Что относится к аспектам лидерской модели
Функциональная модель лидерства
Что представляет собой функциональная модель лидерства?
Функциональная модель лидерства – это одна из моделей, разработанных для определения лидерских качеств. На протяжении десятилетий в области лидерства проводилось много исследований, и многие ученые пытались определить, что именно отличает подлинного лидера от остальных. Результатом этих исследований стала большая коллекция теорий. Все они классифицируются согласно перспективам исследований. Общие исследования в области лидерства включают теории качеств, поведенческие теории, теории непредсказуемости, трансформационные теории, транзакционные теории, теорию «великого человека» и функциональные теории.
Функциональные модели лидерства направлены, главным образом, на то, что должен делать лидер, и используются для описания функций и ситуаций, в которых лидеры должны взять на себя ответственность как руководители. Существуют различные функциональные модели лидерства, такие как модель лидерства, основанного на действии (Action Centered Leadership, ACL), Джона Адаира, а также пять лидерских практик Кузеса и Познера.
Функциональная теория лидерства разрабатывается посредством изучения успешных лидеров и выявления определенных действий и моделей поведения. После этого результаты анализируются на предмет взаимосвязи, показывающей, что именно делает лидер для успеха.
Функциональная теория лидерства
Функциональная теория лидерства – это теория, выявляющая специфическое поведение лидеров, которое, как предполагается, содействует повышению эффективности организации в целом или какой-то ее части. Суть теории заключается в том, что важнейшей задачей лидера является обеспечение группы всем необходимым. Это значит, что лидер успешен в руководстве и выполнении поставленной задачи в том случае, когда он успешно содействует повышению эффективности и сплоченности команды.
Согласно функциональной теории лидерства, тесно связанной с функциональной моделью руководства, лидерство не полностью зависит от одного человека. Согласно модели, лидерство основывается на последовательности моделей поведения группы. Эта последовательность моделей поведения представляет собой не что иное, как достижение целей и выполнение задач. Каждый член группы или организации может вести себя определенным образом, выполнять свои обязанности, поэтому каждый должен быть способен взять на себя роль лидера. Однако на практике выясняется, что различные люди обладают разными качествами, а также, что для руководства необходим определенный набор характеристик.
Теория лидерства Джона Адаира, основанная на действии (ACL)
Одной из наиболее популярных и влиятельных теорий функционального лидерства является теория лидерства Джона Адаира, основанная на действии. Эта модель состоит из трех пересекающихся кругов. Каждый из этих кругов представляет собой отдельную область лидерских функций.
Функциональная модель лидерства: Задача
Поставленная цель или задача должна выполняться группой людей, и не может быть выполнена одним человеком.
Функциональная модель лидерства: Команда
Команда может достичь отличных результатов только в том случае, если все члены этой команды достаточно развиты.
Личность
Люди ждут мотивации и непростой задачи для выполнения.
Рассматриваемая модель анализирует, каким образом может быть обеспечено удовлетворение потребностей, описанных выше. В большинстве организаций, потребности большинства сотрудников удовлетворяются руководителем, однако в некоторых организациях сотрудники берут на себя ведущую роль, даже когда не занимают официальной должности руководителя.
Образцовое руководство
Джеймс Кузес и Барри Познер представили замечательную версию функциональной модели лидерства в своей книге «Вызов лидерства», выпущенной в 1987 году. Она описывает больше аспектов, чем модель Адаира, и нацелена на руководителей высокого уровня, таких как генеральные директора. Пять практик элементарного лидерства превращают абстрактную концепцию руководства в набор доступных для понимания форм поведения и методов работы. Эта модель была одобрена Инвентарем методов лидерства (Leadership Practices Inventory, LPI). Текущее исследование неизменно подтверждает эффективность пяти практик образцового лидерства, а также их связь с эффективностью руководителей.
Кузес и Познер резюмируют свое исследование и результаты посредством пяти практик.
1. Влияние на процесс
Первой из пяти практик руководства является влияние на процесс. Это значит, что лидеры должны активно искать возможности изменения существующего положения дел. Для этого они ищут инновационные способы повышения эффективности организации или действуют путем проведения экспериментов и принимая рискованные решения. Неудачи и трудности используются в качестве возможностей для обучения. Преобразования даются нелегко, и именно поэтому нелегко создавать атмосферу, в которой было бы просто изменить статус-кво.
2. Вдохновение единой концепцией
Лидеры должны верить, что могут изменить ситуацию. Хороший руководитель имеет четкое видение будущего, обрисовывающее уникальную и идеальную картинку того, чем может стать организация в перспективе. Они заставляют остальную часть компании присоединиться к процессу развития посредством своей притягательности и немой убедительности. Немая убедительность имеет место в тех случаях, когда возможности или выгоды намеченного будущего становятся очевидными без прямых заявлений. Именно осознание убеждает людей.
3. Предоставление другим возможности действовать
Согласно функциональной модели лидерства в образцовом руководстве, настоящие лидеры создают возможности для эффективного сотрудничества и построения динамичных команд. Каждый сотрудник организации принимает активное участие в выполнении повседневных задач, и все уважают друг друга. Совместно они стремятся к созданию непринужденной, продуктивной и доверительной атмосферы. Это позволяет сотрудникам взаимодополнять друг друга, создавая ощущение потенциала и силы. Это придает команде уверенность в собственных силах.
4. Моделирование путей достижения цели
Руководители занимаются вопросами обращения с каждым сотрудником организации, а также поиском способов решения поставленных задач. Иными словами, они устанавливают стандарты для других и являются хорошим примером для подражания. Также они подают пример сотрудникам организации при внесении изменений. В случае крупномасштабных перемен, ставятся небольшие цели, поэтому достижение этих целей вызывает ощущение победы. Эффективные руководители разрушают бюрократическую структуру и разрабатывают оперативные внутренние решения для любых выявленных проблем. Если сотрудники не имеют четкого представления о выбранном курсе, лидеры предоставляют им руководящие указания.
5. Стимулирование
Чтобы добиться больших достижений в организации, необходимо проделать тяжелую работу. Чтобы обнадеживать сотрудников и придавать им решимость на всем протяжении этого процесса, руководитель должен систематически выражать признательность сотрудникам за их вклад. Работая в команде, сотрудники разделяют награды, в число которых входят корпоративные мероприятия.
Функциональное лидерство: резюме
В сфере лидерства было проведено множество различных исследований, позволивших определить, какими качества должен обладать настоящий лидер, или какой стратегии он должен следовать. Функциональное лидерство связано исключительно с действиями, необходимыми для повышения эффективности. Функциональная модель лидерства Джона Адаира визуализирует взаимодействие в команде, задачи и личность при помощи трех пересекающихся кругов. Другая модель, описывающая эту форму руководства, включает пять практик образцового лидерства, разработанных Кузесом и Познером.
Концептуальные модели лидерства
Образовательное лидерство
Три аспекта учебного лидерства:
Определение миссии школы:
Управление реализацией общей учебной программы:
Поддержание положительного учебного климата в школе:
Наибольшее влияние деятельности директора связано с тем, какую роль он играет в формировании миссии учебного заведения.
Школьный контекст влияет на тип учебного лидерства. Другими словами, тип лидерства, который целесообразен в определенном контексте или на определенном этапе развития школы, может быть недостаточным или даже привести к обратным результатам в другом контексте или на новом этапе развития.
Образовательные лидеры также влияют на качество результатов школьного образования. Их влияние будет более эффективным, если будет осуществляться не через прямое наблюдение за преподаванием и его оценкой, а путем согласования действий школьных структур и культуры, создания атмосферы непрерывного усовершенствования и высоких ожиданий в школе и моделирования передового опыта.
Лидерство следует понимать, как процесс взаимовлияния, а не одностороннее движение, когда лидер влияет на других. Поведение лидера определяется окружающим и школьным контекстом.
Реализация каждого аспекта лидерства требует владения навыками межличностного взаимодействия и налаживания соответствующих отношений.
Группа ученых ознакомилась с исследованиями за последние 20 лет и пришла к выводу, что директора предпочитают тратить больше времени на учебное лидерство, однако, анализ повседневной работы по видам деятельности каждый раз демонстрирует, что этому типу лидерства уделяется немного времени.
В процессе изменений учебное лидерство призвано влиять на параметры первого порядка, то есть условия, которые непосредственно связаны с качеством преподавания на уроке. Повышение мотивации, профессиональная заинтересованность и готовность внедрять инновационные методы прямо пропорциональны учительской оценке работы руководителя школы как учебного лидера. В этом понимании учебное лидерство само по себе может быть трансформационным.
Подобные черты учебного и трансформационного лидерства более весомые, чем различия между ними. Обе модели направлены на:
Трансформационное лидерство
Принято считать, что трансформационное лидерство позволяет понять школьное лидерство значительно шире, чем другие подходы, поскольку, кроме методов преподавания, этот стиль предполагает детальное изучение всех условий работы, которые способствуют достижению результатов школьного образования.
Целью трансформационного лидерства является рост персонала и повышение мотивации работников путем установления высоких целей. В противовес распространенным взглядам, что лидерство предусматривает формально-деловые отношения обмена, которые основываются на индивидуальных, обычно финансовых, внешних интересах последователей, продвигается идея лидерства, которое построено на взаимодействии с другими и направлено на повышение внутренней мотивации. Сформулировано понятие трансформационного лидерства, разработаны его критерии. Трансформационное лидерство состоит из четырех компонентов: харизмы, высокой мотивации, вдохновения других, индивидуального подхода и предоставления стимулов для творческой интеллектуальной деятельности.
Выделяют четыре ключевых аспекта трансформационного лидерства в школах, каждый из которых предусматривает три-четыре конкретизированные направления работы.
Аспекты трансформационного лидерства
Развитие человеческих ресурсов:
Создание культуры сотрудничества:
Решение кадровых вопросов для воплощения программы:
Трансформационное лидерство способствует достижению ценных результатов как для учеников, так и для учителей. Целью трансформационного лидерства является развитие способности других работников школы непосредственно влиять на результаты учебной деятельности. Например, по сравнению с коллегами других учебных заведений, в школах с трансформационным стилем лидерства выше вероятность того, что учителя будут довольны своим руководителем, готовы по собственной инициативе прилагать дополнительные усилия и больше заниматься вопросами школы и захотят ее совершенствовать. Существуют дополнительные эффекты трансформационного лидерства, которые проявляются в изменениях методов и форм работы на уроке, лучших показателях коллективной эффективности учителей, эффективном организационном обучении и повышении качественного уровня обучения и преподавания.
Коллективная эффективность учителей является существенным фактором для понимания ими важности партнерских отношений между школой и обществом. Несколько в меньшей степени она также влияет на готовность учителей к реализации миссии учебного заведения и помогает развивать их отношение к школе, как к обществу специалистов.
Трансформационный лидерский стиль директора и дистрибутивное лидерство в школе способствуют организационному обучению. Кроме того, чем выше учителя оценивали школу, как организацию, которая учится, тем позитивнее ученики воспринимали работу учителей на уроке. Соответственно, работа учителей оказывала сильное влияние на привлечение учащихся и их желание продолжать учебу в школе.
Функциональная модель лидерства
Что представляет собой функциональная модель лидерства?
Функциональная модель лидерства – это одна из моделей, разработанных для определения лидерских качеств. На протяжении десятилетий в области лидерства проводилось много исследований, и многие ученые пытались определить, что именно отличает подлинного лидера от остальных. Результатом этих исследований стала большая коллекция теорий. Все они классифицируются согласно перспективам исследований. Общие исследования в области лидерства включают теории качеств, поведенческие теории, теории непредсказуемости, трансформационные теории, транзакционные теории, теорию «великого человека» и функциональные теории.
Функциональные модели лидерства направлены, главным образом, на то, что должен делать лидер, и используются для описания функций и ситуаций, в которых лидеры должны взять на себя ответственность как руководители. Существуют различные функциональные модели лидерства, такие как модель лидерства, основанного на действии (Action Centered Leadership, ACL), Джона Адаира, а также пять лидерских практик Кузеса и Познера.
Функциональная теория лидерства разрабатывается посредством изучения успешных лидеров и выявления определенных действий и моделей поведения. После этого результаты анализируются на предмет взаимосвязи, показывающей, что именно делает лидер для успеха.
Функциональная теория лидерства
Функциональная теория лидерства – это теория, выявляющая специфическое поведение лидеров, которое, как предполагается, содействует повышению эффективности организации в целом или какой-то ее части. Суть теории заключается в том, что важнейшей задачей лидера является обеспечение группы всем необходимым. Это значит, что лидер успешен в руководстве и выполнении поставленной задачи в том случае, когда он успешно содействует повышению эффективности и сплоченности команды.
Согласно функциональной теории лидерства, тесно связанной с функциональной моделью руководства, лидерство не полностью зависит от одного человека. Согласно модели, лидерство основывается на последовательности моделей поведения группы. Эта последовательность моделей поведения представляет собой не что иное, как достижение целей и выполнение задач. Каждый член группы или организации может вести себя определенным образом, выполнять свои обязанности, поэтому каждый должен быть способен взять на себя роль лидера. Однако на практике выясняется, что различные люди обладают разными качествами, а также, что для руководства необходим определенный набор характеристик.
Теория лидерства Джона Адаира, основанная на действии (ACL)
Одной из наиболее популярных и влиятельных теорий функционального лидерства является теория лидерства Джона Адаира, основанная на действии. Эта модель состоит из трех пересекающихся кругов. Каждый из этих кругов представляет собой отдельную область лидерских функций.
Функциональная модель лидерства: Задача
Поставленная цель или задача должна выполняться группой людей, и не может быть выполнена одним человеком.
Функциональная модель лидерства: Команда
Команда может достичь отличных результатов только в том случае, если все члены этой команды достаточно развиты.
Личность
Люди ждут мотивации и непростой задачи для выполнения.
Рассматриваемая модель анализирует, каким образом может быть обеспечено удовлетворение потребностей, описанных выше. В большинстве организаций, потребности большинства сотрудников удовлетворяются руководителем, однако в некоторых организациях сотрудники берут на себя ведущую роль, даже когда не занимают официальной должности руководителя.
Образцовое руководство
Джеймс Кузес и Барри Познер представили замечательную версию функциональной модели лидерства в своей книге «Вызов лидерства», выпущенной в 1987 году. Она описывает больше аспектов, чем модель Адаира, и нацелена на руководителей высокого уровня, таких как генеральные директора. Пять практик элементарного лидерства превращают абстрактную концепцию руководства в набор доступных для понимания форм поведения и методов работы. Эта модель была одобрена Инвентарем методов лидерства (Leadership Practices Inventory, LPI). Текущее исследование неизменно подтверждает эффективность пяти практик образцового лидерства, а также их связь с эффективностью руководителей.
Кузес и Познер резюмируют свое исследование и результаты посредством пяти практик.
1. Влияние на процесс
Первой из пяти практик руководства является влияние на процесс. Это значит, что лидеры должны активно искать возможности изменения существующего положения дел. Для этого они ищут инновационные способы повышения эффективности организации или действуют путем проведения экспериментов и принимая рискованные решения. Неудачи и трудности используются в качестве возможностей для обучения. Преобразования даются нелегко, и именно поэтому нелегко создавать атмосферу, в которой было бы просто изменить статус-кво.
2. Вдохновение единой концепцией
Лидеры должны верить, что могут изменить ситуацию. Хороший руководитель имеет четкое видение будущего, обрисовывающее уникальную и идеальную картинку того, чем может стать организация в перспективе. Они заставляют остальную часть компании присоединиться к процессу развития посредством своей притягательности и немой убедительности. Немая убедительность имеет место в тех случаях, когда возможности или выгоды намеченного будущего становятся очевидными без прямых заявлений. Именно осознание убеждает людей.
3. Предоставление другим возможности действовать
Согласно функциональной модели лидерства в образцовом руководстве, настоящие лидеры создают возможности для эффективного сотрудничества и построения динамичных команд. Каждый сотрудник организации принимает активное участие в выполнении повседневных задач, и все уважают друг друга. Совместно они стремятся к созданию непринужденной, продуктивной и доверительной атмосферы. Это позволяет сотрудникам взаимодополнять друг друга, создавая ощущение потенциала и силы. Это придает команде уверенность в собственных силах.
4. Моделирование путей достижения цели
Руководители занимаются вопросами обращения с каждым сотрудником организации, а также поиском способов решения поставленных задач. Иными словами, они устанавливают стандарты для других и являются хорошим примером для подражания. Также они подают пример сотрудникам организации при внесении изменений. В случае крупномасштабных перемен, ставятся небольшие цели, поэтому достижение этих целей вызывает ощущение победы. Эффективные руководители разрушают бюрократическую структуру и разрабатывают оперативные внутренние решения для любых выявленных проблем. Если сотрудники не имеют четкого представления о выбранном курсе, лидеры предоставляют им руководящие указания.
5. Стимулирование
Чтобы добиться больших достижений в организации, необходимо проделать тяжелую работу. Чтобы обнадеживать сотрудников и придавать им решимость на всем протяжении этого процесса, руководитель должен систематически выражать признательность сотрудникам за их вклад. Работая в команде, сотрудники разделяют награды, в число которых входят корпоративные мероприятия.
Функциональное лидерство: резюме
В сфере лидерства было проведено множество различных исследований, позволивших определить, какими качества должен обладать настоящий лидер, или какой стратегии он должен следовать. Функциональное лидерство связано исключительно с действиями, необходимыми для повышения эффективности. Функциональная модель лидерства Джона Адаира визуализирует взаимодействие в команде, задачи и личность при помощи трех пересекающихся кругов. Другая модель, описывающая эту форму руководства, включает пять практик образцового лидерства, разработанных Кузесом и Познером.
Функциональная модель лидерства — презентация в PowerPoint
Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:
Премиальный контент
Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.
Как стать лидером: что нужно уметь и какой стиль управления выбрать
Что такое лидерство
Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.
«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.
Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.
Разница между лидером и управленцем
Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.
В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.
Менеджер:
Лидер:
Как появилось лидерство
Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.
Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.
На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.
Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.
Какие качества присущи лидерам
Типы и стили лидерства
Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.
Поведенческое лидерство
Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.
Ситуационное лидерство
Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.
Эмоциональное лидерство
Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.
Как стать лидером
Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.
Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.
Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.
Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.
Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.
Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.