Что относится к дидактическим возможностям использования цифровых технологий в образовании
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций
Дидактические возможности использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций основывается на системе традиционных дидактических принципов обучения, расширяя их возможности за счет организации образовательного процесса в цифровой форме.
Дидактические возможности использования цифровых технологий разнообразны и зависят от методов, средств и форм, используемых педагогическим работником.
Организация обучения на основе использования цифровых технологий позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели обучающегося и выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию за счет информационной среды, требующей от обучающегося непосредственного участия в формировании своего уровня подготовленности, а также позволяющей организовать самостоятельную работу обучающегося в индивидуальном режиме, в том числе для неограниченного права многократного доступа к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля.
Дидактические принципы использования цифровых технологий:
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
Возможность поэтапного продвижения обучающегося к поставленной цели по различной степени сложности обучения;
Углубление межпредметных связей;
Осуществление контроля с обратной связью и с диагностикой ошибок;
Осуществление самоконтроля и самокоррекции;
Повышение наглядности представления учебной информации;
Моделирование и имитация изучаемых объектов или исследуемых процессов или явлений,
Развитие цифровой грамотности;
Развитие различных вида мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления).
Использование цифровых технологий предусматривает обеспечение реализации следующих компонентов:
Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития обучающихся, важнейшие из которых включают: исследовательскую деятельность, проектную деятельность и творческую деятельность. Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание технологий обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся, планирование, реализацию и мониторинг включения обучающихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.
Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента: гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения; партнерство педагогического работника и обучающегося; свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.
Пространственно-предметный компонент включает средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации обучения с использованием цифровых технологий средства: информационная образовательная среда; средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия; средства коллективной работы над материалами; виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента обучающимся и как средства творческого самовыражения обучающихся.
Основные дидактические возможности использования цифровых технологий включают:
Выявление исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальных особенностей (скорость и тип мышления, уровень развития памяти, другие особенности развития обучающегося);
Предъявление учебного материала и адаптацию его для конкретного обучающегося по уровню его подготовленности, психолого-педагогическим особенностям личности, личностному восприятию обучающимся информации;
Обеспечение корректного персонализированного диалога;
Управление познавательной деятельностью обучающихся: обеспечение интерактивного режима работы, возможности выбора собственной траектории обучения, необходимость неоднократного предъявления и повторения материала, возврат обучающегося в необходимую точку работы и учет показателей утомляемости и работоспособности;
Разнообразные виды контроля для реализации корректирующих воздействий по результатам обучения.
При организации занятий, как в традиционной форме, так и в цифровой форме, педагогический работник выполняет ряд общих дидактических требований:
Проведение анализа целей учебного занятия, его содержания и логики изучения учебного материала;
Формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности);
Разработка необходимого дидактического материала;
Выбор необходимых средств обучения в соответствии с целями занятия;
Разработка методики применения выбранных средств обучения.
Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе цифровых технологий педагогические работники также должны учитывать следующие особенности психологических аспектов восприятия информации в электронной форме:
Сложность понимания увеличивается с ростом основного состава слов, насчитывающих более 3 слогов;
Объем кратковременной памяти равен 72 единицам (несвязных цифр, несвязных слогов или слов);
Объем кратковременной памяти позволяет удерживать в оперативной памяти информацию более чем по 59 объектам;
Продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического;
Контекстное окружение основной информации напрямую влияет на скорость и точность её распознавания и восприятия;
Обучение на основе слов и изображений эффективнее, чем на основе только слов.
Также можно отметить следующие педагогические аспекты передачи информации в электронной форме:
Обеспечение сжатости и краткость изложения основного текста;
Обеспечение максимальной информативности учебного занятия с учетом возраста обучающихся;
Обеспечение использования ясных, четких, лаконичных, однозначно трактуемых инструкций по выполнению заданий;
Обеспечение использования слов и сокращений, знакомых и понятных обучающемуся;
Обеспечение реализации принципа структурности, в частности обеспечение отсутствия нагроможденности, структурирование информации и объединение отдельных семантически связанных информационных объектов в целостно воспринимаемые группы;
Обеспечение применения кратких и емких заголовков, а также маркированных и нумерованных списков;
Обеспечение сочетания использования моделей, позволяющих обучающимся занять позицию персонажей, находящихся внутри ситуации, а также схем и диаграмм, позволяющих обучающимся занять позицию внешних наблюдателей, находящихся снаружи ситуации;
Обеспечение предъявления информации в визуальной форме, в том числе в виде образов, метафорически передающих суть изучаемых явлений и понятий
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе при обучении
Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном
процессе при обучении
На мой взгляд, учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, в том числе и в педагогике, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Даже, не столько не соответствует, сколько не справляется с решением поставленных задач. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель – человек, который организует процесс образования в реальной школе, классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.
По данным современных исследований, в памяти человека остается:
1/4 часть услышанного материала;
1/3 часть увиденного;
1/2 часть услышанного и увиденного одновременно;
3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.
Одним из таких путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о классических и современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных изображений, иметь общее представление о проектной деятельности. А мы, педагоги, должны быть готовы использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление, в том числе и в образование. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенной новой системы образования.
Специалисты педагогической сферы должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. И чем лучше педагог освоит компьютер, информационные и компьютерные технологии, тем эффективнее будет его работа.
К сожалению, многие педагоги практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, как демонстрационный материал.
Тем временем, современный уровень развития образовательной системы ставит перед нами вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как дать возможность для его дальнейшего развития и реализации качеств, как повысить мотивацию к обучению.
Многие дидактические задачи позволит решить применение ИКТ в образовательном процессе: обеспечить творческую и самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный и индивидуальный подход, обеспечить высокую информативность, оказывать помощь и консультацию.
Многие современные технические средства дают возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов.
Поэтому считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе, так как комплексное использование технических средств обучения всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения – улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии своих учеников.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства открывает новые возможности. Главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Педагогическая цел ь использования ИКТ на уроках заключается в следующем:
• повышение качества знаний учащихся;
• обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
• обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету;
продолжать разработку методик использования ИКТ на уроках;
совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе
широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
обобщать и передавать опыт работы учителям своего образовательного учреждения, города;
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Качество проведения занятий также зависит от изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:
— являются источником информации;
— рационализируют формы преподнесения учебной информации;
— конкретизируют понятия, явления, события;
— организуют и направляют восприятие;
— наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
— активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
— экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.
Использование ИКТ вызывают интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известный материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
Создание презентаций к урокам
Работа с ресурсами Интернет
Использование готовых обучающих программ.
В своем выступлении я хочу остановиться на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных интерактивных технологий. В частности, использование интерактивной доски в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделать учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Интерактивная доска – это мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, можно прямо с доски управлять любым приложением на компьютере – открывать, редактировать и сохранять файлы. Специальное программное обеспечение позволяет делать пометки и комментарии поверх любого изображения на экране, выделять ключевые моменты, импортировать и преобразовывать графические объекты, использовать заранее подготовленные изображения-шаблоны. Все изображения вместе с пометками можно сохранять в компьютере, распечатывать, отсылать электронной почтой. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает возможность преподавателю управлять процессом демонстрации.
Плюсы работы с интерактивной доской:
— возможность работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.
— вовлечение учащихся в учебный процесс: дети прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.
— экономия учебного времени. Различные материалы к уроку, диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыку можно подготовить заранее, их можно сохранять, распечатывать, возвращаться к ним на следующих занятиях. Работа учащихся также сохраняется, есть возможность сравнивать результаты друг друга, проверять, редактировать и многое другое.
— Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую).
— На доске можно рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, есть возможность повторного воспроизведения в любой последовательности на уроке, возможности анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу.
— Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Опрос с помощью раздаточного материала удобен, но требует дополнительного времени для проверки ответов учащихся. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.
— Можно создать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ и тогда каждый ученик сможет в любое время вернуться к материалам урока, изучить пропущенный материал, проверить себя.
Использование интерактивной доски предоставляет учащимся больше возможностей для участия в коллективной работе, у ребят появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), наличие заготовок (линий различных начертаний, геометрические фигуры, образцы рисунков, текста) помогают быстро создавать орнаменты, макеты объемных конструкций, открытки, анимационные картинки и многое другое.
Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.
Результативность использования ИКТ на уроках
положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока.
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.
Увеличение количества педагогов – активных пользователей компьютера
Создание и применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения
Создание базы педагогических проектов
Осуществление мониторинга качества образовательного процесса
Трансляции опыта работы по данному направлению
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.
Дидактические возможности средств информационных и коммуникационных технологий
Куделко Алеся Сергеевна,
учитель немецкого языка ГУО «Средняя школа №4 г.Слуцка»
Средства обучения используются в целях поднятия интереса к предмету, улучшения наглядности и концентрации внимания ученика на наиболее важном или сложном учебном материале.
К традиционным средствам обучения относятся учебники и учебные пособия, макеты, таблицы, модели, учебно-технические средства, лабораторное оборудование и многое другое. Эти средства подразделялись на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. Использование в учебном процессе всех этих средств позволяло в той или иной степени влиять на мотивацию, успешность обучения и умственное развитие обучаемых, однако ни одно из этих средств не обладало теми уникальными дидактическими возможностями, которыми обладают средства информационных и коммуникационных технологий (далее-ИКТ).
Информационные технологии в наше время могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе. Создание баз данных библиотек, документов и творческих работ учащихся позволят систематизировать учебный процесс, организовать творческую, исследовательскую работу учащихся. Электронные средства поиска, систематизации и обработки информации обладают рядом преимуществ по времени, стоимости и трудоемкости процесса работы. Умение использовать информационные технологии становится неотъемлемой частью любого научного труда, и в этом состоит связующая роль предмета информационных технологий, открываются возможности для практических применений творческих и проектных ученических работ, размещения их в сети Интернет.
К основным дидактическим возможностям ИКТ отнесём следующие:
1. Реализация интерактивного диалога — обеспечивается незамедлительной обратной связью между пользователем и средствами ИКТ. Интерактивность в переводе с английского означает взаимодействие, воздействие, влияние друг на друга. Интерактивность диалога предоставляет ученику возможность активного взаимодействия с системой, каждый его запрос вызывает ответное действие системы, и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.
2. Визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе — предполагает наглядное статическое представление на экране компьютера изучаемого объекта и(или) его составных частей, любого процесса или его модели с возможностью продвижения в глубь экрана, более детального рассмотрения изучаемого объекта, стенда или агрегата. В некоторых программах представлены процессы, протекающие в микро- и макромирах, а также процессы, которые невозможно изучить с помощью учебных лабораторных стендов. Возможна и графическая интерпретация изучаемой закономерности.
3. Моделирование реальных или виртуальных процессов и явлений, имитация работы лабораторных стендов, агрегатов и машин, интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах в виде таблиц, графиков (например, моделирование процессов и явлений, протекающих при высоких или низких температурах, в космическом пространстве; создание предметной виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей профессиональной деятельности).
4. Хранение больших объемов информации в цифровом формате с возможностью легкого доступа к ней, тиражирования, передачи ее на любые расстояния; автоматизация сбора, накопления, хранения, обработки информации и информационно-поисковой деятельности.
5. Автоматизация процессов вычислительной деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента (в том числе в масштабе реального времени) — реализуется с помощью специальных лабораторных стендов на базе микропроцессорной техники, программно-аппаратных комплексов, снабженных датчиками, сопрягаемыми с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их статистическую обработку, строить графики, таблицы, диаграммы.
6. Автоматизация управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, продвижения в обучении, тренировки, тестирования; автоматизация информационной деятельности информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса в локальных и глобальных компьютерных сетях в целях улучшения управления образовательным процессом в учебном заведении.
Современные средства информационных технологий позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках.
Средства информационных технологий дают возможность находить новые формы и приемы в методе проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Это позволяет сформировать опыт научно-исследовательской деятельности учащихся. Особенность таких проектов заключается в задаче представления информации, подборе средств и методов в соответствии с темой проекта. Ученик должен не только собрать информацию по теме проекта, но и структурировать ее для размещения в ресурсе, продумать оформление в соответствии с требованиями к мультимедийному проекту. Часто, размещая информацию для Интернет, ученик сам видит и исправляет ее недостатки, таким образом проходя все этапы исследовательской деятельности.
Роль ресурсов Интернет в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дистанционное образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы. Среди сетевых образовательных проектов можно выделить конкурсные, обучающие и смешанные. К последним, например, можно отнести проект дистанционных обучающих олимпиад по различным предметам: информатике, математике, географии и других. Задачами таких олимпиад является повышение интереса учащихся к предмету, формирование навыков сетевого общения, обмен опытом между педагогами. Участие в сетевых проектах требует от учителя компетентности в своем предмете, ведь руководя работой учеников, решая поставленные задачи и имея достойных соперников, учитель получает оценку вместе с детьми. Участие в хорошо организованных проектах может повысить уровень знаний и интереса к предмету, сформировать адекватную оценку у ученика.
Очень интересной может быть работа по созданию совместного проекта с учащимися из другого города. Такая работа формирует навыки сетевого взаимодействия, позволяет почувствовать учащемуся возможности телекоммуникационной проектной деятельности, познакомиться и поработать со сверстниками из других городов.
Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.
Поскольку творчество есть деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, то представление разработанной учащимся темы посредством информационных технологий всегда носит характер творческой деятельности. Это проявляется в поиске новых дизайнерских и технических решений. Современные средства информационных технологий позволяют ученику самому воплотить свои фантазии в «электронном виде» и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей. Для того чтобы создать по-настоящему интересный и оригинальный ресурс, ученик должен прежде всего пропустить через себя всю информацию, почувствовать особенности психологии ее потребителя, определить новизну и осознать практическую значимость ресурса. Все это относится к формированию ключевых компетенций ученика, его умению ориентироваться в практической жизни.
Однако огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийный обучающих программ и презентаций на уроках. С помощью таких средств можно «занять» большое количество времени, возлагая ответственность за его проведение на создателей этих программ. Однако конспектирование информации с экрана вредно для глаз, а «просто прочтение» не запоминается учащимися. Нужно помнить, что живое общение ученика с учителем и одноклассниками не может заменить ни одна программа, а наиболее экологичным для глаз носителем информации был и остается учебник или методическое пособие.
Итак, достоинства использования в образовательном процессе современных информационных технологий очевидны. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать процесс обучения; повышают интерес учащихся к предмету; активизируют познавательную деятельность учащихся. Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации, активизации образовательного процесса за счёт усиления наглядности. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
1. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О.А. Минич. – Минск, 2008.
2. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе. – Витебск, 2010.
3. Кочегарова, Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация // Эйдос: Интернет-журнал.
– 2008. – 2 апреля [Э/р]. – Р/д: http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-3.htm
4. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методич. пособ. – Ростов – на – Дону, 2011.
5. Иванова, Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педвузе. – Волгоград, 2007.