Что относится к естественным факторам внешней среды как средство физического воспитания

Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры

Природные факторы (естественные силы природы). К природным факторам относят: солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, движение и ионизация воздуха, изменение атмосферного давления др. Эти явления вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

Природные факторы составляют ту группу факто­ров, познав закономерности воздействия которых, можно опреде­лить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспо­сабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излуче­ние, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, рабо­тоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике выполнения физических упражне­ний и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на занимающихся при выполнении им физических упражнений.

Использование природных факторов в процессе физи­ческого воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Природные факторы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприят­ные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм чело­века.

2. Природные факторы как относительно самостоя­тельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти про­цедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект вос­становления.

Одним из главных требований к использованию природных факторов является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении ра­циональной дозы следует учитывать особенности занимающихся и ха­рактер педагогических задач. Это позволит:

– во-первых, реализо­вать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобре­тенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности;

– во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следова­тельно, повышения работоспособности;

– в-третьих, повысить со­противляемость организма к действию перегрузок, вибрации, ука­чивания и пр.;

– в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.

Гигиенические факторы являются решающими в реализа­ции принципа оздоровительной направленности отечественной систе­мы физической культуры. Их задача — сделать занятия физи­ческими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­мых гигиенических норм. Будучи дополнительными средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для пол­ноценного решения задач физического воспитания. Как бы хоро­шо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима пи­тания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях. Вот почему в школьной и вузовской программах по физической культуре имеется теоретический материал, определяющий объ­ем гигиенических знаний школьников и студентов.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воз­духа, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое об­лучение и т. п.).

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение и раскройте понятия «движение», «двигательное действие», «физическое упражнение».

2. Почему физические упражнения являются основным средством физической культуры?

3. Перечислите факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений.

4. Чем характеризуется содержание и форма физических упражнений?

5. Приведите примеры классификации физических упражнений.

6. Что понимается под техникой физических упражнений?

7. В чем заключаются педагогические критерии эффективности техники

8. Что понимается под пространственными, временными, пространственно-временными, силовыми и ритмическими характеристиками техники физических упражнений?

9. При каких условиях природные и гигиенические факторы становятся средством физического воспитания?

10. Что понимается под физической нагрузкой?

11. Какие стороны имеет нагрузка? Охарактеризуйте каждую.

12. Дайте характеристику взаимосвязи внешней и внутренней сторон нагрузки.

13. Какие существуют разновидности отдыха в зависимости от его продолжительности.

14. Перечислите разновидности отдыха в зависимости от его характера.

15. Какое значение имеет фаза суперкомпенсации в построении тренировочного процесса?

Источник

2. К какой разновидности физической культуры относится физкульт-минутка?
а) гигиенической;
б) производственной ;
в) базово-пролонгирующей;
г) лечебной.

5. Какому физическому качеству нужно уделять наибольшее внимание для повышения общего уровня здоровья?
а) выносливости ;
б) быстроте;
в) ловкости;
г) гибкости.

6. Какие упражнения используются для увеличения гибкости?
а) с внешним отягощением;
б) махи с максимальной амплитудой;
в) движения с максимальной частотой;
г) всё перечисленное.

7. В каком виде спорта ограничено время владения мячом?
а) в футболе;
б) в волейболе;
в) в баскетболе;
г) всё перечисленное.

8. Какие выделяют виды выносливости?
а) основную и дополнительную;
б) общую и специальную;
в) главную и побочную;
г) специфическую и неспецифическую.

10.Что является специфическим содержанием спорта?
а) выступление на соревнованиях;
б) занятия в фитнес-клубе;
в) выполнение физических упражнений;
г) повышение уровня физического развития.

11.Какой из методов физического воспитания предусматривает непрерывное выполнение физического упражнения?
а) повторный;
б) равномерный ;
в) интервальный;
г) круговой.

12.Как называется изгиб позвоночника вперёд в поясничном отделе?
а) лордоз ;
б) кифоз;
в) хондроз;
г) остеопороз.

13.Что относится к естественным факторам внешней среды, как к средствам физического воспитания?
а) солнечная радиация и воздушная среда;
б) воздушная и водная среда;
в) водная среда и солнечная радиация;
г) солнечная радиация, воздушная и водная среда.

14.Кто в настоящее время является президентом олимпийского комитета РФ?
а) П.А. Колобков;
б) О.В. Матыцин;
в) С.А. Поздняков;
г) А.Д. Жуков.

Источник

Естественные факторы природы в системе физического воспитания

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается при сочетании их с использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).

Одним из основных средств укрепления здоровья является Закаливание, т. е. система мероприятий, дающих возможность организму быстро и адекватно приспособиться к воздействиям окружающей среды. Правильно используя естественные факторы природы, удается повысить сопротивляемость вредным воздействиям, патогенным микроорганизмам, а также достигнуть благоприятных сдвигов в функциональном состоянии организма: улучшаются основной обмен, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствуется процесс терморегуляции, повышается мышечный тонус.

Научные исследования по изучению влияния различных видов и методов закаливания на физиологические функции организма позволили сформулировать принципы организации закаливания:

1) постепенность закаливания, т. е. постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора:

2) систематичность закаливания. Длительный перерыв в закаливании ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов;

3) разнообразие средств закаливаниия. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания повышает сопротивляемость организма только данному раздражителю.

Целесообразно проводить закаливание во время занятий физическими упражнениями и спортом. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытом водоеме, туристические походы, лыжные и пешие прогулки, проводимые в различных метеорологических условиях, содействуют увеличению закаливающего эффекта.

Проведение всех закаливающих процедур требует постоянного контроля со стороны медицинских работников. Это контроль за условиями, в которых проводится закаливание, их рациональным использованием и влиянием на организм.

Закаливание воздухом — самое распространенное и всем доступное средство закаливания. Воздух воздействует на организм человека в течение всей его жизни. Необходимо, чтобы это постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильные рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

При проведении воздушных ванн необходимо учитывать состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать резкого охлаждения, а тем более переохлаждения. Поэтому во время приема воздушных ванн рекомендуется проводить подвижные игры, а с целью усиления их положительного влияния на организм целесообразны после них водные процедуры (купание в водоеме, душ, обливание или обтирание).

Физиологическое действие водных процедур и результат их влияния на организм подобны действию воздушных ванн. В порядке нарастания силы раздражения водные процедуры распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом или закрытом водоеме. Сила раздражения водой достигается увеличением площади соприкосновения с ней, снижением температуры воды и удлинением времени ее воздействия. Выбор водных процедур определяется врачом с учетом возраста детей и данных об их здоровье. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры (34—36° С) продолжительностью от 2 до 15 мин. Для здоровых детей температуру воды каждые 2 дня снижают на 1—2 ° С, доводя до 18—20° С в зависимости от возраста.

Полезно купание в открытых и закрытых водоемах, особенно в море, так как оно сопровождается физической нагрузкой и вызывает положительные эмоции. Купаться следует 1 раз в сутки. Рекомендуется купаться при температуре воды не ниже 22° С и при температуре воздуха не ниже 24° С, в тихую погоду.

Солнечные ванны оказывают на организм наиболее сильное физиологическое действие по сравнению с другими природными факторами закаливания. Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм при условии их правильного использования выражается в улучшении состояния и физического развития, повышении защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействие всех органов и тканей.

Закаливание детей солнечными лучами целесообразно сочетать с воздушными ваннами и водными процедурами.

Методы и средства закаливания должны подбираться (при обязательной консультации медицинского работника) индивидуально в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков.

При осуществлении текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями обязательному контролю подлежит организация закаливающих мероприятий в них, особенно в учреждениях интернатного типа и с высокими показателями заболеваемости детей и подростков. При этом обращают внимание на следующее:

комплекс закаливающих (специальных и ежедневных) процедур;

организацию специальных закаливающих процедур (место в режиме дня; время, затраченное на проведение процедуры всеми детьми; методика проведения; реакция детей на воздействующий раздражитель; участие медицинского персонала и воспитателей) ;

осуществление врачебного контроля за организацией и проведением закаливающих мероприятий (предварительный осмотр детей, назначение закаливающих процедур, регистрация рекомендаций и проведенной процедуры);

анализ заболеваемости в зависимости от комплекса воздействующих факторов, определение эффективности проводимых мероприятий и др.

По результатам проверки даются общее заключение об организации и проведении закаливающих мероприятий среди детей и подростков в организованных коллективах, а также конкретные рекомендации по оптимизации этой оздоровительной работы.

Источник

Средства физического воспитания. Основными специфическими средствами являются физические упражнения, вспомогательными – естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.

Основными специфическими средствами являются физические упражнения, вспомогательными – естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.

Физические упражнения – это такие двигательные действия или их совокупности, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием – совокупностью физиологических, психических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения, которые обуславливают оздоровительное значение, образовательную роль и влияние на личность.

Особенности содержания того или иного упражнения определяются его формой, т.е. внешней, видимой структурой. Причем, несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения, а изменение содержания меняет и форму упражнения. Следовательно, содержание играет ведущую роль по отношению к форме.

Чтобы верно разобраться в выборе физических упражнений, существует ряд их классификаций, в которых они представлены как некоторая упорядоченная совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

Из целого ряда классификаций мы рассмотрим две, на наш взгляд наиболее используемые и практически оправданные:

1. Классификация физических упражнений, по преимущественному предъявлению к физическим способностям:

· 1-я группа: скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринт, метания, прыжки, поднимание тяжестей и др.).

· 2-я группа: циклические упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и др.).

· 3-я группа: упражнения, требующие преимущественного проявления координационных способностей (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание и др.).

· 4-я группа: упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности (Спортивные единоборства, бокс, спортивные игры и др.).

2. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации:

· 1-я группа: соревновательные упражнения, которые являются средствами ведения спортивной борьбы и выполняются в соответствии с правилами состязаний по конкретному виду спорта.

· 2-я группа: специально-подготовительные упражнения, которые включают движения и действия сходные с соревновательными упражнениями по форме (имитационные, подводящие) или характеру проявляемых способностей (развивающие).

· 3-я группа: общеподготовительные упражнения, в качестве которых можно использовать самые разнообразные упражнения.

Вспомогательными средствами физической подготовки, которым всегда предавалось большое значение, являются естественные факторы внешней среды и гигиенические факторы.

К числу естественных факторов внешней среды относятся солнечная радиация, воздушная и водная среда. Их положительное влияние на физическое развитие, здоровье, работоспособность человека используется в физическом воспитании по двум направлениям:

· как сопутствующие факторы, которые создают наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания и дополняют эффективность воздействий физических упражнений на организм занимающихся, замедляют процессы утомления;

· как относительно самостоятельные средства оздоровительно-восстановительного и закаливающего характера (солнечные, воздушные и водные процедуры).

Обладая оптимальным воздействием, они становятся формой активного отдыха, что способствует восстановлению.

Главным требованием к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное их применение в сочетании с физическими упражнениями.

Среди гигиенических факторов, содействующих реализации задач физического воспитания различают две группы:

1. Факторы, имеющие отношение к общей оптимизации условий жизни с оздоровительных позиций: гигиенические требования к режиму труда и отдыха, питанию, бытовой обстановке, уходу за телом и т. п.

2. Факторы, связанные с обеспечением оптимальных условий для занятий физическими упражнениями: гигиенические требования к проведению занятий и условиям восстановления, оборудованию, инвентарю, форме одежды и т. п.

В совокупности эти факторы значительно влияют на эффективность физического воспитания, а в определенных случаях являются и средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специальное питание, витаминизация, ультрафиолетовое облучение, сауна, массаж и т. д.).

Источник

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по физической культуре 2020-2021 ответы и задания

Что относится к естественным факторам внешней среды как средство физического воспитанияВОШ Школьный этап ответы и задания для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов олимпиады по физической культуре школьный этап 2020-2021 всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ). Олимпиада проходит во всех школах города Москвы с 28 по 30 сентября 2020 г.

• Посмотреть ВОШ на другие регионы и предметы: Смотреть

• Ссылка для скачивания задания + ответы 5-6 класс: Скачать

• Ссылка для скачивания задания + ответы 7-8 класс: Скачать

• Ссылка для скачивания задания + ответы 9-11 класс: Скачать

Некоторые интересные задания 5-6 класс

1. Что обозначало слово «олимпиада» в Древней Греции?
а) один месяц;
б) один год;
в) четырёхлетний цикл;
г) десятилетний цикл.
2. Что представлял из себя панкратион, один из видов состязаний на Олимпийских играх в Древней Греции?

а) рукопашный бой, сочетающий борьбу с ударной техникой;
б) гонки на колесницах;
в) пятиборье, включающее бег, метание диска, метание копья, прыжок в длину и борьбу;
г) соревнование трубачей и герольдов.

4. Что из нижеперечисленного относится к спортивному оборудованию?
а) баскетбольный мяч;
б) скакалка;
в) гимнастическое бревно;
г) гантели.

5. Как называется исходное положение в упражнении «подтягивание на высокой перекладине»?
а) вис;
б) основная стойка;
в) упор лёжа;
г) упор стоя.

7. Каких рекомендаций следует придерживаться во время занятий физическими упражнениями?
а) чем больше дистанция, тем выше скорость передвижения;
б) чем меньше дистанция, тем ниже скорость передвижения;
в) чем меньше дистанция, тем выше скорость передвижения;
г) данные параметры не соотносятся.

8. При каком способе плавания происходят попеременные движения руками?
а) брасс;
б) кроль на спине;
в) баттерфляй;
г) дельфин.

9. Какие из перечисленных упражнений могут использоваться для воспитания силы?
а) кувырки;
б) приседания ;
в) челночный бег;
г) броски предметов в цель.

10. Что относится к здоровому образу жизни?
а) длительный просмотр телевизора;
б) вредные привычки;
в) нерегулярный приём пищи;
г) режим дня

11. В каком виде спорта запрещено ловить мяч?
а) гандбол;
б) футбол;
в) теннис ;
г) баскетбол.

12. Физические упражнения являются…
а) основным средством физической культуры;
б) дополнительным средством физической культуры;
в) специфическим методом физического воспитания;
г) общепедагогическим методом физического воспитания.

13. Что из перечисленного относится к признакам правильной осанки?
а) наличие изгибов позвоночника в сторону;
б) отсутствие изгибов позвоночника вперёд и назад;
в) голова запрокинута назад;
г) наличие физиологических изгибов позвоночника вперёд и назад.

15. С какой регулярностью рекомендуется проводить занятия физическими упражнениями?
а) не более 1 раза в неделю;
б) не менее 3 раз в неделю;
в) 5–7 раз в месяц;
г) каждые выходные.

Некоторые интересные задания 7-8 класс

2. Когда и где состоялись II Олимпийские игры современности?
а) в 1896 году в Греции;
б) в 1898 году в Великобритании;
в) в 1900 году во Франции ;
г) в 1904 году в США.

4. В каком году и в какой стране должны состояться следующие летние Олимпийские игры?
а) в 2021 г. в Японии ;
б) в 2022 г. в Китае;
в) в 2023 г. в Бразилии;
г) в 2024 г. в США.

5. Какой из видов спорта относится к игровым?
а) фехтование;
б) скелетон;
в) кёрлинг ;
г) шорт-трек.

6. Назовите вид спорта, в котором используется передвижение на лыжах.
а) биатлон ;
б) сноубординг;
в) триатлон;
г) современное пятиборье.

8. Какой вид спорта предполагает интеллектуальное состязание с соперником?
а) гандбол;
б) шахматы ;
в) стендовая стрельба;
г) конный спорт.

10. Какое из упражнений является статическим?
а) махи ногами;
б) бег;
в) подтягивание на перекладине;
г) стойка на лопатках.

11. Как можно увеличить нагрузку в упражнениях силового характера?
а) увеличить интервал отдыха между упражнениями;
б) увеличить количество занимающихся физическими упражнениями;
в) увеличить количество повторений в упражнениях;
г) выполнять упражнения в состоянии утомления.

12. Какой из видов спорта позитивно влияет на формирование осанки?
а) плавание ;
б) тяжёлая атлетика;
в) теннис;
г) велоспорт.

13. Какой из продуктов питания в своем составе имеет преимущественно углеводы?
а) мясо;
б) рыба;
в) макароны ;
г) сливочное масло.

15. В каком виде спорта отсутствует мяч?
а) бадминтон ;
б) водное поло;
в) настольный теннис;
г) баскетбол.

Некоторые интересные задания 9-11 класс

2. К какой разновидности физической культуры относится физкульт-минутка?
а) гигиенической;
б) производственной ;
в) базово-пролонгирующей;
г) лечебной.

5. Какому физическому качеству нужно уделять наибольшее внимание для повышения общего уровня здоровья?
а) выносливости ;
б) быстроте;
в) ловкости;
г) гибкости.

6. Какие упражнения используются для увеличения гибкости?
а) с внешним отягощением;
б) махи с максимальной амплитудой;
в) движения с максимальной частотой;
г) всё перечисленное.

7. В каком виде спорта ограничено время владения мячом?
а) в футболе;
б) в волейболе;
в) в баскетболе;
г) всё перечисленное.

8. Какие выделяют виды выносливости?
а) основную и дополнительную;
б) общую и специальную;
в) главную и побочную;
г) специфическую и неспецифическую.

10.Что является специфическим содержанием спорта?
а) выступление на соревнованиях;
б) занятия в фитнес-клубе;
в) выполнение физических упражнений;
г) повышение уровня физического развития.

11.Какой из методов физического воспитания предусматривает непрерывное выполнение физического упражнения?
а) повторный;
б) равномерный ;
в) интервальный;
г) круговой.

12.Как называется изгиб позвоночника вперёд в поясничном отделе?
а) лордоз ;
б) кифоз;
в) хондроз;
г) остеопороз.

13.Что относится к естественным факторам внешней среды, как к средствам физического воспитания?
а) солнечная радиация и воздушная среда;
б) воздушная и водная среда;
в) водная среда и солнечная радиация;
г) солнечная радиация, воздушная и водная среда.

14.Кто в настоящее время является президентом олимпийского комитета РФ?
а) П.А. Колобков;
б) О.В. Матыцин;
в) С.А. Поздняков;
г) А.Д. Жуков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *