Что относится к экономике науки
Экономика
Экономика – совокупность наук о ведении хозяйства, вид социальной науки, изучающий взаимоотношение людей в процессе производства, потребления, распределения и обмена товаров или услуг. Предмет экономической теории – то, как человек и общество выбирают способ использования ограниченных ресурсов.
Помимо основного, существует еще несколько определений экономики, выдвинутых учеными в разные годы. Ее основателем как отдельной науки считается Адам Смит.
Экономику также называли политической экономией, однако начиная со второй половины XIX века она стала политически нейтральной, и слово «политика» было исключено из определения. В настоящее время считается, что экономика дает возможность предсказывать результат тех или иных политических решений, при этом не вмешиваясь в политику.
Исторически экономика прошла длинный путь. Ее основными направлениями были меркантилизм XV-XVIII веков, физиократия второй половины XVIII века, классическая политическая экономия конца XVIII века – 30-х годов XIX века, неоклассическая экономика, возникшая в 1890-х годах, кейнсианство и монетаризм XX века. Отдельным направлением в экономике – своеобразным ее ответвлением – является марксизм.
Предметом изучения экономики являются не ценности, а агенты экономической деятельности, такие как отдельные хозяйства и общество в целом. Именно поэтому экономика относится к социальным наукам.
По масштабам исследования она делится на микроэкономику, предметом которой являются организации и домохозяйства, и изучение функционирования экономики в едином целом.
Микроэкономика рассматривает отдельно взятых агентов и их выбор: что и для кого производить, потреблять, как взаимодействовать в процессе обмена и т. д. Она изучает эффективность производства, стоимость, спрос и предложение, специализацию хозяйствующих субъектов, неопределенность и теорию игр.
Основными макроэкономическими показателями являются безработица, инфляция, экономический рост, монетарная и денежная политика, цикличность деловой активности.
Помимо макро- и микроэкономики к экономическим наукам относятся следующие дисциплины: эконометрика, экономическая статистика, история экономических учений и экономическая история, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский, управленческий и финансовый учет и др.
Экономика как наука
Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.
В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.
Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.
Предметы изучения – это:
Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:
Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.
Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.
Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:
Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).
Краткая история и значение термина
В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.
Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.
В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.
Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.
Ключевые вопросы экономики
Экономика задается тремя главными вопросами.
Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.
Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.
Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.
Главные проблемы экономики
Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.
Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:
Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.
Термин «благо» в экономике
Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.
Блага принято подразделять на три масштабные категории.
Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.
Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.
Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.
Задачи экономики
Перед экономикой стоят две важные задачи.
Функции экономики
Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.
Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:
2.1 Экономика и экономическая наука.
Содержание:
Три главных вопроса экономики:
– что производить?
– как производить?
– для кого производить?
Термин «экономика» многозначен. Приведем 2 значения.
↑ Экономика как наука
Экономика — наука, изучающая, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Функции экономики как науки:
1) Познавательная (теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, различные экономические процессы и их последствия).
2) Практическая (на основе знаний экономика дает рекомендации, предлагает алгоритмы действий).
3) Прогностическая (в экономике происходит формирование прогнозов социально-экономического развития общества).
Субъекты экономики:
– семьи;
– фирмы;
– государства.
Экономическая наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
↑ Макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика.
Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое. Макроэкономика изучает проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.
Микроэкономика — это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наёмных работников на рынке труда и т. д., а также функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.
К объектам микроэкономики относятся:
– домашние хозяйства;
– фирмы;
– отрасли;
– рынки товаров и ресурсов.
Отличия:
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, ВВП, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция, роль государства в экономике, изменение курса валют
Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) связаны между собой.
Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.(международную торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен и торговлю результатами научно-технической деятельности, международные валютные отношения и др.
↑ Экономика как хозяйство. Главная проблема экономики.
Экономика — хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём производства, обмена, распределения и потребления необходимых жизненных благ и услуг.
Главная проблема экономики — удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счёт ограниченных ресурсов.
Ресурсы – имеющиеся у общества возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.
К экономическим ресурсам относятся:
природные ресурсы
человеческие ресурсы
капитал (деньги и средства производства)
Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.
Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.
– исчерпаемость природных ресурсов;
– труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться,
количеством рабочего времени;
– капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью при-
менения, выбытием по мере износа, использования.
Природные ресурсы ограничены тем, что многие полезные ископаемые исчерпаемым. Так, например, известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд. т нефти и к 2030г. будет исчерпано 80% этих запасов. Однако люди активно используют нефть как сырье для про- изводства топлива и химических материалов. Соответственно потребности людей в нефти растут, а ее количество уменьшается.
Человеческие ресурсы также ограничены. Труд людей ограничен их количеством, воз- можностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени. На ограниченность человеческих ресурсов также влияют: демографическая ситуация в стране; политическая нестабильность; экономическая неразвитость региона.
Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов ограничены возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.
Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.
Понятие «общественное воспроизводство»
Основные модели общественного воспроизводства:
– модель простого воспроизводства Ф. Кенэ;
– модель общественного воспроизводства К. Маркса.
Типы воспроизводства по характеру полученного дохода:
– простое;
– расширенное;
– суженное.
Типы воспроизводства по качественной характеристике факторов производства:
– интенсивное;
– экстенсивное;
– смешанное
Основные фазы общественного воспроизводства материальных благ:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.
Производство, распределение, потребление, обмен. Товар и услуга.
Сферы экономической деятельности:
– производство;
– распределение;
– обмен;
– потребление.
1. Производство – процесс создания экономических благ и услуг.
Товар — продукт труда, произведённый для продажи на рынке.
4. Обмен подразумевает обмен деятельностью, товарами и услугами.
↑ Основные этапы развития экономической науки
Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. А первыми учеными-экономистами принято считать выдающихся греческих философов – Ксенофонт,
Аристотель, Платон.
Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составили единого учения. Первая школа экономической теории сложилась в эпоху Возрождения.
Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию богатства, были меркантилисты (от итал. «mercante» – «торговец»).
Меркантилизм – экономическая политика ряда европейских государств XV – XVIII вв., направленная на накопление богатств внутри страны путем активной внешней торговли. Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –
торговля.
Следующей школой и следующим направлением развития экономической теории было
учение физиократов.
Физиократы – школа французских экономистов второй половины XVIII века, которые
считали источником богатства нации сферу материального производства, основой которого является сельское хозяйство.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями классической школы политэкономии (Уильям Петти (1623—1687), Адам Смит (1723—1790), Карл Маркс (1818 —1883)).
У. Петти утверждал, что богатство нации образуют не только драгоценные металлы, но и земли страны, дома, корабли, товары. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. У. Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».
Шотландский экономист и философ Адам Смит впервые изложил экономическую теорию как целостную науку. Человека он считал существом экономическим и стремящемся ко все большему накоплению богатства. Стремление людей улучшить свое материальное положение способствует процветанию всего общества. Как говорит Смит, «дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе». Основой экономического учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Он полагал, что непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция. Только при свободном перемещении товаров, денег, капитала и людей ресурсы общества используются оптимально. Вмешательство государства в экономику должно быть минимальным.
Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими в общем применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий.
А. Смит. Исследование о причинах и природе богатства народов.
Новое направление экономической теории – кейнсианство – было положено выдающимся ученым-экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883—1946). Основное положение теории Кейнса – признание кризисов явлением, органически присущим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Согласно его теории, имеет место не редкость ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству. Экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.
С именем лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно- кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое развитие страны.
Экономика и экономическая наука
Содержание:
Экономика – комплекс, состоящий из природных и антропогенных средств, сырья, процессов и явлений, направленный на улучшение существования человечества, служащий для утоления потребностей. Помимо этого, экономика представлена видом взаимодействий, появляющихся меж индивидами в ходе совместной жизнедеятельности: производство продукта, его равномерное распределение и обмен. Эта наука изучает трудовую деятельность людей, направленную на удовлетворение потребностей общества.
Экономика – система хозяйствования
Экономическая деятельность состоит из:
1) Производство – создание продукта и предоставление услуги. Производство разделяют:
Базовыми понятиями в экономике представлены «товар» и «услуга»
Товар – произведённый продукт для торговых отношений. Товару присущи специфические черты: подлежит обмену, удовлетворяет потребности.
Услуга – действия предприятий, организаций и физических лиц, действующих на улучшение бытовых условий и удовлетворения потребностей. Выделяют сферы услуг:
Проблема экономики заключается в необходимости неограниченного удовлетворения общества ограниченным сырьём. Потребность – нужда производимых благ с целью улучшения жизнедеятельности как отдельных лиц, так и государства.
Экономические блага – продукты, находящиеся в обществе, направленные на удовлетворение потребностей. При производстве продукта используют ресурсы.
Экономическая деятельность – деятельность в сферах хозяйства, с целью удовлетворения потребностей. Деятельность обусловлена непрерывным производством продукта и последующим распределением, обменом и потреблением. Экономическая деятельность представлена импортом и экспортом.
2) Экономика как наука – комплекс научных дисциплин (менеджмент, основы экономической деятельности, анализ производства, кредит, математика и т.д.)
Формирование экономической науки, ее истоки
Экономика изучалась со времён античности. Ксенофонт разделил труд, Платон рекомендовал государству полномочия разрешения между потребностями людей и однообразием способностей, Аристотель заложил основы формам торговли.
Меркантилизм – течение, берущее начало в XV-XVII вв. Теория заключалась в изучении закономерностей торговых отношений. Основателем считают Петти, заложившего основы теории трудовой стоимости.
Ещё одним выдающимся деятелем представлен Смит. Учения базируются на либеральные идеи о невмешательстве государства в экономическую деятельность общества, рыночных отношений на базе «плавающих» цен, с помощью регуляции спроса и предложения.
Рикардо заложил основы теории стоимости, рабочему жалованию, земельной аренды.
Марк, Энгельс – идеи капитала и прибавочной стоимости. Одновременно с этим Маркс основал общественно-политическое течение, которое резко критикует идеалы капитализма.
Годы «великой депрессии» появилось течение – кейнсианство (для ликвидации противоречий между людьми, правительство обязано вмешиваться в рыночные отношения)
Монетаризм – основатель Фридман, согласно теории, главную роль занимают денежные средства, протесты против регулирования государством хозяйства страны.
Неолиберализм – течение, основанное Хайеком, согласно которому отстаиваются права частного предпринимательства. Государство обязано дать необходимые условия.
Институционно-социологическое направление – создано основателем конвергенции – Гэлбрейтом. Согласно учениям, отношения между хозяйствующими объектами складываются на основе экономических факторов.
Экономика изучает производство, распределение и потребление товаров.
Задачи экономики:
Предмет исследования:
Структура экономики
Экономическая наука
Экономика подразделяется на научную и прикладную экономику. Научную экономику также называют экономической теорией — наукой о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, имеющих многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией непосредственно для функционирования отдельных элементов экономических систем.
Экономика как наука представляет собой отрасль социальных наук. Объектом экономических наук является экономическая действительность.
Ввиду широты экономической действительности экономическая наука представляет собой целый ряд дисциплин, отличных друг от друга предметом исследования. К экономическим относится большое число научных дисциплин, среди которых можно выделить как общие: экономическая теория, статистика, история экономических учений, история экономики и специальные (или конкретные): контроллинг, менеджмент, маркетинг, отраслевая экономика, инженерная экономика, экономика предприятия и экономика труда, бухгалтерский учёт, управленческий учёт, финансовый учёт и др.
Также необходимо учитывать, что для познания экономической действительности применяются не только экономические дисциплины, но и междисциплинарные исследования, например, прикладная статистика и теория принятия решений.
Как самостоятельная наука экономика выделяется в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (распространённое название «Богатство народов») в 1776 году. Однако по замечанию Й. Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и до Адама Смита, но на интуитивном, преднаучном уровне.
Содержание
Функции экономической науки
Объекты экономической теории
По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика» (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).
Методология экономической теории
В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:
Экономика с точки зрения философии
В философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.
В марксистской философии она понимается как отрасль деятельности человека, связанная с производством материальных благ и воспроизводством материальных благ, удовлетворением основных материальных потребностей человека: в питании, в жилье и др. Аристотель противопоставляет экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды.
Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).
Экономика как наука
В экономической науке, как и в любой другой научной теории, выделяются модели — идеализированные объекты исследований и парадигма — признанные в данной социально-экономической системе научные достижения и/или совокупности взглядов, которые в течение определённого времени дают научному и/или конкретному сообществу в целом модель постановки проблем и их решений. Экономика как субъект и объект исследований является исключительно социальным явлением и поэтому на её формирование и объективность определяющее влияние оказывает условия среды существования экономики.
Совокупность моделей экономики, сформировавшихся в западноевропейской экономической теории, называют экономикс (от англ. economics ). В экономической науке бывшего СССР рассматривается модель экономики, получившая название политэкономия социализма, с этих же позиций рассматривается западная экономика, как политэкономия капитализма. Политэкономией является марксизм, трансформированный в марксизм-ленинизм. Одно из принципиальных различий между парадигмами экономикс и марксистско-ленинской заключается в том, что в первой объектом исследования является экономическая деятельность, а во второй — экономические отношения.
Политическая экономия
Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном, до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII—XIX веках. [1]
Марксизм
C точки зрения политэкономии экономика является:
Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики.
Марксизм-ленинизм
Марксизм-ленинизм — персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит. [2]
Экономикс
Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.
Ограниченность ресурсов и деятельность людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.
Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, состоит в том, что изучаемые ею решения людей зачастую имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.
Человек совершает экономический выбор, когда покупает одежду или пищу, когда работает, и даже когда заполняет час досуга в своём учебном расписании экономикой, а не токсикологией окружающей среды. Экономические выборы совершаются везде: на фабрике, выпустившей компьютер, в правительственных учреждениях, принимающих политические решения, в бесприбыльных организациях, таких, например, как церкви, а также во множестве других мест и ситуаций.
Все только что данные примеры относятся к ветви экономики, называемой микроэкономикой (microeconomics). Приставка микро отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домохозяйства, англ. household — термин, в англоязычной экономической литературе обозначающий группу людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща; домохозяйство может состоять из одного человека или из семьи; домохозяйства осуществляют предложение факторов производства (труд, земля, капитал), а потребляют производственные товары и услуги, фирмы и правительственные агентства. Хотя эти единицы и «малы», но микроэкономика все же охватывает в своем исследовании множество различных проблем подлинно мирового масштаба. Например, домохозяйства, фирмы и правительственные агентства осуществляют мировую торговлю такими товарами, как автомашины, химические продукты, непереработанная нефть. Эта торговля и регулирующая её политика находятся в сфере внимания микроэкономики.
В экономике существует другой раздел, который называется макроэкономика(macroeconomics). Приставка макро показывает, что эта ветвь теории изучает крупномасштабные экономические явления. Типичные макроэкономические проблемы — как создать условия, в которых безработные люди смогут найти работу, как защитить экономику от вредных влияний инфляции, как обеспечить постоянное улучшение условий жизни. Правительственная политика, касающаяся налогов, расходов, бюджетных дефицитов, финансовой системы — вот основные темы макроэкономики. Однако так же, как макроэкономическое явление инфляции представляет собой сумму миллионов индивидуальных выборов, касающихся цен конкретных товаров и услуг, так и вся макроэкономика покоится на микроэкономическом основании.
Рассматривает ли микро- или макро- экономику, внутренние или внешние экономические отношения — в любом случае экономический анализ требует особого способа мышления о том, как люди принимают решения об использовании ограниченных ресурсов. Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определенные основные виды выбора. Среди них наиболее важны следующие; какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы. Необходимость каждого из этих выборов продиктована ограниченностью ресурсов, а каждый конкретный выбор может быть рассмотрен с целью объяснения ключевых элементов экономического мышления.
Какие товары производить
Первый важнейший выбор — какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины — это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать — принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.
Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы — это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.
Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения — деньги.
Как производить
Второй основной экономический выбор — как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» — вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.
Эффективность — это ключевое соображение при принятии решения о том, как производить. В обыденной речи слово эффективность означает, что производство идет с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением. Термин экономическая эффективность обозначает такое положение дел, при котором невозможно произвести ни одного изменения, более полно удовлетворяющего желаниям одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека. Эффективность, определяемая таким способом, иногда называется эффективностью Парето, по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето.
Несмотря на то, что язык, которым изложено это определение, может быть вам незнаком, само определение фактически очень близко к общепринятому понятию эффективности. Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно). Если у меня есть авторучка, которой я в данный момент не пользуюсь, и вам эта ручка нужна, то было бы расточительством с вашей стороны покупать себе собственную ручку. Гораздо эффективнее будет дать вам мою ручку взаймы; это улучшает ваше положение и не ухудшает моего. Когда существует способ улучшить положение обеих сторон, то не пользоваться такой возможностью — это расточительство. Вы одолжите мне велосипед, а я одолжу вам волейбольный мяч. Если я не очень часто катаюсь на велосипеде, а вы не очень часто играете в волейбол, то нам обоим невыгодно покупать эти вещи.
Понятие экономической эффективности имеет множество приложений, одним из которых является вопрос о том, как производить. Эффективность в производстве — это такая ситуация, в которой при данных производительных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.
Понятие эффективности в производстве, как и более широкое понятие экономической эффективности, включает в себя общепринятый смысл — избежание потерь. Например, человек, выращивающий яблоки, всегда стремится применять удобрения в строго определенных количествах, не больше, чем требуется каждому из деревьев. Превышение дозы неэффективно в общепринятом смысле этого слова; после определенной точки увеличение количества удобрений уже не приводит к увеличению количества яблок (закон ограниченной доходности — Law of Diminishing Returns). Гораздо лучше было бы использовать избыточные удобрения в производстве, например, персиков. В этом случае будет произведено больше персиков без уменьшения урожая яблок.
Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда
Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться — сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это — одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.
Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым — фермером утром, портным — днем и поэтом — вечером? Или люди должны кооперироваться — работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.
Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.
Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество — это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.
Для кого производить товары
Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.
Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.
Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.
Справедливость в распределении. Эффективность — это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.
Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.
Позитивная и нормативная экономическая теория
Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости — это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.
Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.
Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.
Координирование экономических выборов
Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ — иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.
В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок — это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.
Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства. Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.
В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.
Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.
Иерархия и власть. Рынки — важное, но не единственное средство осуществления экономической координации. Наиболее важные тому примеры — решения, принимаемые внутри частных фирм и правительственных учреждений. Следует заметить, что «невидимая рука» осуществляет управление рыночной экономикой (это так называемое бесструктурное управление), а это значит, что действие «невидимой руки» носит субъектный характер, то есть решения по изменению цен принимаются конкретными людьми, а не «невидимой рукой».
В иерархической системе порядок устанавливается не через спонтанные (точнее, независимые) действия обособленных индивидуумов, а посредством директив, которые менеджеры направляют своим подчинённым (так называемое структурное управление). Цены обычно не играют большой роли в передаче информации. Вместо цен действуют различные статистические данные, доклады, инструкции и правила. Материальные стимулы, такие, как премии и повышения, воздействуют на подчинённых, но эти премии имеют мало общего с рыночными ценами. Для служащих основным стимулом к подчинению менеджерам является тот факт, что они согласились на эту субординацию, как на условие их вступления в организацию.
Хотя коммерческие фирмы и правительственные учреждения внутренне организованы как иерархии, они общаются друг с другом на рынках. Таким образом, рынки и иерархии играют взаимодополняющие роли в осуществлении экономической координации. Некоторые экономические системы базируются в основном на рынке, другие — на иерархии. Например, в системах с централизованным планированием, таких, как в бывшем СССР, особое значение имеет центральная власть. Рыночные системы, такие, как Соединённые Штаты, в значительной степени действуют на основе стихийного порядка (хотя это не совсем точное определение, ибо стихия — процесс неуправляемый). Но ни одна экономика не пользуется исключительно одним способом координации. Оба подхода широко изучаются как макроэкономикой, так и микроэкономикой. И рынок, и иерархия власти не являются совершенными механизмами, в связи с чем объектом экономики являются такие категории, как провал рынка и провал государства.
В последнее время не принято разделять эти способы координации. Плановая экономика и рыночная экономика — две части одной экономической системы. Так, в рыночной экономике сплошь и рядом используется директивное (структурное) управление и планирование. И наоборот, при плановой экономике существует такое понятие как цена, и через неё регулируется межотраслевой баланс.