Что относится к факторам дохода
Факторы производства и факторные доходы
Содержание:
Факторы производства – ресурсы, использованные в процессе производства конечного продукта. Экономические ресурсы – то, чем обеспечивается производство: природные ресурсы – сырьё, трудовые ресурсы – человек в качестве трудовой единицы, капитальные ресурсы – накопленные средства, оборотные средства – материалы, финансы – валюта.
Факторы производства
Человек – главный фактор
Земля – естественный фактор
Земля носит характер ограниченности. Люди, в ходе своей жизнедеятельности, научились использовать плодородие почвы, которое ограничено. Свойства земли как материального фактора представлены экономическими и потенциальными ресурсами, которые не входят в часть хозяйственного оборота. Почва улучшается по средствам удобрения с применениями новых технологий. Поэтому землю относят к искусственному фактору производства. Основное свойство – местоположение, разделяемое на:
Труд – фактор производства
Труд – осознанная деятельность человека, направленная на переработку ресурсов с целью получения требуемых благ. Труд разделяют на интеллектуальную и физическую деятельность, состоящую из приобретённый знаний, умений и способностей. В трудовой деятельности под трудом понимаются усилия, направленные на процесс рабочей деятельности для получения благ.
Время, затраченное на трудовую деятельность, называют рабочим временем. Интенсивность труда – затраты усилий на физическую или интеллектуальную деятельность в единицу времени. Производительность труда – количество получаемого продукта на назначенное время. Базовыми звеньями труда выступают предметы, средства труда и деятельность индивида. Результатами труда представляют:
Различие уровней трудовой деятельности:
Низкоквалифицированный труд | – обучение происходит на рабочем месте. Эта деятельность характера грузчикам, сезонным работникам и подсобным, где требуется физическая сила. |
Средняя квалификация | – понимание и осмысление полученных задач в трудовой деятельности. |
Высококвалифицированный труд | – высшее образование, постоянное повышения знаний и квалификации, принятие решений и ответственность. |
Капитал – фактор производства
Капитал – совокупность материальных и финансовых ресурсов, используемых в ходе трудовой деятельности. Капитал представлен долгосрочным пользованием в системе производства продукта Благо представлено техническим оборудованием, транспортом и инструментами. Также понятие капитал используется для обозначения денежных средств. Разделяется на реальный и денежный. Оборот капитала обеспечивается циркуляцией в обществе.
Основной | – помещения и рабочее оборудование. |
Оборотный | – ресурсы, сырьё, потребляемые для производства продукта, заработная плата. |
Предпринимательство – фактор производства
Предпринимательство представлено важным институтом в торговой сфере, посредством экономического роста, разнообразия товаров и утоления потребностей. Функции предпринимательства:
Средства труда – набор материальных предметов, осуществляющий трудовую деятельность: станки, машины, инструменты, земля
Предмет труда – то, на что воздействует человек в ходе трудовой деятельности для личного или производственного пользования. Предмет, прошедший через человеческое воздействие и принадлежащий последующий переработке – сырьё. Природные продукты могут служить сырьём, к примеру, яблоки.
Каждый этап производства представлен факторами, которые влияют на развитие производства. Такими как: информационный, технологический, экологический.
Факторные доходы – прибыль экономических ресурсов. Выделяют следующие виды:
Рента (земельная, горная, и т.д.) | – прибыль за использование земли. |
Заработная плата | – работник получает доход за деятельность. |
Процент | – доля собственника капитала. |
Предпринимательские способности | – доход предпринимательства. |
Знания | – доход в ходе интеллектуальной деятельности. |
Доход делится на чистый хозяйственный и народнохозяйственный. Комплекс доходов задаёт обществу спрос на производимые блага. Номинальный доход – денежная форма итогов хозяйственной деятельности владельца производства. Чистый доход – часть суммы, оставленная после налогов государства. Доходы разделяют:
Трансфертные платежи – экономические продукты, передаваемые одним участником отношений другому. Выделяют социальные трансферты (государственный бюджет, фонды, пенсии, стипендии) и межсемейные (передача денежной суммы от одной семьи для другой).
Теневая экономика страны – незаконные доходы, получаемые от незарегистрированной трудовой деятельности людьми, уклоняющимися от налогов и контроля специальных служб.
Личный доход – рыночные доходы денежной формы, полученные за владения продуктов.
Основные факторы производства
Факторы производства — это экономические ресурсы, которые участвуют в производственном процессе товаров и услуг.
Принято выделять 5 факторов производства:
Разберем подробнее характеристики факторов производства.
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Труд как фактор производства
Труд — умственные или физические способности человека, которые требуются при производстве. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда — это его напряженность, степень расходования рабочей силы в единицу времени. Интенсивность труда можно измерять, например, в часах.
Производительность труда — это его результативность. Измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.
Земля как фактор производства
Земля — все виды природных ресурсов, которые используются для производства экономических благ. Например: земельные участки, леса, земли, которые используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, полезные ископаемые.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Капитал как фактор производства
Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания, транспортные средства, сырье.
Экономисты выделяют две разновидности капитала: физический и денежный.
Физический капитал — все изделия, которые созданы человеком. Например: сооружения, здания, транспорт, дороги.
Денежный капитал — валюта и ценные бумаги, которые используются для приобретения сырья и материалов для производства.
По длительности использования капитала его еще разделить на основной и оборотный:
Основной капитал характеризуется большой продолжительностью использования. Издержки покрываются постепенно и в долгосрочной перспективе. К основному капиталу относится технологическое оснащение — приборы, станки, роботы, машины.
Оборотный капитал отличается маленьким сроком использования, а затраты на него возмещаются сразу. Используется в течение одного производственного цикла. Примеры оборотного капитала: сырье и расходные материалы, топливо, запчасти.
Предпринимательская активность как фактор производства
Предпринимательство (предпринимательские способности) — совокупность навыков и знаний, которые позволяют оптимально использовать факторы производства и получать максимальный доход.
Для реализации предпринимательской деятельности требуются особые навыки:
организация всех факторов и средств производства для выпуска определенного количества товаров;
принятие правильных решений и разрешение конфликтных ситуаций;
освоение новой информации, введение новой технологии и продукции на производство;
риск неправильного управления денежными средствами, потери деловой репутации, как следствие — мобильность и способность подстраиваться под меняющиеся условия;
способность брать на себя ответственность за принятые решения.
Информация как фактор производства
С развитием технического прогресса и экономики появляются новые, дополнительные факторы производства. Так, сегодня в этот список добавляют информацию, хотя в некоторых учебниках вы можете встретить только 4 фактора производства.
Информация — сведения, знания, способствующие успешной экономической деятельности.
У информации есть особенности, которые отличают ее от других факторов производства:
ресурс ее использования не ограничен — например, схему, по которой собирается оборудование, можно использовать бесконечное количество раз, в то время как запас расходных материалов придется постоянно пополнять;
в современном мире информация быстро передается благодаря интернету и другим способам связи;
информацию легко тиражировать — например, мгновенно отправить тысяче рабочих новую инструкцию.
Теперь мы знаем, что относится к факторам производства. Перейдем к определению факторного дохода.
Факторный доход
Каждый фактор производства создает определенный факторный доход, то есть прибыль, которая получается в результате использования экономических ресурсов.
Доходы, которые создаются факторами производства — это заработная плата за труд, арендная плата за землю (рента), процент за капитал, прибыль от предпринимательства.
Другими словами, факторные доходы — это доходы от использования факторов производства.
Рассмотрим в таблице определения факторных доходов.
Заработная плата — материальное вознаграждение за труд.
Рента — сумма, выплаченная за пользование земли и других природных ресурсов.
Процент — доход от капитала, предоставляемого в использование.
Прибыль — это все, что остается от общей выручки за вычетом постоянных и переменных издержек, затрат на производство.
Роялти — вознаграждение за использование авторских прав.
Взаимоотношение и комбинации факторов производства
Для производства товара или услуги требуется несколько производственных факторов, так как все они взаимодополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Вернемся к примеру из начала статьи: для производства телефона или компьютера нам понадобится капитал (оборудование и расходные материалы), труд (инженеров, рабочих и других людей), предпринимательские навыки владельца компании и информация (накопленные знания, необходимые для производства такой техники).
Одни факторы производства могут заменять другие. Например, природные материалы можно заменить на искусственные, а труд рабочего — на машинное оборудование.
Таким образом, наличие факторов производства является необходимым условием для функционирования как одного предприятия, так и экономики государства. Различные комбинации позволяют сбалансировать производство, увеличить прибыль и минимизировать затраты.
Факторные доходы. Виды факторных доходов
Деятельность любого домашнего хозяйства и промышленного предприятия основывается на применении производственных факторов и получении от этого соответствующего дохода. В своей работе, таким образом, указанные субъекты используют особо важные объекты и элементы, оказывающие существенное влияние на возможность и эффективность функционирования. Рассмотрим далее основные виды факторных доходов.
Общие сведения
В рыночных условиях формирование факторных доходов имеет ряд особенностей. Однако в целом в этом процессе действует известный механизм конкурентного ценового равновесия. Тем или иным производственным ресурсом всегда владеет собственник. Ни один субъект не передаст безвозмездно право их использования другим лицам. В последние десятилетия отмечается тенденция увеличения ресурсных затрат. Вследствие этого снижаются и факторные доходы. В экономике это приводит к изменениям в поведении компаний и граждан, ставит перед ними необходимость находить заменители дорогостоящих ресурсов, искать пути уменьшения производственных издержек. Спрос на средства предъявляют только предприниматели. Они относятся к той части общества, которая может организовать и реализовать выпуск товаров и услуг, которые необходимы конечному потребителю.
Теоретический аспект
Факторные доходы
За каждым производственным фактором стоит определенный субъект (или их группа):
Все группы указанных субъектов претендуют на факторные доходы из общей доли поступлений.
Классификация
В теории поступления от ресурсов разделяются на индивидуально-хозяйственные и народнохозяйственные. Факторными доходами являются средства:
Совокупность указанных поступлений определяет наивысший спрос на производительные ресурсы, услуги, блага.
Специфика
Финансовый анализ
При его проведении используются показатели, определяющие предельный, средний и валовой факторные доходы. Последний составляет выручку от сбыта всей продукции в деньгах. Средние факторные доходы рассчитываются на единицу проданных изделий. Предельная выручка составляет приращение валовой от реализации дополнительной продукции. Его рассматривают в качестве отношения поступлений к приросту количества проданного товара. Определение этого показателя имеет особое значение для компании. В экономической практике действует закон об убывающей доходности. Расчет предельной выручки выступает для предприятия в качестве основания для изменения производственных объемов в сторону уменьшения либо увеличения.
Суть закона убывающей доходности
В процессе деятельности любой предприниматель:
Эти задачи считаются главными в деятельности предпринимателя. Коммерсант всегда пытается спрогнозировать рынок, максимально снизить риск и неопределенность. Предприниматель должен чувствовать границу, за которой произойдет падение рентабельности его предприятия. В процессе управленческой деятельности коммерсант сталкивается с явлением падающей доходности. Суть его состоит в том, что применяемые дополнительно затраты одного ресурса при неизменном количестве остальных дают все меньше объема дополнительного товара и, следовательно, валовой выручки. При единовременном и одинаковом увеличении имеющихся производственных факторов может быть получен иной результат.
Такая ситуация может привести к повышению объема выпуска и валовой выручки компании. Однако и в этом случае существует риск. При увеличении товарного предложения может снизиться рыночная стоимость и уменьшиться доход от сбыта каждой дополнительной единицы продукции. Это указывает на необходимость сокращения производственного масштаба.
Ценообразование
Предприятие выступает в качестве производителя и продавца продукции, а также как покупатель факторов. Для него как для реализатора типичен интерес как можно дороже сбыть товар. Выступая в качестве покупателя на рынке производственных факторов, он стремится приобрести необходимые ресурсы как можно дешевле. Все эти операции подчиняются выручке. Она считается основным стимулом и показателем эффективности деятельности компании. Размер производственных затрат и их структура определяют те или иные требования к схеме приобретения ресурсов. В качестве единственного критерия в этом процессе выступает приоритет наименьших издержек изготовления при высоком качестве выпускаемого товара. Сравнивая рыночные цены производственных факторов с предельными продуктами, которые создаются с их помощью, предприниматель формирует свой выбор.
Кривая спроса
Общие принципы, в соответствии с которыми осуществляется ее формирование, сводятся к следующим положениям:
Предложение труда
В нем существуют свои особенности, которые связаны с:
Общий показатель по заработной плате определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения. Увеличение потребности в труде повышает уровень его оплаты. Это, в свою очередь, приводит к повышению занятости населения. Снижение спроса на рабочие ресурсы приводит к противоположным явлениям. В процессе движения стоимости капитала особое значение имеет наличие свободных средств, их предложение и потребность в них.
Заключение
Как выше было сказано, все владельцы ресурсов получают от них доход. Он выражается в разных формах и имеет первостепенное значение для движения предприятия на рынке, расширения производства. То, что выступает в качестве прибыли для собственника ресурса, является затратами, издержками для потребителя (покупателя) этого фактора.
Тема 3. Доходы организации
Цель:
ознакомить студентов с видами доходов, их классификацией, ролью доходов в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, показать механизм влияния основных факторов на размер выручки и обучить студентов методам планирования выручки от продаж.
Задачи:
Оглавление
3.1. Классификация доходов организации
Итогом хозяйственной деятельности предприятия выступает его доход. Доход — определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности предприятия, его хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствует о степени эффективности деятельности предприятия, общественном признании производимой им продукции, наконец, о месте и роли предприятия на соответствующем рынке.
Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение трех важнейших задач:
Как правило, валовой доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов. Выручка от реализации продукции — это денежные средства, которые поступили на счет предприятия от реализации продукции. Внереализационные доходы — это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и операции с ценными бумагами и т. д.
От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль предприятия.
В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».
Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
Понятие доходов в налоговом законодательстве определяется в ст. 41 «Принципы определения доходов». В НК РФ под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 25 НК РФ. Таким образом, НК РФ понимает под доходами экономическую выгоду. Однако в отличие от ПБУ в НК РФ нет увязки экономических выгод с увеличением капитала организации. Это вполне понятно, т. к. увязывание получения доходов с приростом капитала потребовало бы законодательного объяснения термина «капитал».
При заключении договоров и сделок необходимо обратить внимание на поступления, которые не будут относиться к доходам по правилам бухгалтерского учета, но являются доходами, учитываемыми при исчислении налога на прибыль, в соответствии с НК РФ. При данных поступлениях следует предусмотреть такие способы их получения, которые не приведут к увеличению облагаемой базы по налогу на прибыль.
С целью учета доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие поступления.
К прочим поступлениям относятся: операционные доходы; внереализационные доходы; чрезвычайные доходы.
Рис. 3.1. Классификация доходов на основе ПБУ 9/99
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, доходами от обычных видов деятельности (выручкой) считаются поступления, получение которых связано с перечисленными видами деятельности.
Операционными доходами являются:
Внереализационными доходами являются:
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.
Порядок определения доходов предприятия и их классификация в целях налогообложения прибыли отражены в ст. 248 Налогового кодекса РФ, в соответствии с чем доходы подразделяются на:
Состав доходов от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, внереализационных доходов – согласно ст. 250 НК РФ.
В зависимости от направлений деятельности предприятия доход подразделяют на основной, инвестиционный и финансовый.
Иная классификация доходов отражена на схеме (рис. 2).
Рис. 3.2. Классификация доходов (общая)
* Роялти — одна из форм лицензионного вознаграждения, осуществляемого как периодические процентные отчисления.
К реализационным систематическим доходам относят такие, которые возникают в результате основной деятельности. Это доходы от:
Реализационные несистематические доходы (прочие операционные) — это доходы, полученные от реализации прочего имущества: ценных бумаг, валютных ценностей, дебиторской задолженности, основных средств, нематериальных активов и другого имущества, использование которого в дальнейшей деятельности нецелесообразно.
3.2. Выручка от продаж и факторы, влияющие на ее размер
Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация продукции — завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.
Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, т. к. они находят своих потребителей.
Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых, смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты — покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.
К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, имеют распространение бартерные операции, которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок наносит вред денежному обращению, искажает многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяет уходить от налогообложения.
Своевременное поступление выручки 150 важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия среди всех возможных поступлений средств. Во-вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления кругооборота.
Отождествляя понятия «продажи» и «реализация», следует тем не менее определить, насколько используемое в бухгалтерском учете понятие «продажи» соотносится с термином «реализация», которым оперирует налоговое законодательство.
Определение термина «продажи» инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю-продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.
В налоговом законодательстве определение понятия «реализация» дается в п. 1 ст. 39 НК РФ, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг, а в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности, результатов выполненных работ, оказание услуг — на безвозмездной основе. Приведенное определение позволяет выделить два существенных различия между бухгалтерским понятием «продажи» и налоговым — «реализация».
Во-первых, если под продажами понимается только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности организации, то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров и услуг для целей налогового законодательства достаточно самого факта ее совершения, и при этом не обязательно, чтобы данная сделка была характерной для деятельности организации. Так, например, для того, чтобы сдача в аренду имущества организации отражалась в бухгалтерском учете как продажа, т. е. чтобы сумма арендной платы фиксировалась по кредиту счета 90 «Продажи», необходимо чтобы аренда являлась одним из направлений деятельности организации. В случае если заключение организацией договора аренды представляет собой единичную сделку, не характерную для ее основной деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы будут фиксироваться по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Для целей же налогового законодательства сам факт оказания услуг аренды на возмездной основе (за определенную договором арендную плату) будет квалифицироваться как реализация услуг аренды.
Во-вторых, в бухгалтерском учете продажи — это хозяйственные операции, направленные на получение доходов, т. е. обязательно предполагающие возмездность. Для целей налогообложения возмездность — как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. Как уже отмечалось, согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, в случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут быть также сделки, совершенные на безвозмездной основе.
Факторы, влияющие на размер выручки от реализации продукции
На размер выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются: ассортимент, качество и конкурентоспособность производимой продукции, уровень цен, объем.
Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот. Кроме того, на размер выручки оказывают влияние такие факторы, как: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условий договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен, спрос на продукцию.
Работа по графику содействует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции, пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк — важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки, поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту – непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.
К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:
Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).
Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:
ВР = Он + ГП — Ок, (1)
где Он — остатки готовой продукции на начало периода;
Ок – остатки готовой продукции на конец периода;
ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.
Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей деятельности предприятия. В настоящее время применяются два метода определения момента реализации:
Между этими методами имеется существенная разница.
В первом случае (метод начислений) моментом реализации и, следовательно, образования выручки считается дата отгрузки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы. В условиях неплатежеспособности покупателей у предприятия может оказаться недостаточно собственных оборотных средств на следующий производственный цикл, не будет денежных средств для расчета по налогам с выручки и прибыли. Но при своевременности платежей этот метод обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Метод начислений широко применяется в развитых рыночных странах, где товаропроизводители надежно застрахованы от неплатежей, работают в условиях минимального финансового риска.
В российской практике наибольшее распространение получил второй метод — определение выручки по фактическому поступлению средств на счет предприятия. В настоящее время применяется в основном кассовый метод, т. к. уровень платежеспособности предприятий сейчас низкий. Оплата признается при безналичных расчетах, когда деньги поступили на расчетный счет предприятия; при расчетах наличными деньгами — при поступлении денег в кассу предприятия; а также при зачете взаимных требований. При ритмичной отгрузке может быть плохая оплата и не будет реальных денег.
Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счет предприятия. Предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.
Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции исходя из действующих цен предприятия без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых наценок.
Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции.
При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому ЦБ РФ, на момент поступления средств на валютный счет предприятия.
При осуществлении операций по прямому обмену продукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета.
Для целей обложения некоторыми налогами, в частности НДС, имеет существенное значение, какой метод признания выручки от реализации закреплен в учетной политике: по факту отгрузки или по факту оплаты. Если организация признает для целей налогообложения выручку от реализации по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов сумма дохода корректируется исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг.
3.3. Планирование выручки от продаж, методы планирования
В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия планируют выручку от продаж на предстоящие год, квартал и оперативно.
От того, насколько достоверно будет спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции. Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение.
Годовое и квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации, в условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц налоговой, кредитной и финансовой сфер постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления фактической выручки
Объемы производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Применяют два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.
Метод прямого расчета выручки заключается в том, что по каждому изделию в отдельности по приведенной формуле (2) рассчитывается объем реализации в отпускных ценах и суммируются результаты:
(2)
где — выручка от продаж в планируемом периоде;
Метод предполагает, что весь объем производственной продукции приходится на предварительный оформленный пакет заказов, спрос на который гарантирован. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известен необходимый ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены.
Пример расчета выручки от продаж
Объект общественного питания определил спрос на свою продукцию. Результаты расчета выручки представлены в табл. 3.1.
Расчет выручки за день
Название блюда
Цена, руб.
Потребление, порция (шт.)
Сумма продаж по блюду, руб.