Что относится к элитарной культуре примеры
Элитарная культура: понятие, особенности, примеры, значение
Что такое элитарная культура?
Элитарная культура (от французского слова elite — отборное, лучшее) – культура привилегированных общественных групп, характеризующаяся ценностно-смысловой замкнутостью, изолированностью, аристократизмом. Это творчество небольшой группы профессионалов, конечный результат которых сможет оценить лишь узкий круг ценителей, имеющих соответствующее образование. Элитарная культура стремится возвыситься над повседневностью обычной жизни, выступить в роли «высшего суда» над социальными и политическими проблемами общественности.
Ряд культурологов считает, что под данной категорией понимается противоположность массовой культуры. Элитарная культура появилась благодаря элите общества, которая и считается ее потребителем. Элита – часть общественности, обладающая высочайшим уровнем нравственности, эстетики. Сложная концепция элитарной культуры в значительной степени раскрывается в таких произведениях, как «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра, или, например «Так говорил Заратустра» Ф.Ницше.
Особенности элитарной культуры
Принято выделять следующие главные особенности данной культуры:
Примеры элитарной культуры
Примеров элитарной культуры очень много, приведём наиболее популярные:
Как появилась элитарная культура?
Элитарная культура появляется в основном во времена культурного кризиса, в период разрушения старых традиций культуры, возникновения новых, появления методов производства и воспроизводства ценностей духовного мира, изменения культурно-исторической модели. Представители этой культуры считают себя «творцами нового», над которыми не властно время, которых не смогут понять их современники. В некоторых случаях они признают себя «хранителями основополагающих основ», которые нужно сохранить от разрушения, неподвластны пониманию большинства жителей земли.
В данной ситуации у элитарной культуры появляются характеристики эзотеричности — секретного и скрытого знания, не предназначенного для массового использования. Носителями разных форм такой культуры за всю историю человечества были жрецы, секты, ордены монахов и рыцарей, масонские ложи, цеха ремесленников, литературно-художественные кружки, подпольные организации. Сильное уменьшение возможных адресатов такого культурного творчества позволяет его носителям чувствовать его исключительность.
Термин «элитарный», считающийся противоположным по смыслу понятию «массовый», появился в конце XVIII века. Градация художественного творчества на элитарное и массовое была заметна в направлениях романтиков (это идейное направление в культуре 18 века, характеризующееся утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров). Они изначально воспринимали элитарность как концептуальное значение привилегированности, образцовости. Термин «образцовый» считался аналогичным понятию «классический». Наибольший интерес к изучению классического возник в период эпохи Возрождения. В те времена нормативным ядром стало античное искусство. Классическое воплощалось в качестве элитарного и образцового.
Романтики пытались брать курс в области художественного творчества на новые идеи. В результате они абстрагировали своё искусство от стандартных форм художества, которые уже были приспособлены к нему. Стала прекращать действовать триада «элитарное — образцовое — классическое». Элитарное перестало быть синонимом классическому.
Специфика элитарной культуры – наличие интереса у ее участников к рождению инновационных форм, специальный показ противостояния гармоническим формам традиционного искусства, повышенное внимание к субъективности понимания мира.
Значение элитарной культуры
Элитарная культура имеет двойное значение, противоречивую природную суть. Она является современным ферментом процесса, происходящего в обществе и культуре. Ее произведения помогают обновить культуру общественности, добавить в нее современные проблемы, язык, способы проявления творчества. Изначально в рамках элитарной культуры возникали новые жанры, разновидности искусства, разрабатывался общественный язык для культуры и литературы, формировались неординарные теории в науке, концепции философии, учения религии, способные вырваться за пределы установленных культурных границ, а потом войти в состав достояния общественной культуры.
С другой стороны, позиция противопоставления элитарной культуры общественной подразумевает консервативный уход от социальной реальности, жизненных проблем в идеальный мир «искусства для искусства», утопий в религии, философии, политики, социальной жизни. Подобная наглядная форма отрицания действующего мира способна представлять собой форму протеста в пассивной форме против него, форму согласия с этим миром, признания своей слабости, отсутствия способности повлиять на социально-культурную жизнь.
Существующая двойственность элитарной культуры становится причиной возникновения противоположных ее теорий — критической и апологетической. Такие демократические мыслители, как Белинский, Плеханов и многие другие воспринимали элитарную культуру с критической точки зрения, делали акцент на ее отрыве от народной жизни, непонятности простым людям, обслуживанию ей только богатых представителей общества. Подобная критика в определенных случаях уже прекращала находиться в пределах разумного, начинала превращаться в критику любого искусства. Например, автор высоких образцов романов Нового времени, как «Война и мир» — Л. Толстой в конце своей творческой деятельности после согласия с позициями мужицкого демократизма начал придерживаться мнения, что все написанные им книги не приносят пользу народу. Поэтому он начал писать более простые рассказы, основанные на жизни крестьян.
Еще одно направление теории элитарной культуры, которого придерживались Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер и другие, занималось ее защитой, делало акцент на насыщенности, формальном совершенстве, поиске в сфере творчества, новизне, желании вступить в противостояние с навязанными стандартами. Сторонники данного направления считали элитарную культуру приютом творческой свободы человека.
Определение и примеры элитарной культуры, ее отличие от массовой
Элитарная или высокая культура долгие годы остается недоступной для понимания большинства людей. Это и объясняет ее название. Она создается и потребляется узким кругом людей. Большинство людей даже не догадываются о существовании такой формы культуры, незнакомы с ее определением.
Элитарная, народная и массовая — есть ли сходство
Народное творчество является основоположником любого другого культурного направления в целом. Ее произведения создаются безымянными творцами, они идут из народа. Такие творения передают особенности каждого времени, образ и стиль жизни людей. К такому типу искусства относятся сказки, былины, мифы.
Массовая культура развивалась на основе народной. Она обладает большой аудиторией и направлена на создание таких произведений, которые будут понятны и доступны каждому. Она имеет меньшую ценность, чем любая другая. Результаты ее деятельности выпускаются в больших объемах, они не учитывают изысканных вкусов или душевной глубины людей.
Элитарная культура создается профессионалами для конкретного круга людей, обладающих определенным уровнем образования и знаний. Она не стремится завоевать симпатию масс. С помощью таких произведений мастера ищут ответы на вечные вопросы, стремятся передать глубину человеческой души.
Со временем произведения высокого творчества могут быть оценены массами. Тем не менее, уходя в народ, такое творчество остается высшей ступенью в развитии любого вида искусства.
Особенности и признаки элитарной культуры
Наилучшим образом отличия и признаки элитарных произведений искусства можно увидеть в их сравнении с массовыми.
Это интересно: определение оперы, как возник этот жанр?
Все признаки элитарного искусства противопоставляются массовым или народным, которые создаются для широкого круга зрителей. Поэтому ее результаты часто остаются непонятыми и неоцененными большинством людей. Осознание их величия и значимости происходит только спустя не одно десятилетие, а иногда и столетие.
Какие произведения относятся к элитарной культуре
Многие примеры элитарных произведений в настоящее время известны каждому.
Группа людей, для которых создаются такие шедевры искусства, может не выделяться старинным именем, знатностью рода и прочими отличиями, которые в обыденной речи характеризуют элиту. Понять и оценить такие творения можно только с помощью определенного уровня развития, набора знаний и навыков, чистого и ясного сознания.
Примитивное массовое творчество не сможет помочь в развитии уровня интеллекта и образованности.
Оно не затрагивает глубины человеческой души, она не стремится познать суть бытия. Оно подстраивается под требования времени и желаний потребителя. Именно поэтому развитие элитарной культуры очень важно для всего человечества. Именно такие произведения помогают пусть и небольшому кругу людей сохранять высокий уровень образования и способность оценить поистине прекрасные произведения искусства и их авторов.
Определение и примеры элитарной культуры, ее отличие от массовой
Элитарная или высокая культура долгие годы остается недоступной для понимания большинства людей. Это и объясняет ее название. Она создается и потребляется узким кругом людей. Большинство людей даже не догадываются о существовании такой формы культуры, незнакомы с ее определением.
Элитарная, народная и массовая — есть ли сходство
Народное творчество является основоположником любого другого культурного направления в целом. Ее произведения создаются безымянными творцами, они идут из народа. Такие творения передают особенности каждого времени, образ и стиль жизни людей. К такому типу искусства относятся сказки, былины, мифы.
Массовая культура развивалась на основе народной. Она обладает большой аудиторией и направлена на создание таких произведений, которые будут понятны и доступны каждому. Она имеет меньшую ценность, чем любая другая. Результаты ее деятельности выпускаются в больших объемах, они не учитывают изысканных вкусов или душевной глубины людей.
Элитарная культура создается профессионалами для конкретного круга людей, обладающих определенным уровнем образования и знаний. Она не стремится завоевать симпатию масс. С помощью таких произведений мастера ищут ответы на вечные вопросы, стремятся передать глубину человеческой души.
Со временем произведения высокого творчества могут быть оценены массами. Тем не менее, уходя в народ, такое творчество остается высшей ступенью в развитии любого вида искусства.
Особенности и признаки элитарной культуры
Наилучшим образом отличия и признаки элитарных произведений искусства можно увидеть в их сравнении с массовыми.
Все признаки элитарного искусства противопоставляются массовым или народным, которые создаются для широкого круга зрителей. Поэтому ее результаты часто остаются непонятыми и неоцененными большинством людей. Осознание их величия и значимости происходит только спустя не одно десятилетие, а иногда и столетие.
Какие произведения относятся к элитарной культуре
Многие примеры элитарных произведений в настоящее время известны каждому.
Группа людей, для которых создаются такие шедевры искусства, может не выделяться старинным именем, знатностью рода и прочими отличиями, которые в обыденной речи характеризуют элиту. Понять и оценить такие творения можно только с помощью определенного уровня развития, набора знаний и навыков, чистого и ясного сознания.
Примитивное массовое творчество не сможет помочь в развитии уровня интеллекта и образованности.
Оно не затрагивает глубины человеческой души, она не стремится познать суть бытия. Оно подстраивается под требования времени и желаний потребителя. Именно поэтому развитие элитарной культуры очень важно для всего человечества. Именно такие произведения помогают пусть и небольшому кругу людей сохранять высокий уровень образования и способность оценить поистине прекрасные произведения искусства и их авторов.
Элитарная культура — определение, виды, признаки и особенности
Развитие искусства и различных форм выражения своих переживаний и мыслей обусловило появление самых разнообразных видов творчества. Наиболее ценные образцы, рассчитанные на восприятие и оценку узкого круга людей, относятся к так называемой элитарной культуре (от французского слова elite — лучшее, отборное), которая противопоставляется массовому или «конвейерному» производству творческой продукции.
Историческое происхождение термина
Согласно определению, элитарная культура представляет собой человеческую деятельность небольшой привилегированной группы населения с целью производства исключительных культурных ценностей, в силу своей сложности доступных лишь наиболее просвещённым. Её возникновение наблюдалось уже в древние времена, а носителями были жрецы, волхвы, колдуны и племенные вожди первобытного социума. К подобным привилегированным знаниям относились:
К этому списку можно добавить летописцев и историков, которые могли передавать свои навыки, опыт и умения своим потомкам. Особенностью элитарной культуры того времени была преемственность отдельных профессий — далеко не каждый мог попасть в ученики к высшему жрецу или шаману. Это предопределило закрытость отдельных знаний от народных масс.
В это же время, параллельно с элитарным творчеством, развивалось и массовое искусство, отличающееся именно своей доступностью для рядового члена общества. В отличие от закрытого искусства, имеющего ту или иную сакральную цель (просвещение, формирование нового сознания и пр.), массовое творчество предназначалось для снятия стресса и заполнения досуга человека.
Следует отметить, что не все продукты массового искусства следует считать «низкими» в нравственном отношении и некачественными по форме — несмотря на шаблонность, упор на развлекательность и сентиментальность, на сегодняшний день культура для масс и элит во многом пересекается, а границы между разными видами творчества становятся всё более условными.
Особенности элитарного творчества
К отличительным чертам культуры элит относится её акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьём, образованностью и художественной восприимчивостью.
Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно — именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребёнка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.
Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты:
Ярче всего признаки высокого творчества можно увидеть, сравнивая его с культурой для масс. Элитарное искусство призвано искать новые пути для воплощения художественных замыслов; в отдельных случаях работа таких творцов скорее напоминает исследования учёного, бьющегося над решением задачи, нежели деятельность типичного представителя творческих профессий.
Нужно отметить, что на сегодняшний день признаки элитарной культуры довольно размыты; примером тому является разделение на «элиту» и «обывателя» внутри самого искусства. Так, среди классических музыкантов, получивших образование и работающих в своей сфере, существует множество разногласий по поводу отдельных жанров и направлений — кто-то считает бездарной 1-ю симфонию Шнитке, а кто-то убеждён в её оригинальности и удачном музыкальном симбиозе.
Характерные примеры
Согласно некоторым искусствоведческим таблицам, наиболее передовые идеи элитарного искусства возникают во время культурных кризисов, смены традиций, а также изменений способов производства инструментов либо их модернизация. Высокая культура стремится видоизменять общие художественные приёмы, однако такие попытки обречены оставаться непонятными для большинства населения, так как они могут на долгие годы опережать уровень восприятия людей.
По этой причине основными потребителями и представителями элитарной культуры являются её творцы, а также профессиональные художники, музыканты, писатели, композиторы, скульпторы, а также любители музеев, искусствоведы, театралы, литературные критики и пр. Одни и те же виды искусства могут принадлежать и к элитной, и к обыденной, а в некоторых случаях наблюдается взаимодействие между ними, что усложняет их характеристику.
Интересно, что использование высокой культуры в качестве массового товара (когда, к примеру, в качестве рингтона звучит вальс Шопена, прелюдия Рахманинова или токката ре-минор И. С. Баха) никоим образом не влияя на её статус музыкального шедевра.
Композиторы и музыкальные произведения
Классическая (или академическая, как её ещё называют) музыка является ярким представителем элитарной культуры. Впрочем, некоторая её часть уже давно является общедоступной и прекрасно понимается любым слушателем. К таковым относятся следующие произведения:
Это лишь верхушка айсберга. Его основная масса находится глубоко под водой, скрытая от взора рядового слушателя. И тем более любопытно, что среди классических музыкантов существует множество тех, кто презрительно скривит лицо, услышав какую-либо из вышеназванных фамилий. Это объясняется очень просто — существует огромный пласт не менее гениальной музыки, которая абсолютно неизвестна большинству людей, она-то и считается истинно «элитарной».
К этой основной массе гипотетического айсберга относятся такие фамилии, как Скрябин (в частности, «Поэма экстаза», «Прометей»), Шимановский, Шёнберг, Метнер, Падеревский, Борис Чайковский, Кабалевский, Сибелиус, Лигети, Эрик Сати, Пуленк, Хиндемит, Веберн, Барток, Мессиан, Барбер и множество других.
Художники и живопись
Полотна известных художников знакомы большинству людей не столько запечатлёнными образами и красотами на них, сколько своими запредельными ценами на отдельные шедевры искусства. Наибольшее негодование у обывателей вызывает абстрактная живопись, а также некоторые разновидности кубизма (как известно, нет ничего лучше, чем наблюдать спор между интеллигентом и деревенщиной о сути картины «Чёрный квадрат» Малевича). К великим художникам и их творениям следует отнести:
Этот небольшой список можно дополнить десятками и сотнями фамилий гениев, стиль которых в большей или меньшей степени знаком обывателю.
Очевидно, что многое из подобного творчества создавалось именно с целью провокации и вызова у посетителя выставки чувства удивления или даже замешательства. На примере реакции большинства людей на отдельные полотна легко проследить отличие массового искусства от элитарного.
Литература, проза и поэзия
Принято считать, что литературное искусство в большей степени доступно для людей, так как человек с малых лет вынужден развивать у себя способность к чтению и осмыслению прочитанного, а значит, восприятие текста как источника информации (в отличие от звуков или живописных образов) должно проходить без проблем. Однако и здесь существует пропасть между ординарными произведениями и шедеврами.
Элитарная литература (подобно живописи и музыке) кажется обычному человеку лишь набором слов, которые вместо того, чтобы показывать то, что нравится видеть читателю, заставляют его думать над вечными вопросами человечества. В этом жанре, как правило, автор не даёт ответов и не указывает, где «плюс», а где «минус». Он, скорее, побуждает читателя к самостоятельному поиску, используя при этом всё своё языковое богатство.
Примеры элитарной культуры в литературном жанре — это как общеизвестные, так и незаслуженно забытые фамилии:
В эту группу следует включить и различного рода мыслителей, философов, а также представителей от обществознания и социологии — обществоведов (чьи произведения, несмотря на свою значимость, никогда не пользовались популярностью). Среди них — Никколо Макиавелли, Рене Декарт, Барух Спиноза, Фома Аквинский, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Мишель Фуко, Будон Раймон, Альфред Вебер, Теодор Гайгер, Джон Локк, Иммануил Кант и многие другие.
Историческое происхождение термина
Согласно определению, элитарная культура представляет собой человеческую деятельность небольшой привилегированной группы населения с целью производства исключительных культурных ценностей, в силу своей сложности доступных лишь наиболее просвещённым. Её возникновение наблюдалось уже в древние времена, а носителями были жрецы, волхвы, колдуны и племенные вожди первобытного социума. К подобным привилегированным знаниям относились:
К этому списку можно добавить летописцев и историков, которые могли передавать свои навыки, опыт и умения своим потомкам. Особенностью элитарной культуры того времени была преемственность отдельных профессий — далеко не каждый мог попасть в ученики к высшему жрецу или шаману. Это предопределило закрытость отдельных знаний от народных масс.
В это же время, параллельно с элитарным творчеством, развивалось и массовое искусство, отличающееся именно своей доступностью для рядового члена общества. В отличие от закрытого искусства, имеющего ту или иную сакральную цель (просвещение, формирование нового сознания и пр.), массовое творчество предназначалось для снятия стресса и заполнения досуга человека.
Следует отметить, что не все продукты массового искусства следует считать «низкими» в нравственном отношении и некачественными по форме — несмотря на шаблонность, упор на развлекательность и сентиментальность, на сегодняшний день культура для масс и элит во многом пересекается, а границы между разными видами творчества становятся всё более условными.
Особенности элитарного творчества
К отличительным чертам культуры элит относится её акцентуация на субъекте или свободной личности, способной к разумной сознательной деятельности. Творчество рассчитано на личностное восприятие вне зависимости от широты аудитории. Потребитель, а также искусствовед, должен обладать эстетическим чутьём, образованностью и художественной восприимчивостью.
Как правило, потребители высокой культуры принадлежат к привилегированному слою общества, что не случайно — именно в богатых и аристократических семьях имелась возможность для разностороннего воспитания и приобщения ребёнка к ценнейшим образцам культурной продукции. К социальным функциям такого творчества относится обновление культуры общества, внесение новых проблематик и методов, а также создание и обоснование философских либо иных концепций.
Особенности элитарной культуры включают в себя следующие пункты:
Ярче всего признаки высокого творчества можно увидеть, сравнивая его с культурой для масс. Элитарное искусство призвано искать новые пути для воплощения художественных замыслов; в отдельных случаях работа таких творцов скорее напоминает исследования учёного, бьющегося над решением задачи, нежели деятельность типичного представителя творческих профессий.
Нужно отметить, что на сегодняшний день признаки элитарной культуры довольно размыты; примером тому является разделение на «элиту» и «обывателя» внутри самого искусства. Так, среди классических музыкантов, получивших образование и работающих в своей сфере, существует множество разногласий по поводу отдельных жанров и направлений — кто-то считает бездарной 1-ю симфонию Шнитке, а кто-то убеждён в её оригинальности и удачном музыкальном симбиозе.
Характерные примеры
Согласно некоторым искусствоведческим таблицам, наиболее передовые идеи элитарного искусства возникают во время культурных кризисов, смены традиций, а также изменений способов производства инструментов либо их модернизация. Высокая культура стремится видоизменять общие художественные приёмы, однако такие попытки обречены оставаться непонятными для большинства населения, так как они могут на долгие годы опережать уровень восприятия людей.
По этой причине основными потребителями и представителями элитарной культуры являются её творцы, а также профессиональные художники, музыканты, писатели, композиторы, скульпторы, а также любители музеев, искусствоведы, театралы, литературные критики и пр. Одни и те же виды искусства могут принадлежать и к элитной, и к обыденной, а в некоторых случаях наблюдается взаимодействие между ними, что усложняет их характеристику.
Интересно, что использование высокой культуры в качестве массового товара (когда, к примеру, в качестве рингтона звучит вальс Шопена, прелюдия Рахманинова или токката ре-минор И. С. Баха) никоим образом не влияя на её статус музыкального шедевра.
Композиторы и музыкальные произведения
Классическая (или академическая, как её ещё называют) музыка является ярким представителем элитарной культуры. Впрочем, некоторая её часть уже давно является общедоступной и прекрасно понимается любым слушателем. К таковым относятся следующие произведения:
Это лишь верхушка айсберга. Его основная масса находится глубоко под водой, скрытая от взора рядового слушателя. И тем более любопытно, что среди классических музыкантов существует множество тех, кто презрительно скривит лицо, услышав какую-либо из вышеназванных фамилий. Это объясняется очень просто — существует огромный пласт не менее гениальной музыки, которая абсолютно неизвестна большинству людей, она-то и считается истинно «элитарной».
К этой основной массе гипотетического айсберга относятся такие фамилии, как Скрябин (в частности, «Поэма экстаза», «Прометей»), Шимановский, Шёнберг, Метнер, Падеревский, Борис Чайковский, Кабалевский, Сибелиус, Лигети, Эрик Сати, Пуленк, Хиндемит, Веберн, Барток, Мессиан, Барбер и множество других.
Художники и живопись
Полотна известных художников знакомы большинству людей не столько запечатлёнными образами и красотами на них, сколько своими запредельными ценами на отдельные шедевры искусства. Наибольшее негодование у обывателей вызывает абстрактная живопись, а также некоторые разновидности кубизма (как известно, нет ничего лучше, чем наблюдать спор между интеллигентом и деревенщиной о сути картины «Чёрный квадрат» Малевича). К великим художникам и их творениям следует отнести:
Этот небольшой список можно дополнить десятками и сотнями фамилий гениев, стиль которых в большей или меньшей степени знаком обывателю.
Очевидно, что многое из подобного творчества создавалось именно с целью провокации и вызова у посетителя выставки чувства удивления или даже замешательства. На примере реакции большинства людей на отдельные полотна легко проследить отличие массового искусства от элитарного.
Литература, проза и поэзия
Принято считать, что литературное искусство в большей степени доступно для людей, так как человек с малых лет вынужден развивать у себя способность к чтению и осмыслению прочитанного, а значит, восприятие текста как источника информации (в отличие от звуков или живописных образов) должно проходить без проблем. Однако и здесь существует пропасть между ординарными произведениями и шедеврами.
Элитарная литература (подобно живописи и музыке) кажется обычному человеку лишь набором слов, которые вместо того, чтобы показывать то, что нравится видеть читателю, заставляют его думать над вечными вопросами человечества. В этом жанре, как правило, автор не даёт ответов и не указывает, где «плюс», а где «минус». Он, скорее, побуждает читателя к самостоятельному поиску, используя при этом всё своё языковое богатство.
Примеры элитарной культуры в литературном жанре — это как общеизвестные, так и незаслуженно забытые фамилии:
В эту группу следует включить и различного рода мыслителей, философов, а также представителей от обществознания и социологии — обществоведов (чьи произведения, несмотря на свою значимость, никогда не пользовались популярностью). Среди них — Никколо Макиавелли, Рене Декарт, Барух Спиноза, Фома Аквинский, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Мишель Фуко, Будон Раймон, Альфред Вебер, Теодор Гайгер, Джон Локк, Иммануил Кант и многие другие.