Что относится к элементам ноосферы
Ноосфера
Содержание
Возникновение и эволюция понятия
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.
Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.
Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растёт в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).
Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).
Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.
В. И. Вернадский о ноосфере
По мнению Вернадского, основными предпосылками создания ноосферы являются:
Академик утверждал, что эти социальные реформы и катаклизмы сделают «переход к ноосфере» необратимым.
В структуре ноосферы и биосферы Вернадский выделял «семь видов вещества»:
Эта теория получила своё логическое продолжение и развитие в трудах академика Лысенко, а также профессора Лепешинской, расширившей и углубившей учение о «живом веществе». Тем не менее «Теория семи видов вещества» никогда не была принята западным научным сообществом.
Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Иногда Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, иногда — как о неотвратимом будущем. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечал он. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
Критика
Доктор философских наук В. Кутырев считает:
Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет:
Учение о ноосфере: этапы развития, учение Вернадского и основные признаки ноосферы
Что такое ноосфера и какова ее роль? Пройдемся кратко по учению Вернадского о ноосфере.
Этапы развития учения о ноосфере
Живые организмы на нашей планете проходят длительный процесс развития, что становится причиной качественных изменений самой биосферы. Термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа в 1927 году. Не обошлось в этом деле и без участия Вернадского: Леруа был с ним знаком и присутствовал на его лекциях.
По мнению Леруа, ноосфера — это настоящий геологический период развития биосферы. К такому выводу он пришел вместе с П. Т. де Шарденом — своим другом и коллегой.
Позже де Шарден разработает собственную теорию о ноосфере. По мнению ученого, ноосфера представляет собой новый мыслящий слой, который образовался в конце третичного периода и формировался над миром растений и животных — вне биосферы и над ней.
Перед тем как дать определение ноосферы по Вернадскому, обратимся к определению, которое было предложено в конце 20-х годов 20 века.
Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, где разумная человеческая деятельность является главным фактором.
Учение о ноосфере Вернадского
От биосферы к ноосфере
Учение о биосфере Вернадского плавно перетекло в учение о ноосфере, в которое он вкладывал материалистическое наполнение. Он говорил о том, что человек, будучи частью природы, должен соблюдать ее законы, а не пытаться их изменить. Главная мысль учения о ноосфере Вернадского заключается в том, что человечество должно учитывать природные закономерности в ходе развития общества и среды.
В первое время ученый считал, что ноосфера — особая оболочка разума, развивающаяся над биосферой. Однако позже он сформулировал другое определение.
Ноосфера по Вернадскому — новое состояние биосферы, где умственная и разумная деятельность человека будет определять ее развитие.
Факторы перехода биосферы в ноосферу
Переход биосферы в ноосферу происходит в результате воздействия научной мысли и деятельности человека. Человечество в процессе развития приобретало все больше отличий от других составляющих биосферы, став новой биогенной природоформирующей силой. Научная же мысль в виде достижений науки и техники помогает человеку осваивать части биосферы, к которым раньше он не мог добраться.
Ноосфера отличается тесной связью законов природы с социально-политическими факторами общества. В ее основе — научно обоснованное рациональное использование ресурсов природы. Оно предполагает, что круговорот вещества и поток энергии будут восстановлены.
Согласно Вернадскому и учению о ноосфере, отличительная черта ноосферы — экологизация всех сферы деятельности человека, что предполагает формирование экологического мышления и экологического сознания.
Основные положения учения о ноосфере Вернадского
Вернадский сформулировал основные свои положения, оценив роль человеческого разума как явления планетарного. Вот эти положения о ноосфере Вернадского:
Основные признаки ноосферы
Учение Вернадского о ноосфере дало большой фактический материал о биосфере и производственной человеческой деятельности. В том числе на их основе сформулировали современные признаки ноосферы:
Место человека в природе
Природа, окружающая человека — система довольно хрупкая.
Не зря философы всех времен пытаются найти ответ на вопрос, кем же выступает человек по отношению к природе: рабом или господином. Оба варианта в некоторой степени допустимы.
Несмотря на то, что индустриальная мощь человечества достигла небывалых высот, оно не приобрело независимость от окружающей природы. Даже когда человек изменяет природу, то должен думать о ее возрождении и охране. Главная задача, которую ставит перед собой человек — использование природных закономерностей в собственных интересах без нарушения природного равновесия. Это возможно только в рамках всемирного сотрудничества.
Концепция ноосферы
Понятие ноосферы и ее строение. Пример безумия современной экономической деятельности в общепланетном масштабе. Аритмологическая классификация базовых мировоззрений. Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Социальный двигатель перехода биосферы в ноосферу.
«Глобальный характер взаимоотношений человека со средой его обитания привел к появлению понятия ноосферы, введенного Ле-Руа, а затем к концепции ноосферы, развитой Тейяром де Шарденом. Эта концепция была создана непосредственно под влиянием лекций, прочитанных В.И. Вернадским в Париже в 1926 г., в которых он изложил свое учение о биосфере. Концепция ноосферы продолжает учение о биосфере применительно ко взаимоотношению человека с окружающей природой средой».
1.1 Понятие «ноосфера»
— природный (флора, фауна, вода, воздух, климат, рельеф, и т.д.);
— этносоциальные (обычаи, традиции, быт, язык и т.д.);
— социокультурный (искусство, здравоохранение, наука, религия, образование и т.д.);
— экономические (население, сельское хозяйство, транспорт, промышленность и т.д.).
Идея ноосферы состоит в том, что в первую очередь ассоциируется с именем В.И. Вернадского, русского учёного. Отмечавшего «Сферу Разума» закономерно возникающую как высшую стадию эволюцию биосферы.
1.2 Строение ноосферы
«Ноосфера имеет трёхчастное строение:
1. Техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества.
2. Социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений.
Рассмотрим эти три части поподробнее.
В древних религиях этот тип мировоззрения порождал пантеоны «богов» в различных странах мира, в наши дни идолами стали деньги и вещи.
1.3 Функции ноосферы
— контроль эволюции человека, и формирование сообщества отвечающим этим законам.
— совершение обмена информацией с системами дальнего и ближнего космоса (разумными системами).
Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.
1. науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живёт,
2. философию, требующего подвергать сомнению всё, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, принципиально отказывающиеся от категории истины, противостоят ноосферному мировоззрению).
Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалась в рамки «единственно верного» учения диалектического материализма. Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям лишь начиная с конца 60-х годов. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, «Научная мысль, как планетное явление», написанное в 1936 году стало доступным читателю лишь в 1988 году. В 80-е годы ноосферное движение в СССР, а в 90-е в России активно развивается. Ноосферные идеи проникают в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Библиография работ по ноосфере насчитывает уже тысячи наименований».
2. Концепция ноосферы В.И. Вернадского
По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.
3) Открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии.
4) Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.
5) Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения.
6) Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. Отсюда следует, сто без устранения этой преграды достижение ноосферы практически невозможно и, напротив, уничтожение угрозы войны будет означать, что человечество сделало крупный шаг к созданию ноосферы.
Оценивая роль человеческого разума и научной мысли как планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:
1. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.
2. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.
3. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.
В связи с развитием производственных сил возникают новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем.
2) Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.
3) Процессы в антропогенной биосфере приводят к рассеиванию энергии, а не к ее накоплению, что было характерно для биосферы до появления человека.
4) В биосфере в массовом количестве создаются вещества, ранее в ней отсутствовавшие, в том числе чистые металлы.
5) Появляются, хотя и в ничтожно малых количествах трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики. Совершается освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер.
6) Ноосфера выходит за пределы Земли в связи с прогрессом научно-технической революции.
В связи с потребительским отношением к природным ресурсам и накоплением отходов производства антропогенная нагрузка на биосферу быстро возрастает и приближает биосферу к критическому состоянию. Естественно, что возникает проблема ограничения антропогенных воздействий, которая в наши дни становится чрезвычайно актуальной. Это осознается научной общественностью и многими политическими деятелями.
В связи с возрастанием антропогенной нагрузки на биосферу возникают многочисленные проблемы, которые предстоит решить в ближайшем будущем во избежание роковых последствий. Это чрезвычайно важная задача, решение которой потребует больших усилий со стороны человеческого разума, привлечения ученых в области естественных и гуманитарных наук.
Главным социальным двигателем перехода биосферы в ноосферу в современный период, согласно предвидениям В.И. Вернадского, служит резко возросшая творческая активность народных масс, стремление их к получению максимального научного знания, участия в общественной жизни и управления государством.
Концепция ноосферы в качестве основополагающего условия ее создания и проявления выдвигает отсутствие разрушительных войн между народами».
ноосфера аритмологический биосфера мировоззрение
3. Концепция ноосферы Тейяр де Шарден
Понятие ноосферы было предложено Э. Леруа (1870-1954). Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена. Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге. Представление о ноосфере и «сверхжизни» в ней, как слиянии рас, Природы и Бога в единое целое, как конец эволюции носит философский характер.
Вот что пишет Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека», глава «Развертывание ноосферы»
«Чтобы умножить контакты, необходимые для своих пробных нащупываний, и чтобы накопить полиморфное разнообразие своих богатств, жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами.
Поэтому, когда ее поток выходит из узких горловин, где она была, как бы стиснута новой мутацией, то чем уже горловина, из которой она выходит, и чем обширнее пространство, которое она должна покрыть своей волной, тем больше ей необходимо воспроизвести себя во множестве.
Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни.
Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы.
Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу.
Таким образом, П. Тейяр де Шарден под ноосферой он понимал новый покров Земли, «мыслящий пласт».
Он пишет: «Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что всё ценное, всё активное, всё прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «кроне» ноосферы».
По Тейяр де Шардену образование «коллективного общеземного разума» и есть цель развития Природы. В эволюции биосферы просматриваются следующие тенденции:
— экспансия жизни, т.е. для всего живого характерно избыточное изобилие;
— «разветвление» жизни, что приводит к созданию новых видов (со временем часть «ветвей» отмирает);
— «техника пробного нащупывания», т.е. жизнь пробует и перебирает разные варианты.
Действует созидательная тенденция, которая заключена в «элементарных частицах» сознания. Эти элементарные частицы сознания, изначально заложенные в каждой частице вещества, в результате развития ноосферы объединятся в сверхсознание».
Как сказал В.И. Вернадский: «проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания, новые науки, все увеличивающиеся в числе и в быстроте своего появления, характеризующие научную мысль XX столетий»
«Все это позволило В.И. Вернадскому назвать не только живое вещество планеты, но прежде всего человека, вооруженного научной мыслью, величайшей геологической силой современности. Если живое вещество создавало современный облик нашей планеты в течение миллионов и миллиардов лет, то человек своей деятельностью меняет его на наших глазах, демонстрируя поистине безграничные возможности в деле переустройства природы.
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. Темпы ее развития постоянно увеличиваются и вместе с этим увеличивается воздействие человека на биосферу.
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, в ходе технического прогресса ситуация изменялась коренным образом. XX столетие, сформировавшее качественно новые отношения науки, техники и технологии, колоссально увеличило масштабы воздействия общества на природу и поставило перед человечеством целый ряд чрезвычайно острых проблем».
«Тейяр де Шарден будучи священником Римско-католической церкви, Тейяр пытался осуществить синтез христианского учения и теории космической эволюции. Его идеи, соединяющие в себе науку, философию и христианский мистицизм, были изложены в посмертно изданных трудах, вызвавших широкий отклик и споры.
Следует отметить, ноосфера активно участвует в формировании совершенно нового человеческого сознания и сферу образования.
5. Бизнес класс Pierre Teilhard de Chardinhttp. Режим доступа: //www.classs.ru/persons/writers/chardin.html
6. Иванов-Шиц А.К. МГИМО (У) 2007 г. Версия 2011 г. Концепции Современного Естествознания. Лекции: Тема 13. Эволюция биосферы. Режим доступа: http://www.limm.mgimo.ru/science/lect_13.html
Подобные документы
Современная биосфера как результат длительной эволюции органического мира и неживой природы нашей планеты. Сущность и характеристики ноосферы. Необходимые предпосылки для создания ноосферы. Роль человеческого общества как крупнейшей планетарной силы.
презентация [3,5 M], добавлен 21.12.2014
Условия, необходимые для становления и существования ноосферы. Негативные последствия воздействия научно-технического прогресса на природную среду. Понятие биосферы в биологии. Развитие концепции ноосферы. Учение о биосфере и ее переходе в ноосферу.
реферат [24,3 K], добавлен 23.04.2013
Сущность и история развития понятия «Ноосфера». Основы научной концепции В.И.Вернадского. Особенности и закономерности существования биосферы. Ноосфера в конце XX века: прогнозы и реалии. Соотношение биосферы и ноосферы. Условия существования ноосферы.
реферат [33,0 K], добавлен 07.07.2008
Изучение положений о формировании представлений В.И. Вернадского о понятии ноосферы как нового геологического явления на нашей планете. Условия, необходимые для становления и существования ноосферы и особенности выполнения этих условий в современном мире.
реферат [27,5 K], добавлен 00.00.0000
Сущность и механизм развития ноосферы как предположительно новой, высшей стадии эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества. Современные достижения в данной области, характер, особенности исследований Вернадского, условия развития.
презентация [570,4 K], добавлен 11.04.2015
Появление разума и итога его деятельности – науки. Краткая характеристика ноосферы, условия становления и существования. Взаимодействие общества и природы. Наука как образование ноосферы. Техносфера и ноосфера. Значение учения В.И. Вернадского.
реферат [29,5 K], добавлен 30.09.2008
История происхождения понятия ноосферы и ее строение. В.И. Вернадский как представитель русского космизма. Единство биосферы и человека. Условия существования ноосферы. Биосфера как оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.
презентация [1,1 M], добавлен 17.05.2014
Зарождение внутри биосферы новой, «мыслящей» оболочки Земли – ноосферы. Общая идея учения В.И. Вернадского о биосфере, преобразованной разумной деятельностью человека. Твердая убежденность К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского в космической роли Земли.
контрольная работа [21,6 K], добавлен 15.12.2010
Сущность концепции развития биосферы. Отличие теории Вернадского В.И. от других теорий. Работа над синтетической концепцией проективной эволюции социоприродного Универсума. Генезис концепции ноосферы В.И. Вернадского и мировое значение его наследия.
контрольная работа [37,8 K], добавлен 13.07.2009
Изучение понятия ноосферы – нового, эволюционного состояния биосферы, при котором разумная деятельность человека становится, решающим фактором ее развития. Процессы, происходящие в биосфере, с точки зрения В.И. Вернадского. Функции биосферы и ионосферы.
презентация [979,2 K], добавлен 21.06.2012
Ноосфера
Содержание
[править] Возникновение и развитие ноосферы
В ноосферном учении человек предстаёт укоренённым в природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
[править] История представлений
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.
Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.
Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’élan vital).
Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’élan) и длительности (durée).
Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.
[править] Критика
Д. филос. наук В. А. Кутырев считает:
А. В. Поздняков из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН пишет:
[править] Ноосфера в современных sci-fi вселенных
[править] Примечания
[править] См. также
[править] Ссылки
Ноосфера
Материал из Фрикопедии — энциклопедии лженауки
Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французом Э.Леруа и П. Тейяром де Шарденом а 1927 году. [1]
В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль. [1]
Содержание
[править] История
Понятие «ноосферы» было предложено французским ученым Эдуардом Леруа, а развито двумя его современниками и коллегами — Пьером Тейяр де Шарденом и В. И. Вернадским. Их взгляды на ноосферу оцениваются, обычно, как противоположные, хотя для этого нет достаточных оснований. [2]
П. Тейяр де Шарден рассматривает ноосферу в контексте единой философской доктрины, как этап цикла развития материи (универсума) от начальной точки сингуляции (альфы) до конечной (омеги). Его взгляды в России критиковались как идеалистические. [2]
[править] Учение
[править] Вернадский о ноосфере
Практически все положения с Леруа и Тейяр де Шардена разделялись В. И. Вернадским, который, несомненно был знаком с ними в результате личного общения. Воззрения Вернадского на ноосферу отличались тем, что он решающее значение придавал научному познанию законов организации биосферы, трансформации ее под влиянием деятельности человека, а так же сознательной деятельности по ускорению становления ноосферы. Однако последнее обстоятельство относилось в большей степени к будущему, нежели к настоящему, которое он воспринимал достаточно критично. [2]
В. И. Вернадский обратился к идее ноосферы в конце своей жизни — основная его работа по этой проблеме была опубликована в 1944 г. (Вернадский, 1989). Его представления трудно назвать «учением о ноосфере». Это скорее общая концепция о закономерности развития биосферы в состояние, контролируемое человеческим разумом. Представления Вернадского о ноосфере по многим позициям близки к развивавшимся Тейяр де Шарденом. Истинные воззрения Вернадского на ноосферу оценить сложно — он был верующим человеком, но, естественно, воздерживался от противостояния официальной идеологии построения коммунизма в одной стране (с работами К.Маркса, по собственному признанию, он был знаком недостаточно). Труды Вернадского, как и Тейяр де Шардена, не были признаны при жизни, хотя «Сталинский план преобразования природы» целиком укладывался в ноосферные представления Вернадского. «Учение о ноосфере» было востребовано позднее, когда официальная коммунистическая доктрина о построении коммунизма была скомпрометирована и возникла необходимость в ином, естественнонаучном ее обосновании. Этому способствовала и вера Вернадского в неограниченные возможности научно-технического прогресса, реальности достижения полной независимости человечества от природы, перехода его к автотрофности. Экологический авантюризм обосновывался необходимостью ускорения наступления ноосферы путем разумного преобразования природы. Положение о возможности сознательного, разумного превращения биосферы в ноосферу, казалось, уже само по себе исключает неблагоприятные последствия подобного развития. Из объективного характера трансформации биосферы в ноосферу был сделан вывод о возможности гармонического сосуществования человека и природы и, как следствие, о коэволюции природы и общества. Это «достижение» отечественной экологии, не соответствующее ни историческому опыту, ни законам эволюции, вошло во многие учебники. Оно было подвергнуто критическому анализу в работе В. И. Данилова-Данильяна (1998), показавшего полнейшую научную несостоятельность такой «коэволюции». [2]
[править] Ноосфера и наука
Учение Тейяр де Шардена было отвергнуто не только нашей «официальной наукой», но и западным мире. Ему была запрещена преподавательская деятельность в университете в Сорбонне и он был вынужден покинуть Францию, прожив бoльшую часть жизни в Китае, а затем в США. Основные его произведения были опубликованы после смерти, последовавшей в 1951 году. [2]
Учение о ноосфере Вернадского — не более чем околонаучный миф, рожденный в эпоху строительства коммунизма с целью его естественнонаучного обоснования. Так, в «Биологическом энциклопедическом словаре» это утверждается непосредственно:
…поскольку характер отношений общества и природы определяется и социальным строем, постольку сознательное формирование Н. (ноосферы. — Г. К., Г. Р.) органически связано со становлением коммунистического общества.
[править] Значение ноосферы
В современной России понятие ноосферы приобрел иной, метафизический смысл. Например, в одной из тольяттинских больниц, возглавляемой академиком РАЕН, создана лаборатория «Ноосферных знаний и технологий», в которой «производится снятие наговоров, порчи, венца безбрачия» и иные услуги подобного рода. Судя по рекламным объявлениям в прессе, «ноосфера» стала прибежищем, различного рода «народных целителей», экстрасенсов, мастеров белой и черной магии, «преобразующих» среду с помощью «духовной составляющей мира». [2]
[править] Ссылки
Работа:
Ноосфера Земли и глобальная эволюция человечества
В последние годы мы становимся свидетелями все нарастающей кризисной ситуации, охватывающей практически все сферы личной и социальной жизни человека. Причем наивно было бы связывать ее только с экономическими или социальными причинами, те же симптомы мы наблюдаем и в сравнительно благополучных странах Западной Европы и в Северной Америке. Сейчас можно достаточно уверенно сказать, что причины надвигающегося кризиса глубоко экзистенциальны и лежат в самой природе Человека Разумного, в принципах его отношений с окружающим миром (1). Более того, надвигающийся кризис является необходимым и важнейшим этапом в дальнейшей эволюции человечества. Попытки его избежать или оттянуть вряд ли приведут к чему-либо хорошему.
Представьте себе акушера, который всеми силами пытается оттянуть момент родов, а после их начала старается запихнуть ребенка обратно.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является осознанное прохождение через кризис и выход на новый более высокий уровень восприятия реальности. Кстати, подобный же подход используется и в современной терапии личностных кризисов, вобравшей в себя многие идеи древней алхимической традиции (2). Центральная идея духовной алхимии – идея трансмутации, преображения негативного начала, деструктивной энергии характерна и для древних философских систем Индии, Китая и Тибета. Они позволили Карлу Юнгу создать принципиально новое направление в психотерапии, в корне отличающееся от традиционного подхода, когда негативное стремились подавить, заблокировать, «убрать с глаз долой» (2.3).
Если говорить о возможности успешной трансмутации нынешнего кризисного состояния нашей цивилизации, то одним из необходимых условий является расширение наших представлений о реальности, переосмысление и трансформация естественно научной парадигмы. Остановимся на трех взаимосвязанных аспектах этой проблемы.
Во-первых, анализ влияния информационного хаоса на биосферу Земли, и тесно связанная с этим проблема экологии информационной среды, как одно из центральных условий преодоления кризиса.
В-третьих, задача гармонизации психики современного человека, пробуждения ее глубинных резервов, необходимых для преодоления кризисных ситуаций.
Проблемы экологии информационной среды
В современной цивилизации фактор информации играет все большую роль. Она заключается в поддержании равновесия и развитии сложных систем, начиная от живого организма и кончая эволюцией планетарных, галактических процессов (1,2,3). Все это дает основание говорить о необходимости учета информационной среды, образованной миллиардами информационных связей как человеческого сообщества, так и естественных экологических систем. Важно подчеркнуть, что эти связи образуют новую системную целостность не сводимую к сумме отдельных элементов. Об этом говорилось еще в глубокой древности в Индийской и Тибетской тантрической традиции.
Важнейшим компонентом информационной среды является человеческая психика, дух, сознание. Современные научные исследования, связанные с изучением процессов саморегуляции в сложных нелинейных системах, качественно изменили наши представления о природе физической реальности окружающего нас мира. Оказалось, что как в развитии, нормальном функционировании отдельного живого организма, так и биосферы в целом определяющую роль играют слабые информационные связи, взаимодействия. Именно они, а не перемещения огромных энергий и масс определяют в конечном счете адаптивные возможности биосферы планеты.
Более того, существование подобных информационных связей делает правомерным использование компьютерных аналогий при описании процессов самоорганизации в биосфере. Иными словами можно говорить о существовании иерархически организованной системы регуляторных механизмов как на уровне отдельных экосистем, так и планеты в целом (1). Естественно такие регуляторные механизмы не локализованы в каких-то точках планеты, как привычные нам компьютеры, а представляют собой распределенную систему, неотделимую от биосферы в целом. По всей видимости отголосками подобных представлений являются разнообразные мифы о духах природы, тонкоматериальных мирах шаманов (3).
Таким образом, с позиций современной науки, сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. В этом отношении биосфера земли что то вроде гигантского суперкомпьютера, от успешного функционирования которого и зависит сбалансированность и самовосстановление экологических систем в разных уголках нашей планеты. И наоборот сбои в его работе, нарастание хаоса приводят к деструктивным процессам в биосфере, резкому увеличению энтропии (3).
Естественно, что так же как и на физико-химическом уровне в этом случае встает проблема порядка и хаоса (4). Причем разрушение информационной среды, ноосферы грозит не менее, а может и более страшными последствиями, чем в привычной нам экологии.
Можно выделить следующие негативные последствия разрушения и хаотизации информационной среды:
1. В области экологии:
1.1. Разрушение естественных механизмов саморегуляции экосистем (как в отдельных регионах, так и в масштабах всей планеты).
1.2. Отчуждение человеческой цивилизации от естественной среды обитания, формирование агрессивного, потребительского отношения к породе.
2.1. Манипулирование человеческим сознанием через средства массовой информации (активизация животных инстинктов, вырождение языковой среды, ценностей, мотиваций).
2.2. Возникновение новых технологий манипулирования массовым сознанием (кодирование, зомбировка, психотронное оружие). Сращение древних магических техник с современными информационными технологиями (сеансы массового телевизионного гипноза, кодированные аудио и видео кассеты и т.д).
3.1. Повышение вероятности возникновения тоталитарных агрессивных политических режимов.
3.2. Возможность возникновения одной или нескольких тоталитарных сверх- империй, контролирующих всю планету, и, как следствие, превращение людей в «биороботов», необратимый коллапс земной цивилизации. (Сценарий Оруэлла в сочетании с новыми технологиями манипуляции сознанием человека).
Новый взгляд на причины и пути преодоления кризисной ситуации
Развиваемый подход базируется на представлении о биосфере планеты как о едином организме, обладающем самостоятельным поведением, способном к саморегуляции и самоорганизации, отторгающим чуждые для него воздействия и поддерживающим полезные, благотворные влияния, связанные с ними процессы и сообщества. В этом отношении сравнение Земли с человеческим организмом, известное с глубокой древности, рассматривается не просто как поэтическая метафора, а как отражение реальных планетарных процессов. В пользу этой точки зрения свидетельствуют как философско-религиозные концепции большинства древних цивилизаций нашей планеты, так и новейшие открытия современной физики, кибернетики, психологии(1,4).
По-видимому одна из глубинных причин современного экологического кризиса связана со слишком быстрыми темпами развития человеческой цивилизации и связанной с ней техносферы. Темпы развития любых естественных систем, в том числе и биосферы намного ниже и не успевают за нашей цивилизацией. Отсюда все возрастающий разрыв, дисбаланс между биосферой и техносферой планеты и все более высокая вероятность включения ‘аварийных’ механизмов саморегуляции биосферы Земли. Механизмов использующих жесткие, разрушающие воздействия(сценарий катастроф), что уже было не раз в истории нашей планеты
С этой точки зрения можно выделить несколько первоочередных задач:
1.Понять каким образом можно активизировать и поддерживать нормальное функционирование механизмов саморегуляции биосферы планеты.
2.Найти какие параметры гомеостаза отслеживаются этими механизмами, какие корректирующие воздействия используются, к каким сценариям развития ситуации могут приводить те или иные нарушения экологического равновесия и планетарного гомеостаза в целом.
3.Научиться ‘мягкой’ коррекции механизмов саморегуляции Земной биосферы (смягчение неадекватных реакций /’аллергия’/,формирование новых сценариев саморегуляции, учитывающихреалии человеческой цивилизации и техносферы, и, возможно, помогающих решать проблемы человечества).
Решение вышеуказанных задач предполагает проведениефундаментальных исследований по следующим направлениям:
1.Изучение взаимосвязи между состоянием биосферы планеты (уровнем ее общей хаотизации, разбалансированностью отдельных экосистем) и психо-эмоциональным состоянием как отдельных людей так социальных групп, человеческих сообществ. Анализ возможности синергииили же отторжения механизмами саморегуляции биосферы отдельных людей или групп, чья деятельность носит деструктивный характер. Исследование различных разновидностей ответных реакций биосферы, нейтрализующих или устраняющих источник хаоса:
— воздействия на техносферу (отказы,снижение надежности систем управления и механизмов, как следствие серьезные аварии и катастрофы, вплоть до Чернобыля).
— усиление неблагоприятного действия природной среды (погодные условия, стихийные бедствия, землетрясения, возрастание вулканической активности, наводнения и т.д.).
— синхронизм, негативное влияние на вероятные линии развития ситуаций, стечение обстоятельств (хроническое невезение, развитие ситуаций по самым худшим сценариям).
— изменение распределения потоков негаэнтропиипо земной поверхности: исчезновение областей с выраженным биогенным действием и возникновение на их месте геопатогенных зон.
2. Изучение возможных информационных каналов, позволяющих влиять на механизмы самоорганизации биосферы, способствовать снижению ее хаотизации. В этом отношении большой интерес представляют определенные географические зоны Земли, известные с глубокой древности как священные места или места силы. Места в которых возникали древниецивилизации и религии, мистические культы и традиции. Как показывают современные исследования, они обычно располагаются в особых областях отмеченных геологическими аномалиями, необычными геофизическими полями.
Большинство человеческих культур, начиная от шаманистических традиций до великих цивилизаций древности связывало подобные места с возможностью общения с высшими планами нашей вселенной, достижения с их помощью гармонии человека и природы. Согласно подобным представлениям различные культовые сооружения построенные в этих местах играли огромную роль в благополучиисоответствующего сообщества, позволяли гармонизировать отношения человека и природы. Это каменные круги, ступы, пагоды, мантровые колеса, часовни и т.д.
Такие места силы рассматривались в древности как своеобразные акупунктурные точки Земли, регулирующие процессы планетарного гомеостаза. С современной точки зрения это не лишено смысла. Как показали исследования неравновесных отрытых систем (а именно к ним относится биосфера Земли) в них имеются определенные области чрезвычайно чувствительные к внешним воздействиям и способные очень сильно влиять на работу системы в целом. По-видимому именно подобные точки и были открыты в глубокой древности как места силы. Нет нужды говорить сколь огромное значение для нашей цивилизации может иметь осмысленное использование подобных информационных каналов для восстановления нормального функционирования биосферы планеты, борьбы с катастрофически нарастающим хаосом.
Важно подчеркнуть, что восприятие нашей планеты как единого организма, разработка информационных каналов взаимодействия с ним занимали громадное место и в древних цивилизациях нашей планеты. Если посмотреть с современной точки зрения на разнообразные магические и религиозные обряды, практиковавшиеся с глубокой древности, то мы увидим, что они представляли собой,прежде всего, информационные воздействие как на биосферу планеты, так и на коллективное бессознательное древних этносов. Это и различные жертвоприношения, и шаманские камлания и т.д. Причем в сознании наших предков такие обряды воспринимались как необходимое условие выживания и сохранения природной среды.
Современная наука и древние технологии гормонизации информационной среды
Во многих древних сообществах, были известны даже специальные устройства, которые, по представлениям древних, очищали и гармонизировали информационную средунашей планеты. Одним из них являются мантровые колеса(mantra wheels), широко распространенные в цивилизации Тибета с глубокой древности.Они представляют собой полый цилиндр, вращающийся на оси. Размеры такого цилиндра могут варьировать от нескольких сантиметров до нескольких метров. Небольшие мантровые колеса тибетцы носят в руке, вращая легкими покачиванием кисти. Колеса побольше расположены в огромном количестве возле храмов и других священных сооружений. Кроме того, они могут располагаться в различных участках местности, иногда очень удаленных от жилища человека, вращаясь энергией ветра или воды в горном ручье. Такие колеса соединяются с небольшой турбиной и вращаются днем и ночью. Следует отметить, что все мантровые колеса вращаются по часовой стрелке, если смотреть сверху.
По представлениям тибетцев мантровые колеса при вращении генерируют энергию гармонизирующую и очищающую окружающее пространство. Именно поэтому их можно встретить где угодно. Естественно материалистическая наука все истории о благотворном действии мантровых колес считала глупым предрассудком. Однако открытия современной физики позволяют взглянуть на них с совершенно иной точки зрения. Исследования так называемые торсионных полей, возникающих при вращении массивных цилиндров, конусов и других объектов показали, что они обладают выраженным биологическим и физико-химическим действием(5). Более того, сейчас показано, что это совершенно новый вид физических полей, связанных со спиновой поляризацией физического вакуума(6).
Однако в этих устройствах, открытых в глубокой древности еще есть ряд ноу хау, отсутствующих в современных спин-торсионных генераторах. В первую очередь это мантры, служащие своеобразным модулятором спин-торсионного поля. Собственно тип такой мантры и определяет характер действия подобного генератора. Иными словами тут основной эффект связан не с энергией излучения, а с его информационной компонентой, промодулированной семантической структурой мантры. В этом отношении изучение древних архетипических знаков и мантрических формул заслуживает самого пристального внимания современной науки.
Другим примером древних сооружений, по-видимому игравших экологическую роль, могут служить мегалитические сооружения и, в частности, каменные круги. Обычно мегалитический комплекс включает в себя довольно сложную систему вертикально вкопанных камней, расположенных или в виде круга, или нескольких кругов, выстроенных рядами или же образующих довольно сложные лабиринты(7). При этом расположение камней, как правило, привязывается к основным ориентирам звездного неба (полярной звезде, зодиакальным созвездиям и т.д.) Это часто давало повод принимать мегалиты за какое-то подобие древних обсерваторий.
Если предположить, что мегалитический комплекс предназначен для фокусирования энергий, приходящих из космоса, понятным становится такая точная привязка камней к звездному небу. Ну и конечно он должен быть связан с энергиями земли, поэтому месторасположение мегалитов, их привязка к ландшафту не случайны. По данным наших шотландских и ирландских коллег каменные круги обычно расположены над местом резкого изменения направления водного потока (сифона).
Изучение геометрической формы кругов, расположения на местности позволило выдвинуть гипотезу о возможных механизмах их антихаотического, биогенного действия на окружающую среду. В современных спин-торсионных генераторах уже давно не используются вращающиеся металлические цилиндры и конусы. Оказалось, что вполне достаточно вихревого электромагнитного поля (в принципе вихрь может иметь любую физическую природу: быть гидродинамическим, акустическим и т.д.)(5). Еслис этой точки зрения посмотреть на кельтские каменные круги, то мы увидим, что они, по-видимому представляют собой тоже торсионные генераторы, в которых вращаются невидимые полевые вихри.
К возможности синтеза древних и современных технологий
Естественно в наши дни нет смысла копировать один к одному древние устройства и сооружения предназначенные для очищения и гармонизации биосферы нашей планеты. Более целесообразно дальнейшее развитие идей древности но на основе современных научных достижений и новейших технологий.
Oдним из примеров такого синтеза является созданная нами методика гармонизации психики человека и его места пребывания (дома, офиса и т.д.), обладающая выраженным антихаотическим действием. Она базируется наиспользовании древних архетипических символов и мандал из Индийской и Тибетской традиции в сочетании с фрактальными орнаментами, полученными на компьютере.
Сравнительно недавно был создан мощный математический аппарат, позволяющий описывать топологию архетипических образов. Это теория фрактальных множеств. Сейчас на этой основе разработаны пакеты компьютерных программ, дающие реальную возможность изучения и практического использования архетипической символики. Естественно, что эта работа требует глубочайшего изучения громадных эмпирических знаний об архетипической символике, накопленных в древних эзотерических учениях.
С глубокой древности известно что корни большинства заболеваний, упадка жизненных сил, психоэмоциональных проблем лежат именно в психотравмах прошлого или негативном кармическом опыте, как было принято говорить в Индии, Тибете и Китае. Как показали наши современные исследования, сильное эмоциональное переживание может приводить к образованию психоэнергетических полевых сгустков, вихрей, паразитирующих долгие годы на теле человека, забирающих его энергию, деформирующих его поведение(10). Именно очищение от них, устранение предпосылок для их последующего образования и является очень важной практической задачей, направленной на профилактику и лечение серьезных психических и психосоматических заболеваний.
Для этого нами и была разработана данная методика, использующая сочетание архетипических образов, с фракталами.
Особенность фрактала как математического объектасостоит в том, что он является высоко гармоничной структурой, рождаемой из хаоса(11). С этой точки зрения он похож на центр кристаллизации, который когда мы на него смотрим, рождает из хаоса мыслей и желаний внутреннюю гармонию. Можно сказать, что конкретный вид фрактального орнамента будет определять и характер кристаллизующегося вокруг него психоэмоционального состояния. То есть для гармонизации психики человека с теми или иными психоэмоциональными проблемами следует подбирать соответствующие фракталы.
Еще эффективнее действие композиции из архетипического образа и фрактала, работающего как своеобразный носитель, обеспечивающий высокий уровень концентрации и устраняющий отвлечение внимания на посторонние мысли(12).
Такие фрактальные композиции или мандалы могут использоваться как в виде картин, элементов дизайна жилого и рабочего помещения, носимых амулетов, в форме видеокассет, компьютерных программ. В двух последних случаях эффект еще сильнее за счет движения фрактальных орнаментов, сопровождаемых музыкой.
Практическая апробация данной методики у нас в стране, в странах Западной Европы и США показала ее очень высокую эффективность, перспективность предложенного подхода.
Таким образом противодействие разрушению и хаотизации информационной среды нашей планеты является первоочередной проблемой при преодолении нынешнего кризиса современной цивилизации. В рамках данной проблемы можно выделитьследующие основные направления перспективных работ:
1. Исследовательские проекты:
1.1 Изучение информационных механизмов самоорганизации биосферы земли;
1.2 Исследование информационной структуры и физической природы носителя планетарного сознания (Ноосферного разума), поиск путей контакта с ним
1.3 Изучение локализации и взаимодействияпланетарных мест силы (характеризующихся резким изменением уровней хаоса(энтропии)), их роли в поддержании высокой упорядоченности и гармонии биосферы, в защите от нарастания хаоса;
1.4 Исследование возможных каналов взаимодействия компьютеров и компьютерных сетей с ноосферой планеты, положительных и негативных аспектов такого взаимодействия;
1.5 Изучение древнего опыта общения и симбиотического взаимодействия с информационными уровнями биосферы планеты, древних устройств, сооружений и психотехнологий. Создание их современных аналогов.
2. Прикладные программы:
2.1 Переосмысление опыта древних цивилизаций с позиций современной науки, создание современных аналогов древних устройств и методик на базе новейших технологий;
2.2 Разработка новых методов взаимодействия с информационными слоями биоценозов и биосферы в целом;
2.3 Создание аппаратных средств, позволяющих контролировать уровни хаоса в биосфере планеты, противодействовать его нарастанию, гармонизировать как локальные области, так и ноосферу в целом.
2.4 Создание видео программ, фильмов и малтимедийных средств(обучающих компьютерных программ, игр и т.д.), популяризирующих идеи экологии информационной среды и планетарного разума.
Помимо этого необходимо детально изучить и научно обосновать основные принципы определяющие сбалансированные отношения человека (человечества) и биосферы планеты. Кроме хорошо известных традиционных аспектов экологии необходимо обратить внимание и на информационные уровни саморегуляции биосферы Земли, тесно связанные с ними психологические мотивы и поведенческие механизмы человека.
В конечном счете одна из наших основных задачсостоит в том чтобы научитьсяподдерживать нормальное функционирование механизмов саморегуляции ноосферы-биосферы планеты. Понять принципы и закономерности их работы, найти каналы информационного взаимодействия с регуляторными механизмами биосферы, способы их коррекции.
1.В.П.Казначеев, Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере, Наука, Новосибирск (1989).
2.С.Гроф, К.ГрофНеистовый поиск себя, М.(1996).
3.Е.А.Файдыш Измененные состояния сознания, М.(1993).
4.R.Abraham, T.McKenna, R.SheldrakeTrialogues at the edge of the west, Bear&Company Inc., Santa Fe (1992).
5.А.Е.Акимов«Эвристическое обсуждение проблемы поиска новых дальнодействий», Сознание и физический мир, М.(1995),с.37.
6. Г.И.Шипов «Явления психофизики и теория Физического Вакуума», Сознание и физический мир, М.(1995),с.85.
7. S.LonegrenLabyrinths, Image publ., Glastonbury (1991).
8. C.G.Jung Jung on Alchemy, Routledge, London (1995).
9. Ph.Rawson Tantra, Thames & Hudson, London (1991).
10.Е.А.Файдыш «Откуда возникает новое знание.На пути к фрактальному компьютеру», Проблемы гармонизации человечества, Киев (1995),с.112.
11.T.Wegner, M.PetersonFractal Creations, Waite Group Press, Mill Valley,CA (1991).
12.Е.А.Файдыш Карма и психотравмы, АЛМИН, М.(1995).
В статье рассматриваются проблемы экологии информационной среды как важнейшие условия преодоления современной кризисной ситуации. При этом центральное значение приобретает вопрос борьбы с нарастающим информационным хаосом.
В основе развиваемого подхода лежит представление о биосфере Земли как едином организме. А задача поддержания экологического равновесия рассматривается прежде всего как сотрудничество с естественными механизмами саморегуляции. С этих позиций рассматриваются древние устройства, ориентированные на гармонизацию информационной среды, противодействие нарастанию хаоса. Предлагаются гипотезы, объясняющие механизмы их действия с позиций современного естествознания.
В конце статьи описывается пример синтеза традиционных методик и современных технологий виртуальной реальности (фрактальные мандалы).