Что относится к экономическим причинам социального неравенства по м веберу
Социология неравенства Макса Вебера
В отличие от Маркса, у которого разделение в обществе происходит на основе владения или не владения собственностью, Вебер предложил трехмерный подход к стратификации, выделяя кроме экономического аспекта, также власть и престиж. Ему принадлежит заслуга выделения «трех автономных измерений стратификации».
Согласно его теории в основе иерархии в любом обществе лежат три независимых фактора, таких как собственность, власть и престиж. Различия в собственности порождают экономические классы; различия в доступе к власти создают политические партии, а различия в престиже порождают страты, или статусные группировки.
В работах Вебера не представлено четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные исследователи его работ дают различные перечни. Мне показалась более точной классификация, данная В.В Радаевым и О.И. Шкаратан:
— рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
— лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция.
— администраторы и менеджеры.
— собственники, которые получают ренту от владения землей, шахтами и т.д.
— «коммерческий класс», то есть предприниматели.[6]
Различия в статусе ведут к различиям в стиле жизни. Любая статусная группа имеет свою «субкультуру», в которой заключены стандарты поведения её членов. Через социальный контроль и санкции, где высшей мерой наказания является исключение из группы, поведение её членов контролируется и направляется.
Статусные группы приобретают престиж (почесть) в основном путем узурпации: они закрепляют за своими членами право заниматься какими-то исключительными видами деятельности, отказывая в этом праве другим, претендуют на определенное вознаграждение, монополизирует идеальные и материальные блага. Это может проявляться в возможности носить определенную одежду, производить определенный продукт, отдыхать в определенном месте, где главной особенностью является исключительность права членов именно этой статусной группы и отсутствие его у других. Таким образом, создается дистанция между группами и ощущение исключительности какой-либо группы. Также для создания статусного престижа усиливается степень закрытости групп, где не последнюю роль играют брачные связи только в своем кругу и так далее.
Возникновение социального неравенства
Вы будете перенаправлены на Автор24
История социального неравенства
История неравенства в социуме насчитывает не сотни, а тысячи лет с момента своего возникновения.
Дискуссии о данном процессе, его содержании и критериях возникновения также имеют очень давнюю историю. Проблематика неравенства с учетом ценностей традиционного общества появляется в трудах таких известных философов, как Аристотель, Платон и Тацит. Они рассматривали его в пределах той социальной реальности в которой существовали. Но даже в те времена особой властью обладали люди, чья деятельность была связана со знаниями. За советом к ним обращались правители, поскольку их мировоззрение могло помочь в решении многих государственных проблем.
С течением времени социальное неравенство сохранялось на любом этапе исторического развития, но отличались лишь источники возникновения.
Уже в 19-20 веках в качестве основной причины социального неравенства Герберт Спенсер отмечал завоевания. Таким образом, победитель становился обладателем всей власти, а проигравшие занимали низшие слои общества.
По мере развития взглядов и теорий одной из самых влиятельных оказалась идея о разделении труда как самом главном источнике социального неравенства. Данная идея была предложена Карлом Марксом. Он рассматривал разделение труда не как подчинение одних людей другим, а как фактор владения природными ресурсами, что вызывает профессиональную специализацию каждого гражданина. Именно эти идеи и это разделение предшествовало образованию в дальнейшем частной собственности и классов.
Возникновение неравенства по М. Веберу
Позднее, в противовес Карлу Марксу другой исследователь – Макс Вебер, вывел свою типологию классов, чье возникновение повлияло на становление социального неравенства:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, у Вебера возникновение неравенства заключается в экономическом аспекте стратификации. Кроме того, он выделяет такие элементы, как власть и престиж, которые наряду с властью являются тремя отдельными взаимодействующими факторами, лежащими в основе любой социальной иерархии или классового деления.
Социальное неравенство и современность
На сегодняшний день возникновение социального неравенства рассматривается в связи с историческими процессами. Нельзя сказать, что все вышеперечисленные идеи и концепции не соответствуют той действительности, которая главенствует сегодня, но различия все же имеются.
Объектом исследования многих социологов сегодня стал феномен бедности. Так как сам термин «бедность» употребляется крайне редко, то исследователи предпочитают заменять его на понятие «малообеспеченность».
Таким образом, социальное неравенство опирается на сравнение доходов. Причем, больший интерес представляют исследования не высшего класса (элиты), а низшего. Изучаются тенденции в следующих областях:
Помимо этих факторов, возникновение социального неравенства объясняется также таким явлением, как депривация.
Депривация – это любое состояние, которое порождает у индивида или социальной группы ощущение собственной обездоленности, неполноценности в сравнении с другими социальными группами.
Выделяют несколько видов депривации:
Социальные классы Вебера
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социология М. Вебера
Социальные классы – это группы людей со схожим социальным статусом, образованием и уровнем дохода.
Каждый социальный класс руководствуется собственной системой поведения, комплексом ценностей и норм, определенным стилем жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов продвигает и поощряет свои ценности, модели поведения в обществе и идеалы. В отличие от своих предшественников, Вебер не выделял социологию как отдельную самостоятельную науку, он считал, что «социологическую перспективу», необходимо вывести из других наук, а именно из исторической политэкономии, которая от неё не неотделима.
Макс Вебер – немецкий философ и социолог, его идеи оказали большое влияние на общественные науки, в том числе на социологию. М. Вебера во всем мире считают одним из основоположников социологической науки.
В отличие от Дюркгейма Вебер утверждал, что исследователи-социологи должны изучать не коллективные формы, а отдельного индивида, так как индивид, а не коллектив и его коллективное сознание является субъектом социального действия. Индивид – это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а её активный творец, который обладает и разумом, и волей. Соответственно социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл, не обошёл стороной Вебер и социальную дифференциацию и деление общества на классы.
Макс Вебер создавал свои научные труды спустя несколько десятилетий после выхода в свет работ К. Маркса, и в отличие от него не ставил на первое место организацию экономики. М. Вебер, как и К. Маркс основной формой социальной стратификации считал классы, также он выделял статусные группы.
Главный критерий социального неравенства по Веберу – это богатство, так как именно оно породило социальное расслоение. В зависимости от уровня дохода Вебер делил общество на три класса:
Готовые работы на аналогичную тему
Критерии социального неравенства М. Вебера
Главный источник дохода — это капитал, его люди приобретают с помощью образования и собственного жизненного опыта, те, кто владеет богатствами – есть собственники, но богатство не является основным критерием, еще одним важным критерием Вебер считал престиж.
В одном ряду с богатством и престижем Вебер ставил власть, а классовые, и статусные позиции являются ресурсами в борьбе за обладание властью. Обладатели власти считаются элитой общества, соответственно они имеют привилегии, и разные социальные блага именно они определяют внешнюю и внутреннюю политику страны, как правило, в более выгодных для себя условиях. Таким образом, Вебер выделил три критерия социального неравенства – власть, престиж и богатство.
Экономический интерес объединяет людей в класс, поэтому внутри каждого класса всегда возможны совместные действия и похожие реакции на схожие жизненные ситуации. В тоже время Вебер всегда протестовал против наделения классов способностями к культивированию интересов, он отрицал так называемые «сознание класса» и «интересы класса» в интерпретации К. Маркса.
Теория Вебера является более развернутой, чем социальная стратификация Маркса, так как более полно и глубоко отражает реальность общественной жизни, но есть и социологи, которые считают, что теория Маркса имеет более существенные преимущества.
В своих научных трудах М. Вебер часто использует понятие класса, его значение он определяет через понятие классового статуса, который призван обозначать вероятность с какой актуальны для отдельного индивида или группы следующие аспекты:
Таким образом, Вебер определял класс, как группу индивидов, которые имеют одинаковый классовый статус, при этом он не считал классы сообществами, так как совместные действия в классах не всегда прослеживаются.
Классы объединяют людей причинным компонентом, который касается жизненных условий, этот компонент может быть представлен экономическими интересами в приобретении товаров и услуг.
Классовая ситуация
Сопутствующим значением понятия «класс» Вебер считал классовую ситуацию. В качестве основных категорий классовых ситуаций он выделяет «собственность» и «её недостаток», при этом не важно, насколько эффективными могут быть такие категории в конкурентной борьбе.
Он так же отмечал, что классовая ситуация постепенно предстает в более дифференцированном виде: с одной стороны, с точки зрения вида собственности, которую используют для извлечения прибыли, с другой – в виде услуг, которые предоставляют на рынке.
Классовую ситуацию Вебер приравнял к рыночной, так как именно экономический интерес является тем фактором, который и формирует социальные классы.
Каждый класс может иметь многообразие форм классовых действий, но не всегда. Люди, которые находятся в одинаковой классовой ситуации, при классовых действиях проявляют реакции на экономические стимулы. Каждый отдельный человек может ошибиться насчет своих интересов, но класс насчет этого ошибиться не может.
В соответствии с классовыми интересами к низшему классу М. Вебер относил:
Под средним классом Вебер видел владельцев всех видов собственности, некоторые относились к «стяжательным» классам. Стяжательным классам благоволит экономическая система, которая ориентирована на рыночную ситуацию. Класс, который ближе всего расположился к страте, это и есть социальный класс, а класс, отстающий от нее по времени образования, это так называемый стяжательный класс. Класс собственников чаще всего конституирует ядро страты.
В отличие от К. Маркса Вебер делил общество на классы не только по наличию или отсутствию средств производства, но и по экономическим признакам, которые с собственностью никак не связаны, важным аспектом социальной стратификации он считал статус.
Социология неравенства Макса Вебера 10
Содержание
Введение 2
1. Понятие социальной стратификации 4
2. Концепции социальной стратификации
2.1. Теория классов Карла Маркса и становление
стратификационной теории 7
Социология неравенства Макса Вебера 10
2.3. Социальная стратификация Питиримы Сорокина 13
3. Социальная стратификация российского общества 16
Список использованной литературы 20
Таким образом, неравенство есть непреходящий факт всякого общества. Причем речь идет не о естественных различиях пола, возраста, физических данных, не о различиях в природной одаренности и унаследованных способностях. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. И природные различия начинают интересовать социологов в том случае, если они закрепляются в форме социальной дифференциации.
Существование социального неравенства можно принять за аксиому. Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого социологического исследования.
Необходимость изучения данной темы диктуется текущей ситуацией в России и тяжелым идейным наследством как частью этой ситуации.
Категории неравенства всегда превращаются в инструменты идеологической и политической борьбы, используются в целях социального самоопределения. И чтобы понять их смысл, нужно видеть стоящую за ними интеллектуальную традицию, знать существо различных взглядов. В обществе разворачивается символическая борьба за понимание принципов и границ социальной дифференциации. От ее итогов во многом будут зависеть те реальные формы, которые неравенство примет в нашем обществе.
1. Понятие социальной стратификации
Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.
Профессия преподавателя вуза престижнее профессии продавца. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа.
Все эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать их надо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев может расти и падать вместе с социальными изменениями, переживаемыми обществом. Так, в современном российском обществе особую значимость приобрели размер доходов и доступ к власти.
Вопрос, почему существуют социальное неравенство и различия, занимает центральное место в социологии. На него существуют различные ответы, представленные в социологических концепциях.
Макс Вебер: классический этап становления социологии неравенства.
Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864—1920 гг.) — классик мировой социологической теории. В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе.
Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты.
Отсюда он сформулировал свое представление о «трех автономных измерениях стратификации». Он подчеркивал, что «классы», «статусные группы» и «партии» — явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества».
Классы, по Веберу, — виды возможностей индивида на рынке, т. е. возможности обладания благами и получения доходов в условиях рынка товаров и труда. Класс, другими словами, это люди, находящиеся в одной классовой ситуации т. е. имеющие общее положение в экономической сфере — сходные профессии, одинаковые доходы, приблизительно одинаковое материальное положение. Отсюда следует, что не общие, групповые (как у Маркса) интересы, а интересы среднего человека, входящего в класс, стремление его и ему подобных получить доступ на рынок, блага и доход служат источником классовой борьбы. Поэтому способность к «массовидным действиям» является следствием общих настроений и сходных реакций на ситуацию.
Вебер соглашался с некоторыми основополагающими положениями К. Маркса в гораздо большей степени, чем думают многие современные исследователи стратификации, в особенности с экономическими аспектами стратификации. Так же как и для Маркса, для Вебера отношение к собственности являлось основным фактором, детерминирующим жизненные шансы индивидуума, а тем самым и класса в целом.
Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной «классовой ситуации», Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие — свою рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.
У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме.
1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия — класс мелких бизнесменов и торговцев.
3. Лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция.
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые также стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
5. 1. Класс собственников, т. е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т. п.
5. 2. «Коммерческий класс», т. е. предприниматели.
Вебер утверждал, что собственники — это «позитивно привилегированный класс». На другом полюсе — «негативно привилегированный класс», сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Это люмпен-пролетариат. Между двумя полюсами находится целый спектр так называемых средних классов, которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне).
Вебер не принимал распространенных в его время идей о гармонии классовых отношений. Для Вебера свобода контракта на рынке означала свободу собственника эксплуатировать рабочего. Однако в этом вопросе между ним и Марксом были существенные различия. Для Вебера конфликт классов по поводу распределения ресурсов был естественной чертой любого общества. Он даже не пытался мечтать о мире гармонии и равенства. С его точки зрения, собственность — это лишь один из источников дифференциации людей, и его ликвидация лишь приведет к возникновению новых.
Вебер считал необходимым признание того факта, что «закон господства» является объективным технологическим законом и что общество в силу этого оказывается для неимущего рабочего класса, по собственным словам М. Вебера, «домом рабства». Он подчеркивал, что рационализация означает деление общества на правящий класс собственников, руководствующийся исключительно своей выгодой, и лишенный собственности рабочий класс, вынужденный смириться со своим жребием под угрозой голода. Однако Вебер никогда не обсуждал вопроса о возможном революционном выступлении масс. Не исключено, что он воспринимал революцию столь опасной, что чувствовал себя неспособным думать о ней. В то же время он ясно показывал, что даже под маской демократии политическая власть остается неизменно в руках экономически привилегированного класса, т. е. класса, владеющего и контролирующего средства производства.
Вебер, в отличие от Маркса, сомневался в вероятности того, что рабочие смогут «подняться, до «настоящей» классовой сознательности и объединиться в общей классовой борьбе против системы, эксплуатирующей их. Это может произойти, по Веберу, только в том случае, когда контраст жизненных шансов перестанет восприниматься рабочими как неизбежный и когда они поймут, что причиной этого контраста является несправедливое распределение собственности и экономическая структура в целом.
Вебер считал, что возможны разнообразные формы классовых выступлений, но только некоторые из них ведут к изменению основных форм собственности, преобладающих в данном обществе. Здесь он сходится с Марксом, когда тот говорил о так называемом искаженном сознании рабочих, которое отвлекает их от основной цели их борьбы — уничтожения существующих отношений собственности.
Как же Вебер находил выход из противоречия — между признанием классовых антагонизмов и униженного положения рабочих, с одной стороны, и умолчанием о революционном разрешении классовых конфликтов, с другой? На первое место, как следствие рационального строя, Вебер ставит признание «императивной координации». Порядок — прежде всего. Он готов анализировать лишь различные стороны, в которых может воплощаться неизбежное, бесспорное, необходимое подчинение. Вызов законности для Вебера невозможен.
Пo его предположению, мыслима лишь одна рациональная экономика, которая является технократической системой, действующей через механизм привилегий собственности и классового господства.
Поэтому там не может существовать никакой дихотомии интересов.
В рациональном обществе Вебера те, кто оказывается в неблагоприятном положении, становятся скромными в силу необходимости быть в согласии с разумом. В этом смысле класс представляет собой своего рода отражение в обществе количественной рациональности рынка. Благодаря атому становится явным, кто чего стоит и кто что делает в обществе. При этом то, что люди получают, и то, что они делают, зависит от их «жизненных шансов». Эти «шансы» являются вероятностными оценками продолжительности и качества жизни.
Социальный класс является функцией общей оценки «жизненных шансов». У одних эти шансы велики, они подкрепляются высоким престижем в рациональной системе капитализма, у других они низкие, оскорбляющие человеческое достоинство.
Перейдем теперь ко второму автономному измерению стратификации, предложенному Вебером, — иерархии статусных групп. Вебер разработал целостное учение об условиях, необходимых для формирования статусных групп. Он с уверенностью заявляет, что их основу составляют общины, именно в общинах формируются статусные группы.
В свою очередь, общины состоят из статусных групп. В основе статусных групп лежит некоторое разделяемое всеми количество социально приписываемого престижа (или почести).
В большинстве своем статусные группы аморфны. В противоположность чисто экономически детерминированной классовой ситуации статусная ситуация есть любой типичный компонент жизненной судьбы людей, который детерминирован специфическим, позитивным или негативным, социальным оцениванием почести. Такая почесть, по Веберу, может обозначать любое качество, оцениваемое большинством людей. Статусное оценивание имеет связь с классовыми различиями.
Собственность практически проявляет себя в качестве статусной характеристики. Так, в экономике соседской общины очень часто самые зажиточные становились лидерами, в чем проявлялось уважение к мим.
В то же время Вебер отмечает, что статусная почесть совсем не обязательно связана с классовой ситуацией. Напротив, статусная почесть находится в четкой оппозиции всему, что связано с собственностью. И это нормальное положение дел. Не умаляя значения имущественного положения и его влияния на статус, Вебер говорит, что статус противостоит претензиям на него со стороны имущих. Как имущие, так и неимущие могут зачастую принадлежать к одной и той же группе.
Если различия в собственности ведут к различиям жизненных шансов, то различия в статусе, говорит Вебер, ведут, как правило, к различиям в стиле жизни, т. е. в поведении и принципах жизни. Стиль жизни задается общей для группы «субкультурой» и измеряется «статусным престижем». Статусная группа в связи с этим способна проводить довольно осознанную линию поведения, поскольку через стандарты поведения, заключенные в общей для нее субкультуре, она способна контролировать и даже направлять поведение своих членов.
Статусные группы приобретают престиж (почесть) главным образом путем узурпации: они претендуют на определенное вознаграждение и добиваются существования своих претензий в форме определенных норм и стилей поведения и особых преимуществ на занятие теми или иными исключительными видами деятельности. И хотя в современном обществе группы не имеют под собой юридического основания, соответствующие юридические привилегии не заставляют себя долго ждать, так как статусные группы стабилизируют свое положение путем обретения экономической власти.
Как пишет Вебер, стратификация по статусам идет рука об руку с монополизацией идеальных и материальных благ и возможностей.
Помимо специфического статусного престижа, который всегда предполагает дистанцию и какую-то исключительность, мы обнаруживаем также монополию на материальные блага всех видов. Престижное выделение может состоять в привилегии носить специальный костюм, есть особью блюда, запрещенные для остальных, отдыхать в недоступных другим местах и т. д. Материальная монополия предоставляет самый эффективный мотив для исключительности статусной группы, но сама по себе она не всегда достаточное условие. Здесь «работают» и брачные связи в своем кругу, и многое другое. Вебер особенно отмечает, что «по мере роста замкнутости статусной группы, конвенциально предпочитаемые возможные для членов ее занятия постепенно перерастают и юридически закрепленную монополию на особые должности. Некоторые блага также превращаются в объекты монополизации, проводимой статусными группами. В типичном случае это включает «унаследованное земельное владение», а также часто собственность на рабов, крепостных и, наконец, специальные виды торговли».
Третья форма ассоциации, которой Вебер уделял внимание, это партия. Считая, что причины деления общества на кланы лежат в экономике, и что в основе существования статусных групп лежит престиж, он характеризовал партии как объединения людей по убеждениям.
Поведение партии хорошо осознано, так как эта группа является субъектом истории, динамичным моментом во всякого рода преобразованиях, совершающихся в обществе, Партии являются воплощением власти. Они существуют только в общинах, имеющих какой-то рациональный порядок и штат сотрудников, которые следили бы за претворением этого порядка в жизнь.
Вебер видел прочную связь между классами, статусными группами и партиями. Он писал: «Партии могут представлять интересы, исходя из «классового» или «статусного положения» и набирать своих приверженцев или из данного класса, или же из статусной группы. Но партии совсем необязательно быть классово или статусно-ориентированной, и зачастую она не является ни той, ни другой».
Таким образом, веберовская трактовка социального неравенства предполагает, что в нем на одном и том же человеческом материале, выступая в различных конфигурациях, существуют и взаимодействуют три типа стратификационных иерархий. Они в значительной степени независимы друг от друга и с разных сторон и на разных принципах упорядочивают и стабилизируют поведение членов общества. Такой подход, по мнению Вебера, позволяет лучше понять закономерности развития и строения общества, чем предположение чистой связи между ними и разделение их на «первичные» и «производные»
Неовеберианцы.
Семидесятые годы нашего столетия оказались отмечены печатью «веберовского ренессанса», давшего, помимо прочего, и множество трудов по социальной стратификации и мобильности. Ренессанс был связан отчасти с переводом и переизданием основных трудов М. Вебера, а отчасти — с разочарованием ученой публики в марксизме.
Сначала укажем те принципиальные подходы к анализу социальной структуры, которые были продемонстрированы М. Вебером и его последователями, В ряде пунктов здесь обнаруживается близость к марксизму, но сдвиги очень и очень значительны.
1. В основе любой стратификации (отнюдь не только в политической сфере) лежит распределение власти и авторитета. В противовес марксистам властные отношения не увязываются жестко с отношениями собственности, а в противовес функционалистам несут в себе явные элементы конфликтных начал.
2. Центр тяжести переносится со структур на системы социального действия, на становящуюся структуру. При этом внимание фокусируется на типологических характеристиках индивидуального действия.
3. Утверждается плюралистический подход к анализу социальной структуры. Понятиями «класс», «статус» и «партия» обозначаются три относительно самостоятельные плоскости экономической, социокультурной и политической стратификации.
4. Изменяется понимание «экономического класса». Отношение к собственности становится частным критерием. Акцент же делается на рыночные позиции групп. Класс объединяется типичными шансами (lifechances) на рынках товаров и рынке труда.
5. Жизненные шансы социальных групп определяются не только их текущим положением на разных рынках, но рассматриваются как продукт специфических карьерных возможностей. Перспективы социальной мобильности становятся внутренним моментом определения положения разных групп.
6. Наиболее интересным и сложным моментом становится анализ статусных позиций, определяемых престижем образования и профессии, стилем жизни, социокультурными ориентациями и нормами поведения, а также выявление их связи с рыночными позициями. Статусные группы являются реальными общностями, осуществляющими коллективное действие, в противоположность классам, представляющим лишь возможную основу совместного действия.
К преимуществам веберовского подхода можно отнести его разностороннюю сбалансированность. Он позволяет включать конфликтные и функциональные элементы; выявлять социальных актеров, не теряя при этом структурных рамок, в которых они действуют; вносить в стратификационный анализ динамические элементы. Посмотрим, по каким направлениям пошло развитие веберовских подходов.
2.1.Власть, авторитет и конфликтные группы (Ральф Дарендорф)
В своей классовой концепции, подобно М. Веберу, Р. Дарендорф отталкивается от марксистской почвы. Но сразу же делает крутой поворот. Если К. Маркс выводил структуру экономической, а затем и политической, власти из отношений собственности, то Дарендорф ставит во главу угла именно распределение власти и авторитета (power and authority).
Собственность низводится в ранг одной из форм реализации власти.
Причем отмечается падающее значение этой формы в виду массовой корпоратизации собственности и перехода контролирующих функций в руки менеджеров. А авторитет менеджера современной корпорации уже имеет принципиально иные источники — уровень образования, значение которого для распределения ролей непрерывно попытается, и должностные позиции в бюрократической иерархии.
Наряду с «расползанием» собственности Дарендорф такжеспокойно допускает и происходящее уравнивание в сфере уровней и стилей жизни. Ибо все это не затрагивает главного — неравномерного распределения ресурсов власти и авторитета, существующего в любом без исключения индустриальном обществе.
Дарендорф, таким образом, делает попытку освободить теорию классов от бремени частной собственности. Классы становятся аналитической категорией, отражающей распределение власти и авторитета между социальными группами. Отношения групп неизбежно принимают дихотомический характер господства и подчинения (в каждом отношении может быть только две противоположные стороны). Поскольку власть и авторитет остаются неизбывно дефицитным ресурсом, борьба за эти ресурсы принимает форму конфликта.
Классы в результате оказываются ничем иным как конфликтными группами. Этим они собственно и отличаются от страт как описательной категории, обозначающей множественные ранговые позиции, занимаемые квази-группами на иерархических шкалах. Вот как в итоге он определяет классы: «Класс обозначает конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета в императивно координированных ассоциациях».
Конфликтные группы (классы) возникают из осознания квази-группами своих противоположных интересов. Конфликты, в свою очередь, становятся толчком к социальному изменению (в этих пунктах Дарендорф явно движется по марксистским рельсам), Однако понимание конфликта у него, конечно, совсем не революционное. Не случайно подчеркивается роль именно авторитета как формы легитимного господства. Дарендорф исходит из возможности (и необходимости) медиации и институционализации конфликтов, мирного перераспределения авторитета за столом переговоров.
Нас могут спросить, не слишком ли произвольно отнесены позиции Р. Дарендорфа к неовеберианскому лагерю, ведь пропагандируемое им понятие класса с соответствующими веберовскими понятиями значительно расходится. Но использование Дарендорфом веберовских понятий власти и авторитета как универсального ключа к анализу действия групп в тех или иных ситуациях, думается, позволяет нам это сделать. Впрочем, без некоторой условности, неизбежной при любой классификации теорий, и здесь не обошлось. В целом же вся концепция Дарендорфа явно конструируется «в пику» функционалистам (в первую очередь, Т. Парсонсу).
2.2.Исключение и узурпация (Франк Паркин)
Это коллективное действие принимает форму социального «ограждения» (closure) против других претендентов на ресурсы и вознаграждения. Ограждение выступает в двух основных формах: «исключения» (exclusion), под которым понимается «попытка одной группы сохранить и защитить свою привилегированную позицию за счет какой-то другой группы через процесс ее субординации»; «узурпации» (usurpation), подразумевающей, напротив, «использование власти в отношении вышестоящих групп».
Причем вторая форма (узурпация) обычно является реакцией на действия по исключению, которое представляет господствующую форму социального ограждения в любом стратифицированном обществе (в более ранних работах Паркин называл вторую форму «солидаризмом»).
В отличие от Парсонса или Дарендорфа Паркин не намеревается девальвировать значение отношений собственности, остающихся одной из ключевых форм социального ограждения. Но не извлечение прибавочного продукта ставится уже во главу угла, а утверждение и отстаивание социальных прав, за которым, в свою очередь, стоит система распределения власти и авторитета.
«Владение собственностью есть одна из форм ограждения, предотвращающая всеобщий доступ к средствам и продуктам производства; обладание формальной квалификацией (credentialism) суть одна из форм ограждения, предназначенная для отслеживания и контроля за воротами, ведущими к ключевым позициям в системе разделения труда».
Под таким узлом зрения социальная структура оказывается куда менее простой и однозначной. Ибо большинство классов осуществляет одновременно разные противонаправленные действия. Так, одна и та же группа рабочих (белые, протестанты, мужчины) могут выступать как «узурпаторы» («солидаристы») в отношении к своим нанимателям, но одновременно монополизировать доступ к своим позициям на рынке труда, проводя политику исключения в отношении черных и цветных рабочих, католиков, женщин.
«Организованные рабочие часто прибегают к двойным формам •ограждения: узурпаторским действиям против нанимателей и государства, сочетаемым с исключающими действиями против других менее организованных групп рабочих, включающих женщин и национальные меньшинства».
Итак, заключение Паркина таково: «Не положение группы в разделении труда и не производственный процесс определяют ее классовую позицию, но присущий ей способ первичного социального ограждения».
Важно отметить, что класс здесь начинает рассматриваться не как нечто, жестко детерминированное структурой, но как процесс выработки и реализации стратегий, при помощи которых социальные группы заявляют и отстаивают свои права на ресурсы и вознаграждения.
2.3. «Работник в черном пальто» (Дэвид Локвуд)
Опубликованное в конце 1950-х годов исследование Д. Локвуда, посвященное судьбам служащих-клерков, явно воплощает веберовскую традицию. Суть же подхода такова. Положение любой социальной группы раскрывается через характеристику ее трех ситуаций: рыночной, трудовой и статусной. Первые две формируют классовые, третья — стратификационные позиции группы. Именно совокупностью указанных позиций определяется структура группового самосознания и самоидентификации.
Рыночная ситуация, по Локвуду, непременно включает отношения собственности. Но отличие от ортодоксальных марксистов весьма существенно. Последние считают, что само наличие или отсутствие собственности есть основание для классовой идентификации. Если же какая-то группа (те же клерки) не осознают своих «объективных» интересов, то это не иначе как результат «ложного самосознания». Локвуд же (помимо неприятия «ложности» или «истинности» сознания как социологических категорий) утверждает, что рыночная ситуация включает не только размеры собственности и получаемых доходов, но также социальную защищенность и шансы на социальное продвижение, зависящие, в свою очередь, во многом от квалификационного уровня работников.
Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 905 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