Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Подходящие для детского творчества занятия

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.

Бисероплетение и макраме

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Профессиональное искусство

Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.

Ручное шитьё

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.

Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.

С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.

Художественная работа

Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:

С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.

Оформление альбомов

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.

В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.

Новые и популярные техники

Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.

С использованием бумаги

Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.

По типам рукоделия

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.

В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.

Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.

Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.

Источник

Полезная красота. Интересные факты о декоративно-прикладном искусстве – развитие, популярные виды и новые любопытные техники

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Не всегда нужно выбирать между эстетикой и утилитарностью. Есть искусство, которое объединяет «прозу и поэзию» в одно направление. И это декоративно-прикладное искусство, это огромный мир с множеством творческих полюсов. Тем, откуда взялось ДПИ, какие его виды интересны (и почему), и появилось ли что-то по-настоящему новое в нем, спешим с вами поделиться.

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Этот термин слышали все, но с ходу сказать, чем же декоративно-прикладное искусство отличается от, например, изобразительного искусства, может не каждый. Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Итак, декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное. Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать (утилитарная функция).

Говоря проще, на картину на стене мы может только смотреть. Это чистая эстетика, которая в бытовом плане мало полезна. Проявления декоративно-прикладного творчества находят (или могут находить) практическое применение в повседневности.

Предназначение ДПИ:

На этих «трех китах» и стоит декоративно-прикладное искусство, ставшее источником вдохновения для миллионов людей вчера, сегодня и, вероятно, в будущем.

История зарождения и развития

Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду. Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм.

Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.

Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе.

В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.

На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.

Виды декоративно-прикладного искусства

Народные промыслы и декоративное искусство связаны между собой, они питают друг друга. Комбинации получаются самые интересные и яркие.

Вышивка

Вышивание (вышивка) – один из самых распространенных видов ДПИ. Она издавна украшает одеяние человека и те тканевые изделия, что используются в быту. На скатертях, рушниках, салфетках, занавесках появляются красивейшие узоры, созданные преимущественно вручную.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Мало тех народов (если они вообще есть) одежду которых не украшает вышивание, потому география направления просто огромна. Первые образцы вышивки найдены на артефактах древних цивилизаций Азии, Европы и Америки. У каждого народа – свои особенности вышивки, свои узоры и решения, которые дольше, чем многие другие виды ДПИ, сохраняют эту народную идентичность.

И сегодня вышивка не утратила своего значения: на ярмарках ремесленников огромным спросом пользуются интерьерные игрушки с вышивкой, текстильный декор, сумки, одежда и т.д. В таких поделках совмещаются традиции, технологические возможности и мода времени. Образцы современной вышивки отлично вписываются в уютные интерьеры квартир и домов.

Рекомендуем посмотреть данное видео, посвященное истории вышивки.

Вязание

Один из самых старинных видов рукоделия – вязание. Самый древний вязаный артефакт, найденный в Европе, датируется 4 столетием до нашей эры. Но это только показатель развитости данного направления на тот момент. Что говорить, если даже в гробнице Аменемхета археологи нашли рисунок, который датируется не много, не мало, 19 столетием до н. э.: и на этом рисунке изображены женщины будто бы в вязаных жилетах. А в гробнице другого фараона найден детский носочек из шерсти, вероятно – вязаный.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

В 13 столетии на Востоке случился настоящий «вязальный бум», со сложными орнаментами, необычайной геометрией решений. В Италии в то же время возникает популярность вязания как домашнего рукоделия. К 16 столетию вязание уже захватило всю Европу.

Сегодня вяжут спицами (круглыми и обычными), крючком. Интересно, что старинное ремесло стало формировать новую культуру: в Инстаграм необычайную популярность завоевывают аккаунты с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом, который настолько востребован, что мастера не справляются с потоком заказов.

Шитье

Шитье – еще один популярнейший вид ручного труда. Тысячелетиями люди шили исключительно вручную, и лишь с изобретением швейной машины и компьютеризацией технологии на стыке 20-21 веков ремесло превратилось в массовое производство. Но широкие возможности не убили ручное шитье.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школеСредневековая швейная машинка

Истории это вида ДПИ не один десяток тысяч лет. Первобытные люди прокалывали шкуры шилом из шипов (конечно, подобием инструмента), через отверстия шила они продевали сухожилия животных, и так получалось сделать одеяние для себя. Первую стальную иголку, считают исследователи, сделали в Китае, там же, еще в 3 столетии до н. э. придумали наперсток. В Африке люди вместо игл пользовались толстыми жилками пальмовых листьев.

Что же до древнерусского лицевого шитья, то за его развитие нужно быть благодарным Византии. Эта преемственность культур, которую нельзя отрицать. Сегодня шитье все так же волнует и увлекает: оно представлено и высочайшими технологиями, и настоящим искусством – высокой модой, и обычным рукодельным творчеством, доступном каждому.

Валяние

Валяние, что относится к декоративно-прикладному искусству, считается самой древней техникой изготовления текстиля. Первым валяным изделиям примерно 8 тысяч лет. Неизвестно точно, как древним людям пришла в голову мысль использовать найденную шерсть животных, но они начали ее художественно преобразовывать. Лишь натуральная шерсть имеет прядильные качества, и она же умеет свойлачиваться.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

В процессе валяния шерсти получался войлок, и для множества народов (в особенности – кочевых) долгое время он был единственным текстилем. Из него делали ковры, юрты и чехлы, головные уборы и т.д. Для того, что традиционным способом сделать валяное изделие, нужно-то немного: грубая шерсть, мыло и вода, руки. Но в этих рука вся сила и жизнь, которую они вдыхают в материал.

Сегодня валяют, в основном, в двух техниках – по-сухому и по-мокрому. Войлок часто называют текстильной глиной, и это справедливое замечание. Сейчас валяние также перешло на новые площадки для презентации: в аккаунтах мастеров появляются милейшие игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения.

Ткачество

Еще одно древнейшее ремесло – ткачество. Его истоки в первобытнообщинном строе. Возникло оно с появлением сырья: кожа животных, трава, лианы, тростник, молодые побеги деревьев становились таким сырьем. Самой старой тканью, найденной археологами, считает материал (лен), обнаруженный у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Ему насчитали 6500 лет.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Человек достаточно рано начал орнаментировать ткань – орнамент наносился вручную. Впоследствии его делали с помощью вышивки. Вершиной технологического открытия в этом деле был ткацкий станок, он мог быть как основным, так и вспомогательным инструментом ткача.

Особенно ценны образцы ткачества не только демонстрацией тяжкого труда, сложной технологии, но и теми узорами, что появлялись на изделии. Орнамент на одежде, поясах, рушниках был не просто красивым набором элементов – это шифр, код, в котором могло заключаться пожелание молодым или оберег мужу. В этом символизме не одна красота мысли, но и молитва, и вера, и забота о близких.

Выжигание

Самые старинные образцы выжигания по дереву датированы 700 г до нашей эры, они найдены в Перу. В любом магазине для творчества сегодня вы найдете набор для выжигания. Этим направлением увлекаются дети и взрослые, пирография востребована, и результаты художественного труда превращаются в красивые деревянные сувениры, декор для дома и не только.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Выжигание по коже – интересное ответвление ремесла. На кожаных изделиях пирограф словно плетет кружево. Такие изображения украшают портмоне, кошельки, обложки ежедневников, ремни и сумки. Мотивы фольклора чередуются с современными картинками. Это одно из самых доступных ремесел, которое могут постигать даже дети младшего школьного возраста.

Ковка

Художественная ковка приручила металл, из него стали делать изящные, очень тонкие вещи. История славит кельтские племена, которые, кажется, если не придумали ковку, так сделали ее известной. Горн и наковальня, ручник и кувалда – вот те инструменты, которыми пользуется мастер в создании изящных ворот, калиток, вывесок, козырьков.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Резьба

В России резьбу по дереву называли резным делом, а рисунок – ознаменкой. В разных точках мира было распространено это творчество, потому культурные перекрестки часто случались и появлялись уникальные образцы: например, в Троице-Сергиевой лавре инок Амвросий сумел соединить в своих резных работах восточный стиль, западный и традиционный русский. В российских традициях немало преемственности от византийской резьбы, а также от немецкой (с готическими мотивами).

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школеСегодня выделяют резьбу: сквозную, глухую, скульптурную, домовую, а также резьбу бензопилой. В последнее время особенно востребована скульптурная резьба, создаваемая на копировально-фрезерных станках.

Лепка

Лепка как вид ДПИ существует практически с незапамятных времен. Неслучайно в Библии написано, что человека Бог сотворил из глины. Считается, что использовать глину человек решил, когда увидел собственный след на сырой земле. Сначала природный материал применялся как покрытие для плетеных корзин, потом из нее делали первую посуду.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Сегодня одно из самых древних ремесел живет и даже процветает. Открываются новые гончарные мастерские, а авторская керамика находит своего почитателя. Но лепят не только из глины. В конце 19 века преподаватель В. Харбатт изобрел пластилин, сначала он был просто серым, но все равно пользовался популярностью. Вскоре в пластилин стали добавлять цветные пигменты, и человечество получило самый доступный в плане лепки материал.

Между прочим, не только дети увлекаются лепкой из пластилина. Признанные мастера создают шикарные пластилиновые картины и панно, которые сравнимы с произведениями искусства.

Также сегодня очень популярна лепка из полимерной глины. Это самозатвердевающий материал, работа с которым проста тем, что не приходится мастеру думать о духовке. Глина сама затвердевает за несколько часов (обычно – не более суток)

Витраж

Термин «витраж» имеет французские корни, и переводится он просто – «оконное стекло». Это декоративная тематическая или орнаментальная композиция, которая делается из кусочков разноцветного стекла. Стекло это чаще всего расписано красками.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Долгое время витражи украшали, главным образом, церковные и монастырские сооружения. Постепенно их стали применять и в светских сооружениях. Когда точно появились витражи, сказать точно нельзя. Но исследователи полагают, что случилось это вскоре после изобретения самого стекла.

Витражи украшали готические храмы, придавая им еще больше мистичности, но с уходом эпохи готики они все так же были востребованы. И в истории 20 века существует много примеров того, как витражи преобразовывали образ здания. В России полюбоваться витражным великолепием можно, главным образом, в Санкт-Петербурге.

Более подробную информацию об истории витражного искусства вы узнаете из видео:

Мозаика

Мозаикой называют технику создания изображений и украшения различных поверхностей путем фиксации на основе кусочков материалов, которые отличались цветово, фактурно или текстурно. Мозаика считается разновидностью инкрустации.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

История мозаики связана с 4 тысячелетием до нашей эры, и образцы ее найдены в оформлении шумерских городов Месопотамии. Большой интерес для ученых представляют и ранние античные произведения из морской гальки. В Древнем Риме мозаично выкладывали полы и стены богатых сооружений.

Традиционными мозаичными материалами считаются смальта, природный камень, металл и керамика. По способам укладки выделяют фиксации мозаичных элементов на бумаге и на сетке. Схожа технология с укладкой плитки.

Ювелирное искусство

История ювелирного искусства делится на несколько этапов. В первом, доисторическом, человек знакомился с цветными камнями и материалами, накапливал опыт их обработки. На втором античном этапе закладывались основы ювелирного дела. Третий этап связан с эрой великих географических открытий – расширялась сырьевая база и сам рынок драгоценностей.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школеУкрашения в Средневековье

Четвертый этап относится к уже индустриальному миру, когда производство ювелирных изделий стало массовым. Наконец, пятый этап принадлежит уже нашему тысячелетию, когда в ювелирном деле стали использоваться синтетические материалы, а также достижения биоэлектроники.

Если же говорить о самом-самом зарождении ювелирного искусства, то нужно вспомнить дерево, кости, рога и зубы убитых животных, которые превращались первобытным человеком в украшения. Затем человек стал делать их из обожженной глины, а потом уже пришел черед драгоценных камней.

Плетение

Количество способов, техник, материалов для плетения потрясает воображение. Но самыми востребованными считаются бисероплетение, кружево, плетение из лозы и макраме. О макраме стоит сказать отдельно, ведь сегодня это творчество переживает новый виток популярности.

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

Если у вас дома царит скандинавский стиль или бохо, или вы просто еще не определились со стилем, но хотите декорировать спокойное, нежных и теплых оттенков пространство, обязательно присмотритесь к макраме.

Это восточное искусство интересно тем, что изначально узелковое плетение было способом передачи информации. Узелки расшифровывались по цвету и размеру, форме и сочетанию элементов. Парусный флот также способствовал развитию плетения. Заниматься макраме могут даже дошколята, и это увлекательное занятия: как говорят сами мастерицы – сродни творческому гипнозу.

Кожевенное ремесло

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школе

При раскопках гробниц в Древнем Египте археологи нашли картинки с процессом выделки шкур. Довольно быстро люди поняли, что шкуры животных будут служить долго после специальной обработки. И сегодня, несмотря на масс-маркет и доступность кожаных изделий, люди продолжают заниматься кожевенным делом.

И по сей день красивый кошелек из кожи, ремень с тиснением или стильный рюкзак будет дорогим и желанным приобретением. У народов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири до сих пор сильны традиции обработки шкур и их можно считать ценнейшим культурным наследием страны.

Новые виды декоративно-прикладного искусства

Интересны для изучения и практического осмысления новые техники, появляющиеся в декоративно-прикладном искусстве. И их много!

Что относится к декоративно прикладному творчеству в школеТехника батик

Некоторые современные виды ДПИ:

Активно используются и комбинированные техники. Например, крейзи-пэчворк: на полотне из сшитых лоскутков ткани появляются ленты, кружева, бусины, бисер, художественная вышивка, пуговицы. Все это маскируют швы, соединяющие фрагменты ткани.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства – это результат творческого труда, ручного, эксклюзивного. Он всегда будет в почете, как бы не менялась мода, и каких вершин не достигал бы производственный процесс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *