Что относится к этике общения

Основные этические нормы и принципы общения

Этика речевого общения и речевой этикет. Основные этические принципы и нормы общения. Зависимость этических норм от мотивов общения. К чему приводит несоблюдение норм и правил общения?

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.

. важнейшее правило общения с сильными людьми: нельзя прилюдно сомневаться в их непогрешимости.
Дженнифер Иган. Цитадель

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Проблема этики общения

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.

Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

Этические принципы общения

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

Виды этических норм

Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.

Рекомендуемые этические нормы общения: сохранение чувства собственного достоинства, скромность, уважительное отношение к другим и т.д.

Этические нормы также определяются и мотивами общения:

Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.

Несоблюдение этических норм

Когда этика речевого общения не соблюдается (человек грубит, оскорбляет, противопоставляет себя окружающим, навязывает собственное мнение окружающим и т.д.), это приводит к ущербу, как для говорящего, так и для слушателя. Нравственный человек всегда испытывает стыд не только тогда, когда он сам вольно или невольно делает что-то неэтичное, но и когда это делают другие. К тому же несоблюдение норм и правил может приводить к нарушению коммуникации, возникновению барьеров и помех в общении.

Этика в деловом общении

Наряду с общими этическими принципами, в деловом мире существуют и свои, дополнительные правила и нормы общения. Главное отличие делового общения от обычного, повседневного – это наличие большего числа формальностей. Здесь действуют практически те же законы и нормы морали:

Основные этические принципы общения в деловом мире рассматриваются не только применительно ко всякому межличностному взаимодействию, но и разделяются на общение по вертикали (подчиненный-руководитель) и по горизонтали (сотрудник-сотрудник).

Любой организации нужно стремиться к повышению этичности общения: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по этике, обучению и прививанию этических норм у работников. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил. Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви. Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.

Обновлена: 11.02.2020, 23:00 Количество слов: 877 Время на чтение: 4 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 60 898 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 9 комментариев и уже оценили статью 30 раз!

Источник

Этика и этикет общения

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

1.Этика и этикет. Этика – учение о морали, в частности, о правилах и нормах человеческого поведения, об обязанностях людей по отношению друг к другу.

Мораль – система этических ценностей, которые признаются человеком. Это важнейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. Этика, как наука о морали, изучает и этикет.

Этикет – правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе. Нормы этикета являются условными, но необходимыми правилами взаимоотношений.

2.Правила этикета выражают нравственную форму (забота, уваже­ние, защита) и эстетическую форму (красота поведения, изящество).

Каждый элемент делового общения имеет свои правила и нормы.

Особенности манер, позы и мимики вырабатываются индиви­дуально. Человек намечает себе эталон поведения и стремится к достижению этого эталона, контролируя свои поступки. Восполь­зуйтесь приводимыми рекомендациями для выработки професси­онально необходимых качеств.

1. Никогда не повышайте голоса. В предконфликтных ситуациях рекомендуется даже несколько снизить тон голоса. Это ведет к тому, что партнер в общении, переключая внимание на слуховое восприятие, непроиз­вольно снижает напряжение своего голоса. Беседа невольно перейдет на доверительный тон.

2. Будьте вежливы, даже если в силу каких-то причин вы испытыва­ете к своему партнеру чувство неприязни, в таких случаях уместна стро­гая, подчеркнуто вежливая форма общения.

3. Выработайте у себя «позу внимания», имея в виду, что она не должна иметь ничего общего с подобострастием и угодничеством.

4. Не допускайте, чтобы ваше лицо было хмурым, неприветливым. Помните, что безразличное выражение лица (бесстрастное, отстранен­ное) становится преградой в общении.

5. Следите за мимикой и позой: губы слегка сжаты в знак того, что выслушаете и не намерены перебивать, глаза смотрят на собеседника заин­тересованно, но не настороженно: голова может быть слегка развернута ухом в сторону собеседника. Чтобы эта мимика стала привычной и есте­ственной, ее следует отработать перед зеркалом.

Источник

Этика и сфера общения

Выделяют два уровня общения, распространяемые на речевую коммуникацию в целом: событийный (информационный) и деловой (конвенциональный).

Событийный уровень свойственен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и т.д. Основные закономерности:

· Всегда есть предмет общения

· Осуществление тактики принятия партнера

· Реализация ситуации партнерства в общении

Деловой уровень характеризуется прежде всего четкой ролевой дифференциацией. Основные закономерности:

· Не всегда есть предмет общения

· Осуществление тактики принятия партнера

· Ситуация партнерства реализуется лишь в соответствии с ролью

· Самопрезентация согласно своей роли.

Общение предполагает наличие важного компонента, который проявляет себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой − обращение. И в то же время норма употребления и сама форма слагаемого окончательно не установлены, вызывают разногласие, являются больным местом русского речевого этикета.

Монархический строй в России до XX века сохранял разделение людей на сословия. Для сословно организованного общества характерна была иерархия в правах и обязанностях, сословное неравенство и привилегии. Выделялись сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения господин, госпожа по отношению к людям привилегированных социальных групп; сударь, сударыня − для среднего сословия или барин, барыня для тех и других, и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.

В языках других цивилизованных стран в отличие от русского существовали обращения, которые использовались как по отношению к человеку, занимающему высокое положение в обществе, так и к рядовому гражданину: мистер, миссис, мисс (Англия, США), сеньор, сеньора, сеньорита (Испания), синьор, синьора, синьорина (Италия), пан, пани (Польша, Чехия, Словакия), герр, фрау, фройляйн (Германия), месье, мадам, мадемуазель (Франция). После Октябрьской революции особым декретом упраздняются все старые чины и звания, провозглашается всеобщее равенство. Обращения господин − госпожа, барин − барыня, сударьсударыня, милостивый государь (государыня) постепенно исчезают. Только дипломатический язык сохраняет формулы международной вежливости. Так, к главам монархических государств обращаются: Ваше величество, ваше превосходительство; иностранных дипломатов продолжают называть господингоспожа. Вместо всех существовавших в России обращений, начиная с 1917−1918 гг., получают распространение обращения гражданин и товарищ.

Сейчас лучше всего употреблять нейтральное вежливое обращение «уважаемый», сочетая его или с именем-отчеством, или со словом «господин». Однако нужно помнить, что в армии осталось официальное обращение «товарищ».

При одновременном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят: «Дамы и господа!» Это неудачная калька с английского языка: «Ladies and Gentlemen». По-русски слово «господа» в равной степени соотносится с формами единственного числа «господин» и «госпожа», то есть «госпожа» входит в число «господ».

Что касается обращения «милостивые государи», то в царской России «государем» называли не только царя. Это слово употребляли вместо слов «господин», «барин». У военных система обращений соответствовала системе воинских званий. Полным генералам положено было говорить «ваше высокопревосходительство», генерал-лейтенантам и генерал-майорам – ваше превосходительство.

Начальников и старших из штаб- и обер-офицеров – офицеры, подпрапорщиков и кандидатов на классную должность называли чину, прибавляя слово «господин».

Проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый гражданин России научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации. Только тогда никто из россиян не будет чувствовать неловкость и смущение, если его назовут или он кого-то назовет господин, госпожа.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие офиса, магазина; презентация; заключение договора, контракта и т.д.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров или участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота, рыбалка, выезд на природу, следует приглашение на дачу, в ресторан, сауну. В соответствии с обстановкой меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер. Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая «распущенность».

Шесть основных принципов делового этикета, которые сформулировала Д. Ягер, подкрепив их цитатами из высказываний руководителей крупных американских фирм.

1. Делайте все вовремя. «Будьте внимательны к окружающим и помните об обычных правилах вежливости, то есть делайте все в срок, будьте пунктуальны, назначенные встречи вносите в свой рабочий календарь. Именно такие мелочи больше всего и помогают».

2. Не болтайте лишнего. «Надо очень внимательно следить за тем, что вы говорите, и четко представлять, какие последствия может иметь утечка информации для тех, кто с ней работает». Смысл – вы обязаны хранить секреты корпорации, учреждения или конкретной сделки так же бережно, как и тайны личного характера.

3. Будьте доброжелательны, любезны и приветливы. «Культура любой организации складывается из взглядов и поступков ее сотрудников. В конечном счете недобрые замыслы и поступки никогда не приведут к добрым результатам и делам. Так что, как бы на вашу фирму и на вас ни наседали, старайтесь остаться вежливым, приветливым и оптимистичным».

4. Думайте о других, а не только себе. «Если в вас нет достаточно сочувствия к вашим клиентам, нет понимания их нужд и проблем, — это ваша огромная ошибка». Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов и покупателей, но распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных.

5. Одевайтесь как положено. «Первое впечатление складывается при первой встрече. Так что произвести его надо сразу же. Приглядывайтесь к людям, прислушивайтесь, выбирайте образцы для подражания». Принцип – прежде всего вы должны вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня.

6. Говорите и пишите хорошим языком. «Тот, кто умет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую».

К этикетным формам общения относятся речевые формулы извинения, просьбы, благодарности, согласия/несогласия, приветствия, прощания и др. Цель их использования состоит в том, чтобы партнер по общению мог правильно идентифицировать выражение через речь тех или иных чувств говорящего. Соблюдение этики в данном случае происходит в виде адекватной речевой и/или чувственной ответной реакции. На уровне этикетных форм общения осуществляется и ритуальное общение, под которым понимается выработанный обычаем или установленный порядок совершения общения.

Немало конкретных ситуаций общения чисто этикетного характера не являются ритуальными, а возникают спонтанно. Поэтому вводиться понятие этикетного общения, под которым следует понимать взаимную самопрезентацию партнеров в рамках этикетных слов и выражений.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы сервиса, т.е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Но наиболее важно: неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

Для бытового и делового общения важно соблюдение требования этики к речи в целом. В бытовой сфере эти требования не так жестко регламентируются, как в деловой. В бытовом общении человек реализует себя как личность и более свободен в выражении чувств, предпочтений и т.д. В деловом общении главное – профессионально «сыграть» свою роль, незнание или непонимание требований этикета отрицательно скажется на продвижении по службе. Особенно это касается специалистов сервиса, так как даже незначительная речевая оплошность (невежливость, нетактичность, резкость) порой может привести к потере клиента.

Ллойд К. Финч в книге «Телефонный разговор с клиентом. Как добиться успеха» пишет, что иногда служащие, непреднамеренно нарушая этику общения с клиентами, вызывают у них неприятные чувства. Он приводит несколько обычных фраз такого типа и комментарии к ним.

1.«К сожалению, госпожа Джонс еще обедает». Ключевое слово этой фразы – «еще», оно предполагает длинный перерыв на обед.

2.«Я не знаю, где он. Может быть, Вы оставите свой телефон, и я передам, чтобы он позвонил вам». Произнесено слишком много слов. Если звонят вашему сотруднику и вы не знаете, где он, необязательно сообщать об этом клиенту. Простое: «Он сейчас не может подойти. Попросить его перезвонить вам?» — будет вполне достаточным.

3.«Она, наверное, пьёт кофе. Я скажу ей, чтобы она перезвонила Вам». Такие подробности не следует сообщать посторонним.

4.«У нее большие проблемы с клиентом, может ей что-нибудь передать?». Этой фразой вы сообщаете звонящему, что в вашей фирме бывают «большие проблемы с клиентами». Зачем об этом рассказывать? Скажите: «Она не может подойти сейчас. Что ей передать?».

5.«Он пошел к врачу». Не обсуждайте личные дела ваших коллег с клиентами. Лучше сказать: «Его не будет до 3 часов. Могу я помочь Вам?»

6.«Она рано ушла домой». Подобный ответ должен разозлить клиента. Ему нужна помощь, а человек, который мог ее оказать, ушел домой. Эта информация касается личных дел вашей коллеги, не рассказывайте о них.

7.«К сожалению, господин Смит еще не пришел». Слово «еще» предполагает, что г. Смит опаздывает. Лучше сказать: «К сожалению, г. Смит не может сейчас подойти к телефону. Могу ли я помочь Вам?».

8.«Монтер, вероятно, будет у Вас в пятницу». В вашем высказывании должна звучать уверенность. Иначе у клиентов могут возникнуть сомнения насчет качества обслуживания в вашей фирме, «вероятно» – исключить.

9.«Наверное, Ваш счет уже исправили». Благодаря слову «наверное» это высказывание звучит не слишком уверенно. Избегайте его.

10.«Пройдет целая вечность, прежде чем в нашем отделе обслуживания снимут трубку». Не следует посвящать посторонних в ваши внутренние проблемы.

Требования этики к деловому общению:

· старайтесь избегать жаргонных словечек и оскорбительных выражений

· умейте слушать других и показывать, что вам это интересно

· говорите правильно и соблюдайте правила грамматики в устной и письменной речи

· правильно произносите имена собственные

· все служебные тайны храните при себе

· будьте осторожны с той или иной информацией, которую могут услышать сослуживцы или посетители во время встречи или телефонных переговоров, особенно если беседа носит личный характер

В бытовом общении эти правила также окажутся полезными, за исключением положений, имеющих чисто деловой характер.

Дата добавления: 2016-12-26 ; просмотров: 725 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Основные этические нормы и принципы общения

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.

… важнейшее правило общения с сильными людьми: нельзя прилюдно сомневаться в их непогрешимости. Дженнифер Иган. Цитадель

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Этика

Этические принципы общения можно определить культурой речи. По предписаниям данного понятия выдвигаются нравственные нормы, правилами оцениваются поведенческие манеры в конкретных ситуациях и различные формулы учтивости и вежливости. Человек, соблюдающий основные принципы общения, но нарушающий его этические нормы, зачастую обманчив и лицемерен. Высокоморальное поведение личности, которая не пользуется в своей жизни базовыми правилами приличия, никогда не вызовет доверия у окружающих.

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Можно сделать вывод, что такие понятия, как этика общения и соблюдение хорошего тона, стоит изучать в совокупности. Самые распространенные принципы этикета и нормы морали зачастую идут бок о бок с конкретными алгоритмами ведения диалога: приветствием и прощанием, просьбой и благодарностью и т.д. В отличие от речевого этикета, используемого повсеместно (поздравление, благодарность, приветствие, сочувствие), о принципах и нормах приличия мы вспоминаем гораздо реже.

Проблема

Этика оговаривает правила поведения, соответствующие нравственности, а этикет — лишь внешние проявления, формы поведения в той или иной ситуации. Отсюда вытекает главная проблема этики общения — когда человек, действующий по этикету, не соблюдает этических норм.

В таком случае его можно рассматривать как лжеца и лицемера, поскольку его слова не соответствуют внутренним установкам.

Точно так же странно выглядит человек, который демонстрирует высокоморальное поведение, не соблюдая элементарных правил этикета.

Поэтому понятия этики общения и этикета не должны рассматриваться разрозненно. Соблюдая правила этикета, следует всегда помнить о нравственности действий, а совершая высокоморальные поступки, необходимо не забывать и об этикете.

Принципы этики в общении

Существует так называемое золотое правило, знакомое каждому с детства: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Оно применимо к абсолютно любым жизненным ситуациям. Можно сказать, что на этом правиле основаны многие этические принципы общения: альтруистические, нормы добродетели, требовательность к себе и окружающим, закон равенства и справедливости и т.д.

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Благодаря принципам открытого и искреннего общения возникает высокая степень доверия, без которой контакт не представляется возможным. Доверительные близкие отношения не построятся без честности, правдивости, доброты и уважения к окружающим людям. Сюда же можно включить заботу, вежливость, воспитанность и т.д. Принципы правильного общения неразрывно связаны и с качеством самой речи. В ней должна присутствовать логика, целесообразность, грамотность, а также лаконичность и содержательность одновременно. Что же касается краткости, то тут все зависит от личных желаний и предпочтений. Кому-то слишком растянутые дифирамбы покажутся скучными, а кто-то не поймет мысль, которую старались донести в более сжатой форме.

Виды этических норм

Основные принципы общения делятся на обязательные и рекомендуемые. К первым можно отнести знаменитое медицинское понятие — «не навреди». Для того чтобы общение было обоюдно приятным и результативным, не следует переходить на оскорбления при различии точек зрения, унижать оппонента. Нужно исключить из межличностных связей такую тактику поведения, как резкость и грубость. Чтобы нормально контактировать с людьми, полезно сохранять чувство собственного достоинства, скромность и уважение по отношению к другим. Связь между этическими нормами и мотивами общения довольно очевидна:

Все эти мотивы неразрывно связаны с высокими внутренними моральными нормами. Стоит отметить, что поступки, облаченные в этичную форму, но обусловленные низкими мотивами (обмануть, осудить и т.д.) этичными не являются.

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Социальные, психологические и речевые нормы общения презентация к уроку по теме

В ыделяют несколько структурно-языковых типов норм: Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем. Нормы ударения управляют выбором вариантов размещения и движения каждого ударного слога среди неударных. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения, особенно людям, которые учат русский язык как иностранный. Нормы морфологические регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими. Нормы синтаксические обусловливают правильность построения предложений – простых и сложных. Нормы лексические регулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении. Нормы стилистические регулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны «вкус» и «талант», чтобы уметь их применить.

2.Социальные нормы общения Человеческое общение в любой стране обязательно проходит в условиях социального контроля, поэтому подчиняется определенным нормам и правилам, установленным в данном обществе. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы.

Этикет как ядро культуры общения, образец коммуникативного поведения Современный речевой этикет стал более простым и демократичным, так как деление на классы стало менее очевидным, но нормы общения от этого менее определенными не стали. Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы. В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Для культуры каждой страны речевой этикет индивидуален.

3.Психологические нормы общения Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации – обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют « языком жестов », но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что в процессе взаимодействия людей только 20-40% информации передается с помощью речи, т.е. общение во многом осуществляется за счет жеста, мимики, движений, поз и т.д., которые сопровождают речь человека и делают ее более выразительной. Невербальные коммуникации очень значительны, поэтому этикет общения основывается в первую очередь на них.

Этические нормы и чем чревато их несоблюдение

Когда этические принципы речевого общения отсутствуют или соблюдаются отчасти, это может проявиться в человеческой грубости, оскорблении, противопоставлении себя окружающим людям. Выражаются неприличные поведенческие манеры в осуждении неприемлемых для какого-либо индивида поступков, повсеместном навязывании собственного мнения. Это может привести к недопониманию и ущербу со стороны двух участвующих сторон. Примечательно то, что высоконравственный человек, движимый этическими мотивами, испытывает неудобство, не только когда сам по неволе делает что-то не так, но и когда видит негативные проявления вокруг себя. Несоблюдение основных норм поведения в общении может привести к недопониманию, конфликтам и даже разрыву взаимоотношений между участниками общения.

Деловое общение и этика

Наряду с общими принципами общения можно выделить этические нормы, относящиеся исключительно к деловому миру. Основная черта контактов в деловой среде — наличие множества формальностей. Что же касается норм морали, то они одинаковы для всех сфер общения.

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Любой организации нужно стремиться к повышению поведенческих устоев: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по обучению и прививанию хорошего тона работникам. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

Несмотря на значимость культурного поведения, нет абсолютного критерия и человека, исполняющего роль высшего судьи и проповедника истины в последней инстанции. Если вы хотите жить в высокоморальном обществе, начните с себя: хвалите других, а претензии предъявляйте к себе. Не зацикливайтесь на неудачах сотрудников, а из своих промахов извлекайте урок.

Следите за своим поведением, и тогда вы увидите, как мир поменяется в лучшую сторону. Основные нормы и принципы общения в сфере деловых взаимоотношений охватывают не только межличностные связи, но и вертикаль офисных контактов, например, «подчиненный-руководитель». А также горизонталь — отношения двух сотрудников с одинаковой должностью.

Основы этических норм и правил необходимы в любых сферах жизни, будь то общение с друзьями, коллегами, родными. Эти простые правила взаимодействия помогают выстроить гармоничные отношения с людьми, всегда можно будет рассчитывать на поддержку извне, поскольку с воспитанным и тактичным человеком окружающие хотят иметь дело.

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Чтобы воспитать в обществе черты духовности и сохранить нравственное наследие, следует прежде всего обратить внимание на себя. Если каждый человек внесет свой небольшой вклад в этическое развитие мира, то он непременно изменится к лучшему.

Подробнее о деловом общении

Существует несколько принципов и правил общения в деловой среде, соблюдение которых сделает ваше взаимодействие с коллегами и партнерами более успешным:

Володина С.Э., Ульянина Е.Ю.

ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет

им. Н.И.Вавилова», г. Саратов, Россия

Культура общения и особенности межличностных отношений

Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения – это результат воспитания в самом широком смысле слова. Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знание различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения.

Внимание к характеру человеческих взаимоотношений свидетельствует о подлинно гуманистической природе общества. Весь этикет, все правила общения должны быть пронизаны глубоким гуманистическим содержанием.

Гуманизм – это идеологическая основа всех частных рекомендаций по организации и построению межличностных взаимоотношений. Главный его лозунг: человек человеку – друг. В эмоциональных конфликтах людей особенно важна способность к предвидению того, как отзовется на твое отношение собеседник.

Вежливость воспринимается как настоящий талант общения. Культура общения помимо таких черт характера, как уважение к людям, доброжелательность и терпимость предполагает развитие вежливости и тактичности. Вежливость – это черта характера, основное содержание которой составляют соблюдение определенных правил поведения в различных ситуациях человеческого общения. Тактичность предполагает не только знание соблюдение приличий, но и чувство меры в отношениях между людьми.

Мера необходима и в проявлении интереса к другому. Например, не рекомендуется в беседах задавать партнеру вопросы, касающиеся его интимной жизни, или неумеренным вниманием подчеркивать особенности другого человека: необычный рост, дефект телосложения, броскость туалета.

Существенная сторона культурного общения – это умение непредвзято вступать в общение с другими людьми, не навязывая своих вкусов и привычек. Большое значение в культуре общения имеет наличие такого качества, как деликатность, которое достаточно глубже, чем воспитанность.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения. Это способность человека изменять свои первые впечатления о партнере при знакомстве с ним. Первое впечатление складывается на основе внешности партнера. Соответственно, внешность – физический облик, манера поведения, одежда и специфические обороты речи—существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему.

. Всегда надо помнить, что правила ведения беседы это тоже культура общения. Люди не всегда задумываются над тем, насколько совершенна их словесная форма общения. Не все обладают даром умения вести беседу, но никто не должен быть безразличен к тому, как следует обращаться со словом.

В настоящее время люди часто не придают должного значения коммуникативной стороне общения.

Слово, произнесенное вслух, во все времена было главным средством общения и воздействия на людей. Именно через речь коллеги по работе узнают нас, судят об уровне нашей профессиональной компетентности, интеллекта и культуры. Несомненно, что культура деловой беседы является показателем культурного уровня личности, ее способности к общению. При этом речевые недостатки могут создать неправильное представление о профессиональных качествах человека.

Жизнь современного поколения несет на себе печать нового быта, новых условий общения. Обилие случайных контактов приучает человека не обращать особого внимания на проходящих мимо него людей. Но не таятся ли в этом столь естественном психологическом барьере, который мы воздвигаем вокруг себя, опасность равнодушия, отгораживающего нас от чужого страдания.

Из массовой печати, из различных медицинских рекомендаций мы получаем много полезных советов, как обрести покой в сложных условиях городской жизни. Нам советуют не волноваться из-за пустяковых конфликтов на улице, в транспорте; заниматься аутотренингом, глубоко дышать, прежде чем отреагировать на оскорбление и т.д. Безусловно, эти рекомендации разумны и полезны для здоровья того, кто им следует. Но вряд ли нужно умалять значение воспитание активной гражданской заинтересованности в ближнем, которая должна проявляться и в повседневной практике общения.

Для общающихся важно не только не заметить оплошность человека, который вас обслуживает, но и не забыть его поблагодарить за старание, радушие и быстроту. Воспитание умения быть благодарным, способность находить деликатные и уместные формы его выражения ведут к умножению ценности общения, делая его более полноценным.

Все большее использование технических средств, лаконизм отношений, свойственные нашему времени, а также нехватка времени — все это дает основание для тревоги об утрате «роскоши человеческого общения». Человек проходит личные стадии включения в многообразные системы общественных связей. В общении с близкими, в учении и в труде он постепенно усваивает принятые там нормы и правила поведения.

Большой след оставляют в жизни человека эталоны и принципы общения, усвоенные в детстве и юности, ставшие привычными, приобретшие характер « второй натуры». Практический опыт показывает, что непосредственное общение людей, личные контакты в различных сферах жизни являются очень важной стороной социального бытия. Отношение людей к действительности, настроение, самочувствие, работоспособность в большой степени зависят от того, как ведут себя окружающие, какая система общения с ними является для нас привычной.

Основные качества делового человека

Также можно выделить основные принципы эффективного общения, которыми должен обладать каждый деловой человек. К ним относятся:

К психологическим свойствам, важным для делового общения, можно отнести следующее:

Для выживания в деловом мире необходимы также следующие социальные умения:

Основные правила речевого этикета

Речевой этикет предписывает личности определенные нормы общения, которые бывают обязательными и носящими характер рекомендаций.

К обязательным относятся следующие правила речи:

Рекомендации речевого этикета предписывают:

Так как полностью структуризировать такое большое понятие не удастся – его принципами пользуется слишком много культур и социальных групп, есть только основные правила, приемлемые для большинства современных сообществ:

Главные принципы – спокойствие, исключение конфликтных ситуаций и доброжелательная (нейтральная) атмосфера. При деловой беседе или любой другой формальной встрече ярко выражать свои эмоции и отношение к окружающим строго не рекомендуется.

