Что относится к базовым социальным установкам педагога
Социально-педагогические установки в профессиональной деятельности педагога
В соответствии с этой парадигмой установка как готовность к осуществлению профессиональной деятельности и «отдельные» психологические феномены ее проявления есть единая мотивационная система, «актуальная социальная диспозиция личности» (В.Я.Ядов).
Представляется правомерным в этой системе выделять специфические профессиональные установки. Обозначить их содержание можно через описание структуры профессиональной деятельности. Применительно к практической деятельности педагогов мы выделяем конструктивные, коммуникативные и эмотивно(рефлексивные профессиональные установки.
Практическая педагогическая деятельность дает возможность исследовать влияние профессиональных установок на продуктивность деятельности учителей и руководителей школ. Под продуктивностью деятельности мы понимаем целесообразность, а профессиональное мастерство рассматриваем как овладение комплексом продуктивных профессиональных технологий.
Под критерием продуктивности ситуативной установки следует понимать психологическую готовность педагога к восприятию, оценке ситуации и социальному действию, которые обеспечивают реализацию педагогической цели как запланированного результата деятельности.
2. Среди социально-психологических установок выделяются специфические профессиональные установки, возникающие и функционирующие в деятельности и заключающие в себе ее особенность.
3. Одним из факторов овладение продуктивными технологиями профессиональной деятельности следует считать формирование и развитие продуктивных профессиональных установок, являющихся неотъемлемой частью педагогической психотехнологии.
4. Методом исследования и формирования продуктивных профессиональных установок может быть СПТ профессиональных умений.
Что относится к базовым социальным установкам педагога
ПЕДКАМПУС ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
тесты для Педкампус с ответами
1. Какая наука рассматривает проблемы перевоспитания лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы?
+ Пенитенциарная педагогика
Тифлопедагогика
Лечебная педагогика
Коррекционная педагогика
2. Суть какого подхода заключается в том, что изучение педагогического пройесса осуществляется как системы с определенной структурой, в которой каждый элемент при решении поставленных задач выполняет своб функцию?
+ целостного
Полисубъектного
Функционального
Личностного
3. Объектом педагогики является:
Индивид
Система явлений, связанных со здоровьем и психикой индивида
Система явлений, связанных с целенаправленным развитием индивида
+ психика индивида
6. Педагогический процесс включает в себя:
+ предмет
+ духовные средства
+ продукты
+ объекты
7. Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?
история педагогики
педагогическая компаративистика
+ общая педагогика
методология педагогики
8. Что является предметом педагогической практики?
воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс
+ условия, формы, способы, средства организации и осуществления деятельности по овладению общественным опытом, социальными и духовными отношениями
теоретический анализ сущности, закономерностей, тенденций процесса воспитания
деятельность и отношения личности
9. Процесс усвоения индивидом социального опыта, системы общественных связей и отношений называется?
воспитание
+ социализация
обучение
педагогика
10. Педагогика направлена на решение проблем, связанных с:
+ организацией освоения подрастающими поколениями накопленного обществом опытом
+ созданием условий для развития и формирования человека и управлением этими процессами
+ определением целей, путей, способов и средств организации развития и формирования человека
созданием условий для реализации лидерского потенциала людей, их самоопределением в политическом пространстве
12. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
наблюдение
тестирование
ассессмент
+ анкетирование
13. Что из нижеперечисленного относится к педагогике?
+ разрабатывает формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся
+ разрабатывает теорию и технологию организации процесса обучения и воспитания
+ изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни
+ разрабатывает стратегию и способы взаимодействия педагога и ученика
14. Что из нижеперечисленного не имеет отношения к педагогической науке?
представляет собой отрасль научного знания, которая, раскрывает сущность, структуру, цели, механизмы и закономерности образования
разрабатывает новые эффективные модели воспитания и обучения как подсистем целостного образования, способы и средства их практической реализации
+выражает собой совокупность индивидуально полученных на практике умений, навыков и приемов воспитания и обучения
представляет образование как процесс, деятельность и совокупность отношений
15. Какие науки изучают образование?
+ социология
+ экономика
+ философия
+ педагогика
16. Являясь сложным многоаспектным феноменом, образование может иметь различные интерпретации. Укажите какие:
+ антропологическую
+ культурологическую
+ этнологическую
+ политическую
17. Что изучает педагогические методы работы с плоховидящими и слепыми людьми?
олигофренопедагогика
сурдопедагогика
+ тифлопедагогика
логопедия
18. Что из нижеперечисленного изучает традиционную педагогику различных народов?
+ этнопедагогика
методология педагогики
педагогическая компаративистика
сравнительная педагогика
19. Педагогическая теория представляет собой:
совокупность обобщенных знаний и идей, истолковывающих и научно объясняющих процессы, происходящие во время обучения
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне исключительно теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
+ комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение)
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании (воспитании, обучении), которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
20. Какая интерпретация феномена образования трактует его с точки зрения осуществления человека как телесного, душевного и духовного существа на протяжении всей его жизни в его онтогенетическом развитии в пространстве культуры и социальных отношений?
социологическая
культурологическая
психологическая
+ антропологическая
Педагог как личность и профессионал
Категория «личность учителя» различными авторами понимается неоднозначно. Выделяются следующие психологические структуры: направленность, характер, способности и самосознание, в свою очередь, каждая из них включает в себя целую систему качеств, свойств, характеристик. Традиционным подходом в исследовании личности учителя является изучение составляющих структур и их последовательное соотнесение между собой; отдельно изучаются части, затем по ним воспроизводится целое. Однако отдельные описания, взятые ни сами по себе, ни в их совокупности, не способны дать представление о целостности живой человеческой личности.
Смысловая вертикаль положена М.Н.Мироновой в основу построения целостной модели развития личности учителя (1996).
То или иное число уровней присутствует в каждом человеке, и ситуационно в тот или иной момент побеждает один из них. Но можно говорить о типичном для данного человека уровне. Изменения личностно-смысловых уровней сопровождаются глубоким кризисом, возможны изменения «восходящие», связанные с развитием, и «нисходящие», связанные с регрессом. Изменения содержания смысловых структур являются общепсихологической закономерностью.
Исход кризиса непредсказуем: неизвестно, выйдет ли вообще человек из кризиса, разрушения какой интенсивности и до какого основания предстоит ему пережить, продолжится ли после этого восходящее развитие или начнется падение. По Ф.Е.Василюку,
В модели развития это находит выражение в том, что в случае непродуктивного проживания кризиса изменяются направление и характер движения. Остановки движения, вероятно, быть не может. Постоянно порождая энтропию, личность служит источником саморазрушения, разрушения и в конце концов смерти (физической или психологической) для себя или окружающих людей, жизни в целом, превращаясь из силы, противостоящей мировому хаосу, в силу, его питающую. Отсюда понятно, сколь важно, чтобы кризисы развития переживались учителем продуктивно. Его поворот к «психологической смерти» означает соответствующее разрушение учеников, их болезни и трудности развития.
На группоцентрическом уровне человек отождествляет себя с группой, входит в единство, скрепленное социальными связями и групповой моралью. Тогда учитель устремлен на воспитательную работу с детским коллективом, на формирование у учеников чувства сопричастности к своему народу, малой и большой Родине, гражданской позиции. Но если уровень является доминирующим, то интересы коллектива для учителя также выше интересов отдельного ребенка, ими можно жертвовать; знание по учебному предмету также выше интересов развития. Личная жизнь (своя и ученика) не является ценной и важной, учитель не видит в ней глубины, богатства и не может способствовать развитию индивидуальности ученика. Сам же он, принимая в качестве наивысших для себя ценностей доктрину государства, мораль коллектива, идеологию какой-либо партии, является лишь средством для их реализации. Когда человек отдает свою жизнь в качестве средства для чего-либо, он теряет смысл жизни С.Л.Франк (1990).
Почти неличностный уровень связан с совсем незначительной личностной негэнтропией. Если весь человек «укладывается» только здесь, его существование приводит к деградации окружающей жизни: он употребляет в пищу «живые» продукты с пониженной относительно неживой окружающей среды энтропией. Соображение о том, что необходимо соотнесение степени повышения энтропии за счет «питания негэнтропией» и меры созидательности фактически было высказано Э.Шредингером (1996). Антиэнтропийная деятельность человека проявляется в культуре, но этот «докультурный» уровень практически не имеет к ней отношения. В случае, если он интенсивно присвоен учителем, то фактически является поставщиком хаоса, помехой для созидательной работы.
К созидательной деятельности относится и весь целостный акт жизни такого человека, потому что ее осуществленность близка к абсолютной. Люди духовного уровня способны целостно понимать бытие: мудрецы, праведники, философы (не путать с преподавателями философии), пророки, святые старцы. Учитель на этом уровне сверхсозидателен, и по достижении «поры» его ученики смогут стать мудрецами, философами, праведниками, через которых горнее спустится на землю.
Опросы воспитателей показывают, что большинство из них склонны высоко оценивать роль личности в педагогической деятельности (60%), 20% придают значение методике, технологиям и 30% склонны соединить то и другое. Действительно, личностное и профессиональное в труде учителя взаимообусловлены (Маркова А.К., Поляков С.Д.).
На начальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свойства педагога имеют первостепенное значение. С годами профессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее, прежде всего в плане профессионально важных качеств. Профессионала легко отличить от представителей других профессий. Также узнаваем и педагог.
К сожалению, профессиональная деятельность не только развивает личность человека, но и деформирует ее, превращая в человека с «флюсом». У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информационном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции общения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п.
Мотивы, которые побуждают педагога к деятельности весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессиональным становлением: стремление к признанию, самоутверждению — акцентировка на содержании воспитания, обучения — повышенный интерес к способам педагогической работы — преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка.
Второй уровень социальных установок (аттитюдов) обнаруживается в непосредственном взаимодействии педагога с воспитанниками. Установки этого уровня направлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия с воспитанниками. Каждая из этих установок имеет множество вариантов, расположенных на оси субъект-объектного и объект-субъектного понимания педагогического процесса.
В субъект-субъектной установке педагога проявляются:
Противоположные тенденции проявляются в субъект-объектной установке педагога.
Итак, личностное проявляется в профессиональном через ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личностных, индивидуальных особенностей воспитателей. Педагогические установки педагога формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубинно с мировосприятием педагога, его жизненными смыслами. Вот почему изменение педагогических установок педагога невозможно без работы психолога с его личностью.
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальные установки участников образовательного процесса на обучение в психологически безопасной образовательной среде
Суханова С.В.,
начальник Центра МЦРКПО, к.психол.н.
Образовательная среда имеет большие возможности для обеспечения высокого уровня психологического благополучия для всех её участников. Внутренние установки, ценностные ориентиры, профессиональные модели педагогического поведения, основанные на взаимном уважении и недопущении конфликтов в межличностных отношениях, оказывают непосредственное влияние на формирование психологически здоровой личности ребенка.
Ученикам всех классов были заданы следующие вопросы:
Приведенный ниже рисунок №1 наглядно демонстрирует, что вкладывают в понятие «психологическая безопасность» участники фокус-группового исследования (размер слов зависит от частоты упоминаний соответствующей категории в высказываниях). Рисунок №2 наглядно демонстрирует, что вкладывают в понятие «психологическое насилие» участники фокус-группового исследования (размер слов зависит от частоты упоминаний соответствующей категории в высказываниях).
Важно обратить внимание на то, что педагоги в подавляющем большинстве считают, что психологическая безопасность связана с размытым, неопределенным восприятием некоторого комфорта, общего благополучия. Для подавляющего большинства участников фокус-групп психологическая безопасность является свойством среды, которая должна быть неагрессивной, дружественной, в ней не должно быть давления, стрессов. В этой связи очень показательными являются ответы педагогов на вопрос: «Что может обеспечить психологическую безопасность педагога?».
В основном требования участников образовательного процесса в этой области носят гедонистический характер и связаны с максимизацией комфорта и защиты. Находясь на таких позициях, педагоги реагируют усталостью, чувством незащищённости, потерей смыслов и эмоциональным выгоранием, тогда как родители демонстрируют требовательность и критичность.
Ниже приведем подробное описание каждой из категорий контент-анализа, которые составили фактически перечень субъективных параметров-индикаторов психологической безопасности образовательной среды:
1. Отсутствие давления, унижений, агрессии. Акцент в ответах ставится на отсутствии различных негативных проявлений в образовательной среде. Наиболее типичные высказывания:
2. Общие слова (чтобы не было плохо). Наиболее формальные и клишированные ответы. Наиболее типичные высказывания:
3. Гармония. Достаточно общие высказывания, оторванные от реального контекста, излишне возвышенные и, вследствие этого, достаточно бессодержательные. Наиболее типичные высказывания:
4. Комфорт. Один из наиболее популярных односложных ответов, отождествляющих психологическую безопасность и комфорт. Наиболее типичные высказывания:
5. Защищенность, безопасность, соблюдение границ. Акцент на чувстве защищённости, которое является скорее атрибутом среды, чем внутренним свойством человека, на поддержании конфиденциальности и не нарушении доверия. Наиболее типичные высказывания:
6. Отношения. Данная категория является самой популярной. К ней относятся высказывания, описывающие психологическую безопасность через различные характеристики отношений внутри коллектива.
В связи с тем, что категория является достаточно широкой, внутри нее была создана отдельная, более дробная категориальная сеть, описанная в следующей таблице:
Отсутствие конфликтов | Уважение | Доверие | Поддержка | Доброжелательность | |
Педагоги | 6% | 38% | 4% | 26% | 26% |
Дети | 8% | 29% | 13% | 23% | 28% |
6.1. Отсутствие конфликтов. Основанием для определения психологической безопасности является неконфликтность коллектива. Одно из типичных высказываний в данной категории:
6.2. Уважение. В данной категории уважение понимается в широком плане. Здесь имеется в виду и уважение к мнению каждого члена коллектива, к его личному пространству, когда каждого готовы слушать и слышать и принимают его таким, какой он есть. Мысли, которые можно отнести к этой категории, на фокус-группах взрослых высказывались на порядок чаще, чем в детских фокус-группах. Наиболее типичные высказывания:
6.3. Доверие. Данная категория, популярная в первую очередь на детских фокус-группах, соответствует позиции, когда психологическая безопасность определяется в первую очередь через наличие доверительной среды, в которой существуют учителя и ученики. Эта среда является стабильной и предсказуемой, и человек, находящийся в ней может быть уверен, что это не изменится. Наиболее типичные высказывания:
6.4. Поддержка. В данной категории акцент на деятельной стороне отношений. Психологическая безопасность становится возможной в том случае, если в коллективе сложились отношения, способствующие оказанию помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается. Наиболее типичные высказывания:
6.5. Доброжелательность. Акцент на эмоциональной составляющей отношений — на взаимопонимании, на удовольствии от нахождения в отношениях, на отсутствии негативных эмоций, связанных с отношениями. Наиболее типичные высказывания:
В целом категория отношений является одной из ключевых в понимании респондентами психологической безопасности; выделение внутри неё отдельных категорий нельзя считать абсолютным, т.к. многие из них пересекаются между собой, хотя каждая из них и обладает определенной качественной спецификой.
7. Акцент на внутренних компетенциях, свойствах. Данная категория высказываний, выраженная у учеников в большей степени, чем у взрослых респондентов, отражает некоторую интернальность в определении психологической безопасности. Здесь речь идет о том, что для того, чтобы находиться в состоянии психологической безопасности, человеку необходимо прежде всего самому обладать рядом внутренних компетенций. Компетенции, которые упоминаются в высказываниях, относящихся к данной категории, относятся к различным сферам жизни: начиная от способностей в области коммуникации и заканчивая способностями к рефлексии и стратегиями совладания. Наиболее типичные высказывания:
8. Возможности для развития. Данная категория отражает существующее среди респондентов завышенное представление о психологической безопасности, в соответствии с которым образовательная среда не является психологически безопасной, если она не предоставляет возможностей для личностного развития. Наиболее типичные высказывания:
9. Соблюдение правил и норм. Психологическая безопасность обеспечивается в первую очередь определенной системой чётко оговоренных правил и норм, которые существуют в коллективе, которые известны каждому его члену. Наиболее типичные высказывания:
10. Стабильность, прогнозируемость. Данная категория во многом логически связана с предыдущей, но высказывания, которые к ней относятся, обладают качественной спецификой. В соответствии с ними, психологически безопасной является такая среда, которая является предсказуемой, в которой каждый может быть уверен в собственном будущем. Наиболее типичные высказывания:
11. Справедливость. Речь идёт о непредвзятости, последовательности в суждениях, справедливых оценках. Именно эти характеристики среды, с точки зрения некоторых респондентов, являются важной составляющей, необходимой для создания психологически безопасной среды. Наиболее типичные высказывания:
12. Эмоциональная составляющая, нет стрессов. Высказывания определяют психологическую безопасность не через её причины или необходимые для неё условия, а, скорее, через её следствия — через спокойствие и благоприятность среды. Здесь нет акцента на отношения, как это было в субкатегории «Доброжелательность». Речь идёт об отсутствии стрессов и об удовольствии, которое можно получать от работы и учёбы. Наиболее типичные высказывания:
Помимо описанных выше, также был выделен ряд частных категорий, которые появлялись только в рамках отдельных вопросов и не у всех категорий опрошенных.
Д) Непринятие. В высказываниях, речь идёт о непонимании окружающих, их отторжении, плохом отношении к ученику других учеников и учителей. Типичные цитаты:
Е) Игнорирование, бездействие. Акцент в определении психологического насилия ставится на бездействие учителя в ситуации, когда ученик, например, подвергается травле со стороны одноклассников, или непосредственно приходит к нему с просьбой помочь решить проблему. Типичные цитаты:
З) Несправедливость, неравноправие. Затрагиваются не только вопросы предвзятого отношения учителя к ученикам, но также и проблемы в отношениях между учениками, которые касаются неравномерной социально структуры школьных групп и существования непопулярных учеников. Типичные цитаты:
И) Манипуляция. Преимущественно высказывания являются нераспространенными и только номинально называют слово «манипуляция». Немногочисленные подробные высказывания показывают представление о манипуляции как о частном случае категории «Навязывание. Изменение». В таком контексте манипуляция представляет собой такую форму психологического насилия, которая ставит своей целью получение от человека чего-либо без учёта его собственных интересов без прямого принуждения. Типичные цитаты:
К) Провоцирование. Высказывания делают акцент на том, что субъект психологического насилия знает какие-либо слабые стороны, «больные места» объекта насилия и пользуется этим, чтобы добиться соответствующей реакции или задеть чувства. Типичные цитаты:
О) Буллинг, травля. Высказывания достаточно часто появляются в фокус-группах респондентов всех возрастов. Здесь могут встречаться различные проявления психологического насилия, которые были описаны выше, но их отличительной чертой является систематический характер и тяжелая эмоциональная нагруженность. Типичные цитаты:
П) Предательство. Такая форма психологического насилия описывается только учениками и проявляется в том, что тот, кому доверяет ученик, кого он считает своим другом, неожиданно, по непонятным причинам начинает вести себя агрессивно, начинает оскорблять и унижать. Типичные цитаты:
Р) Давление. Наиболее формальная категория высказываний. Выражена, в основном, в группах педагогов, администраторов и школьных психологов и представляет собой непосредственно слово «давление» без уточнения его значения.
В результате были выделены следующие обобщённые группы высказываний относительно психологической безопасности:
Категория «Гармония, комфорт, отсутствие стресса» представляет собой совокупность достаточно общих и зачастую формальных высказываний о внешне наблюдаемых или внутренне ощущаемых характеристиках образовательной среды. Данная категория в значительной мере отличается от остальных тем, что является не причиной, необходимым условием психологической безопасности, а скорее следствием её наличия или отсутствия, индикатором, по которому можно судить, является ли среда безопасной. Данная категория является более выраженной среди взрослых респондентов. В её состав вошли следующие более узкие категории:
Категория «Прогнозируемость» заключает в себе совокупность различных характеристик среды, отражающих её надежность и стабильность. К ней относятся высказывания о том, что связь между любым поведением и его последствиями является закономерной и очевидной для всех и возможной в случае, если существуют определенные правила, нарушение которых влечёт за собой справедливое наказание, если нет предвзятости в суждениях и оценках педагогов и одноклассников, если в образовательной среде не происходит частых значительных изменений, и она остается стабильной. В состав данной группы категорий вошли следующие более узкие категории:
Категория «Отношения» является самой распространенной среди всех участников образовательного процесса, при этом среди учеников она выражена в наибольшей степени. Качество отношений между участниками образовательного процесса является главным условием психологически безопасной среды и оценивается не только по количеству позитивных составляющих, таких как доброжелательность или уважение, но и по отсутствию различных проявлений психологического насилия. В состав данной группы категорий вошли следующие более узкие категории:
Категория «Интернальность» образована единственной категорией «Акцент на внутренних компетенциях, свойствах», является одной из наименее популярных категорий высказываний, но представляет собой одно из важнейших условий, необходимых для функционирования психологически безопасной образовательной среды. Осознание каждым своей доли ответственности за психологическую безопасность – свою и окружающих – наряду с обладанием необходимым набором коммуникативных и рефлексивных компетенций – принципиальное условие психологической культуры и благополучия образовательной среды.
В заключении хотим обратить внимание на то, что зафиксированная в подавляющем большинстве высказываний установка на максимизацию комфорта и защиты исключает из образования очень важный элемент — принудительность, требовательность. Подлинное образование, как и любая ситуация настоящего развития личности, во многом дискомфортно. Так же, как внутренне дискомфортен разрыв между тем, что есть и тем, что должно быть, между тем, что я знаю и понимаю, и тем, как я должен знать и понимать. В классической традиции образование — это благо, которое нужно заслужить упорным трудом. Поэтому интернальность, как способность управлять своими эмоциональными реакциями, поведением и событиями жизни, является, с нашей точки зрения, ключевым фактором формирования психологически безопасной среды.