Что относится к естественным факторам внешней среды как средство физического воспитания
Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры
Природные факторы (естественные силы природы). К природным факторам относят: солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, движение и ионизация воздуха, изменение атмосферного давления др. Эти явления вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
Природные факторы составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых, можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохимические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, работоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике выполнения физических упражнений и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на занимающихся при выполнении им физических упражнений.
Использование природных факторов в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:
1. Природные факторы как сопутствующие факторы, создающие при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека.
2. Природные факторы как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию природных факторов является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении рациональной дозы следует учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач. Это позволит:
– во-первых, реализовать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобретенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности;
– во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности;
– в-третьих, повысить сопротивляемость организма к действию перегрузок, вибрации, укачивания и пр.;
– в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.
Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности отечественной системы физической культуры. Их задача — сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходимых гигиенических норм. Будучи дополнительными средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях. Вот почему в школьной и вузовской программах по физической культуре имеется теоретический материал, определяющий объем гигиенических знаний школьников и студентов.
Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:
1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями.
2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение и раскройте понятия «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».
2. Почему физические упражнения являются основным средством физической культуры?
3. Перечислите факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений.
4. Чем характеризуется содержание и форма физических упражнений?
5. Приведите примеры классификации физических упражнений.
6. Что понимается под техникой физических упражнений?
7. В чем заключаются педагогические критерии эффективности техники
8. Что понимается под пространственными, временными, пространственно-временными, силовыми и ритмическими характеристиками техники физических упражнений?
9. При каких условиях природные и гигиенические факторы становятся средством физического воспитания?
10. Что понимается под физической нагрузкой?
11. Какие стороны имеет нагрузка? Охарактеризуйте каждую.
12. Дайте характеристику взаимосвязи внешней и внутренней сторон нагрузки.
13. Какие существуют разновидности отдыха в зависимости от его продолжительности.
14. Перечислите разновидности отдыха в зависимости от его характера.
15. Какое значение имеет фаза суперкомпенсации в построении тренировочного процесса?
2. К какой разновидности физической культуры относится физкульт-минутка?
а) гигиенической;
б) производственной ;
в) базово-пролонгирующей;
г) лечебной.
5. Какому физическому качеству нужно уделять наибольшее внимание для повышения общего уровня здоровья?
а) выносливости ;
б) быстроте;
в) ловкости;
г) гибкости.
6. Какие упражнения используются для увеличения гибкости?
а) с внешним отягощением;
б) махи с максимальной амплитудой;
в) движения с максимальной частотой;
г) всё перечисленное.
7. В каком виде спорта ограничено время владения мячом?
а) в футболе;
б) в волейболе;
в) в баскетболе;
г) всё перечисленное.
8. Какие выделяют виды выносливости?
а) основную и дополнительную;
б) общую и специальную;
в) главную и побочную;
г) специфическую и неспецифическую.
10.Что является специфическим содержанием спорта?
а) выступление на соревнованиях;
б) занятия в фитнес-клубе;
в) выполнение физических упражнений;
г) повышение уровня физического развития.
11.Какой из методов физического воспитания предусматривает непрерывное выполнение физического упражнения?
а) повторный;
б) равномерный ;
в) интервальный;
г) круговой.
12.Как называется изгиб позвоночника вперёд в поясничном отделе?
а) лордоз ;
б) кифоз;
в) хондроз;
г) остеопороз.
13.Что относится к естественным факторам внешней среды, как к средствам физического воспитания?
а) солнечная радиация и воздушная среда;
б) воздушная и водная среда;
в) водная среда и солнечная радиация;
г) солнечная радиация, воздушная и водная среда.
14.Кто в настоящее время является президентом олимпийского комитета РФ?
а) П.А. Колобков;
б) О.В. Матыцин;
в) С.А. Поздняков;
г) А.Д. Жуков.
Естественные факторы природы в системе физического воспитания
Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается при сочетании их с использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).
Одним из основных средств укрепления здоровья является Закаливание, т. е. система мероприятий, дающих возможность организму быстро и адекватно приспособиться к воздействиям окружающей среды. Правильно используя естественные факторы природы, удается повысить сопротивляемость вредным воздействиям, патогенным микроорганизмам, а также достигнуть благоприятных сдвигов в функциональном состоянии организма: улучшаются основной обмен, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствуется процесс терморегуляции, повышается мышечный тонус.
Научные исследования по изучению влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформулировать принципы организации закаливания:
1) постепенность закаливания, т. е. постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора:
2) систематичность закаливания. Длительный перерыв в закаливании ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов;
3) разнообразие средств закаливаниия. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания повышает сопротивляемость организма только данному раздражителю.
Целесообразно проводить закаливание во время занятий физическими упражнениями и спортом. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытом водоеме, туристические походы, лыжные и пешие прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, содействуют увеличению закаливающего эффекта.
Проведение всех закаливающих процедур требует постоянного контроля со стороны медицинских работников. Это контроль за условиями, в которых проводится закаливание, их рациональным использованием и влиянием на организм.
Закаливание воздухом — самое распространенное и всем доступное средство закаливания. Воздух воздействует на организм человека в течение всей его жизни. Необходимо, чтобы это постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильные рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.
При проведении воздушных ванн необходимо учитывать состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать резкого охлаждения, а тем более переохлаждения. Поэтому во время приема воздушных ванн рекомендуется проводить подвижные игры, а с целью усиления их положительного влияния на организм целесообразны после них водные процедуры (купание в водоеме, душ, обливание или обтирание).
Физиологическое действие водных процедур и результат их влияния на организм подобны действию воздушных ванн. В порядке нарастания силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом или закрытом водоеме. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и удлинением времени ее воздействия. Выбор водных процедур определяется врачом с учетом возраста детей и данных об их здоровье. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры (34—36° С) продолжительностью от 2 до 15 мин. Для здоровых детей температуру воды каждые 2 дня снижают на 1—2 ° С, доводя до 18—20° С в зависимости от возраста.
Полезно купание в открытых и закрытых водоемах, особенно в море, так как оно сопровождается физической нагрузкой и вызывает положительные эмоции. Купаться следует 1 раз в сутки. Рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22° С и при температуре воздуха не ниже 24° С, в тихую погоду.
Солнечные ванны оказывают на организм наиболее сильное физиологическое действие по сравнению с другими природными факторами закаливания. Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействие всех органов и тканей.
Закаливание детей солнечными лучами целесообразно сочетать с воздушными ваннами и водными процедурами.
Методы и средства закаливания должны подбираться (при обязательной консультации медицинского работника) индивидуально в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков.
При осуществлении текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями обязательному контролю подлежит организация закаливающих мероприятий в них, особенно в учреждениях интернатного типа и с высокими показателями заболеваемости детей и подростков. При этом обращают внимание на следующее:
комплекс закаливающих (специальных и ежедневных) процедур;
организацию специальных закаливающих процедур (место в режиме дня; время, затраченное на проведение процедуры всеми детьми; методика проведения; реакция детей на воздействующий раздражитель; участие медицинского персонала и воспитателей) ;
осуществление врачебного контроля за организацией и проведением закаливающих мероприятий (предварительный осмотр детей, назначение закаливающих процедур, регистрация рекомендаций и проведенной процедуры);
анализ заболеваемости в зависимости от комплекса воздействующих факторов, определение эффективности проводимых мероприятий и др.
По результатам проверки даются общее заключение об организации и проведении закаливающих мероприятий среди детей и подростков в организованных коллективах, а также конкретные рекомендации по оптимизации этой оздоровительной работы.
Средства физического воспитания. Основными специфическими средствами являются физические упражнения, вспомогательными – естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.
Основными специфическими средствами являются физические упражнения, вспомогательными – естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.
Физические упражнения – это такие двигательные действия или их совокупности, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием – совокупностью физиологических, психических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения, которые обуславливают оздоровительное значение, образовательную роль и влияние на личность.
Особенности содержания того или иного упражнения определяются его формой, т.е. внешней, видимой структурой. Причем, несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения, а изменение содержания меняет и форму упражнения. Следовательно, содержание играет ведущую роль по отношению к форме.
Чтобы верно разобраться в выборе физических упражнений, существует ряд их классификаций, в которых они представлены как некоторая упорядоченная совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.
Из целого ряда классификаций мы рассмотрим две, на наш взгляд наиболее используемые и практически оправданные:
1. Классификация физических упражнений, по преимущественному предъявлению к физическим способностям:
· 1-я группа: скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринт, метания, прыжки, поднимание тяжестей и др.).
· 2-я группа: циклические упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и др.).
· 3-я группа: упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание и др.).
· 4-я группа: упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности (Спортивные единоборства, бокс, спортивные игры и др.).
2. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации:
· 1-я группа: соревновательные упражнения, которые являются средствами ведения спортивной борьбы и выполняются в соответствии с правилами состязаний по конкретному виду спорта.
· 2-я группа: специально-подготовительные упражнения, которые включают движения и действия сходные с соревновательными упражнениями по форме (имитационные, подводящие) или характеру проявляемых способностей (развивающие).
· 3-я группа: общеподготовительные упражнения, в качестве которых можно использовать самые разнообразные упражнения.
Вспомогательными средствами физической подготовки, которым всегда предавалось большое значение, являются естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.
К числу естественных факторов внешней среды относятся солнечная радиация, воздушная и водная среда. Их положительное влияние на физическое развитие, здоровье, работоспособность человека используется в физическом воспитании по двум направлениям:
· как сопутствующие факторы, которые создают наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания и дополняют эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся, замедляют процессы утомления;
· как относительно самостоятельные средства оздоровительно-восстановительного и закаливающего характера (солнечные, воздушные и водные процедуры).
Обладая оптимальным воздействием, они становятся формой активного отдыха, что способствует восстановлению.
Главным требованием к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное их применение в сочетании с физическими упражнениями.
Среди гигиенических факторов, содействующих реализации задач физического воспитания различают две группы:
1. Факторы, имеющие отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций: гигиенические требования к режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. п.
2. Факторы, связанные с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями: гигиенические требования к проведению занятий и условиям восстановления, оборудованию, инвентарю, форме одежды и т. п.
В совокупности эти факторы значительно влияют на эффективность физического воспитания, а в определенных случаях являются и средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специальное питание, витаминизация, ультрафиолетовое облучение, сауна, массаж и т. д.).
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по физической культуре 2020-2021 ответы и задания
ВОШ Школьный этап ответы и задания для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов олимпиады по физической культуре школьный этап 2020-2021 всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Олимпиада проходит во всех школах города Москвы с 28 по 30 сентября 2020 г.
• Посмотреть ВОШ на другие регионы и предметы: Смотреть
• Ссылка для скачивания задания + ответы 5-6 класс: Скачать
• Ссылка для скачивания задания + ответы 7-8 класс: Скачать
• Ссылка для скачивания задания + ответы 9-11 класс: Скачать
Некоторые интересные задания 5-6 класс
1. Что обозначало слово «олимпиада» в Древней Греции?
а) один месяц;
б) один год;
в) четырёхлетний цикл;
г) десятилетний цикл.
2. Что представлял из себя панкратион, один из видов состязаний на Олимпийских играх в Древней Греции?
а) рукопашный бой, сочетающий борьбу с ударной техникой;
б) гонки на колесницах;
в) пятиборье, включающее бег, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу;
г) соревнование трубачей и герольдов.
4. Что из нижеперечисленного относится к спортивному оборудованию?
а) баскетбольный мяч;
б) скакалка;
в) гимнастическое бревно;
г) гантели.
5. Как называется исходное положение в упражнении «подтягивание на высокой перекладине»?
а) вис;
б) основная стойка;
в) упор лёжа;
г) упор стоя.
7. Каких рекомендаций следует придерживаться во время занятий физическими упражнениями?
а) чем больше дистанция, тем выше скорость передвижения;
б) чем меньше дистанция, тем ниже скорость передвижения;
в) чем меньше дистанция, тем выше скорость передвижения;
г) данные параметры не соотносятся.
8. При каком способе плавания происходят попеременные движения руками?
а) брасс;
б) кроль на спине;
в) баттерфляй;
г) дельфин.
9. Какие из перечисленных упражнений могут использоваться для воспитания силы?
а) кувырки;
б) приседания ;
в) челночный бег;
г) броски предметов в цель.
10. Что относится к здоровому образу жизни?
а) длительный просмотр телевизора;
б) вредные привычки;
в) нерегулярный приём пищи;
г) режим дня
11. В каком виде спорта запрещено ловить мяч?
а) гандбол;
б) футбол;
в) теннис ;
г) баскетбол.
12. Физические упражнения являются…
а) основным средством физической культуры;
б) дополнительным средством физической культуры;
в) специфическим методом физического воспитания;
г) общепедагогическим методом физического воспитания.
13. Что из перечисленного относится к признакам правильной осанки?
а) наличие изгибов позвоночника в сторону;
б) отсутствие изгибов позвоночника вперёд и назад;
в) голова запрокинута назад;
г) наличие физиологических изгибов позвоночника вперёд и назад.
15. С какой регулярностью рекомендуется проводить занятия физическими упражнениями?
а) не более 1 раза в неделю;
б) не менее 3 раз в неделю;
в) 5–7 раз в месяц;
г) каждые выходные.
Некоторые интересные задания 7-8 класс
2. Когда и где состоялись II Олимпийские игры современности?
а) в 1896 году в Греции;
б) в 1898 году в Великобритании;
в) в 1900 году во Франции ;
г) в 1904 году в США.
4. В каком году и в какой стране должны состояться следующие летние Олимпийские игры?
а) в 2021 г. в Японии ;
б) в 2022 г. в Китае;
в) в 2023 г. в Бразилии;
г) в 2024 г. в США.
5. Какой из видов спорта относится к игровым?
а) фехтование;
б) скелетон;
в) кёрлинг ;
г) шорт-трек.
6. Назовите вид спорта, в котором используется передвижение на лыжах.
а) биатлон ;
б) сноубординг;
в) триатлон;
г) современное пятиборье.
8. Какой вид спорта предполагает интеллектуальное состязание с соперником?
а) гандбол;
б) шахматы ;
в) стендовая стрельба;
г) конный спорт.
10. Какое из упражнений является статическим?
а) махи ногами;
б) бег;
в) подтягивание на перекладине;
г) стойка на лопатках.
11. Как можно увеличить нагрузку в упражнениях силового характера?
а) увеличить интервал отдыха между упражнениями;
б) увеличить количество занимающихся физическими упражнениями;
в) увеличить количество повторений в упражнениях;
г) выполнять упражнения в состоянии утомления.
12. Какой из видов спорта позитивно влияет на формирование осанки?
а) плавание ;
б) тяжёлая атлетика;
в) теннис;
г) велоспорт.
13. Какой из продуктов питания в своем составе имеет преимущественно углеводы?
а) мясо;
б) рыба;
в) макароны ;
г) сливочное масло.
15. В каком виде спорта отсутствует мяч?
а) бадминтон ;
б) водное поло;
в) настольный теннис;
г) баскетбол.
Некоторые интересные задания 9-11 класс
2. К какой разновидности физической культуры относится физкульт-минутка?
а) гигиенической;
б) производственной ;
в) базово-пролонгирующей;
г) лечебной.
5. Какому физическому качеству нужно уделять наибольшее внимание для повышения общего уровня здоровья?
а) выносливости ;
б) быстроте;
в) ловкости;
г) гибкости.
6. Какие упражнения используются для увеличения гибкости?
а) с внешним отягощением;
б) махи с максимальной амплитудой;
в) движения с максимальной частотой;
г) всё перечисленное.
7. В каком виде спорта ограничено время владения мячом?
а) в футболе;
б) в волейболе;
в) в баскетболе;
г) всё перечисленное.
8. Какие выделяют виды выносливости?
а) основную и дополнительную;
б) общую и специальную;
в) главную и побочную;
г) специфическую и неспецифическую.
10.Что является специфическим содержанием спорта?
а) выступление на соревнованиях;
б) занятия в фитнес-клубе;
в) выполнение физических упражнений;
г) повышение уровня физического развития.
11.Какой из методов физического воспитания предусматривает непрерывное выполнение физического упражнения?
а) повторный;
б) равномерный ;
в) интервальный;
г) круговой.
12.Как называется изгиб позвоночника вперёд в поясничном отделе?
а) лордоз ;
б) кифоз;
в) хондроз;
г) остеопороз.
13.Что относится к естественным факторам внешней среды, как к средствам физического воспитания?
а) солнечная радиация и воздушная среда;
б) воздушная и водная среда;
в) водная среда и солнечная радиация;
г) солнечная радиация, воздушная и водная среда.
14.Кто в настоящее время является президентом олимпийского комитета РФ?
а) П.А. Колобков;
б) О.В. Матыцин;
в) С.А. Поздняков;
г) А.Д. Жуков.