всегда рассматривают в связке с ОПиУ.
В ДДС ищут аномалии. Например, компания полгода тратит на офисные расходы по 300 000 рублей, а потом вдруг 600 000 рублей. Здесь нужно проанализировать, почему статья резко выросла. Возможно, арендатор поднял цену или в офисе обновили компьютеры.
Платежный календарь — один из подвидов ДДС — спасает бизнес от кассовых разрывов. Это когда нужно платить налоги или зарплату, а денег хватает только на кофе. Не всегда это катастрофа: возможно, завтра с компанией рассчитается крупный клиент. Платежный календарь поможет все просчитать и действовать исходя из реальной ситуации.
Управленческий баланс. Отражает состояние дел на конкретную дату: сколько активов и пассивов есть сегодня. В управленческом балансе видно, какая сумма собственных средств находится в бизнесе и сможет ли компания расплатиться с кредиторами, если закроется.
Крупная сумма на расчетном счете не означает, что все деньги принадлежат компании. Возможно, большая часть пойдет на обязательства в виде кредиторской задолженности, а сколько именно — покажет баланс.
Управленческий баланс помогает понять, откуда можно взять деньги для срочных нужд. Например, сделать скидку на нереализованный товар и быстро его продать или собрать дебиторскую задолженность с клиентов.
Как и где вести учет финансов
Выбор инструмента для финансового учета денежных средств зависит от размера бизнеса. Предпринимателю без сотрудников хватит «Экселя» или гугл-таблиц. Крупному бизнесу лучше подключить специальный сервис.
«Эксель» или гугл-таблицы. Это бесплатно, но данные вносят вручную. Если над отчетом работает не один человек, а команда, лучше выбрать гугл-таблицы. Тогда один и тот же документ можно комментировать, редактировать, отслеживать изменения. И не нужно бесконечно пересылать его друг другу и путаться в версиях.
Минус в том, что по данным таблиц сложно принимать серьезные стратегические решения, так как нет аналитики.
1С и сервисы бухучета. Программу 1С изначально разрабатывали для бухгалтерского учета, а не финансового. Можно приспособиться, но это неудобно: нужен специальный плагин или помощь специалиста, который доработает нужный функционал.
Иногда инструменты для фин. учета встраивают в онлайн-бухгалтерию. Собственник ведет учет, отправляет в банк платежки, начисляет зарплату, а система формирует не только бухгалтерские отчеты, но и управленческие.
Специализированные сервисы. Это отдельные платные программы, предназначенные специально для финансового учета. Сначала их интегрируют с интернет-банком или бухгалтерским сервисом, и далее система строит отчеты сама.
Готовые решения экономят время, так как большая часть процессов автоматизирована и отчеты можно настроить под себя. Еще один плюс: в наглядных и читаемых отчетах легче разобраться и вовремя принять меры.
Подробно разобрали тему и ответили на вопросы зрителей на вебинаре по финансовому учету с экспертом Александром Афанасьевым. Все, кто оставит почту на сайте inv.tb.ru, получат подарок от «Нескучных финансов» — комплект шаблонов для автоматического расчета показателей.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Как организовать вебинар и заработать на нем
Рассказываем, как вебинары помогают бизнесу увеличить прибыль, даем пошаговый план организации вебинара и делимся приемами, которые помогают продавать в прямом эфире
Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
CRM помогает эффективнее работать с клиентами и увеличивать продажи. В статье — как выбрать CRM-систему, которая подойдет для вашего бизнеса
Как увеличить онлайн-продажи с помощью аналитики
Бывает, что у онлайн-бизнеса активно крутится реклама и вроде много обращений, но денег с этих обращений мало. Почему так, поможет разобраться аналитика продаж.
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
8000 ₽ на рекламу во ВКонтакте
Реклама ВКонтакте поможет привлечь новых клиентов. Помогаем с настройками рекламных объявлений.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Какие финансовые показатели нужно считать собственнику
8 показателей, характеризующих бизнес
Как собственнику бизнеса понять, что всё идёт хорошо, компания стабильна, потрясения ей не грозят? Или, напротив, как вовремя заметить проблемы? В этом помогут показатели, которые характеризуют финансовое состояние компании. Все они делятся на три большие группы.
Показатели ликвидности
Показатели ликвидности характеризуют краткосрочную платёжеспособность компании и возможность погашения обязательств за счёт реализации активов. Наличие такой возможности — важное условие финансовой стабильности бизнеса.
Рассмотрим три основных коэффициента, характеризующих ликвидность.
Коэффициент текущей ликвидности
Показатель важен как для владельца, так и для инвесторов, которые оценивают риски вложения средств в компанию.
Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства
Если в бизнесе нет проблем с краткосрочной платёжеспособностью, показатель будет больше 2.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Этот показатель интересен поставщикам, так как показывает, есть ли у компании возможность расплатиться с контрагентами, поставляющими товары или услуги.
Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства
При стабильном финансовом положении показатель должен быть больше 0,2.
Коэффициент быстрой ликвидности
На этот показатель обращают внимание кредиторы, так как он характеризует платёжеспособность компании, претендующей на кредитные средства.
Коэффициент быстрой ликвидности = (Оборотные активы-Запасы) / Краткосрочные обязательства
Оптимальное значение показателя — больше 1.
Показатели финансовой устойчивости
Если первая группа (коэффициенты ликвидности) характеризует краткосрочную платёжеспособность бизнеса, то показатели финансовой устойчивости дают представление о долгосрочной платёжеспособности. Вот на что важно обратить внимание:
Коэффициент автономии/финансовой независимости
Показатель для внутреннего использования, с помощью которого финансовые аналитики или арбитражные управляющие компании оценивают финансовое благополучие бизнеса.
Коэффициент автономии = Собственный капитал / Активы
Отлично, когда этот показатель превышает 0,5.
Коэффициент капитализации
Показатель используют инвесторы при оценке перспективности инвестиций. Это вариант, когда слишком высокие показатели не в плюс, так как при превышении определённого предела капитализация снижает прибыльность компании. А вместе с ней — и потенциальный доход инвестора. Коэффициент важен и для кредиторов — для них предпочтительнее минимальный прирост капитализации.
Коэффициент капитализации = (Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства) / Собственный капитал
Оптимальное значение показатели — меньше 0,7.
Плата за подключение к Пакету услуг «Первый шаг» — 0 руб. Открытие и обслуживание первого счета в рублях РФ — 0 руб. Внутрибанковские переводы на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. 3 (Три) платежа в другие банки на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. К Пакету услуг «Первый шаг» могут быть подключены только новые клиенты, не имеющие открытых расчетных счетов в Банке «Открытие». Обязательными условиями подключения и обслуживания в рамках Пакета услуг являются выпуск корпоративной карты и подключение к системе ДБО Банка. Обслуживание корпоративных карт «Бизнес карта»: первые 6 мес. — бесплатно, с момента совершения первой транзакции по карте, далее 149 руб. — ежемесячно. Категория карт может быть изменена. Услуги, не включенные в Пакет услуг, предоставляются в соответствии с условиями Сборника тарифов. Полные условия обслуживания, оформления и использования карт указаны в сборнике тарифов.
Эта группа показателей характеризует эффективность управления финансами в компании и доходность бизнеса. Есть три основных коэффициента для оценки такой эффективности, каждый из которых при нормальном положении дел может иметь любое значение больше 0.
Рентабельность активов (ROA)
Показывает финансовую отдачу от использования активов. Финансовые аналитики и владельцы бизнеса могут с помощью этого показателя оценить эффективность компании с точки зрения её доходности.
ROA = Чистая прибыль / Активы
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Коэффициент показывает эффективность использования собственных и инвестированных в компанию средств. Показатель важен как для собственника, так и для бизнес-партнёров и инвесторов.
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал
Рентабельность продаж (ROS)
Показатель важен и для владельца бизнеса, и для руководителя отдела продаж, и для инвесторов, рассчитывающих на прибыль. Он демонстрирует эффективность реализации основного продукта компании.
ROS = Чистая прибыль за период / Выручка за период
Все эти 8 важных показателей способны охарактеризовать успешность финансово-хозяйственной деятельности компании в целом, объективно оценить текущее финансовое состояние компании. Владелец бизнеса на основании полученной информации может принимать грамотные управленческие решения для повышения эффективности управления и собственными активами, и привлечёнными средствами инвесторов.
Финансовый анализ компании
Финансовый анализ — это часть общего анализа финансово-хозяйственной деятельности. Он включает в себя изучение основных показателей и коэффициентов для оценки текущего финансового состояния организаций.
Кому и для чего нужен финансовый анализ
Подробные данные о финансовых показателях бизнеса необходимы для принятия верных управленческих решений и разработки стратегии развития бизнеса. Обычно этими данными пользуются:
Цели и задачи финансового анализа
Зная финансовые показатели, можно составить представление о текущем положении дел на предприятии, проблемах, оценить возможности и перспективы в будущем.
Благодаря финансовому анализу, грамотный руководитель может:
Методы и источники финансового анализа
Данные для финансового анализа обычно получают из четырёх основных источников.
Астрал Отчет 5.0 для отправки отчетности во все контролирующие органы, автоматическое обновление, всегда актуальные формы в нужном формате.
Помимо этих источников, для анализа могут привлекаться другие финансовые документы компании, например, приложения и пояснительные записки к балансу.
Существует множество методов финансового анализа компании. Они могут применяться в различных комбинациях или отдельно друг от друга. Самые часто применяемые методики следующие:
Показатели финансового анализа
Эксперты признают самым информативным методом анализ относительных показателей. Всего таких показателей более 200, но их можно сгруппировать по четырём категориям. Для удобства показатели собраны в таблицу.