Для чего нужна деловая этика?

Если говорить о деловой этике и об этике в целом, нельзя не обратить внимание и не раскрыть тему культуры речи.

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Знание психологии и правил коммуникабельности играет существенную роль при построении деловых отношений, а также при взаимодействии коллег и партнеров по работе. Если вы имеете понятие о том, как вести себя в данной среде, то, скорее всего, избежите многих ошибок, которые свойственны предпринимателям. Для того чтобы ваше дело было успешным, необходимо хорошо изучить характеристику личных качеств, которые необходимы для управленческой деятельности. Закономерности поведения людей, возможности для развития предпринимательского потенциала, психологию рабочих отношений, а также технологию выживания делового человека в конкурентной среде.

Предметом изучения этики являются мотивы поступков, характера и действий человека. В деловой сфере — это отношения партнеров, а также причины успеха или его отсутствия в личной деятельности.

Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения Что относится к этике общения. Смотреть фото Что относится к этике общения. Смотреть картинку Что относится к этике общения. Картинка про Что относится к этике общения. Фото Что относится к этике общения

Паритетность

На первый взгляд может показаться, что в обычной жизни тщательное соблюдение норм приличия не столь важно, что с этикой и принципами общения, в частности, сталкиваются лишь деятельные люди. Но рано или поздно приходит понимание того, что успешный разговор и удовольствие от него невозможно без соблюдения азов этики. Ключевой момент при общении — соблюдение паритетности, то есть принятие интересов партнера, признание вашего равенства друг перед другом и поддержание непринужденной и легкой атмосферы. Как ни странно, правило паритетности каждый человек осознает не сразу — к кому-то осознание необходимости этого принципа приходит еще в детстве и закладывается родителями, а кому-то приходится доходить до всего своим умом. Морально-этические принципы, которые соблюдает личность — лакмусовая бумага ее уникальных качеств и уровня развития. Они являются основой для манеры речи, отношения к оппонентам и собеседникам и ключевых потребностей, которые присущи тому или иному человеку.

Культурное общение — какое оно?

Культура общения благодаря установленной системе принципов, норм и правил, технике их выполнения помогает решить главную задачу общения, как такового — достичь взаимопонимания контактирующих людей.

Культурное общение подразумевает соблюдение норм межличностного общения в той или иной ячейке общества, включающих множество факторов — нравственные, культурные, психологические.

При этом наиболее сильно культурное общение связано с нравственностью. Культурное общение отличают следующие характерные для него черты:

Чем выше нравственность каждого из участников коммуникации, тем выше в целом уровень общения, тем оно эффективнее и полезнее для каждой контактирующей личности в отдельности.

Компоненты нравственного здоровья и принципы педагогического общения

В формировании вышеуказанных принципов основную роль играют так называемые компоненты нравственного здоровья, а именно убеждения морали, черты, привычки, способности и действия. Если человек по каким-либо причинам имеет высокий культурный уровень, то с большей вероятностью он будет бороться со своими отрицательными склонностями, что непременно скажется на качестве его контактов с другими людьми. Гуманность — главный мотив, присущий человеку, соблюдающему этические нормы. Такой субъект сопереживает, сочувствует, проявляет доброту, милосердие и порядочность. Человек, который взаимодействует с гуманной личностью, чувствует свою значимость и важность для собеседника.

К основным правилам и принципам общения можно отнести:

Если вы станете регулярно использовать эти простые нормы и принципы общения с детьми и взрослыми, то вскоре заметите, как повысился ваш уровень межличностного взаимодействия. Также вы научитесь лучше понимать людей и проигрывать в голове сценарии возможного развития событий.

Этика: понятие

Слово «этика» происходит от греческого «ethikos» — касающееся нравственности, выражающее нравственные убеждения.

Этика общения — это совокупность, свод норм и правил общения в определенных ситуациях, обязанностях людей по отношению друг к другу в тех или иных ситуациях.

Другими словами — это учение о верном проявлении своих нравственных убеждений по отношению к другим людям.

Этикет общения включает в себя множество форм непосредственного человеческого поведения. Это приветствие, правильное обращение к людям пожилого возраста, к коллегам при профессиональном взаимодействии, поздравления и т. п.

Благодаря знанию этики общения человек может не только правильно выразить свои убеждения, обозначить свою позицию партнеру так, чтобы это не привело к конфликтной ситуации, но и сможет быстрее и лучше понять другого человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *