Что относится к духовной пище
Духовная пища
Даже маленькие дети знают, что для развития и роста необходима разнообразная пища. Большинство людей насыщают только своё физическое тело, забывая о питании для души и духа. Это происходит из-за отсутствия понимания о значении термина «духовная пища».
Что такое духовная пища
Апостол Павел говорил, что человек состоит из трёх равнозначных сущностей:
Каждой оболочке, составляющей единое человеческое существо, необходимо питание для роста и развития. Люди давно поняли, что без постоянного питания, состоящего из разнообразных и качественных продуктов, физическое тело не развивается, что приводит к дистрофии и смерти.
Но отсутствие душевного и духовного питания приводит к более тяжёлым последствиям. Душевное голодание делает человека пассивным, неспособным на положительные эмоции существом, жизнь которого протекает только в материальной плоскости.
Дистрофии души приводит к слабости духа, так как отсутствие эмоций и переживаний не позволяет человеку услышать Божественное Слово, через которое обретается истинный смысл человеческого бытия — соединение с Господом.
В связи с тесной взаимосвязью души и духа, люди часто объединяют пищу для этих уровней человеческой личности в целое. В общечеловеческом понимании духовной пищей являются следующие категории:
Где искать пищу для духа
Питание для духовно-нравственного развития человека можно получить из следующих источников:
Выбирая духовную пищу, следует помнить, что не любая еда полезна для организма. Далеко не каждое произведение искусства способствует духовному развитию. С особой осторожностью следует относиться к псевдорелигиозному искусству, которое несёт ложные идеалы и отдаляет человека от Господа. Следует чётко разграничивать произведения развлекательного характера, и серьёзные труды, насыщающие ум, сердце и дух человека.
Источники духовной пищи для православных
Православная традиция называет духовную жизнь, заключающуюся в постоянном насыщении человеческого существа духовной пищей, единственным путём к обретению единства с Господом.
К типам духовной пищи православного человека можно отнести следующие деяния:
Сподвижники православной веры преподобный Варсонофий и его ученик Иоанн говорили, что христиане должны искать духовную пищу во всём, что окружает человека.
Главная духовная пища для христианина
Главный источник духовной пищи для христианина — Слово Божие, отраженное на страницах Священного Писания. В библейских строках можно найти множество информации, полезной для развития и возвышения духа:
В Библейском тексте можно найти ответы на любые вопросы духовного и нравственного характера, встающие перед человеком в течение всей жизни, в том числе и ответ на вопрос о пище для духа. Он содержится в словах Иисуса Христа, произнесенных им после насыщения множества голодных несколькими хлебами.
Сын Божий говорит, что истинной пищей, насыщающей человеческую жизнь, является Слово Божие. Человек, стремящийся к Его поиску и познанию никогда не будет испытывать чувство жажды и голода, как в духовном, так и в физическом смысле.
Следует уточнить, что Священное Писание — довольно сложное для понимания неподготовленного человека произведение. Священнослужители советуют знакомиться с этим трудом неспешно и вдумчиво, так как за простыми библейскими образами и притчами часто глубокие метафоры.
Непонятные моменты следует выписывать в тетрадь, чтобы затем ещё раз обдумать или найти их толкование в святоотеческой литературе. Также следует выписывать отрывки, вызвавшие отклик в душе и сердце человека.
Ежедневная духовная пища
Как и насыщение физической оболочки, питание духа должно совершаться постоянно. В регулярный ежедневный духовный рацион должны входить следующие деяния:
Чтение религиозно-духовной литературы — основной источник духовного питания. В христианской ионической традиции чтение Священного Писания и биографией святых предстоятелей должно сопровождать каждый приём физической пищи, напоминая монахам о бренности тела.
Простым христианам следует начинать приобщение к духовной литературе с кратковременного ежедневного чтения. В связи с развитием современных технологий чтение религиозных текстов можно заменить прослушиванием в формате аудиозаписей.
Святые отцы Церкви говорят, что молитва должна сопровождать каждое дело, совершаемое человеком. Для современного христианина ежедневно следует совершать утреннюю и вечернюю молитву, а также ежедневный чин освящения трапезы. Этим действием верующий человек возвеличивает дух над телом, борясь с искушениями и страстями.
Современные реалии не позволяют простым христианам посещать ежедневные церковные службы. Священнослужители отмечают, что сегодня необходимым минимумом для мирян является участие в воскресных службах и торжественных службах в двунадесятые праздники. Более частое посещение Дома Господа — личный выбор каждого человека. При этом следует учитывать, что не менее угодным Богу делом является общение с семьёй, которым не должен пренебрегать каждый истинный христианин.
Последствия духовного голодания
Неудовлетворение духовного голода приводит к отдалению человека от Господа, что приводит к попытке замещения истинной духовной пищи продуктами массовой культуры, направленной на удовлетворение телесных потребностей. Это приводит к замене людских добродетелей греховными пороками: насилию, агрессии, прелюбодеянию, блуду, убийствам, жажде накопительства.
Человечеству следует помнить, что возможность приобщиться к истинной духовной жизни даёт Господь. Но он же может забрать этот дар. В Библии говорится, что настанет времена, когда девы и юноши будут скитаться в поисках Слова Божия.
Но не найдя его, будут томиться от неудовлетворенной духовной жажды и голода. Поэтому не следует откладывать Вступление на путь приближения к Царству Небесному и пренебрегать духовной пищей, посылаемой Господом.
Духовная пища
Святой праведный Иоанн Кронштадтский |
Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.
Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.
Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.
Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).
Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).
Духовная пища
Д ля чего живёт человек?
Наверное, на этот вопрос каждый сам даёт себе ответ и каждый получает затем последствия этого ответа. Можно жить, как цветочек, — дышать воздухом, впитывать водичку и греться под солнышком. Но то, что подходит для цветка, совершенно не подходит для человека.
Счастье и удовольствие на уровне физического тела всё-таки оставляют какую-то пустоту, которую не заполнить ни едой, ни деньгами, ни развлечениями. Потому что человек — это в первую очередь духовное существо. И, если человек живёт на уровне удовлетворения инстинктов, он ничем не отличается от животного. И это такая же нелепость, как пытаться электромобиль заправить дизелем.
Конечно, во всём должен быть баланс. Пища духовная и материальная одинаково важны для человека. Человек — это в первую очередь душа, но без физического тела душа не сможет действовать в материальном мире. Существует и такая проблема, когда человек увлекается духовной пищей, но при этом в плане телесной пищи ест что попало. Физическая пища влияет на сознание, поэтому все продвинутые духовные практики и святые люди отказывались от убойной пищи. Потому что нельзя говорить о сострадании, жуя котлету. Вернее, говорить-то, конечно, можно, только смысла в этом нет никакого.
Но правильное питание — это далеко не всё. Не менее важно духовное развитие. Как же питаться духовной пищей? Когда Иисус 40 дней постился в пустыне, однажды Сатана сказал ему: «Если ты Сын Божий — преврати камни в хлеб». На что Иисус ответил искусителю: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». И далее Иисус учил во время «Нагорной проповеди»: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся». То есть он давал наставления о том, чтобы всё время искать правду, и ищущему она обязательно откроется.
Виды духовной пищи
В «Нагорной проповеди» Христа много сказано о духовной пище. Во-первых, говорится о том, что знания нужно не только получать, но и ими делиться. Он говорил так: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но — на подсвечнике, и светит всем в доме». Это очень важный момент: потребляя духовную пищу, можно стать таким же эгоистом, как и в случае с материальными благами. Поэтому важно помнить, что знанием, которое мы получили, нужно поделиться. Тут, опять же, и закон кармы можно упомянуть: чем больше мы чем-то делимся, тем больше нам возвращается. И, если мы хотим получать знания и дальше, ими нужно делиться.
Многие ученые и искатели со всего мира утверждают, что Иисус Христос, основатель христианской религии, не умер, когда был распят. Согласно их взглядам, Иисус достиг «самадхи» посредством силы йоги. Эти ученые имеют точку зрения, что в юности Иисус мистическим образом исчез из поле зрения людей на 18 лет. Этому времени не дается никакого описания в Библии. Согласно некоторым ученым, в этот период Иисус путешествовал в различные страны и также жил в Индии.
Что касается самой духовной пищи, в первую очередь это знания о мироустройстве, философия, практики и так далее. Знание — оно как лекарство, как противоядие от иллюзий. Считается, что наше питание должно не только не загрязнять, но и очищать организм. С духовной пищей тоже самое. Даже если мы 40 раз прочитали какой-то священный текст, но ничего из него не поняли, как минимум такое чтение очистит нас, да и какие-то частички истины всё-таки осядут в сознании. С другой стороны, конечно, читать, совсем не понимая о чём, тоже не стоит. Это как в спортзале: не стоит сразу гнаться за большими нагрузками. Если пока какие-то трудные философские тексты не по силам, можно почитать классику. Лев Толстой, Пауло Коэльо, Ричард Бах — они пишут о самых главных вещах простыми словами, интересными рассказами и притчами.
Но читать мало, надо уметь применять в жизни. Есть люди, которые наизусть знают все заповеди, но в жизни друзей у них немного, потому что в реальной действительности общаться с ними — сплошная аскеза, ведь все заповеди для них остаются на бумаге. И лучше прочитать одну книгу и хотя бы что-то из неё понять, чем прочитать сто, но не понять ничего.
Поэтому даже простые русские народные сказки могут многому нас научить. И в них можно найти гораздо больше, чем в различных религиозно-философских трактатах, которые часто неизвестно кем и неизвестно как переведены и порой несут в себе какие-то странные концепции.
Второй формой духовной пищи можно считать творчество. Здесь речь идёт как об изучении творчества других людей, так и о собственном творчестве. Конечно, творчество творчеству рознь. Современная музыка и по смыслу, и по музыкальному сопровождению чаще всего направлена на деградацию. Чего нельзя сказать о классической музыке, пользу которой можно ощутить буквально мгновенно. Бах, Моцарт, Шуберт и многие другие гениальные композиторы оставили нам не просто музыку — они оставили нам лекарство для души. И менять его на современную попсу — это просто кощунственно.
Тоже самое можно сказать про поэзию. Стихи суфийских поэтов, даже в переводе, позволяют ощутить духовный экстаз от той глубины познания мироздания, которой обладали поэты-мистики. Глубокие философские посылы можно увидеть и в творчестве наших соотечественников: Пушкина, Лермонтова, Есенина. Важно уметь видеть второй смысловой ряд — за простыми образами часто кроются совсем не простые размышления.
Трансформация через творчество
Жизнь человека подобна строительству храма, где храмом является он сам. И речь не только о здоровье физического тела — это лишь половина успеха. Но, учитывая, что на этой половине часто всё развитие и заканчивается, можно считать, что это и вовсе только начало пути. Как ни прискорбно признать, но тело — временная субстанция, и только душа — вечна. Как бы мы не совершенствовали своё тело, мы его оставим, как старую одежду. Поэтому здоровый организм — это лишь инструмент для совершенствования души, и не более того. Как писал Лев Толстой: «Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все остальные формы деятельности бессмысленны по своей сути в связи с неотвратимостью гибели». Это, надо полагать, писатель всё же преувеличил — все остальные формы не то чтобы бессмысленны, а, скорее, должны быть инструментом для выполнения основной задачи — совершенствования своей бессмертной основы.
Однажды одного духовного учителя спросили: «Что будет с вашим учением, когда вы умрёте?», на что он ответил: «Я никогда не умру, я останусь жить в своих книгах». Именно творчество — делает нас бессмертными. И духовная пища высшего качества — это проявление себя через творчество. Увлечённые художники и поэты порой сутками забывают о физической пищи. И это для них не аскеза, просто в этот момент они питаются своим вдохновением, и физическая пища им не нужна. Поэтому лучшее, что мы можем сделать, — это проявить себя через творчество. И это будет одновременно духовной пищей и для нас, и для окружающих. И вот это очень интересный момент — в материальном мире, если мы отдали еду другому, то себе осталось меньше. В духовном мире всё наоборот: если мы отдаём кому-то духовную пищу, то в этот момент насыщаемся и сами. Об этом и была та история, когда Иисус накормил всех пятью хлебами. Речь-то не о еде была. А о том, что он одной лишь проповедью смог накормить духовной пищей всё собрание.
Важно понимать, что духовная и физическая пища важны, но физическая пища и физическое тело — не самоцель, а только лишь инструмент, фундамент для обретения духовной пищи. Об этом и сказал Иисус в «Нагорной проповеди»: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». А дальше поясняет, что искать прежде всего нужно истину, а всё остальное — приложится. И, если мы живём в гармонии со Вселенной, она даст нам всё, что нужно для нашего развития.
Именно духовная пища — и даёт смысл нашей жизни. Погоня за материальными благами даёт лишь по итогу жизни только одну возможность — пышные похороны. Но разве ради этого стоило приходить в мир? Только ради того, чтобы обеспечить себе красивый уход? Скорее всего, смысл в том, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. А чтобы сеять, нужно самому быть в изобилии. Чтобы иметь семена разумного, доброго и вечного, нужно именно эти культуры возделывать на поле своего сознания. А если там сорняки, то что мы сможем дать другим?
Таким образом, нужно уделять внимание духовной пище в той же мере, в какой мы уделяем внимание пище физической. Это как минимум. А в идеале эта забота должна быть для нас приоритетной. Вспомните, сколько раз в день вы думаете о том, что приготовить, что купить, что покушать и так далее. А теперь соотнесите это с тем, сколько раз в день вы думаете о том, что почитать, послушать или в какой форме творчества себя проявить? Какое получилось соотношение? То-то же…
Знакомство с духовной пищей
Знаком ли вам термин «духовная пища»? А вдумывались ли вы в суть этого понятия и в то, что под ним подразумевается? Почему различные источники по саморазвитию и совершенствованию личности часто пишут о духовном развитии как пище для ума и человеческой души? Первое, что приходит в голову, когда мы слышим словосочетание «духовная пища», — размышление о высоком, чтение богослужебных книг, занятие творчеством, приобщение к культуре. То есть все то, что делает нас воспитанными, образованными, позитивными. Отчасти это так. Но давайте сформулируем более полное определение, чтобы стало ясно, какое это имеет значение.Духовная пища — это:
Нет необходимости объяснять, что интересы у всех различны, поэтому инструменты для своего эволюционирования каждый выбирает сам. Одни увлекаются чтением священных книг, и это приводит их к прозрению, другие — более активные — творят сами, максимально используя свой творческий потенциал.
Источники духовного развития
Мы ежедневно заботимся о том, где достать самые свежие продукты, чтобы получить от еды удовольствие и пользу. Это позволяет человеку нормально функционировать в течение дня, чувствовать бодрость и меняться внешне со временем. О принципах правильного питания мы уже что-то знаем, и большинство людей на Земле сегодня не испытывает чувство голода. Воздержаться от пищи человеку под силу, но лишь на некоторое время — всего несколько дней. Чаще всего это частичные ограничения в еде, когда люди отказываются на какой-то период только от тяжелой пищи — мяса, пьют воду или соки. Страшно представить, к чему приведет длительное голодание, опасное для здоровья.
А где искать пищу для нашего ума? Вот самые доступные источники:
Рано или поздно каждый понимает и определяет для себя то, что близко его душе.
К чему приводит недостаток духовной пищи
Если мы пренебрегаем стандартными правилами питания, мы чувствуем недомогание и быстро заболеваем, теряем силы, не можем нормально работать и выполнять другие ежедневные обязанности.
Вот что происходит с духовно неразвитым человеком:
Что делать, чтобы этого избежать, расскажем дальше.
Не хлебом единым
Большинство религиозных деятелей в один голос утверждают: учение Закона Божьего — самая здоровая и правильная пища для человеческой души. Об этом говорится и в священных книгах. Там даже есть рекомендации по выбору продуктов и составлению рациона в период Великого поста и других постов в течение года. Во время поста мы совершаем невероятные усилия над собой, очищая тело и дух:
Смысл поста заключается в том, что во время обуздания плоти происходит очищение души (необходимо также отказаться от сквернословия и от плохих мыслей).
Многие вещи мы выполняем изо дня в день по инерции, но способность понимать, мыслить и анализировать, проявлять креативность, сострадать и сдерживать себя в трудной ситуации отличает нас от животных. А чтобы человек улучшал свой личностный потенциал, ему необходима духовная пища.
Что такое духовная пища?
Для нормальной работы организма человеку требуется питание. Но люди забывают о том, что помимо телесной пищи, существует еще и духовная. Итог подобного пренебрежения наблюдается повсеместно. Бездумная гонка за материальными благами, что оставляет после себя только пустоту в душе и расстройства психики.
Пища для души – это размышления о вопросах Бытия. Чтобы расти духовно, необходимо знать, что духовность является внутренним достоинством, которое никак не выражают. Она проявляется сама в необходимое время. Для начала измените мысли, разрушьте старое мировоззрение. А чтобы построить новое придется потратить гораздо больше времени. Каждый человек, как строитель, рано или поздно приходит к познанию истины.
Искусство является духовной пищей народа, оно необходимо каждому. Один найдет «питание» для души и разума в посещении музеев и галерей, другой – в театре и кино, а третий в прослушивании классической музыки.
Духовная пища на каждый день
Спросите у кого-либо о том, что такое духовная пища на каждый день, а также, что такое телесная пища. Скорее всего, вам ответят на последний вопрос, а на первый последуют философские рассуждения. Это предсказуемый результат, ведь о потребностях тела мы узнаем благодаря сигналам органов, а вот о требованиях души ничего не сообщает. Помимо этого, нельзя говорить, что потребности в пище для души у всех совпадают. Правильнее предполагать, что истинные интеллектуалы или рабы инстинктов нуждаются в такой пище меньше людей религиозных и духовно развитых.
Но, чем же можно подпитывать свою душу? Истинные христиане скажут, что лучшей пищей для души является Библия. Сторонники других конфессий отметят собственные священные книги. В этом есть доля истины, но не ограничивайте себя чтением только духовной литературы.
Подпитка есть в чем угодно – кино, музыка, картины, скульптура, театр и многое другое. Но стоит серьезно подходить к выбору духовной пищи. Современная эстрада и бульварное чтиво вряд ли можно назвать пищей для души. И дело не в том, что определенное направление имеет больше духовности, а в очень малой крупинке творчества, которая содержится в подобных продуктах.
В остальном нет ограничений. Один человек найдет пищу для души в мантре или церковном пении, а другой – в стихотворениях любимого поэта и классической музыке.
Что такое пища для ума
Как уже упоминалось, мы немало внимания уделяем процессу удовлетворения физиологических потребностей, но и пище для ума почти не задумываемся. Здесь дело не в плохих способностях интеллекта, а в лени человеческой – пичкать ум веселыми материалами легче, чем думать над прочитанным. Но что такое пища для ума?
Человеку постоянно требуется еда и вода, а информационный голод также важно вовремя удовлетворять. Мы умеет распознавать некачественную пищу для тела и разума, но в первом случае это гораздо легче. Но существует общий признак, который объединяет 2 случая: неправильное питание кажется людям более приятным, чем здоровое питание.
«Быстрая» еда для ума бывает разной, но один принцип объединяет это: ее легко поглотить, для ее усвоения не требуются усилия разума. Такое питание – это все что угодно: журналы, веб-сайты, игры для ПК, передачи на ТВ и т.д. Мы поглощает информацию оттуда без усилий. Мозг в такие моменты спит. С течением времени напряжение мозга дается труднее, в итоге человек теряет умение видеть ситуацию с разных сторон, принимает за истину каждый придуманный факт. Так люди превращаются из мыслящих существ в передатчики чужого мнения.
Но что отнести к полезной умственной пище? Книги? В некотором роде да, но и среди книг попадается «быстрая» и некачественная пища. Детективы, любовные романы, фантастика с похожими сюжетами не могут стать зарядкой для разума. На их написание тратится меньше месяца, у автора просто нет времени для создания качественного продукта.
Вы скажете, что к детективам это не относится, ведь в них приходится думать. Это так, если имеются в виду качественные произведения. Остальные похожи на сканворды: если разгадать пару, то остальные уже неинтересны, поскольку все вопросы повторяются. По этой причине важно выбирать литературу, которая заставляет задумываться. Для кого-то таким чтением станет классика, для другого – научные издания, а третьему сложнее даются учения философов.
Так что выбирать головоломки необходимо согласно личным предпочтениям. Это же относится к телепередачам, ресурсам Интернета и остальным источникам информации. Помните и о культуре восприятия информации, если вы не привыкли задумываться над прочитанной книгой, то пищу для разума вы не отыщете найти нигде.