Что относится к читательской грамотности
Статья «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности.
Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования
Еще в Древней Греции считали, что детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
1. умение найти и извлечь информацию из текста;
2. умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
3. умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;
4. Умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
При переходе из начальной школы в основную, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу.
Специфика формирования читательской грамотности на уроках филологического цикла
На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).
В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.
Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.
Я расскажу о нескольких эффективных, на мой взгляд, приёмах работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.
· выделять главную мысль всего текста или его частей;
· понимать информацию, содержащуюся в тексте;
· преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
· применять информацию из текста в изменённой ситуации;
· критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Принципы отбора текстов для обучения
Текст должен соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика: тексты, задания должны затрагивать эмоциональную сферу ребенка, чем-то удивлять, вызывать естественное любопытство. Текст также должен соответствовать читательским и жизненным интересам школьников. Желательно, чтобы текст отражал реальные жизненные ситуации, с которыми ученик сталкивался или может столкнуться.
Выделяют четыре основных способа осмысления текста:
· постановка вопросов к тексту;
· построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов);
· создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа, дополнения);
· конструирование собственных высказываний о прочитанном
Основные приемы работы с текстом на уроках
На уроке русского языка в 5 классах работаем по учебнику М.М. Разумовской. Учимся читать и понимать лингвистический текст, находить в нем требуемую информацию. Часто на уроках детям предлагается написать продолжение текста на заданную тему. Формированию аналитического умения учащихся помогают разные виды разборов. Практикуется фонетический разбор, орфографический разбор, разбор слова по составу (морфемный), словообразовательный анализ слова, лексический разбор, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический. Посредством аналитических упражнений учащиеся приобретают умение анализировать любой текст, который может быть устным или письменным. Это способствует развитию у детей речевой культуры. Пример задания: Составьте из данных слов предложения и запишите их. В составленных предложениях подчеркните синонимы. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
Диван, балкон, аудитория, кабинет, телефон.
На уроках литературного чтения можно выполнять следующие задания: сочинить сказку, стихотворение, рождественскую историю, загадку, пословицу.
Для развития интереса к чтению можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, где дети могут проявить свое актерское мастерство, развивать искусство красноречия.
Прием «Верю или не верю»
Этот прием можно использовать в начале урока. Прием способствует вдумчивой работе с текстом, критическому восприятию информации, умению делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Итак, верите ли вы, что А.И. Куприн постоянно менял места работы и специальности?
При первичном чтении текста учащиеся могут использовать прием – «Толковый словарь». Дети читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» встречаются слова: «кивер», «редут». Прошу поднять руки тех ребят, кому все слова в тексте понятны и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята работают со словарем.
Приём «Кольцевое чтение»
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается по очереди по абзацам. Один ученик читает, остальные слушают. Есть только одна копия текста, которая передается следующему чтецу. Слушающие придумывают и задают вопросы по содержанию текста. Тот, кто читал текст, отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Работая с текстом, учащиеся учатся определять тему, идею текста, позицию автора, формулируют прямые выводы и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте. Можно использовать прием «Смысловая выборка». Примерные задания:
1)Прочитайте про детские годы Н.А. Некрасова
2)Объясните, что значит «временнообязанные крестьяне»?
3)Как назывались « рабочие на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью вёсел»? Найдите это слово в стихотворении Н.А. Некрасова « Размышления у парадного подъезда».
Прием «Верно или неверно»
В старших классах работа с текстом проводится более детально, углубленно. Учащиеся выполняют анализ текста, интерпретируют, обобщают информацию, представленную в тексте, формулируют сложные выводы и оценочные суждения. Примерные задания:
1)Верны ли следующие утверждения?
2)Верно ли, что это утверждение соответствует содержанию текста.
3)Верно ли, что приведенный аргумент, не является подтверждением тезиса.
4)Подтвердите или опровергните следующие тезисы.
При этом информацию из текста можно использовать для различных целей, в том числе для решения различного круга задач, без привлечения или с привлечение дополнительных знаний. Примерные задания:
1)Проанализируйте описанную в тексте ситуацию, объясните мотивы поступка персонажа.
2)Используя информацию текста, сделайте вывод.
3)Используя приведенные критерии, оцените проведенную вами работу. Сделайте вывод.
Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Читатель задается вопросом: Какие мысли хотел передать автор, изображая своих героев и их поступки? Выполняем задания:
1)Какая проблема находится в центре внимания автора?
2)К позиции по какой проблеме легче подобрать весомое обоснование (аргумент)?
3)Прочитайте текст, выберите правильную формулировку проблемы текста.
4)Прочитайте два текста-публицистический и художественный. Можно ли сказать, что они объединены одной проблемой? Какой? Вспомните и запишите название произведений отечественной классики, в которых поднимается аналогичная проблема.
Пример задания: Прочитайте текст, укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Библиотека- это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать целиком леса. Один раз прочитанная книга еще драгоценнее, чем непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы, они живут в сознании человека. Для человека не существует даром прочтенной книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки- это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)
1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?
2) Роль книги в формировании личности.
3) Какие книги можно назвать редкими?
4) Проблема отношения человека к книгам.
Уровни читательской грамотности
Работу над формированием читательских умений необходимо начинать со знакомства с уровнями читательской грамотности обучающихся. Рассмотрим классификацию уровней читательской грамотности и проанализируем дефициты читательских умений учеников каждого уровня.
Уровни читательской грамотности
1. Низкий уровень
— извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.
Проблемы и дефициты:
— выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть
содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно;
— учащийся, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений,
иносказания, часто делает ложные выводы;
— учащийся испытывает трудности с формулированием собственных суждений.
Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, не смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы).
2. Средний уровень
— извлекать явную информацию;
— извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения;
— различать буквальный и небуквальный смысл сообщения;
— восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;
— связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста.
Проблемы и дефициты:
— при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;
— испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
— неточно интерпретирует художественные тексты;
— ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.
3. Повышенный уровень
— находить явную информацию;
— прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей;
— верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста;
— строить собственное суждение в этой логике.
Проблемы и дефициты: может испытывать трудности при выстраивании сложных логических связей, понимании авторской точки зрения, анализе средств выражения авторской мысли.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут самостоятельно учиться на основе чтения текстов.
4. Высокий уровень
— извлекать из сообщения нужную информацию;
— включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;
— воссоздавать авторский замысел;
— понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;
— строить на основе прочитанного собственные суждения.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут
использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.
Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.
Уровни читательской грамотности и характеристика заданий к текстам разных форматов
Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Нахождение информации
Интерпретация текста
Рефлексия и оценка
1-й уровень
Найти один (или более) независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию
Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна
Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста.
Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
2-й уровень
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией
Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.
Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы
3-й уровень
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией
Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией
Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста.
Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы)
4-й уровень
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания
Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом.
Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте
Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера.
Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата
5-й уровень
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией
Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей
Критически оценить или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена.
Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски
Определение понятия «читательская грамотность»
Одним из центральных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в области образования является «обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностями развития, способностями и интересами человека» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.04.2020), статья 3)
В Российской Федерации все нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс образования, подчеркивают особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения в образовательной организации. В документах можно найти разные понятия, напрямую связанные с понятием «читательская грамотность»: «чтение», «смысловое чтение».
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в 1991 году, когда IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) – организация, инициировавшая сравнительное исследования качества чтения, искала понятие, определяющее чтение не только со стороны техники, но и в широком функциональном контексте – как возможность размышлять о прочитанном и возможность использовать прочитанное для достижения личных и общественных целей, в первую очередь, для дальнейшего обучения.
Мы живем в быстро меняющемся мире, в котором растет как количество, так и разнообразие письменных материалов, и где все больше и больше людей, как ожидается, будут использовать эти материалы новыми и все более сложными способами. В настоящее время общепризнано, что понимание грамотности чтения развивается вместе с изменениями в обществе и культуре.
Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д.
Овладение грамотностью чтения − это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Цель образования продолжает смещать свой акцент со сбора и запоминания информации на овладение способностью эту информацию использовать. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, необходимо уметь находить, получать доступ, понимать и анализировать любую информацию.
В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод. Работа с информацией является составной частью практически всех учебных предметов в условиях реализации ФГОС.
Читательская грамотность включает широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также требует понимания своего непонимания, умения восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.
«Грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию. Выражение «читательская грамотность» подчеркивает активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf].
Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово «использовать» подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Рассмотрим еще несколько определений данного понятия.
Читательская грамотность
В Концепции оценки читательской грамотности учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом. Перечислим их:
Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на
Доклад по литературе «Читательская грамотность»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки
Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.
Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.
Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно. По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие. Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность. Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно: определить, о ком идет речь; найти причину какого-либо явления и подчеркнуть ее в тексте; отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия). Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.
При проведении исследования в заданиях также учитывается цель чтения. В соответствии с ней подбирается определенный вид текста. Таких целей насчитывают несколько: личные (письма, произведения художественной литературы, жизнеописания); общественные (официальные документы, новости); рабочие (инструкции, правила); образовательные (научно-популярные тексты, учебная литература).
Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах – в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся. Задания со свободным изложением оцениваются по политомической системе. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ. Читательская грамотность оценивается дифференцированно для верного, частично правильного и неверного решения.
Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков: беглое чтение; выделение той части текста, где содержится ответ; установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста. Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте. Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.
Интегрирование и интерпретация
Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного. Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую. Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий: составление выводов; краткое формулирование главных мыслей автора; составление умозаключения о каких-либо событиях; определение причинно-следственных связей. Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте. В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях: написать вступление к тексту; придумать название; объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов; восстановить данные в таблице по информации из текста; составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.
Осмысливание и оценка
Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем: высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу; согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением; определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою; оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования. Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается критический анализ полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.
Формирование читательской грамотности
Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе. В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие: определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке; составить вопросы к повествованию; написать свое суждение по основной мысли автора текста; выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ; разработать план текста; сделать таблицу или схему по изученной информации; найти логическую ошибку в повествовании; упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла; составить кроссворд по прочитанному.
При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности: Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию. Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения. Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.
Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины; 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов. Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.