Что относится к атрибутам материи
Материя (философия)
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
Содержание
История понятия
В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой.
В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.
Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности. [3]
По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе. [4]
Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует. [5]
В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.
Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». [6]
Атрибуты и свойства материи
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. [7]
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
Универсальными свойствами материи являются:
Универсальные законы существования и развития материи:
Формы движения материи
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: [8]
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
Материя и ее атрибуты
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.
В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие «материя», если уж очень хочется, но только как синоним слова «ничто».
Существует множество точек зрения что же такое «материя». Единого мнения у ученых-философов на этот счет нет.
Но важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.
Пространствохарактеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.
Времяхарактеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.
Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.
Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.
Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.
Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.
Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.
Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движениематерии, которое является основным способом ее существования.
При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.
Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, «старая» книга на полке «стареет», изредка «перемещаясь».
Именно такой смысл вкладывают в термин «движение», когда говорят, что матерая не может существовать без движения.
Движение обладает целым рядом важнейших свойств.
Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.
Материя производит движение в различных формах. Ниже приведена современная классификация форм движения материи.
Современная классификация форм движения материи включает:
· электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
· гравитационную форму движения;
· сильное (ядерное) взаимодействие;
· слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
· химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
· биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;
· социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно. вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется,. что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
Основные атрибуты материи.
Среди различных свойств материи есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называют атрибутами. К ним относятся такие неотъемлемые свойства материи как движение, пространство и время.
Материя во всех своих видах и формах находится в движении. В самом общем смысле слова, движение – это любое изменение вообще. Оно охватывает различные типы изменчивости, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и заканчивая процессами социальной эволюции.
Движение является всеобщим свойством материи, способом ее существования. Ему присущи такие свойства как объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость.
Под объективностью движения понимается его существование независимо от сознания как внутреннее свойство материальных объектов. Свойство всеобщности связано с отсутствием в мире материальных объектов, не претерпевающих никаких изменений.
Понимание абсолютности движения связано с понятием «покой». Движение и покой рассматриваются как противоположности, связанные между собой. Покой является моментом всякого движения, характеризуя материальный объект с точки зрения его устойчивости. Покой преходящ, временен, относителен, а движение постоянно, вечно, абсолютно. О покое можно говорить только по отношению к определенной системе отчета (если речь идет о механической изменчивости) или по отношению к определенной форме движения (если речь идет о других типах изменений). Покой относителен, поскольку он всегда преходящ и снимается в совокупном движении материи.
Тезис о несотворимости и неуничтожимости движения вытекает из самого определения движения как атрибута материи. Об этом свидетельствует и закон сохранения и превращения энергии. Из него следует, что движение не может исчезнуть, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные и качественные параметры.
Генетически порядок расположения основных форм движения определяется степенью возрастания их сложности и обусловленности каждой последующей формы предыдущей. Каждая высшая форма движения представляет собой естественный продукт развития низших форм. Вместе с тем каждая форма движения имеют свою качественную определенность. Она не сводится ни к высшим, ни к низшим по отношению к ней формам. Например, сущность человека нельзя познать через изучение биохимических процессов происходящих в живом организме. В свою очередь, закономерностями социального, нельзя объяснить биохимические, физические и другие процессы протекающие в природе.
Все тела и явления в мире находятся не только в движении, но и обладают определенной протяженностью и временной длительностью, т.е. имеют пространственные и временные формы своего существования.
К общим свойствам, характеризующим пространство и время как атрибутов материи относятся, прежде всего, объективность и всеобщность.
К основным свойствам пространства относятся: трехмерность (длина, ширина, высота), протяженность, однородность и изотропность (равноправность всех направлений).
Время характеризуется такими свойствами как: одномерность, необратимость. Оно течет от прошлого через настоящее к будущему.
Специфика пространственно-временных отношений на различных уровнях организации материи состоит в следующем. В неорганической природе существует мега-, макро- и микромир, где пространство и время имеет определенные особенности своего проявления. В органической природе пространственно-временные структуры выступают в формах левизны и правизны, симметрии и асимметрии. В обществе пространство и время имеет качественно своеобразную структуру, которая не сводится к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Различно протекает время у животных и человека. Социально-историческое время измеряется поколениями, веками, которые характеризуют те или иные события в памяти человечества.
Пространство и время являются необходимыми условиями движения материи, общими формами, в которых происходит движение материи. Ни один материальный объект не может существовать только в пространстве и не быть во времени, или быть во времени, но не находиться в пространстве. Всегда и везде любое тело существует как во времени, так и в пространстве. Движение как способ существования материи, пространство и время как ее органически взаимосвязанные формы, характеризуют всякое бытие. Открытия Н.И.Лобачевского, Б. Римана, А.Эйнштейна заставили пересмотреть взгляды на основные атрибуты материи. Современная наука открыла целый спектр, ранее не предполагавшихся материальных образований, находящихся в тесной пространственно-временной зависимости. Это фотонный газ, белые карлики, черные дыры, темная энергия и т.п. Наши представления о движении, пространстве и времени постоянно углубляются, расширяются. Каждый последующий этап в развитии науки привносит новое в их понимание.
Сейчас много говорится об экономическом пространстве. Не менее важным является вопрос о социальном и социально-политическом пространстве, являющихся нашим мировидением, определенным миром (картиной мира), в котором мы живем, действуем, реализуем себя как личность, в котором осуществляются наши надежды и цели.
Понятие материи: его эволюция, атрибуты материи
Материалистическая философия в качестве субстанции рассматривает только материю. Объективный идеализм материю не отрицает, но считает ее порождением духовного начала (Гегель). Субъективный идеализм рассматривает материю как совокупность ощущений познающего субъекта (Д.Беркли).
В материализме понятие материи прошло три этапа развития:
· наглядно-чувственное понимание существовало в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.): материя понималась как конкретная природная стихия или их совокупность (вода, огонь, земля, воздух), все вещи и явления – это проявление этих начал или одного из них;
· вещественно-субстратное понимание распространилось в эпоху Нового времени и сложилось благодаря успехам науки. Материя рассматривалась как конкретное вещество (твердое, жидкое, газообразное), состоящее из неделимых и неизменных атомов. Материальным считалось только то, что воспринимается органами чувств, то, что имеет форму, объем, цвет, запах и т.д. Свойства материи сводились к конкретным физическим свойствам и состояниям.
На этих этапах материя рассматривалась как нечто конкретное, в рамках третьего этапа она стала пониматься абстрактным образом:
· философско-гносеологическое понимание: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от сознания человека и отображающейся в его органах чувств (В.И.Ленин). Эта идея возникла в начале XX века в связи с революцией в естественных науках.
СРАВНЕНИЕ | МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА | НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ |
Физические свойства материи | Материя есть вещество | Поле как невещественная форма материи |
Атомы – это конечный пункт делимости материи, и сами атомы неделимы | Открытие микромира и частиц меньше атома (электрон и др.), делимости атома и его ядра | |
Атомы неизменны | Атомы изменяются (явление радиоактивности) | |
Материя непроницаема | Материя проницаема (рентгеновское излучение) | |
Масса тела – величина постоянная | Масса тела – величина переменная и зависит от скорости его движения (теория относительности) | |
Взгляд на мир | Действие законов механики Ньютона универсально для всего мироздания | Действие законов механики Ньютона ограничено пределами макромира |
Абсолютность свойств пространства и времени | Относительность свойств пространства и времени | |
Механистический детерминизм | Вероятностный детерминизм | |
Материя исчерпаема: сводится к конкретным физическим состояниям | Материя неисчерпаема: не сводится к конкретным физическим состояниям |
Были обнаружены формы материи, не имеющие вкуса, цвета, запаха – тех привычных свойств, с которыми ассоциировалась материя в рамках вещественно-субстратного понимания. В начале XX века в физике возник кризис: из факта, что не все материальные явления воспринимаются органами чувств, был сделан вывод, что эти явления не материальны. Возникла идея, что «материя исчезла» или является совокупностью наших ощущений (эмпириокритицизм – Э.Мах).
Материалистическое возражение состояло в том, что исчезла не материя: открытия показали, что вещественно-субстратное понимание материи устарело, ее нельзя сводить к конкретным физическим формам, уровням, свойствам, состояниям: у всех них существует нечто общее – то, что все они существуют объективно. На основе этого взгляда В.И.Ленин и сформулировал философско-гносеологическое понимание материи в противовес эмпириокритицизму.
Материя в современном понимании – это все бесконечное множество существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, основа всего многообразия явлений, свойств, процессов, форм движения. Материи присущи:
· вечность и бесконечность в пространстве;
· неисчерпаемость, многообразие форм ее бытия;
Атрибут – это совокупность неотъемлемых качеств объекта, без которых он перестает быть тем, чем является, утрачивает свою сущность.
Атрибуты материи:
· пространство и время;
Системность (структурность) материи:
· основные и не основные виды материи: первый образуют вещество, поле и физический вакуум, вторые – антивещество и антиполе;
· уровни организации материи – микромир(элементарные частицы и поля), макромир (тела, размерные человеку), мегамир(видимая часть Вселенной);
· сферы – неживаяиживая, социально-организованная материя.
Фундаментальные отличия живого от неживого:
· в вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоорганизованные макромолекулярные органические соединения – биополимеры, к ним относятся белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК);
· в структурном плане для живого характерно клеточное строение;
· в функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя: воспроизведение есть и в неживых системах, но в живых телах имеет место процесс самовоспроизводства – не что-то воспроизводит их, а они сами;
· в плане активности живые организмы способностью совершать определенные действия (эта способность у различных форм живого разнится в зависимости от уровня сложности живого организма);
· у живых тел существует обмен веществ, способность к росту и развитию, движению, приспособлению к среде, регуляции своего состава и функций.
Если в трактовке философии и науки эпохи Нового времени материя сводилась к веществу, то в настоящее время понятие материи резко расширилось и охватывает все ее виды, уровни организации и сферы.
Пространство и время. Существуют два противоположных подхода:
· пространство и время – это объективные характеристики самого мира;
· пространство и время – субъективные формы восприятия мира (И.Кант).
Среди сторонников первого подхода долгое время имелись разногласия по вопросу свойств пространства и времени и их соотношения с материей.
СРАВНЕНИЕ | СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ | РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ |
Отношение пространства и времени | Пространство и время существуют независимо друг от друга, между ними не существует взаимосвязи | Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и образуют единый континуум «пространство-время» |
Отношение пространства и времени к материи | Пространство и время существуют сами по себе наряду с материей как самостоятельные субстанции; если материя исчезнет, то пространство и время продолжат существовать | Пространство-время неразрывно связано с материей, зависит от процессов, происходящих в ней. Если материя однажды исчезнет, то пространство-время прекратит существование |
Сторонники – философы | Демокрит, Эпикур | Аристотель, Г.Лейбниц |
Сторонники – ученые | И.Ньютон обосновал понятия абсолютного пространства как бесконечной протяженности, вмещающей в себя материю и не зависящей от процессов в ней, и абсолютного времени как текущей равномерной длительности безотносительно к изменениям материальных систем | А.Эйнштейн отверг понятия абсолютного пространства и абсолютного времени и показал в рамках теории относительности, что они представляют собой не самостоятельные сущности, а особые отношения, связанные с динамикой материальных систем |
СРАВНЕНИЕ | Пространство | Время |
Определение | Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование материальных объектов и систем | Форма бытия материй, характеризующая длительность ее существования, последовательность состояний в развитии материальных систем |
Специфические свойства | Протяженность, трехмерность, изотропность | Длительность, одномерность, необратимость |
Универсальные свойства | Присущи и пространству, и времени: объективность существования, зависимость от строения и развития материальных систем, единство прерывности и непрерывности, бесконечность |
Движение. Наибольшую разработку проблема движения получила в эпоху Нового времени. В XVII-XIX веках сложились три концепции движения.
СРАВНЕНИЕ | Механицизм | Энергетизм | Диалектический материализм |
Движение | Движение – это перемещение тела в пространстве по законам механики | Движение – результат превращение одной формы энергии в другую | Движение – это не только перемещение тела в пространстве, это любое изменение |
Движение и материя | Движение – внешнее свойство материи, результат воздействия на тело внешней силы, к самодвижению материя не способна | Между материей и движением не существует взаимосвязи, материя превращается в энергию | Критика механицизма: движение – внутреннее свойство материи, она способна к самодвижению, источник – разрешение противоречий. Критика энергетизма: любая форма движения имеет материальный носитель. Механическое движение присуще неживым телам, физическое – атомам, химическое – молекулам, биологическое – живым телам, социальное – людям и обществу |
Соотношение форм движения | Редукционизм – высшие, сложные формы движения (биологическое и социальное) объясняются по аналогии с простой, низшей формой (механической), механическая форма универсальна | Высшие, сложные формы движения нельзя объяснять по аналогии с простыми, низшими формами: высшие, сложные возникают на основе простых, низших форм и включают их в себя, однако каждая форма движения обладает только ей присущими специфическими закономерностями |
Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» изложил основную идею концепции диалектического материализма: материя может существовать только в движении, движение – это атрибут, способ существования материи. Движение абсолютно, покой – относителен: покой – это момент, сторона движения.
Тема 2. СистемА – детерминизм – развитие