Что относится к былинам

былина

жанр русской народной эпической поэзии. Первые записи сделаны в 18 в., последние – во второй пол. 20 в. Термин «былина» введён собирателем и исследователем фольклора И. П. Сахаровым, который взял слово из «Слова о полку Игореве», где оно употреблено в значении «реальное событие». Народное название – старина, ста́ринка. В основе сюжетов большинства былин лежит повествование о подвигах богатырей: сражениях с врагом, путешествиях в дальние страны или на тот свет и т. п., цель которых – проявить удаль молодецкую. Противниками богатырей выступают чудовища (Соловей-разбойник, Змей, Тугарин Змеевич, Калин царь) или вражеское войско, которое богатырь побеждает сам. Однако в ряде случаев противником героя могут стать и князь Владимир, и жители родного города, и собственная жена. Богатырь таким образом демонстрирует свою мощь и удаль в противостоянии любой равновеликой силе. В былинах о Садко исключительность героя проявляется в его искусстве играть на гуслях, а впоследствии в несметном богатстве. События, описываемые в былине, относятся к особому, эпическому времени, всё происходящее в них воспринимается носителями как реальные события, возможные в то время, но невозможные в современности. Былины исполнялись профессиональными сказителями, обычно речитативом.

Что относится к былинам
Богатырский скок. В. Васнецов. 1914 г.

Полезное

Смотреть что такое «былина» в других словарях:

былина — действительное событие (1): Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстіи о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича! Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню. 1 2. И рцем таково слово: Лудчи бо … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

былина — См … Словарь синонимов

БЫЛИНА — 1. БЫЛИНА1, былины, жен. (лит.). Русская народная эпическая песня о богатырях. Сказитель, певец былин. 2. БЫЛИНА2, былины, жен. (устар.). То же, что былинка1. «А на пустых полях засохшие былины окутывает сеть дрожащей паутины.» А.К.Толстой.… … Толковый словарь Ушакова

БЫЛИНА — 1. БЫЛИНА1, былины, жен. (лит.). Русская народная эпическая песня о богатырях. Сказитель, певец былин. 2. БЫЛИНА2, былины, жен. (устар.). То же, что былинка1. «А на пустых полях засохшие былины окутывает сеть дрожащей паутины.» А.К.Толстой.… … Толковый словарь Ушакова

БЫЛИНА — БЫЛИНА, ы, жен. Русская народная эпическая песня сказание о богатырях. | прил. былинный, ая, ое. Б. склад. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

БЫЛИНА — эпическое сказание у русских. В 19 веке исполнялись в основном в северо русских областях … Этнографический словарь

былина — былина, эпическое сказание у русских. В XIX в. исполнялись в основном в северных русских областях … Энциклопедия «Народы и религии мира»

былина — эпическая народная песня ; на основании др. русск. былина (СПИ) придумано Сахаровым; см. Вс. Миллер, Очерки 1, 27 и сл. О старом употреблении слова см. русск. диал. былина быль, то, что было (арханг.); см. Архангельский, ИОРЯС 3, 1331 и сл. Далее … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Былина — «Богатыри» Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова, 1881 1898) Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое либо героическое событие, либо примечательный… … Википедия

Источник

Происхождение былин

1. Происхождение былин

1.1 Место возникновения былин

2. Количество былин

2.2 Былинные сюжеты

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.

1. Происхождение былин

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

2. Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти.

3. Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин, причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока.

Приверженцы мифологической теории делили богатырей русского эпоса на старших и младших; позже было предложено деление на дотатарскую, времён татарщины и послетатарскую эпохи.

1.1 Место возникновения былин

1) на песни с очевидно заимствованным библейским содержанием;

2) на песни с заимствованным первоначально содержанием, которое, однако, обработано более самостоятельно и

3) на песни вполне народные, но заключающие в себе эпизоды, обращения, фразы, имена, заимствованные из христианского мира. Вольнер в былине о Сухмане усматривает даже влияние новейшей сантиментальной литературы XVIII в., а Веселовский о былине «Как перевелись богатыри» говорит вот что: «Две половины былины связаны общим местом весьма подозрительного характера, показывающим, как будто, что внешней стороны былины коснулась эстетически исправляющая рука». Наконец, в содержании отдельных былин нетрудно заметить разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), то есть объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало Б. о Добрыне взято из Б. о Вольге, а конец из былины о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространенная Б. о Берином сыне, по Веселовскому) и т. п.

Можно признать существование объединённого, цельного Владимирова круга, державшегося в памяти певцов, в своё время образовавших, по всей вероятности, тесно сплоченные братчины.

Теперь таких братчин нет, певцы разъединены, а при отсутствии взаимности никто между ними не оказывается способным хранить в своей памяти все без исключения звенья эпической цепи. Все это очень сомнительно и не основано на исторических данных; благодаря тщательному анализу, можно только допустить, что «некоторые былины, например Гильфердинга 27 и 127, являются, во-первых, продуктом выделения былин из киевской связи и вторичной попытки привести их в эту связь после развития на стороне» («Южнорусские былины»).

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов, за исключением разве «Илиады» и «Одиссеи».

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и духом общины. Независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохраненной вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощенный в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.

2. Количество былин

Чтобы дать понятие о количестве былин, отметим их статистику приведенную в Большой Советской Энциклопедии.

Все известные нам былины по месту своего происхождении делятся на: киевские, новгородские и общерусские, более поздние.

Хронологически на первом месте, надо поставить былину рассказывающие о богатырях сватах; потом те, которые вообще называются киевскими и новгородскими: по-видимому, они возникли до XIV в.; затем идут былины вполне исторические, относящиеся к московскому периоду Русского государства, и наконец былины относящиеся к событиям последних времен.

Последние два разряда былин не представляют особенного интереса и не требуют обширных объяснений; поэтому до сих пор, вообще, мало занимались ими. Но огромное значение имеют былины так называемого новгородского и в особенности киевского цикла, хотя нельзя смотреть на эти былины как на рассказы о событиях, действительно имевших когда-то место в таком виде, в каком они представляются в песнях: элемент чудесного вполне противоречит этому. Если же былины не представляются достоверной историей лиц, действительно живших когда-то на Русской земле, то их содержание надо непременно объяснять иначе.

2.2 Былинные сюжеты

Наконец, на 3-м объяснении основана теория заимствования, по которой сюжеты русских былин перенесены в Россию с Востока и Запада. Частности этих теорий и взгляды их представителей изложены в статье Богатыри.

Все вышеизложенные теории отличались своей крайностью; так, например, с одной стороны можно утверждать, что сравнительный метод служит для того, чтобы в сопоставляемых произведениях, принадлежащих различным народам, тем резче, тем определеннее выказались различия; с другой же стороны, есть мнение, что былины заимствованы с Востока. В конце концов, однако, учёные исследователи пришли к тому убеждению, что былины составляют весьма сложное явление, в котором перемешаны разнородные элементы: исторически-бытовые, мифические и заимствованные.

В настоящее время главное стремление учёных исследователей былин направлено к тому, чтобы подвергнуть эти произведения самому тщательному, по возможности, анализу, который окончательно должен указать на то, что именно в былинах составляет неоспоримую собственность русского народа, как символическая картина явления естественного, исторического или бытового, и что занято у других народов.

Былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу, позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым «исходом», то есть итогом.

После прочтения былин можно поразиться, насколько было развито искусство слова на Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого.

1. Большая Советская Энциклопедия I том-897 стр.

Источник

Что относится к былинам

Что относится к былинам

Что относится к былинам

Что относится к былинам

Что относится к былинам

Что относится к былинам

Былины и русские богатыри

Что относится к былинам

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, по памяти, как слышали. Само слово былина происходит от слова быль, т.е. в этих песнях поётся о том, что было, что происходило на самом деле. Именно народ сложил эти удивительные песни – сказания про русских богатырей. Переходили эти сказания от стариков к детям, передавая каждому новому поколению древние были.

Возникает вопрос – а жили ли они на Руси? Или все, что о них рассказывается – это простой вымысел? Кто они, откуда родом, чем занимались, кто являлся их прототипами? На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

Русские богатыри являются примером мужества и доблести, эталоном патриотизма. Многие граждане России (особенно мальчики) хотели бы походить на этот образ. А действительно ли были такие люди на Руси и в своем реальном образе совмещали эти качества?

Цель проекта: узнать, кто такие былинные богатыри, подтвердить или опровергнуть существование былинных богатырей.

Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд исследовательских задач:

Раскрыть понятия «былина», «богатырь».

Изучить произведения литературы и искусства, найти сведения, подтверждающие или опровергающие существования богатырей, их прототипов.

Проанализировать работу и обобщить данные о русских богатырях среди одноклассников, учеников 4В класса с помощью защиты данного проекта.

2.1. Что такое былины?

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Создатели былин не стремились к точной передаче исторических событий, поэтому наделяли героев чудесными элементами, чтобы предать им большую значимость. В сказке, чудеса составляют главную завязку сюжета.

Былины – это песни и создавались они народом для исполнения. Передавались сказителями из уст в уста. Былины не имеют авторов. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого – либо исполнителя. На севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России они пелись хором.

Всего былин насчитывается около 400. В.Г. Белинский выделил в русских былинах киевский и новгородский циклы (по месту возникновения). Особенности киевского цикла – образы трёх богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича. В новгородском цикле – Садко, Василий Буслаев.

Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов. Именно в этот период возникли знаменитые легенды о народных героях-богатырях.

Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни. Со временем эти истории приукрашались рассказчиками, обрастали новыми подробностями, но происходило это вовсе не из желания обмануть или что-то исказить, а исключительно от восхищения подвигами героев, от почитания и любви к ним. И тот, кто приукрашивал правдивые истории, сам верил в эти красивые подробности.

Шло время и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл – как воспитательного, так и «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки, а также вселяющего веру в победу добра над злом, веру в то, что справедливость возможна не только на небе, но и на земле. Часто эти легенды и сказания, ходившие в народе, запечатлевались летописцами, благодаря чему они сохранились до наших дней. Примером могут служить былины.

Чем отличается былина от сказки? Тем, что она имеет реальную историческую основу, а сказка – просто вымысел. Но раз так, выходит, описанные в былинах персонажи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – когда-то действительно существовали? Так давайте попробуем разыскать их следы в истории.

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

«Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.»

Значение слова Богатырь:

1. Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.

2. Рослый, крепкого сложения, сильный человек.

Главные богатыри Руси:

Русский богатырь Илья Муромец.

О том, что Илья Муромец существовал, ученые узнали из записей одного из иноземных посланцев, который заезжал в Киев. Это происходило в XVI-XVII веках. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Слово «мур» на Руси означало землю, камень, стену, а «муром» крепость. Таким образом, имя Ильи Муромца было расшифровано как Илья из пограничной крепости.

Русский богатырь Добрыня Никитич.

В былинах часто говорится о нём, что нет никого в Киеве вежливее и обходительнее его, оттого именно ему князь Владимир дает такие поручения, как поездка в чужую землю послом, сватовство.

Добрыня женат на Настасье Микулишне, дочери Микулы Селяниновича. Он любит свою жену, и сам любим. Они живут вместе с матерью Добрыни, в добром согласии и мире.

Русский богатырь Алеша Попович.

К нему русский народ не относился с сочувствием. Былины часто изображают Алешу Поповича не в лучшем виде, нередко в них он называется «Алёшкой». Но относятся к нему со снисхождением. Богатыри говорили, что он хвастается своей удалью.

Алёша склонен и к господству над другими людьми, в нем есть и властолюбие.

Да, Алёша порой беспечен, легкомыслен, но он жизнелюбив, безусловно, любит свою Родину, нетерпим к её недругам, самоотвержен.

Прототипом Алеши Поповича был Ольбег Ратиборович. Ученые определили дату одного из подвигов Алеши – победы над Тугарином Змеевичем. Оказалось, что под именем Тугарина имелся в виду половецкий хан Тугархан, убитый во время похода на Русь. Его прозвали Змеевичем, потому что он принадлежал к династии Шупаханидов, а имя Шурахан, в переводе с половецкого, означает змей. Известна и дата второго подвига Алеши Поповича – победы над Идолищем Поганым. Под этим именем скрывается знаменитый половчанин Итларь.

Русский богатырь Никита Кожемяка.

Былина о Никите очень древняя. Ее датируют 9-10 веком. Есть версия, что у Никиты был прототип в лице богатыря, победившего печенежского великана, который потом превратился в змея.

Русский богатырь Микула Селянинович.

А какой замечательной внешностью наделил Микулу русский народ! Богатырь статен, могуч, у него глаза ясны, как у сокола, а брови черны, словно соболиные. А кудри, какие чудные! Качаются, словно жемчуг рассыпается. Русский народ не поскупился на краски, чтобы достойно изобразить русского богатыря!

Труды Микулы Селяниновича славные! И связаны они с матушкой-землей. Он ловко управляется с сохой. Борозды такие делает, что если в один край уйти, то и другого не видать. Мощные коренья вывертывает, как каменья, валит в борозды.

При знакомстве с былиной о Вольге и Микуле Селяниновиче, приходит понимание того, что симпатии русского народа на стороне землепашца Микулы, а не вояки богатыря Вольги. Первенство в силе и достоинстве они отдают именно тому богатырю, который связан с матушкой-землей.

А заканчивается былина Вольге и Микуле Селяниновиче добрым рассказом именно о Микуле. О том, как он с рожью управляется, да крестьян угощает.

2.3. Исследование характерных особенностей былин;

«Былина – это жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях древней Руси (9-14 века)». Былина – это не простой пересказ истории, ее задача прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства. Былины переносят нас в необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели, сказочный характер только с течением времени. В былинах вполне достоверно изображена Русская земля. Обычно действие былин происходит возле Киева – исторического центра России, а герои былин (Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома, Алеша – из Ростова) являются общенародными героями. Богатыри в былинах – могучие воины, защитники родной земли, в них воплотились лучшие качества русского народа. Раньше былина (слова) не было, а богатырские песни назывались старинами (старинками). Позднее появилось слово БЫЛИНА, что означало «быль, правдивое повествование».

1. Былинам присуща своя ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность исполнения былины:

1) неторопливый, плавный, спокойный темп речи;

2) былина читается напевно (речетативом): гласный пропевается и одно слово как бы выливается из другого;

3) ритмически организованный былинный стих звучит торжественно, величаво, подчеркивая особую важность, как самого исполнения, так и тех событий, о которых в былине рассказывается;

4) былинная речь отступает от правил современного произношения;

5) в каждой былинной строке есть слово, которое является ее смысловым центром; оно выделяется при чтении, чтобы то, о чем читают, было понято правильно;

7) для создания ритмического рисунка в былинной строке повторяются предлоги, норма которых поддерживается ритмической структурой стиха, так как опущение предлога повлечет ее нарушение.

8)Былины отличаются и устойчивостью структуры: запев, зачин, формулы, повторы, лейтмотив, исход. Все они обязательны, кроме запева. Эти особенности былинного строя помогают читателю воспринять идейную сущность произведения.

9) Этому служит и строение сюжета, ход развития действия.

Основой сюжета является обычно важное, значительное событие. В центре былины – всегда богатырь: он действует, достигает определенной цели.

10) Важное место в былинном сюжете занимает диалог – драматическое объяснение героев, в котором выясняются цели действий и душевные состояния.

11) Нельзя обойти стороной и иллюстрации к былинам, которые создают определенный настрой для образного восприятия и развития фантазии у школьников (например, известные картины В.М. Васнецова).

2.4. Опрос среди одноклассников и его результаты.

Мною было проведено социологическое исследование на тему «Былины и русские богатыри». Данное исследование проходило среди учащихся 4 «В» класса МБОУ СОШ№2 им. М.Ф Колонтаева города Калуги 7 февраля 2019 г.

В опросе приняли участие 16 человек. Возраст опрашиваемых 10-11лет.

Анкета опроса прилагается к работе (см. приложение).

На вопрос «Кто такие богатыри?» дети написали похожие ответы. Общее описание: Богатыри – это могучие люди русской земли, храбрые, мужественные (сильные духом), воины, защитники своей Родины и народа.

Среди детей самыми известными оказались Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

68% хотели бы быть похожими на Илью Муромца. Потому что он самый сильный, всегда защищал Родную Землю и был нашим земляком.

20% на Добрыню Никитича, потому что он был мудрым.

Основные качества богатыря:

Физическая сила – 39%

Любовь к Родине – 22%

Хитрость, смекалка – 4%

Военное искусство – 13%

Участники опроса видят богатыря не только могучим и сильным духом, но и знающим воинское дело. Основным качеством выделена могучая сила.

Что привлекает в богатырях:

Участников нашего опроса, привлекают духовные качества богатырей (смелость, уверенность в себе, благородство, помощь слабым, борьба за справедливость, любовь к Родине и ее защита).

Из каких источников получены знания о богатырях:

Интернет – ресурсы – 15%

Экскурсии в музеи – 8%

А есть ли сейчас богатыри? Кого можно назвать?

Да, есть богатыри (спортсмены, военные) – 85%

Можно ли стать богатырем?

Большинство детей и взрослых считают, что можно. Для этого нужно верить в себя, заниматься спортом, быть справедливым, добрым, мудрым, честным, тренировать силу воли, духа, помогать людям, быть патриотом. Но часть детей и взрослых считают, что не получится. Потому что физические и духовные данные закладываются от природы. Можно стать хорошим человеком, сильным спортсменом, героем, но не богатырем.

Почетно ли в наше время быть богатырем?

Часть детей (30 %) считают, что сейчас богатырем быть не почетно. Потому что со временем перестали цениться черты характера, за которые богатырей уважали, и стремления людей изменились в сторону достижения материальных ценностей. Но большинство (70 %) детей считают, что почетно. Потому что нам не хватает таких людей как богатыри, верят в вечные человеческие ценности, смотрят с надеждой и оптимизмом в будущее.

Таким образом, в результате исследования, мы узнали значение термина «былины», познакомились с основными Богатырями Земли Русской, провели социологический опрос, результаты которого показали нам знания людей современного мира об истории богатырей.

Моя гипотеза подтвердилась. Богатыри – это не вымысел сказителя, действительно, жили люди, которые стали прототипами сказочных богатырей.

Мы должны быть благодарны тем, кто сумел записать былины и издать их. Их песни – сказания доставляют нам художественное наслаждение и остаются для нас, читателей, образцом поэтического вдохновения.

По былинам богатырей объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поединок с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.

В былинах и легендах они часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.

В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву.

Все описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное время. Воевода Добрыня – при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м, а Алеша Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.

Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица – Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки.

Подобные качества отчасти присущи и богатырям. С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей – защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча).

Читая былины, мы нашли много исторически достоверных примет. Например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копьё, шлем, кольчуга – всё это есть и у богатыря.

Былины настолько достоверны, что по описаниям былин учёные восстанавливали старинные облики зданий, описывали быт предков.

А и сильные, могучие

богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

-Не родом богатырь славен, а подвигом.

-Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

4. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.

1.Картинки с сайта в Интернете.

2. Былины. Русские народные сказки. М.: Детская литература, 1986.

3. Интернет-сайт Википедия.

4. Подготовили ряд вопросов в виде анкеты. Опрошены ученики 4 «В» класса (16 человек)

Опрос одноклассников на тему: «Русские богатыри».

На вопрос «Кто такие богатыри?»

Какие основные качества богатыря?

(Физическая сила, сила духа, любовь к Родине, хитрость, смекалка, военное искусство)

Что Вас привлекает в богатырях?

Из каких источников получены знания о богатырях?

(Книги, интернет – ресурсы, кино, мультфильмы, экскурсии в музеи)______________________________________________________________________________________________________________________ А есть ли сейчас богатыри? Кого Вы можете назвать?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *