Что относится к элементам конституционно правовых отношений
Конституционно-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты, объекты, виды
Понятие конституционно-правовых отношений
В сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны.
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.
Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.
В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ». Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.
Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.
Специфика конституционно-правовых отношений:
Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:
Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.
Субъекты конституционно-правовых отношений:
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ. » Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.
Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Содержание конституционно-правового отношения
Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.
Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.
Объекты конституционно-правовых отношений
Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
Виды конституционно-правовых отношений
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.
2. С точки зрения времени функционирования:
3. По назначению (по специфике правового регулирования):
4. В зависимости от вида норм (по целевому назначению):
Конституционно-правовые отношения: сущность и элементы
Основы отношений типа государство – государство, государство – гражданин, федерация – субъект федерации, президент – парламент, депутат – избиратель, а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.
Элементами конституционно-правовых правоотношений являются субъекты, объект, содержание, юридический факт.
Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.
К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.
Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны.
Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений.
Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты разнообразны.
По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Действия – это факты, которые зависят от воли людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным юридическим фактам относятся, в частности, многочисленные акты – документы различных государственных органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц, как нормативного (содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц), так и индивидуального характера.
По виду наступающих последствий различают следующие категории юридических фактов: а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие.
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим составом.
Конституционно-правовые отношения
В общей теории права под правоотношением понимается возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют права и обязанности. Это определение распространяется и на конституционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права.
Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Конституционно-правовые отношения наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества.
Конституционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования конституционного права.
Перечислим эти особенности:
1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституционного права;
2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.);
3) обладают значительным политическим потенциалом; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.
В составе конституционно-правового отношения выделяются содержание, субъекты и объекты.
В число субъектов конституционно-правовых отношений входят:
· нации, народности, а в отдельных случаях национальные группы;
· государство (Российская Федерация);
· общественные организации и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;
· граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
· органы местного самоуправления.
Объекты конституционно-правовых отношений – это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в правовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану которого направлены юридические права и обязанности субъектов.
К объектам конституционно-правовых взаимосвязей относятся:
· действия органов государства или должностных лиц,
· личные неимущественные права граждан (честь, достоинство).
Содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности его субъектов.
В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях.
Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения.
Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.
Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их более глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды).
1) По предмету правового регулирования:
· связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;
· связанные с основами правового положения личности в РФ;
· по поводу государственного устройства РФ;
· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
2) По степени обобщенности:
· общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства;
· конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.
3) По фактору существования во времени:
· постоянные правоотношения – срок действия не определен,
например, отношения, вытекающие из гражданства;
· временные правоотношения – возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.
4) По юридическому значению:
· материальные – составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;
· процессуальные – возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.
5) По целевому назначению:
· правоустановительные отношения – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;
· правоохранительные отношения – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно – правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».
Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям.
Содержащиеся в источниках конституционного права нормы регламентируют общественные отношения и связи большой политической значимости, жизненно важные для общества и государства, которые, в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и неправовых, социальных отношений и связей.
Профессор О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.
Специфика источников конституционного права состоит в следующем:
· они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и представительной демократии, закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности;
· являются результатом правотворческой деятельности представительных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума;
· носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы;
· они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;
· источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.
Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права.
Многообразие общественных отношений, регулируемых конституционным правом, порождает множество источников права.
Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами:
· множественностью форм выражения правовых норм, что проявляется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конституционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления;
· иерархической подчиненностью. Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), третьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня;
· изменением соотношения внутригосударственного и международного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры.
Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников.
Конституционно-правовые отношения (субъект, объект, содержание, основание).
Характер конституционно-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой конституционно-правовых норм.
Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они по сравнению с другими видами правоотношений имеют свою специфику, им свойственна качественная обособленность, неповторимость, которая состоит в следующем:
1. Главная отличительная черта конституционно-правовых отношений – то, что они обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально-значимых характеристик форму политических отношений, существующих в обществе. Политические отношения выражают интересы различных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика охватывает все сферы общества. Политические отношения касаются перспектив и путей общественного развития, участия в делах государства, задач, форм, содержания государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене.
2. Они отличаются своим содержанием, занимают особое место в системе правоотношений. Эти отношения являются ядром всех других правоотношений, так как в них выражаются основы устройства общества и государства. Они являются базовыми, системообразующими, играют ведущую, определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям.
3. Им свойственен особый субъектный состав. Участниками конституционно-правовых отношений являются прежде всего социальные общности – народ, нации, слои, коллективы и личности. Наиболее крупные социальные общности (народ, нации) являются субъектами только конституционных правоотношений. Территориальные коллективы и личность в этих отношениях играют особую роль, они проявляют в них наиболее общие и значимые свои качества.
4. Многим конституционно-правовым отношениям присущи самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов по сравнению с другими видами правовых отношений.
5. Конституционные нормы реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока, многоступенчато; поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на труд, между государством и, в частности, гражданами складываются конституционные правоотношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить конкретному гражданину возможность трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, с вознаграждением за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Гражданин вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессию. Однако для реализации данной нормы необходимо продолжение, развитие конституционных правоотношений на отраслевом уровне.
Структура любого правоотношения, в т.ч. и конституционного складывается из следующих элементов: 1) субъекты; 2) объект; 3) содержание правоотношения.
Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты, в свою очередь делятся на индивидуальные (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и коллективные (многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные и малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (государство, субъект Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления) и общественные (общественные объединения, политические партии).
Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Такими особыми субъектами являются государство, народ, нации и народности, субъекты Федерации, муниципальные образования, коренные малочисленные народы, избирательные комиссии.
2. Объект правоотношений— это те предметы и объекты, явления реальной действительности, по поводу которых могут возникать правовые связи между участниками конституционно-правовых отношений.
Вступая в правоотношения, субъекты стремятся удовлетворить такие свои потребности или интересы, которые в одиночку недостижимы, но требуют содействия (или хотя бы непротиводействия) другой стороны. Таким образом, объектом любых правоотношений выступает правомерное поведение сторон. Это т.н. общий объект конституционно-правовых отношений.
К числу непосредственных объектов конституционно-правовых отношений относятся те реальные блага (ценности), к котором стремятся стороны правоотношения.
В качестве конкретных объектов конституционных правоотношений могут выступать:
а) материальные блага (явления материального мира): например, территория, отдельные природные ресурсы (земля, недра и т. д.), столица, деньги (в составе государственного бюджета, как объект запрета пополнять из иностранных источников фонды политических партий и др.), средства коммуникации, вооружения и т.п.;
б) личные нематериальные и духовные блага (нематериальные объекты): жизнь, свобода, честь, и достоинство личности, политическая власть, государственный язык, политическая символика, религия.
Объектами конституционно-правовых отношений являются главным образом высшие социальные ценности, которые обретают конституционный ранг и получают закрепление в конституционных принципах, общерегулятивных нормах, программных положениях. К таковым относятся, например, народовластие, федерализм.
3. Содержание правоотношения.
Юридическое содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности сторон.
Субъективное право — предоставленные управомоченному лицу вид и мера возможного (свободного) поведения, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством.
В основе субъективного права лежит обеспеченная правовая возможность, реализация которой зависит от собственного усмотрения лица.
Юридическая обязанность — возложенные на обязанное лицо вид и мера должного (требуемого) поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством.
Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченной стороны, так и государства в целом. Поэтому ее реализация имеет властный, императивный характер. Принудительный момент в юридической обязанности наиболее наглядно отличает ее от субъективного права, осуществить которое нельзя вопреки воле его носителя. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Среди них можно выделить те, которые; а) имеют всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, например, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15); б) свойственны определенному виду субъектов — обязанность субъектов законодательной инициативы иметь заключение Правительства Российской Федерации при внесении ими законопроектов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (часть 3 статьи 104); в) имеют конкретного адресата — обязанность Совета Федерации рассмотреть принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, предусмотренным в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Материальное содержание правоотношения – фактическое поведение участников общественных отношений.
Единство юридического и фактического содержания правоотношения особенно ясно прослеживается в случаях правомерного поведения субъектов. Если же реальное поведение участников правоотношения отклоняется от предусмотренного правами и обязанностями, то между юридическим и фактическим содержанием появляется противоречие. Такое поведение обретает качества нового правоотношения — становится правонарушением.
Юридическое и фактическое содержание правоотношения не совпадают по объему. Первое шире и богаче второго, ибо включает в себя целый «веер» правовых возможностей, из которых реально реализуется субъектами лишь одна. (Например, обладая правом на образование, субъект поступает в один определенный вуз).
4. Основание конституционно-правового отношения.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация конституционно-правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного конституционно-правового отношения.
Основанием возникновения общих конституционных правоотношений служит появление соответствующего субъекта, его конституирование, особое юридическое состояние, в котором он находится. Это также факты обобщающего свойства, сущностного порядка. Например, провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1), установление ее светского характера и отделение религиозных объединений от государства (статья 14). То обстоятельство, что в составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, перечисленные в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, также является юридическим фактом и влечет установление определенных связей между ними, проявляющихся в системе общих конституционных правоотношений.
В этом же ряду юридических фактов необходимо отметить явления и процессы, протекающие в различных сферах общественной и государственной жизни, и получившие отражение в Конституции: разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10), признание политического многообразия и многопартийности (часть 3 статьи 13). Подобные юридические факты не только порождают общие конституционные правоотношения, но ориентируют соответствующих субъектов на решение возникающих проблем и задач. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в фиксированных, более точно очерченных юридических фактах.
Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических фактов, которая называется юридическим составом. Например, для возникновения правоотношений по реализации гражданами пассивного избирательного права, кроме достижения предусмотренного Конституцией возраста, в установленном порядке требуется выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться по данному избирательному округу, регистрация его окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.
Среди интересующих нас юридических фактов наибольшее распространение получили действия, выражающие волевое поведение субъектов и их соотносимость с требованиями конституционных норм. Это могут быть — правомерные действия, т.е. соответствующее праву поведение субъекта, влекущее позитивные правовые последствия. Вместе с тем это могут быть и неправомерные действия, совершаемые вопреки конституционным предписаниям, и поэтому осуждаемые обществом и государством.
В свою очередь правомерные деяния делятся на юридические акты и юридические поступки.
К числу юридических поступков можно отнести также индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33); обжалование гражданами в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и государственной власти или их должностных лиц (статья 53), обращения управомоченных субъектов в Конституционный Суд Российской Федерации и т.д.
Неправомерные деяния – поведение субъекта, противоречащее праву и влекущее негативные юридические последствия. Например, в случае совершения Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления должна производиться процедура импичмента, т.е. отрешения его от должности (ст.93 Конституции).
Прямое указание на неправомерные действия содержится в Конституции сравнительно редко, это задача главным образом текущего законодательства. Однако фактически перечень конституционных деликтов значительно шире: он включает издание актов, противоречащих Конституции Российской Федерации либо нарушающих установленную иерархию между ними (статьи: 15; 76; 85, часть 2; 90, часть 3; 115, часть 3), а также все действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными, несоблюдение конституционных запретов и т.д.