Что относится к богу 4 класс
Конспект урока по ОРКСЭ «Человек и Бог в православии» (4 класс)
Цель: Актуализировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура¸ религия, этика, используя работу с тестом и текстом учебника. Сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване. Первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы в таблице.
Основные вопросы урока:
Какие дары Бог дал человеку.
Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
На уроке 3 мы должны, прежде всего, уяснить себе, в каких отношениях, с точки зрения православной культуры и веры, находятся Бог и человек, человек и Бог. Для этого необходимо обратиться к книге «Бытие», главе 1-й – к сюжету о сотворении мира.
1. Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.
Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).
Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным.)
Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищённо, тепло, спокойно.)
2. Какие дары Бог дал человеку.
Наши предки были верующими людьми. Да и значительная часть современных людей тоже верит в Бога. У верующих людей есть священная книга – Библия. Это самая древняя книга на земле. Она переведена на 2400 языков мира. В ней и рассказывается о том, Кто такой Бог. В Библии говорится, что Бог – это Творец, то есть Он сотворил мир и человека.
Чтение книги Бытия о сотворении мира и просмотр слайдовой презентации.
Учащиеся получают раздаточные листы с отрывками из книги Бытия, а также с дарами Творца человеку (вклеить эти листы в тетрадь – в домашнее задание).
От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его.
Ребята! Прочитайте, пожалуйста, на с. 10 учебника сообщение в рубрике «Это интересно». Какая существует связь между словом «Бог» и словом «дары»?
3. Это интересно. Слово «Бог».
4. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.
Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу? (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)
А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.
Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики «Это интересно» на с. 11 учебника.
5. Это интересно. «Большая буква».
Итак, ребята, какие же выводы мы можем сегодня сделать?
Человек, сотворённый Богом, чувствовал себя, как именинник, которому подарили чудесные подарки, и был очень благодарен за них Богу. Он хотел никогда не огорчать, а, наоборот, всегда радовать своего Создателя и жить так, чтобы, глядя на человека, Творец всегда был им доволен. То есть верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.
1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда,
выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят:
« Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением,
бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во
дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».
Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие
напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.
2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги
нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно
На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь,
обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе
связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.
7. Домашнее задание:
1) Устно ответьте на вопросы с. 11 учебника
2) Рисунок «Сотворение мира».
NB ! Поскольку учебники часто на дом не выдаются, домашнее задание можно распечатать на листках. Раздать детям и также вклеить в тетради.
Конспект урока по Основам Православной Культуры на тему » Бог и человек в Православии»( 4 класс)
Конспект урока по Основам православной культуры
Тема : « Бог и человек в Православии»
Цель : духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников посредством приобщения к православной культуре.
1. Обучающая: актуализация смысла Священной истории для младших школьников с учётом состояния их духовно – нравственного развития;
2. Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
3. Воспитывающая : усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Прозвенел звонок веселый.
Всех собрал он на урок.
Ну-ка дети, все готов?
Начинаем ровно в срок!
На места все тихо сели,
Приготовились все слушать.
Я урок сейчас начну.
— Ребята, посмотрите на солнышко .( слайд 2)
-Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
II. Актуализация знаний.
-Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром, великой книгой, открывающей свои тайны каждому разумному человеку, научающей добру и красоте.
Но прежде, чем перевернуть еще 1 страницу этой книги, давайте вспомним о чем нам удалось узнать на предыдущем уроке.
1. Фронтальный опрос
— Что такое культура?
— Какие слова благодарности вы знаете?
— Найдите соответствие между понятием слова и его определением ( слайд 3)
Культура Это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в
в нашем мире не одинок
Православие Это место, где человек родился, живет со своими родителями, друзьями
Христианство Это истинное представление о Боге и творении
3. Индивидуальная работа
Культура дает человеку знание о…
Правилах хорошего тона
Материальном состоянии народа
— Культура дает человеку знание о духовных ценностях ( слайд 4)
-Религиозным человеком можно назвать, если …
2) Называет себя верующим
3) Знает основы религии
— Что является самым важным показателем религиозности человека?
Демонстрирование своего отношения к религии других людей
Положение в церковном мире
— Самым важным показателем религиозного человека является вера( слайд 6)
III. Самоопределение к деятельности.
1.Чтение текста по ролям (Слайд 7)
Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:
— А тебе не страшно было?
— А потом я кое-что вспомнил…
— Вспомнил, что с Богом бояться не надо.
Ребята в недоумении замолчали.
Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:
— Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!
Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:
— В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…
Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:
— Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно чувствую что-то доброе…
Оцените поступок Вани. Объясните, почему вы так его оцениваете.
— Можно ли назвать ( считать) Ваню верующим человеком?
(Да, т.к. он уверен, что Бог есть.)
— С кем сравнивает Ваня Бога? Почему?
( Ваня сравнивает Бога с отцом или мамой потому что чувствует его защиту.)
Ваня не смог объяснить своим друзьям, кто такой Бог. А вы можете?
— Задайте вопрос на который мы должны ответить на нашем уроке.
— Какова цель нашего урока?
2) Прослушивание стихотворения
Над землею солнышко
Ясное встает.
За окном воробышек
Радостно поет.
Росы серебристые
На цветах горят.
Выйдем в поле чистое
Мы рассвет встречать.
Этот мир прекрасный
Нам Создатель дал.
Хочет Он, чтоб каждый
Истину познал.
Чтобы каждый понял,
Что на небесах
Есть Отец всесильный,
Есть Податель благ.
IV Физкультминутка ( слайд 8)
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
V Изучение нового материала
-Итак, тема нашего разговора «Человек и Бог в православии». (слайд 9)
1) Прослушивание Легенды про град Китеж
Слышали ли вы легенду о невидимом граде Китеже? О городе, что исчез под водою и живёт там незримою блаженною жизнью? А случилось это так «Не было на земле русской города краше Китежа. ( слайд 10)
Далеко разносилась о нём молва: о пышных дворцах, узорчатых теремах, белых злато-купольных храмах, колокольнях, звенящих в поднебесье. Славные мастера жили в этом городе, трудолюбивые и умелые. Мудрый князь правил Китежем: выше богатства ставил он благочестие и добро. И не было в городе нищих, убогих и брошенных. Но пришла в Китеж беда нежданная.
Надрывно стонали колокола. Город Китеж взывал о помощи. Встал стар и млад на защиту родного города. Не смолкал плач; не переставая днём и ночью, шли службы в храмах. И услышал Бог их молитву. Встал на защиту праведных. Избавил Он город от дикой орды, от разорения и погибели. Уже видели татары впереди крепостные стены и огни сторожевых башен, слышали тревожный гул набата – и вдруг всё разом исчезло! Подскакав на разгорячённых конях к месту, где только что виделся город, враги онемели от изумления: перед ними оказалось чистое бездонное озеро! (слайд 11)
Вода его была столь прозрачна, что, казалось, озеро сияет. И неясно было – волны ли о берег бьют, колокола ли перезванивают? В ярости повернуло татарское войско».
Говорят, и доселе в ясный день из неизведанной глубины таинственного озера Светлояра слышен колокольный перезвон. А некоторым, особенно терпеливым и чистым душою людям, посчастливилось рассмотреть в его завораживающей бездонности храмы и колокольни, башни и терема …(слайд 12)
Подобно сказочному граду Китежу есть рядом с нами другая, невидимая страна. Всё в ней удивительно. Всё благость и свет!
Это недоступное для многих людей Царство Духа. Слышали ли вы когда-нибудь об этом дивном Царстве? Тогда мы постараемся немножко узнать об этом царстве.
— Откуда к нам пришло слово «Бог»?
Все свойства Божии исходят как солнечные лучи от Единого Бога.
Я расскажу вам, как Бог создавал мир.
Что же Бог сотворил в первый день? В начале, Бог сотворил небо и землю. 3емля состояла из бесконечного множества маленьких частичек. Из этих маленьких частичек Бог и строил мир. Вокруг была пустота и тьма над бездною. Было темно. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью. ( Слайд 13)
В о второй день по слову Божию появилось небо (облака, воздух ). ( слайд 14)
В четвертый день Бог создал небесные светила: солнце, луну и звезды. ( слайд 16)
В шестой день на земле появились разнообразные крупные четвероногие животные. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями земными . ( слайд 18)
В тот же день Бог сотворил человека, у которого была разумная душа, которая могла понимать добро, и воля, чтобы свободно стремиться творить добро. ( слайд 19)
— Каким Бог сотворил этот мир и человека в нем? Какими еще дарами наделил Бог человека, мы попробуем узнать познакомившись с произведением К.Д. Ушинского «Размышления маленького христианина о человеке».
Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.
Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.
В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.
Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной.
VI Физкультминутка для глаз( слайд 20)
VII Закрепление изученного материала
— Закончи предложение
На уроке я узнал, что…
Оказывается, что…
Я понял, что….
Родителям я хотел бы рассказать, что
IX Подведение итогов урока
— С какой темой познакомились сегодня на уроке?
-Объясните своими словами « Кто такой Бог?»
— Каким Бог сотворил этот мир и человека в нем?
Любите Бога ( слайд 23)
Лесной ручей бежал, журча,
Благоухала сныть-трава, кругом раскинув кружева,
И в нежном пении ручья звучали мудрые слова:
«Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!»
Весенний ветерок живой шептал, слегка шурша листвой:
«Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!»
Небес сияла синева, и золотом лились слова:
«Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!»
Благодарю вас за работу
X Домашнее задание
Нарисуйте рисунок на тему «День творения Мира».
Презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс на тему «Человек и Бог в православии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основы православной культуры Тема урока: «Человек и Бог в православной культуре»
Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы. (По Л.Н. Толстому)
Проверка домашнего задания Рассказы учащихся:«Культура и религия»
Найдите соответствие между понятием слова и его определением Родина Культура Православие Христианство Религия это правила, нормы, обычаи, проведение праздников, встречи гостей это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок это место, где человек родился, живёт со своими родителями, друзьями это истинное представление о Боге и творении это религия, которая проповедует то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир
Культура даёт человеку знание о духовных ценностях.
Религиозным человека можно назвать, если соблюдает правила, установленные в его религии;
Самым важным показателем религиозного человека является вера.
«Как Бог сотворил первых людей».
Основные понятия Тело Душа Внутренний мир человека
«Размышление маленького христианина о человеке» К.Д. Ушинский «Я теперь не очень велик и силен. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придется умереть. Но душа моя не умрет никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растет, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит все, знает все, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, не смотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». К.Д.Ушинский.
Прочитай, подумай, сравни! Какая главная мысль этих размышлений? Что главное в человеке? Какими способностями может обладать душа? Назовите их. Согласны ли вы с К.Д. Ушинским?
Исследовательская работа « Способности человека и животного» человек животное Дар слова Разум Воображение Память Совесть Есть ли желание стать лучше Вера в Бога
Вывод « У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше»
Работа с текстом Выписать из текста 2 – 3 предложения, в которых говорится о Боге и мире. Объяснить, как поняли эти предложения. Обсуждение результатов работы.
ЗАГАДКА Хозяйка – д _ _ а человека Домик – т _ _ о человека Эконом – с _ _ _ _ е Зала – л _ _ _ _ е Ставенки – г _ _ _ а Разгадай и попробуй понять, о чём здесь идёт речь
Итог урока Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили? Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание Подготовь рассказ на тему: «Что значит быть православным человеком?»
Любите Бога! Лесной ручей бежал, журча. Благоухала сныть-трава, Кругом раскинув кружева. И в нежном пении ручья Звучали мудрые слова: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!» Весенний ветерок живой Шептал, слегка шурша листвой: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!» Небес сияла синева, И золотом лились слова: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!»
Презентация по ОРКСЭ на тему » Человек и Бог в православии» ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Человек и Бог в православии Урок 3
Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».
Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия?
Происхождение слова Бог В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.
Пусть каждый из вас изготовит ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ
На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.
Ванечка с котенком
1. Почему Бога называют Творцом? 2. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? 3. Можно ли назвать Ваню религиозным человеком? Как его религиозные убеждения проявились в его поступке? 4. Попроси родителей, других взрослых рассказать тебе о православии. Вместе подумайте над вопросом: Что значит быть православным человеком?
Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы. Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…». Интересно
«Размышление маленького христианина о человеке» К.Д. Ушинский «Я теперь не очень велик и силен. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придется умереть. Но душа моя не умрет никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растет, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.
Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит все, знает все, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живет невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, не смотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». К.Д.Ушинский.
Прочитай, подумай, сравни! Какая главная мысль этих размышлений? Что главное в человеке? Какими способностями может обладать душа? Назовите их. Согласны ли вы с К.Д. Ушинским?
ЗАГАДКА Хозяйка – д _ _ а человека Домик – т _ _ о человека Эконом – с _ _ _ _ е Зала – л _ _ _ _ е Ставенки – г _ _ _ а Разгадай и попробуй понять, о чём здесь идёт речь лаз уш ел ердц егко
Любите Бога! Лесной ручей бежал, журча. Благоухала сныть-трава, Кругом раскинув кружева. И в нежном пении ручья Звучали мудрые слова: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!» Весенний ветерок живой Шептал, слегка шурша листвой: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!» Небес сияла синева, И золотом лились слова: « Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!»