Что относится к дидактическому материалу в школе
Роль дидактических материалов в процессе обучения
Содержание
1. Роль дидактических материалов в процессе обучения
Определение. Что такое Дидактический материал
Дидактический материал
Учащиеся при анализе своей самостоятельной работы часто указывают на потребность в самоконтроле за этой работой, на необходимость в снабжении их развернутым комментарием всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельной ориентации в теоретическом материале. В результате опроса, в частности, выяснилось, что некоторые учащиеся, не имея собранных в одном пособии всех необходимых им сведений, в поисках нужной информации чаще обращаются к преподавателю, чем к учебнику или грамматическому справочнику. Таким образом, возникает необходимость в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащихся в ходе реализации проекта. Многие педагоги предпочитают использовать в своей деятельности дидактические материалы исключительно контролирующего характера. Учитывая то, что в основе любого проекта лежит, прежде всего, самостоятельная деятельность учащихся, а также то, что главное назначение дидактических материалов – использование их при самостоятельной работе, мы можем сделать вывод о том, что дидактические материалы в проекте должны играть несколько иную роль. Если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в проекте должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).
Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
В задачу учителя входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:
• принцип доступности (дидактические материалы подбираются учителем согласно достигнутого уровня учащихся);
• принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
• принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
• принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
• принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);
• принцип познавательной мотивации;
• принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).
Можно отметить следующее значение дидактического материала в проекте:
• Самостоятельное овладение учащимися материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.
• Активизация познавательной деятельности учащихся.
• Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
• Условные заменители, схемы и рисунки в дидактическом материале способствуют развитию творческого воображения, позволяют «опредметить» абстрактные понятия.
• Контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов.
• Самоконтроль и самокоррекция.
• Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
• Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.
• Усиление мотивации обучения.
• Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
• Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.
• Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
2. Классификация ЭДМ по методическому назначению и дидактическим целям
3. Виды дидактического материала
• Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
• Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
• Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
• Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
• Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
• Задания с проблемными вопросами.
• Задания на развитие воображения и творчества.
• Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.
• Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
• Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
• Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
• Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
• Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
• Алгоритм выполнения задания.
• Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
• Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
• Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
• Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
• Тесты с возможностью самоконтроля.
4. Основные требования к дидактическому материалу
• выбрать последовательность знакомства с информацией;
• дать ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле;
• структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.
Ссылки на страницы, созданные в рамках тренинга «Использование социальных сервисов Веб 2.0 в деятельности учителя и учащегося» для тьюторов программы Intel «Обучение для будущего» (Псков, 29-31.03.2007):
Дидактические материалы: виды и применение
О важности воспитания детей знает каждый человек на земле, но этот процесс нельзя назвать одним из простых в жизни. Чтобы облегчить поставленную задачу, были разработаны дидактические материалы, они могут существенно улучшить обучение не только юнцов, которые посещают детские сады, но и школьников.
Подробное рассмотрение всех основных аспектов поможет взрослым понять, насколько действенным может быть применение всевозможных разновидностей подобного приема.
Важные подробности обучения
Дидактические материалы существуют в каждой стране, используя их, можно достаточно грамотно дополнить основной курс и добиться большего результата за меньшее количество времени. К таким разработкам специалистов относят:
Если брать во внимание общеобразовательные заведения, то в число материалов входят тетради, учебники, сборники заданий и другие разновидности дидактического образца. Их цель сделать обучение менее обременительным для детей, интерес к процессу поспособствует лучшему усвоению доносимой преподавателями информации.
Не менее действенными будут специальные задачи, которые школьники смогут решать самостоятельно и поделки, их получится сконструировать с преподавателем или одним из родителей.
Ребенок может не только воспринимать важные моменты урока на слух, но и рассматривать соответствующие рисунки, формы, картинки и примеры, что сделает информацию максимально интересной и доступной для понимания.
Организовать разнообразие в процессе обучения не менее важно, эту задачу нельзя назвать сложной, особенно когда вопросом занимается взрослый человек с образованием педагога.
Современные технологии позволяют внедрять видео или презентацию с помощью мониторов или ноутбука, в прошлом такие возможности отсутствовали, слайды на проекторе не приносили столько эмоций.
Общепринятые виды
Учебные наглядные пособия могут быть различными, дидактический материал подбирается исключительно под определенную аудиторию. Преподаватель обсуждает с учениками, что будет лучше применить из перечня доступных пособий. Нельзя отбрасывать и такие нюансы как:
К демонстрационным материалам относятся всевозможные плакаты, таблицы и сборники заданий. Подобные издания могут быть использованы не только в общеобразовательных заведениях, например для того чтобы научить детей понимать геометрию, начинать стоит с самого раннего возраста, а именно детского сада.
Доступность метода не вызовет вопросов, некоторые элементы получится изготовить собственными руками или поручить юнцам. Сконструированные вещи помогут детям, научиться бережно относиться к чужому труду, аккуратно работать с элементами оформления.
Материал раздаточного образца
Такой дидактический прием будет максимально оценен младшими группами, наглядным примером станет разноцветный веер с вкладышами, на которых будет расположена определенная информация.
Не менее эффектным можно назвать перекидной вариант исполнения со шнуровкой. Применяя подобные материалы, можно существенно повысить успеваемость любого человека, донести больше полезной информации и довольно хорошо увлечь юных учеников.
Действенность таблиц
Подобные наглядные пособия могут быть очень разнообразными, поэтому такой прием относится к отдельной группе занятий. Составленные полотна зачастую бывают справочного характера, тренировочные, познавательные и тестовые, применяются специально продуманные столбцы или схемы для лучшего донесения информации.
К распространенным видам относят следующие дидактические материалы в таблицах:
Электронные приспособления
Современные технологии нужно использовать не только для развлечения, но и на благо человечества, именно поэтому в большинстве школ вводят такой дидактический материал.
Распространенными по всем городам стали видео уроки, их даже предлагают взрослым людям, что говорит о высоком проценте практичности такого приема. В них можно найти все необходимые схемы, таблицы, фотографии и прочие вспомогательные вещи.
Удобство электронных пособий налицо, отпадает надобность накапливать огромное количество бумажных изделий, конспектов, но заменять их полностью специалисты не советуют.
К положительным сторонам можно смело отнести следующее:
Игры с уклоном на обучение
Подобный прием будет очень действенным по отношению к непоседам младшего возраста, их нужно максимально завлечь для того, чтобы донести определенную информацию.
Игра – это часть жизни любого юнца, поэтому нужно пользоваться моментом для использования дидактических материалов простого образца.
Ребенок не только получит удовольствие от процесса, если его хорошо продумать, но и выучит некоторые важные предметы образования на начальном уровне, что поможет ему быстрее вникнуть в программу общеобразовательных заведений.
Подобного рода подготовка будет отличным стартом без ущерба юному возрасту, если преподносить информацию в игровой форме.