Что относится к древним родоплеменным верованиям

Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм

Что относится к древним родоплеменным верованиям Что относится к древним родоплеменным верованиям Что относится к древним родоплеменным верованиям Что относится к древним родоплеменным верованиям

Что относится к древним родоплеменным верованиям

Что относится к древним родоплеменным верованиям

Рассмотрим наиболее примитивные и архаичные формы религии. Материалы для этого религиоведение черпает на основе сравни­тельного изучения религий. Основоположником сравнительного изучения религии был английский языковед М. Мюллер (1823— 1900). На основании сравнения общих названий божеств в различ­ных индогерманских языках им была сделана попытка найти общую прарелигию первобытной индогерманской эпохи. Установле­на такая историческая связь между религиями Индии и Персии не только в названиях божеств, но и в более детальных чертах (жертвоприношения, институт жрецов, подробности культа). В сво­ем «Введении в сравнительное изучение религии» (1874) М. Мюллер пытался найти общую прарелигию финнов, монголов и китайцев. Но эта установка на поиск общей прарелигии народов не была плодо­творной, так как ее обоснование свелось к искусственному подтасовыванию фактов для доказательства существования в древних рели­гиях единобожия.

Французский социолог Э. Дюркгейм применил несколько иную форму использования сравнительно-исторического метода ис­следования религии. Он также пытался отыскать прарелигию как наиболее простую и исторически первую форму религии. В работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая систе­ма в Австралии» (1912) в качестве такой самой ранней формы рели­гии он называл тотемизм.

Тотемизм обычно определяют как веру в существование род­ственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной со­циальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным род­ственником. Члены группы, тотемом которой был, например, кенгу­ру, считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы. Мно­гие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное — умерший родственник. У рода буйволов умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!»

Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чу­жих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятель­ности и общении: что можно делать, а чего — нельзя, с кем можно об­щаться, а с кем — нельзя. Например, мужчины и женщины одной то­темной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. О содержании термина табу речь пойдет позже.

Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, являет­ся признание священного. «Тотемизм — писал он — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независи­ма от отдельных субъектов, в которых воплощается, что. и предшест­вует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды: одни поколения заменяются другими. Но эта сила по-прежнему остается современной, живой и неизменной. Она одушевляет сегодняшнее поколение как одушевляла и все предыдущие и как будет одушев­лять завтрашние».

Что относится к древним родоплеменным верованиям

Таким образом, можно согласиться с выводом Э. Дюркгейма, что первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного на­чала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной,система специ­фических запретов — табу. Классической страной, в которой систе­ма табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. По мнению английского этнографа Дж. Фрезера, слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «от­меченный». Термин противоположный табу— «пот-а» —то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается мо­ралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с жен­щиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу).Действия табуированных объектов являются двойственными — опасными и полезными. И эта двойственность вызывает также двойственное отношение к болезням, отталкивания от них и притяжение к ним. Из верований связанных с табу происте­кает также деление всех объектов на чистое и нечистое.Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело.Нечистые — несущие в себе нечто губительное. Так, например, у евреев и народов, испове­дующих ислам, мясо свиньи считается нечистым и потому непригод­ным в пищу. Вразумительного объяснения этому никто дать не мо­жет, а ссылки на то, что это грязное животное, выглядят не убеди­тельно, так как свинья — это очень разборчивое в питании животное.

Следует признать, что громадное большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными, ирраци­ональными даже с точки зрения ее последователей. Единственным их основанием является идущий из глубины веков принцип запретного. Рационального же основания деления всей жизнедеятельности об­щины на две сферы «всеобщий, обыкновенный» и «особо выделен­ный», «отмеченный», не существовало, да и не могло быть.Это осно­вание находится не на рациональном уровне, а на уровне веры. И это вполне объяснимо. Дело в том, что в первобытном обществе индивид не выделяет себя из целого. Внутренний мир индивида первобытной общины — это прямое воспроизведение установлений коллектива, обусловленное потребностью в самосохранении единства в условиях жесточайшей борьбы за существование. Такая повседневная борьба требует от каждого члена первобытной общины полного соотнесения своих действий с действиями других членов общины, полного подчи­нения требованиям коллектива. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. По­этому все установления общественной жизни, социальные нормы ос­нованы на вере как доверии. Доверие же в этом случае тождественно чувству принадлежности к коллективу общины — «мы».

Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедея­тельности первобытного человека занималамагия (греч. magica — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью кото­рых путем определенных символических действий возможно ока­зать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для челове­ка направлении. На магию впервые обратил особое внимание английский антрополог и этнограф Д Фрэзер (1854—1941). Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной на­уки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

Однако такая точка зрения подверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительное внимание иссле­дованию этого явления уделил Б. Малиновский в работе «Магия, на­ука. и религия». Б. Малиновский справедливо указывал, чтомагия,как и всякая религия,предполагает символический образ действий.Во время магическогообряда человек совершает определенные дей­ствия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение оп­ределенного результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. Пример магического действия хо­рошо описан в романе А. Дюма «Королева Марго». Героиня этого ро­мана для того, чтобы заставить полюбить себя человека, который прежде ее отверг, приглашает колдунью. Та изготавливает восковую фигурку этого человека и протыкает ее в районе сердца иглой, кото­рая символизирует «стрелу Амура». При этом произносятся опреде­ленные заклинания. Совершающие эти действия, уверены, что в сердце человека, пронзенном «стрелой Амура», под воздействием заклинаний возгорится любовь к заказчику этого действа.

Это пример любовной магии. По целям воздействия магия мо­жет быть вредоносной, лечебной, промысловой и т. д. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целой системой ма­гических обрядов. Так, перед охотой на медведя или оленя соверша­лись магические репетиционные действия, в процессе которых охот­ники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. И если они удачно стреляли в эти изображения, то верили, что в реальной охоте у них будет положительный результат. Во время этих репети­ционных действий совершались ритуальные танцы, имитирующие телодвижения охотника во время выслеживания зверя, погони и т. д.. При этом выкрикивались определенные заклинания.

Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Однако Б. Малиновский отмечал, что магические действия применя­ются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Так, в рыболовстве магические приемы практи­куются при промысле акул и других крупных рыб, при ловле же мел­ких рыб магические действия считаются излишними. Строительство лодки сопровождается магическим обрядом, строительство дома — не всегда. На основании этих фактов Б. Малиновский делает вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблема­ми, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно эта зависимость и за­ставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совер­шать символические действия.

В магии таинственной силой наделяются конкретные дейст­вия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут бытьконкретные предметы — фети­ши (от португальского feitico — волшебный, чудодейственный). От­сюда проистекает такая повсеместно распространенная форма пер­вобытной религии какфетишизм.

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева и т. д. Не важно, какой это пред­мет — это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним заме­чено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о булыжник, упал и что-то ценное нашел. Эту находку он связал с дей­ствием этого булыжника. Отныне он, чтобы иметь удачу, окружает этот булыжник заботой, старается его не раздражать. Правда, если этот булыжник больше никогда не принесет удачу, он может в конце концов рассердиться на него, подвергнуть наказанию или забросить.

Как отмечал российский этнограф Л. Штернберг: «У первобыт­ного человека фетиши встречаются везде: они встречаются на каж­дой тропинке, у каждого брода, на каждой двери, они висят в виде амулетов на шее каждого человека, они предохраняют от болезни, или наоборот, причиняют ее в случае пренебрежения к ним, приносят дождь, наполняют водоемы рыбой, ловят и наказывают воров, прида­ют храбрость, приводят в смятение неприятеля и т. д.» Одной из раз­новидностей фетишизма является идолопоклонство.Идол — это ма­териальный предмет, которому придана форма человека или живот­ного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

Еще одним из распространенных верований и, связанных с ни­ми символических действий первобытного человека, является ани-мизм (от лат. anima — душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этногра­фом Э. Тейлором (1832—1917) в его работе «Первобытная культу­ра». Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия. Однако такое утверждение противоре­чило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие верования, связанные с тотемизмом и фетишизмом, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которы­ми связаны эти представления, не мыслятся как душа.

Анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть ани­мизма состоит в признании самостоятельной,способной существо­вать отдельно от человека, животных, растений некой силы или су­ществ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболееранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естествен­ными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов и т. д., в реальности которых он не имел никаких оснований сомне­ваться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чув­ственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к за­ключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи. Для перво­бытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестест­венного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов — это невидимый мир. По­зднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.

Высшей формой развития анимизма является вера вотноси­тельно самостоятельное существование души. По мнению этногра­фов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обморо­ки, а также явления сопутствующие смерти — кровотечения, по­следний вздох и т. д.), привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые ча­сти или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все при­знаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, живот­ных, в растения, предметы. В конце концов развитие анимистичес­ких верований привело к признанию существования души как двой­ника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его. Таким образом, первоначально душа мыслилась как некая телесная сила: кровь, колебания воздуха и т. д. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как ду­ховная субстанция.

Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе. В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религи­озной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но су­ществовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры, Различные формы их проявлений мы можем четко обна­ружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях. Они также существуют в виде суеверий и других пережитков прошлого в сознании людей. Пищевые запреты, христианское причастие — отдаленный отголосок табу и тотемизма. Вера в амулеты, талисманы, в другие священные реликвии живет в сознании современного человека. Магические символические дейст­вия — составная часть всей современной обрядности. Вера в загово­ры, порчу, гадания — никогда не исчезала из сознания и практики людей.

Мифы народов мира Т 1, 2. М, 1968.

Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1969.

Фрэзер Дэк. Дж. Золотая ветвь. М., 1967

Штернберг Л. Я. Первобытная религия. М., 1936.

Источник

Родоплеменные верования и культы

В последние годы слово «племя» приобрело более широкое значение по сравнению с определением, которое вы найдете в большинстве словарей. Сегодня термин часто используется для обозначения любой социальной группы, которая имеет сильную идентичность, такую как национальная, религиозная, этническая или политическая. В контексте этого более широкого значения слова многие племенные верования ложны, и они могут быть удивительно устойчивы перед лицом научных доказательств обратного.

Племенное мышление может показаться иррациональным. На самом деле есть совершенно объективная причина, по которой мы иногда ставим племенные соображения, сознательно или подсознательно, выше логического мышления.

Что относится к древним родоплеменным верованиям

Большинство ложных убеждений не наносят прямого вреда человеку, придерживающемуся их. Они доброкачественны. Для вас лично не имеет значения, верите вы или нет, скажем, в Бога, в глобальное потепление, созданное человеком, или в эволюцию. Но это имеет огромное значение, если ваша вера идет вразрез с доминирующим мышлением вашего племени. Вас могут посчитать нелояльным или даже предателем. В прошлом вы также могли подвергнуть свою жизнь опасности, и сегодня можете быть изгнаны из своего социального круга.

В современном мире существует множество общин, которые можно назвать племенами в прямом понимании этого слова. Они в большинстве своем далеки от традиционных религиозных взглядов. Их верования и культы основаны на фетишизме, идолопоклонничестве и прочих культах предков. Однако традиции меняются с течением времени, но все еще остаются непонятными для современного общества. В каждом племени есть собственные религиозные убеждения и символика. Большинство из них — лже-религии, основой которым стали события в прошлом или божества, выдуманные предками в древности.

Источник

Древние родоплеменные верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание

Наряду с достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому остановимся не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.

Работа состоит из 1 файл

Древние родоплеменные верования.docx

Древние родоплеменные верования.

Наряду с достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому остановимся не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.

Родоплеменные религии являются одним из типов религий, они возникали на ранних этапах развития человечества. Это религии, распространенные среди какого племени или группы племен. Основные характеристики таких религий обусловлены неразвитостью общества, да и самого человека, в частности, его интеллекта, а также ограниченностью возможностей людей в их взаимодействии с природой, возможностей влиять на социальные связи, непознанностью окружающего мира, который нередко кажется им непонятным, пугающим или даже враждебным.

Особенно большим расхождением мнений обозначен вопрос о формах ранних или первобытных религиозных верований. Причиной этого является почти полное отсутствие прямых свидетельств об этих верований, вообще недостаточная научная проработанность проблемы и, наконец, разная мировоззренческая ориентированность исследователей. Остановимся ближе еще раз на некоторых подходах к этому вопросу.

Так, австрийский этнограф, лингвист и богослов В. Шмидт и его последователи выдвинули концепцию прамонотеизму, согласно которой все современные религии берут свои истоки так называемого «первоначального монотеизма». В. Шмидт в труде «Происхождение идеи Бога», приводя многочисленные свидетельства о верованиях исторически отсталых племен и народов, пытается доказать, что якобы уже в ранних верованиях имели место представления о едином Боге, а древнейшие фетишизм, тотемизм т.д. были «магическими средствами» их выражения. Однако идея первоначального единобожия, ограничивающей религию исключительно имманентными связями, тем самым фактически снимала вопрос о ее эволюции, а следовательно не требует какого историко-культурного оправдания. Именно поэтому она подвергалась критике со стороны тех религиоведов, которые считали, что задолго до появления теистических представлений религия существовала в формах, которые не знали веры в богов, тем более в единого Бога.

Известно, что именно у позднего неандертальца на смену хаотично разбросанным останкам древних людей впервые приходят намеренные захоронения с примечательными чертами обряда. Так, череп неандертальского мальчика из пещеры Тешик-Таш (Узбекистан) был окружен кольцом попарно воткнутых в землю рогов горного козла, а в неандертальских погребениях в пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхеле (Германия) обнаружено черепа медведей, обложенные камешками. Видимо, этим элементам погребального обряда придавалось магическое значение Пизньонеандертальськи захоронения, как в пещере Киик-Коба (Крым), и др. представляли собой небольшие углубления, засыпанные землей и завалены каменными глыбами. Найденные в них скелеты имели необычное положение: у умерших были поджаты колени, они лежали на боку, в ряде случаев руки были положены под голову, как это бывает у спящего человека. Это тоже наводит на мысль о возможности появления уже в древних людей первобытных религиозных верований, в частности представлений о загробной жизни.

Этот перечень можно продолжить и другими характеристиками.

РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ —совокупность религиозных представлений и обрядов, сложившихся в условиях архаического общества, родоплеменной организации общинной жизни и соответствующих низкому уровню развития хозяйства и общественных отношений, примитивности отражающего их сознания.

РОДОПЛЕМЕННЫЕ ВЕРОВАНИЯ И КУЛЬТЫ существенным образом видоизменялись вслед за трансформацией и постепенным усложнением социума.

Так, в период раннего развития родового строя, когда фактически отсутствовало социальное расслоение, объектом религиозного почитания была природа, в рамках которой в зависимости от хозяйственной деятельности племени выделялась та или иная ее сторона.

С усложнением общественных отношений меняется и объект поклонения: матриархат сменяется патриархатом, и женские духи уступают место мужским.

Углубление социальной дифференциации, выделение вождей, формирование родовой аристократии привели к возникновению сложной иерархии и среди духов, за каждым из которых закреплялись специфические функции.

Постепенное превращение духов в богов привело к полите изму, дальнейшее развитие которого породило генотеизм, предполагающий наличие множества богов, лишь один из которых является покровителем данного племени и, соответственно, почитается.

Постепенную трансформацию претерпевает и культовая сторона; изменяется характер жертвоприношений, которые начинают регулироваться специальной, отделенной от массы соплеменников прослойкой — жрецами, имеющими высокий социальный статус и передающими свои знания и навыки по наследству.

В этот период религия становится самостоятельной сферой жизни общества.

Постепенное разложение РОДОПЛЕМЕННЫХ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТОВ приводит к возникновению этнических и мировых религий, каждая из которых в той или иной степени включает в себя отдельные элементы и стороны РОДОПЛЕМЕННЫХ ВЕРОВАНИЙ И КУЛЬТОВ.

К основным формам родоплеменных религий можно отнести: анимизм, фетишизм, тотемизм, магию. Считаем неправомерным определять как самостоятельные формы шаманизма, табуирования и другие, как это делают некоторые исследователи, ибо их особенности проявляются во всех формах, как одна из сторон религиозных представлений или культовых действий.

Примером анимизма могут быть некоторые религиозные представления эскимосов Гренландии (XIX в.). По их мнению, сверхъестественные двойники есть у каждого человека, дерева, ручья, зверя. Ночью, считали они, человеческие души покидают свои тела и идут охотиться, танцевать, посещать друзей. Когда умирает человек, к ней в могилу кладут орудия и предметы труда, чтобы двойники вещей служили двойникам человеческих тел в стране мертвых.

С представлением о бессмертии двойников связано представление о загробной жизни. В первобытных анимисты страна мертвых находилась не на небе, а где-то на земле или под землей. Жизнь душ здесь представлялось обычным продолжением реальной жизни. Так, по мнению индейцев-Алгонкине душа охотника в стране мертвых охотится на душе лося и бобра. У некоторых народов вместо представления о стране мертвых возникли верования о переселении душ умерших в новые тела.
В современных религиях анимистический элемент занимает значительное место. Представление о Боге, сатану, ангелов, бессмертные души есть, собственно, осложненным анимизмом. Самостоятельно анимизм существует как вера в привидения и спиритизм (вера в возможность общаться с душой умершего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *