Что относится к духовной социальной и материальной культуре

Понятие культуры. Материальная и духовная культура

Содержание:

↑ Понятие «культура»

В современной культурологии и философии существует много определений и трактовок понятия «культура».

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

Начиная с I в. до. н. э. слово « культура » (от лат. — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить следующим образом.

Другими словами, под культурой подразумевается созданная человечеством искусственная среда существования (архитектурные здания и сооружения, предметы быта, результаты научных и технических достижений) и самореализации (традиции, ценности, модели поведения, верования), которые создаются и устанавливаются людьми, а также передаются из поколения в поколение.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовный ценности.

↑ Материальная и духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.

Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.

↑ Функции культуры

Посредством социальных норм, ценностей, традиций и знаний культура создает устойчивые условия жизни, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе.Культура способствует общению, взаимодействию индивидов, так как ее основой является язык.
Благодаря культуре происходит сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общениеОсновы материальной и духовной культур накапливаются в ходе истории и передаются в знаниях и практическом опыте другим поколениям.Культура выступает средством развлечения, удовлетворения эстетических и духовных потребностей.

В ХХ веке в философии широкое распространение получило понятие «диалог культур».

Диалог культур предполагает также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

В качестве иллюстрации диалога культур можно привести изучение иностранных языков в школе, трансляции кинофильмов разных стран мира, проведение национальных праздников, этнических фестивалей, международных спортивных состязаний, присутствие на праздничных столах блюд разных национальностей и т.д.

Источник

Виды и формы культуры

Что относится к духовной социальной и материальной культуре

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Источник

МАТЕРИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ

Материальная культура – совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Социальная культура – система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Духовная культура – это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений – знаков. Универсальный знак – язык – естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры – мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных разновидностей.

В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе – естествознание (включает в себя естественные науки) и системы о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества – гуманитарные науки. До последовательного оформления науки как самостоятельной части культуры человечества знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др.

Данное обстоятельство дает право трактовать понятие «естествознание» и «гуманитарное знание» не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний. Однако в условиях культуры ХХ в. такая трактовка непродуктивна. Поэтому чаще всего исходят из того, что современная естественнонаучная и гуманитарная разновидности культур основаны на научном знании.

Учитывая, что отдельный человек не в состоянии усвоить весь объем информации, накопленный науками, рассматривая понятие «естественнонаучная культура», следует учитывать три аспекта:

1) совокупный исторический объем информации, полученный в процессе изучения природы и общества;

2) объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;

3) фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях.

Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук – гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.

Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур.

Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для «рядовых» потребителей естественнонаучной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные «переводы» (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественнонаучная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов – решающее условие их эффективной деятельности.

Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализации нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т.д.) Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:

— они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования;

— осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т.п.);

— взаимно координируют в историко-культурном процессе;

— являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;

— имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

2. Понятие, определение и зарождение науки.

Итак, в составе культуры общества наука включена в систему духовной культуры человечества. Помимо науки в духовную культуру входят: искусство, мораль, религия, право, идеология, мировоззрение и другие элементы. Их общим признаком выступает продуцирование в идеальной форме норм и правил мышления, общения, поведения и иных состояний человеческого бытия. Так как человеческое существование исторично, т.е. эволюционировало от простейших состояний к более сложным и совершенным, то и наука прошла такой же путь эволюции. В общем понимании наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу:

1) Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда.

Что относится к духовной социальной и материальной культуре

Современное науковедение пока не дает однозначного от­вета на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в не­скольких аспектах. Согласно основным точкам зрения наука – это:

Ø совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний;

Ø форма общественного сознания;

Ø социальный институт;

Ø непосредственная производительная сила общества;

Ø система профессиональной (академической) подготовки и воспроизвод­ства кадров.

В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:

Ø наука как система подготовки кадров существует с сере­дины XIX в.;

Ø как форма общественного сознания – с V века в Древней Греции;

Итак, существует несколько точек зрения о времени возникновения науки:

► Наука как опыт практической деятельности людей началась с каменного века (около 2 млн. лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практически значимые знания.

► Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.

► Самая распространенная точка зрения: наука возникла в XVI-XVII вв., когда появились работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, И. Ньютона и др. ученых.

Признаками науки в это период выступают: построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. К этой эпохе относится и создание социальных условий науки: возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение ученых), Парижская академия наук.

В целостном культурном творчестве человечества указанные точки зрения на возникновение науки раскрывают особенности ее эволюции от исходных «преднаучных» состояний к полноценному самостоятельному феномену. В собственном смысле наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек возникла в V в. до н.э., а как полноценное социально-духовное образование – существует с XVII в.

· более или менее четкий соци­альный запрос на объективные знания;

· социальная возмож­ность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос;

· начавшееся разделение тру­да внутри этой группы;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *