Что относится к эмоциональным процессам

Лекция 4. Эмоциональные процессы

Что относится к эмоциональным процессам Что относится к эмоциональным процессам Что относится к эмоциональным процессам Что относится к эмоциональным процессам

Что относится к эмоциональным процессам

Что относится к эмоциональным процессам

Эмоциональные процессы как часть психических процессов включают в себя эмоции и чувства.

Эмоции— психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребности, значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизне­деятельности человека.

Эмоции и чувства:

1) влияют на эффективность деятельности человека, активизируя ее (стенические чувства) или угнетая (астенические чувства).

2) проявляются внешне (страху, радости и горю характерны только им присущие внешние признаки поведения человека).

3) динамичны, т.е. изменяются во времени.

5) бывают амбивалентны, т.е. двойственно противоречивы (люблю, но ненавижу).

6) субъективны.В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других причин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явлениям. Так, на­пример, у христиан и мусульман могут возникнуть разные чувства при восприятии белого цвета.

Функции эмоций

1. Сигнальная. Появление чувств или эмоций является своеобраз­ным сигналом, свидетельством об отношении личности и организма к процессу деятельности, к другим людям, к действию раздражителей.

3. Выразительная. Внешние проявления чувств помогают оценить состояние человека, его отношение к ситуации. Так, нахмуренный лоб и сжатые губы могут выражать нежелание общаться.

4. Познавательная. Известна роль любопытства, особенно в сочета­нии с действием необъясненного запрета. Так, никто не станет есть яблоки, если точно известно, что они отравлены. Но короткое объявление: «Рвать и есть яблоки строго запрещено» чаще всего способству­ет возникновению попытки попробовать их на вкус.

Виды эмоций

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека традиционно делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настро­ения и стресс.Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы н состояния человека. Любые проявле­ния его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Аффект как— особый вид переживания возникает к концу действия и отражает сум­марную, итоговую оценку ситуации.

Аффект полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздра­житель cо всеми смежными. Тем самым образуется обобщенный аф­фективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуа­цию в целом. Можно сказать, что аффект- взрывная, аварийная реак­ция на экстремальную ситуацию. Он неодолимо навязывает действие, и при этом теряется чувство реальности. Аффект сопровождается так­же изменением жизнедеятельности организма.

Отличительные особенности аффектов:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих поступках.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особен-ностями течение эмоционального переживания.Аффект, являясь интен­сивным процессом, не может длиться долго и быстро себя изживает.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность челове­ка и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается.

Что относится к эмоциональным процессам

Чувства еще более чем эмоции, устойчивые психические состоя­ния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выража­ют устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или во­ображаемым).

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

1) моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

2) интеллектуальные (чувства связанные с познавательной деятельно­стью),

3) эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явле­ний природы),

4) практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Чувства субъективны. В зависимости от особенностей психики личности, от её мировоззрения, от состояния здоровья и других при­чин меняется личное отношение к одним и тем же предметам и явле­ниям. Так, например, у христиан и мусульман могут возникнуть раз­ные чувства при восприятии белого цвета.

Настроения

Длительные эмоции называются настроениями.

Настроения имеют следующие отличительные особенности:

1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно иногда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно выражено неярко и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

2. Значительная длительность. Само их название указывает на то, что настроение медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода.

3. Неясность, «безотчетность». Испытывая то или иное настрое­ние, человек, как правило, слабо сознает причины, его вызвавшие. Ко­гда же человеку разъясняют причину его настроения, оно нередко бы­стро у него проходит.

4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли и действия человека в данный момент.

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздра­жительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, че­ловек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.

Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение; например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает зна­чительную интенсивность.

Стресс

Эмоциональный стресс является комплексным процессом, вклю­чающим физиологические и психологические компоненты.

Стрессо­рами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное ре­шение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.

Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспреде­ляется и усиливает физические и психические резервы человека. Одна­ко различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство устало­сти, безразличия, а иногда и депрессии.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длитель­ны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть

Таким образом, аффект переживается с максимальной интенсив­ностью и краткосрочен. Его продолжительность измеряется в секундах или минутах (гнев, восторг).

Источник

Список эмоциональных процессов

Содержание

Список эмоциональных процессов — включает используемые в русском языке названия различных видов эмоциональных процессов: чувств, эмоций, аффектов, настроений.

Примечания

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Полезное

Смотреть что такое «Список эмоциональных процессов» в других словарях:

эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Климов, Евгений Александрович — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Аутизм — Детский аутизм … Википедия

Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

Мерлин, Вольф Соломонович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мерлин (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики>; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э … Географическая энциклопедия

Блог — (англ. blog, от web log интернет журнал событий, интернет дневник, онлайн дневник) веб сайт, основное содержимое которого регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные… … Википедия

Источник

Лекция №4 Эмоциональные процессы и состояния для дисциплины ОП.02 Психология

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лекция №4. Эмоциональные процессы и состояния. Волевая регуляция поведения личности.

Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей.

Классификация эмоциональных состояний человека

Функции эмоций и чувств

Стресс. Стресс в профессиональной деятельности.

Воля. Воспитание и развитие воли

Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского? Как вы думаете, в чем преимущества человека перед роботом?

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелями которых он становится, вызывают у человека разные чувства. Это – радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, гнев, возмущение. Все эти чувства и эмоции выражают отношения человека к действительности.

Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Все, что способствует удовлетворению потребностей, вызывает положительные эмоции (радость, удовлетворение и т.д.). Все, что препятствует их удовлетворению, вызывает отрицательные эмоции (стыд, раскаяние и т.д.).

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они сигнализируют человеку о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Например, испортилось у человека настроение. Почему? Он и сам не знает порой, отчего это произошло. Существует даже выражение «беспричинная грусть». Однако, это не так, и причина есть всегда. Чувства, которые человек испытывает в это время как раз и сигнализируют о том, что что-то случилось; заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов, причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, друг совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы и т.д. Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести. Это значит, что какие-то поступки человека заслуживают осуждения. Мучительное, непреходящее чувство заставляет нас искать ошибку, призывает исправить сделанное.

Положительными или отрицательными эмоциональные состояния называют в зависимости от того, доставляют они удовольствие человеку или нет. А вот плохих или хороших чувств не существует. Нет запрещенных эмоций. Человек имеет право испытывать любые чувства. Он только должен понимать, какое именно чувство он испытывает. Поняв это, он сможет выбрать, каким образом поступать дальше. Один мудрец сказал: «Прощая вину, испытываешь значительно больше удовольствия, чем мстя за нее. Когда прощаешь, тебе сопутствует слава. Когда мстишь – твоим уделом бывают сожаление и угрызения совести». Таким образом, эмоции и чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни и деятельности, в жизни окружающих его людей.

Эмоциональное переживание – это сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента:

Физиологический – это изменения физиологических процессов, возникающие при эмоциональных переживаниях (частота сердечных сокращений, частота дыхания, сдвиги в обменных процессах и др.)

Психологический – это собственно переживание (радость, страх, горе и т.д.)

Поведенческий – это экспрессия (мимика, жесты, интонация) и различные действия.

Наша задача: научиться понимать язык переживаний наших пациентов, чтобы лучше понимать их проблемы.

Эмоциональные переживания могут влиять на жизнедеятельность человека. Одни из них способствуют внутреннему подъему, появлению активности, придают человеку бодрость, энергию, уверенность в своих действиях. Такие эмоции называют стеническими. Эмоции, которые понижают жизнедеятельность человека, ослабляют или парализуют волю, называются астеническими.

Как вы думаете, какие чувства можно отнести к стеническим, а какие – к астеническим? (радость-печаль;

Существуют различные формы проявления переживаний. Выделяют: аффекты, эмоции, чувства, настроения, страсти, фрустрации, стрессы. Все это формы образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека.

Итак, перейдем к характеристике вышеназванных форм эмоциональных переживаний.

Эмоции – это переживания отношения (в переводе с латинского «волновать»), возникающего в данный конкретный момент времени к себе, другим людям, окружающей действительности. Эмоции носят ситуативный характер, всегда субъективны и отражают значимость для человека того или иного объекта или события. Например, отсутствие преподавателя на занятии по болезни у одних вызывает бурную радость – «Ура, не спросят!»; у других огорчение – «Зря старался». Я не говорю о проявлении элементарного человеческого сочувствия и озабоченности состоянием здоровья хорошо знакомого человека – такой эмоциональный отклик на данную ситуацию, к сожалению, встречается не часто.

Выделяют базальные (основные) эмоции и производные от них. К числу базальных относятся 10 главных эмоций: интерес-волнение, удивление, отвращение, презрение, гнев, горе-страдание, страх, стыд, радость, вина. Все другие многочисленные эмоции строятся на основе перечисленных. Например, грусть, сожаление, тревога, печаль и т.д.

Как вы думаете, эмоции связаны с другими психическими процессами? Что, по-вашему первично: мысль («сейчас меня собьет машина») или эмоция (страх, испуг), побуждающая к действию?

Следующая форма переживания – это чувства. Это более устойчивые по сравнению с эмоциями психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только по отношению к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии любить, если у него нет объекта привязанности. По силе протекания чувства более интенсивны, чем эмоции, и более продолжительны. Собственно эмоции свойственны и животным, а чувства присущи только человеку. Например, чувство долга, совести, профессиональной гордости и т.д. Чувства субъективно выступают показателями удовлетворения преимущественно высших потребностей человека (интеллектуальных, эстетических, нравственных и т.д.).

В зависимости от направленности чувства делятся (условно) на практические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Практические чувства – это переживания, связанные с конкретными видами деятельности и отражают значимость ее для человека. Например, чувство удовлетворения или чувство безразличия, скука.

Моральные (нравственные) чувства – это переживания отношения человека к другим людям, к миру в целом. Приведите пример. Это могут быть чувства любви, гуманизм, сочувствие, чувство долга и т.д.

Эстетические чувства – это переживания, испытываемые человеком в отношении к прекрасному или безобразному в искусстве, в окружающем мире, предметах, в природе. Характеризуются большим разнообразием, многосторонностью и глубиной воздействия на человека. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психическое и физическое состояние человека, отметил еще Аристотель. Он назвал это явление катарсисом (очищением).

Необходимо помнить, что деление чувств на отдельные виды условно, так, как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в комплексе, дополняя, обогащая и переходя, друг в друга.

Настроение – это слабое по интенсивности, но длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека на определенном промежутке времени. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение влияет на мысли и действия. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Не связано с конкретным чувством, зато связано с общим физическим и психическим самочувствием человека. На настроение влияют различные факторы: здоровье, особенности взаимодействия с другими людьми, особенности окружающей среды, мера удовлетворенности жизнью.

Любопытные факты. Американские физиологи, например, считают, что наше настроение зависит от часа пробуждения. Оказывается, хандра, уныние, подавленность и апатия боятся, как нечистая сила утреннего света. Объясняется это тем, что в организме обнаружены гормоны, продукты деятельности которых, попадая в кровь, действуют на центр угнетения в головном мозге. Ночью их количество увеличивается, а с первыми лучами солнца – уменьшается. Так, что ложитесь спать пораньше, вставайте на рассвете и хорошее настроение легче будет сохранить до вечера. Еще пример, женщины, покидая парикмахерскую, не только выглядят привлекательнее, они и чувствуют себя спокойнее, увереннее, бодрее, легче преодолевают отрицательные эмоции.

Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее основную направленность его мыслей и действий. Это сложное, качественно своеобразное и встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного виды деятельности или предмета (человека). Выражается страсть в увлеченности, сосредоточенности, собранности.

Какие, по-вашему, бывают страсти? Страсти бывают разными. Есть познавательная страсть. Герой романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» Жак Паганель был человеком, испытывающим страсть к познанию: все его время было наполнено стремлением постоянно что-то узнавать, исследовать, его интересовало все, что было связано с жизнью насекомых. Страсть способна организовать и стимулировать деятельность человека. Великая страсть направляет людей на подвиги. Таким был научный подвиг Джордано Бруно. Ради утверждения истины он пошел на костер: «Сжечь – не значит опровергнуть. Я умираю мучеником добровольно». В.В. Давыдов, известный отечественный психолог говорил, что страсть – качество редкое, «страсть – это характеристика человека, обнаруживающая его индивидуальность».

О том, что современные люди подвержены стрессам свидетельствует увеличение в гигантских размерах употребление успокоительных средств, рост самоубийств, рост числа алкоголиков и наркоманов, увеличение числа людей с психическими и психосоматическими заболеваниями. К числу наиболее опасных стрессовых ситуаций относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, войны и другие явления.

Стресс – это неспецифическая реакция организма на любые требования извне, выражающаяся субъективно в состоянии напряжения. Стресс вызывается необычной и неожиданной обстановкой, сопровождающейся тревогой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: реакция тревоги, сопротивление, истощение.

Стресс оказывает влияние на различные стороны человеческой жизни. Существует психологический, посттравматический, физиологический, профессиональный, природный и общественный стресс.

Выделяют шесть наиболее распространенных симптомов стресса:

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Виды эмоциональных процессов:

2. Собственно эмоции. Принято выделять следующие эмоции: радость (положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность); удивление (эмоция, не имеющая четко выраженного знака, реакция на внезапно возникшие обстоятельства); страдание (отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной или кажущейся таковой информации о невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей); гнев (отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребности); отвращение (отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с представлениями и установками субъекта): презрение (отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, объекта); страх (отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности): стыд (отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается а осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике).

— чувства более длительны, чем другие эмоциональные состояния;

— чувства устойчивы и постоянны;

— чувства возникают как обобщение эмоций.

Чувства могут быть интеллектуальными, эстетическими, нравственными, практическими, мировоззренческими.

4. Настроение-общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта. Настроение не предметно, а личностно; разлитое состояние личности; бессознательная оценка того, как в данный момент для личности складываются обстоятельства; для настроения характерна большая устойчивость, интенсивность; настроение причинно обусловлено: зависит от общего состояния здоровья, тонуса нервной системы.

Функции эмоций: 1) отражательная; 2) сигнальная; 3) побудительная; 4) подкрепляющая; 5) переключающая; 6) приспособительная; 7) коммуникативная (вербальное и невербальное выражение эмоций).

Вопрпос 20

Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения

Учение складывается из определенных действий, зависящих от того, какую функцию выполняет обучаемый в педагогической ситуации. Это могут быть следующие функции:

В первом случае студента рассматривают как объект формирующих воздействий педагога. Тогда в основе научения лежит преподавание ему готовой информации, готовых знаний и умений на основе таких методов, как сообщение, разъяснение, показ («объяснительно-иллюстративный метод) и требования к определенным учебным действиям студента. Учение складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, репродуктивное воспроизведение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам.

Во втором случае студент рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. Это вид естественного самонаучения, когда учение складывается из таких действий студента, как выбор вопросов и задач, поиск информации, осмысление, творческая деятельность, отвечающая его потребностям и интересам.

В третьем случае педагог организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы студента, а уже на основе этих интересов студент осуществляет активный отбор и использование необходимой информации. Здесь обучение выступает как руководство направляемой познавательной активностью студента на основе педагогических методов: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование. Учение складывается из таких действий студента, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки, экспериментирование, выбор и применение понятий.

Форма обучения— это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т.д. Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы:

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫРассказ, беседа, инструктаж и др.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫУпражнение, тренировка, самоуправление и др.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫИллюстрирование, показ, предъявление материала
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯРассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯУпражнение, тренировка, самоуправление
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ (стимулирования)Одобрение, похвала, порицание, контроль и др.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Классификация М.А. Данилова, Б.П. Есипова исходит

из того, что, если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их можно разделить на следующие группы:

а) методы приобретения новых знаний;
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. В.Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:

Таблица 7.2 Классификация методов по характеру деятельности обучаемых

Традиционнное обучение
— процесс передачи
готовых известных знаний

Проблемное обучение
— процесс активного поиска и
открытия учащимися новых знаний

Выделяют также монологические (информационно-сообщающие) методы обучения, например: рассказ, лекция, объяснение, и диалогические методы изложения учебного материала (беседа, проблемное изложение, диспут).

Остановимся еще на одной классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965г. предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Недостатки традиционного обучения многочисленны, например:

Но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного воспроизведения информации по памяти не требуются, не применяются, и, с другой стороны, ученик не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложных ситуациях). Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 2167 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *