Что относится к элементам внутренней среды
Лекция 4. Внутренняя среда организации
Понятие и элементы внутренней среды организации
Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Это не значит, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством.
Наиболее часто внутреннюю среду рассматривают как совокупность следующих элементов:
Цели
Цель – конкретный желаемый результат, который стремятся получить. Организация – средство коллективного достижения целей, которых люди не смогли бы достичь индивидуально. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. У организаций могут быть разнообразные цели (прибыльность/производительность, уменьшение затрат, польза обществу). У организаций может быть много целей (доля рынка, качество, производительность, подготовка компетентных руководителей). У каждого подразделения тоже есть свои цели. Цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.
Выживание – общая цель практически всех организаций. Некоторые организации планируют свой роспуск после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Но, хотя это и не зафиксировано часто в письменной форме, выживание, возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций. Организации имеют потенциал существовать бесконечно.
Структура
Структура организации – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей (подразделений), построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. В современных организациях используется специализированное разделение труда: закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Используется горизонтальное разделение труда (по функциональным областям и внутри них) и вертикальное. Эффективность и целесообразность разделения работы между людьми (сверху вниз, до самого первого уровня организации) определяет, насколько организация будет конкурентоспособна. Сфера контроля – количество лиц, подчиненных руководителю. Чем уже сфера контроля, тем больше уровней управления. Не существует идеальной сферы контроля.
Задачи
Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполнена предписанным образом и в предписанные сроки, то организация будет действовать успешно.
Задачи: работа с людьми, предметами (сырье, машины, инструменты) и информацией. Также важны частота повторения задачи и время выполнения. Частота уменьшается, а время увеличивается по мере перехода на более высокий управленческий уровень.
Технология
Большинство людей воспринимают технологию уже, чем она есть на самом деле (как нечто связанное с изобретениями и машинами). На самом деле, технология – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Технология – по сути способ такого преобразования.
Технологии классифицируются по Джоан Вудворд:
· Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство. Изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий (большие компьютеры, космические корабли, индивидуальные заказы – одежда, мебель);
· Массовое или крупносерийное производство. Применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи (автомобили, гамбургеры). Используется стандартизация, механизация и конвейеры;
· Непрерывное производство. Использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах (переработка нефти, сталелитейное производство, производство электроэнергии).
Классификация по Джеймсу Томпсону:
· Многозвенные технологии. Характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно (конвейеры);
· Посреднические технологии. Характеризуются встречами групп людей (например, клиенты и покупатели), которые являются или хотят быть взаимозависимыми (банки – тех, кто берет взаймы, и тех, кто дает взаймы; телефонные компании; рекрутинговые агентства);
· Интенсивные технологии. Применение специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство (монтаж фильма).
Люди
Индивидуальные характеристики людей:
Способности (умственные и физические) – присущие человеку качества. Необходимо подбирать работников, способности которых соответствуют выполняемой должности (выгоды от специализации). Способности можно увеличить при помощи обучения (самая легко изменяемая характеристика).
Предрасположенность, одаренность – имеющийся потенциал человек в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Важно ее правильно оценить, иначе обучение не даст нужного эффекта.
Потребности – внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо (психологические и физиологические).
Ожидания. Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения.
Восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Работникам нужно не только создать стимулы, но и добиться их адекватного восприятия и доверия руководству.
Отношение, точка зрения. Отношение – неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам или к любым воспринимаемым аспектам окружающей нас среды. Отношения формируют наше необъективное восприятие окружающей среды и влияют тем самым на поведение. Формируются всевозможные предрассудки (расовые, сексуальные).
Ценности – общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо, плохо или безразлично в жизни. Выше, чем отношение, которое проявляется к конкретным аспектам и предметам. «Быть богатым лучше, чем бедным». Каждая организация также имеет свою систему ценностей. Она составляет нравственный облик (организационную культуру) организации.
Человек проявляется в 3 аспектах:
1. Как отдельная личность. Личность проявляется через характеристики отдельного человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом, что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде. Личность может различно вести себя в различных ситуациях, но тем не менее имеет шаблон поведения, т.е. относительно устойчивый набор характеристик;
2. В группах. Группы влияют на людей. В группах формируются определенные установки, ценности и ожидания, связанные с пониманием поведенческой нормы. Норма – стандарты поведения, признаваемые приемлемыми в данных условиях;
3. Как руководитель. Лидерство – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Стиль лидерства отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, его самооценку и личность. Эффективность конкретного стиля зависит от ситуации, которая включает содержание выполняемой работы и индивидуальные характеристики подчиненных.
Внутренняя и внешняя среда организации (среда менеджмента)
Среда организации, что это такое? Организационная среда это элементы и факторы, которые окружают любую организацию, и влияет на процессы, которые в ней протекают. Насколько они разнообразны? Тут можно провести параллель с астрономией, факторов столько, сколько звезд на небе. И пусть это образное сравнение, но доля правды в нем есть, факторы разнообразны, и уровень и степень их влияния различна, а потому их можно выделить очень много.
В теории менеджмента принято подразделять среду организации. При этом деление проводится, как правило, на две структурные части. Это внутренняя среда организации и внешняя среда. Учитывая их название, эти две среды отличаются друг от друга как вход и выход или как верх и низ. В общем виде организационная среда выглядит как многослойный пирог.
Непосредственное и дальнее окружение представляют собой внешнюю среду организации. Далее разберем подробнее элементы организационной среды.
Внутренняя среда
Внутренняя среда – это элементы или факторы, которые находятся внутри организации. Здесь стоит говорить о родстве понятия внутренней среды и системного похода к управлению. Именно система состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой. Точно также и внутренние переменные взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно работать.
Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и технологический или административный.
Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил еще Анри Файоль. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к элементам внутренней среды относятся:
В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее.
Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно представить схематически.
Неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации
Охарактеризуем кратко перечисленные элементы внутренней среды.
Цели – это основа любой организации, это основа всего менеджмента, организации создаются для целей.
Люди – это вторая базовая основа организации, нет без человека действий даже при очень хороших целях.
Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам.
Задачи – говорят, кто и что должен делать в организации.
Технология – это процесс работы, то, как организация работает, и делают продукцию или оказывает услуги.
Таким образом, все переменные оказывают влияние на деятельность всей организации. Кроме того даже если одна переменная отсутствует, то уже и организации не будет, это и есть неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации. Нет людей, некому работать, нет целей, не для чего работать, нет задача, неизвестно кто и что делает и так далее.
Внешняя среда
Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.
К примеру, введение продуктового эмбарго в России отрицательно сказалось на деятельности торговых сетей особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны. В тоже время для отечественных производителей это положительный факт, так как они могу продавать свою продукцию в большем объеме не испытывая конкуренции с иностранными производителями, прежде всего Европейскими.
Уровень и степень влияния также различна. Если конкурент предложил новый вид продукции, то организация может ответить тем же. А вот если случился экономический кризис, то здесь что-то противопоставить нечего, нудно будет приспосабливаться. Такие различия и обусловили появление двух элементов внешней среды – среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия.
Схематически внешнюю среду можно представить следующим образом.
Среда прямого воздействия – это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее непосредственно, но и организация на такие факторы также влияет. Получаем взаимовлияние фактора на организацию и организацию на фактор.
Элементы внешней среды организации прямого воздействия:
— конкуренты – предлагают аналогичную продукцию, отвлекают на себя наших возможных потребителей, предлагают им более интересную продукцию;
— потребители – те, кто приносит нам основную прибыль, покупают нашу продукцию, но могут и уйти от организации вслед за конкурентами;
— поставщики – дают возможность работать организации, предоставляя необходимые материалы, но могут и не предоставить и тогда у организации возникнут трудности, к поставщикам относят и организации инфраструктуры;
— трудовые ресурсы – самый уникальный фактор, присутствует и во внутренней среде и во внешней, в данном случае это те, кто в организацию может прийти, влияют уровнем квалификации или наоборот ее отсутствием, улучшая или ухудшая эффективность работы компании;
— законы и органы государственного регулирования и контроля – устанавливают правила игры всех организаций, обязывают выполнять их и наказывают за несоблюдение норм законодательства.
Среда косвенного воздействия – это макро факторы оказывающие влияние на деятельность организаций, не всегда сразу, однако сами организации ничего противопоставить им не могут. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам среды. Организация может спрогнозировать и подготовиться или уже приспосабливаться к изменениям. Ну а если не вышло, то значит, организацию ждет разрушение.
Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:
— экономическая среда – влияние экономических процессов
— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований
— научнотехническая среда – влияние новых технологий и инноваций
— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада
— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных
— международная среда – влияние событий протекающих в жизни мирового сообщества.
Итого можно сделать вывод, что внешняя среда организации оказывает серьезное влияние на все процессы, протекающие в жизни любых организаций. Современный менеджмент говорит о необходимости постоянно и систематически собирать и анализировать данные о внешней среде.
Процесс сбора информации о среде и особенно ее анализа для современного управления крайне важен, все это дает поле для дальнейших управленческих процедур и действий.
Исследование внутренней среды организаций
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Дипломная работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 16.06.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:
Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Эффективность стратегии предприятия зависит от окружающей среды, способность адаптироваться к ожиданиям и требованиям которой зависит от выживания предприятия и его развития в долгосрочной перспективе. Проводится различие между внутренней и внешней средой организации. Внутреннее окружение включает в себя основные элементы и подсистемы внутри организации, обеспечивающие реализацию протекающих в ней процессов.
Для достижения цели проекта курса необходимо выполнить следующие задачи:
Актуальность темы определяется тем, что, анализируя внутреннюю среду, предприятие выявляет свои слабые и сильные стороны, потому что для того, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. В то же время, необходимо также знать о слабых сторонах, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.
Проект направлен на изучение элемента внутренней среды организации и методов диагностики внутренней среды на Красноармейском механическом заводе.
Для достижения цели проекта курса необходимо выполнение следующих задач:
Объект исследования— предприятие ОАО «КМЗ».
Сущность и концепция анализа внутренней среды организации
Развитие менеджмента является результатом действия многих факторов как во внешней среде, так и внутри самой организации. Несмотря на все возрастающее значение внешних факторов, внутренние факторы по-прежнему являются определяющими в функционировании и развитии организации.
Под внутренней средой понимается та часть общей среды, которая существует в организации. Она свидетельствует о постоянном и наиболее прямом воздействии на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности, имеющиеся в организации.
Внутренняя среда каждой организации характеризуется следующими свойствами:
Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности предприятия:
Компоненты внутренней среды организации
Изучение внутренней среды организации является важным и значимым условием для определения внутренних возможностей и потенциала, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе за достижение своих целей. Анализ внутренней среды также позволяет лучше понять цели и задачи организации.
Внутренняя среда каждой организации формируется переменными, которые оказывают непосредственное влияние на ее процессы. Именно эти переменные предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и основные особенности внутренней среды.
Таким образом, композиция инкапсулирует разложение системы, разделение целого на составляющие ее элементы. Очевидно, что определенный состав организации предопределяет возможные варианты формирования ее структуры. В свою очередь, конкретные варианты компонентного состава организации соответствуют определенной структуре.
Однако соответствие между составом и структурой организации не является полным, отсутствует жесткая привязка определенной структуры к определенному составу организации. Один и тот же состав может иметь различные, а иногда и существенно отличающиеся друг от друга структуры.
Структура является одной из важнейших, но не единственной характеристикой организационной системы. Поэтому существуют различные факторы внутренней среды организации: структура, цели, задачи, технология, персонал, общие ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, квалификация персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и некоторые другие параметры.
В дополнение к этой классификации можно использовать разделение факторов на объективные и субъективные, исходя из того, что организация является социальной и технической системой. К группе объективных факторов внутренней среды относятся структура, цели, задачи, технология, финансовая система, информационная система, стратегия, бизнес-процессы, а также персонал и др.
Кроме того, рассматривая организацию как трансформирующую систему, все факторы можно разделить на три группы: входы (ресурсы); выходы (результаты); и процессы преобразования (производство).
Предлагаемая классификация факторов не является единственно возможной, хотя на данный момент у авторов нет другой классификации. Если классификация принимается исследователем как правильная, то она служит основой для выявления и оценки полноты предложенной системы факторов, поэтому она весьма важна в теоретическом и практическом смысле.
Существуют различные подходы к определению параметров внутренней среды организаций. По определению М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедури основными внутренними переменными организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.
Структура организации представляет собой логическую взаимосвязь и взаимозависимость уровней управления и департаментов, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Характерной чертой организации является разделение труда. Структура организации закрепляет в ней горизонтальное и вертикальное разделение труда. Выбор подразделений определяет структуру организации и, следовательно, возможности ее успешной деятельности. Вертикальное разделение труда создает иерархию уровней управления в организации.
Центральной характеристикой этой иерархии является формальное подчинение лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. Чем больше сфера контроля, тем меньше (при прочих равных условиях) управленческих уровней создается в организации, и наоборот. Формирование структуры является следствием разделения труда между специалистами разных ее видов. Таким образом, труд делится между технологами, механиками, экономистами и т.д. В производстве любого продукта труд делится на многочисленные мелкие операции, что также представляет собой конкретную специализацию труда.
Под структурой организации понимается состав и соотношение входящих в нее подсистем, выделенных в соответствии с критериями процессов производства и управления. В соответствии с этим каждая организация имеет структуру, в которой выделяются производственная и управленческая подсистемы. В свою очередь, в структуре управления часто создаются функциональные подсистемы, к которым относятся маркетинг, управление инновациями, управление производством, управление персоналом и др.
Задачи организации традиционно делятся на три категории по типу работы: работа с людьми; работа с объектами; работа с информацией. Задачи характеризуются частотой повторения и сроками выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд) и повторяется много раз в день, то работа монотонная.
Складывающаяся технология предполагает, что все работы внутри организации плохо связаны друг с другом и полнота дает им последнюю операцию. Последовательная технология характеризуется тем, что работы по созданию изделий текут друг от друга и ни одна не может начаться раньше предыдущей. Наконец, групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, строящемся доме) последовательно или параллельно, в зависимости от ситуации.
Задачи и технология тесно взаимосвязаны. Выполнение задачи предполагает использование конкурентоспособной технологии как средства преобразования входных ресурсов в форму, получаемую на выходе. Влияние этой переменной на управление было во многом обусловлено четырьмя крупными технологическими прорывами: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, использованием конвейерных сборочных линий и компьютеризацией.
В ситуационном подходе к управлению существуют три основных аспекта человеческой переменной: поведение индивидов; поведение людей в группах; поведение лидера как лидера, его влияние на поведение индивидов и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной является сложной задачей. Человеческое поведение в обществе и на работе является результатом сложного сочетания индивидуальных особенностей и окружающей среды. Индивидуальные способности, потребности, ожидания, восприятия и социальные установки считаются особенно важными индивидуальными характеристиками.
Этапы анализа внутренней среды организации
Анализ внутренней среды раскрывает внутренние возможности и потенциал, на который предприятие может рассчитывать, чтобы конкурировать в процессе достижения своих целей, а также позволяет более точно формулировать задачи и лучше понимать цели организации. Крайне важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружающей среды, но и предоставляет возможность существовать своим работникам, обеспечивая их рабочими местами, возможностью участвовать в получении прибыли, создавая для них социальные условия и т.п.
Внутренняя среда анализируется в следующих областях (срезах):
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
Организационный раздел включает в себя:
Производственное сечение включает в себя:
Финансовая часть включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения средств в организации. В частности, это включает в себя поддержание ликвидности и обеспечение рентабельности, создание инвестиционных возможностей и т.д. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с продажей продукции. Оно включает в себя продуктовую стратегию, ценовую стратегию, стратегию продвижения продукции, выбор рынков сбыта и систем дистрибуции.
Внутренняя среда как бы полностью пронизана организационной культурой, которая, как и вышеперечисленные срезы, должна быть самым серьезным исследованием в процессе анализа внутренней среды организации.
Организационная культура может способствовать способности организации быть сильной, устойчивой конкурентоспособной организацией. Но может быть так, что организационная культура ослабляет организацию, не позволяя ей успешно развиваться, даже если она обладает высоким техническим и технологическим финансовым потенциалом. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления заключается в том, что он не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешней средой, как она обращается со своими сотрудниками.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ внутренней среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление сильных и слабых сторон организации.
Анализируя внешнюю среду и получая данные о факторах, которые представляют риски или возможности, руководство должно оценить, обладает ли компания внутренними силами для использования возможностей и какие внутренние недостатки могут усложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Существует три метода диагностики внутренней среды, которые используются в стратегическом управлении
Сначала составляется список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и возможностей, исходя из конкретной ситуации, в которой находится организация.
После составления конкретного списка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации начинается этап их объединения.
Для установления этих связей составляется SWOT-матрица, которая имеет следующую форму
Слева расположены два раздела (сильные и слабые стороны), к которым соответственно добавляются все сильные и слабые стороны организации, выявленные на первом этапе. Кроме того, в верхней части матрицы есть два раздела (возможности и угрозы), в которые включены все возможности и угрозы, выявленные на первом этапе.
На пересечении этих разделов образованы четыре поля. В каждом из этих полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и определить те из них, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. Для тех пар, которые выбраны из поля «СИВ», должна быть разработана стратегия, основанная на сильных сторонах организации, чтобы воспользоваться возможностями, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые выбраны из области «СЛВ», стратегия должна быть разработана таким образом, чтобы были предоставлены возможности для того, чтобы попытаться преодолеть слабые места в организации. Если пара находится в поле «СИУ», то стратегия должна предусматривать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, работающих в сфере «СЛУ», организация должна разработать стратегию, которая позволит им как избавиться от своих слабых мест, так и попытаться предотвратить угрозу, с которой они сталкиваются.
Матрица возможностей
Для оценки возможностей используется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей:
Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); слева по вертикали откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Матрица угроз
Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая).
Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и HР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и BJI, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.
Анализ внутренней среды ОАО «КМЗ»
Общие характеристики ОАО «КМЗ»
Красноармейский механический завод «Рабочий» основан в 1884 году. В 2000 году он был переименован в Открытое акционерное общество «Красноармейский механический завод».
Местонахождение предприятия: 412800, Саратовская область, г. Красноармейск, ул. Заводская 10.
В настоящее время завод производит:
Основная цель и задача завода:
Компания работает на основании устава и коллективного договора
Основными показателями деятельности предприятия являются товарная продукция и затраты на рубль товарной продукции. По этим показателям ОАО «КМЗ» отчитывается перед головной организацией. Для расчета данных показателей Общество ведет учет финансовой деятельности в соответствии с учетной политикой Общества.
ОАО «КМЗ» является серийным производителем. Он поставляет свою продукцию на внутренний рынок. Продукция изготавливается по предварительно заключенным договорам, с четко определенной номенклатурой, ее количеством и датой поставки.
Поставщиками материалов являются:
Структура органов управления эмитента:
Организационная структура относится к типу линейных структур управления. Во главе каждого производственно-управленческого подразделения стоит руководитель, который уполномочен осуществлять единоличное управление подчиненными ему работниками. Сам руководитель подчиняется вышестоящему руководству. ОАО «КМЗ» осуществляет свою деятельность на рынке машиностроения. Предприятие технологически связано с ЗАО «НИИХИТ-2», работает по разработанной ими документации и формирует с ними производственную кооперацию, являясь одним из поставщиков комплектующих к источникам аккумуляторных батарей, контейнеров, резервуаров, корпусов и упакованных коробок для хранения аккумуляторных батарей. Таким образом, ОАО «КМЗ» функционирует на рынке чистой монополии.
Завод располагает полным комплексом средств контроля и испытаний материалов; химической, механической, рентгеновской лабораторией, ультразвуковым контролем, оборудованием для цветной дефектоскопии. Кроме того, предприятие готово оказывать консультационные услуги по применению любых видов арматуры, применяемой в промышленности, строительстве, гидравлическом транспорте, водоснабжении.
Анализ и оценка внутренней среды ОАО «КМЗ»
Внутренний анализ направлен на то, чтобы помочь руководству детально разобраться в деятельности компании, понять, оправдывают ли себя стратегии, используемые организацией, и выяснить, насколько эффективно используются ресурсы компании для поддержки этих стратегий.
В последние годы значение внутреннего анализа значительно возросло, поскольку именно деятельность компании определяет ее способность опережать конкурентов, как показывают исследования.
Внутренний анализ ОАО «КМЗ» позволяет менеджерам компании выявить потенциал конкурентного преимущества, а также выявить те области, которые требуют срочного вмешательства для обеспечения выживания на рынке.
Анализ внутренних факторов проекта проводится с учетом его составляющих
Любые изменения в организации приводят к изменению организационной культуры. Это изменение связано с поиском организацией ниши на рынке и ее адаптацией к постоянно меняющейся внешней среде. Большое значение придается гибкости организационной культуры поведения при проведении изменений. Организационная культура более гибкая и мобильная, позволяющая решать краткосрочные, а иногда и нетиповые задачи. В целом, организационная культура достаточно продуктивна.
Его задача заключается в эффективном использовании и координации ресурсов организации и использовании всех положительных аспектов для воплощения этого плана в жизнь. Слабым местом организации является слабая организация процесса планирования изменений, нечетко определенные цели предприятия, не всегда обязательное выполнение решений вышестоящего руководства, а также отсутствие эффективности в их реализации.
Проанализировав внутренние подсистемы ОАО «КМЗ», можно говорить об успешности изменений при условии укрепления сильных и устранения слабых сторон подсистем. Проведению изменений будут способствовать: организационная культура, высокая квалификация персонала, демократический стиль руководства. Однако недостаточная мотивация персонала затормозит изменения. Запланированные изменения затронут подсистему стратегического планирования и подсистему процедур управления.
Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации. Можно сделать следующие выводы, что повышение эффективности работы персонала по мотивации персонала, а также по усилению контроля над трудовой деятельностью, оптимизации маркетинговой, стратегической управленческой и рекламной деятельности положительно повлияет на текущую деятельность и развитие предприятия.
Анализ функциональных зон, слабых и сильных сторон ОАО «КМЗ» показал, что компании необходимо оптимизировать следующие направления:
На основе результатов анализа конкурентоспособности товаров, финансового, технического, социального, организационного состояния организации, ее конкурентных преимуществ формируется политика функционирования и комплексного развития организации. На основе анализа данных формируются портфели инноваций и нововведений организаций (портфель заказов).
Портфель заказов представляет собой исчерпывающий и обоснованный перечень закупленных или собственных разработок, подлежащих реализации на предприятии и последующей реализации. ОАО «КМЗ» имеет собственный портфель заказов, получаемый от головной организации. Портфель заказов содержит план общего объема производства, включающий в себя кварталы, наименование продукции, количество и объем. Ежемесячно составляется и распределяется по службам ежемесячный план. В течение года могут вноситься изменения и исправления, добавляться новые или исключаться старые продукты.
Реализация этих направлений позволит предприятию достичь поставленных целей и задач.
Вывод:
Можно сделать вывод, что элементы внутренней и внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Внешнее окружение обеспечивает организацию входящими ресурсами. Обратная связь на выходе обеспечивает организацию информацией для оценки результатов, а затем выбирает входные данные. Взаимодействие между предприятием и внешней средой снижает энтропию, присущую каждой системе. Именно внешнее окружение обеспечивает ресурсы и возможности для дальнейшего развития организации.
Общеорганизационное управление определяется двумя факторами:
Современная тенденция заключается в повышении значимости второго фактора, который становится определяющим. Внутренняя среда организации включает в себя те переменные, которые находятся внутри самой организации. Потенциал развития фирмы зависит от качества внутренней среды организации. Поэтому анализ внутренней среды является очень важным и очень сложным процессом для разработки стратегии организации. Он требует тщательного мониторинга процессов, их правильной оценки и установления связи между факторами и сильными и слабыми сторонами организации, которые содержатся во внутренней среде. Очевидно, что без знания окружающей среды организация не может существовать. Анализ внутренней среды является одним из инструментов, с помощью которого руководство организации может разработать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять меры по смягчению рисков. Анализ внутренней среды ОАО «КМЗ» показал, что Открытое акционерное общество «Красноармейский механический завод» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, общественных объединений государственных предприятий в открытые акционерные общества» от 01. 08.1992 г. № 721 в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области, а также Уставом. Основными видами деятельности предприятия являются изготовление штампосварных изделий из конструкционных, нержавеющих сталей, алюминиевых сплавов, изготовление комплектующих для химических источников энергии, изготовление запасных частей для оборудования легкой промышленности, проектирование и изготовление технологического оборудования: штампов, пресс-форм, деревообработка.
Структура ОАО «КМЗ» представляет собой развитую сеть цехов и отделов. Из данных анализа среды предприятия можно сделать вывод, что предприятию необходимо оптимизировать следующие направления: разработка эффективной системы мотивации персонала, особенно молодых специалистов; разработка и внедрение информационной системы управления персоналом; определение принципов, правил делегирования задач; совершенствование системы маркетинга. Реализация этих направлений позволит предприятию достичь поставленных целей и задач.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.