Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.
Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.
Источники
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Полезное
Смотреть что такое «Духовная культура» в других словарях:
Духовная культура — 1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.). Большой… … Энциклопедия культурологии
Духовная культура — способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека. Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология
Духовная культура — это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Духовная культура — Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА — – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» — [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия
Духовная культура Китая (энциклопедия) — Духовная культура Китая самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия
Традиционная духовная культура славян — Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян»[1] русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ — КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия
Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры
Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.
Что такое духовная культура?
Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.
Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.
Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.
К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.
Примеры духовной культуры
А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:
Признаки духовной культуры
Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:
Как создаётся духовная культура?
К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.
Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.
Духовные ценности
Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.
Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.
Функции духовной культуры
К числу основных функций духовной культуры относят:
Различия между духовной и материальной культурой
Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.
К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:
В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:
Заключение
Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.
Духовная культура — сфера формирования, освоения и применения духовных благ. Включает в себя мораль и право, язык, науку и искусство, религию, философию.
Духовная (религия, искусство, наука, мораль) и материальная (техника, производство) культуры различаются по характеру потребностей социума и индивида, которые они удовлетворяют в процессе потребления.
Для счастливой жизни недостаточно лишь материального существования, поэтому человек занимается творческой деятельностью, то есть создает, распределяет и потребляет культурные ценности.
Культурные ценности — это материальные и нематериальные объекты, полученные как результат развития культуры и работы над ней. К ним относятся памятники архитектуры, литературные произведения, музыка, письма, а также навыки и знания в области науки, образования, обычаев.
Духовные ценности обладают рядом особенностей:
Типология культуры
Существует множество типов культуры, которые выделяют на основании разнообразных критериев.
Ниже представлена классификация культур.
Также выделяют три типа культуры в зависимости от аудитории ее потребляющей: элитарная, народная и массовая.
Элитарная (высокая) культура обладает следующими признаками:
Потребителями высокой культуры является образованная часть общества: литературоведы, критики, писатели, музыканты. К элитарной культуре относятся сложная литература, авангардное кино, музыка, живопись.
Признаки народной культуры:
К народной культуре относятся мифы, легенды, ритуалы, сказки, песни, танцы. Чаще всего народную культуру называют фольклором.
Массовую культуру определяют следующие признаки:
Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью по сравнению с элитарной и народной культурой. Отражают актуальные настроения общества, потому быстро устаревают. Один из наиболее ярких примеров — эстрадная музыка.
Духовная сфера — функции и значение
Духовная сфера общества — область создания и освоения духовных благ. Она выполняет ряд функций:
В учебнике излагаются основные положения обществознания. Отдельное внимание уделяется особенностям экономической и социальной сфер общества. Рассматриваются духовная и политическая сферы общества. Приводятся многочисленные примеры, анализируются актуальные проблемы развития современного общества, в особенности правовой системы Российской Федерации. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Рекомендовано для освоения профессий из списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях средне го профессионального образования.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Понятие «культура» было в центре исследований на всех этапах истории человеческой мысли, хотя само слово вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII в., более или менее сходные представления существовали на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской мысли, дхарма в индийской, дике в греческой). Изначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Эллины видели в «пайдейе», т. е. в «воспитанности», основное отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху позитивно оценивался городской уклад социальной жизни (близко к понятию «цивилизация»). Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В Возрождение культура представляется как соответствие гуманистическому идеалу человека, позднее — идеалу просветителей.
Цель культуры представлялась с позиции эвдомонистической концепции сделать всех людей счастливыми, натуралистическая концепция считает культурными тех людей, которые живут в согласии со своими естественными природными потребностями. В эпоху Просвещения критикуется культура и цивилизация (Руссо), которая противопоставляет испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальном уровне развития.
Представители немецкой классической философии искали выход из этой ситуации в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания. Культура представляется как область духовной свободы человека.
В конце XIX — начале XX вв. универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике с позиций неокантиазма (М. Вебер, Риккерт). Культуру стали представлять как определенную систему ценностей и идей, которые различаются ролью в жизни и организации общества того или иного типа. Позднее подобный взгляд оформился в теорию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х гг. XX в. В теории единой линейной эволюции культура подверглась критике с позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» — замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития определенного общества. В определенных концепциях критика культуры доводилась до полного ее отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).
Духовная культура личности (конкретной души) не может существовать вне совокупности других «душ», и эта совокупность «душ» организуется в некоторую единую духовную формацию — духовную культуру данного народа, нации, общества, государства или целой эпохи.
Духовное производство в разнообразных видах человеческой деятельности обладает определенной качественной спецификой, которая объясняется причинами объективного и субъективного характера. В разных видах человеческой деятельности не одинаковая степень обусловленности духовного материальным. Производство нравственных представлений, идей, принципов, норм, идеалов, художественных образов и вкусов, а тем более философских идей намного больше отделено от материального, чем производство каких-либо математических или экономических конструкций.
История сохраняет «вечные» сюжеты, которые характерны для всех народов, изображающие трагедию вражды, злости, драму любви, верность, ревность, жадность и т. п. отношения, настроения, действия. Несомненно, что огромная сила традиций в духовной жизни людей имеет свои социальные причины. Главная из них заключается в том, что сознание людей в конечном счете отражает их общественное бытие, а духовная деятельность вплетена в деятельность материальную, составляя ее необходимое свойство или сторону. Поэтому любая человеческая потребность, интерес, цель, средства достижения цели, метод, который используется, действие и результат представляет собой единство материального и духовного в этой детерминационной структуре деятельности человека.
Таким образом, любой духовный образ, идея как общее, проникая в сознание определенного человека, социальной группы, общества (как материального образования), становится определенностью этого человека, группы, общества, характерной чертой, свойством и в деятельности получает свое иное бытие.
Культура народная, массовая и элитарная. Совершенно очевидно, что культура — явление общечеловеческое. Выделяя народную культуру можно определить ее так: традиционная культура, включающая культурные уровни разных эпох от древности до настоящего времени, субъектом которой является народ, — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.
Своеобразие этой культуры заключается в том, что она бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.
Вполне закономерно, что каждое новое поколение людей делает свой вклад в духовную жизнь и деятельность общества, добавляет новые ценности к ценностям, которые выработаны предшественниками, хотя, как правило, обычно молодое поколение с присущим ему максимализмом представляет дело так, будто бы оно создает свою духовность заново, на чистом месте, отрицая все старое. Но действительно оно лишь добавляет, а то просто облекает в новую форму старые истины и образы «новое — это хорошо забытое старое».
На каждом этапе развития человеческой общности характерен свой тип духовной культуры как исторической целостности. Правомерно заметить, что народной культуре не свойственен разрыв в развитии, уничтожении старого, отказ от культурного наследия и традиций, потому что каждый новый этап развития с объективной необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные ценности предшествующего этапа.
Для определенных обществ (государств) антагонистического характера характерна неравномерность культурно-исторического процесса, усиления культурного расслоения общества, что порождает сложные социальные проблемы, поскольку культурное развитие одной части общества происходит за счет другой. Все это отражается и на самой культуре, например, ее деление на так называемую высокую (элитарную) и массовую культуру.
Массовая культура — это то, что приспособлено к вкусам широких масс людей, которая технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных информационных технологий.
Появление и развитие этой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на общество. В средствах массовой коммуникации, как правило, выделяют три элемента: средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т. д.), которые тиражируют информацию, оказывают постоянное воздействие на аудиторию и ориентированы на конкретные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино и др.) не постоянно воздействуют на аудиторию, они больше ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (телефон, Интернет и пр.) определяют возможность непосредственного общения конкретного человека с человеком и служат для передачи информации личного характера.
В последнее время в контексте развития средств коммуникации говорят о новой разновидности культуры — компьютерной. Если прежде основным источником информации являлась книжная страница, то в настоящее время — монитор. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что создает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в сети (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т. е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.
Анализируя действительность сегодняшнего дня, следует выделить следующие элементы массовой культуры: информационную индустрию — прессу, теле — и радионовости, ток-шоу и т. д., разъясняющие происходящие события самым простым понятным языком. Исторически массовая культура первоначально формировалась в сфере информационной индустрии, так называемой, «желтой прессе» XIX — начала XX вв. Нельзя оставить без внимания высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением. Это индустрия досуга: фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыку и т. д.; система формирования массового потребления, в основе которой находятся реклама и мода. Потребление представляется в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека. Мифология тиражируется от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.
Популярная культура выступает в оппозиции элитарной культуре и представляется как область культуры, приемлемой и понятной большинству населения в любую историческую эпоху. Унифицированность и тривиальность элитарной культуры противопоставляется некой оригинальности и индивидуальности в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т. д. Но основное отличие элитарной культуры от популярной представляется в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: именно она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.
Правомерно выделить следующие отличительные черты популярной культуры: ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, вне сомнения, космополитична. Видимо, поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Представляется правомерной точка зрения, что в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идейное политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру; усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества — народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни; ведущая роль наглядных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре имеют преимущество устные жанры, а в классической — литературные, печатные; неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций; условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как для массовой публики безразлично авторство. Правомерно сделать вывод, что популярная культура интерактивна, она создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она больше напоминает народное творчество. Более явно эта черта видна в сети «Интернет»; наличие черт традиционных праздников, народных гуляний, ритуалов, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в определенные тематические циклы и приурочиваются к знаковым событиям, которые тщательно планируются.
Массовая культура определяется как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, которые производятся в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. В содержание массовой культуры включается продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т. д. Потребление этой продукции — массовое или аудитория, которая воспринимает данную культуру. Как правило, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевидения и кино.
Не лишне заметить, что массовая культура является фундаментом мировой культуры, стирает и устраняет национальные границы. Дело в том, что произведения массовой культуры основываются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Напротив, образование для нее даже вредно, поскольку явно мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Правомерно сформулировать основные характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм (бегство от действительности); быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.
На основе анализа современной действительности можно выделить три основных уровня массовой культуры.
Во-первых, это так называемая кич-культура, которая представляется как массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Можно выделить следующие характеристики кича: упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентация на обывателя, жизнь которого представляется скучно и однообразно. У кича нет вопросов, он содержит только заранее подготовленные ответы, клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.
Во-вторых, мид-культура как разновидность массовой культуры, которая обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя основные черты массовой культуры. По отношению к кичу данная форма массовой культуры считается более высокой. Правомерно отметить, что она задает тон и на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
В-третьих, арт-культура, под которой понимается массовая культура. Она не лишена определенного художественного содержания и эстетического выражения. Считается, что это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самую образованную часть общества. Целью является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Представляется правомерной точка зрения, что в последнее время массовая культура все более ориентируется на мидкультуру, т. е. культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Следовательно, общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.
В действительности массовая культура представляет собой более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями и интересами. Она представляет собой определенный способ существования современной культуры, и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Следует отметить еще одну разновидность массовой культуры — экранную культуру, которая является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера изменило мировосприятия человека.
Как представляется, экранная культура — это культура, основным носителем текстов которой является не, как прежде, письменность, а экран, монитор. Таким образом, экранная культура это логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница — это зрительно воспринимаемая и озвученная книжная страница.
Нельзя не отметить и такое социальное явление, как субкультура (англ. sub — под и culture — культура), т. е. подкультура, под которой понимается определенная культура того или иного общества, которая отличается от большинства некоторыми признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т. д. Это понятие в основном используется в антропологии, культурологии и социологии. Как правило, субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Например, субкультуры молодежных группировок: готы, панки, растаманы и т. п. носителей субкультуры. С точки зрения культурологии субкультура представляет собой объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.